Самооценка и самопознание

Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного Я.

Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Самопознание — сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после — с ходьбой, затем — с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:

1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

2. Образ самого себя;

3. Отношение к себе и оценку себя родителями;

4. Чужую самооценку (например, родительскую);

5. Способы регуляции поведения;

6. Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание — проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания — личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только «что я мыслю, ощущаю, вспоминаю», но и «что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю», Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.

Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

— «Я-реальное» и «Я-идеальное» (Роджерс, Фрейд, К.Левин);

— «Я-материальное» и «Я-социальное»; образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценка; — «Я настоящее», «Я динамическое», «Я фактическое», «Я вероятное» .

Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.

Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об «идеальном Я», может быть результатом расхождения «Я настоящего» и «Я будущего»);

2. участвовать в целеобразовании;

3. воспрещать те или иные действия;

4. детерминировать отношение к окружающим;

5. влиять на развитие тех или иных черт личности.

Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.

Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

Самосознание — культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции «объективного самосознания» оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.

Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка — непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.

самооценка = притязания / возможности.

Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка — на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими — впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Можно выделить 2 уровня саморегулирования:

1. Тактический — саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;

2. Стратегический — этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией — процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

azps.ru

Самопознание и формирование личности. Формирование самооценки

Обдумайте и обсудите ситуацию. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год размышлял: в чем результат воспитания проявляется ярче всего? Жизнь доказала: первый и самый заметный результат воспитания проявляется в том, что человек начинает думать о себе. Задумывается над вопросом: что во мне есть доброго и что плохого?» О каком важном процессе говорит Сухомлинский?

Самопознание и формирование личности

Личность человека формируется путем самопознания, самоопределения, самовоспитания, самоконтроля, самооценки. Именно эти процессы позволяют человеку приобрести такие качества, как ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений, умение управлять собственным поведением и действиями, обдумывать свои поступки и отвечать за них.

Какой я? Каким бы я хотел стать? Что нужно сделать для того, чтобы быть таким, как я хочу? Самопознание ответит на первый вопрос, самоопределение — на второй, а самовоспитание — на третий. Самоконтроль поможет не отклоняться от выбранного пути, а самооценка даст ответ на вопрос: «Достиг ли я поставленной цели?»

Самопознание — это способ приобретения личного опыта, начальный этап самовоспитания личности, изучение своих свойств, системы ценностей, жизненных намерений, характера. Оно позволяет в полной мере использовать свои возможности в обучении, работе, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом.

Самопознание — это важная и сложная для человека задача. Как ни удивительно, но оказывается, что совсем непросто наблюдать

за собой, познавать и оценивать самого себя. Это постоянная внутренняя работа, которую мы должны выполнять самостоятельно.

Самооценка — это оценивание человеком собственных возможностей, качеств, преимуществ и недостатков. Постепенно на основе приобретенного опыта у человека формируется образ собственного «я». Этот образ появляется в результате общения с другими людьми. Самооценка — важная черта личности и регулятор поведения. Поскольку человек по-разному воспринимает собственное поведение и его последствия, его самооценка может быть завышенной, адекватной или заниженной. От уровня самооценки зависят отношения человека с другими людьми, отношение к своим успехам и неудачам.

Какие факторы влияют на самооценку человека?

Во-первых, на самооценку человека влияет уровень его притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем больше усилий нужно для того, чтобы удовлетворить их, соответствовать им. Сопоставление уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности может повлиять на самооценку.

Например, подросток считал, что все знает, но не смог ответить на простой вопрос; думал, что он смелый, но оказалось, что не смог дать отпор даже тому, кто слабее его. В этом случае у подростка был высокий уровень притязаний, а он получил меньше, чем ожидал.

Впрочем, бывает и так, что человек, имеющий высокий уровень знаний, не уверен в них; красавица считает себя непривлекательной; подросток, который много работает, считает себя ленивым, т. к. многие дела еще не сделаны. Это заниженная самооценка, при которой человек ожидает меньше того, на что он заслуживает.

Наши успехи и неудачи, поражения и победы влияют на самооценку.

Неудачи обычно снижают уровень притязаний, а успехи повышают его.

Во-вторых, на самооценку человека влияет сравнение себя с другими людьми по тем или иным критериям. Например, по уровню знаний, умений, навыков, успехам в какой-либо деятельности, по материальному благополучию, творческим способностям и достижениям.

В-третьих, на самооценку человека влияет мнение других людей о нем.

Существует такое понятие, как референтная группа. Референтная группа — это люди, мнение которых для нас важно и является основой для самооценки или для формирования собственных стандартов поведения, мыслей.

Люди, чьим словам мы доверяем, становятся для нас информационной референтной группой. При этом неважно, обманываемся мы или близки к истине, соответствует эта информация действительности или нет. Главное то, что мы доверяем тем сведениям, которые предлагает эта группа.

Самоидентификация — это отождествление себя с определенной социальной группой, принятие ее целей, интересов, ценностей и норм общения, осознание себя ее частью. Группа прямо или опосредованно заставляет нас придерживаться определенных правил жизни.

Также на общую самооценку личности влияют ее собственные индивидуальные особенности и ценности.

Поскольку факторы влияния на самооценку действуют непрерывно, то самооценка может со временем изменяться в зависимости от обстоятельств жизни человека, особенностей его обучения и развития.

Больше о самопознании и формировании самооценки вы можете прочитать в дополнительном материале к параграфу на сайте.

Опорные точки. Самопознание является необходимым условием формирования личности, способом обретения личного опыта, позволяет в полной мере использовать свои возможности. Самопознание — это постоянная внутренняя работа, которую должен выполнять каждый человек.

Самооценка является важным качеством личности и регулятором поведения. К факторам, влияющим на самооценку человека, относятся уровень его притязаний, сравнение себя с другими людьми по тем или иным критериям, мнение других людей о нем, его собственные индивидуальные особенности и ценности. Самооценка может меняться на протяжении жизни человека.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое самооценка?

2. Что вы знаете о референтных группах?

3. Какие процессы позволяют человеку приобрести такие качества, как ответственность, умение управлять собственным поведением?

4. Как происходит формирование личности человека?

5. Почему иногда люди склонны обвинять в своих неудачах других?

6. Что происходит, когда человек постоянно боится услышать негативное мнение о себе и очень неуверен в себе?

7. Как наши успехи и неудачи, поражения и победы влияют на нашу самооценку?

8. Почему самооценка человека меняется на протяжении его жизни?

9. Как уровень самооценки влияет на отношения человека с другими людьми, отношение к своим успехам и неудачам?

10. Почему самопознание является необходимым условием саморазвития личности? Приведите примеры.

11. Докажите, что самооценка является важным компонентом личности и регулятором поведения человека.

12. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния мнения других людей на человека.

mozok.click

Самооценка и самопознание

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознаниеизучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

2) формированием отношения к своей внешности

sites.google.com

Из чего складывается самооценка человека и как ее улучшить?

Почти каждый согласится с утверждением, что хорошая, здравая самооценка очень важна, но лишь немногие понимают, как прийти к осознанию собственной значимости. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Наша самооценка складывается из мысленного представления всех понятий, сформировавшихся за прожитые годы. В конце концов это представление настолько впечатывается в подсознание, что начинает жить само по себе, и мы просто забываем, что сами создали его, а потому можем изменить и переделать.

Как и из чего складывается самооценка человека?

Давайте пристальнее посмотрим, как складывается самооценка. В детстве, когда впервые закладывается «ценность» человека, мы впитываем представления о себе от окружающих. И если ребенок видел от родителей любовь и поддержку, то, скорее всего, став взрослым, он будет относится к себе хорошо.

Если же родители бранили, высмеивали или унижали свое чадо, то в дальнейшем у такого человека выработается менее позитивная самооценка. Повзрослев, мы оставляем родительский дом и входим в большой мир ровесников и старших, и бесчисленные новые познания накладывают на нас свой отпечаток. К сожалению, если вы привыкли придавать слишком большое значение неизбежным жизненным разочарованиям, то не исключено, что именно разочарованность станет главной частью вашего имиджа.

Как необходимо относиться к себе и себя оценивать?

Если не ухаживать за машиной, она неизбежно сломается. Если перестать следить за порядком в доме, он обветшает и развалится. Точно также необходимо заботиться и о своей самооценке, если хотите быть сильным и полным жизни. Невежество и пренебрежение к себе занизят самооценку. Возьмите за правило заботиться об отношении к себе, как о себе самом.

Жизнь полна периодически возникающими разочарованиями, душевной болью, поражениями и проблемами, и, если не быть осторожным, этот груз просто утянет вас на дно.

Необходимо укреплять самооценку, чтобы поддержать здоровый имидж. Можно добиться этого, настраивая наше сознание на положительные, вдохновляющие, рождающие душевный подъем мысли о собственной персоне. Иногда полезно даже немного смошенничать и включить сюда мечты, еще не ставшие реальностью. Помните, что подсознание примет любые соображения, постоянно у вас возникающие, независимо от того, правдивы они или нет. В конечном итоге эти мысли станут частью вашего образа.

Три следующие концепции могут улучшить вашу самооценку

Ни один человек на свете не способен мыслить как вы, никто не может сделать что-то лучше вас. Большинство людей считает, что они заурядны, но уж ВЫ-то не сделаете такой ошибки. Даже и не пытайтесь искать. подтверждений своей уникальности; просто думайте и поступайте соответственно. Радуйтесь мысли, что живете на земле и, что вы хороши такими, каковы есть. Держитесь с достоинством, которого заслуживаете и ставьте себя в выгодное положение.

2. Вы можете сделать все, что захотите

Мы забываем, что жизнь предоставляет безграничные возможности и варианты, и слишком часто, просто погрязнув в обыденности и рутине, упускаем из виду, чего можем достигнуть, приложив усилия.

  • Вы можете отправиться в любую страну;
  • выучить иностранный язык, даже такой трудный, как японский — для тех, кто действительно хочет реализовать это легко найти учебники по японскому языку в интернет;
  • начать собственное дело;
  • научиться играть на музыкальных инструментах;
  • стать членом любого клуба;
  • научиться ремеслу;
  • освоить новую профессию;
  • изменить карьеру;
  • начать научно-исследовательскую работу;
  • думать обо всем
  • Так что же вы не в состоянии сделать при соответствующем настроении? В вашем мозгу, как в хорошем компьютере, уже написаны обширные программы, проигрывающие все варианты. Можно это назвать «нашими голографическими возможностями». Из томатного семечка может вырасти лишь томат. Роза может стать только розой. Их удел — существовать в реальности, но вы обладаете неограниченным потенциалом. Какое бы зерно вы ни выбрали, оно может прорасти в вас.

    3. У вас безграничная власть над собой

    Каждый день вы просыпаетесь, обладая безграничной властью — неограниченными возможностями. Речь идет о способности выбрать свой собственный образ мышления. Никто не может говорить вам, как или о чем думать. Вы и только вы определяете, что делать с этой властью. Вы в состоянии создать, построить или стабилизировать любую область вашей жизни.

    naturalworld.guru

    Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

    Сферы и области самопознания

    К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). [1]

    К областям самопознания относят сознание и бессознательное. [1]

    Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

    Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. [2]

    Способы и средства самопознания

    Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера. [3]

    Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. » [4]

    К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается. [5]

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. [5]
  • К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя. [5]
  • Самопознание и самооценка

    Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  • Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  • Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  • Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
  • Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

    Самооценку можно выделить такой формулой:

    То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний [6] .

    dic.academic.ru

    11.2. Самопознание и самооценка личности.

    Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-веком самого себя является очень сложным и длительным про-цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

    Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За-тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа — Я”.

    В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-

    понента: когнитивный ( познавательный), поведенческий и эмоциональ-ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен-ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-чивость, совестливость, стыдливость и т.п.

    В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-роль и саморегуляцию поведения среди людей.

    Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-тельными.

    Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-сано особое образование, получившее название “Я” — схемы или “Я” — концепции. В “Я” — концепцию входят такие значимые све-дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” — концепция может изме-няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-ящее время и какой она может стать в будущем.

    На основе образа “Я” и “Я” — концепции формируется са-мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

    Самооценка личности, как и оценка личности другого че-

    ловека, по мнению Дж. Келли ( основоположника когнитивного п од ход а к изучению личности) осуществляется на основе познания “конст рук-тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты — это мо-дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-ные и контрастные черты личности. Например: “ум н ы й — гл упый”, “хо-роший — плохой”, “дружелюбный — враждебный”.

    Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.

    Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-ности.

    От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

    При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

    В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-

    восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-ется и теряет самоуважение.

    Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-ние.

    Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.

    предложил формулу сохранения самоуважения.

    притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-ствоваться и развиваться.

    studfiles.net

    Самопознание и развитие личности

    На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

    Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом psytheater.com в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

    1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
    2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.
    3. Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

      Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

      Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, характера, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

      Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

      Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

      Что такое самопознание?

      Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании личности. Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

      1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
      2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
      3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.
      4. Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

        Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

        С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

        Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

        Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

        Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

        Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

        Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

        Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

        Самопознание и развитие личности

        Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

        Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

        Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

        Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

        Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

      5. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
      6. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
      7. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.
      8. Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

        Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою самооценку и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

        Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

        Видами самопознания являются:

      9. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
      10. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
      11. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
      12. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
      13. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

      Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

      Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

      psytheater.com