Любовь психология виды

2.1. Классификации видов любви

Имеется несколько подходов к классификации видов любви. Л. Н. Толстой выделял любовь деятельную и любовь красивую: первая заключается в стремлении удовлетворить все желания, прихоти, даже пороки любимого существа; вторая — в любви красоты самого чувства и его выражения. В первом случае проявляется эмоционально-ценностное отношение к человеку, во втором — к переживаниям, которые она вызывает.

Хатфилд (Hatfield, Rapson, 1996) тоже выделяет два вида любви: сострадательную и страстную. Первая характеризуется обоюдным уважением, привязанностью и доверием. Вторая связана с интенсивными эмоциями, сексуальным влечением и тревогой.

Э. Фромм, К. Изард и другие исходят из объекта любви и говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Кроме того, Э. Фромм ввел и объяснил новые, квалифицирующие термины и понятия: подлинная любовь, плодотворная любовь, зрелая любовь, братская любовь, неплодотворная, или иррациональная, любовь, любовь-поклонение, фальшивая любовь, сентиментальная любовь, невротическая любовь (Д. Бьюдженталь), незрелая форма любви, или симбиотический союз.

Т. Кемпер (Kemper, 1978) при выделении типов любви опирался на соотношение двух факторов — власти (способности силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статуса (желания партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта). Он выделил семь типов любовных отношений, которые представляются несколько надуманными, не соответствующими реальной жизни:

1) романтическая любовь, в которой оба партнера обладают и статусом, и властью (поскольку каждый может лишить проявлений своей любви);

2) братская любовь, основывающаяся на высоком статусе у каждого и низкой власти — отсутствии возможности к принуждению;

3) харизматическая любовь, в которой один из партнеров обладает властью и статусом, а другой — только статусом; это любовь между партнерами, сильно различающимися по возрасту и статусу;

4) «измена» — один из партнеров обладает властью и статусом, а другой — только властью. Примером таких отношений может быть измена одного из супругов, который сохраняет власть, но теряет в глазах партнера статус;

5) влюбленность — у одного из партнеров есть и власть, и статус, а у другого нет ни того ни другого; это вариант «безответной» любви;

6) «поклонение» — один партнер обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем ни другим; это ситуация влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого только по фильмам;

7) любовь между родителем и маленьким ребенком. У ребенка высокий статус, но низкая власть, у родителя — высокая власть, но низкий статус, так как у ребенка еще не сформировалась любовь к родителю.

В этой классификации спорны многие положения, и прежде всего — представления о власти. Желание партнера силой заставить делать то, что ты не хочешь, — это насилие. Вряд ли любовь может строиться на этом базисе.

Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

Более обоснованным представляется выделение платонической и эротической любви.

psy.wikireading.ru

Виды любви в психологии

20 век – период различных открытий в разных областях науки. Психология не является исключением. Ученые исследовали эмоциональную сферу человека, а именно чувства. В результате этих соисканий были выделены некоторые особенности. В перечне оказались виды любви, определенные философами Древней Греции. Представленная статья сделает краткий обзор на эту тему.

Первый вид – любовь-сторге

Под этим видом подразумевают чувство понимания и дружбы с партнером. Люди, испытывающие такую любовь, прислушиваются к потребностям друг друга, умеют договариваться и идут на компромиссы. Подобные отношения наполнены тесным общением и глубокой душевной близостью. Разлука таким парам нестрашна, ведь верность партнера для них абсолютна и непоколебима, а чувства обладают стойкостью и никогда не угаснут.

Сторге на языке древности предусматривает доверие. Человек, чувствующий такую любовь, умеет прощать и ждать. В отношениях, возникших в результате сторге, отсутствует эгоизм. Бывает, что пути людей могут разойтись, и они расстаются, но все равно остается дружба, и в случае сложной ситуации они помогают друг другу.

Второй вид – любовь-агапе

Этот вид излучает альтруизм и указывает на обожание своего партнера. Жертвенная любовь, в которой человек может прощать своему любимому многое, отказываться от себя, своих желаний и потребностей. Часто первое чувство в жизни обладает чертами агапе, ведь оно тяжелое и трагичное.

Тот, кто любит, отдает все, а сам не получает абсолютно ничего, кроме страданий. В принципе, любовь к родине можно сравнить с агапе, когда человек согласен умереть за свою землю, не прося ничего взамен. Высшим проявлением такой любви является принесение в жертву себя и своих интересов на благо партнера.

Третий вид – любовь-эрос

Что значит платоническая любовь по сравнению со страстным чувством? Эрос способен поддерживать любовное пламя длительное время. Интенсивность эмоций, которые переживает человек, просто зашкаливает, и вряд ли что-нибудь сравнится с этими ощущениями. Часто бывает так, что страсть захватывает личность полностью, как говорится, в омут с головой, и ей сложно воспринимать реальность.

В этой ситуации проявляется психологическая зависимость от любимого партнера, и соответственно, человек может сделать многое, часто незаконное или не очень хорошее с моральной точки зрения (обман, убийство, кражу), чтобы любимый или любимая осталась с ним.

Разлука представляется просто невозможной, так как для поддержания эроса нужен постоянный контакт. В случае разрыва отношений на человека обрушиваются нестерпимые болевые ощущения. События воспринимаются как трагические, и даже любовь к матери может не остановить суицид.

Четвертый вид – любовь-мания

Представленный вид еще называют любовью-одержимостью. Мания несет в себе чрезвычайную опасность, ведь человек, помимо любви, постоянно ощущает ревность, неуверен в своем партнере и не доверяет ему. В плену этого чувства личность может пребывать длительное время.

Партнер, которого любят, должен обладать огромным терпением и умением прощать. Часто такое чувство проявляется у холериков, с их импульсивностью и интенсивностью переживаний. Индивид, переживающий любовь-манию, характеризуется пониженной самооценкой, излишней ранимостью, тревожностью и неуверенностью в себе, что делает манию опасной.

Пятый вид – любовь-прагма

Вот уже описано 4 вида любви, приступим к следующему. Спокойствие и благоразумие – характеристики этого типа. Хотя мы говорим о чувствах, прагма отличается рациональностью и разумом. Она может подавить все остальные эмоции. Сознание всегда сопровождает такого человека, и он не теряет головы от страсти.

Эмоциональные краски достаточно тусклые в переживаниях прагмы, но довольно-таки надежные и добрые. Виды любви непросто описывать, но об этой можно сказать, что с годами она только крепнет и разгорается ярким, спокойным пламенем. Разумный расчет, прагматичный брак – здесь культивируется любовь-прагма.

Шестой вид – любовь-игра

Сложно назвать подобную любовь истинной и настоящей, ведь человек играет в нее. Он не отличается ни верностью, ни преданностью. Такому индивиду безразличны чувства другого человека, а его собственные не характеризуются глубиной. Принцип «количество, а не качество» приводит к большому числу краткосрочных отношений и отсутствию планов на ближайшее будущее.

Легкие и беззаботные отношения – вот их желание, а серьезная привязанность страшит и пугает таких людей. Можно ли назвать любовь-игру настоящим чувством? Вряд ли, ведь другие виды любви предусматривают не только свое наслаждение.

Естественно, эмоциональная сфера личности имеет свойство изменяться со временем. Она углубляется или становится более поверхностной. Представленные виды любви могут даже переходить друг в друга, например, из эроса в дружественную сторге.

Культурные отличия в психологии любви

Ничего удивительного нет в том, что разные культуры и общества по-разному смотрят на любовь и ее особенности. Ученые-психологи во главе с Робертом Левайном провели исследование на тему «Виды любви в психологии: культурные отличия». Респондентам был задан вопрос о том, женятся/выйдут ли они замуж за идеального человека, учитывая все качества, но без любви. Представители западного мира и стран, где культивируются западные ценности (Англия, Бразилия, Австралия, США), дали отрицательный ответ, а вот испытуемые из развивающихся восточных стран (Таиланд, Индия, Пакистан) приемлют брак без любви.

Также было произведено исследование установок на романтическую любовь у молодых людей из США, Японии и Германии. Ученые определили, что самыми романтичными оказались германские студенты, а вот японские в меньшей степени обладают этим качеством. Респонденты из США разместились посредине.

В западном обществе индивидуалистов пылкая любовь становится бурным переживанием личности. На время человек становится поглощенным этим чувством и не замечает, что творится вокруг, забывая о семье и друзьях. С кем заводить отношения, на ком жениться или за кого выходить замуж – индивид западной культуры в большинстве случаев решает сам. Того же, конечно, не скажешь о восточных странах, пропитанных коллективизмом. Там молодые люди должны учитывать мнение семьи или целой общины. Хороший брак – это просчитанный брак. Семьи часто договариваются о свадьбе, когда дети только рождаются.

Влюбленный представитель Европы будет думать о своих чувствах, а китаец – о том, что будут говорить люди. Молодые азиаты в своем большинстве переживают любовь-сторге или любовь-агапе, а вот их европейские братья более подвержены романтической любви или любви-эросу.

Китайцы обозначают близкие и значимые отношения словом «ган куинг» и высшим любовным поступком может быть помощь в ремонте водопроводного крана. Европейцы в романтической любви видят и сексуальную составляющую с различными интенсивными переживаниями.

Для корейцев очень важно чувство под названием «джунг», ведь оно отличается большей прочностью, чем просто страсть. Для того чтобы «джунг» возникла между партнерами, нужно время и многочисленные взаимные усилия. Со временем такая любовь только усиливается и расцветает.

Как видите, любовь зависит не только от своих внутренних характеристик, но и от культурных особенностей.

Она многогранная, страстная, спокойная и трагическая. Любовь к родине, к партнеру, к детям, к родителям. Это чувство повсюду и сопровождает нашу жизнь всегда.

www.syl.ru

2.9. Виды псевдолюбви по Э. Фромму

2.9. Виды псевдолюбви по Э. Фромму

Э. Фромм пишет о нескольких видах псевдолюбви. Один из них — фанатичная любовь к кумиру. Это самоуничтожающая любовь, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого человека, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. Это не любовь, а идолопоклонничество.

К псевдолюбви Э. Фромм относит и сентиментальную любовь. Здесь на первый план выходит ритуальное, поверхностное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы, без наличия глубокого чувства к «любовнику». Человек с сентиментальной любовью скорее занят самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви, на которое он, вероятно, вообще не способен.

Э. Фромм отмечает, что любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может скрепить любовь, но для этого она должна быть. Без любви сексуальный акт создает лишь видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга, пишет Э. Фромм. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и сознательна.

Что мешает проявлению истинной любви? Вспомним некоторые советы, которые дают и психологи, и философы, и просто мудрые люди.

1. Не нужно путать любовь с влюбленностью, не стоит принимать желаемое за действительное. С влюбленности все только начинается, но одной ее недостаточно. Вначале мы испытываем романтическую восторженность, нам все видится в розовом свете, все кажется идеальным, на века, но не стоит забывать, что влюбленность подобна сильной вспышке огня: она хрупка и может так же быстро погаснуть, как и появилась. Нужно, чтобы влюбленность превратилась в любовь. А для этого существует проверка временем и трудностями.

2. Самые большие препятствия на пути к любви — эгоизм и чувство собственничества. Иногда мы любим человека, но забываем, что у него есть своя индивидуальность, достоинства и недостатки, отличающиеся от наших собственных, и влюбляемся в некий идеальный образ, наделенный качествами, которые нам нравятся, или которые имеем мы сами, или которых нам не хватает. Когда же мы осознаем несоответствие человека и созданного нами образа, то начинаем переделывать его под свои «стандарты», загонять в заданные нами рамки и представления. Поэтому важно иногда задавать себе вопрос: «Что нам важно в любви — любимый человек или наши собственные желания, то, что мы хотим от него получить?» Любая «клетка» наших чувств, в которую мы пытаемся загнать любимого человека, — пусть даже золотая и красивая — когда-нибудь станет для него тесна. И он либо убежит, либо, даже если останется с нами, его душа будет недоступна и закрыта от нас. Иногда надо сделать выбор между нашей выгодой и любовью и… полюбить ради самой любви.

3. Опасно стремиться быть любимым любой ценой. Иногда мы опускаемся до унижения и «ради любви» теряем собственное достоинство, забываем о своих мечтах, о собственном пути и смысле жизни. И ради чего? Ради жалких крох, которые перепадают нам со стола, — чуть-чуть тепла, капельку чувств, немного денег. Не слишком ли большая цена для маленького человеческого счастья?

4. Искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет. Потому что любовь будет длиться столь долго, сколь сильно будет объединяющее. И ничто так сильно не объединяет в любви, как стремление разделять одни мечты, одни идеи и приключения — и ради них сражаться и преодолевать трудности. И наоборот, если ничто не объединяет или объединяющее ничтожно мало, не стоит ли задуматься — любовь ли это?

5. Стать зеркалом друг друга. Потому что всегда должен быть кто-то, кто не даст нам опуститься ниже собственного достоинства, кто не будет нас обманывать и всегда покажет правду, какой бы она ни была. И в то же время кто покажет нам самые прекрасные и сокровенные состояния, такие наши способности и достоинства, о которых подчас мы и не догадываемся.

6. Если мы искренне любим, то, даже при самых страшных недостатках, всегда в человеке можно и нужно найти что-то светлое и доброе. В психологии существует понятие самоподтверждающегося пророчества. Суть его в том, что если мы думаем о близких людях лучше, чем они есть на самом деле, то они постепенно становятся лучше. Если, наоборот, недооцениваем их, то они изменятся в худшую сторону. Поэтому самый верный способ изменить человека в лучшую сторону — не в том, чтобы подмечать и говорить ему об ошибках и недостатках, а, наоборот, относиться к нему так, словно он уже обладает желанными положительными качествами.

7. Преодолевать рутину в любви. Любовь укрепляется и поддерживается подчас через маленькие и незначительные детали. И как часто самые маленькие вещи (о которых мы несправедливо забываем) — цветы или поцелуй, воспоминания дорогих моментов и романтика, знаки внимания и забота — позволяют показать друг другу силу любви.

8. Сделать первый шаг навстречу — в разногласиях и ссорах и не проявлять наши «особенности», которые способны привести любимого или любимую в бешенство.

9. Если вторая половина находится в плохом настроении, депрессии, грусти, усталости, перегруженности работой или проблемами, то самому не попадать под воздействие, а, напротив, предпринимать все возможные и невозможные меры по устранению этих состояний.

Все это может принести плоды, если понять одну великую истину: для любви нужны двое, нужны обоюдные усилия обеих сторон.

По материалам Интернета (сайт журнала «Новый Акрополь»)

Иногда человеку кажется, что он любит, а на самом деле это благодарность за восхищение. Как только им перестают восхищаться, он рассматривает это как конец любви.

Еще одним видом псевдолюбви является, по Э. Фромму, невротическая любовь. Она характеризуется преувеличенной потребностью некоторых людей в эмоциональной привязанности («бегство невротического индивида от смутно сознаваемого чувства изоляции и пустоты в центре бытия» — Д. Бьюдженталь), позитивной оценке и поддержке со стороны окружающих и в преувеличенном страдании, если эта потребность не удовлетворяется. К. Хорни (1993) описала проявления невротической любви.

У невротика потребность быть любимым преувеличена. Для психически здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.

Одно из проявлений невротической потребности в любви — переоценка любви, свойственная прежде всего невротическому типу женщин. Они чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет того, кто любил бы их и заботился о них. У таких женщин желание выйти замуж принимает форму навязчивости, даже если они сами абсолютно не способны любить, а их отношение к мужчинам заведомо скверное. Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он не способен дарить любовь. Он может лишь паразитировать на ком-то другом, кто при этом не должен обладать особой уникальностью.

Различие между любовью и невротической потребностью в любви, пишет М. Е. Литвак, заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, тогда как у невротика первичное чувство — потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви — лишь вторичное.

Если человек нуждается в чьей-то любви ради избавления от тревожности, то он отчаянно стремится к любого рода привязанностям ради собственного успокоения. Он лишь чувствует, что перед ним человек, которому он доверяет или к которому испытывает слепую страсть. Но то, что ему представляется любовью, на самом деле — реакция благодарности за проявленную к нему доброту.

Невротику необходимо, чтобы его любили все без разбора. А если он вдруг кому-то не понравился, это переживается им как тяжелейшая трагедия и неудача. По этой же причине возникает требование абсолютной, безусловной любви и, как следствие — сильнейшая ревность по любому поводу.

Потребность в любви у невротика носит навязчивый характер. Без нее, как ему кажется, он не выживет в этом страшном мире.

Чаще всего невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он держится за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания его претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

Другая существенная черта невротической потребности в любви — это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: «Ты обязан(а) любить только меня».

Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви — требование безусловной любви. «Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду». Партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя при этом своими моральными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

Признаком невротической потребности в любви является чрезвычайная чувствительность к отвержению. Любые нюансы в отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, невротик воспринимает только так и отвечает на это ненавистью. Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. Он убежден, что его никто не сможет полюбить.

Страх перед любовью тесно связан со страхом перед зависимостью. Так как эти люди действительно зависят от любви других и нуждаются в ней как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение очень велика.

Невротическая потребность в любви — это выражение существенных дефицитов в самооценке. Заниженная самооценка, отношение к себе самому как к злейшему врагу, нападения на самого себя — типичные спутники таких людей, которые нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

Э. Фромм отмечает еще одну особенность невротической любви, когда оба «любовника» больше привязаны не друг к другу, а к своим родителям и выбирают себе объект любви не как самоценные личности, а как воплощение в них черт своих родителей. Матерински ориентированные мужчины в своих любовных отношениях часто остаются детьми и требуют от женщины, так же как в свое время от матери, материнской любви. Они бывают добрыми, нежными, но беспомощными и безвольными. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, а не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и не согласна прощать ему любовные дела с другими женщинами, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые в детстве были очень привязаны к своему отцу. Став взрослыми, они ищут такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты их отца, и обычно крепко привязываются к нему. Они бывают счастливы с мужьями, которые заботятся о них, как о детях.

Подвести итог рассмотрения особенностей невротической любви можно словами М. Е. Литвака: настоящая любовь выглядит скромно и напоминает подернутый пеплом уголек, который может и согреть, и прожечь. А невротическая истерическая любовь напоминает ярко горящую солому, которая может только обжечь.

psy.wikireading.ru

Психология мужчин в Любви. Виды и их характер.

Психология в «чарах» Любви у мужчин

«Он любить не умеет!», «У него нет сердца!», «Ему только очень близкие отношения и нужны от меня!»…. Об этом говорят только те женщины, которые плохо или не слишком хорошо мужчин знают.

Любить они умеют. Только делают они это по-разному. Какая разница встречается в мужских чувствах? Разницу можно рассмотреть в классификации этого чувства.

Виды любви и их подробная характеристика

Эта та самая, которая способствует «сотрудничеству» разума и сердца.

Мужчина, который любит:

  • Живет и строит отношения с женщиной, пока видит в них удобства и комфорт.
  • Если решил расстаться – расстается и о содеянном не жалеет. Знает, что уже не вернется к прошлому.
  • Выбирает себе «половинку» уже по заранее задуманным характеристикам.
  • Никогда не будет с той женщиной, которая больше его зарабатывает или больше, чем он знает.
  • В любви не дарит женщине романтику и страсть, потому что лишним считают и то, и другое.
  • Это чувство – своеобразная игра, которая, в большинстве своем, основана на интимных отношениях.

    Мужчина, подсознание которого «выбирает» такое чувство:

  • Близкие отношения планирует уже на самом первом свидании и не считает, что есть постыдное что-то в этом.
  • Совсем не испытывает ревности никакой, если даже видит откровенный флирт его женщины с другими.
  • Не интересуется тем, какая женщина личность. Его волнует лишь то, какая она в постели (что может, что умеет, чего избегает).
  • Не ухаживает за женщиной, так как уверен, что очень близкие отношения – лучше, чем всякое проявление внимания.
  • Спокойно может встречаться с двумя или с тремя женщинами одновременно.
  • Чувство основано на полной самоотдаче и искреннем самопожертвовании.

    Мужчина, который избирал «путь» такого чувства:

  • Чрезмерно заботится о женщине. Понимает эту чрезмерность, но ничего с ней сделать не может.
  • Делает для женщины все, чтобы ей хорошо было. Не боится жертвовать интересами своими ради этого.
  • Ничего и никогда взамен не требует и не просит. Считает, что это он должен что-то женщине, а не она ему.
  • Не заботиться о том, чтобы ему было хорошо в очень близких отношениях. Думает только о том, чтобы женщина испытала море удовольствий с ним.
  • Больше напоминает «папочку любящего», чем любящего мужчину или супруга.
  • Чувство основано на привычке, привязанности. Ее, обычно, испытывают мужчины не подросткового возраста.

    В котором из них живет такое чувство:

  • Уважает, в первую очередь, свою женщину. Ценит ее, как личность, понимая с полуслова.
  • Прощает и терпит все, поскольку понимает, что без этого человека (без его жены или девушки) он жить уже не сможет.
  • В отношениях ничему не удивляется, так как привык к постоянному чему-то и новизну (эксперименты) в них не желает.
  • Делиться всем, рассказывает все (в подробностях самых мельчайших), о том, что его волнует. Ждет такого отношения и от ее.
  • Всегда окажет поддержку, не отказывая в любой помощи. Не оставит без тепла, которое в трудные моменты нужно.
  • Основной «компонент» любви этой – преданность. Остальное уходит на второстепенный план.

    Мужчина, который оказался «пленником» такого чувства:

  • Очень интересный собеседник, который обожает как слушать, так и говорить.
  • Никогда, не при каких обстоятельствах, не пойдет на «шантаж», который связан с любовью.
  • Любит по-настоящему и по-настоящему счастлив, что с ним рядом его любимая.
  • Очень ценит взаимность и сами чувства, которые получает от любимой и единственной.
  • Вообще не способен изменить и об измене не допускает мыслей. Надеется на то, что и «половинка» его – такая же.
  • Любовь похожа на болезнь и сумасшествие, уйти от которых сложно и невозможно.

    Мужчина, который подвергся влиянию такого чувства:

    • Отличается ненормальной ревностью. Ревнует и по поводу, и без него.
    • Необыкновенный собственник. Женщина – его желанная вещь, которую он никогда и никому не отдаст.
    • Любит, когда она ему подчиняется, слушает во всем его, не спорит и не капризничает.
    • Злится, когда половинка его общается с другими мужчинами и женщинами.
    • Требует очень много внимания. Как в бытовой, так и в жизни близких отношений.
    • Многие женщины уверены в том, что мужчины просто помешались на очень близких отношениях. Не совсем это так! Дело в том, что так их матушка – природа «запрограммировала». Но они важны для них и с этим никто не спорит. Это доказательство любви в какой-то степени.

      «А как же понимать таких, которые проводят ночь, а потом бросают?» — спросите вы. Таких мужчин и понимать не следует! Они не достойны ни внимания, ни понимания.

      Мужчины в любви — Эгоисты!

      Вообще, мужики весьма эгоистичны в любви. Эгоизм, например, проявляется в том, что им не больно расставаться с девушкой, если они инициаторами расставания являются. Такова их психология.

      Эгоизм бросается в глаза и тогда, когда он проводит время с друзьями, а своей желанной говорит, чтобы она дома сидела, не ходила никуда.

      Мужчинам верить нельзя, когда они говорят фразу, которая похожа на: «я буду любить тебя такой, какая ты есть». Никогда они не будут ради сильных чувств терпеть долго характер (черты характера) любимой. Сначала он намекнет на то, что характер исправить нужно. Если не подействует – стараться будет исправлять сам. Ничего не получается со своей «затеей» — бросает девушку, не попросив прощения, обвиняя лишь «половинку» во всем.

      Каков идеал любви у мужчин?

      Красивая женщина с покладистым характером и со средним интеллектом. Дело в том, что сильно умных никто не желает, а с глупыми – скучно. Остается – «середнячок».

      Ну, такие черты, как порядочность, хозяйственность, аккуратность – это обязательно.

      Девушки и женщины! Умеют мужчины любить. Просто по-другому! И их любовь уж точно принимать нужно. Хотя бы ради жизни семейной, ради будущего счастливого. Согласитесь, что вы так и поступаете: влюбляетесь, и принимаете их такими, какие они есть. Это их психология, мужская. Если что-то и не устраивает вас – в недостатки влюбиться пытаетесь, оправдания им найти старайтесь. Получается – судьба вам дарит счастливые отношения, наполненные романтикой и сказочностью.

      rusachka.ru

      Любовь психология виды

      гештальт терапевт, юнгианский аналитик, консультация по скайпу

      Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

      Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

      Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

      Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

      Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

      Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

      Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.

      Любовь, которая более даёт, чем получает. К данному виду любви относится родительская любовь к детям, преимущественно материнская. Эта любовь сводится к опеке старших над младшими, к защите слабых сильными. Благодаря такому виду любви, сначала организуется небольшое сообщество, которое «перерастает» в отечество и постепенно реорганизуется в национально-государственный быт.

      Любовь, которая более получает, чем даёт. Данный вид любви представляет собой любовь детей к родителям. Также сюда относится привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних питомцев человеку. Согласно Соловьёву В.С., эта же любовь распространяется на умерших предков. Далее она распространяется на более общие и отдалённые причины бытия. Например, на всемирное Провидения, единого Отца Небесного и т.д. И, соответственно, является корнем религиозного мышления.

      Любовь, которая равно даёт и получает. К такому виду любви соответствует любовь супругов друг к другу. Эта любовь, по Соловьёву В.С., «может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым». Также сюда Соловьёв В.С. относил устойчивую связь между родителями разных видов животных.

      Созидательная любовь усиливает ощущение полноты жизни. И подразумевает под собой заботу, интерес, душевный отклик. Может быть направлена как на человека, так и на предмет или идею.

      Разрушительная любовь выражается в стремлении лишить свободы любимого, желание обладать им и его жизнью. И, по сути, является разрушающей силой. Разрушает как влюбленного, так и возлюбленного.Кроме того, Э. Фромм подчеркивал, что существует подростково-юношеское, незрелое чувство любви и зрелое, мудрое чувство любви. В основе незрелой любви лежит принцип: «Я люблю, потому что меня любят». А зрелая любовь руководствуется принципом: «Меня любят, потому что я люблю». Человек с незрелым чувством любви говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». А человек со зрелым чувством любви утверждает: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя». Согласно Э. Фромму, если человек развивается, то развивается и его чувство любви, становясь более зрелым, и, в итоге, переходя в искусство любить.

      В основе данного вида любви лежит ощущение единства с другими людьми. Это любовь между равными. Отношения строятся на равных.

      Данный вид любви основывается на желании помочь более слабому, беспомощному существу. Но надо отметить, что проявляется не только у матери или отца к ребенку, но может проявляться и у одного взрослого по отношению к другому взрослому, который субъективно воспринимается более слабым, беспомощным.

      Согласно Э. Фромму, любовь к себе является важным условием для проявления любви к другому человеку. Он полагал, что человек не любящий себя, не способен любить вообще.

      Э. Фромм подчеркивает, что данный вид любви является основным из всех видов любви. Он считает, что Любовь к Богу — это не что именное, как связующая нить человеческой души с Богом. Это основа основ.

      Это чувства двух взрослых людей друг к другу. Э. Фромм полагал, что такая любовь требует полного слияния, единства со своим избранником. Природа этой любви исключительна, поэтому данный вид любви может сосуществовать в гармонии с остальными видами любви, но также может быть и самостоятельным чувством.

      Это два противоположных вида любви: в правильной любви, в первую очередь, человек заботится о том, кого любит, уважает его выбор, происходит бескорыстная самоотдача. А в кривой любви человек, в первую очередь, заботится о себе самом и многого требует и ждет от любимого. Ревнует его, испытывает беспокойство. Не может отпустить партнера, если расстались: страдает по нему, пытается вернуть, удержать, не может смириться с разрывом отношений.

      Любовь-хочу характеризуется желанием получать любовь, заботу, внимание. Любви-дарю присуще желания: любить, заботиться, создавать теплую и комфортную атмосферу для любимого. И от всего этого любящий испытывает радость. Эти два вида любви также являются противоположностями, но которые в норме должны дополнять друг друга, если этого не происходит, то оба вида любви являются «не здоровыми». Вариант любви «хочу» без «даю» становится просто капризом, требованием, проявлением эгоцентризма, и является обычной привязанностью. Вариант же «даю» без «хочу» приводит к полному отказу от собственных потребностей и желаний в угоду партнеру, ради выполнения его капризов. В следствие этого, такой человек теряет уважение у своего партнера, к нему относятся как к обычному средству, удовлетворяющему его потребности и только.

      Если любовь здоровая, то человек испытывает радость от своей любви, воспринимает все по большей части позитивно. Считает себя счастливым человеком — он любит. Если же любовь больная, то человек практически все время испытывает негативные эмоции, переживания, он находится в постоянных страданиях. У данного человека наблюдается потребность в страданиях, и он сам находит повод, от чего бы он мог пострадать, отсюда и «видит все в черном свете». Такую любовь еще называют невротической.

      В основе любви-сделки лежат отношения, где следуют принципу: «я тебе что-то даю, а ты мне». И конечно, все учитывается партнерами, кто чего кому дал или не дал, особенно это становится наглядным при расставании, когда партнеры начинают упрекать, что давали то-то и то-то и т.д. При таком виде любви партнеры дают друг другу что-то, чтобы обязательно также что-нибудь получить взамен. Любовь-дарение в отличие от любви-сделки бескорыстна. Здесь партнеры отдают друг другу всё, что в их силах безвозмездно, с любовью. Испытывают радость от того, что могут что-то дать любимому, сделать его счастливым, увидеть его радость. Но к сожалению, в чистом виде такая любовь встречается редко. Но надо отметить, что любовь-сделка может стать конструктивной, если в отношениях в какой-то мере присутствует и дарение, то есть тот, кто берет, также умеет и дарить. То отношения, построенные на такой любви, могут быть долговечными.

      Любовью-реакцией является непроизвольный эмоциональный и поведенческий ответ человека на другого человека, на его взгляд или поступок и т.д. Данный вид любви неподвластен воле человека и является неконтролируемым, спонтанным процессом. Такая любовь может как неожиданно возникнуть, и точно также неожиданной исчезнуть. В отличие от любви-реакции, любовь-решение – это осознанная любовь, возникшая в результате осознанного выбора человека любить. Он берет обязательств и ответственность за отношения. Данная любовь выражается не только в чувства, словах, но и в действиях, поступках.Как видите, существуют разные классификации видов любви, в чем-то они схожие, в чем-то отличные. То какой вид любви человеку посчастливится испытать, зависит от его самооценки, зрелости личности, самореализации, жизненных ценностей, семейного сценария.

      gestaltclub.com

      Виды любви (классификация)

      И.С. Кон [1989] выделяет шесть видов любви:

      ► эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;

      ► гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;

      ► любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;

      ► прагматическую любовь — любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;

      ► бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;

      ► любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».

      Согласно Роберт Дж. Стернбергу («Триангулярная теория любви»), бывают следующие виды любви:

      1. Отсутствие любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех трёх ее компонентов (интимность, страсть, обязательства). Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.

      2. Приязнь. Если в отношениях присутствует только компонент «интимность», а компоненты «страсть» и «обязательства» отсутствуют, то возникает приязнь. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Человек испытывает эмоциональную близость к своему другу, но друг не «возбуждает» его и не вызывает мыслей о том, что человек «любит друга» или собирается любить его всю жизнь. Если обычный друг, к которому человек испытывает приязнь, уезжает даже на длительное время, человек может скучать по нему, но он не склонен все время думать о своей потере, не жалеет себя.

      3. Страстная любовь. Страстная любовь — это «любовь с первого взгляда». Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов «интимность» и «обязательства». Заметить страсть обычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстно влюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть обязательно сопровождается психофизиологическим возбуждением, которое проявляется в таких соматических симптомах, как учащенное сердцебиение, повышенная гормональная секреция, эрекция половых органов (пениса или клитора) и так далее.

      4. Формальная любовь. Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствие как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны. В случаях брака по расчёту брачные партнеры могут начать свои отношения всего лишь с принятия на себя обязательств любить или попытаться полюбить друг друга. В других случаях формальная любовь это итог более романтических отношений.

      5. Романтическая любовь. В любви этого вида присутствуют компоненты интимности и страсти. Романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность.

      6. Дружеская любовь. Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов «интимность» и «обязательства». В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает.

      7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетание компонентов «страсть» и «обязательства» в отсутствие интимности. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков — риск развода.

      8. Любовь совершенная. Совершенная любовь включает в себя все три компонента (интимность, страсть и обязательства). Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. Она может перейти в другие виды любви. Однако такие отношения рвутся очень долго, и влюблённые испытывают ни с чем другим не сравнимое счастье.

      Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.

      Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это…»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, отдать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгодную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», либо вам «недодали».

      Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.

      Психолог Роберт Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви (триаду), изобразив ее в виде треугольника (рис. 12.1). По этой теории любовь слагается из трех частей: близости, страсти и компонента, названного «решение/обязательство».

      Страсть включает не только сексуальный компонент отношений. Она может быть вызвана и иными обстоятельствами. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении, установление отношений с другими людьми, доминирование над другими людьми или, напротив, подчиненность могут быть более важным источником страсти, чем добрый старый секс. Один такой пример приводит Стернберг (1988а).

      Любовь как привязанность

      В одной необычной теории любовные отношения рассматриваются как аналог привязанности, существующей между матерью и ребенком (Shaver, Hazan, Bradshaw, 1984, 1988). В обоих случаях отношения основаны на доверии, чувстве защищенности; и там и здесь присутствует страх оказаться отвергнутым, боязнь разлуки, а также невербальная коммуникация.Согласно Шаверу, Хейзену и Брэдшоу, взрослый человек строит свои отношения с другими людьми (в том числе и любовные) по образу и подобию своих отношений с матерью в раннем детстве.Теорию привязанности критикуют также за то, что она не объясняет различий в любовных отношениях у разных народов, хотя всем известно, что в Индии, Японии или на островах Фиджи представления о любви совсем не такие, как в США и Европе. Т

      Романтическая любовь. При романтической любви, в отличие от любви любого другого типа, мы почти полностью погружаемся в другого человека (Pope, 1980). Когда Чосер писал, что «любовь слепа», он признавал, что сила романтической любви губит нашу объективность. В страстном стремлении к предмету нашей любви мы можем не увидеть недостатки, усилить достоинства и утратить всякое чувство меры.

      Циклы романтической любви:

      · Готовность к любви слагается из нескольких элементов. Во-первых, любовь воспринимается как нечто желанное, как награда, а не неприятность или осложнение. Во-вторых, человеку свойственно стремиться к близости с другим человеком. Это стремление может быть мотивировано одиночеством, завистью к любовным отношениям других людей или желанием вновь испытать любовь, которая была утрачена. В-третьих, возникновению готовности к любви часто способствует сексуальная фрустрация Наконец, готовность к любви отражает надежду любого человека встретить ответную любовь. Однако чем человек старше, тем меньше он может рассчитывать на ответные чувства

      · Зарождение влюбленности, которая варьирует от внезапной «любви с первого взгляда» до постепенного процесса, развивающегося месяцами или годами.

      · влюбленностьСостояние влюбленности может возникнуть независимо от того, отвечает ли ее объект взаимностью или нет. В отсутствие признаков ответной любви вероятность сохранения влюбленности быстро слабеет. Однако человек, достигший этой стадии романтической любви, обычно изобретателен, полон надежд и готов довольствоваться даже самыми незначительными признаками взаимности.

      · Переходная стадияиграет решающую роль. В этот период первоначальное возбуждение, вызываемое сближением с партнером, и страстность новых сексуальных отношений постепенно слабеют или вовсе исчезают. Влюбленные начинают обнаруживать друг у друга недостатки, которых прежде не замечали или которыми пренебрегали, в их отношения закрадываются скука и раздражение. Фрустрация возникает в тех случаях, когда любовь не дотягивает до наших фантазий, когда мы начинаем понимать, что не все наши проблемы «излечиваются», или обнаруживаем, что состояние экстаза не может продолжаться бесконечно.

      · Любовь подходит к концуВзаимоотношения могут стать напряженными, потому что партнеры уже не настроены «на одну волну»; возникающие неприятности кажутся теперь не заслуживающими усилий по их преодолению.

      · Любовь окончилась.Оказавшись в одиночестве, люди, как правило, довольно скоро становятся готовыми к новой любви. Однако бывает и так, что в результате пережитых страданий наступает своего рода «рефрактерный период», когда влюбиться вновь просто невозможно.

      Любовь-дружба характерна для супружеских и других длительных и надежных связей. Она менее требовательна и не так поглощает человека, как романтическая любовь; она дает возможность двум людям без помех продолжать свою жизнь — работать, воспитывать детей, иметь разного рода увлечения, отдыхать с друзьями. Это — прочная любовь, основанная на реальных ценностях, в отличие от романтической любви, слишком часто строящейся лишь на идеалах и фантазиях.

      В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

      Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение («Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга»).

      Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много («Мне нравится играть в любовь со всеми»).

      Мания — это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность («Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания»).

      Прагма — это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям («Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь»).

      Агапе, или жертвенная любовь, — это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные («Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)»).

      Сторге — это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе («Мой любимый (моя любимая) — мой лучший друг»).

      biofile.ru