Самооценка младшего школьника в психологии

В психологии самооценка ребенка – это возможность малыша самостоятельно дать объективную оценку своим способностям, навыкам, уровню поведения, потенциалу и возможностям. Конечно, оценка малышом себя самого базируется на его реальном положении в социуме и достижениях, однако и от адекватности самооценки напрямую зависит то, настолько успешным будет ребенок.

Такая особенность характера индивида закладывается в нем еще в младенчестве, приобретает определенные черты в детстве и в дальнейшем влияет на образование единой личности, его притязания, успешность в той или иной сфере, социальную адаптацию. Поэтому задача родителей не просто обеспечить малыша всем необходимым, дать ему воспитание и образование, но также и повлиять на адекватное формирование самооценки будущей личности.

Оглавление:

Самооценка у дошкольников

Собственно, формирование личности происходит лишь при условии наличия массы разных факторов, которые способствуют ее целостности. Именно к таким факторам относится и самооценка. При этом, она побуждает как взрослого человека, так и малыша соответствовать не только требуемому уровню со стороны социума, но также соответствовать своим личным субъективным представлениям об идеале. Так что адекватная самооценка у дошкольников – это не просто способ увидеть себя со стороны, как можно представить, это более глубокая детерминации и определения места своей личности как целостного субъекта.

Самооценка также играет роль центрального связывающего звена в системе осознанной саморегуляции любого индивида. Она определяет уровень активности, а также мотивационную направленность особи, ее взаимоотношения с другими индивидами, условиям, социумом в целом. Самооценка важна в образовании сложных психологических внутренних связей. Именно ее адекватный уровень позволяет любому индивиду сохранять свою неизменность вне зависимости от перемен в окружающей среде, условиях обитания и социума.

В дошкольном старшем возрасте происходит самая основная часть формирования самооценки – ребенок уже осознает себя как единственную личность, задумывается о своем положении, мотивации, месте в обществе подобных себе. Именно поэтому данный возраст больше других нуждается во внимании со стороны воспитателей и родителей, задача которых заключается в возможном оказании помощи ребенку, чтобы он мог сформировать адекватную самооценку.

Ребенок в этот период. По сути, уже учиться принимать факт собственного существования и всех условий, которые с ним сопряжены. Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

Разумеется, позитивные оценки способностей малыша и его успехов оказывают необходимое стимулирование для создания адекватной самооценки, в то время как негативные отзывы и порицание приведут к ее занижености. Вместе с тем, когда самооценка малыша в процессе формируется и приобретает более стойкие формы, она влияет также на критичность его суждений о мнении со стороны, в том числе и взрослых.

Разумеется, большое влияние на создание самооценки ребенка также играют и отношение малыша со сверстниками. Фактически ребенок учиться видеть себя самого со стороны, что достигается посредством обмена между ними своими оценочными действиями. Иными словами, развитие возможности оценки себя и личности, поступков и нормы поведения достигается благодаря тому, что малыш учится оценивать критично окружающих, а затем примерять данную оценку на себе. Разумеется, процесс оценки самого себя в значительной мере тяжелее для дошкольника, нежели критичное отношение к сверстникам. К другим детям малыш более строг и объективен, в то время как самооценка в данном возрасте не совсем адекватна и нередко склонна к завышенному уровню.

Конечно, со временем самооценка устремляется к более адекватному состоянию, ребенок учить быть более реалистом в отношении себя. Но из всего следует вывод, что для формирования нормальной самооценки ребенка очень важна его вовлеченность в то или иное занятие, а также грамотная позитивная оценка со стороны взрослого окружения.

Самооценка младшего школьника

Как уже говорилось, функция самооценки является важнейшей частью, влияющей на формирование личности в целом. Она находит свое отражение в любой области деятельности индивида, влияет на его дальнейшее развитие, уровень притязаний, мотивацию, успешность. Для того чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от жизни, то есть ощущение счастья, а также имел приспосабливаемость к преодолению трудностей, он должен обладать положительным мышлением касательно своего потенциала и своих возможностей.

Разумеется, задача родителей состоит в том, чтобы не просто дать малышу воспитание, но также и помочь ему сформировать такой тип мышления, который положительно скажется на его дальнейших успехах. Самооценка формируется в детстве и в ближайшие годы обладает своеобразной «пластичностью», в связи с этим самооценка младшего школьника наиболее существенно поддается корректировке и это тот самый период жизни, когда имеется возможность исправить возможные погрешности в этом механизме психики.

Большую часть развития ребенка занимает именно его общение со сверстниками, на что нужно обратить большое внимание. В процессе контакта с подобными себе, ребенок не только формирует стержневые навыки коммуникации, но также формируется первое понимание межличностных взаимоотношений в целом, нравственности и морали в манере поведения. Более того, стоит отметить, что своим местом в коллективе среди сверстников малыши очень дорожат. И это на самом деле не просто так, ведь психологи отмечают, что именно от успешности взаимодействия с другими детьми, во многом зависит и адекватность последующего формирования самооценки ребенка. Тем не менее. важность этого фактора не исключает необходимости участия родителей и воспитателей в правильном «взрослении» будущей личности.

Интересно также то, что формирование адекватной оценки собственной личности у каждого ребенка развивается индивидуально, однако выделить общие черты можно. В большинстве случаев такие особи обладают определенным авторитетом своих сверстников, при этом им присущ уравновешенный тип характера, наибольшая инициатива в коллективе, общительность, а также богата фантазия. Также они чаще всего обладают тягой к учебе и преуспевают в ней.

Основное направление развития самооценки в этом возрасте сводится к разделению качеств и их восприятии как отдельных элементов собственной личности. В частности, по мере учебы у детей постепенно меняется отношение к оценкам их успеваемости. С возрастом они все больше связывают их с потребностью ощущения справедливого отношения к своей личности.

Самооценка у детей и подростков

Разумеется, самооценка важна в любом возрасте, но, когда ребенок активно взрослеет, ее важность лишь возрастает. Речь идет о том, что самооценка у детей и подростков в большей степени подвержена влиянию из внешней среды, ее так же легко повредить, как и направить в положительное русло. Существуют ли в данном случае какие-то определенные признаки. Критерии, которые позволят определить степень нормы самооценки подростка? Прежде всего вы должны обратить внимание на то, способен ли ваш ребенок объективно оценить свои собственные возможности в той или иной сфере. Адекватная самооценка означает ограниченную критичность оценки, реализм в подходе. К сожалению, далеко не все родители задумываются над вопросом самооценки вообще, так что часто упускают проблемы в данной области из виду, пока не становится слишком поздно.

Как уже говорилось, в раннем возрасте на ребенка активно воздействует оценка со стороны взрослых. То же самое касается отметок их успеваемости в школе. В более старших классах, на этапе подросткового возраста, приоритет принимают на себя совершенно иные качества: ребенка интересует внешний вид, сила и ловкость, успешность среди сверстников, умение отстоять свои интересы и позиции.

В этом возрасте весьма важна поддержка со стороны взрослых. Но она должна быть не односторонней и не являться попыткой навязать ребенку правильное мнение. Это должна быть доверительные отношения, во время которых он будет ощущать внимание и уважение к его личному мнению. Не забывайте, что, оказывая какое-либо корректирующее воздействие на самооценку ребенка, стоит быть предельно осторожным. В их возрасте она обладает выраженной полярностью, то есть ребенок нередко ударяется в крайности. Так, например, у подростка-лидера зачастую наблюдается слишком высокое самомнение, а во ту менее популярных ребят – самооценка падает.

Диагностика самооценки у ребенка

Методы, с помощью которых современными специалистами осуществляется диагностика самооценки ребенка, условно делаться на малоформализованные, а также формализованные. Это деление следует одному и достаточно простому критерию – уровню изучения состояния самооценки. Так малоформализованными методами являются различные тесты, предложенные варианты опросников, психофизические техники в работе с ребенком.

Формализованные методы более объективны. Это уже конкретные выполняемые действия, точно следование инструкциям во время изучения самооценки ребенка, и все это может проходить как формально, так и в виде игры, что во многом зависит от возраста ребенка. Такие методики обладают строго заданными шаблонами анализа результатов, наиболее точными показателями, и позволяют сформировать психологический портрет пациента в наиболее сжатые сроки.

Заниженная самооценка у ребенка

Конечно, методы исследования самооценки позволяют изучить ее состояние наиболее глубоко, однако в большинстве случаев тот или иной уровень обладает своими критериями, которые заметны внешне и выражаются в поведении ребенка. К тому же, предположить определенное нарушение самооценки может ряд признаков, ставших причиной его развития.

Например, заниженная самооценка у ребенка может развиться в результате непривлекательной внешности или физических дефектов, задержки в умственном развитии, неуважительного отношения к ребенку со стороны взрослых и более старших детей, агрессия в семье или вообще неблагоприятная, неполноценная семья. Причиной также могут стать регулярные промахи и неудачи на жизненном пути.

Как повысить самооценку ребенку

Если вас беспокоит вопрос как повысить самооценку ребенку, то нужно посмотреть сначала на себя. Как уже говорилось, отношение к малышу или подростку со стороны взрослых влияет на образование его дальнейшего самоуважения.

Научитесь хвалить или порицать свое чадо за какие-то конкретные поступки, а не за те вещи, на которые он повлиять не может, вроде его внешности или каких-то других недостатков, преимуществ. Старайтесь всегда и во всем поддерживать ребенка, относится к нему с уважением. Во время каких-либо неудач обязательно помогайте, но никогда не выполняйте всю работу за него, ведь это сказывается на умении и дисциплинированности ребенка. Всегда помните, что каждое ваше слово и какой-либо момент воспитания влияет на будущее становление личности ребенка.

psytheater.com

11. Мотивация и самооценка младшего школьника.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника.

К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и т.п. Они тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе. Мотивация неуспевающих школьников специфична — она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильных мотивов, связанных с получением отметки, круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом усваивают в семье.

Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей

Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

studfiles.net

Самооценка в структуре «Я — концепции» младшего школьника

самооценка психология мотив

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности — периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условий и педагогических воздействий, складывается система отношений к миру, взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. «Я — концепция».

Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я — концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я»./8,10,32,41,52,68,70/

А. Валлон, давая оценку общему развитию личности в этот период писал, что он менее ярок и богат; в этот период деятельность и любознательность ребенка направлена во внешний мир, которая ведет личность ребенка все к большей самостоятельности./13/

В исследованиях отечественных психологов показано, что младший школьный возраст в процессе общего психического развития и самооценки в частности, идет равномерно, без скачков, кризисов. В это время происходит постепенное накопление психических качеств, «осознание своих психических свойств»/ по В.С. Мерлицу/, которые подведут ребенка к сложному моменту его развития в подростковом возрасте./38 с. 77,10,35,36,42/ Таким образом, данный период количественных и качественных усложняющихся, уточняющихся представлений о своём «Я».

В.С. Мухина писала, что на каждом возрастном этапе продолжается развитие изначальных характеристик, определяемых как «притязания на признания» своего «Я» — своего имени, своих внешних и физических данных, своей внутренней психологической сущности;

признание своей сущности как представителя пола /половая идентификация/;

сфера социального пространства, определяющая путь нравственного долга/40 с. 44-45/

В ходе социального и индивидуального развития младшего школьника, в процессе социализации, происходит понимание и оценка перечисленных выше характеристик./41/

Но появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция / самонаблюдение/ приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению./10/

Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним./41 с. 159/

Согласно общепрниятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие./34,52,68,69/ Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности/ развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать/, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой.

Д.И. Фельдштейн в рамках социального развития ребенка выделяет два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я в обществе» и «Я и общество»./52,68/

В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации.

«Я и общество» — это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъект.

Школьная жизнь наполнена оценочными отношениями. Их особенность в том, что они включены в различные виды деятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большое влияние на становление «Я — концепции» оказывает оценка результатов учебной деятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом виде деятельности складывается вся система оценочных отнощений к себе и другим людям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е. источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

В отечественной психологии у некоторых зарубежных психологов много работ, посвященных изучению становления самооценки в данном виде деятельности./5,10,15,20,8,69/ Многие авторы отмечают, что отношение к учебной деятельности и оценка своих достижений в ней, зависит от построения всего учебного процесса: от методов и приёмов обучения, от системы оценивания учащихся, от личности учителя, от требований родителей и др./8,10,15,35,96,41,70/

Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения./41/

Н.Е. Анкундинова отмечает особенность оценочной деятельности учащихся младших классов, которая состоит в том, что школьник отчетливо стремиться к переоценке своей учебной и других видов деятельности, так и отдельных качеств и свойств своей личности /5/. Данное стремление может быть вызвано тем, что младший школьник пытается получить одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям со стороны взрослых. С другой стороны, стремлением быть призванными в среде сверстников, как отмечает В.С. Мухина: «Притязание на признание у сверстников обусловлено сложными отношениями, в которых переплетаются отношения возрастной приязни к сверстнику и отношение соперничества». /41 с. 326/

Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных»

Стремление «быть лучше чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Поэтому по результатам полученных отметок, дети начинают сравнивать друг друга, тем самым обеспечивая превосходство одних над другими. В результате у одних детей появляется злорадство, а у других чувство зависти, что отражается на взаимоотношениях и как следствие — неадекватные самооценки: завышенные или заниженные. Таким образом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами./60/

Кроме того, ближайшее окружение влияет на половую идентичность. Младший школьник знает о своей половой идентичности и стремиться утвердить её в своём поведении, видах деятельности, в интересах и увлечениях. Источники половой идентификации в современном мире очень разнообразны, в которых содержатся бесконечное число знаний и смыслов, определяющих формирование психологических установок на половое развитие. Результатами данного процесса отражаются в поведении, самооценках, т.е. «Я — концепции». Вообще, идентифицируя себя с определенной группой или отдельной категорией людей, человек показывает свою значимость данной категории, связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений, так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. В младшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди, но, может быть, группа сверстников./26,40,43/ Таким образом, младший школьник и познает себя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует свою самостоятельность и уверенность в себе.

Уверенность или неуверенность в себе складывается у ребенка под влияниемоценок окружающих и результатов собственной деятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и у ребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребности является некоторый устойчивый уровень притязаний. Как показано в работах отечественных психологов, именно через сложившейся уровень притязаний, школьник каждую оценку окружающих относительно его знаний, умений, возможностей сопоставляет с собственной оценкой./10,42,54/ Соотношение самооценки и уровня притязаний дает возможность признать свои удачи, неудачи, соотнести желаемое с реальными результатами. При очень большом несоответствии между уровнем притязаний и самооценкой, школьник не осознает истинных причин своих неудач, обвиняет в этом всех, кроме себя. Это заставляет его эмоционально реагировать, т.е. наступает состояние «аффекта неадекватности»/61/ у младшего школьника, как пишет М.С. Неймарк, это состояние неустойчивое и быстро проходит, при этом пересматривается уровень притязаний, т.к. младшему школьнику необходимо чувствовать себя успешным. Чаще всего состояние аффекта неадекватности, как подчеркивает автор, вызвано первыми легкими успехами /42/

Знать уровень притязания и самооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, как ребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой он строит своё взаимодействие с ними.

От того уровня притязаний и самооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своём будущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы его нравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этом возрасте./36,40,41,50/ По мнению А.М. Прихожан: «…во временных представлениях своего «Я» сосредоточено полноценное ощущение себя во времени жизни, ощущение своего измерения, взросления.» /50 с. 86/ В работах Липкиной, Сафина, приводятся суждения детей младшего школьного возраста о своем будущем, содержание которых определяется уровнем самооценок./36,58/ Временные аспекты являются по мнению В.В. Мухиной, «более поздним образованием самосознания ребенка», но его основы закладываются именно в младшем школьном возрасте, а они обусловлены проявлением равносторонних интересов, увлечений, на которые направляется активность ребенка./41/

Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает в жизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести их требованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку, проявлять самостоятельность. В работе Е.И. Саванько, при изучении преобладания ориентации на самооценку по сравнению с оценкой, даваемую детям окружающими людьми, выяснено, что у 55% детей третьего класса идет ориентирование на самооценку./54/

Этот факт свидетельствует, что к концу младшего школьного возраста самооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения и общения, а также становится показателем качественного изменения его «Я — концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения, т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих. Кроме этого, он сам является источником оцениваия других, поэтому важно, чтобы между ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватность взаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».

studwood.ru

Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Ивенских Ирина Валентиновна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского общения. Результаты изучения самооценки младшего школьника показывают статистически значимые тенденции в развитии общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, а также ее уровня и адекватности в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского взаимодействия . Дети из полных семей выше оценивают и ценят себя, дети из неполных семей имеют более адекватную самооценку и более самокритичны.

The influence of parental communication and family structure on the self-esteem of younger pupils

The article analyzes the results of empirical research of self-assessment of junior schoolchildren depending on the family structure and characteristics of parental communication. The results of the study show statistically significant trends in the total and differential, cognitive and emotional selfesteem, as well as its level and adequacy depending on the family structure and characteristics of parental interaction . Children from full families appreciate and value themselves, children from single-parent families have a more adequate self-image and are more self-critical. Self-esteem of younger pupils is positively associated with parental cooperation, acceptance and forbearance, and negatively correlated with extreme forms of sanctions on the part of parents.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Ивенских Ирина Валентиновна,

Текст научной работы на тему «Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника»

?О.В. Суворова С.Н. Сорокоумова И.В. Ивенских

Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника

В статье анализируются результаты эмпирического исследования самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского общения. Результаты изучения самооценки младшего школьника показывают статистически значимые тенденции в развитии общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, а также ее уровня и адекватности в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского взаимодействия. Дети из полных семей выше оценивают и ценят себя, дети из неполных семей имеют более адекватную самооценку и более самокритичны.

Ключевые слова: младший школьник, самооценка младшего школьника, полная и неполная семья, родительское взаимодействие

Определение младшего школьного возраста как вершины детства Д.Б. Элькониным показывает его особую значимость в развитии личности, вступающей в отрочество. В социальной ситуации развития младшего школьника происходят радикальные изменения: расширяется сфера социальных отношений, происходит обретение определенной автономии от родительской опеки, рост самостоятельности, освоение и становление социально-нравственного поступка на основе школьных норм и правил поведения, требований учебной деятельности.

Период младшего школьного детства связывается исследователями, прежде всего, с изменением сферы самосознания: с утратой детской непосредственности в поведении и появлением опосредованного новой социальной позицией школьника, новыми смыслами отношения к деятельности, другим людям и самому себе. Младший школьный возраст обозначается как период рождения и активного развития социального Я ребенка, осознания себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений (А.К. Зиньковский, Д.И. Фельдштейн).

Самооценка рассматривается в исследованиях как центральное функциональное звено сферы самосознания [14; 19; 22].

В младшем школьном возрасте самооценка определяет скорость и качество адаптации в школьной жизни, отношение к неудачам,

а также степень трудностей целей, которые ставит перед собой ребе-Е та нок, уровень притязаний и мотивацию достижений, успешность учеб-§ ной деятельности и учебного взаимодействия, характер саморегуляции g в межличностных взаимодействиях и статус в классе, служит ориентировочной основой социально-нравственного поведения и поступка (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, Р. Бернс, S. Harter). Воздействие самооценки на направление и уровень активности младшего школьника можно рассматривать как механизм ее влияния на успешность учебной деятельности и межличностные отношения ребенка [21].

Оценочный компонент Я младшего школьника развивается в направлении дифференциации и интеграции представлений ребенка о себе [30], представления о собственных физических, интеллектуальных и личностных качествах становятся более точными, полными и обобщенными [2; 8; 9; 11; 32].

В период младшего школьного детства стоит задача формирования дифференцированной и целостной, адекватной и устойчивой самооценки как основы успешного развития личностной рефлексии и идентичности в подростковом возрасте. Исследователи отмечают особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от адекватности и уровня самооценки: активность, находчивость и общительность детей с адекватной самооценкой, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость детей с заниженной самооценкой [1; 12; 13].

Самооценка детей развивается под влиянием таких факторов, как оценка значимого взрослого, а также собственной деятельности ребенка [3]. В большинстве исследований самосознания младших школьников рассматривается роль оценочной деятельности учителя как фактор становления самооценки детей [2; 8; 9; 16].

В меньшей степени исследуется детско-родительское взаимодействие как основа самооценки ребенка. Тем не менее, семья как ведущий институт социализации ребенка сохраняет свое определяющее влияние на развитие самосознания младшего школьника. Исследователи отмечают влияние детско-родительского взаимодействия (Р. Бернс, А.Я. Варга, А.И. Захаров, В.М. Минияров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.) и структуры семьи (А.Б. Орлов, В.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис и др.) на развитие личности и самосознания ребенка. Ученые подчеркивают влияние характеристик родительского взаимодействия, прежде всего, на адекватность и стабильность самооценки в период детства [2; 12; 13; 19; 28-33].

Механизмы влияния взаимодействия близких взрослых на самоо- | ё ценку ребенка — это идентификация с родителями, интериоризация § ^ родительских оценок, стимулирующее или сдерживающее воздействие 5 ° на активность ребенка [25; 28-30].

Адекватность и стабильность самооценки детей и подростков пока- 2 д

зывают зависимость от детско-родительской коммуникации [27; 32; 33]. о ^ Современные исследования показывают связь самооценки младшего чю школьника с типом привязанности в отношениях с матерью [4; 5]; с осо- с бенностями эмоционального взаимодействия родителей и родительским принятием [7; 17; 20; 28; 30]; с эмоциональной поддержкой и солидарностью в семье [6; 10; 15; 18; 29].

Исследования влияния неполной семьи на развитие личности младшего школьника немногочисленны, однако в них подчеркивается влияние неполной семьи на неблагополучие ребенка через систему складывающихся в ней взаимодействий, а также искаженной ролевой структуры [23; 24].

Проблема влияния структуры семьи и родительского общения с младшими школьниками актуальна для повышения воспитательной компетентности родителей, а также для определения стратегий психологической работы с дисфункциональной семьей.

Мы полагаем, что структура семьи и характеристики взаимодействия родителей с ребенком оказывают существенное влияние на развитие самооценки младшего школьника.

Целью эмпирического исследования явилось изучение самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и родительского общения.

Использовались методики: шкала оценки своей компетентности С. Хартер; методика «Какой Я» О.С. Богдановой; опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; опросник для родителей «Взаимодействие родитель -ребенок» И.М. Марковской.

Выборка составила 67 детей младшего школьного возраста и 67 родителей, преимущественно матерей младших школьников.

Исследование самооценки младшего школьника в зависимости от структуры семьи (полная/неполная) представлено в табл. 1.

Мы видим, что младшие школьники из неполных семей демонстрируют более низкие средние значения по всем шкалам.

Шкала оценки своей компетентности С. Хартер показывает устойчивую однонаправленную тенденцию различий в самооценке детей из полных и неполных семей. Показатели самооценки младших школьников из неполных семей по сравнению с детьми из полных семей

стабильно ниже по всем шкалам. Исключением является самооценка отрицательных качеств (2,20/1,33). Наиболее выраженные статистически значимые различия по и-критерию Манна-Уитни наблюдаются по шкалам компетентность в общении (151,500, р < 0,018); по шкале общего самопринятия (113,500, р < 0,002); по шкале самооценки отрицательных качеств (161,500, р < 0,022).

Самооценка младшего школьника в зависимости от структуры семьи (в средних значениях)

Методики и шкалы изучения самооценки Самооценка детей из неполных семей Самооценка детей из полных семей

Шкалы оценки своей компетентности С. Хартер

Шкала познавательной компетентности 19,90 4,40 21,52 4,70

Шкала компетентности в общении со сверстниками 19,00 5,51 23,07 3,83

Шкала компетентности во внеурочной деятельности 22,40 3,09 23,92 2,98

Шкала общего самопринятия 16,40 3,86 21,17 3,77

Методика «Какой Я» О.С. Богдановой

Шкала самооценки положительных качеств 5,90 2,92 7,28 2,40

Шкала самооценки отрицательных качеств 2,20 1,68 1,33 2,16

Мы видим, что дети из полных семей стабильно выше ценят и более позитивно оценивают себя. Если показатели самооценки детей из полных семей находятся в зоне средне-высоких и высоких значений, то показатели самооценки детей из неполных семей находятся в зоне средней самооценки, за исключением шкалы компетентности во внеурочной деятельности.

Методика «Какой Я» в модификации О.С. Богдановой показывает, что дети из неполных семей по сравнению с детьми из полных семей выбирают меньше положительных (5,9/7,28) и больше отрицательных качеств (2,2/1,33) для самоописания, что свидетельствует о завышенной самооценке, ближе к адекватной. В свою очередь дети из полных семей,

выбирая положительные и отрицательные качества асимметрично, имеют завышенную самооценку, которая выявляется при выборе положительных качеств больше шести из предложенного списка и выборе отрицательных качеств меньше трех, так же из предложенного списка.

Процентное распределение уровня самооценки младшего школьника в зависимости от структуры семьи — полной или неполной — представлено в табл. 2, 3.

Влияние структуры семьи на уровень самооценки младшего школьника (методика С. Хартер)

Частоты / проценты Уровни самооценки

Тип семьи Средний Средне-высокий Высокий Итого

Неполная Частота 3 6 1 10

семья % 30,0 60,0 10,0 100,0

Полная Частота 4 31 22 57

семья % 7,0 54,4 38,6 100,0

Итого Частота 7 37 23 67

% 10,4 55,2 34,3 100,0

Резюмируя приведенные данные, можно сказать, что наличие средне-высокой самооценки у детей из неполных и полных семей в процентном соотношении примерно одинаковое (60,0/54,4%). Однако у детей из неполных семей процентные показатели средней самооценки значительно выше, чем у детей из полных семей (30,0/7,0%), в то время как высокая самооценка чаще проявляется у детей из полных семей, чем из не полных (38,6/10,0%). Различия статистически значимы по Хи-ква-драт-критерию Пирсона на уровне достоверности р < 0,03.

Из таблицы 3 мы видим, что лишь одна треть младших школьников из полных семей имеют адекватную самооценку (24,6%), у большей части детей преобладает завышенная самооценка (75,4%). Различия статистически значимы по Хи-квадрат-критерию Пирсона на уровне достоверности р < 0,03.

Подводя итог можно отметить, что в процентном соотношении у детей из полных семей наличие завышенной самооценки проявляется более ярко, чем у детей из неполных семей (75,4/50,0%). Это, в свою очередь, может показывать наличие у большинства детей из неполных

семей более критического самоотношения. В то время как дети из полных семей более снисходительны в оценивании своих сил и возможностей, позитивных и негативных личностных черт, что в свою очередь, согласуется с особенностями их самоприятия и самооценкой компетентности в общении: они более уверенны в себе, в правильности своего поведения, в своей социальной успешности и статусе.

Влияние структуры семьи на уровень самооценки младшего школьника (методика О.С. Богдановой)

Тип семьи Частоты / проценты Уровни самооценки Итого

Неполная Частота 5 5 10

Полная Частота 14 43 57

Итого Частота 19 48 67

Далее проанализируем результаты изучения взаимосвязанности изучаемых шкал самооценки и характеристик родительского взаимодействия.

Самооценка младшими школьниками собственной познавательной компетентности (шкала оценки своей компетентности С. Хартер) показывает отрицательные связи как с чрезмерным, так и с недостаточным проявлением санкций со стороны родителей (г = -0,280, р < 0,05 / г = -0,252, р < 0,05). Самооценки ребенка растет по мере тенденции родительских предпочтений в нем детских качеств и воспитательной неуверенности родителя (г = 0,243, р < 0,05 / г = 0,250, р < 0,05).

Познавательная компетентность младших школьников имеет положительную тенденцию к росту при наличии удовлетворенности отношениями ребенка с родителем, наличие воспитательной конфронтации в семье имеет обратное влияние (г = 0,246,р < 0,05; г = -0,296, р < 0,05).

Самооценка младшего школьника по шкале «компетентность в общении со сверстниками» растет при наличии гиперпротекции (г = 0,254, р < 0,05), потворствования (г = 0,245, р < 0,05) и недостаточности требований (г = 0,289, р < 0,05). На компетентность детей в общении

со сверстниками отрицательное влияние оказывает чрезмерность роди- | ^ тельских санкций (г = -0,320, р < 0,01). о ^

Самооценка ребенка по шкале «компетентность в общении со свер- 5 °

стниками» максимально продуктивна при наличии сотрудничества ^ -ё

(г = 0,337, р < 0,01) и принятии ребенка родителем (г = 0,340, р < 0,01), 2 д

поскольку наличие позитивного взаимодействия и эмоциональной связи о ^ между детьми и родителями определяет весь характер детско-родитель- ч ю ских отношений. с

Компетентность во внеурочной деятельности ребенка положительно связана с гиперпротекцией родителей (г = 0,248, р < 0,05). В свою очередь чрезмерность санкций блокирует любое проявление активности ребенка во внешней деятельности (г = -0,329, р < 0,01). Наличие воспитательной конфронтации в семье играет отрицательную роль в формировании самооценки ребенка по шкале «компетентность во внеурочной деятельности», ведь конфронтация порождает разногласия (г = -0,282, р < 0,05).

Шкала общего самопринятия подвержена наиболее выраженному влиянию со стороны родителей: гиперпротекция повышает самопринятие ребенка, а гипопротекция, напротив, его снижает (г = 0,312, р < 0,01 / г = -0,305, р < 0,05), что свидетельствует о связи самопринятия и чувства защищенности ребенка родительским вниманием. Так же отрицательно на самопринятие ребенка влияет чрезмерность требований, запретов и санкций (г = -0,293, р < 0,05 / г = — 0,398,р < 0,01). Вероятность развития самопринятия ребенком себя возрастает при недостаточности требований-запретов, отсутствии родительского давления (г = 0,278, р < 0,05) и, особенно, при предпочтении родителями детских качеств ребенка и воспитательной неуверенности родителей (г = 0,413, р < 0,01 / г = 0,254, р < 0,05).

Принятие ребенка родителем (г = 0,299, р < 0,05), сотрудничество (г = 0,354,р < 0,01), тревожность за ребенка (г = 0,327,р < 0,01), а так же удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (г = 0,281, р < 0,05) показывает наличие значимых взаимосвязей с самопринятием ребенка. В свою очередь воспитательная конфронтация в семье (г = -0,507, р < 0,01) отрицательно и значимо сказывается на детском самопринятии.

Исследование взаимосвязей по шкалам самооценки (шкалы положительных и отрицательных самооценок О.С. Богдановой) и характеристиками родительского взаимодействия показывает следующее.

Положительный «образ Я» ребенка отрицательно связан с расширением сферы родительских чувств (г = -0,287, р < 0,05) и эффективно складывается при наличии сотрудничества (г = 0,304, р < 0,05) и удовлетворенности отношениями ребенка с родителем (г = 0,260, р < 0,05).

?5 ^ Присутствие воспитательной конфронтации в семье (г = -0,315, р < 0,01) негативно сказывается на положительном «образе Я».

В свою очередь отрицательный «образ Я» младшего школьника

Ета с наибольшей вероятностью формируется при неразвитости и недиффе-

§ ренцированности родительских чувств, отсутствии культуры самовыражения у родителей (г = 0,342, р < 0,01).

с Отрицательный «образ Я» младшего школьника связан обратной

зависимостью с наличием требовательности со стороны родителей (г = -0,305, р < 0,05) и удовлетворенности отношениями с ребенком (г = -0,359, р < 0,01). Данные факторы родительского взаимодействия минимизируют отрицательные самоописания у ребенка.

Таким образом, наше исследование показало, что самооценка младшего школьника зависит от структуры семьи и особенностей родительского взаимодействия.

Выявлена устойчивая однонаправленная тенденция различий в самооценке младших школьников в зависимости от структуры семьи: дети из полных семей имеют более высокие показатели по всем шкалам общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, чем дети из неполных семей. Статистически значимые различия наблюдаются по шкалам компетентность в общении, по шкале общего самопринятия и по шкале самооценки отрицательных качеств.

Статистически значимые различия выявлены в уровне и адекватности самооценки младших школьников из полных и неполных семей. Если у детей из неполных семей преобладает средняя и средне-высокая самооценка, то у детей из полных семей преобладает средне-высокая и высокая самооценка. Половина младших школьников имеет адекватную и половина завышенную самооценку, четверть детей из полных семей показывает адекватную, три четверти — завышенную самооценку. Дети из полных семей выше и позитивнее оценивают себя, демонстрируют высокий уровень глобального самоуважения, дети из неполных семей более адекватны в самооценке и критичны по отношению к себе.

Выявлены корреляционные связи характеристик родительского взаимодействия и изучаемых аспектов самооценки младшего школьника.

Показатели самооценки младшего школьника обнаруживают сопряженность с такими характеристиками родительского взаимодействия, как сотрудничество, принятие, гиперпротекция, предпочтение в ребенке детских качеств, снисходительность, удовлетворенность отношениями с ребенком. Напротив, позитивное самоотношение и самооценка ребенка снижается под влиянием чрезмерного и недостаточного проявления санкций со стороны родителей, воспитательной конфронтации в семье, расширения сферы родительских чувств и отсутствия культуры самовыражения у родителей.

Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М., 2013.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1986.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., 2008.

Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.

Бурменская В.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202-207. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. . канд. психол. наук. М., 1986.

Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1. С. 13-26. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. 2005. № 3. С. 13-16.

Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумо-ва С.Н. и др. Н. Новгород, 2012. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1999. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И. и др. Н. Новгород, 2012.

Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших школьников. Н. Новгород, 1999.

Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. 2005. № 3. С. 93-98.

Сорокоумова С.Н., Ларионова С.О. Профилактика девиантного поведения у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. М., 2015.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 22.11.2016).

21. Феннел М. Как повысить самооценку. М., 2005. § g 22. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. ™ ^ 23. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2005. g ^ 24. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз о и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов.

s 25. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E. Patterns of attachment: A psycho-

id logical study of the strange situation. Hillsdale, NJ, 1978.

26. Armsden G.C., Greenberg M.T. The inventory of parent and peer attachment// College of Health and Human Development / M.T. Greenberg (ed.). Pennsylvania State University, University Park, PA. 1989. Pp. 13-27.

27. Bandura A. Social learning and personality development. N.Y., 1969.

28. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Encyclopedia of Adolescence / J. Brock-Gann. R.M. Lerner, A.C. Peterson (eds). Vol. 2. N.Y., 1991.

29. Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco, 1967.

cyberleninka.ru

Особенности самооценки младшего школьника

Самооценка младшего школьника — это важная составляющая его формирующейся личности. Ее уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

Что такое самооценка ребенка

Самооценка ребенка — это восприятие дошкольником своих качеств, своего характера и личности. Она отражает его мнение о себе как о человеке. В раннем детстве ребенок оценивает прежде всего свои физические возможности и внешность. Становясь старше, он обращает внимание на свои практические навыки и начинает осознавать ценность моральных качеств.

Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте начинают оказывать мощное влияние на все поступки ребенка, на его отношение с учителями, родителями или с другими детьми.

Огромное влияние на самооценку у ребенка оказывает отношение окружающих к нему, то есть мнение детей и взрослых относительно его поступков, умения делать те или иные вещи, выражать свои эмоции, подчиняться конкретным нормам поведения.

Ребенком должен быть освоен навык соотносить и координировать собственные желания и намерения с планами и возможностями других людей, находить общий язык с ними, предвидеть их оценку его действий, мотивов и проявлений эмоций. Для характеристики самооценки детей дошкольного возраста ключевым является влияние деятельности, которая становится для них основной. Такая ведущая деятельность напрямую связана с теми успехами, которые ребенок сможет показать в школе. Необходимо учить ребенка контролировать свое поведение, поскольку без самоконтроля невозможна здравая и адекватная оценка своей личности. На каждом этапе своей работы дети должны сохранять внимание, аккуратность и терпение. Развитие этих качеств незамедлительно дает положительные результаты, которые, в свою очередь, становится залогом прочной положительной детской самооценки.

Как формируется самооценка младших школьников

Развитию самооценки в младшем школьном возрасте нужно уделять большое внимание. Соответствующие мероприятия должны проходить в классе регулярно. Дети, которые еще не достигли возраста 7 лет, не в состоянии осознанно формировать оценку личности. Они мыслят образами. У детей дошкольного возраста формируется лишь осознанный интерес к самооценке.

Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит постепенно и имеет свои особые черты. Впервые попав в школьную среду, дети стремятся разделить своих одноклассников на группы. Мысленно они называют одних хорошими, а других плохими, одних слабыми, а других сильными. Иерархия в детском коллективе может формироваться необыкновенно быстро. Уже через 3-4 месяца в классе на первом году обучения достаточно четко распределены все роли. Однако со временем школьные успехи и достижения меняют социальные роли и иерархические связи в детском коллективе. На самооценку ребенка начинают сильно влиять замечания педагогов и оценки за выполненные задания. Школьник постоянно сравнивает себя с другими детьми. Когда сверстники или старшее поколение стремятся поддерживать такое сравнение, ребенок начинает воспринимать его как основной инструмент самооценки, какая бы она ни была.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает свои первые оценки. Младшие школьники, у которых неустойчивая самооценка зачастую занижена, нелегко смиряются с невысокими баллами, полученными за домашнее задание или ответ у доски. Внутренне они не соглашаются с такой оценкой их деятельности и нередко создают конфликтные ситуации. Однако конфликты только усугубляют ситуацию. Эмоциональное напряжение нарастает, волнение усиливается, ребенок приходит в растерянность.

Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  • Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  • Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  • Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.
  • Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

    Низкая самооценка у ребенка

    Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой ребенок имеет драматический опыт тяжелых семейных обстоятельств. Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и постоянном стрессе. Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

    Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

    Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

    Завышенная самооценка у ребенка

    Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.

    Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.

    Коррекция самооценки младшего школьника

    Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

    Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

    Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

    Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

    Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

    Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

    Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

    Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

    Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

    Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

    Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

    Особенности самооценки подростка

    Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

    У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

    Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

    Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

    Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

    mypsihologiya.ru