Самооценка учебных достижений

Тема «Оценка учебных достижений младших школьников»

Назовите требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Выделите главное достоинство предложенной системы оценки результатов.

Какие изменения произошли в инструментарии оценивания ( формы и методы оценки)?

Что предполагает диагностика результатов личностного развития?

Какие изменения в традиционной оценочно-отметочной шкале?

Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?

Какие существуют границы и рамки применения новой системы оценки?

Охарактеризуйте 7 (семь) правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

2-е правило.КТО ОЦЕНИВАЕТ?

3-е правило.СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

4-е правило.ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

5-е правило.КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

6-е правило.ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Что включает в себя портфель достижений школьника (портфолио)?

достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

(технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами ? возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Какие нужны новые формы и методы оценки?

Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог).

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

результаты учебных проектов,

результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки ? несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

studfiles.net

Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы

26.10.2015 Елена Сергеева 0 Comments

Тип материала: методическая статья

ФИО автора: Филимонова Людмила Николаевна

Место работы: г. Волгоград, МОУ СШ № 78

Должность автора: учитель начальных классов

* Материалы публикуются в авторской редакции

Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критеряёи оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:

— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;

— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;

— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

оценивание только работы ученика, а не его самого;

— обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.

В своей работе я использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что можешь похвалить себя?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

б) используем наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений:

«Сегодня на уроке я…»

«Я могу похвалить…»

Свою работу за определенный отрезок времени (неделя, месяц) можно оценить с помощью рисунка. Учащиеся на подсознательном уровне изображают свою самооценку в выборе цвета, в изображении чего-либо. Например, можно изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения или раскрасить в цвете какой-либо предмет;

Такой прием важен для использования в первом классе, когда дети еще не умеют писать. В остальных классах он используется наряду с другими приемами;

5) Личный дневник школьника

Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. С одной стороны, в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой – он предназначен для развития у учащихся младших классов самоконтроля и самооценки и самоорганизации.

Я начинаю с того, что на родительском собрании знакомлю родителей учащихся с дневником, рассказываю о правилах работы с ним. Затем на классном часе знакомлю детей с содержанием дневника.

В 3-4-х классах в начале каждой недели ученики формулируют и записывают цель на этот отрезок времени (текущая неделя), для этого отведена специальная строчка. Например, «Буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать только хорошие и отличные отметки». В конце недели школьники оценивают степень достижения цели, что также фиксируют в дневнике. Например, «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «Я получил отличную оценку по русскому языку» и др.

При ведении дневника ученик постоянно, каждый день контролирует и оценивает свои достижения, анализирует достижения и неудачи, ищет пути устранения недостатков. Ведение дневника учит младшего школьника планированию своих дел на различные временные периоды (неделя, месяц). На листе «План моих дел» ученик намечает дни для выполнения определенных заданий. Родители должны контролировать регулярность записывания и планирования. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.

Ученики проводят самоанализ в конце каждой четверти и всего учебного года под руководством преподавателя. Подобная деятельность служит дополнительным источником мотивации ученика и формирует ситуацию успеха. Работа с дневником принесет наибольшую пользу при планомерном ведении его с первого класса. Первоклассники не умеют ещё писать, поэтому оценивать свои достижения они могут, используя условные обозначения.

При постоянном и планомерном использовании дневника к 4-му классу у большинства учащихся формируется субъективность учебной деятельности, а проявляется она в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также дети приобретают стойкие навыки самоанализа, умеют находить причины неуспехов и способы их исправления.

6) «Портфель ученика»

Работу с «Портфелем ученика» я начинаю с детьми с первого класса. Совместно с родителями дети собирают все творческие работы, сделанные за 4 года обучения в начальной школе.

В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.

По результатам проделанной работы проводится конференция, на которую приглашаются будущие классные руководители. Для выступления предлагаются следующие вопросы:

– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения?

– По каким предметам был успешнее?

– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?

– На что будешь обращать внимание в 5-м классе?

– Какую цель поставишь в 5-м классе?

7) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения

В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующий учебный год?

Такой прием особенно эффективен в 4-м классе, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся распределяются по группам, а затем оценивают работу своей и других групп. В завершение работу оценивает учитель.

Для того чтобы развитие самооценки было наиболее эффективным, необходимо выполнение следующих условий:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

2. Создание необходимого психологического настроя учащихся для анализа собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного эталонного оценивания школьниками своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности проделанной работы;

5. Составление учащимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

Применяется для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В первом классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно идти дальше».

Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».

Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!». Хочу отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улы­бающееся лицо.

Если ученику на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то он рисует спокойное лицо.

Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – «Уже знал это»

? – «Не понял, есть вопросы»

0 – «Думал по-другому».

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются интересной, необидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ученику измерительный прибор. С помощью этих линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки работу оценивает учитель. Он ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учащимся своей работы преподаватель еще раз объясняет ученику критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или соответственно строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.

Итоги каждого учебного дня можно подводить, используя «Дерево успехов». После уроков учащиеся прикрепляют на нарисованное на плакате дерево плод, цветок или листок: яблоко – «все удалось», цветок – «неплохо поработал, но что-то не совсем получилось», листок – «сегодня не получилось, но я не опускаю руки».

7. Листы индивидуальных достижений

Для создания полной картины, отображающей реалии учебных достижений, а также диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

Психолого-педагогические исследования показывают, что учащиеся моего класса к концу обучения в начальной школе, как правило, достигают высокого уровня понятийного мышления, умеют беспристрастно оценивать себя, овладевают способами оценки своей деятельности. Мониторинг компонентов учебной деятельности (учебная мотивация, контроль и оценка) указывают на формирование основных психологических новообразований: анализа, планирования, рефлексии, самоконтроля и самооценки. Все эти навыки сохраняются при обучении в старших классах.

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.

5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.

6. О.С. Островерх, Л.М. Козлова, О.П. Трифонова «Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком».

practice.vspu.ru

Активная оценка учебных достижений как средство формирования самооценки младших школьников

Активная оценка учебных достижений как средство формирования самооценки младших школьников

«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман

Традиционная семья, традиционная педагогика, традиционная система отношений предполагает взгляд на ребенка как на объект забот взрослых и субъект послушания. Взрослые все сами за ребенка планируют, они обучают его умениям будущей взрослой жизни, учат его тому, что когда-то, может быть, пригодится. Субъектом собственной жизни, ее хозяином такой ребенок становится лишь тогда, когда станет взрослым, усвоив взрослый образ жизни, мыслей, чувств и действий. В ситуации, когда взрослые к ребенку относятся, как к реальному субъекту своих действий и ценят в ребенке его субъектную позицию, отношения выстраиваются совсем по-другому, и результатом таких отношений является самодостаточная личность, способная объективно оценить себя и окружающую действительность.

Попадая в школу, ребенок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя он зависим. Первоклассник нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как организовать образовательный процесс, чтобы усилия учеников были направлены не ради оценки учителя или хотя бы не только ради учительского оценивания? А.К. Дусавицкий считает, что «… только тогда, когда нет внешнего оценивания, появляется возможность формирования настоящей, содержательной оценки учебной деятельности – на основе выяснения причин ошибок. Без стресса и волнения ребенок может самостоятельно определить путь их преодоления» [4, с. 42]. Зависимость от внешней оценки кого-либо снижается тогда, когда у школьника формируется самооценка.

Обратимся к толкованию понятия «оценка», «активная оценка», «самооценка». Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение понятия «оценка»: «мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь». Там же находим определение понятия «активный»: «деятельный, энергичный». [6, с. 21, 486].

По мнению английских ученых Пола Блека и Дылана Уильяма, оценка – это такая деятельность педагога и учащихся в оценивании самих себя, которая позволяет полученную информацию использовать в качестве обратной связи для модификации деятельности преподавания и обучения. Такая оценка превращается активную оценку, если она используется для адаптации преподавания, отвечающего потребностям учащихся [2]. Более упрощенное определение понятия «активная оценка» находим у Дануты Стерна: «Активная оценка – это передача учащимся информации, которая помогает им учиться» [7, с. 11].

Культивированное определение понятия «активная оценка» употребляться сегодня и в Беларуси: «Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой учащиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться этому), ошибки (и работать над ними); владеть процедурами оценки, управлять собственным обучением [5, с. 15].

В нашем понимании, «активная оценка» – это интерактивная оценка способностей и возможностей учащихся, позволяющая определить стратегию их дальнейшего обучения. Активная оценка – это такое учебное действие, благодаря которому, учащийся оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний и каких именно знаний ему недостает для решения новой задачи. «Активная оценка, – по мнению Дануты Стерна, – развивает у школьников способность к самооценке и позволяет учащимся управлять собственным обучением: получать новые знания и умения; задумываться над тем, как он что делает и чего достигает; планировать дальнейшие шаги по совершенствованию своих выводов». [7, с. 21]. Активная оценка учебных достижений младших школьников предоставляет большие возможности, как для ученика так и для учителя, она позволяет спланировать коррекционную работу по ликвидации проблем или углублению знаний учащихся.

Младший школьник, попадая в среду обучения, постоянно оценивает кого-то или оценивается кем-то. Все усилия учителя начальных классов должны быть направлены на развитие оценочной самостоятельности младших школьников. Оценивание учебных достижений учащихся, по мнению, Г.А. Цукерман, строится на следующих принципах:

содержательная оценка работы учащегося должна быть предельно дифференцирована;

оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ученика, школьники должны получать от учителя однозначные, четкие критерии оценки;

самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота [8, с. 72].

По мнению Пола Блека и Дылана Уильяма самооценка является неотъемлемым компонентом активной оценки. Ученые считают, что объективно оценить себя учащиеся могут только тогда, когда они имеют достаточно ясное представление о целях, которых они должны достичь в процессе обучения. Когда учащиеся получают общее представление о теме занятия, понимают и принимают цели, то они становятся более активными и мотивированными обучающимися. Мало того, их самооценка становится объектом дискуссий с учителем и одноклассниками и способствует изменению собственной точки зрения [2].

Самооценка начинается там, где школьники сами участвуют в выработке ее критериев и уместно применяет эти критерии в разных учебных ситуациях. И если ученики не допущены к «кухне оценивания», т.е. выработке оценочных критериев, а они им задаются в готовом виде, то они несамостоятельны в оценке. Попробовав очень вкусный пирог из заботливых и умелых маминых рук, ребенок научится кушать и разбираться во вкусовых качествах, но останется несамостоятельным в приготовлении этого пирога и не сможет приготовить его ни для себя, ни для других.

Четко обозначенные критерии оценивания позволяют педагогу грамотно осуществлять обратную связь, которая является ядром активной оценки. Эффективность обратной связи зависит от того, как учитель организует обратную связь на разных этапах урока: этапе планирования, проведения и анализа урока. Мало того, для успешной организации обратной связи, по мнению Н.И. Запрудского, необходимы соответствующие дидактические средства: диагностическое целеполагание, критерии правильного выполнения заданий и последовательности работы над ними, вопросы учителя к учащимся, встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль, тесты, комментарии учителя по выполнению учащимися заданий; эталоны правильных ответов, культурно-исторические аналоги, наглядный помощник «светофор», рефлексия и т.п. [5, с. 18].

Одной из эффективных форм осуществления обратной связи является отзыв (комментарий) на работу учащихся, включающий: 1) подчеркивание и похвала положительных сторон деятельности учащегося и указание на то, что должно быть исправлено, над чем необходимо дополнительно поработать; 2) «подсказки» (ориентиры) как это можно сделать и рекомендации, в каком направлении должен двигаться дальше ученик [7, с. 14].

Обратная связь является эффективным средством мотивации учащихся, позволяет им отрефлексировать собственную учебную деятельность и спланировать коррекционную работу, индивидуальную траекторию развития, формирует адекватную самооценку.

Сформированная самооценка – одно из значимых новообразований младшего школьника, позволяющее регулировать его поведение и учебную деятельность. Успех или неуспех в учебной деятельности зависит не только от умений и способностей школьника, но и в значительной мере от того, как сам ученик оценивает свои шансы быть успешным. По мнению Р. Бёрнса, «Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”» [1, с. 36]. Система активной оценки призвана помочь учащемуся приобрести, с одной стороны, здоровую спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны, – здоровую самокритичность (без «самоедства»).

Основой активной оценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях: способность видеть себя со стороны и не считать свою точку зрения единственно возможной, способность анализировать собственные действия. Формированию данных умений способствует использование разных форм учебного сотрудничества (учитель – ученик, учитель – группа учащихся, ученик – ученик, ученик – группа учащихся, группа учащихся – группа учащихся).

Взаимодействие в группах позволяет учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы, приобрести первоначальный опыт контроля и оценки. В процессе сотрудничества происходит становление учащегося как субъекта учебной деятельности, способного осуществлять контроль собственных действий и взаимоконтроль в группе, объективно оценивать себя и других.

Учебное сотрудничество позволяет учащимся находить ответы на самые сложные вопросы: «На что именно необходимо обращать внимание. », «Чего я не понимаю, чтобы. », «Какие знания мне необходимы, чтобы. » и т.д. Методом проб и ошибок школьники в групповом взаимодействии открывают новые знания, учатся применять их в разных нестандартных ситуациях.

Фиксируя границу своих возможностей, учащиеся приглашают и учителя к сотрудничеству: они просят прямой помощи или образцов в поиске решения. При этом, взаимодействуя в группе, учащиеся сами определяет дефицит знаний, а от учителя они ожидают отношения к их предположениям, подтверждения возможности их действия.

У младшего школьника может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценивать границу своих возможностей. Если учитель будет «… целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как незнание преодолеть» [8, с. 21]. Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, работа в ситуации, где нет готовых образцов – вот то школьное «приращение» рефлексивной способности оценивать учеником себя и других.

Сегодня в образовательной практике начальной школы накоплен большой опыт использования разных видов контроля и оценки в процессе учебной деятельности: 1) по их месту в процессе обучения (стартовые, текущие, итоговые); 2) по содержанию (ретроспективные, пооперационные, прогностические); 3) по субъектам деятельности (внешние, внутренние/рефлексивные) [9, с. 51–52].

Для нас представляет интерес формирование действия самооценка относительно предметного содержания. Остановимся подробней на характеристике ретроспективной, пооперационной и прогностической самооценки учебных достижений младшими школьниками. В представленном сценарии урока решения итоговой межпредметной проектной задачи «Выбираем экскурсию» и технологической карте данного урока (см. приложение) представлены все виды самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

Ретроспективная самооценка – оценка уже выполненной работы. Формирование действия самооценки начинается именно с ретроспективной оценки посредством использования линеечек. Первый шаг ретроспективной самооценки: учащийся оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил (исправил ошибки). Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, младший школьник изучает исправления учителя, т.е. свои ошибки и сам себя оценивает по критериям, например «правильность – П.», которые выбрал учитель. Второй шаг ретроспективной самооценки: учащийся оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Проверив работу, учитель на линеечке отмечает свою оценку,

о на может быть выше ученической, ниже или может совпадать

(тогда обводится кружочком), как показано на рисунке. П. Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.

Пооперационная самооценка – самооценка выполнения каждой операции, входящей в общий способ действия. На данном этапе учащиеся оценивают и сверяют свои действия с уже имеющимся алгоритмом. Данный вид самооценки позволяет учащимся проконтролировать выполнение свой работы или работы одноклассника и сделать необходимую коррекцию собственных действий либо действий других учащихся.

Прогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Она является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя и формируется на основе уже сформированной ретроспективной и пооперационной самооценки.

Приведем пример осуществления учащимися прогностической оценки своих знаний в процессе выполнения стартовой проверочной работы по русскому языку в 3-м классе. Учащимся предлагается оценить, указать в графе «прогностическая оценка» количество баллов за выполнение каждого задания стартовой проверочной работы, которую они будут выполнять на уроке по конкретно заданным критериям, например: умею подбирать к слову родственные слова и выделять в них корень; умею правильно записывать словарные слова и т.д. (см. проверочную работу). Далее учащиеся выполняют проверочную работу и отдают ее на оценку учителю. В дальнейшем соотносятся ученическая прогностическая самооценка и учительская оценка. Смысл прогностической самооценки заключается в обучении школьников умению рассчитывать свои силы и адекватно способностям прогнозировать результат.

Для дальнейшего понимания того, как строить учителю свои оценочные действия, и как формировать учебное действие у учащегося, учителю начальных классов необходимо различать:

– оценку человека (личности) и оценку его действий;

– оценку действий по их результату и оценку самого способа действий [3, с. 100].

К концу обучения в начальной школе умение учиться самостоятельно в своей развитой форме еще не может быть полностью сформировано. Желательный итог начального образования – это тот уровень оценочной самостоятельности, к которому возможно привести учащихся, если с первого класса целенаправленно и систематически использовать активную оценку.

Умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение бегло читать, быстро и правильно считать и грамотно писать. Учащийся, не умеющий оценить свои возможности, так и не станет подлинным субъектом учебной деятельности, а постоянно будет нуждаться в контроле и оценке свой деятельности учителем. С действия самооценки, со способности понять: «это я уже знаю и умею», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться», начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

Формированию данных умений способствует активная оценка, которая помогает младшим школьникам стать самостоятельными и способными адекватно оценивать себя и других, позволяет учиться на протяжении всей жизни, что является необходимым требованием современного общества.

С.А. Аксючиц, ст. преподаватель

кафедры педагогики и философии образования

ГУО «Академия последипломного образования»

Бёрнс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бёрнс. – М. : Прогресс, 1986. – 420 с.

Black, P. Inside the Black Box: Raising standards through classroom assessment / P. Black, D. Wiliam. – London : King’s College, 1998. – 139 p.

Воронцов, А.Б. Учебная деятельность : введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М. : Издатель Рассказов, 2004. – 304 с.

Дусавицкий, А.К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи / А.К. Дусавицкий. – Харьков, 2002. – 146 с.

Запрудскі, М.І. Актыўная ацэнка – новая стратэгія навучання / М.І. Запрудскі // Кіраванне ў адукацыі, 2011. – № 12. – С. 15–20.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская АН., Российский фонд культуры ; 3-е изд., стереотипное. – М. : АЗЪ, 1995. – 928 с.

Стэрна, Д. Ацэнка, непадобная ні да чаго / Д. Стэрна // Актыўная аценка : метад. дапам / укл. Н. Ільініч. – Мінск, 2011. – 84 с. С. 11–17.

Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – Москва–Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 137 с.

Шакура, С.Д. Формирование контрольно-оценочных действий учащихся 1–6-х классов в процессе учебной деятельности / С.Д. Шакура ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – 112 с.

refdb.ru

УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

В статье рассматривается проблема развития самооценки младших школьников в учебной деятельности во взаимосвязи с факторами, способствующими формированию адекватной самооценки, в частности, с успешностью в обучении; выявлено влияние учебных достижений учащихся начальных классов на развитие самооценки; представлены формы учета учебных достижений.

Предварительный просмотр:

Наталья Геннадьевна Каменкова,

Валентина Михайловна Синельникова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

УЧЕТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, учебная деятельность, учебные достижения, формы учета учебных достижений.

Целью модернизации современной системы образования является формирование личности, соответствующей потребностям общества. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), главным образом, ориентирован на формирование личностных компетенций учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам обучения [1], метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, поскольку рефлексия и самооценка, как способность к осмыслению, осознанию, соотнесению с нормой и оценке своих действий, выработке стратегии собственного поведения, играют существенную роль в становлении индивидуальных свойств и особенностей ребенка. Поэтому умение оценить свои действия сегодня рассматривается как результат обучении [2].

В то же время, практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, примерно 10% детей обладают умениями самооценивания в учебной деятельности [3]. Поэтому в свете реализации требований Стандарта проблема формирования адекватной самооценки учащихся начальных классов представляется актуальной, а задача ее становления в процессе обучения носит фундаментальный характер.

Исследованию проблемы развития самоценки в учебной деятельности младших школьников всегда уделялось большое внимание (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Захарова , И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Санникова, Г.А. Цукерман и др). Самооценка рассматривается исследователями как «важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [4]. Ее развитие связывается с младшим школьным возрастом: Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – «обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе» [5].

Исследуя проблему развития самооценки младшего школьника, необходимо иметь представление о возможных границах его достижения. Выделяют несколько уровней развития самооценки: процессуально-ситуативный, качественно ситуативный, качественно-консервативный и качественно- динамический. Применительно к младшему школьному возрасту используется классификация, разработанная А.И. Липкиной: завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка; низкая самооценка; резко заниженная самооценка [6]. Говоря о данном периоде и особенностях формирования самооценки младшего школьника, необходимо учитывать факторы, оказывающие на нее доминирующее влияние. К таким факторам, прежде всего, относится успешность учебной деятельности: формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста напрямую зависит от его успеваемости [7]. Для того чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение к учебной деятельности, нужно саму деятельность строить так, чтобы у ребенка сформировалось адекватное представление о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности. Поэтому перед нами встала проблема поиска путей и средств, способствующих развитию адекватной самооценки учащихся начальных классов на основе направленности образовательного процесса на формирование личности, соответствующей потребностям общества.

Поскольку важным фактором формирования адекватной самооценки является успешность учебной деятельности, мы обратились к рассмотрению данного понятия. В словаре С.И. Ожегова слово успех трактуется «как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности» [8]. Если говорить о процессе обучения младшего школьника, то успешность трактуется как некое достижение «ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса» [9].

В современной педагогической науке и практике существует два основных подхода к проблеме достижений учащихся.

Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований [10].

В течение десятилетий, несмотря на декларируемые цели гармонического развития личности, в отечественной системе образования доминировал первый, традиционный, подход к оценке достижений учащихся.

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований.

В исследовании по установлению взаимосвязи учета учебных достижений и развития самооценки младших школьников мы будем опираться на принципы развития самооценки, разработанные Г.А. Цукерман [11]:

  1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
  2. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленных самими детьми.
  3. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

Поскольку проблема нашего исследования связана с понятием учета учебных достижений, мы поставили перед собой цель провести анализ существующих на сегодняшний день форм учета учебных достижений учащихся. Это мониторинг учебных достижений, портфолио, рейтинговая оценка достижений.

Рассмотрим более детально каждую из названных форм.

Уже несколько лет в системе Российского образования существует и успешно используется документ – Европейский портфель или портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования.

Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

Рассмотрим еще одну форму учета учебных достижений учащихся — мониторинг учебных достижении. Мониторинг — это организованное системное наблюдение за каким – либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям [12].

Мониторинг в образовательной сфере – явление достаточно сложное. Он используется в различных областях и с различными целями.

С точки зрения педагогики, мониторинг – поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса [13].

Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, увидеть в комплексе личностный рост каждого моего ребёнка относительно самого себя в разных сферах: обучение, воспитание, развитие и т.д.

Балльно-рейтинговая система оценивания также может быть отнесена к формам учета учебных достижений. Понятием «рейтинг» (от английского «to rate» – оценивать и «rating» – оценка, оценивание) пользуются достаточно давно в различных отраслях человеческой деятельности. Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему. Существует различные подходы к её пониманию.

Балльно-рейтинговая система имеет ряд достоинств как для ученика, так и для учителя. В целом, она позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, производить дифференциацию и использовать другие возможности организации и управления. В настоящее время существует множество балльно-рейтинговых систем, которые используются для выявления уровня знаний учащихся. Каждая из них построена на различных критериях оценивания, которые зависят как от специфики преподаваемого предмета, так и от образовательного учреждения в целом [14].

Итак, анализируя понятие самооценки и факторы, влияющие на развитие самооценки младшего школьника, мы выявили ее взаимосвязь с успеваемость ребенка, успешностью учебной деятельности, определяющейся учебными достижениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование различных форм учета учебных достижений можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки.

nsportal.ru

Критерии и показатели оценки качества учебных достижений обучающихся при получении начального общего образования

Критерии и показатели оценки качества учебных достижений обучающихся

Система оценки качества учебных достижений обучающихся начальной школы включает в себя комплекс критериев и показателей, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования в школе.

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Интеллектуально – речевые умения

Составлять предложения из слов

Отличать текст от набора предложений

Составлять небольшой текст на заданную тему

Правильно списывать слова, предложение, текст

Учебно – языковые умения

Различать буквы, звуки; гласные, согласные; звонкие, глухие; твердые, мягкие

Делить слова на слоги, ставить ударение

Находить корень в группе доступных однокоренных слов

Писать большую букву в начале предложений, в именах собственных

Писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях)

Обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака

Не употреблять мягкий знак в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ и т.п.

Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне

Делить слова на части для переноса

Ставить знак препинания в конце предложения

Умение осмысленно читать

Осмысленно, правильно читать целыми словами

Заучивать наизусть небольшие стихотворения

Умение определять и объяснять свое отношение к прочитанному

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного

Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений

Умение узнавать новое о литературе, книгах, писателях

Соотносить авторов, название и героев прочитанных произведений

Различать рассказы и стихотворения

Умение создавать устные и письменные тексты

Подробный пересказ текста

Составление устного рассказа по картинке

Умение производить вычисления

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20

Выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 20

Находить значения выражений в два действия

Сравнивать, складывать и вычитать именованные числа

Умение читать и записывать сведения на языке математики

Читать и записывать именованные числа (длина, масса, объем)

Читать и записывать информацию в таблицу

Умение строить цепочки логических рассуждений

Решать простые задачи

Решать уравнения изученных видов

Решать числовые ребусы и головоломки

Умение распознавать геометрические формы и работать с ними

Выделять признаки предметов

Узнавать и называть плоские геометрические фигуры

Определять длину отрезка

Уметь объяснять мир

Называть окружающие предметы и их взаимосвязи

Объяснять, как люди помогают друг другу

Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека

Называть основные особенности каждого времени года

Уметь определять своё отношение к миру

Оценивать правильность поведения людей в природе

Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, ОБЖ, уличного движения)

Оценка метапредметных результатов

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. О бъектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Умение определять цель деятельности, составлять план действий

Умение осуществлять действия по реализации плана

Умение соотносить результат деятельности с целью и оценивать его

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Умение извлекать информацию

Умение перерабатывать информацию, выполнять универсальные логические действия

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Умение доносить свою позицию до других, владение приемами монологической и диалогической речи

Умение понять и принять другую позицию и точку зрения

Умение договариваться, организовывать взаимодействие

Оценка личностных результатов

Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, в части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, реализуемой семьей и школой. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий.

Сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося

Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности

Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности

Поиск и установление личностного смысла («значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов

Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости

Способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Формы контроля и учета достижений обучающихся

В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция нескольких образовательных технологий:

— технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,

— технологий, основанных на создании учебных ситуаций,

— технологий, основанные на реализации проектной деятельности,

— информационных и коммуникационных технологий обучения.

Формы и методы оценки

Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Результаты фиксируются в Таблицах образовательных результатов, портфолио обучающегося. Итоговый контроль достижения предметных результатов осуществляется с помощью итоговых комплексных работ на межпредметной основе, результаты учитываются при определении итоговой оценки.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, проверочные работы, диагностические интегрированные работы, мониторинг сформированности основных учебных умений, результаты фиксируются в Таблице достижений.

Оценка личностных результатов проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Диагностика проводится в виде неперсонифицированных работ. О ценка личностного прогресса ученика осуществляется с помощью портфолио .

П ривычные формы контроля результатов дополняются другими формами контроля:

— целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),

— самооценка ученика по принятым формам (саморефлексия конкретной деятельности),

— результаты учебных проектов,

— результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений обучающихся.

Формы представления образовательных результатов

— табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

— тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

— устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

— результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Способы оценочной деятельности

Безотметочное обучение (1 класс)

В первом классе акцент делается на словесную оценку любых действий. Вместо балльных отметок используется только положительная оценка. В Таблице образовательных результатов по всем учебным предметам при успешном выполнении заданий в графу соответствующего умения ставится «+». В таблицах метапредметных и личностных результатов указывается уровень успешности (базовый, повышенный).

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первого класса. Обучающиеся приобретают следующие умения:

оценивать свою работу по заданным критериям;

— соотносить свою оценку с оценкой учителя;

— договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

— обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Пятибалльная система (2- 4 классы)

Принципиально переосмыслена традиционная оценочно-отметочная шкала («пятибалльная») по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи оценивается как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Со второго класса определяется отметка за каждую учебную задачу.

Накопительная система оценки – Портфолио достижений (1 – 4 классы)

Главным средством накопления информации об образовательных результатах обучающегося становится портфолио. Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфолио достижений обучающегося за четыре года обучения в начальной школе.

Критериями оценивания являются:

— соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

— динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Деятельность по оценке образовательных достижений обучающихся

1.Разработка и коррекция рабочих программ по учебным предметам (осуществление оценки метапредметных, предметных результатов).

2.Разработка программ учебных курсов по основным направлениям развития личности, определенных в ФГОС (личностные результаты).

3. Систематизация материалов Портфолио ученика начальной школы, как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

1. Утверждение рабочих программ по учебным предметам, программ учебных курсов на заседании ПМО учителей начальных классов.

2. Систематизация материалов Портфолио в соответствии с Положением о Портфолио ученика начальной школы.

1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с Основной образовательной программой начального общего образования.

2. Анкетирование родителей с целью оценки уровня готовности ребёнка к школьному обучению (уровня развития личностных, регулятивных, коммуникативных умений).

3. Составление социальных паспортов класса.

4. Выявление индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, организация внеурочной деятельности обучающихся.

5. Введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

1.Адаптация учащихся к учебной деятельности.

2. Презентация Основной образовательной программы начального общего образования.

3.Информирование родителейоб оценке учебных достижений обучающихся.

4.Оформление социальных паспортов (занятость ребёнка во внеурочное время).

5. Оценка уровня готовности первоклассников к школе (результаты анкетирования родителей). Адаптация первоклассников.

6.Комплектование групп учащихся для осуществления внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности.

7.Знакомство с алгоритмом самооценки.

1. Педагогическая диагностика «Сформированность предпосылок к школьному обучению».

2. Проведение школьного интеллектуального марафона.

3. Психологическая диагностика «Уровень интеллектуальных способностей обучающихся».

4. Организация индивидуального и группового консультирования учащихся, педагогов и родителей.

5.Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник обучающегося»).

6. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений).

1. Оценка сформированности предпосылок к школьному обучению.

2. Развитие у детей метапредметных знаний. Выявление учащихся с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Определение уровня интеллектуальных способностей, выявление обучающихся, испытывающих трудности в обучении.

4. Реализация индивидуального подхода в обучении.

5. Совместная выработка порядка оценивания (родители, учащиеся).

1.Наблюдение за деятельностью педагога по созданию адаптивной среды (посещение учебных занятий).

2. Организация выставки творческих работ учащихся (результаты внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности).

3. Формирование Портфолио ученика.

4.Создание банка контрольно – измерительных материалов по оценке образовательных достижений учащихся.

5. Анкетирование родителей с целью определения характера адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.

1.Оценка реализации психолого – педагогических аспектов в обучении учащихся первых классов в период адаптации.

2. Новые подходы к проектированию учебных занятий, оценке достижений учащихся.

3. Выставка творческих работ учащихся.

4. Оформление Портфолио ученика.

5.Активизация мотивации обучения.

6.Формирование банка инструментария по оценке достижений учащихся.

1.Психологическая диагностика «Выявление уровня учебной мотивации, социальной адаптации первоклассников».

2.Проведение текущего контроля. Оценка качества усвоения учебного материала по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир (предметные результаты).

3. Родительское собрание «Успешность ребёнка в школе» (итоги психологической диагностики, итоги проверочных работ, самооценка учащегося).

4. Консультативная работа психолога и педагогов с родителями обучающихся, испытывающих определенные трудности.

5. Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).

1.Оценка уровня мотивационной и эмоционально – волевой готовности детей к обучению.

2.Оценка успешности продвижения в освоении учебного материала.

3.Выяснение причин затруднений в освоении учебного материала по основным предметам, определение плана коррекции.

4. Коррекция уровня успешности обучающегося.

5. Развитие навыков самооценки результатов учебных действий.

1.Диагностика метапредметных (регулятивных, познавательных УУД) и личностных результатов.

2.Создание мини – проектов.

3. Оценка образовательных достижений всеми субъектами образовательного процесса (Карта оценки образовательных достижений).

1. Выявление уровня регулятивных и познавательных универсальных учебных действий у каждого обучающегося.

2. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков.

3.Формирование адекватной самооценки учащихся.

1.Формирование банка контрольно – измерительных материалов по оценке достижений учащихся по освоению основной образовательной программы начального общего образования.

2. Организация и проведение предметных недель.

1.Пополнение банка инструментария по оцениванию достижений учащихся.

2. Повышение профессионализма педагогов.

3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

1.Семинар – практикум «Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы обучающимися».

2. Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).

3. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений).

1. Овладение технологией оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Самостоятельная оценка и контроль результатов учебных действий, нахождение и исправление ошибок.

3.Динамика образовательных результатов.

1.Проведение итогового контроля (административная комплексная работа). Оценка качества образовательных достижений обучающихся.

2. Анкетирование родителей «Удовлетворенность образовательными услугами, предоставляемыми образовательным учреждением».

1.Определение уровня образовательных достижений обучающихся. Динамика результатов.

3.Степень удовлетворенности родителей образовательными услугами ОУ.

1. Диагностика предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД) и личностных результатов (интегрированная контрольная работа).

2.Самооценка предметных и общеучебных умений («Личный еженедельник ученика»).

3. Презентация учебных и внеучебных достижений учащихся.

4.Формирование Портфолио ученика (динамика образовательных достижений).

5. Оценка сформированности навыков учения (Лист индивидуальных достижений).

1. Определение предметных, метапредметных и личностных результатов (динамика учебных достижений).

2.Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

infourok.ru