Гендерная самооценка это

1.2 Семинарское занятие 2. Гендерная идентичность, гендерные роли и гендерные стереотипы личности

А. Вопросы для обсуждения 1. Понятие идентичности. Гендерная идентичность. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности. 2. Традиционные гендерные роли. 3. Концепция андрогинии С. Бэм. 4. Понятие гендерных стереотипов. Их типология. Причины возникновения и механизм формирования.

Б. Дискуссия на тему «Действительно ли гендерные стереотипы оказывают влияние на личностные различия или их роль преувеличена?» В. Обсуждение выполненных заданий для самостоятельной работы. Г. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте список гендерных стереотипов, с которыми вы сталкивались, например: «женщины – эмоциональны, мужчины – рациональны», «женщина должна быть красива и сексуально — привлекательной, мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».

2. Проанализируйте стереотип «Мужчина – добытчик, а женщина — хранительница очага» и запишите выгоды и потери для мужчин и для женщин в виде таблицы:

Выгоды от стереотипа

Потери от стереотипа

3. Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с понятиями «настоящая женщина», «настоящий мужчина»? продолжите предложения : Быть «настоящеей женщиной» это быть … (какой?) Быть «настоящим мужчиной» это быть … (каким)? 4. Что подразумевается под выражением «женское счастье»? Существует ли «мужское счастье» и в чем оно заключается?

. Примечание. Задания для сам. работы выполнить на отдельных листах А-4, подписать (Ф.И. студента) и сдать на проверку.

Основная 1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1998.

3. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С. Клецина. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004.

4. Практикум по гендерной психологии; под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.

5. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012.

Дополнительная 1. Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. / Д. Гилмор. – М.: Алетейя, 2005.

Зуйкова Е.М. , Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная психология; Учебник – М.: Издательско- торговая корпорация “Дашков К”, 2007.

Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. М.: “Ось -89”, 2006.

Шейнов, В.П. Мужчина и женщина. Энциклопедия взаимоотношений – СПБ: Изд. Компания “Курс”, 1997.

Понятие идентичности. Гендерная идентичность. Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности.

Идентичность — согласно Э. Эриксону, чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности,сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностьюсобственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценномурешению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Идентичность центральное понятие эпигенетическойконцепции Э.Эриксона, ныне широко используемое в психологии в разных значениях, в том числе вне связи сданной концепцией. Толковый словарь русского языка» определяет идентичность как «полное совпадение илиточное соответствие чему-либо, тождественность».

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности/фемининности.

Гендерная идентичность наряду с этнической, возрастной, профессиональной, национальной идентичностью является компонентом социальной идентичности личности. Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность . Это те компоненты Я человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.

Гендерная идентичность — это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и прочими статусами. Гендерная идентичность является продуктом социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском».

В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты:

• когнитивный (познавательный) — осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности/женственности;

• аффективный (оценочный) — оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности;

• конативный (поведенческий) — самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

В современной психологии большое внимании уделяется феномену кризиса гендерной идентичности, под которым понимается невозможность достижения внутренней согласованности, самоактуализации и внешнего подтверждения гендерной идентичности.

Факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности.

Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка. Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1,5 года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора. В 3–4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками; кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6–7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения.

studfiles.net

Гендерная психология

Гендерная психология – это одна из новейших отраслей социальной психологии, она проходит стадию становления. Как несложно догадаться из названия, гендерная психология изучает психологию полов, причем анатомические половые различия здесь не имеют никакого значения. Ни пол в паспорте, ни половые органы не определяют гендер. Гендер – это совокупность качеств человека, которые он проявляет в социуме. Исходя из этого, человек имеет мужской или женский гендер.

Прежде всего, стоит отметить, что это психология гендерных сходств полов, а не различий. В современном обществе разделяют два гендера, однако это не предел. Например, в Таиланде насчитывают до 5 гендеров, включая гетеросексуалов и гомосексуалов, и различные «ответвления» этих понятий.

Гендерная психология, как наука, изучает психологию мужчин и женщин, их сравнение, психологию гендерных отношений полов, а также психологию лидерства. Последнее является наиболее сложной отраслью гендерной психологии.

Психология гендерного лидерства

Гендерная психология лидерства соединяет в себе массу психологических аспектов, которые, собственно, выходят за пределы гендерной науки. Прежде всего, исследуются роли, которые по отношению друг к другу принимают мужчины и женщины: лидер, подчиненный, последователь, руководитель. Очень часто психология поведения человека будет зависеть от занимаемой им должности: если мужчина и женщина занимают равную должностную позицию, их поведение будет подобным, гендерные различия сведутся к минимуму. Если же женщина у власти, она «превращается» в мужчину руководителя, а мужчина, подчиненный ей (по служебному долгу) все более будет походить в своих словах и поведении на женщину.

Гендерная психология и семья

Невзирая на актуальность примера гендерного лидерства в рабочей обстановке, все же наилучшим образом можно продемонстрировать психологию гендерных отношений в семье. Уже доказано, что поведение мужчины и женщины друг с другом в домашнем кругу зависит от культурной среды, в которых выросли данные представители социума. То есть, гендерная психология напрямую связана с царящим в окружающей среде матриархатом или патриархатом. Исходя из этого, можно легко сделать вывод, что мы не рождаемся, с гендерной точки зрения, мужчиной или женщиной, а становимся ими в зависимости от того, как принято в нашем обществе вести себя женщине и мужчине.

Вред гендерных стереотипов

Часто женщины, обнаруживая у себя способности, таланты и потенциал для развития, сталкиваются с конфликтом внутри себя и конфликтом с обществом. Причина в том, что ее желания к саморазвитию не соответствуют стереотипам данного общества по отношению роли женщины в социуме. С такими же проблемами сталкиваются и мужчины. Гендерная психология мужчин – это энергичность, амбициозность, достижения, статус, физическое и умственное совершенство. Не каждому мужчине удается осилить все эти качества, и если какая-то вершина ему не поддается, возникает депрессия и замкнутость, которая проявляется в виде отсутствия эмоциональности, а также как навязчивая идея соревноваться и побеждать.

Стоит ли озадачивать себя своим гендерным «статусом»? Карл Юнг в свое время одним махом свел на нет всю гендерную психологию как науку. Как он утверждал, человек состоит из двух начал: души и духа. Душа – это тонкая структура, отвечающая за чувственность, эмоции, интуицию, переменчивые настроения. Душа – это женское начало. Дух – это инициативность, воля, стремление. Это – мужская природа. Человек же, по мнению К.Юнга, может быть полноценной и гармоничной личностью лишь в случае сочетания обоих начал.

kak-bog.ru

Коротко о разводе в вопросах и ответах

Что испытывает человек, переживающий развод?

  • Деструктивные эмоции — обида, гнев (злость), тревога (страх), разочарование, депрессия (тоска).
  • Дискомфорт от ломки привычного уклада жизни.
  • Падение самооценки.
  • Дискомфорт от навязчивых размышлений и вопросов — о себе, о будущем, о случившемся.
  • Ухудшение сна и физического самочувствия.
  • Сколько времени человек может "отходить" после развода?

    От 3 дней до 3 лет. Практически полное психологическое восстановление наблюдается чаще всего через год после развода.

    Если через 3 года после развода клиент утверждает, что он не восстановился, значит, развод — это далеко не единственное, что разбалансировало его жизнь.

    Срок полного восстановления после развода зависит от очень многих факторов:

  • Уходящий (то есть инициатор развода) успокаивается быстрее.
  • Чем сильнее эмоции, на которых базировались отношения — тем дольше придётся восстанавливаться (вне зависимости от того, что это были за эмоции, имеет значение только их интенсивность).
  • Как правило, чем больше "стаж" совместного проживания — тем больше требуется времени на восстановление.
  • Наполнение жизни человека после развода: чем менее полноценно это наполнение — тем дольше длятся переживания. Новые знакомства, родственники, друзья, новые увлечения, интересная работа, неожиданные события (как хорошие, так и плохие) — всё это существенно сокращает время переживания развода.
  • Возраст: чем человек младше, тем быстрее он восстанавливается.
  • Нуждаются ли оба человека в психологической помощи, или только тот, от которого уходят?

    Дело не в том, кто уходит, а кто остаётся. Дело в том — кто, как и почему себя чувствует плохо. Хотя, как правило, психологическое состояние инициаторов развода менее критично по сравнению с теми, от кого уходят.

    В чём состоит помощь психолога в процессе развода?

    Поскольку развод — ситуация стрессовая, в первую очередь необходимо помочь человеку снизить накал эмоций.

    Многие люди избыточно контролируют свои эмоции и вследствие этого недооценивают собственный уровень стресса. Это как раз та ситуация, когда человек загоняет эмоции внутрь себя. Внутрь — часто в буквальном смысле. В тело — в кишечник, в сердце, в мышцы.

    Как итог такого отрицания стресса — обострение хронических заболеваний, появление новых, мышечные блоки, усталость, снижение иммунитета.

    Основные и наиболее распространённые эмоции, которые испытывает человек в процессе развода — обида, гнев и тревога. Так вот, первая помощь при ситуации развода — нейтрализация этих эмоций.

    Нейтрализовать эти эмоции можно очень разными способами, но самый быстрый и эффективный — ДПДГ. Как правило, 1–5 сеансов ДПДГ хватает для того, чтобы нейтрализовать разрушительный потенциал негативных эмоций при разводе.

    Почему нужна помощь после развода?

    Развод, как правило, порождает массу вопросов, касающихся прошлого и будущего. Человек испытывает потребность проанализировать то, что с ним произошло и происходит. Понимание успокаивает и даёт ориентиры — как жить дальше и как не повторить прошлых ошибок.

    Всё это требует анализа и обсуждения, но человек далеко не всегда может всё проанализировать и понять, общаясь сам с собой.

    Психолог в данной ситуации играет роль беспристрастного зеркала, которое способно отразить те заблуждения, которые мешают пониманию прошлого и будущего.

    Ещё важный момент — самооценка. При разводе она страдает почти всегда. "Что со мной не так?", "Я допустил(а) слабость (ошибку)", "Чем я хуже его (её)?", "Я терпел(а) этот брак, потому что я… (далее следуют самообвинения)". И так далее.

    Люди далеко не всегда осознают, что их плохое эмоциональное состояние — прямое следствие "подбитой" самооценки. Задача психолога — заметить это и помочь её восстановить.

    Какие ошибки совершают люди после развода?

    Основные ошибки две:

  • Застревание в депрессивном состоянии вместо того, чтобы переключать себя на любую продуктивную деятельность. Совершенно ясно, что это переключение будет носить насильственный характер, но при "послеразводной депрессии" это необходимо. Через "не хочу".
  • Отслеживание подробностей жизни бывших супругов — в том случае, если развод был болезненным.

Как переживают развод мужчины и женщины — в чём разница?

Мужчины реже говорят о том, что чувствуют. То, что мало говорят о своих эмоциях с другими людьми — это полбеды. Хуже то, что о чувствах мужчины сами с собой не говорят, то есть эмоции не участвуют в их внутреннем диалоге. Результат — эмоции не осознаются, а значит — застревают в психике.

Между тем, речь — один из способов дать выход чувствам. Задача психолога — задействовать этот канал выхода эмоций через диалог с клиентом.

Женщины чаще, чем мужчины, опасаются будущего — того, как будет складываться их жизнь после развода.

В чём отличие психологической помощи мужчинам и женщинам при разводе?

Принципиально — ни в чём. Как мужчинам, так и женщинам необходимо снять стресс, осмыслить прошлое и будущее, восстановить самооценку.

samopoznanie.ru

Материалы Всемирного банка для учащихся

Гендерная принадлежность – это совокупность признаков человека, определяющих его принадлежность к мужчинам либо к женщинам, главным образом в культурном и социальном плане.

Гендерная принадлежность раскрывается через определенные обществом роли, усвоенные и ожидаемые модели поведения, которые ассоциируются с мужчинами и женщинами. Когда люди говорят о половой принадлежности, они обычно имеют в виду гендерное неравенство – условия, при которых женщины и девочки имеют меньше возможностей только по причине их гендерной принадлежности. Однако термин «гендерная принадлежность» относится также к мальчикам и мужчинам, которые в равной степени определяются в качестве таковых исходя из тех прав и социальных ролей, которые отвело им общество. Предоставление женщинам и девочкам равных прав и уважения не должно восприниматься как нечто, сделанное в ущерб лицам мужского пола.

Хотя женщинами во всем мире было проведено множество исследований, доказывающих, что они не отстают от мужчин в плане интеллектуального развития и способностей, во многих странах к женщинам до сих пор не относятся как к равным. Девочки и женщины не получают тех же прав, возможностей, ответственности и выбора, которые считаются присущими мужчинам и мальчикам с рождения.

Почему это касается меня?

Женщины составляют половину людей, живущих на Земле. Двойной стандарт в отношении девочек и женщин наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более состоятельными. Такие страны быстрее развиваются, их экономическое положение лучше, в них действуют более эффективные системы государственного управления, что является важным фактором роста и развития.

И наоборот, согласно докладу Всемирного банка «Гендерные проблемы и развитие», в котором говорится о важности борьбы с неравенством для развития стран, проблема гендерного неравенства, как правило, наиболее сильно проявляется в бедных странах.

Как показали результаты проведенного в Индии исследования (включены в сборник интервью с более чем 60 тысяч мужчин и женщин из число бедняков со всего мира под названием «Голоса бедных»), в некоторых индийских деревнях мужчины чаще всего тратят большую часть своего дохода на личные нужды (например, на сигареты, алкоголь, азартные игры), в то время как женщины расходуют весь свой заработок на нужды семьи (например, на продукты питания, медицинское обслуживание, школьные расходы и детскую одежду).

В Африке, где большинство населения занято в сельскохозяйственном секторе, женщины выполняют по меньшей мере 70% сельскохозяйственных работ. Однако их голоса практически не учитываются при распределении доходов. Ведущий специалист Всемирного банка по гендерным вопросам Марк Блэкден, отвечающий за Африку, объясняет, что беднякам гораздо сложнее выбраться из нищеты в тех случаях, когда женщин не допускают к принятию решений о распределении финансовых поступлений на цели улучшения положения семьи. Ситуация становиться еще более сложной в тех домашних хозяйствах, которые возглавляют женщины. Зачастую положение неимущих усугубляется отсутствием доступа к юридическим, экономическим и социальным услугам.

Подумайте об этом

Исследование Всемирного банка показало, что, если бы страны Южной Азии, Африки и ближнего Востока обеспечили девочкам и мальчикам равный доступ к школьному образованию, как это было сделано в странах Восточной Азии в период с 1960 по 1992 год, то годовой доход на душу населения в них скорее всего возрос бы на 0.5–0.9%.

Беднякам проще выбраться из нищеты и повысить уровень своей жизни, если общество в равной степени заботится о благосостоянии мужчин, женщин и детей.

Проявление неравенства в жизни женщин

На Земле живут женщины, которые могут никогда не получить:

В докладе «Голоса бедных» сообщается, что, например, в Гане женщина является законной собственностью мужа, а в других странах женщина не может выйти из дома или получить работу без разрешения мужчины.

  • Образование.

    Девочек реже, чем мальчиков, отправляют в школу, они редко получают начальное или среднее школьное образование, хотя исследование показало, что вложение средств в образование девочек положительно сказывается на экономическом положении страны.

  • Работу и одинаковую с мужчинами заработную плату.

    В некоторых развивающихся странах существуют законы и положения о труде, активно противодействующие тому, чтобы женщины работали. Если женщина все же устраивается на работу, то ее зарплата может быть на 27% ниже, чем зарплата мужчины, выполняющего такую же работу, вне зависимости от стажа и образования.

  • Юридические права.

    Ограниченная правосубъектность женщин приводит к самым разным негативным последствиям — от невозможности взять взаймы деньги, поскольку женщины по закону не имеют права владеть землей, до невозможности принимать решения относительно воспитания своих детей и того, когда и как к женщинам можно прикасаться. Если женщина находится в правовой и, следовательно, экономической зависимости от своего мужа или других родственников мужского пола, ей практически ничего не остается кроме как смириться с существующим положением вещей. Например, в Украине, Латвии и Македонии, где существуют законы, направленные на борьбу с изнасилованиями, женщины заявляют, что они не спешат сообщать о случаях изнасилования, т.к. власти не принимают мер.

  • Политическое представительство.

    Во всех развивающихся странах женщины недостаточно представлены на всех уровнях управления, хотя они способны представлять свой народ. В этих условиях очень мало внимания уделяется изменению законов, ограничивающих возможности девочек и женщин.

  • В развивающихся странах наибольшими правами пользуются женщины стран Восточной Европы и Центральной Азии. В Южной Азии, в странах Африки к югу от Сахары, а также на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки женщины являются самыми бесправными.

    Трудная задача преодоления барьеров

    Борьба с гендерной дискриминацией может оказаться трудной задачей, потому что она идет вразрез с глубоко укоренившимися местными традициями. Таким образом, пока пересматриваются законы, люди продолжают жить в соответствии с глубокими культурными убеждениями.

    Например, в 60-е годы ХХ века в Индии вышел закон, отменяющий традицию выплаты приданого, согласно которой невеста должна была приходить в семью мужа со своим имуществом, иначе он не брал ее в жены. Однако эта традиция настолько глубоко проникла в индийское общество, что в большинстве случаев за невест по-прежнему дают приданое. Традиции меняются медленно. Возможно, вы слышали в новостях о случаях протеста невест против этой традиции и об их обращениях к властям.

    Что делает мировое сообщество?

    В 1995 году на четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине международное сообщество приняло Платформу действий по улучшению положения девочек и женщин. Участники конференции признали, что прогресс и развитие невозможны, если одна половина населения страны не обладает теми же правами, что и другая.

    Всемирный банк и другие организации, занимающиеся вопросами развития, активно включились в борьбу за гендерное равенство применительно ко всем аспектам жизни. За период с 1995 года Всемирный банк предоставил 6.3 миллиарда долларов на образование для девочек, и более двух третей его кредитов пошли на развитие здравоохранения, обеспечение продуктами питания, а также на нужды населения, охватывающие направления, связанные с гендерным неравенством. Была также разработана отдельная программа правовых реформ, предусматривающая усиление правосубъектности женщин, прежде всего предоставление женщинам права на владение землей.

    Международное сообщество стало также обращать внимание на проблемы, с которыми сталкиваются мальчики. Например, в некоторых странах Карибского бассейна Центральной Европы и Латинской Америки многие мальчики бросают школу, в особенности среднюю школу. Зачастую они не видят смысла в продолжении образования и предпочитают найти работу, которая во многих случаях оказывается связанной с незаконной деятельностью.

    Если вы женщина или девочка, никогда не теряйте веру в то, что ваш голос значим и необходим для того, чтобы сделать мир вокруг вас лучше. Учитесь в школе и добивайтесь, чтобы ваши мечты становились реальностью, каких бы усилий это ни требовало. Если вы мужчина или мальчик, уважайте женщин точно также, как вы уважаете себя. Реагируйте на малейшие проявления неравенства.

    Вас волнует проблема гендерного неравенства в вашей стране или во всем мире? Существует целый ряд организаций, которые занимаются предоставлением равных возможностей мужчинам и женщинам применительно ко всех аспектам жизни общества.

    Посетите нижеследующие сайты, позволяющие расширить ваши знания о проблеме гендерного неравенства.

  • Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) работает в 140 странах, занимаясь просвещением по вопросам репродуктивного здоровья и ВИЧ/СПИД, пропагандой гендерного равенства, а также содействуя уменьшению насилия над женщинами.
  • Организация Women Thrive пропагандирует международную экономическую политику и права человека, создающие условия для того, чтобы женщины во всем мире могли покончить с нищетой в своей жизни, общинах и странах.
  • Международная коалиция женского здоровья содействует выработке политики, программ в сфере здравоохранения и народонаселения, а также обеспечению их финансирования в целях поощрения и защиты прав и здоровья девочек и женщин во всем мире, в особенности в странах Африки, Азии, Латинской Америки, а также в бывших социалистических странах.
  • www.un.org

    Что такое гендерная политика

    Различие между полом и гендером

    Пол – это биологическая характеристика человека. Она может быть определена уже у новорожденного по первичным половым признакам, т.е. по анатомическому строению наружных половых органов.

    С этой точки зрения половая принадлежность человека никоим образом не зависит от той культуры, к которой он принадлежит. Не влияет на пол и окружение, в котором ребенок будет расти и воспитываться.

    Гендером называется социальный пол – поведение человека, связанное с его социальной ролью как мужчины или женщины. Это определяется целой системой представлений о том, как должен вести себя человек определенного пола, а какое поведение для него или для нее под запретом. Гендерная роль предписывает, какая профессиональная деятельность более приемлема для мужчины, а какая – для женщины. Эти представления варьируются от эпохи к эпохе, а в пределах одного времени – от народа к народу, от культуры к культуре. Это отличает гендер от биологических характеристик пола. Например, гражданка США с биологической точки зрения ничем не отличается от жительницы Саудовской Аравии, но различно их положение в обществе, связанное с полом.

    Гендер, как социальный пол, может и не совпадать с биологическим в результате воспитания. Такие человеческие истории имели место не только в «развращенной» современности. Например, знаменитую женщину-пирата Мэри Рид родители в детстве растили как мальчика, т.к. для получения наследства был нужен ребенок мужского пола. Это впоследствии привело ее к роду занятий, который в начале XVIII века в принципе не мог считаться «женским».

    Политика государства, связанная с правами мужчин и женщин, половым различиям, гендерным ролям, именуется гендерной политикой.

    Гендерная политика государства во многом определяется традициями того или иного народа – национальными и религиозными. Так на сегодняшний день во многих мусульманских странах права мужчин и женщин различаются. Для женщин брачный возраст наступает раньше, чем для мужчин. Мужчина имеет право развестись с женой без причины, а для женщин существует жесткий перечень причин, по которым она может требовать развода. Женщинам запрещается многое из того, что разрешено мужчинам, например, водить автомобиль. Если женщина нарушила закон, ответственность несет ее муж.

    В других государствах, составляющих большинство на сегодняшний день, закон декларирует равенство полов. Брачный возраст одинаков для мужчин и для женщин. Право избирать и быть избранным не связано с полом. Формально пол претендента не может быть причиной отказа в приеме на работу. Тем не менее, различие в правах и обязанностях между мужчинами и женщинами сохраняется в отдельных моментах. Например, в Российской Федерации только мужчины подлежат призыву на военную службу, а в Израиле – и мужчины, и женщины.

    faqgurupro.ru

    Словарь гендерных терминов

    Гендер. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому — мужчинам или женщинам — необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

    Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

    Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

    Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы — в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы , формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ (см. Гендерные стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

    Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования , где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

    Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера , понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских (см. Биодетерминизм) позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

    Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология — это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний — то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

    Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

    Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

    Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

    Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

    Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.

    Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» М.: МЦГИ, 2000.

    Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

    www.owl.ru

    Гендерная психология — гендерные конфликты в современном обществе

    Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

    Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

    Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

    Гендерная идентичность

    В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

    Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

    В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

    Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

    Психология гендерных отношений в семье

    Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

    1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
    2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

    Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.
  • Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.

    Гендерная дискриминация

    Одна из самых острых проблем гендерных отношений – дискриминация по половому признаку, известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

    Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

    • пренебрежение;
    • унижение;
    • предвзятость;
    • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.
    • Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

      Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении гендерных стереотипов. Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

      womanadvice.ru