Если ребенок не хочет быть в лагере

Как определить готов ли ребенок ехать в детский лагерь. Советы психолога

Не за горами каникулы и большинство родителей задумываются отправлять ли в лагерь ребенка? На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы принять правильное решение в этом вопросе, рассказывает психолог Оксана Пономаренко.

1. Желание ребенка ехать в лагерь и его готовность

Хочет ли в лагерь ваш ребенок? Если да, то выбирайте лагерь вместе с ним. Собирайте отзывы, если есть возможность — посмотрите на условия, познакомьтесь с вожатыми, сопровождающими, персоналом. Ребенка, конечно же, берите с собой. Это поможет уменьшить тревогу от неизвестности. Если ехать не хочет, пробуйте заинтересовать его. Расскажите, что ждет в лагере ребенка, как там все устроено. Но не увлекайтесь, не стоит рассказывать, как там все будет здорово. Потому что ваше «здорово» может быть «ужасно» для ребенка, ведь все мы разные. Лучше рассказывать о том, что в лагере будет что-то новое и скорее всего интересное . А что именно — пусть ребенок сам вам рассказывает каждый вечер по телефону/скайпу или другим способом, как договоритесь. Ребенок может вам не только звонить, но и рисунки рисовать, письма писать.

Если он все же отказывается ехать, возможно, он еще не готов, и вам будет намного спокойнее, оставив его дома.

Как ваш ребенок переносит разлуку? Оставался ли он без вас где-то?

Заблаговременная и правильная подготовка к самостоятельному отдыху в детском лагере поможет привыкнуть к мысли о нем как родителям, так и ребенку. Это первый шаг к его взрослению. Репетируйте поездку в лагерь, предложите ребенку переночевать у друга – он получит опыт самостоятельной ночевки в новом месте. Единственным детям возможно будет сложно в лагере, т.к. там достаточно шумно и нет места для уединения. Также сложности могут возникнуть и у детей, которым не нравится активная и насыщенная жизнь. Не исключено, что в лагере им будет неуютно, из-за чего весь отдых может пройти в напряжении и без удовольствия. Как вы себя чувствуете, когда ребенок не с вами? Симбиотическая связь мамы с ребенком очень сильна. Даже если ему будет хорошо в лагере, но мама будет волноваться, ребенок почувствует ваше волнение. Отправляя ребенка в лагерь, убедитесь, что не только он, но и вы сами готовы к расставанию.

2. Самостоятельность и способность к самообслуживанию

Ребенка стоит отправлять в лагерь тогда, когда вы уверены, что он может позаботиться о самых элементарных вещах: собрать и сложить вещи, сменить грязное белье, застелить кровать, при необходимости — заявить о своих потребностях и попросить помощи. Оптимальный возраст, с которого уже можно отправлять ребенка в лагерь — 8-9 лет. Объективно смотрите на ребенка: насколько он может сам себя обслуживать в бытовых условиях и справляться со сложными ситуациями? Если ребенок не может собрать портфель в школу, разогреть себе еду в микроволновке, застелить кровать, собраться на улицу, то, скорее всего, он еще не готов ехать в лагерь. Отправить его можно, но ему будет крайне трудно. Конечно же лагерь развивает самостоятельность, но не формирует ее с нуля. У вас еще есть время на формирование самостоятельности и передачи ответственности вашему ребенку.

Вот и отдайте ему его ответственность, постепенно, поддерживая самостоятельность и поощряя позитивные изменения. Позвольте вашему малышу делать ошибки на пути самостоятельности, ведь его впереди ждет большая, взрослая жизнь. И учиться предъявлять и отстаивать себя он должен уже сейчас. Проговорите с ребенком правила опрятности и личной гигиены. Расскажите ему, почему нельзя брать не только полотенце и зубную щетку, но и расческу друга. Напомните, что следует ежедневно подмываться и менять трусики, а также чистить зубы дважды в день. Эти простые правила позволяют сохранить здоровье в детском коллективе.

3. Коммуникабельность и дружелюбность

Посоветуйте ребенку, как лучше знакомиться с детьми. Скорее всего, в первые несколько дней в лагере большинство детей будут чувствовать себя одиноко. Дружелюбность и коммуникативные навыки помогут вашему ребенку с кем-то подружиться. Предупредите ребенка о возможных сложностях в общении со сверстниками. Проговорите, проиграйте с ребенком, какие могут быть варианты выхода из сложных ситуаций. Напомните ребенку, что нельзя ябедничать на других детей — это поможет завоевать уважение у сверстников. Помогите усвоить ребенку, что чужие вещи брать запрещено, если он хочет что-то посмотреть, необходимо спрашивать разрешения у хозяина вещи. Обсуждайте с ребенком все ситуации, которые могут возникнуть в лагере и вместе находите решения. Важно рассказать, что ребенок сам будет принимать решения: с кем дружить и что надеть. Когда понадобится совет или помощь, ребенок всегда может позвонить вам или обратиться к вожатым.

Убедитесь, что ребенок знает правила личной безопасности: нельзя уходить с незнакомыми людьми, есть неизвестные ягоды.

Повторяйте ребенку, как вы его любите и будете скучать, и как гордитесь тем, что он едет самостоятельно. Если в лагере есть дни для встреч с родителями, приезжайте обязательно. Детке будет грустно, если к другим приедут, а к нему нет. Во время отъезда сдерживайте свои эмоции и не выдавайте волнения. Слезы мамы или бабушки могут расстроить ребенка и вызвать у него еще большую грусть из-за расставания.

Конечно же и вам, и ребенку будет грустно первую неделю. Он может звонить вам с жалобами на других ребят или воспитателей. Ведь ему так нужна ваша поддержка. Он может просить, чтобы вы приехали и забрали его. Не спешите. Период адаптации длится около недели. Как правило, за это время дети успевают освоиться и найти новых друзей. Будьте на связи, задавайте много вопросов в положительном ключе: что было хорошего сегодня? С кем познакомился? Что нового узнал? Что интересного с тобой произошло? Помните, что чем больше вы соберете информации о лагере, тем спокойнее вы себя будете чувствовать. Запаситесь терпением и телефонами тех взрослых, которые будут рядом с вашим ребенком в этот период. Будьте в контакте и доверии.

promum.com.ua

Ребенок кричит, не слушается родителей и психует: что делать и как реагировать на непослушание — советы психолога

Мало родителей могут похвастаться тем, что у них ребенок паинька. Большинство мам и пап сталкиваются с сорвиголовой, вечно попадающим в какие-то неприятности, всегда готовым к шалостям и постоянно бунтующим. Самое парадоксальное в том, что подобное поведение – это отражение поведенческих реакций взрослых. Ребенок наблюдает, впитывает, и подражает вам — следовательно, растет ваша копия.

Пик родительских жалоб на непослушание детей приходится на возраст 5-7 лет. Милый и ласковый малыш куда-то исчезает к этому возрасту, а перед взрослыми предстает разрушительная катастрофа в облике дочери или сына. Сам собой формируется вопрос о том, что делать, если ребенок не слушается никого. Ответ психологов всегда одинаков: «Занимайтесь воспитанием малыша, начиная с 1 года».

Что такое «возраст непослушания»?

Каждый ребенок – это отдельный мир, развивающийся по своим законам. Никто — ни мама, ни врачи, не смогут дать точный ответ, когда у малыша наступает переломный момент и ангелочек превращается в маленького бесенка. Один уже в 2 года исполняет красочные истерики, другой и в 4-5 лет не научился таким способом добиваться желаемого. Формирование поведения идет под аккомпанемент двора, семьи, детского сада.

Психологи настаивают на том, что к 2 годам начинает складываться целостность личности ребенка. Достигнув 3-летия, малыш уже обзавелся собственным «Я» и продолжает его совершенствовать, черпая кирпичики из собственного окружения. Наступает момент кризиса трехлеток, который нельзя упустить родителям, иначе исправить упущенное будет очень трудно. Внимательно следите в этот период за крохой, вовремя направляйте и останавливайте.

Специалисты говорят о кризисе 7-летнего возраста. Отчего так происходит? Попадая в школу, малыши сталкиваются с новыми правилами и требованиями. Такой поворот заставляет их переосмысливать свою предыдущую жизнь. В детском саду малыша хвалили и говорили, что он совсем уже взрослый, а в школе первоклассник слышит, что он еще маленький. Резкая метаморфоза ощущения себя в мире взрывает психику маленькой личности. Сложней дается такая перемена тем, кто не ходил в детский сад. Дома кроха не сталкивался со строгим графиком занятий и отдыха, его окружали близкие, хорошо ему знакомые люди. Естественно, попадая в незнакомую среду со строгими правилами, малыш сопротивляется обстоятельствам.

Как вырастает «трудный ребенок»?

Задавая себе вопрос о том, почему ребенок не слушается, психует и истерит, посмотрите немного глубже, чтобы понять, откуда в нем это взялось (рекомендуем прочитать: Ребенок в 2 года часто психует и капризничает — мнение Комаровского). Обратите свой взор на себя, ведь кроха — великий подражатель, который берет всю информацию из ваших слов и действий. Улучшить понимание поможет разбор ситуаций, способствующих превращению милого ангелочка в неуправляемого капризу и баловня. Если ребенок не слушается, значит:

  • Семья не использует в его воспитании педагогические принципы. Например, непоследовательность разрешительных и запретительных действий родителей. Сегодня у мамы или папы хорошее настроение и взрослые не замечают, что малыш смотрит любимые мультики до 11 вечера. Завтра все поменялось, папа чем-то расстроен или озабочен, малыша отправляют спать в 9 вечера.
  • Принципы воспитания мамы и папы кардинально разнятся. Отсюда и получается, что ребенок не слушается. Если мама разрешает посидеть подольше у телевизора, а папа кричит, что пора ложиться спать, малыш попадает в ситуацию отсутствия четких норм поведения. Ребенок не знает, кого послушать, видя разобщенность в требованиях взрослых.
  • Близкие люди снисходительно относятся к истерикам и капризам «малого». Запомните — ребенок не слушается вас, поскольку вы потакаете его непослушанию. Детям свойственно вести себя на уровне инстинктов и рефлексов. Понимая, что криком, плачем, истерикой можно быстро добиться желаемого, кроха будет закреплять такое поведение. Как только вы перестанете обращать внимание на его буйные выпады, домашний «тиран» постепенно прекратит истерить и орать.
  • Отметим важное наблюдение: дети никогда не капризничают перед телевизором, играя с любимой куклой или машинкой, перед чужими людьми. Маленький тиран прекрасно знает, на кого действуют его «концерты», а кому до них нет никакого дела. Если ребенок в 2 года не слушается, закатывает истерики, положение еще можно исправить. Прошло время, а ребенок 5 лет не слушается — придется жить с его капризами долго, что измотает нервы и вам, и вашему отпрыску.

    Как остановить детские истерики?

    Считая, что заставить слушаться капризного и истеричного малыша невыносимо трудно, многие опускают руки. Распространенная ошибка, а ведь давно уже разработан простой педагогический прием. Конечно, чтобы был толк, придется немало потрудиться, но вы ведь хотите, чтобы ваше непослушное чадо превратилось в послушного и воспитанного человека. Учтите — чем раньше вы испробуете этот прием, тем быстрее добьетесь положительного результата.

    Как обычно поступают родители? Увидев, что малыш бьется в истерике или захлебывается слезами, мама готова исполнить любое его требование. Мамы, как правило, пытаются успокоить кроху, обещая даже больше того, что сын или дочка просит, лишь бы их сокровище не билось дурной головой о пол. Старая привычная схема, но работает ли она? Ребенок успокаивается лишь на время, до следующего желания.

    Как распознать настоящее и мнимое горе?

    Применяйте новую схему на плач и крик, связанные с его капризами. Малыш может заплакать, испугавшись собаку или от боли, впасть в горе от сломавшейся игрушки, если ему нанесли обиду другие дети. Такое поведение абсолютно адекватно. Здесь действительно надо пожалеть малыша в тот момент, когда кроха расстроился. Что же касается «наигранных» эмоций, применяя способ, описанный выше, вы постепенно добьетесь того, что ваше сокровище забудет про свои «закидоны».

    Хорошо известный мамам доктор Комаровский утверждает, что у ребенка формируется стойкий рефлекс, когда используется прием: «Я ору – я никому не интересен, я молчу – меня любят и слышат». Родителям важно продержатся в таком состоянии 2-3 дня, чтобы малыш усвоил урок и превратился в послушного ребенка. Если терпения не хватит, придется начинать все сначала, или продолжать терпеть его капризы.

    Если ребенок понимает, что в «тихом» спокойном состоянии он тоже любим и интересен, смысл устраивать истерики просто теряется

    Разумное «нельзя», как основа воспитания

    Воспитательный процесс невозможно представить без запретов. Если взрослые неправильно используют такие слова, как «нельзя» или «нет», толку от запретов не будет. Исследования показали, что в семьях, где запрещающие слова используется по любому поводу, или вообще не присутствуют в воспитании ребенка, как раз и появляются «трудные дети». Следует научиться грамотно применять «нельзя», поскольку от вовремя сказанного первого «нет» зависит дальнейшее поведение отпрыска.

    Важна и адекватная реакция малыша на запрет. Например, ваш сын разогнался на велосипеде и подъехал к проезжей части дороги, ваше «нельзя» должно заставить его резко остановиться. Понимая, как может простое «нет» спасти жизнь малышу, вы должны знать, как его грамотно использовать. Следуйте таким правилам:

  • Употребляйте слово «нельзя» только по делу. Это могут быть ситуации, связанные с безопасностью самого ребенка или запреты, входящие в норму поведения (нельзя бросать мусор где попало, обзывать других деток, драться).
  • Действие запрета не ограничено. Ваше сокровище страдает от аллергии на молочный белок — значит, мороженое ему нельзя, даже если чадо было послушным и получило пятерку в школе.
  • Установив запреты на какие-то поступки или действия, обязательно объясните ребенку, почему вы так поступаете, но никогда не обсуждайте само право на установленный запрет.
  • Действуйте сообща. Плохо, если папино «нет» противостоит маминому «да». Такое же требование распространяется и на других близких родственников.
  • Принятые в вашей семье запреты должны поддерживаться всеми вашими родственниками, с которыми общается 2-4-летний ребенок. Постарайтесь не допускать ситуации, когда у вас на ночь сладости есть нельзя, а в гостях у бабушки можно.
  • Запреты должны быть для ребенка серьезным аргументом, поэтому не стоит применять их для мелочей

    Что делать, если ничего не помогает?

    Обратимся к советам доктора Комаровского. Знаменитый педиатр советует родителям, которые хотят воспитать адекватного человека, вести себя принципиально и последовательно. Храните спокойствие при детских капризах и истериках. Будьте непреклонны в своем отношении к поведению малыша. Пройдет немного времени и вы увидите, как ваш нервный малыш прекратил свои неадекватные выпады. Доктор рекомендует помнить о том, что не получая желаемого через плач и крик, маленький человечек прекращает это делать.

    Если, поступая грамотно, не давая реакции на нервные всплески чада, вы видите, что метод не действует -проблема лежит глубже. Ребенка необходимо показать психологу или неврологу. Возможно, корень зла расположен в медицинской области. Некоторые неврологические заболевания могут выступать причиной такого поведения. Специалисты обследуют ребенка и выяснят, как можно ему помочь. Своевременное лечение исправит ситуацию с неадекватным поведением.

    Основные принципы грамотного воспитания

    Как воспитать послушного ребенка, адекватного и разумного? Это не так уж и сложно, если придерживаться основных принципов воспитания. Родители должны вести себя так, как того требуют от малыша. Главное – собственный положительный пример. Нельзя идти на поводу, необходимо подробно рассказывать своему сокровищу, почему и зачем вы приняли какое-то решение, связанное с запретом или осуждением поступка.

    Похвала и объяснения

  • Похвала за хорошее поведение должна звучать из уст родителей так же часто, как и порицание за плохие проступки. Многие папы и мамы забывают об этом, воспринимают хорошее поведение как должное, но взрываются гневными тирадами при плохом. Если ребенок не слушается, это не означает, что у него плохой характер. Малыш по мере своих сил выстраивает модель поведения, ориентируясь на родителей и других членов семьи. Почаще хвалите сына или дочку, тогда малыш постарается вести себя так, чтобы радовать вас и слышать ласковые слова в свой адрес.
  • Судить малыша за капризы, переходя на личностные обвинения, нельзя. Задача родителей — осудить совершенный поступок. Например: мальчик Коля играет с другими детьми на детской площадке, толкает их, отнимает игрушки, обзывается, мешает. Естественно, взрослые говорят, что Коля плохой, жадный, злой. Такое осуждение относится к личности мальчика, а не к его поступкам. Если постоянно бросать такие слова, мальчик свыкнется с ними и будет считать себя плохим. Ругать надо правильно. Скажите ему, что он хороший. Спросите, из-за чего поступил плохо, накажите именно за проступок.
  • Любые требования, предъявляемые малышу, не должны выходить за рамки разумного.

Как правильно наказывать?

  • Отсрочка наказания – грубейшая педагогическая ошибка. Лишив трехлетнего кроху вечерних мультиков за то, что тот совершил утром, вы поставите его в тупик. Сознание малыша не способно соединить такой временной разрыв в единое целое, ему просто не понять, за что его наказали.
  • Наказывая ребенка, сохраняйте спокойствие, разговаривайте с ним тихо, без крика. Психологи говорят о том, что даже взрослый человек лучше слышит, когда с ним говорят без крика, тем более это важно в общении с ребенком. Есть риск просто напугать малыша, а не исправить ситуацию.
  • Наказание не должно строиться на эмоциях и грубой силе, иначе ребенок будет расти замкнутым и агрессивным

    • Пытаясь поговорить с сыном или дочкой в момент, когда ребенок не слушается, следите за своей манерой разговора. Подумайте, как бы вы реагировали, если бы на вас кричали и обвиняли плохими словами.
    • Разговаривая и объясняя, вы должны быть уверены, что ваше сокровище вас понимает. Находите способы донести ваши требования до ребенка, исходя из его индивидуальных качеств. Проще говоря, ищите действенный подход к маленькой личности.
    • Сила личного примера

    • Сколько бы вы не объясняли крохе, как надо правильно поступать, добиться понимания можно только личным примером. Показывайте ему правильные действия, призывая делать так же. Воспитывайте на личном примере, который подействует эффективнее, чем много сказанных слов. Станьте положительным образцом для вашего чада, тогда из него вырастет хороший человек.
    • Разбирая плохой или нежелательный поступок, донесите до малыша последствия его действий. Например, когда кроха выкидывает игрушки из кровати, не поднимайте их. Оставшись без игрушек, привереда поймет, к чему привел его поступок. Старшим детям, допускающим более серьезные проделки, предлагайте проследить всю цепочку негатива, которая потянется за их «подвигом».
    • Будьте готовы пересмотреть свое окончательное решение, особенно при разборе полетов с непослушными детьми 8-10 лет и старше. Выслушайте доводы вашего 12-летнего сына или дочки, пусть объяснит, почему поступил так. Возможно, его объяснения изменят ваше решение, не пугайтесь этого, ведь вы должны олицетворять для него саму справедливость. Покажите маленькой личности, что вы уважаете его, что готовы принять разумные аргументы.
    • Сложности воспитания преодолеваются легче, если вы стоите на позиции не противника ребенка, а его мудрого союзника. Учитесь разговаривать со своим отпрыском, цените его мнение, уважайте личностные качества. Направляйте разумно и справедливо. Закладывайте хорошее поведение с раннего возраста, чтобы позже не столкнуться с плохим. Служите достойным примером для своего чада и у вас все получится.

      vseprorebenka.ru

      Ребенок не хочет ехать в лагерь. Что делать?

      Работать на опережение

      Разберем самый трудный вариант: ваш малыш закончил первый класс (именно с такого возраста психологи рекомендуют начинать отправлять детей в лагерь). Ребенок был воодушевлен предстоящей поездкой, а теперь наотрез отказывается от нее.

      Такую ситуацию можно предупредить. Это значит, что решение отправить ребенка в лагерь вы принимаете не спонтанно в последний момент, а планируете задолго до покупки путевки. Этого времени будет достаточно, чтобы разобраться, готов ли ваш ребенок к самостоятельному путешествию.

      Готовность малыша определяется путем максимально честного и объективного тестирования двумя вопросами, которые родители должны задать прежде всего самим себе. Во-первых, насколько ребенок самостоятелен? А во-вторых, готов ли он очутиться в новой компании, отличной от одноклассников и товарищей по двору, то есть – хочет ли новых знакомств и общения?

      Если ответ на второй вопрос отрицательный (боится, чурается, чрезмерно стесняется новых людей и ему более комфортно наедине с собой), лучше оставить ребенка дома, чтобы не подвергать неокрепшую психику малыша суровым испытаниям на прочность. При случае можно проконсультироваться по этому вопросу с психологом. Возможно, дело в индивидуальных особенностях психики ребенка.

      Не менее важен правдивый ответ и на первый вопрос. Хотя, предупредим, он может быть чрезвычайно болезненным для родительского самолюбия. Ведь что такое самостоятельность малыша? Это элементарные бытовые навыки: почистить зубы, помыться, постирать носки, поменять белье, сложить вещи, прибрать за собой. Если малыш не умеет это делать без посторонней помощи — лучше поездку в лагерь отложить на год, чтобы обучить бытовым премудростям. Иначе ребенка могут поджидать неприятности, в том числе в виде насмешек и издевок сверстников.

      Если же оба ответа положительны, готовимся к поездке!

      Закрепляем результат

      Что это значит? Чтобы поддержать настрой малыша, а заодно предупредить возникновение ситуации, когда ребенок вдруг говорит: «Не поеду!», родителям нужно предпринять ряд действий, а именно:

      выбирать вместе с ребенком, в какой лагерь он поедет (большинство современных лагерей сейчас имеют свои сайты) – пусть малыш считает, что это его самостоятельное решение;

      попутно делиться с ребенком собственными впечатлениями и личным опытом пребывания в лагере (естественно, никакого негатива – только веселые истории и ненавязчивые советы);

      — попросить ребенка привезти из лагеря что-нибудь на память (поделки, фотографии) – это отвлечет его от грустных мыслей перед отъездом и дисциплинирует в самом лагере, ведь малыш станет думать, как выполнить просьбу;

      — превратить сборы и отъезд ребенка в праздник: купить обновки, давно желанную игрушку, какую-нибудь вещицу, которая может пригодиться ему в лагере, и, конечно, всячески подчеркивать, что малыша ждет множество интересных событий;

      — и главное: не показывать своих волнений, страхов и опасений – они передаются ребенку. При прощании не лить слезы, а подбодрить малыша, например так: «Ну вот, ты уже совсем взрослый. Впереди у тебя почти целый месяц самостоятельной жизни. Вот увидишь, будет весело. Приедешь – расскажешь. Мы ждем тебя!».

      incamp.ru

      Осознанное воспитание

      Вот и наступило долгожданное лето. Все родители уже заранее начинают задумываться, как же устроить каникулы своему ребенку, чтобы не тратить время зря лежа на диване и для того, чтобы у сына (дочери) остались хорошие воспоминания о лете. Немного подумав, они решают отправить свое дитя в лагерь, но тут выясняется, что сам ребенок отказывается ехать туда. Тогда родители задаются вопросом: Почему же он не хочет ехать туда? Что же делать?

      Мы попытаемся разобраться, по каким основаниям ваш ребенок не хочет ехать в лагерь, а также вы можете прочитать несколько советов, и тогда, может быть, ваше дитя поменяет решение. Лето — то время года, которое ждет каждый ребенок. Они радуются летним каникулам, теплым денькам и тому, что летом можно купаться.

      Некоторые дети сами просят своих родителей отправить на летние каникулы в лагерь, а другие совсем отказываются от этого. Эти дети чего-то боятся в лагерях, может быть, того что они не смогут найти новых друзей, а, может даже ваш ребенок слишком «домашний», и он постоянно будет скучать по дому. Эти две причины самые распространенные, по которым дети не хотят ехать туда.

      Запомните, если ваш сын (дочь) не хочет ехать в лагерь, насильно их заставлять не надо, ведь они могут подумать, что вы хотите просто от него избавиться вот таким вот образом. Вы просто должны донести до ребенка, что там ему будет хорошо, у него появятся новые друзья, объясните, что многие дети тоже едут туда в первый раз, у них не будет там друзей, и они тоже заведут их со временем. Скажите, что если ему там не понравится, вы сможете в любой момент приехать и забрать его оттуда.

      Возможно, дети не хотят ехать потому, что там нужно соблюдать режим, и ваш ребенок хотел лето провести в свободе. Может быть, они немного подумают, и сделают правильное решение. Бывает и так, что ребенок после «хорошего» отдыха приезжает недовольным, со словами «Я больше никогда не поеду туда!».

      Возможно, лагерь попался плохой, или, может быть, ваш сын или дочь не смогли влиться в новую компанию. Во второй раз ребенка в этот лагерь отправлять не стоит, лучше всего будет, если вы подыщете другой, более хороший лагерь, после которого останутся по-настоящему светлые воспоминания.

      Бывает и так, что родители так и заставляют ребенка поехать отдыхать, говоря, что там обязательно будет весело. И, все-таки, он неохотно соглашается. Но зачем насильно отправлять детей, если они сами этого не хотят? Многие взрослые думают, что это пройдет со временем, и он сам не захочет уезжать оттуда. Но если ребенок так и стоит на своем «Не поеду!», то лучше всего отказаться от этой идеи, возможно, это значит что ваш ребенок еще не готов к самостоятельности.

      Как вариант, можно поискать городские лагеря, она, как правило, есть в детских центрах, центрах развития детей, при школах и т.д. Поищите в своем городе и предложите ребенку, возможно, эта идея ему понравится больше.

      Спланируйте лето своего ребенка, что бы он не просто бездельничал, а оздоравливался и научился чему-то новому, Мможно записать его в какой-нибудь кружок или секцию, на выходных ходить всей семьей на пляж, в поход или ездить на экскурсии, заниматься с репетитором, чтобы подтянуть пробелы в его знаниях, к примеру по английскому или математике. Посмотрите, какие активности для детей предлагают развлекательные центры в вашем городе.

      В городе тоже можно провести время весело и познавательно.

      www.kraskizhizni.com

      Самая распространенная ситуация: ваш ребенок с радостью ждал своей первой поездки в лагерь, но вдруг почти перед самым отъездом заявляет, что ехать не хочет. Как быть? Ведь банальность ситуации не означает, что родители уже имеют опыт поведения в подобных случаях.

      Работать на опережение

      Готовность малыша определяется путем максимально честного и объективного тестирования двумя вопросами, которые родители должны задать прежде всего самим себе. Во-первых, насколько ребенок самостоятелен? А во-вторых, готов ли он очутиться в новой компании, отличной от одноклассников и товарищей по двору, то есть – хочет ли новых знакомств и общения?

      Не менее важен правдивый ответ и на первый вопрос. Хотя, предупредим, он может быть чрезвычайно болезненным для родительского самолюбия. Ведь что такое самостоятельность малыша? Это элементарные бытовые навыки: почистить зубы, помыться, постирать носки, поменять белье, сложить вещи, прибрать за собой. Если малыш не умеет это делать без посторонней помощи — лучше поездку в лагерь отложить на год, чтобы обучить бытовым премудростям. Иначе ребенка могут поджидать неприятности, в том числе в виде насмешек и издевок сверстников.

      Закрепляем результат

      Что это значит? Чтобы поддержать настрой малыша, а заодно предупредить возникновение ситуации, когда ребенок вдруг говорит: «Не поеду!», родителям нужно предпринять ряд действий, а именно:

      выбирать вместе с ребенком, в какой лагерь он поедет (большинство современных лагерей сейчас имеют свои сайты) – пусть малыш считает, что это его самостоятельное решение;

      попутно делиться с ребенком собственными впечатлениями и личным опытом пребывания в лагере (естественно, никакого негатива – только веселые истории и ненавязчивые советы);

      — попросить ребенка привезти из лагеря что-нибудь на память (поделки, фотографии) – это отвлечет его от грустных мыслей перед отъездом и дисциплинирует в самом лагере, ведь малыш станет думать, как выполнить просьбу;

      — превратить сборы и отъезд ребенка в праздник: купить обновки, давно желанную игрушку, какую-нибудь вещицу, которая может пригодиться ему в лагере, и, конечно, всячески подчеркивать, что малыша ждет множество интересных событий;

      — и главное: не показывать своих волнений, страхов и опасений – они передаются ребенку. При прощании не лить слезы, а подбодрить малыша, например так: «Ну вот, ты уже совсем взрослый. Впереди у тебя почти целый месяц самостоятельной жизни. Вот увидишь, будет весело. Приедешь – расскажешь. Мы ждем тебя!».

      incamp.ru

      Ребенок в лагере: спокойствие, только спокойствие!

      Лето, каникулы, детский лагерь… Почему эта цепочка слов не у всех вызывает положительные эмоции? Чего боятся дети, о чем беспокоятся родители и как справиться с этими переживаниями, чтобы отдых в лагере удался на славу? С этими вопросами Кидпассаж обратился к преподавателю, методисту, организатору и директору детских лагерей Даше Ефименко.

      – Даша, полезно ли детям отдыхать в компании сверстников?

      Дети в повседневной жизни много времени проводят в компании сверстников. И это очень важно, поскольку для детей сверстник – это тот, кто на «его волне», кто способен понять, поддержать, принять, посодействовать.

      Но общение в школе или секции со временем приобретает некую накатанную систему, рамки и привычность, вырабатывает особый стиль поведения и реакций, а поэтому не дает возможности развивать коммуникабельность, мешает ребенку понять свои особенности, социально адаптироваться вне системы. Лагерь же, напротив, содействует всему этому.

      • Общение с незнакомыми ребятами в неформальной обстановке лагеря дает возможность развивать умение знакомиться, общаться.
      • В лагере есть возможность коммуникаций со старшими людьми (вожатыми) вне рамок привычного системного поведения.
      • Лагерь – это место, где ребенка мало кто знает, что позволяет ему быть самим собой, не играть «прилежного ученика», «хулигана» или другие социальные роли; это дает прекрасную возможность проявить собственные достоинства и заработать авторитет среди сверстников.
      • Жизнь в лагере учит самостоятельности не только в бытовом отношении, но и в эмоциональном (самостоятельность принятия решений).
      • – Есть ли минусы отдыха в детских лагерях?

        Весьма сложный вопрос. Лагеря разные, дети разные, подходы к ним разные, соответственно, плюсы и минусы лагерей в каждом конкретном случае – разные.

        С точки зрения методиста, лагерь способен как мотивировать к развитию, так и демотивировать, как развивать навыки и умения, так и подавить желание к их развитию, как благоприятствовать личностному росту, так и мешать…И если о плюсах можно рассуждать в целом (о чем и написано выше), то о конкретных минусах можно говорить исключительно для каждого отдельно взятого лагеря.

        Это время знакомства и первой встречи, которые по-разному переносятся детьми, и время прощания – расставание с новыми друзьями, понимание, что отдых закончился и пора возвращаться к привычным делам.

        – Как выбрать лагерь для ребенка?

        Сейчас существует невероятное разнообразие лагерей, что, с одной стороны, дает возможность выбирать, а с другой стороны, весьма усложняет процесс принятия решения. Кроме того, немаловажный момент – это цена отдыха, на которую влияет время, место, состав сотрудников и их опыт, программа и динамика лагеря, наличие или отсутствие экскурсий, творческая составляющая и т. д.

        – Даша, что надо учесть родителям для отправки детей в летний лагерь?

        Поскольку я не только сотрудник различных лагерей, но и мать 11-летнего ребенка, дам несколько рекомендаций именно как мама.

        1. Не стоит выбирать лагерь подешевле. Относительно дешевы муниципальные лагеря, в которых работают студенты педагогических вузов, то есть – та же система, что и в школе. В таких лагерях обычно нет ни канцтоваров, ни аппаратуры, ни материалов для творчества. Кроме того, стоит задуматься о заинтересованности самого вожатого мотивировать и увлекать детей при низкой зарплате. Профессиональные тренеры и вожатые, подкованные в системе неформального образования, стоят недешево.

        – В каком возрасте отправлять ребенка в лагерь?

        На вопрос, с какого возраста отправлять ребенка в лагерь, нет однозначного ответа. Я работала в лагере, где отдыхали дети 6-10 лет, не раз организовывала лагерь для подростков летом. И за 16 лет из лагеря пожелали уехать только 2 человека. Понять, готов ли ребенок, почти невозможно, пока не попробуешь.

        – Можно ли подготовить ребенка к лагерю?

        Главная рекомендация – не надо усиленно готовить ребенка. Зачастую ребенок и так готов. Вот родитель – не всегда готов, поэтому начинает перекладывать на ребенка свои страхи, готовя к тому, чего может и не быть, вызывая при этом у ребенка лишние опасения и переживания.

        Ребенок должен понимать, что есть формат лагеря, есть порядок, под который нужно подстроиться – при таком понимании адаптация ребенка в лагере проходит успешно.

        – Как морально подготовить ребенка к поездке?

        Для ребенка поездка в лагерь – это приключение, некое рисковое предприятие. Это чувство эйфории. И если он на него соглашается, значит, он готов к поездке. Когда родитель начинает «разъяснительную работу», вкус приключения теряется, и ребенку уже не так интересно.

        Для хорошего отдыха в лагере дети должны уметь за собой ухаживать, знать, как вести себя в общественных местах и в транспорте. Напомните ребенку, что у него есть возможность завести новых друзей, весело и с пользой провести время, а как он этим воспользуется, зависит от него. Сообщите, что в случае трудностей он может обратиться к вожатым или к врачу.

        – Родителям и самим надо побороть беспокойство, связанное с отъездом ребенка.

        Чтобы не волноваться чрезмерно, научитесь доверять своему ребенку и верить в него! Не нужно также переоценивать то, что почти каждый ребенок в лагере скучает по родителям –это редко бывает сильнее, чем положительные эмоции от самостоятельного отдыха.

        Городские лагеря дневного пребывания помогают понять, насколько ребенок готов оторваться на время от родителей.

        – Стоит ли отправлять ребенка в лагерь, если он не хочет?

        Данные случаи весьма индивидуальны. Часто ребенок не хочет в лагерь, пока не сядет в поезд и не помашет маме рукой. И все – мама забыта, и ребенок удивляется, встретив ее в родительский день в лагере.

        – Трудный возраст: что дает лагерь подросткам?

        Система неформального образования не использует понятие «трудный возраст». Летние подростковые лагеря с продуманной программой и правильно подобранными методиками дают детям прекрасную возможность осознать собственную уникальность, на равных взаимодействовать с другими ребятами и вожатыми, проявить инициативу и раскрыть свои таланты, самореализоваться и самоутвердиться, развить самостоятельность и ответственность за принятие решений.

        Но поскольку подростки остро осознают оторванность от привычной системы, образа жизни и факт попадания в новую среду, им требуется особое внимание и поддержка от вожатого, правильно подобранная группа, особый подход и методика в соблюдении правил. По-моему, лагеря для подростков очень полезны, но подбирать их стоит весьма тщательно.

        Мы благодарим Дашу за полезные ответы и рекомендации, а тем родителям, которые еще не определились с выбором детского лагеря, предлагаем заглянуть в нашу коллекцию лагерей со всего мира.

        kidpassage.com

        Посторонним В. Как вести себя, если ваш ребенок уехал в лагерь

        Как правильно поступать, навещая ребенка в летнем лагере, и что точно не стоит делать волнующимся родителям, рассказывает «АиФ».

        Мало кто из родителей расслабляется, пока их дети находятся в летнем лагере. Обычно люди пребывают в перманентной тревоге, постоянно названивают своим чадам, мгновенно начинают представлять себе всякие ужасы, стоит ребенку не подойти к телефону хотя бы пару минут. А в родительский день, приехав навестить отдыхающего, и вовсе пребывают в смешанных чувствах.

        Как дожить до родительского дня и не стать невротиком? На этот вопрос отвечает семейный психолог Ольга Маховская.

        — Самое главное — дайте ребенку достаточно времени для того, чтобы он адаптировался. Реакция на полную смену обстановки может быть разной. Кто-то с радостью «вырывается на свободу», а кто-то переносит временное расставание с родителями и домом довольно болезненно. Ребенок может потерять аппетит, плохо спать (нечто похожее переживают малыши, поступая в детсад). Обычно дети проходят в лагере через три эмоциональных этапа.

        Лучше всего услышать версию не только чада, но и «арбитра». Попросите ребенка дать мобильный вожатому и поговорите с последним о том, что тревожит вашего сына или дочь. К сожалению, негативные эмоции иногда возникают из-за неграмотного поведения вожатых (если те приехали в лагерь не работать, а отдыхать).

        Общаясь с ребенком по телефону, обязательно сами спрашивайте его о том, что интересного произошло, что запомнилось. Безусловно, вопросы вроде «вкусно ли кормят?» для родителей очень важны. Но поверьте — если программа занятий-развлечений-мероприятий просто класс, то невкусная еда — это ерунда. Ну, похудеет на пару килограмм, зато приедет довольный и отдохнувший.

        Что надо и не надо делать, приехав в гости в лагерь?

        Вот какие рекомендации даёт Роспотребнадзор.

        1. Не следует приезжать в лагерь больным, с признаками желудочно-кишечного или другого инфекционного заболевания — вы можете заразить своего ребенка и других детей.

        2. Собирая угощение, помните, что для детей в лагере организовано питание, полностью возмещающее их энерготраты, обилие сладостей и сдобной выпечки только навредит ребенку. Оптимальное угощение — тщательно вымытые свежие фрукты в небольшом количестве. Медработники лагерей ежегодно отмечают подъем заболеваемости желудочно-кишечного тракта и аллергических проявлений после родительских дней.

        4. Не курите на территории лагеря, не устраивайте там шашлыки-гуляния, не бросайте мусор.

        На какие вещи в лагере стоит обратить внимание, чтобы его оценить?

        Общайтесь не только с ребенком, но и с ребятами из его отряда, с вожатыми. Погуляйте по лагерю, посмотрите, что реально там происходит. Может быть, ребенок не хочет вас расстраивать, поэтому ни слова не сказал, что в палате страшно холодно, в столовой грязные стаканы, а несколько человек из отряда травят всех остальных.

        Если у вас есть претензии к качеству услуг, не надо сразу ехать в прокуратуру. Обратитесь в администрацию и в вежливой форме потребуйте устранить недочеты и косяки. Если не найдете там понимания, фотографируйте все нарушения и составляйте заявление в Роспотребнадзор.

        www.aif.ru