Самооценка урока математики

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики.

Проедставлено на заседании творческойгруппы учителей, работающих в 5 классса в МАОУ Абатская СОШ №1

I . Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения

Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Работа в парах . Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах . Здесь вариантов работы больше.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».

выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Работа по карточкам . Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много «минусов», проверка знаний всей группы можно провести во внеурочное время или на дополнительных занятиях.

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).

Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.

Тестирование . Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же «обоснованием исправления». То есть проверяющий ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить еще труднее.

Как этого избежать?

Почаще меняйте состав пар.

Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Учащиеся не могут обосновать исправления .

Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

II . Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

показать учащимся, что любое обучение — органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;

во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:

Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление «допущенных” ошибок . Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

Учитель при объяснении «допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он «отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся «схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как решать?”, «Каким приёмом воспользоваться?”, «Какой теоретический материал надо знать?”, «Что знаю?”, «Что не знаю?”, «Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».

infourok.ru

Самоанализ открытого урока математики во 2 классе УМК "Школа России

Самоанализ урока математики по математике 2 класс 11.03.2016г.

1.При подготовке к уроку мной были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Во 2 классе обучается 6 человек. До поступления в 1 класс 4 учащихся посещали группу предшкольной подготовки. хххххх Т. прибыла в начале 2 четверти 1 класса из г.Уссурийска (УМК «Планета Знаний»), хххххххххх до обучения в школе воспитывался дома, группу при школе не посещал. Испытывает трудности в усвоении программного материала. Плохо идёт на контакт с одноклассниками в процессе учебной деятельности (работа в группе, паре). Замкнут, неразговорчив. Работоспособность у всех ребят разная. Особо выделяется хххххх. Качество знаний по предмету 60%.

2.Урок проходил в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.) в разделе №3 «Умножение и деление» по порядку №11 , по порядку ктп №99. По типу урок открытия новых знаний .урок-путешествие.

3.Цель и поставленные учебные задачи соответствовали теме урока. Были направлены на сотворчество с учащимися. На достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Цель :создать условия для знакомства с новым видом задач, раскрывающим конкретный смысл деления: деление на равные части.

Задачи:образовательные: 1)познакомить учащихся с конкретным смыслом действия деления на равные части; 2) развивать вычислительные навыки

Коррекционно-развивающие : развивать познавательный интерес к предмету при организации игровых заданий на уроке, развивать внимание, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития.

Воспитательные : продолжить воспитание культуры речи, общения и сотрудничества при работе в паре, с учителем. Планируемые предметные результаты:

Предметные: 1)научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление на равные части; 2) уметь выполнять вычисления изученных видов в пределах 100;3) уметь выполнять задания поискового характера.

РУУД: — организовывать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.

ПУУД: — уметь анализировать, сопоставлять, находить ответы на проблемные вопросы.

КУУД: — уметь слушать и вступать в диалог, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

4.Урок соответствовал содержанию программы, цели и задачам урока, способствовал формированию умения решать задачи на деление на равные части, зная конкретный смысл деления. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя практические знания полученные на уроке. Материал урока способствовал развитию познавательных способностей учащихся. На этапе закрепления «новых» знаний» проводилась работа в группах и самостоятельная . Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию по теме урока. Для повышения эффективности урока использовала мультимедийную презентацию, игровые технологии. Через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний, соблюдение принципа перехода от простого к сложному реализовывались формируемые УУД. Использовала разные виды контроля.: ученик-ученик(при групповой работе, работе в парах),самоконтроль,ученик-учитель (сравнение своей работыс образцом на слайде).

5.Использованные активные и интерактивные методы обучения: проблемный, практический, метод наглядности (использование мультимедийной презентации),метод контроля и самооценки способствовали активации учебной деятельности учащихся, усвоению учебного материала, повышению познавательной мотивации, формированию УУД.

6.В соответствии с темой, целью и задачами урока были выбраны для организации познавательной деятельности учащихся формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

7.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, применяя современные образовательные технологии: ТДМ, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые технологии.

8. Задания были подобраны таким образом, чтобы учащиеся на уроке выступили в роли мыслителей.

9. Я как учитель применила позицию учителя-фасилитатора. На уроке был создан благоприятный климат, доброжелательный тон, позитивный настрой позволили детям комфортно чувствовать себя на уроке.

10.Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. У учащихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания, что повышало их познавательную активность. Предложенные разнообразные задания ,групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер.У ребят создалась положительная мотивация к учению.

11.Были использованы разнообразные виды деятельности, которые мобилизировали внимание учащихся. Полученная на уроке информация способствовола усвоению новых знаний.

12.Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников. Учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. В рамках здоровьесберегающих технологий были проведены две физминутки (Двигательная комплексная и для глаз с использованием ИКТ).

13.Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка своей деятельности. Использованные элементы игровых технологий и листы самооценки для рефлексии учащихся дали возможность каждому осмысленно оценить свои действия и провести самооценку проделанной учебной деятельности.

Вывод самоанализа: учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, запланированной цели и поставленных задач урок достиг.

Полный текст материала Самоанализ открытого урока математики во 2 классе УМК "Школа России смотрите в скачиваемом файле.

pedsovet.su

Открытый урок по математике. 4 класс.

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа

«Открытый урок .Итоговое повторение за год.»

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Итоговое повторение за год».

Форма урока: «Математический калейдоскоп»

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: добывание новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока математики. Тема: «Приём округления чисел при сложении»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токаревская средняя общеобразовательная школа №2

Технологическая карта урока математики

Тема: «Приём округления чисел при сложении»

(методический день 23.10.14)

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Татьяна Алексеевна Десятникова

Автор: Т. А. Десятникова — учитель начальных классов МБОУ Токарёвской СОШ №2

Технологическая карта урока. Математика. «Приём округления при сложении». 3класс.

Составные задачи на нахождение части

Ввести понятие «округление чисел» при действиях сложения.

Ввести алгоритм округления чисел при сложении трёх и более чисел.

Научить: вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познакомить со способом округления

П.Определять удобный способ округления чисел

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Внимание + Старание + Сообразителность = Успех)

Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.

— У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.

— Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.

Подготовка класса к работе.

Запись числа и классной работы.

Правила работы в группе, паре

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

1) Сколько нужно прибавить, чтобы дополнить до 50 число 48? число 36? число 9? число 27? число 15?

2) Среди данных троек чисел найдите такие пары чисел, сумма которых есть круглое число:

Найди периметр треугольника со сторонами 12 см, 21 см. 19см (удобным способом)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Определение темы урока. Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к пониманию приёма округления при сложении.

-Зарядимся позитивом. Проводим игру «Лучший счетчик».

Учитель:- Какова особенность данных примеров?

Ученики:- Все примеры на сложение.

Учитель:- Вызвали ли какие-нибудь из них затруднения?

-Почему? ( Первое слагаемое не круглое число. К круглому числу прибавлять легко)

-Что надо сделать с числами, чтобы они стали круглыми ( округлить)

Учитель: — Попробуйте определить тему урока?

Учитель: -Тема сегодняшнего урока «приём округления при сложении»(запись на доске).

Учитель: — Предположите чему будем учиться?

— Познакомимся с понятием «округление чисел» при действиях сложения.

— Научимся вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

Игра «Лучший счётчик» (От каждого ряда выходят по одному ученику и становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партой, устно решают его. По сигналу ученики хором говорят ответ. Стоящие у доски учащиеся одновременно поворачиваются лицом к примерам и находят тот пример, ответ которого был назван. Выигрывает тот, кто первым указал правильный пример.) -награждение

На доске примеры:

18 + 33 30 +12 40 + 16 20 + 76

60 + 23 27 + 24 10 + 45 20 +64

Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Ваши варианты решения:

Что такое алгоритм? (план действий)

Составление алгоритма из частей:

дополнить первое слагаемое до круглого числа: 57 + 3 = 60;

прибавить к полученному результату второе слагаемое: 60 + 26 = 86;

вычесть «добавленные» единицы из второго слагаемого

оформить сложение чисел, используя округление:

57 + 26 = (57 + 3) + (26 – 3) = 60 + 23 = 83.

Кто догадался? (посмотрел в учебник или вспомнил)

Просмотр ресурса –объяснение нов. материала.

группах. Одна группа у доски.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Учащиеся находят пары чисел с одинаковым значением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

Организация деятельности по применению новых знаний

Инд. карточки с заданиями на столе у каждого обучающегося с диф заданиями.

Работа по вариантам со взаимопроверкой.

Применение приёма округления чисел с опорой на алгоритм.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

7. Повторение пройденного.

Учебник с. 53 №4, 2

Инд. работа на комп.

Сняли 9б. и 12 ч.

8. Рефлексия деятельности

Какое правило мы с вами вывели?

Д/з с. 52. прочитать текст нового материал, с.53 №7, р.т.стр. 40-41 по желанию.

. Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка( лист самооценки + настроение)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Автор: Т. А. Десятникова — учитель начальных классов МБОУ Токарёвской СОШ №2

Класс: 3 «А» класс

Технологическая карта урока. Математика. «Приём округления при сложении». 3класс.

Составные задачи на нахождение части

• Ввести понятие «округление чисел» при действиях сложения.

• Ввести алгоритм округления чисел при сложении трёх и более чисел.

• Научить: вычислять выражение, используя алгоритм округления чисел при действиях

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р. применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих действий.

К.Договариваться и приходить к общему решению

Сумма, округление чисел

Г.В. Дорофеев. Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 1

— электронное приложение к учебнику по математике для 3 класса

1.Самоопределение к деятельности

Настрой на работу

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

— Чему мы должны научиться на уроках математике?

— Повторим формулу успеха.

— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

— Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.

— У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.

— Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

infourok.ru

Конспект урока математики в 4 кл. по теме:" Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого"

Дружбина Светлана Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 пгт Серышево

Класс: 4, II — четверть

Тема: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1. Познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.

2. Совершенствовать навыки уч-ся складывать и вычитать многозначные числа.

-Я рада видеть Вас и наших гостей красивыми, стройными, здоровыми. Занимайте свои места.

Ваша задача дать себе оценку за урок. Заполнять карточку будете в течение урока. За устный счёт…….,уравнение,задача,сам.работу

1 Устный счёт Верно, ли посчитал

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку пять.

II. -И так предлагаю УСТНЫЙ СЧЁТ

Наша задача закрепить вычислительные навыки

Слайд 2 с ответами

А) уменьшите число 600 на 330 =270

Б) увеличьте число 400 на 460 =860

В) Найдите сумму чисел 560 и 240 =800

Г) найдите разность чисел 270 и 90 =180

Д) произведение чисел 36 и 3 равно 72 ? нет, а сколько 90+18=108

Ё) делимое – 75, делитель – 25, частное равно 3? Да, докажите 60+15=75

Найдите периметр и площадь квадрата со стороной 8 мм

Слайд 3 – таблица

Задача заполнить таблицу

уменьшаемое 42 60 846

вычитаемое 45 537 542

разность 36 85 28 362 140 834

— В первой строчке — уменьшаемое

-Во второй строчке – вычитаемое

-в третьей строчке — разность

— В первом столбике, что неизвестное – вычитаемое

-Как найти вычитаемое?

-Дети – Чтобы найти вычитаемое надо от уменьшаемого вычесть разность.

-Во втором столбике — неизвестное уменьшаемое

— Как найти уменьшаемое?

-Дети: Чтобы найти уменьшаемое надо вычитаемое сложить с разностью

Ответы 6,130,32, 899,706,1376

ВЫВОД: Так как же найти вычитаемое…..

Как найти уменьшаемое…..

-Кто может уже догадался назвать тему нашего урока?

Дети: Находить уменьшаемое, вычитаемое

Тема урока: Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

Наша задача урока: Научиться решать с неизвестными уменьшаемым и вычитаемым уравнения.

-Открываем тетради и записываем число

Проверьте свою осанку, как лежит тетрадь, поставьте ноги на пол

27.11.09 Классная работа.

III. С.65 № 318 –у доски Филозов Максим

-Можем сразу решить уравнение? Нет

-Надо уравнение упростить, а для этого посчитать правую часть уравнения

— Правая часть уравнения выражена разностью

-Что нам неизвестно?

-Учитель: Как найти вычитаемое ?

Дети: чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого вычесть разность.

Надо решить правую часть уравнения. 91=70+21, 10+3=13

У доски Викторов Илья

-Это уравнение, какое простое или сложное? Сложное

Как будем решать?

-Дети: Надо посчитать правую часть

Учитель: Как найти уменьшаемое?

-Дети : Надо разность сложить с вычитаемым.

Вывод: Продолжите предложение .Чтобы найти уменьшаемое……(разность сложить с вычитаемым)

Чтобы найти вычитаемое…….(надо от уменьшаемого вычесть разность )

1 упр. Носиком в воздухе пишем цифру 1

2 упр. Правым ухом -2

3 упр. Левым ухом -3

4 упр. Правым локтем – 4

5 упр. Левым локтем – 5

6 упр. Правым коленом – 6

7 упр. Левым коленом – 7

8 упр. Носочком правой ноги – 8

9 упр. Носочком левой ноги – 9

V- Задача 320 — у доски Ольхов Никита

Продано – 176 кг

Осталось — ? на 145 кг<

1)176-145=31 (кг) осталось

2) 176+ 31=207 (кг) Было, привезли

Ответ: В магазин привезли 207 килограммов хлеба.

Выберите себе карточку и выполните задание

1карточка – красного цвета

2 карточка – зеленого цвета

Выбери сложное уравнение, реши

3 Карточка – желтого цвета

Проверяем уравнения (Обменяемся карточками с соседом и возьмём в руки простой карандаш проверим и поставим оценку)

Дети: мы решали уравнения, находили неизвестное уменьшаемое и вычитаемое. Научились решать уравнения с неизвестным.

Как найти уменьшаемое? Вычитаемое?

-Передали карточки мне с оценками своими.

Внимание на экран:

Выберите себе предложение:

1.Урок полезен, всё понятно.

2. Ещё придется потрудиться.

3.Я всё усвоил на уроке.

4.Мне ещё трудно решать задачи, уравнения.

5.Да, трудно всё — таки учиться.

Д/з – с.65 № 324 –соблюдать порядок выполнения действий, № 321-задача

-Учитель: Какой ноябрьский праздник приближается?

Дети: День матери

-Учитель: Какого числа?

-Дети: последний день ноября

-Учитель:А в других странах знаете, когда отмечают этот день?

_-Учитель: Так давайте поздравим наших гостей. Примите наши поздравления

-С самым славным праздником

На свете, поздравляем!

Вам счастья, радости, здоровья

4 «Б» желает класс.

От всех невзгод и бед

Пусть Вас Бог хранит,

И в душе всегда

У Вас огонёк любви горит!

Всем спасибо за урок!

Подготовила урок Дружбина Светлана Викторовна

учитель начальных классов МОУ СОШ №1

пгт Серышево Амурской области

Приложение к уроку

Найди уравнение с ответом 424,реши

№ Задание рефлексия Самооценка

4 Самостоятельная работа Справился с решением уравнения

2 Решение уравнения Верно, ли нашёл значение уравнения

3 Задача Правильно решил

Автор: Дружбина Светлана Викторовна

pedportal.net

Урок математики в 1 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова по теме «Превращение величин в часть и целое. Нахождение целого и части»

Осмысление способов математического описания отношений между величинами с помощью схем и формул.

Формирование понятия величины. Уточнение понятий "целого" и "части". Определение способов нахождения "целого ","части". Изображение данных понятий в виде графической модели и переводе её в знаковую модель. Формирование действия самооценки.

Какие действия можем выполнять с величинами?

2. Постановка учебной задачи.

Будем работать с величинами. Определять целое, части.

3. Определение целого и частей.

4. Превращение величины в часть и целое.

Определить, где целое, где часть.

Проблема. Целое состоит из одной части?

Чтобы обсудить проблему и решить её, поработаем в группах.

Задание (на листах). Преврати величину в целое, часть.

Итог. Как данные величины превратить в целое? Часть?

5. Нахождение неизвестного целого, части.

Как найти неизвестное целое? Неизвестную часть? (проблемный вопрос)

Чтобы ответить на вопрос, выполним задания (по выбору)

Обозначь неизвестное целое буквой х.

Найди неизвестное целое.

Найди неизвестную часть.

Проверка выполнения задания.

Чему учились? Самооценка (выбрать сигнал светофора).

Могу рассказать другим.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Урок математики в 1классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Тип урока: решение частных задач.

Тема: Превращение величины в часть и целое. Нахождение целого и части.

Цель: Осмысление способов математического описания отношений между величинами с помощью схем и формул.

Задачи: Формирование понятия величины. Уточнение понятий "целого" и "части". Определение способов нахождения "целого ","части". Изображение данных понятий в виде графической модели и переводе её в знаковую модель. Формирование действия самооценки.

1. Актуализация знаний.

Что знаем о величинах?

Дети распределяют действия с величинами под схемами.

2.Постановка учебной задачи.

Будем работать с величинами. Определять целое, части.

3.Определение целого и частей.

Как определить, где целое, где часть?

Выбрать и определить целое, части (разноуров. задания)

videouroki.net

Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Умножение числа на сумму".

2. актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока.

5. Закрепление изученного.

«Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Умножение числа на сумму».»

Тема: Умножение числа на сумму.

Познакомить со свойством умножения числа на сумму;

учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях;

совершенствовать умение решать задачи;

познакомить с двумя способами умножения числа на сумму;

совершенствовать навык нахождения значения выражения двумя способами;

закреплять навыки табличного умножения и деления;

совершенствовать умение решать задачи и выражения на порядок действий.

работать над расширением математического кругозора;

развивать математическую речь, внимание, логическое мышление.

воспитывать интерес к математике, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, желание преодолевать трудности.

карточки с числами и буквами,

карточки для индивидуальной работы,

Приветствие “Поздоровайся ладошкой!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью).

2. Прозвенел, друзья, звонок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

1). Найти: 7/8 от 720.

1). Найти 5/7 от 630.

2). Найти произведение чисел: 12 и 8.

2). Найти произведение чисел: 13 и 7.

3). 18 увеличить в 4 раза.

3). 16 увеличить в 5 раз.

4). Первое слагаемое 28, второе слагаемое 67. Найти сумму.

4). Первое слагаемое 36, второе слагаемое 47.Найти сумму.

5). 24 увеличить на 66.

5). 27 увеличить на 53.

6). Делимое 91, делитель 7. Найти частное.

6). Делимое 96, делитель 8. Найти частное.

7). Записать: 65008056.

7). Записать: 96054006.

8). Записать: 43028004.

8). Записать: 34003067

9). Найти разность чисел: 83 и 47.

9). Найти разность чисел:92 78.

10). 1/60=70. Найти все число.

10). 1/80=30. Найти все число.

11). Какое число разделили на 70 и получили 60?

11). Какое число разделили на 40 и получили 80?

12). Чему равно делимое, если делитель6. Частное 16?

12). Чему равно делимое, если делитель 8, а частное 11?

13). Перевести: 24кв.дм 3кв.см=…кв.см

13). Перевести: 43кв.м 6кв.дм=…кв.дм

14). Перевести: 69 дм 8мм=…мм

14). Перевести: 37ц 9кг=…кг

Работа в парах (по карточкам).

— Посмотрите на слайд и ответьте на несколько вопросов:

— Какое сегодня число?

— Дайте полную характеристику этого числа.

29 (дата), 02(месяц).

29- двузначное. Соседи числа: 28 и 30.

Из чисел 2, 9, 0, 2 составьте и запишите четырехзначные числа.

Математический диктант (положительный выбор (+), отрицательный выбор (-)

-Чтобы найти расстояние, надо скорость разделить на время (-)

-Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени(+)

-Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость(+)

-Км/ч, м/мин, м/с – это единицы измерения расстояния (-)

-Чтобы узнать скорость, надо время умножить на расстояние (-)

-Расстояние измеряется в км, м (+)

-Если расстояние разделить на время, мы узнаем скорость(+)

— Пешеход движется со скоростью 50 км/ч (-)

-Время движения объекта выражается в часах, минутах, секундах (+)

Самостоятельная работа. Работа над задачей.

Из поселка в город выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. В то же время ему на встречу выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Они встретились через 2 часа. Какое расстояние от города до поселка?

1) 60 * 2 = 120(км) — проехал мотоциклист.

2) 15 * 2 = 30 (км) — проехал велосипедист.

3) 120 + 30 = 150 (км) — расстояние от поселка до города.

Самоопределение к деятельности. Мотивация учебной деятельности.

— Сегодня мы продолжим открывать секреты умножения, но у меня проблема. Мне нужно посчитать птиц в саду, которые прилетят к кормушкам в течении недели. Попробуйте составить выражение к задаче.

— К кормушкам прилетают птицы, из них 12 синиц и 8 воробьев. Нужно узнать сколько птиц прилетает к кормушкам в течении недели? Попробуйте составить выражение с пошаговым объяснением.

Объясните, как умножали? Какой закон умножения использовали? Какие выражения будем учиться решать?

Тема нашего урока «Умножение числа на сумму». Слайд 6.

Объяснение нового материала.

Посмотрите на рисунок. Слайд 7.

Какие вы видите геометрические фигуры? (Квадраты)

Сколько рядов квадратов? (3)

Сколько синих квадратов в ряду? (4)

Сколько красных квадратов в ряду? (3)

Чтобы найти, сколько всего квадратов, надо 3*(4+2).

Найти значение этого выражения можно двумя способами. Слайд 8.

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 42. Выполним № 139, используя алгоритм умножения числа на сумму. Слайд 9.

1 и 2 примеры решим с объяснением. 1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях.

пример каждый решает самостоятельно в тетрадях.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте решение.

multiurok.ru