Методы самооценки у подростков

Методы самооценки у подростков

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА

Берлинский университет им. В. Гумбольдта

Ленинградский университет им. А. А. Жданова

Складывающийся прижизненно в процессе воспитания аппарат саморегуляции и самоконтроля поведения людей является важнейшим психологическим механизмом формирования компетентного, уверенного в своих способностях и возможностях человека, имеющего активную жизненную позицию. Ведущим компонентом механизма саморегуляции является самооценка, от адекватности которой зависит согласованность, стабильность и последовательность организации поведения людей по отношению друг к другу. Процесс формирования самооценки в онтогенезе проходит ряд этапов: при этом подростковый возраст является переходным, так как вместо самооценки, представляющей собой перенесенную внутрь оценку взрослых, регулятором поведения подростка становится самооценка, основанная на его собственных критериях и нормах. Пытаясь осознать себя, подросток неизбежно должен сравнивать себя со сверстниками, и таким путем он познает свои достоинства и недостатки и свои возможности по реализации определенных групповых и общественных требований. Г. Розенфельд и Р. Вессель указывают: «Индивиду надо знать свои возможности. Это знание предполагает правильную самооценку, но последняя является только одной стороной процесса. Другой, не менее важной; является взаимооценка, влияющая на то, может ли индивид сохранить свое мнение относительно своих возможностей» [4; 1353].

Педагог стоит перед нелегкой задачей: «научить» школьника достаточно точно оценивать себя. Возможности для такого научения создают и правильное применение поощрений и наказаний, и продуманное распределение заданий, и беседы в школьном коллективе, и организация всех видов деятельности класса. В нашем исследовании мы попытались провести корректировку неадекватной самооценки подростков, предоставив им возможность узнать оценку их личности со стороны учителей и одноклассников. X . Шварц подчеркивал, что именно «отношения других людей к нам являются обратной социальной информацией о нашей активности, дающей возможность оптимизировать нашу внутреннюю модель, наиболее адекватно оценить себя и на основе сформированной оценки оценить свое поведение» [5; 252].

Для практических целей нашего эксперимента мы сформировали три группы испытуемых (школьники 14 лет ряда берлинских школ) по критерию адекватности и типа неадекватности самооценки: первая группа состояла из подростков с адекватной самооценкой, вторая — с неадекватной завышенной самооценкой, третья — с неадекватной заниженной самооценкой. Эта классификация взята нами из работы М. Ш. Фахрутдиновой [2]. Каждая группа состояла из 30 человек.

Для определения уровня самооценки была применена методика, разработанная В. Кваде. Сначала были сформулированы 250 выражений, содержание которых охватывало сферу поведения подростков в учебной деятельности в учебном коллективе и основные качества личности. Затем была проведена экспертная оценка высказываний, в которой приняли участие 100 учителей; далее анкета, измененная в соответствии с оценками экспертов, была проверена на «понятность» с помощью «контрольных» испытуемых-школьников.

Взаимооценка школьников по признаку реализации морально-поведенческих норм в учебной деятельности была проведена с помощью пятибалльной шкалы; учитывались следующие особенности личности: отношение к сверстникам, стремление к высокой успеваемости, поведение при реализации общественных требований. Основанием для определения типа самооценки служили оценки ученика учителем, а также Сравнение между самооценкой и оценкой школьника его коллективом, для чего сопоставлялись ранговые ряды самооценок и взаимооценок. Относительное соответствие рангов в каждом из двух рядов означало наличие у школьника адекватной самооценки. Сильная положительная или отрицательная разность между рангами рассматривалась как переоценка или недооценка себя как личности.

При анализе роли и структуры самооценки в подростковом возрасте мы исходили из предположения, что отдельные типы самооценки, характеризующиеся различным уровнем рефлексии, связаны с рядом других параметров личности и оценкой подростка другими людьми.. Были использованы специальные анкеты для определения уровня невротической тенденции, интро-, экстраверсии, ориентации школьников на будущую профессию; кроме того, выводились средние оценки обследуемых школьников их одноклассниками и учителями. Школьники с различными типами самооценок (адекватная оценка — АО, неадекватная повышенная самооценка — ПО, неадекватная пониженная самооценка — НО) сравнивались друг с другом по всем указанным показателям (применялся Манн-Уитни U -тест [6; 116—127]). Проводились три вида сравнений: АО — ПО, АО — НО, ПО — НО. Статистические различия в характеристиках личности

и их оценках другими у подростков с различным типом самооценки представлены в таблице.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ РАЗЖЧИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ

ПОКАЗАТЕЛЯХ У ПОДРОСТКОВ С

РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ САМООЦЕНКИ

= —отсутствие статистически значимых различий по U -тесту, 0,05 —5%-ный уровень значимости, 0,01 — 1%-ный уровень значимости.

Из таблицы видно, что школьники с завышенной самооценкой и школьники с адекватной самооценкой не различаются по параметру невротической тенденции: для обоих типов характерна психическая устойчивость в поведении; противоположное поведение наблюдается у подростков с заниженной самооценкой (различия достоверны на однопроцентном уровне).

Оказалось, что экстраверсия не является показателем, находящимся в тесной связи с типом самооценки.

Учащиеся с адекватной самооценкой имеют более выраженную ориентацию на будущую профессию.. по сравнению со школьниками, двух других групп (р<0,05).

Была обнаружена взаимосвязь между типом самооценки и оценкой одноклассниками. Подростки, переоценивающие себя, получают от своих сверстников худшую оценку, чем школьники с адекватной самооценкой (α=0,001) и чем школьники с заниженной самооценкой (α = 0,01). Последние два типа не различаются по критерию оценки школьным коллективом.

С точки зрения учителей, школьники с адекватной самооценкой более последовательно и стабильно реализовывали в своем поведении групповые нормы, принятые в конкретном школьном коллективе (использовались «поведенческие оценки» каждого ученика учителем), по сравнению со школьниками двух других групп (ПО и НО), причем подростки с заниженной самооценкой получали более высокую оценку учителей, чем школьники с завышенной самооценкой. (Это различие не было статистически значимым, но проявилось в виде тенденции.)

Таким образом, проведенный анализ дает основания считать достоверными индикаторами адекватной самооценки сильную ориентацию на будущую профессию и высокую учительскую оценку выполнения ими норм морального поведения; повышенной самооценки — низкую оценку их поведения сверстниками; пониженной самооценки — низкую психологическую устойчивость (определенная непоследовательность в поведении).

Основная цель нашего исследования заключалась в изучении возможности изменения уровня объективности самооценки и одновременной проверки предположения о сопутствующем этому процессу увеличении активности поведения школьника.

Эта цель реализовалась с помощью специальной программы педагогических мероприятий, причем изменение активности регистрировалось в экспериментах на малой группе (группы формировались по 3 человека). В экспериментах принимали участие по 30 человек на каждый тип самооценки (АО, ПО, НО), причем 12 из них были контрольными; им не сообщались результаты самооценки и взаимооценки на промежуточных этапах.

Экспериментальная процедура была следующей.

В первом эксперименте были определены исходные данные относительно активности поведения каждого испытуемого при реализации коллективных целей. Было проведено три, групповых дискуссии, каждая продолжительностью 45 мин., в течение которых необходимо было разработать план для коллективного мероприятия, причем мотивация во всех группах была одинаковой (соревнование между отдельными группами и классами и т. д.). Обсуждались и разрабатывались планы трех мероприятий: день спорта (1-я дискуссия), вечер отдыха — дискотека (2-я дискуссия), туристический поход (3-я дискуссия).

Использовались следующие три критерия наблюдения: количество собственных предложений, количество дополнений к предложениям других школьников, количество просьб об указаниях и мнениях.

На первом этапе повышения объективности самооценки, в которой не принимали участие контрольные испытуемые, учащиеся получили от экспериментатора информацию о том, что их самооценка не соответствует оценке их учителем и шкальным коллективом. Информация была стандартизирована.

Непосредственно после этой информации проводился второй эксперимент, в котором мы наблюдали активность испытуемых по трем вышеописанным критериям и измеряли вновь самооценку.

Затем следовала вторая фаза повышения объективности самооценки, состоявшая из двух частей. Вначале мы попросили школьников ответить письменно на несколько вопросов, которые были связаны с разногласием между самооценкой и взаимооценкой.

Затем после недельного срока проводилась беседа с каждым учеником в отдельности о возможных причинах разногласий. Этот разговор тоже имел стандартизированный характер.

Еще через неделю был проведен заключительный, третий эксперимент и измерены величины самооценок и оценок идеального поведения с помощью анкет. (В нем участвовали испытуемые экспериментальных и контрольных групп.)

Если первая фаза повышения объективности самооценки представляла собой лишь упоминания о разных мнениях и оценках (испытуемые о себе и учителя и одноклассники о них), то вторая фаза включала в себя более действенные средства, побуждающие подростков «задуматься» о себе. Однако эти воздействия давали возможность подростку лишь в обобщенном виде представить все причины несоответствий оценок и взаимооценок и не обеспечивали детальный разбор его личной, специфической ситуации и конкретных взаимоотношений с другими людьми. Выбор конкретного «почему» (другие оценивают меня иначе, чем я) оставался за самим подростком.

Сравнение результатов экспериментальных групп испытуемых на разных фазах эксперимента проводилось с помощью метода Вилкоксона [6; 75—83], а сравнение их с контрольными на каждой фазе опыта — методом Манн-Уитни [6; 116—127].

Результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента по коррекции неадекватной самооценки показывают неравную степень эффективности влияния двух фаз объективации. Для изменения мнения о себе в сторону большего согласия с мнениями учителей и товарищей для подростков с заниженной самооценкой достаточно только упоминания о «разногласиях». Это говорит о большей неуверенности этих школьников в оценке самого себя, но в то же время те изменения, которые было легко вызвать в первой фазе корректировки, сохранились такими же и после второй фазы (немного скорректировать самооценку легко, но углубить этот процесс трудно).

У подростков с повышенной самооценкой (ПО) изменить самооценку ссылкой на расхождение с мнениями других оказалось невозможным; требуется обсуждение причин различий в восприятии и оценке их поведения (уверенность в адекватности представлений о себе очень сильна).

Эксперименты показали неодинаковость для подростков разной группы (ПО и НО) учета информации о мнениях других людей. Школьники с неадекватно заниженной оценкой после первой фазы коррекции во время второго эксперимента стали высказывать больше своих мнений; в то же время вторая (более сильная) форма коррекции не увеличила этой активности подростков, хотя увеличилось количество дополнений к чужим предложениям. На протяжении всех трех экспериментов не наблюдались изменения в количестве просьб со стороны этих подростков (НО) относительно указаний или мнений других.

Подростки с неадекватно повышенной самооценкой на протяжении всех корректирующих экспериментов не употребляли больше собственных предложений, чем обычно (здесь сказался «эффект потолка» — невозможность увеличения эффекта, так как он близок к максимуму). Количество дополнений к предложениям других несколько понижается после первой корректировки (во втором опыте) и резко повышается в третьем эксперименте, а просьбы к другим стали более частыми начиная со второго эксперимента.

Таким образом, полученные в нашем исследовании данные показали, что осознание самого факта, что другие люди (особенно это верно для оценок сверстников) имеют мнения о нас, не совпадающие с нашими оценками себя, способно «включить» механизм корректировки самооценивания. Но данное утверждение верно только в его самом общем выражении и зависит от ряда факторов, к числу которых относится, например, глубина осознания. Так, для того чтобы недооценивающие себя школьники повысили свою самооценку, им достаточно узнать, что другие оценивают их лучше. Стремление повысить свою оценку, выглядеть лучше в своих глазах, желание видеть себя в «абсолютно положительном свете» — многократно доказанная потребность подросткового возраста [3; 66].

Побудить же переоценивающих себя школьников понизить свою самооценку возможно только после тщательного обсуждения причин различных мнений людей друг о друге.

Мы смогли скорректировать в определенной степени самооценку, не используя конкретные факты о реальных взаимоотношениях и реальных причинах «застенчивого» или «самоуверенного» поведения. Оказалось возможным использовать только обратную связь от других (данные о «знаке» взаимных оценок) в качестве сигнала отклонения самооценки от адекватного уровня.

Сигнализируя о знаке неадекватности самооценки, мы смогли побудить недооценивающих себя подростков увеличить индивидуальную активность (вносить побольше предложений при обсуждении), а переоценивающих себя школьников — расширить свой «диапазон общения» с партнерами при обсуждении общей проблемы.

Следует при этом отметить, что мы учитывали не абсолютную величину самооценки, а лишь соответствие самооценки и взаимооценки, поэтому необходимо быть осторожным в выводах из-за возможного влияния эффекта «ореола» при оценке сверстниками подростка.

Дальнейшее исследование методов коррекции неадекватной самооценки должно включать в себя дальнейшую конкретизацию следующих двух факторов, которые пока трудно измерить: степень адекватности оценки других (условно мы рассматривали оценку ученика учителем и классным коллективом как более точную и объективную) и содержательное обоснование самооценки и взаимооценки (мы учитывали только знак и величину оценки в баллах). Это особенно важно, если иметь в виду трудность освобождения от оценочного «ярлыка» и тот факт, что пути согласования самооценки и оценок других могут быть и всегда являются самыми разным. Например, если индивид оценивает себя высоко, а коллектив оценивает его низко, подросток может стараться доказать обоснованность своей самооценки, сделать так, чтобы другие увидели его «незаметные» положительные черты.

1. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978. 358 с.

2. Фахрутдинова М. Ш. Сравнительная характеристика самооценки преподавателей и студентов. В, кн.: Пейсахов Н. М. Теоретические и прикладные исследования л психологии: Казань, 1977, с. 78—90.

3. Хорхе Портия И. Проявление стереотипов в оценке школьниками себя и сверстников. Автореф. канд. дис, ЛГУ, 1977. 19 с.

4. Rosenfeld G., Wessel К . Objectivt Gestzmasigkeiten aus der Sicht des Verhälten von Philosophie und Psychologie. — In: Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1974, s. 1348—1358.

5. Schwarz H. Sociale Einstellungen. — In: Socialpsychologie, Verlag der Wissen-schaften, Berlin, 1979, 246—265.

6. Siegel S. Nonparametric statistics for the behavioral scienties, N. Y., 1956, 322 p.

www.voppsy.ru

Заниженная самооценка у подростков и методы ее преодоления

Переживая переходный период в подростковом возрасте, мы не подозреваем, что нам придется преодолевать эти трудности еще раз – уже став взрослыми, вместе с нашими детьми. Это тяжелое время как для подростка, так и для родителей. Естественно, что мы хотим облегчить его для наших чад, помочь им.

Одной из основных проблем в подростковом возрасте является заниженная самооценка. Объективно оценить себя и свои способности зачастую не способен и взрослый, что уже говорить о подростке. Дети могут найти у себя кучу выдуманных недостатков, а уж если существует какая-то реальная проблема, то самооценка падает вообще ниже нуля. Это формирует комплексы неполноценности и в дальнейшем может повлиять на всю жизнь вашего ребенка. Главное для родителей – научить подростка нормально оценивать свои данные, верить в себя. Это очень сложная задача, так как психологическое состояние подростка очень нестабильно, авторитет родителей уже не столь непреклонен, как в младшем возрасте, а мнение окружающих приобретает главенствующее значение, особенно мнение ровесников.

Подростки склонны замыкаться в себе, скрывать свои переживания, поэтому мамы и папы должны быть особенно внимательны, чтобы вовремя заметить проблему. Основные принципы поведения родителей приобретают особую актуальность.

Во-первых, осторожность с критикой. Никогда нельзя критиковать самого ребенка, его внешность и способности. Каждое слово бьет подростка буквально «по живому» и может навсегда отпечататься на его психике. Если это необходимо, критикуйте исключительно его действия и поступки, и только в конструктивном ключе.

Во-вторых, не скупиться на похвалу. Не бойтесь перехвалить, поощряйте ребенка за любые позитивные поступки, будь то уборка в комнате, достижение в учебе, умное замечание или хорошее поведение. Даже если подросток внешне никак не отреагирует, будьте уверены, он это обязательно оценит.

В-третьих, никакой критики внешнего вида. Подросток и без вашей помощи найдет в своем отражении в зеркале миллион недостатков — ведь у него в этот период и без того заниженная самооценка. Вкусы в одежде и макияже у разных поколений всегда не совпадают, не стоит создавать проблему из столь преходящего вопроса. А с последствиями гормональной перестройки организма в виде прыщей, сальных волос, излишком или недостатком веса, лучше помогите бороться, обеспечив своего ребенка здоровым питанием и средствами ухода за лицом и телом.

В-четвертых, никаких сравнений. Ваш ребенок уникальный. Не нужно сравнивать его с другими, ставить кого-то ему в пример. Забудьте фразы «Вот я в твоем возрасте…» или «А Вова получил за эту контрольную оценку выше, чем у тебя…» и прочие в таком духе. Ни к чему хорошему это не приведет, только к озлоблению подростка и еще большему понижению и без того низкой самооценки.

Даже внимательным и чутким родителям порой сложно вовремя подметить изменения в поведении подростка и соответственно вовремя взяться за решение проблемы. Поэтому психологи составили список вопросов, на которые нужно ответить.

  • Часто ли ваш ребенок проявляет тревожность, панические настроения?
  • Ребенок не хочет общаться, потому что боится критики и осмеяния?
  • Насколько мнение вашего ребенка зависит от мнения окружающих?
  • Есть ли среди окружения ребенка товарищи, которым он подражает?
  • Рассказывает ли вам ребенок о своих проблемах, переживаниях, делится планами?
  • Стремиться ли ребенок избежать внимания к себе на собраниях родственников?
  • Предпочитает ли ребенок проводить время в одиночку или в шумной компании?
  • Отказывается ли ребенок принимать участи в школьной самодеятельности и других подобных мероприятиях?
  • Положительный результат в каком-либо деле ребенок считает своей заслугой или стечением обстоятельств?
  • Если вы ответили положительно на три вопроса и более, ваш ребенок действительно нуждается в помощи. Не надо выяснять, кто виноват, нужно просто действовать, чтобы решить проблему. Помните, что в этом возрасте подростки очень ранимы. В особо сложных случаях не стоит полагаться на то, что проблема «рассосется» сама собой, лучше обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

    Со своей стороны родители должны стремиться к тому, чтобы быть примером для своего ребенка. В этом возрасте он уже не считает вас лучшими только потому что вы его родители. Уважение и любовь подростка нужно заслужить, пусть это вас не обижает.

    Старайтесь, чтобы ваш ребенок не выглядел хуже сверстников. Для подростка очень важны модная одежда и прическа – глупые «подколки» приятелей могут реально испортить жизнь ребенка, сделать его изгоем. Не стоит потакать всем прихотям подростка, но и не недооценивайте этой проблемы.

    Помогайте ребенку достигать результатов. Поощряйте его занятия, особенно те, в которых он может иметь успех. Пусть он участвует в конкурсах и посещает мастер-классы, это поможет подростку обрести уверенность в своих силах.

    Не экономьте на прогрессе. Сейчас для каждого ребенка практически обязательно наличие компьютера, современного мобильного телефона и прочих девайсов. Не думайте, что если вы пользуетесь своим телефоном уже пять лет, то и ваш ребенок не будет стесняться доставать устаревшую модель на виду у сверстников. Такие вещи, как и модная одежда, позволяют подростку чувствовать себя увереннее в коллективе, а их отсутствие – прямой путь к низкой самооценке и комплексам.

    И самое главное – научитесь уважать своего ребенка. Он – пусть еще не до конца сформированная, но уже самостоятельная уникальная личность. У него есть свои интересы, свое мнение. И это мы должны уважать, хотя и не всегда соглашаться. Когда между детьми и родителями есть любовь и уважение, они способны преодолеть любые трудности подросткового периода. И не только.

    www.ecoterica.com

    Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи самооценки и личностных особенностей подростка

    2.1 Организация и методы исследования

    Эмпирическая работа проводилась на базе Языковской средней школы №1 с подростками в возрасте 14 – 16 лет. Группа испытуемых состояла из 27 человек. Из них 13 испытуемых – девочки, 14 – мальчики.

    Проведение методик начали в декабре 2011 года. Сначало мы провели тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга» и 16- факторный личностный опросник Кэттелла. Следующая встреча с группой испытуемых, для проведения методик, была запланирована через неделю, но встреча не состоялась из-за зимних каникул у школьников. Поэтому проведение методик затянулось на полтора месяца. В январе провели методику изучения самооценки личности старшеклассника.

    Главной целью данной работы явилось исследование особенностей взаимосвязи самооценки и личностных особенностей подростка у подростков 14-16 лет. Для решения поставленных цели и задачи мы использовали следующие методики.

    Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга»

    Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга». Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, Активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

    Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений и предполагает четыре градации ответов: «полностью не согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.

    Тест Кэттелла (16pf – опросник)

    Данный опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожекторный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

    Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кэттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов – мотивов, потребностей, интересов, ценностей – требует применения других методов. Данная методика – сокращенный вариант опросника. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «b» — одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В – здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору – 12 баллов, по фактору В – 8 баллов, минимальная – 0 баллов.

    Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

    Данная методика предназначена для измерения самооценки подростка. В результате исследования с помощью данной методики может быть обнаружен уровень самооценки подростка, кроме того, результаты могут быть представлены в виде профиля Я-концепции и структура черт может анализироваться в целом.

    Вниманию испытуемых предлагается 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответа. Необходимо выбрать из них один по каждому суждению.

    При высоком уровне самооценки человек оказывается не оттягащенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

    При среднем он редко страдает от «комплексом неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнение других.

    При низком уровне самооценки человек болезненно реагирует на критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

    studfiles.net

    Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР

    Проблема изучения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, во-первых, потому что в современном обществе, по данным Всемирной организации здоровья, каждый десятый человек имеет отклонения в развитии. А так же около 20% детей имеют непатологические нарушения и пограничные отклонения от нормы психического развития.

    Во-вторых, процесс формирования личности в данном случае осложняется различными факторами: биологическими, социальными, психологическим и педагогическими. Сила их воздействия определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходима своевременная комплексная помощь педагогов, психологов и врачей. Отсутствие такой помощи может привести к необратимым последствиям. Самой многочисленной группой детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка психического развития. В современной литературе под задержкой психического развития (ЗПР) понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности [1, с. 38]. Социальную адаптацию ребенка с задержкой психического развития определяет его самооценка, являющаяся регулятором поведения и деятельности. Эмоциональная отчужденность ближайшего окружения ребенка, скупость выражения родительской любви, завышенная требовательность к нему способствуют искажению его самооценки, и, как следствие к отклоняющемуся поведению [2].

    Самооценка таких детей является способом определением успешности их интеграции в общество, поэтому сегодня специальная психология рассматривает, как одну из наиболее актуальных, проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки у младших подростков с ЗПР.

    Самооценка является регулятором поведения ребенка. От нее в значительной мере зависит, как будут строиться взаимоотношения ребенка в коллективе. его внутреннее состояние, поведенческие реакции. Неверное оценивание себя может привести к личностным проблемам и нарушениям коммуникационной деятельности.

    Умение верно оценивать себя закладывается в раннем детстве. Развитие этого навыка и его совершенствование происходит в течение всей жизни.

    Своеобразие самооценки учащихся с ЗПР обусловлено нарушениями в познавательном и личностном развитии, а так же негативным влиянием социальных факторов. В отличии от обычных детей, их самооценка сильно зависит от мнения окружающих. Исследования показали, что формирование самооценки у детей с ЗПР сильно отстает от нормы и характеризуется нерасчлененностью, упрощенностью, часто бывает противоречива и неустойчива [3].

    И, наконец, исследование данной проблемы дает материал для понимания личности ребенка, что необходимо для последующего интегрирования его в общество.

    Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить о самооценке, как о сложном личностном образовании, которое является одним из фундаментальных свойств личности. Теоретический анализ показал, что существует множество факторов, влияющих на своеобразие формирования самооценки у младших подростков с ЗПР.

    Самооценка, основываясь на осмыслении своих реакций на окружающее, может быть адекватной, то есть соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка, либо неадекватной – завышенной, когда особенности и достижения переоцениваются, или заниженной, когда они, напротив, недооценены [4, с. 110].

    Взгляд на себя со стороны, словно глазами окружающих – характерная особенность самооценки у младшего подростка. С возрастом у ребенка появляется более критичное отношение к оценкам взрослых, приоритет переходит к оценкам сверстников и к его собственным представлением об идеале. К тому же начинает иметь место тенденция к самостоятельному анализу и оценке собственной личности [5].

    Еще одной характерной особенностью самооценки в этом возрасте является ее нестабильность и недифференцированность. Самый конфликтный и противоречивый период в развитии и становлении самооценки приходиться как раз на подростковый возраст. В разном возрасте подростки склонны оценивать себя по-разному. Самооценка младших подростков отличается нецелостностью и противоречивостью. Своеобразие самооценки у детей и подростков с ЗПР обусловлено спецификой психического дефекта и микросоциальными факторами [6].

    Подростки с ЗПР не могут критично оценивать себя и осознают свое «Я» на недостаточном уровне. Их самооценка зачастую незрелая и неустойчивая. Отсюда возникает повышенная внушаемость этих детей, неустойчивое поведение и несамостоятельность [7].

    Исследования так же показали, что дети с ЗПР, обучающиеся до поступления в специальные школы в общеобразовательных учреждениях, имеют заниженную самооценку и намного менее уверены в себе, чем те, кто начинал обучение в специальной школе. Это объясняется длительными учебными неудачами в сравнении с нормально развивающимися учениками.

    Стремление переоценивать себя у детей с ЗПР часто спровоцировано получением «положительных оценок» в свой адрес. Данное явление является неосознанной попыткой такого ребенка скомпенсировать собственную малоценность посредством переоценки своей личности [8, 9].

    На детей с ЗПР факторы, влияющие на формирование самооценки, оказывают куда более сильное воздействие, чем на детей с нормальным развитием. Так, если ребенок находиться в благоприятных условиях семейного воспитания, у него будет сформирована завышенная самооценка и наоборот, при воспитании в неблагоприятных условиях ребенок будет обладателем низкого уровня самооценки [10].

    Для изучения уровня самооценки младших подростков мы провели тестирование по методикам: — методика Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан, методика изучения общей самооценки Г.Н, Казанцевой, шкала самоуважения М. Розенцвейга.

    В ходе исследования по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М Прихожан были получены следующие результаты:

    Рисунок 1 Распределение показателей уровня самооценки младших подростков с ЗПР по методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан

    Выполняя задания по данной методике, дети не испытывали затруднений. Многие из них были довольны своим уровнем выраженности качеств, некоторые очень уверенно ставили отметку о нынешнем состоянии выше отметки «уровня, достигнув который, ты будешь ощущать себя счастливым, будешь доволен собой». У 66,6% (8 человек) наблюдается тенденция к завышенной самооценке. Многие из них вслух проговорили, что, естественно, им нужны стопроцентные результаты, при этом отмечая свое актуальное состояние около 85-90%. Остальные 33,4% (4человека) показали адекватный уровень самооценки. Это дети дольше размышляли о том, как оценить себя. В двух работах есть исправления, что может свидетельствовать о неуверенности этих детей.

    Ученикам явно доставило удовольствие графически отметить свою позицию, утвердить таким образом мнение о себе. По данной методике не было получено данных о низком уровне самооценки.

    По методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой были получены следующие результаты:

    Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по методике Г. Н. Казанцевой

    При выполнении данной методики некоторым детям было сложно определить категорию высказывания («да» или «нет»). Однако других сложностей не возникло. С выполнением данной методики дети справились быстрее всего. 25% (4 человека) показали завышенный уровень самооценки. Они выбирали выражения, подходящие им легко и быстро, изредка уточняя. Что значит данное предложение. Многие из них утвердительно кивали или даже вслух выражали свое согласие с фразами из методики. Абсолютно другое, противоположное, поведение было у 8,4% (1 человек) ребенка, показавшего заниженный уровень самооценки. Он переспрашивал, что делать, если он не знает, как ответить, долго выбирал категорию. Сдал работу последним. У большинства детей, 66,7% (8 человек), был выявлен адекватный уровень самооценки. Эти ученики справились без особых затруднений, с редкими исправлениями на бланках.

    По шкале самоуважения М. Розенцвейга были получены следующие результаты:

    Рисунок 3. Распределение показателей уровня самооценки у младших подростков с ЗПР по шкале самоуважения М. Розенцвейга

    При выполнении заданий данной методик у многих детей возникло затруднение при определении выраженности качества. В целом, класс справился достаточно быстро.

    По данной методике очень высокий уровень был выявлен у 16,6% (2 человека) детей. Некоторые из них выражали удивление, по поводу возможности поставить себе низкую оценку. Дети, показавшие высокий уровень, 41,7 (5 человек), сомневались, поставить себе 4(высший балл) или 3. Выставление себе оценки ниже они даже не рассматривали. У 41,7% (5 человек) был выявлен низкий уровень самооценки. Стоить отметить, что эти дети практически не сомневались в том, что не заслуживают высокого балла. По данной методике у них наблюдалось более уверенное выполнение задания.

    Рисунок 4. Сводная таблица результатов диагностики самооценки у младших подростков с ЗПР

    По результатам всех методик можно сделать вывод, что в классе преобладает завышенный уровень самооценки (у 58, 3% учеников). Всего один ученик из класса (8, 3% учеников) показал низкий уровень самооценки. По словам учителя, он очень критично относиться к себе, ставит высокие результаты. Такое отношение к себе и могло привести к низкому оцениванию собственных качеств [11]. Однако, это не мешает данному ученику успешно общаться со сверстниками и являться одним из лидеров класса. У 33,4% (4 человека) Был диагностирован адекватный уровень самооценки. При этом несколько учеников показали разные уровни самооценки, то есть были получены сведения о высокой, средней и низкой самооценке у каждого из них. Такие результаты говорят о неустойчивой самооценке этих учеников.

    Выводы: Проанализировав и сопоставив результаты исследования, мы выявили, что процент младших подростков с завышенной самооценкой составляет 58,3 %. Способность давать адекватную оценку своим личностным качествам, анализировать свои поступки, поведение, отношения с окружающими необходима для развития творческой разносторонней личности. Многочисленные «образы Я» в различных проявлениях человека, воспринимаемые им и составляют самооценку, как результат познания своего «Я». Интеграция этих образов в целостное образование позволяет рассматривать самооценку, как важный механизм, поддерживающий положительный образ «Я». Так как процесс формирования самооценки определяет успешность социальной интеграции и адаптации к обществу лиц с особенностями в развитии, он приобретает особое значение для них. Переходный возраст не похож на детство и значительно отличается от взрослости, то есть отчетливо выделяются характерные особенности в развитии личности. При правильно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психологической помощи данной категории детей вероятность неадекватной самооценки значительно уменьшается. В этом случае перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, простроить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты.

    e-koncept.ru

    Как повысить самооценку подростка?

    Подростковый возраст – это переломный момент в жизни человека. В этот период происходит становление личности, вырисовывается отношение к себе и к миру, формируются основные жизненные принципы и стереотипы. Заниженная самооценка у подростков может стать причиной неудовлетворенности собой, отсутствия уважения к себе, попыткам добиться признания и любви крайними, иногда опасными способами. В этой статье мы поговорим об особенностях формирования самооценки подростков, способах ее коррекции, в частности о том, как поднять самооценку подростку.

    Коррекция самооценки подростков

    Если ваш веселый и жизнерадостный сын вдруг замкнулся в себе, или дочь, раньше активная и компанейская, вдруг стала избегать компаний, стала замкнутой и грустной, возможно, все дело в непостоянстве самооценки подростков. Пониженная самооценка может выражаться и по-другому: излишней агрессивностью, показной веселостью, бравадой, вызывающим стилем одежды и поведения и т.д. В любом случае, низкая самооценка – преграда для полной самореализации человека. Подростки с пониженной самооценкой легче подпадают под негативное влияние, а значит, подвергаются опасности. Долг родителей – помочь ребенку справится с психологическими проблемами и жить полной, счастливой жизнью.

    Но как бы вам ни хотелось помочь своему ребенку, не переусердствуйте. Излишние, чрезмерные восторги и слишком слащавая похвала не помогут, а наоборот, усугубят ситуацию. Подростки очень тонко чувствуют фальшь, поэтому не стоит перегибать палку. Гораздо важнее обратить внимание на свои методы критики. Старайтесь, чтобы негативные высказывания были направлены не на личность подростка, а на его поведение, поступки или ошибки, то есть на то, что можно исправить. Не говорите «я недовольна тобой», скажите лучше: «я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения.

    Повышение самооценки у подростков невозможно без уважения. По возможности советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением и всегда берите его в расчет. Не пренебрегайте советами подростка, прислушивайтесь к ним. Особенно важно это делать в вопросах, которые касаются самого ребенка. Поверьте, ваше невнимание к его советам и пожеланиям глубоко ранит и обижает вашего ребенка. Очень важно соблюдать «границы приватности». Оставьте подростку «личную территорию», причем не только в сугубо физическом смысле, но и в духовном. Вы не можете строго регламентировать жизнь своих детей – друзей, увлечения, походы и развлечения, собственный стиль и пристрастия в музыке, фотографии, живописи и т.д. ребенок имеет право (и должен) выбирать сам.

    Итак, мы выделили три основных условия формирования адекватной самооценки:

    1. Конструктивная критика и заслуженная похвала.
    2. Уважение и внимание.
    3. Личная территория.

    Практические советы родителям

    • любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
    • дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
    • интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
    • определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
    • найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
    • доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.
    • Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.

      womanadvice.ru

      Основные причины и формы поведения подростков

      Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

      Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

      Причины агрессивного поведения детей

      Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

    • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
    • намерение получить желанную вещь;
    • желание всегда и во всем быть главным;
    • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
    • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.
    • Агрессивное поведение у малышей — желание добиться своего

      Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

      Воспитание волевого поведения ребенка

      Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства — гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

      Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

      Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

      Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

      Возрастные особенности воли у детей разного возраста

      Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

      Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

      Виды агрессии у детей

      Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

      Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

      Что такое тревожность — определение

      Основные причины детской тревожности

      Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

      Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

      Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

    • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
    • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
    • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
    • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
    • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
    • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.

    Типы тревожных детей — характеристика

    Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

    Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

    Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

    Способы снижения тревожности на групповых занятиях

    В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

    Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

    • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
    • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.
    • Общение с детьми — развеивает страхи

      Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

      Разновидности асоциального поведения подростков

      В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

      Формы асоциального поведения подростков

      Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

      Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

      Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

      Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

      Причины нарушений поведения у подростков

      Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

      Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

      Конфликтная форма поведения — нарушение запретов

      В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

      Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

      Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

      К такой разновидности поведения относятся следующие:

    • периодические побеги из дома, бродяжничество;
    • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
    • различные суицидальные действия;
    • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
    • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
    • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.
    • Поведенческие нарушения у подростков

      Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

      Условия возникновения агрессии

      Важная психологическая помощь: советы родителям

      Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

      Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

      Проблемы в семье — частая причина агрессивности

      Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

      Мотивация для подростков — важный фактор устранения агрессивности

      Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

      Основные способы коррекции тревожности

      Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

      detki.guru