Факторы самооценки психология

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.

Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, ? отрицательные, менее желательные. Из отобранных качеств построить ряд d1. На первых позициях расположить самые важные, по вашему мнению, положительные качества личности. А отрицательные – в конце. Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное». Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  1. Сравнением самого себя с другими людьми.
  2. Или же сопоставлением степени своих притязаний с более объективными показателями личностной деятельности.

При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

womanadvice.ru

Самоуважение — это одна из важных психологических характеристик личности. Являясь наивысшим чувством собственного достоинства, самоуважение выступает в виде положительного мнения о самом себе. Уважающая себя личность наделена адекватной объективной самооценкой. Степень самоуважения определяет успешность индивида и его уровень счастья. Высокое самоуважение приводит к успеху, а также высоким достижениям в любых областях жизни, и напротив, низкое самоуважение предваряет большинство огорчений и неудач.

Самоуважение и самооценка

Самоуважение, являясь устойчивой личностной чертой, выступает очень значимой для человека особенностью. Оно определяется отношением личных достижений к тем целям, которые перед собой ставит индивид. Совокупность этих целей представляет уровень притязаний личности.

Уровень притязаний является тем практическим результатом, которого субъект желает достичь в работе. В практической деятельности индивид зачастую стремится к достижениям, которые согласуются с его личной самооценкой, способствуют ее нормализации и укреплению.

Как фактор, определяющий неудовлетворенность или удовлетворенность деятельностью, уровень притязаний представляет значимое значение для личностей, имеющих ориентацию не на достижение успехов, а на избегание неудач. Значительные изменения в самооценке возникают в том случае, если неудачи или успехи субъект связывает с отсутствием у него необходимых способностей. Поэтому функции самоуважения и самооценки психической жизни индивида состоят в том, что они являются внутренними условиями регуляции деятельности и поведения человека.

Вследствие включения самооценки в структуру мотивации деятельности, индивид соотносит психические ресурсы, личные возможности с целями и средствами деятельности. Знания, которые накоплены индивидом о самом себе и глобальная самооценка, развивающаяся на основе этих знаний, дают возможность сформировать многомерное образование, составляющее ядро личности, называемое «Я – концепцией».

Самоуважение личности

Первой составляющей самоуважения личности выступает эмоциональный элемент – это ощущения себя и личное представление о себе.

Второй составляющей самоуважения личности выступает ощущаемый индивидом уровень компетентности в различных областях. Когда человек чувствует, что силен в своей области, имеет успехи, достижения, то он наслаждается высоким самоуважением. Достижения способствуют укреплению самоуважения, а также росту собственной значимости. Если человек успешен в делах, то он чувствует себя хорошо, а если он чувствует себя хорошо, то хорошо делает свое дело. Одно вытекает из другого.

Важнейшими составляющими в жизни людей выступают личные взаимоотношения. Человек с адекватной самооценкой наслаждается чувством самоуважения, он вступает и поддерживает здоровые, позитивные, конструктивные, а также насыщенные любовью взаимоотношения. Ощущение некомпетентности и дефектности во взаимоотношениях с другими индивидами подрывает самоуверенность и самоуважение, а успех во взаимоотношениях со значимым человеком укрепляет личное самоуважение. Успешность в коммуникациях с другими индивидами дает возможность чувствовать человеку себя более завершенным, компетентным, высвобождает для преуспевания в различных других областях жизни.

Психологи отмечают прямую взаимосвязь между уровнем самоуважения, качеством взаимоотношений и самоодобрением.

Подмечено, что индивид может нравиться лично себе только в той степени, в какой он полностью сам себя одобряет, а то, насколько сильно он нравится себе, определяется тем, насколько он чувствует, что одобряется другими людьми.

Многие из личностей растут при условном одобрении, и зачастую при осуждении и неприятии со стороны своих родителей. Став взрослыми, индивиды ищут одобрения и безусловной любви со стороны других людей и преимущественно со стороны одного любимого человека, чтобы компенсировать недостающую любовь в детстве, от которой зависит ментальное здоровье.

Чтобы человек начал себя уважать, он должен полностью одобрить свою личность. Индивид никогда не сможет испытывать искреннюю симпатию к самому себе, пока не одобрит себя полностью и не согласится со своими слабостями и сильными чертами. Ключ к одобрению себя находится в безусловном одобрении еще одним человеком, которым индивид восхищается, уважает и более того — любит. Когда кто-то другой способен принять индивида полностью и без прикрас – это помогает ему расслабиться и принять себя как стоящую и значимую личность.

Для ощущения самоодобрения индивид должен развить самосознание. Человеку следует осознать, почему он чувствует, думает и действует именно так. Ему необходимо понять влияние жизненного опыта на формирование личности: как и почему он стал именно такой личностью, какой является сегодня. Только достигнув высокого уровня самосознания, можно продвигаться к высокому уровню самоодобрения. Прежде чем личность одобрит себя, она должна лучше осознать, кто она есть на самом деле. И только имея высокий уровень самоодобрения, она может наслаждаться самоуважением, а это ключ к тому, чтобы быть здоровой, счастливой личностью.

Недостаток самоуважения

Самоуважение индивида складывается из суммарного ощущения: как он себя ощущает, насколько он себе нравится и насколько он верит, что важен. В жизни каждой личности встречаются моменты, которые способны подорвать чувство самоуважения. При этом важно помнить, что, после жизненных падений главной задачей является умение подняться, сохранив при этом самоуважение. И совсем не важно, чем занимается и кем является человек, поскольку жизненная главная задача человека – дать жизнь самому себе и стать тем, кем потенциально он является. Самый значимый плод его усилий – это его собственная личность.

Недостаток самоуважения в жизни зачастую компенсируется излишней скромностью. С детства детям внушают, что скромность является хорошим качеством, но она не является практичной. Без амбиций и соревновательного духа нельзя добиться успеха, однако многие такое поведение приветствуют и им нравятся скромные люди. У скромности есть и положительные моменты: снижение уровня тревожности, хорошие межличностные отношения, низкая конфликтность, способность получать от простых радостей жизни удовольствие. Окружающим людям, зачастую бывает комфортно пребывать в компании скромного человека. Если личность излишне скромна и природа не наделила ее хорошим соревновательным инстинктом, то очень важно не позволить скромности расшатать уважение к себе.

Самоуважение личности состоит из следующих ключевых установок:

— человек думает, что благодаря нему, мир стал лучше, поскольку в нем есть он;

— у человека есть уверенность в своих способностях и самом себе;

— он способен попросить о помощи;

— он верит, что способен со всем справляться.

Недостаток самоуважения характеризуется:

— сомнениями в собственной важности;

— хроническим неверием к другим людям;

— ожиданием быть обманутым, притесненным, обиженным;

— боязнью не понравиться людям и ощущением, что так и есть;

— ощущением изолированности и одиночества.

Недостаток самоуважения можно повысить следующим образом:

— все делать всегда вовремя, вырабатывая при этом ощущение надежности;

— искать решение проблемы, а не оправдания;

— быть в порядке и чистоте, следя за безупречностью своего вида;

— говорить о себе поддерживающие вещи;

— поступать всегда по совести;

— брать ответственность за свой выбор и действия;

— забывать неприятности и прощать обиды;

— планировать, записывать, реализовывать свои желания;

— осознавать, что происходит хорошего и фиксировать на этом свое внимание;

— делиться своими знаниями с людьми, которые хотят их знать;

— делать то, что нравится, не мешая другим;

— всегда говорить правду, не ожидая удобного момента;

— пребывать в одиночестве и спокойном состоянии не менее получаса в день.

Уровень самоуважения

Самоуважение и самооценка — это два стержня, которые составляют личность. Человек представляет то, что он о себе думает. Уровень самоуважения определяется предпочитаемой мотивацией. Самоуважение и жизненные внутренние цели пересекаются, и от того, насколько человек себя уважает, будет зависеть его уровень притязаний в духовной и социальной жизни. Уважение к себе развивается благодаря действиям индивида.

Определение уровня самоуважения можно узнать по шкале Розенберга. Цель теста диагностировать уровень самоуважения испытуемого. Данный опросник создавался, как одномерный, однако факторный анализ обнаружил два независимых фактора: самоуважение и самоунижение. Самоуважение бывает присуще личности и в отсутствие самоунижения, и вместе с ним. Показатели по тесту связывают с тревожностью, депрессией, психосоматическими симптомами, лидерством, активностью в общении, чувством межличностной безопасности.

Развитие самоуважения у личности мотивирует к действиям, повышает удовлетворенность от жизни и рождает благодарность к самому себе. Для достижения уважения к себе очень важно развить и укрепить адекватную самооценку и совершать действия, которые приблизят индивида к подлинному себе.

Потребность в самоуважении

Для человека огромное значение представляют социальные потребности третьего уровня, под которыми понимаются отношения индивидов в обществе — друзья, семья, общение, привязанность, одобрение, любовь. Большинство людей хотят понимания и любви. Никто не хочет быть одиноким или покинутым, но если так случилось, то это говорит о неудовлетворении социальных потребностей. Важно не забывать о социальных потребностях индивида, даже когда он умалчивает об этом. Помогая человеку в решении его социальных проблем, можно значительно улучшить качество жизни. Тяжелая болезнь, нетрудоспособность, преклонный возраст часто создает вакуум, который нарушает социальные контакты. В этих случаях потребность в самоуважении и общении не удовлетворяется.

Зачастую, общаясь с индивидами, мы не остаемся равнодушными к оцениванию своего успеха с их стороны. Для человека потребность в самоуважении и уважении является очень важной. Часто нетрудоспособные, больные, пожилые люди не представляют ни для кого интереса, и порадоваться их успеху некому, они не имеют возможность удовлетворить потребность в самоуважении и уважении окружающих. Поэтому очень важно таких людей не забывать и помочь им в удовлетворении этих потребностей.

psihomed.com

Факторы самооценки психология

Взаимоотношения со взрослыми. Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом.

Но меняется характер этой зависимости.

Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

власть используется ими в меру необходимости;

в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают, либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить» эффект прошлого опыта не возможно.

К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных девяти- и десятиклассников надеются, что их желания иметь определённые вещи осуществятся, причём две трети уверены, что осуществить эти желания — дело родителей («родители купят»). Поведение и запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10% случаев. Тем не менее, дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее, остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц: общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия.

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Наравне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте имеет большое значение окружение юноши вне семьи. Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».

Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит своё поведение, всё чаще находятся вне её.

Значительно более сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:

власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

авторитетный источник знаний в определённой области, старший товарищ и друг.

В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.

Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним — двумя учителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.

Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, — во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями.

Психологические последствия школьных конфликтов иногда очень серьёзны. Преодолеть отрицательный прошлый опыт очень трудно. Поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьёзного к себе отношения.

Мы пришли к выводу вывод, что родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были его учителя, таким же учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я».

Взаимоотношения со сверстниками

Окружение сверстников юноши играет особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь.

В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. По экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте значительно ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я». А связь между идеалом испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом и образом собственного «Я».

Для измерения сравнительной степени психологической близости испытуемого с ближайшими друзьями и другими значительными лицами (отец, мать, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель, и другие) были применены три отдельных показателя: «понимание» (вопрос: «Насколько хорошо понимает вас перечисленные лица?»), «доверительность» (вопрос: «Делитесь ли вы с этими людьми своими сокровенными мыслями и переживаниями?»), и «субъективная лёгкость общения» (вопрос: «Насколько легко вы себя чувствуете в общении с перечисленными людьми?»). Оценки, которые дали юноши и девушки пониманию их окружающими людьми, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе к положительному полюсу. Однако во всех возрастах, и у юношей и у девушек, «ближайший друг» (как правило — сверстник своего пола) занимает ведущее положение.

Психологическая близость девятиклассников с разными значимыми людьми были изучены и посредством методики самооценки. Каждый испытуемый оценивал себя по 16 качествам, а затем должен был предсказать, как оценят его по тем же параметрам мать, отец, ближайший друг, любимый учитель и одноклассники. Очевидно, что чем выше предполагаемая у испытуемого степень понимания его определённым лицом, тем ближе будут ожидаемые им оценки со стороны этого лица к собственной самооценке. Наибольшее совпадение оказалось опять-таки в случае с другом. Более того, друг оказался единственным человеком, от которого девятиклассник ждёт более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и деятельности; проявление новых интимных привязанностей.

Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт позволяет ему более или менее реалистично оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый человек умеет соизмерять свои притязания с потребностями, его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить. Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.

В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы — любовь к родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё привилегированное положение.

Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например, слишком тёплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации. Пример — судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он запоздал с переходом в следующую стадию.

studbooks.net

Глава 2. Эмпирические исследования взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

2.1. Задачи, методы и организация исследования………………….22-24 стр.

2.2. Исследование самооценки……………………………………. 24-26 стр.

2.3. Исследование социального статуса ……………………………26-28 стр. Заключение……………………………………………………………28-29 стр. Библиография………………………..……………………………….30-31 стр.

Введение. Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И значение занимаемого в группе положения довольно велико. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Здесь большое значение имеет самооценка. Самооценка – это динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.

Социальный статус – это положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, системы материального и морального стимулирования и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности. Подобно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах.

В моей работе на рассмотрение предложена тема «Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности в старшем школьном возрасте», так как в этот период уровень самооценки активно влияет на становление личности старшеклассника, его социализацию и адаптацию к новым условиям. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования определенных психологических свойств и видов поведения в формировании личности и ее социального развития.

Помимо выше сказанного, взаимосвязь социального статуса и самооценки старших школьников является ценным показателем для школьного психолога, позволяющим оценить темпы психологического развития отдельных школьников и всего учебного коллектива в целом, помогает составить социальный портрет класса, а так же выявить качество процесса образования, и его соответствие возрастным нормам. Помимо этого, самооценка является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в коллективе. Исследованиями в данной области занимались многие психологи. Например, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, И.С. Кон. и др.

Объектом данного исследования является самооценка, предметом-

социальный статус личности.

Цель – рассмотреть взаимосвязь самооценки и социального статуса личности в коллективе.

Задачи: 1) Анализ понятий «самооценка» и «социальный статус».

2) Рассмотрение понятия старшего школьного возраста (юношеского возраста). 3)Теоретический анализ взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

studfiles.net

Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бурамбаева Дарья Андреевна

В статье представлено исследование процессов формирования адекватной самооценки младших подростков. Доказано, что самооценка является фактором психологической безопасности личности .

The formation of an adequate self-esteem of teenagers as a factor of psychological safety of a person

The article presents the study of the formation of an adequate self-esteem of teenagers. It is proved that self-esteem is a factor of psychological security of the person.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бурамбаева Дарья Андреевна,

Текст научной работы на тему «Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности»

научно-методический электронный журнал

Бурамбаева Дарья Андреевна,

магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет», г. Челябинск

Аннотация. В статье представлено исследование процессов формирования адекватной самооценки младших подростков. Доказано, что самооценка является фактором психологической безопасности личности.

Ключевые слова: особенности личности младшего подростка; самооценка; психологическая безопасность личности.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной (Б. Г. Ананьев, А. И. Липкина, А. В. Захарова, Н. И. Аркаева, В. И. Долгова, [4, 6, 7, 8, 9]).

Учеными доказано, что психологическая безопасность, с одной стороны, обусловлена индивидуальными психологическими качествами личности, например, высокой самооценкой, уверенностью в себе и некоторыми другими, с другой стороны, само переживание психологической безопасности влияет и на самооценку и на уверенность в себе (Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б., [2]).

Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходимо учитывать изменения самооценки подростка в период полового созревания, как наиболее острого переходного момента становления личности, и умело влиять на эти изменения в положительном направлении. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у подростка. Проблема психологической безопасности пока еще является малоразработанной в психологии (Баева И. А., Гаязова Л. А., [3]).

Термин «психологическая безопасность» был введен в 1995 году С. К. Рощи-ным и В. А. Сосниным и описывал «состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем».

По мнению А. А. Реана, самооценка — это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и

Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности

межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [10, с. 126].

В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т. е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т. д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.

И. А. Баева выделяет проблемы психологической безопасности личности -сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем. Под отражением опасности в данном случае понимается определение ее степени, т. е. квалификация. Регуляция поведения предполагает применение необходимых мер по устранению опасности или снижению ее до допустимого уровня [4].

Одной из предпосылок эффективного личностного развития школьника является переживание им состояния психологической безопасности. Вследствие этого возникает необходимость выяснения влияния образовательной среды и ее отдельных компонентов на психическое состояние психологической безопасности школьника.

Мы опираемся на понятие среды, предложенное И. А. Баевой, которое, с нашей точки зрения, охватывает все важные аспекты: образовательная среда — «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, особенности содержания образования в единстве материально-предметного содержания и способа его усвоения. Психологическая сущность образовательной среды проявляется в системе взаимоотношений участников образовательного процесса. Именно содержание этих отношений определяет «качество образовательной среды» [4, с. 50].

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших подростков состояла из 3 этапов:

В исследовании психолого-педагогических условий формирования адекватной самооценки младших подростков были использованы следующие методы и методики:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование.

2. Организационные: сравнительный метод.

3. Эмпирические: тестирование, эксперимент (констатирующий и формирующий).

Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси;

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн;

Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы И. А. Баева.

Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона, многофакторный дисперсионный анализ.

Участниками исследования стали ученики пятого класса, МБОУ СОШ № 13 г. Сатки. Общее количество испытуемых 21 человек. 7 мальчиков и 14 девочек. Второгодников нет, класс сформировался в 2009 году. Класс быстро адаптировался к переходу в старшее звено из младших классов. Большая часть благополучных семей, есть мама и папа, 1 семья неблагополучная, родители злоупотребляют алкоголем.

Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологи ческой безопасности личности // Концепт. — 2015. Спецвыпуск № 01. — ART 75028. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm. — Гос. рег. Эл .—.и^.-.щ № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X. HSAtI

ART 75028 УДК 159.9 i-iktcm

В результате исследовании по указанным выше методикам были получены качественные и количественные экспериментальные данные.

Результаты исследования в 5 классе по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси.

Рис. 1. Результаты исследования по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси

В результате у 15 (71%) школьников адекватная самооценка, У 2 (10%) коэффициент свидетельствует о завышенной самооценке. У 4 (19%) коэффициент попал в промежуток, который соответствует заниженной самооценке.

Результаты исследования в 5 классе по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Наглядно эти данные можно посмотреть на рис. 2.

адекватная завышенная заниженная

Рис. 2. Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн

В результате у 13 (62%) школьников адекватная самооценка. У 3 (14%) школьников завышенная самооценка. 5 (24%) детей с заниженной самооценкой.

Результаты исследования по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» И. А. Баева. Наглядно данные представлены на рис. 3.

науш.о-методический электронный журнал

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Психологическая диагностика безопасности

образовательной среды школы» И. А. Баева

Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод: согласно этой методике при определении уровня психологической защищенности в школе 6 (28%) человек отметили свою полную незащищенность. 11 (52%) считают, что они скорее защищены, чем не защищены. И 4 (20 %) считают себя полностью защищенными, удовлетворены собой, они принимают себя как личностей, носящих позитивные и социально желательные характеристики.

Для того чтобы проверить исследовательскую гипотезу мы применили многомерный дисперсионный анализ. Для расчета была использована программа SPSS Statistics 19 (общая линейная модель — ОЛМ — многомерная).

В ходе выполнения расчета, нами была осуществлена проверка данных распределения (дисперсии) на однородность и закон нормального распределения, которая показала, что дисперсия ошибки независимых переменных постоянна во всех группах (Критерий Ливиня на уровне статистической значимости 0,360 для уровня притязаний и 0,602 для самооценки), что означает однородность группы, а также то, что к полученным эмпирическим данным можно применять параметрические критерии, в том числе дисперсионный анализ.

В качестве независимых переменных нами были выбраны показатели уверенности в себе: уверенные — 1, неуверенные — 2, а также показатели защищенности — 1 и незащищенности — 2. В качестве зависимых переменных были использованы данные уровня притязаний и самооценки. В результате многофакторного дисперсионного анализа выявлены значимые уровни. Уверенность в себе влияет на уровень самооценки старших младших подростков: показатель уровня притязаний — 0,918, самооценки — 0,643, что попадает в зону значимости. По факту защищенности мы так же выявили влияние на уровень самооценки: показатель уровня притязаний -0,882, самооценки — 0,654.

Таким образом, уровень самооценки зависит от уверенности в себе и психологической защищенности.

Полученные данные говорят о том что необходимо провести коррекционную работу по формированию адекватной самооценки младших подростков.

На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана программа формирования адекватной самооценки младших подростков. Программа формирования адекватной самооценки младших подростков состоит из 24 занятий. Занятия направлены на повышение уверенности в себе, веры в свои силы. Данная программа коррекции поможет подросткам поверить в свои положительные каче-

Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Концепт. — 2015. -Спецвыпуск № 01. — ART 75028. — 0,4 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2015/75028.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75028 УДК 159.9

ства, дать ощущение собственной значимости, снятие эмоционального напряжения, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексий, а так же пользоваться методами саморегуляции эмоций. Основными методами работы были дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.

После завершения реализации программы формирования адекватной самооценки младших подростков с целью экспериментальной проверки её эффективности, испытуемые были повергнуты повторному тестированию, был проведен контрольный эксперимент.

Рассмотрим и сравним результаты тестирования испытуемых подростков на констатирующем (срез 1) и контрольном (срез 2) этапах эксперимента по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси.

Показатели по шкалам адекватной, завышенной и заниженной самооценки изменились следующим образом: с 15 (71%) человек до 18 (85%) человек изменились показатели адекватной самооценки. Показатели завышенной самооценки остались неизменны 2 (10%) человека. С 4 (19%) человек до 1 (5%) изменились показатели заниженной самооценки.

Рис. 4. Распределение показателей самооценки на констатирующем и контрольном этапе полученных по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси

Для оценки сдвигов в показателях уровня самооценки младших подростков применялся Т-критерий Вилкоксона.

Н0: Интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки не превосходит интенсивности сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Н1: Интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки превышает интенсивность сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Рис. 5. Ось значимости

Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологи ческой безопасности личности // Концепт. — 2015. -Спецвыпуск № 01. — ART 75028. — 0,4 п. л. — URL:

Тэмп =Ткр, следовательно принимается Н1: Интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки превышает интенсивность сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Сравним результаты тестирования испытуемых подростков на констатирующем (срез 1) и контрольном (срез 2) этапах эксперимента по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Полученные данные по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн представлены на рис. 6.

Рис. 6. Распределение показателей самооценки на констатирующем и контрольном этапе полученных по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Показатели по каждой шкале изменились следующим образом: с 13 (62%) человек до 20 (95%) человек изменились показатели адекватной самооценки. С 3 (14%) до 1 (5%) изменились показатели завышенной самооценки. С 5 (24 %) человек до 0 (0%) изменились показатели заниженной самооценки.

Н0:Интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки не превосходит интенсивности сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Рис. 7. Ось значимости

Тэмп. < Ткр. при р=0,01, значит, интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки превышает интенсивность сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Принимается Н 1: Интенсивность сдвигов в сторону адекватной самооценки превышает интенсивность сдвигов в сторону не адекватной самооценки.

Бурамбаева Д. А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Концепт. — 2015. -Спецвыпуск № 01. — ART 75028. — 0,4 п. л. — URL:

научно-методический электронный журнал hotp://e7k0nCest -U|SSN1|375Oi:8Oxtm.

Сравним результаты тестирования испытуемых подростков на констатирующем

(срез 1) и контрольном (срез 2) этапах эксперимента по методике «Психологическая

диагностика безопасности образовательной среды школы» (И. А. Баева).

Полученные данные по методике «Психологическая диагностика безопасности

образовательной среды школы» (И. А. Баева) представлены на рис. 8.

r уровни защищенности

Рис. 8. Результаты исследования по методике «Психологическая диагностика безопасности

образовательной среды школы» (И. А. Баева)

Показатели по каждой шкале изменились следующим образом: с 4 человек (20%) до 8 (38%) изменились показатели высокого уровня защищенности. Количество человек с показателем среднего уровня защищенности изменились с 10 (47%) до 9 (43%) человек. С 7 (33%) человек до 4 (19%) изменились показатели низкого уровня психологической защищенности и эмоциоанльной устойчивости (Долгова В. И., [5]).

Для оценки сдвигов в показателях уровня психологической защищенности младших подростков применялся Т-критерий Вилкоксона.

Н0:Интенсивность сдвигов в сторону психологической защищенности не превосходит интенсивности сдвигов в сторону психологической не защищенности.

Н1: Интенсивность сдвигов в сторону психологической защищенности превышает интенсивность сдвигов в сторону психологической не защищенности.

Критическое значение Т для n=21:

Рис. 9. Ось значимости

Тэмп =Ткр, следовательно принимается Н1: Интенсивность сдвигов в сторону психологической защищенности превышает интенсивность сдвигов в сторону психологической не защищенности.

Данные изменения показателей свидетельствует о том, что психолого-педагогическая коррекция принесла свой результат и не прошла даром.

Результаты расчетов данного критерия подтверждают сформированность адекватной самооценки младших подростков как фактора психологической безопасности личности после проведения программы психолого-педагогической коррекции.

Таким образом, адекватная самооценка младших подростков сформирована, она является фактором психологической безопасности личности, гипотеза исследования подтверждена.

Ссылки на источники

1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: избранные психологические труды. [Электронный ресурс] Ананьев Б. Г . — Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2011. — 288 с. — Режим доступа: http://www. iprbookshop. ru/9057. — ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие. / Под ред. И. А. Баевой. М., 2010 — 103 с.

3. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»/ www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected] ru

4. Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. — Челябинск, 2012. — 229 с.

5. Долгова В. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: Health as a factor of quality and lifetime of biological species / Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 — December 10, 2012). — London, 2013. — С. 67-70.

6. Долгова В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ори-ентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). — London, 2014. — С. 62-65.

7. Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

8. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. М.: изд-во Рипол-Классик, 2014. — 103 с.

9. Липкина А. И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника: психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Педагогика, 2013. — 285 с.

10. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. — 656 с.

Darya Burambayeva, issn 2304-120х

graduate student in the psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

The formation of an adequate self-esteem of teenagers as a factor of psychological safety of a person

Abstract. The article presents the study of the formation of an adequate self-

esteem of teenagers. It is proved that self-esteem is a factor of psychological security of the person.

Key words: personality characteristics and the younger teenager; self-assessment; psy-psychological

security of the person.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

cyberleninka.ru