Самоуважение и самооценка

Такое качество как самоуважение является важной психологической чертой для любого индивида. Она представляет собой наивысшую степень чувства достоинства, выступая в качестве исключительного положительного мнения о собственной личности. Самоуважение не стоит путать с завышенным самомнением, так как человек обладающий данной чертой также обладает строго адекватной самооценкой и объективным взглядом на свои достоинства и недостатки. Высокий уровень самоуважения – это залог успешности, а, следовательно, и удовлетворенности жизнью самого индивида. В то же время низкий уровень самоуважения препятствует достижению успеха в той или иной жизненной сфере.

Значимость самоуважения, как одной из постоянных психологических черт любого человека, сложно переоценить. Ее уровень определяется соотношением реальных достижений человека и внутренних, поставленных целей, их совокупность. В свою очередь, принято называть уровнем притязаний человека.

Притязания также представляют собой видение результатов, их уровень, которого он желает достичь в ходе работы. По мере деятельности, которая направлена на достижение и воплощение своих идеалов, человек всегда согласует достигнутое со своим внутренним видением конечной цели. Это позволяет ему также психологически зафиксировать факт прогресса, благодаря чему укрепляется самоуважение и самооценка.

Также это фактор, который определяет, будет ли человек эмоционально удовлетворен результатами своей деятельности или нет. Поэтому уровень притязаний играет особую роль для такого типа людей, которые не столько стремятся к успеху, сколько стараются избежать неудач, чего они достигают благодаря снижению своих притязаний. Так что такие факторы как самооценка, притязания, а также самоуважение, являются звеньями в системе саморегуляции индивида. Которая определяет уровень и направленность всей его деятельности.

Благодаря наличию самооценки человек способен соотносить свои цели и притязания со своими же внутренними ресурсами и возможностями. В течение всей жизни каждый из нас накапливает знания как об окружении и условиях социума, так и о собственной личности. Опираясь на них, индивид формирует «Я-концепцию», которая представляет собой обобщенную картину внутренних потенциалов и возможностей, которые он способен сопоставить с внешними факторами, препятствующими или способствующими достижению цели.

Самоуважение личности

Первое что образует самоуважение личности — это сугубо эмоциональный аспект, ощущение личностью своей индивидуальности и психологическое ее восприятие. Далее следует осознание уровня компетентности «Я» в той или иной сфере жизни или роде деятельности. Что напрямую также связано с иерархией приоритетов данного человека. Когда мы чувствуем что достигли больших успехов в своей деятельности, то ощущаем удовлетворение собой и, следовательно, наслаждаемся самоуважением. Разумеется, это оказывает положительное воздействие и в течение всей деятельности. Осознание успехов в той или иной сфере укрепляет нашу самооценку и чувство самоуважения.

Взаимоотношения с окружающими, а особенно личные отношения, являются важной частью каждого из нас. При этом они также связаны с самоуважением. Индивид, стремящийся к успеху и обладающий адекватным уровнем самооценки, как правило, ведет довольно здоровые, активные, положительные и насыщенные чувствами отношения. Имеет место и обратная связь – успешность во взаимоотношениях с важным и любимым человеком укрепляет уверенность в себе для индивида, а люди с недостатком самоуважения и низким уровнем самооценки часто страдают от сложностей в личной жизни и взаимоотношениях с окружающими людьми в целом.

На самоуважение, как и на самооценку, оказывают влияние многие внешние факторы. Для роста личности большую роль играет одобрение со стороны, в частности, принятие и поддержка в детстве родителями. Разумеется, после того как индивид взрослеет, ему требуется одобрение окружающих его людей. Речь идет о занятии определенного места в социуме, которое удовлетворяло бы притязания самого субъекта.

Человек начинает себя уважать только тогда, когда сможет всецело понять и принять свою настоящую личность. То есть уважение к себе возможно только на таком уровне, на котором индивид принимает свое внутреннее и внешнее «Я», сопоставляя его со своими притязаниями и идеалами. При этом также происходит оценка положительных и отрицательных качеств личности, принятие которых является необходимым условиям для полноценного самоуважения. Разумеется, свою роль может сыграть также одобрение со стороны другого человека, который является для данного субъекта неоспоримым авторитетом.

Недостаток самоуважения

Чувство самоуважения представляет собой, как говорят специалисты, совокупность из нескольких факторов. Оно зависит от того как человек себя ощущает в текущий момент и вообще, насколько он нравится себе, каковы его притязания, как высоко он оценивает важность себя и своих целей, свои возможности. Разумеется, в жизни каждого из нас полно таких ситуаций, которые подрывают какой-либо из этих факторов и, следовательно, вызывают недостаток самоуважения. Здесь особой ценностью обладает совет, призывающий гордо сносить жизненные неудачи и всегда подниматься после падения.

Когда человек ощущает, что ему недостает самоуважения, это компенсируется чрезмерной и показательной скромностью. Многим из нас с детства прививают убеждение, будто скромность – это крайне положительная черта. С одной стороны, так и есть, однако она весьма непрактична. Действительно положительная черта, которая способствует саморазвитию, успеху, и в то же время положительно влияет на культуру поведения – это адекватная самооценка и самоуважение. У скромности также есть свои положительные черты, но они особо важны для людей, которые стремятся избегать неудач, что хорошо для них в краткосрочной перспективе.

Можно избежать недостатка самоуважения, если вы ощущаете, что подвержены подобному состоянию.

Психологи дают следующие советы:

• Старайтесь составить четкий график своих дел и обязанностей. Делая все вовремя, вы обезопасите себя от неудач.

• Если возникает проблема, ищите пути ее решения, а не оправдания.

• Следите за собственным видом. Если вы будете следить за порядком вокруг, то всегда будете ощущать уверенность.

• Всегда следуйте своим принципам и совести. Не стесняйтесь прибегнуть к положительным аффирмациям и поддерживать себя положительными установками.

• Научитесь быть ответственным человеком, прощать обиды, забывать все дурное и помнить о положительных жизненных моментах.

• Научитесь планировать. Осознайте и примите свои цели и возможности их реализации, обдумайте все пути достижения желаний, оцените свои силы.

• Возьмите за правило всегда совершать обещанное другим и никогда не лгать.

Уровень самоуважения

Самооценка человека, а также его самоуважение, это те качества, которые составляют целостность его личности. При этом уровень самоуважения напрямую выражается в мотивации субъекта к деятельности, направленной на достижение желаемых целей. То есть самоуважение также зависит от степени притязаний данного индивида.

В настоящий момент психологами широко применяется классический тест Розенберга, задачей которого является как раз выявление степени и особенностей самоуважения человека. По крайней мере, данный опросник создавался именно в этой направленности. Однако дальнейшие исследования показали, что он также способен выявить наличие «самоунижения». При этом возможны варианты присутствия либо самоуважения, либо самоунижения, а также их сочетания. С преобладанием одного из факторов над другим. Многие показатели опросника также могут указывать на отдельные психосоматические нарушения или даже опираться на них. Это может быть депрессия, тревожность, чрезмерная активность, чувство межличностной опасности и другое.

Важно уметь развивать и поддерживать свой личный уровень уважения к себе. Это не просто мотивирует на дальнейшую деятельность, но также пробуждает благодарность к своему «Я». Человек тем счастливей, чем ближе он находится на пути к своим идеалам и может гордиться собой.

Потребность в самоуважении

Одними из важных потребностей человека в общей пирамиде являются так называемые потребности «третьей степени», представленные исключительно социальными нуждами и отношениями. Это порядок в семье, наличие друзей, личных отношений, привязанности, любви, признания. Важно понимать, что любой человек действительно нуждается во множестве данных факторов, даже если он сам не говорит об этом слух, так как не способен осознать свои переживания до конца. Различные условия, вроде тяжелой болезни или старости, могут сильно нарушить его привычные социальные контакты, из-за чего потребность в самоуважении и даже банальном общении перестают удовлетворяться.

Каждый из нас, общаясь с близкими, окружающими, даже незнакомыми людьми, никогда не остается равнодушным к тому, как они нас видят и оценивают. Помните, что существуют люди, вроде тех же стариков, которые испытывают недостаток в контакте, их успехам и достижениям некому порадоваться. Вы всегда можете оказать им поддержку и помощь, просто уделив время обычной дружелюбной беседе.

psytheater.com

Самоуважение личности

Самоуважение личности – это доверие и терпимость к себе, самоодобрение, принятие своего внутреннего мира со всеми его особенностями. Оно выражается в убеждении: «Со мной все в порядке. Я не хуже других. Я могу мыслить, любить, творить».

Самоуважение личности складывается из признания своих достоинств и снисхождения к недостаткам. Это чувство, внушающее спокойствие и уверенность в себе, переживается личностью как очень комфортное и мобилизующее. Оно позволяет достойно преодолевать жизненные трудности, является залогом успешной самореализации.

Самоуважение и самооценка

Самоуважение – производное самооценки. Поэтому так важно, чтобы она была адекватной. При заниженной самооценке возникает недостаток самоуважения, при завышенной – преувеличенное чувство собственной значимости. Оба перекоса ведут к краху надежд и утрате смысла жизни.

Тот, кто недооценивает себя, кто печется не о победах, а об уклонении от поражений, никогда не будет счастлив. Увы, подобных личностей на свете пруд пруди. Самая большая среди них группа – люди с высшим образованием, удовлетворяющиеся неквалифицированным трудом, избавляющим от груза ответственности. Такое отношение к своему потенциалу – метание бисера перед свиньями – свидетельствует о неукрепленной самооценке.

Непродуктивен и завышенный уровень притязаний, возникающий на почве переоценки собственных возможностей. Поставив перед собой непреодолимые барьеры, человек набивает себе кучу шишек, так и не достигнув цели. Все предпринимаемые им шаги наталкиваются на череду неудач и увенчиваются глубокой неудовлетворенностью.

Э. Фромм предупреждал еще об одной опасности: самоуважение большинства людей легко поколебать из-за зависимости их самооценки от мнения окружающих. Многим нужно ежедневно слышать от других: «Ты замечательный». Иначе они перестают себя уважать, постоянно опасаются, что окружающие – не дай Бог! – изменят к ним свое отношение. Приходится постоянно доказывать что-то другим и себе. Подобная уязвимость обрекает человека на ежедневные испытания.

Между тем, самоуважение и самооценка – если она адекватная – служат приводным механизмом личности. При правильном соотношении внутренних ресурсов с истинными желаниями, у человека появляется сильная мотивация к достижению жизненных целей.

Как определить недостаток самоуважения?

Есть категория людей, которые предпочитают всегда оставаться в тени. Их не тревожат амбициозные планы, у них нет конфликтов с окружающими, они довольствуются малым. В быту их называют скромными, с ними легко общаться, приятно иметь дело.

Однако излишняя скромность может свидетельствовать об ослабленном самоуважении. Чтобы проверить это, достаточно ответить на следующие вопросы:

  1. Чему вы придаете большее значение: своим достижениям или промахам?
  2. Доверяете ли вы себе так же, как авторитетным для вас личностям?
  3. Боитесь ли того, что придетесь кому-то не по вкусу?
  4. Часто ли вам приходится испытывать чувство самоуничижения?
  5. Стараетесь ли вы повышать уровень своих компетенций в доступных вам видах деятельности?
  6. Наверняка у вас есть или намечается проблема с дефицитом самоуважения, если, ответив на данные вопросы, вы обнаружили в себе следующий комплекс неполноценности:

  7. вы фиксируетесь исключительно на своих ошибках;
  8. судите о себе только по оценкам других людей, что вас постоянно тревожит и нередко выбивает из колеи;
  9. хотите понравиться всем и очень расстраиваетесь, когда кто-то от вас не в восторге;
  10. сравнивая себя с другими, чувствуете себя недостаточно конкурентоспособным, каким-то дефективным, вас преследует чувство отчужденности, изолированности;
  11. не предпринимаете ничего, чтобы расти в своих глазах: не развиваете своих способностей, не оттачиваете мастерства в общении, не стремитесь стать асом в профессии, не пытаетесь достичь новых вершин в увлечении.
  12. Как восполнить недостаток самоуважения?

    Хорошей и постоянной подпиткой самоуважения является непрерывная работа над собой, над своим самосовершенствованием. В этом плане можно взять за образец такую программу из 10 действий:

    1. Стремление к внешней и внутренней опрятности: внешность должна быть безупречной, совесть – чиста, мысли позитивны, слова правдивы.
    2. Приучение себя к организации и дисциплине в работе, тренировка волевых качеств.
    3. Фиксирование на положительных результатах повседневной деятельности, учет собственных успехов.
    4. Искоренение вредной практики зацикливания на мелких неприятностях, обидах, подозрениях.
    5. Осознание всех своих желаний, стремление их реализовывать, но не в ущерб окружающим.
    6. Подкрепление себя подбадривающими фразами типа «Ты это сможешь!», «У тебя обязательно получится!», «Тебе это ничего не стоит!».
    7. Развитие своих творческих способностей, профессиональных и коммуникативных навыков.
    8. Запрет на потакание своим слабостям или их оправдание; вместо этого – упорный поиск решения проблем.
    9. Достижение независимости в принятии решений, выработка чувства ответственности за сделанный выбор.
    10. Развитие навыка саморегулирования и самоконтроля.

    Выполнение хотя бы половины из этих пунктов сделает вас более надежным, свободным и достойным человеком в собственных глазах. Вы почувствуете удовлетворение от созданного вами образа своего «Я».

    Уважение к себе – важнейшая составная эффективности личности. Оно свойственно каждому нормальному человеку, особенно молодому, еще не утвердившемуся ни в профессиональной, ни в семейной сфере.

    Самоуважение мотивирует к действиям и дает удовлетворенность от жизни. Попутно сокращается расстояние между «Я» реальным и «Я» идеальным, растет благодарность собственной персоне. Все это признаки приближения к подлинному себе.

    По мнению психолога А. Маслоу, удовлетворение потребности в самоуважении – как и в любви, поддержке, уважении – важнейшее условие личностного роста. Все эти потребности являются ступенями одной лестницы, ведущей к заветной вершине – самореализации.

    rostduha.ru

    Самоуважение — это . Самоуважение и самооценка

    Самоуважение — это одно из важнейших качеств человека, позволяющее ему бороться за свое место в социуме. Оно дает ему возможность почувствовать силу собственного достоинства, что дает ему силы уверенно двигаться к любым целям в своей жизни.

    Составляющие самоуважения

    Самоуважение — это необходимое условие для устойчивого существования человека в современном мире. Состоит из нескольких составляющих:

  13. Эмоциональная — обязывает индивида с уважением относиться к себе как к личности.
  14. Компетентностная — уровень знаний в определённых сферах, в которых он чувствует себя уверенно.
  15. Коммуникационная — общаясь с окружающими, человек находит возможность для самореализации. При этом очень важно, когда он чувствует одобрение еще одного или нескольких индивидов, что повышает его самоуважение и самооценку.
  16. Признаки недостатка самоуважения

    Даже самую сильную личность может преследовать недостаток самоуважения, который может выражаться в следующих проявлениях:

  17. недоверие к окружающим;
  18. сомнение в важности и нужности дела, которым индивид занимается;
  19. человеку кажется, что другие его недолюбливают;
  20. постоянные подозрения в обмане по отношению к себе;
  21. чувство одиночества в обществе.
  22. Установки, формирующие самоуважение

    Самоуважение — это сложная категория. От него зависит, с каких точек зрения сам человек видит себя. Назовем их основными установками:

  23. человек должен быть уверен в том, что он со всем справится;
  24. способность прийти на помощь и в случае необходимости самому попросить о помощи;
  25. осознание того, что его действия приносят пользу окружающим;
  26. самоуважение — это умение всегда выполнять обещанное;
  27. не отказывать людям в просьбе поделиться своими знаниями;
  28. уважающая себя личность всегда будет говорить только правду.
  29. Полюбите себя и осознайте свою значимость

    Если вы хотите выработать уверенность в себе, психология рекомендует полюбить себя, найти в себе положительные качества и всячески демонстрировать их. Подумайте, если вы не нравитесь самому себе, то что в вас должны увидеть другие? Только адекватная самооценка поможет вам выйти из тени. Но не стоит и преувеличивать своих достоинств. Это не имеет никакого отношения к самоутверждению. Обычно такое поведение направлено на то, чтобы замаскировать свою неуверенность в себе, а не побороть ее.

    Что значит любить себя?

    Уверенность в себе психология связывает с умением любить себя. Многие люди боятся этого чувства, ведь принято считать, что это признак нарциссизма и даже эгоизма. Но это не совсем так. Любовь к себе означает умение не забывать о своих желаниях и потребностях, мечтах и самореализации. При этом вы можете все также помогать окружающим, не боясь быть обвиненным в эгоизме.

    Для того чтобы научиться любить и уважать себя, нужно запомнить следующие моменты:

    • Человек должен стать для себя самого хорошим другом. Это значит, что к себе нужно относиться с такой же любовью и терпимостью, заботой и великодушием, как к близкому другу или родственнику.
    • Не придавайте слишком большого значения тому, что подумают о вас окружающие. Утверждение о том, что со стороны виднее, не всегда правильно. Только следуя своим собственным убеждениям, можно прийти к самоуважению.
    • Не попадайте в зависимость к людям, привычкам, предметам. Это делает вас неполноценным человеком, который не может в полной мере использовать все возможности, которые ему предоставляются.
    • Самоанализ — путь к повышению самооценки

      Гордость, самоуважение должны иметь под собой твердую почву. Чтобы выработать в себе эти чувства, нужно регулярно проводить самоанализ и самосовершенствоваться в соответствии с его выводами. Стоит обратить внимание на такие пункты:

    • Жизненный опыт. Какие именно ситуации способствовали личностному развитию?
    • Способности. Человек должен находить в себе как минимум 5 талантов или умений.
    • Сильные стороны и слабости. Первые нужно рассматривать с точки зрения их развития, а вторые — преодоления.
    • Планы и мечты. Чего бы вы хотели добиться в жизни и почему вы до сих пор этого не сделали?
    • Состояние здоровья. Есть ли проблемы с самочувствием? Если да, то как их устранить?
    • Чувство собственной реализованности. Присутствует ли оно? Что помогает его достичь?
    • Психологический портрет человека с высокой самооценкой

      Безусловно, советы помогают повысить самооценку и прийти к самоуважению. Но намного проще сориентироваться, если есть какой-то конкретный пример. Так, психологический портрет человека, обладающего высокой самооценкой, можно описать следующим образом:

    • Он всегда поступает по-своему. Даже если это идет вразрез с общественным мнением и принятыми представлениями о приличии.
    • Он не нуждается в чужом одобрении и поклонении. Человек работает на реализацию собственных амбиций, что непременно приводит к уважению со стороны окружающих.
    • Он всегда с уважением относится к окружающим. Даже с людьми, занимающими более низкое социальное положение, такой человек держится почтительно, не допускает пренебрежения и грубости.
    • В любых ситуациях он держится достойно. Даже если положение проигрышное или невыгодное, человек не теряет самообладания.
    • Он имеет зону неприкосновенности (или незыблемости). Это значит, что у человека есть ряд убеждений и принципов, которым он не изменяет даже в критических ситуациях.

    Ищите наставников, а не критиков

    Главная ошибка большинства людей с низкой оценкой — ориентация на мнение окружающих. Пытаясь прислушиваться к чужим советам и общепринятой точке зрения, человек выбирает место учебы, работы, спутника жизни, увлечения и так далее. При этом человек считает зазорным отстаивать собственное мнение. Исходя из этого, стоит учитывать два момента:

    • Опасайтесь советчиков. Если человек, который пытается вас критиковать или учить жизни, не удовлетворен собственным положением, едва ли вы сможете почерпнуть от него какой-то ценный опыт. Скорее всего, он озлоблен и пытается толкнуть вас на такой же ошибочный путь.
    • Старайтесь учиться у людей, которые довольны своей жизнью и многого достигли. Обычно они неохотно раздают советы и не раскрывают своих секретов. Но такие люди могут быть хорошими наставниками, если вы сможете завоевать их доверие.
    • Потребность в самоуважении выражена даже сильнее, чем необходимость общественного признания. Причем первое, как правило, является мощной основой для второго. Человек, который стремиться к успеху, должен научиться воспринимать себя положительно, ежедневно доказывая собственную значимость себе и окружающим. Для тех, кто еще не понял важности самоуважения и высокой самооценки, стоит задуматься над высказыванием Элеоноры Рузвельт. Она сказала, что никто не заставит вас почувствовать свою несостоятельность или неполноценность, если только вы сами этого не позволите.

      fb.ru

      ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ (Самоуважение)

      Здравствуйте, дорогие мои любимые дети!

      Давайте продолжим разговор о том, чем отличаются общепринятые и устоявшиеся в вашем обществе выражения, вернее, их смысл, от того, который придается им в свете Божественных знаний.

      И сегодня мы поговорим о том, что такое самоуважение. И хотя вам может показаться, что это почти синоним такому выражению, как «чувство собственного достоинства», это не совсем так.

      В вашем трехмерном мире в основе его лежит САМООЦЕНКА, на которую большое влияние оказывают привычные уже вам критерии оценки, такие как успешность, богатство, власть, известность и многое другое.

      Поэтому, родные мои, ваше самоуважение чаще всего зиждется на издавна навязанных вам стереотипах.

      Отсюда вытекают и свойственные им шаблоны поведения и разделение людей на «уважаемых» и «неуважаемых».

      А в чем же заключается истинное самоуважение с точки зрения Божественных знаний и законов?

      Конечно, в основе его тоже лежит Любовь к себе, ибо без нее невозможно познать в полной мере Любовь к другим, как и заслужить их Любовь, ведь «подобное притягивает подобное».

      Уважая и любя себя, вы будете любимы и уважаемы другими.

      Так как же воспитать в себе, родные мои, самоуважение?

      Первое, на что вам нужно обращать внимание, это на состояние вашей души. Именно оно является индикатором, который показывает вам, любите ли вы себя: уважаете ли свои желания, радуетесь самому себе и своему присутствию в этом мире или не любите, впадая в депрессию, раздражение, видя все вокруг в черном свете.

      Почему это происходит?

      Чаще всего из-за отсутствия самоуважения – когда ваша Душа попадает в плен чужих желаний, чужой воли, чуждого вам образа жизни.

      И тогда вы лишаетесь свободы выбора, самовыражения, возможности делать то, что хочется вам, что приносит вам счастье и радость.

      Вы позволили людям и обстоятельствам поработить свою Душу, а значит, потеряли самоуважение.

      И еще одним признаком самоуважения является самопознание.

      Что я имею в виду?

      В первую очередь, осознание себя как уникальной и неповторимой личности, Божьего создания, которое пришло в этот мир со своими собственными целями и задачами, и что никто не вправе лишить вас этой привилегии — исполнить свое предназначение, и заставить свернуть с выбранного пути.

      Поверьте, родные мои, многие из вас на интуитивном уровне знают о том, зачем они пришли на Землю, но очень часто сложившиеся обстоятельства, непонимание близких, ваша нерешительность, страх начать новое для вас дело или показаться смешным заставляют вас идти на поводу этих обстоятельств или людей.

      И здесь происходит интересный парадокс. Люди, которые удерживали вас от этого, перестают вас уважать, поскольку вы сами потеряли самоуважение: подобное опять притянуло подобное.

      На подсознательном уровне люди всегда чувствуют потенциал другого человека, и если он не раскрывается, то теряют к нему интерес.

      Мне очень хочется, чтобы вы поняли, что, загоняя внутрь свои желании и таланты, пытаясь угодить другим, вы лишь роняете себя не только в собственных, но и в их глазах, поскольку самоуважение – это самореализация в полном ее объеме, а значит, и выполнение своей миссии на земле.

      И я благословляю вас на это, родные мои!

      Нежно любящая вас Матерь Мира говорила с вами

      vozrojdeniesveta.com

      3.Тест на самоуважение. Методика шкала м.Розенберга.

      Шкала самоуважения Розенберга(Rosenberg’s Self-Esteem Scale) — это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

      Самоуважение — это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — это неотъемлемое право.

      Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора:самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое.

      Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

      Опросник Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

      Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга:

      Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

      4 — полностью согласен 3 — согласен 2 — не согласен 1 — абсолютно не согласен

      1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

      2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

      3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

      4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

      5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

      6. Я к себе хорошо отношусь.

      7. В целом я удовлетворен собой.

      8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

      9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

      10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

      Ключ и обработка результатов теста.

      За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

      прямые вопросы: 1,3,4,6 обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 — баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

      Уровень самоуважения равен сумме баллов.

      10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

      18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

      23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

      35 — 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

      4.ТЕСТ «САМООЦЕНКА» Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480

      Шкалы: уровень самооценки

      Исследование самооценки личности. Вариант I

      Инструкция к тесту Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

      Этап 1 Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств: I. Межличностные отношения, общение.

      1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость. 2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход. 3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность. 4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало. 5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды. 6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить. 7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей. 8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей. 9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам, 10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей. 11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию. 12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни. 13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе. 14. Общительность – способность легко входить в общение. 15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию. 16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. 17. Откровенность – открытость, доступность для людей. 18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной. 19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач. 20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга. II. Поведение 1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия. 2. Гордость – чувство собственного достоинства. 3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям. 4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки. 5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха. 6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость. 7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений. 8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках. 9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий. 10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем. 11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей. 12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности. 13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция. 14. Настойчивость – упорство в достижении целей. 15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания. 16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события. 17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки. 18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами. 19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение. 20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь. III. Деятельность 1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела. 2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость. 3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области. 4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность. 5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота. 6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость. 7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом. 8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения. 9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу. 10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения. 11. Аккуратность– соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность. 12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности. 13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее. 14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом. 15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий. 16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний. 17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений. 18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно. 19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать. 20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность. IV. Переживания, чувства 1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии. 2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость. 3. Веселость – беззаботно-радостное состояние. 4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям. 5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия. 6. Нежность – проявление любви, ласки. 7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости. 8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях. 9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению. 10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда. 11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство. 12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение. 13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию. 14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния. 15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить. 16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех. 17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств. 18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний. 19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку. 20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне. Этап II Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

      ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

      Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р). Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение: С = ( Р / И ) * 100%. Уровни самооценки Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий Мужчины 0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67 Женщины 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69 Вариант 2 Инструкция к тесту Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство. В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей. В столбик «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют. Образец бланка к тесту Идеал Я d=Идеал – Я d2 ?d2 1 2 3 4 5 1 1 2 2 … … 20 20 Обработка результатов теста В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д. В колонке №4 нужно подсчитать d2по каждому качеству. В колонке №5 подсчитывается сумма d2, то есть: ?d2 = d12 + d22 + d32 + … + d202; Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену: R = 1 – 6?d2/(n3 – n), где • n – количество сравниваемых пар В случае n=20 формула приобретает следующий вид: R = 1 – 0,00075?d2 Значения R будут находится в пределах [-1; +1]. Уровни самооценки Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий [-1; 0] (0; 0,2] [0,21; 0,3] [0,31; 0,5] [0,51; 0,65] [0,66; 0,8] (0,8; 1] Интерпретация результатов теста Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них: I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

      II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

      III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

      studfiles.net

      Из чего складывается самоуважение человека?

      Дата публикации 30 июня 2017 . Опубликовано в Статьи по психологии

      Самоуважение многие путают с самооценкой. И это – понятия смежные, но не схожие. Дело в том, что если говорить кратко, то самооценка- это внутреннее восприятие личностью самого себя. У некоторых профессионалов самооценка ассоциируется с методом интроспекции в психологии- попыткой заглянуть внутрь себя с психологической точки зрения и это не лишено смысла. Самоуважение складывается из многих составляющих и является важной основой развитой личности.

      Как узнать уважающего себя человека?

      В психологии есть ряд критериев, которые способны дать окружающим понять, что человек уважает или не уважает самого себя. Для уважающего себя человека характерны следующие психологические аспекты:

      Уважающим себя человеком трудно манипулировать. У него есть четкие жизненные позиции, которые он меняет только в исключительных случаях и даже в самых стрессовых ситуациях старается не потерять самообладания;

      Знаком самоуважения может стать умеренная скромность. Такой человек не станет приобщать себя к уличным клоунам ради того, чтобы развлечь публику. Он будет держаться в стороне, больше молчать и слушать, хотя в его голове могут крутиться тысячи мыслей;

      Уважающему себя человеку не нужно манипулировать кем- либо. Он лучше будет следить за своей собственной жизнью, чем подстраивать других под свои правила и суждения. Также он никогда не станет осуждать неформалов и тех, чьи жизненные взгляды отличаются от его. Он понимает, что каждый человек уникален;

      В любой ситуации человек старается не потерять самого себя и вести себя с чувством долга и ответственностью перед собой, не теряя достоинства.

      Недостаток самоуважения может стать причиной появления проблем разного характера, начиная от общения в семье и заканчивая карьерой. Тем не менее, эти же факторы могут послужить началом падения уровня самоуважения, и высшим пилотажем в данном примере будет умение вовремя отследить и пресечь ситуацию.

      Как вернуть или воспитать самоуважение?

      Самоуважение, на самом деле, тренируется и его можно выработать. Правда, процесс этот не быстрый, но тренировки стоят того. Первое, что нужно знать, из чего нужно строить самоуважение в принципе:

      Нужно определиться с тем, какие убеждения у человека являются ключевыми. Важно помнить, что убеждения касательно жизни – это стержень для дальнейшего развития гармоничной личности. Именно поэтому у многих людей бывает несколько этапов развития, например, когда они сначала переходят в субкультуру. Потом вливаются в рамки традиционного общества. Меняются убеждения, меняется и уровень взросления самой личности. Определив принципы, важно научиться не поддаваться манипуляциям окружающих, поскольку, естественно, подобное непривычное развитие близкого человека может быть встречено довольно неоднозначно и будут попытки взятия личности под свой контроль;

      Не последнюю роль в самоуважении играет внешний вид человека. Если он будет выглядеть неопрятно, то самоуважение упадет автоматически. Женщинам проще понять данный принцип. Особенно после макияжа, маникюра или новой прически. Стабильный уход за собой – это не только самоуважение, но и признаки здоровой личности. Потому так важно не запускать свою внешность даже в период безработицы- это повысит внутреннее самоуважение и самооценку, а, следовательно, поможет добиться уважения окружающих и успехов в жизни;

      Уважающему себя человеку нет смысла не уважать других. Он понимает, что необходимо относиться к другим нужно на равных. Именно поэтому даже самые видные некоторые миллиардеры не слишком поднимают планку в отношении с другими людьми. Они понимают, что общество равноправно и задирать нос не стоит;

      Также стоит понимать, что уважающий себя человек никогда не станет манипулировать другими, будь то это- член семьи или коллега по работе. Вместо манипуляций другими людьми он научится управлять собой и своей собственной жизнью.

      Эти советы помогут людям научиться уважать себя и держать умеренную планку по отношению к окружающим.

      vitamarg.com