Отношение к женщинам в христианстве

Женщина в христианстве. Человек второго сорта?

Любая религия стоит на своих столпах-догмах, запрещающих логический анализ «божественных откровений». Тем не менее, чем более прогрессивным становится человечество, развиваясь технически и удаляясь от религии, тем больше становится вероятность возникновения различных теорий и поисков логических несоответствий в святых текстах. Чтобы убедиться в этом, не нужно далеко ходить за примерами: горячие дебаты вызывает отношение к женщинам в религиозных манускриптах. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты отношения к женщинам в одной из крупнейших мировых религий — христианстве.

Женщина в христианстве

Религиозное принижение женских прав связано во многом с социально-экономическими факторами. Исторически, во времена матриархата, женщина была главой семьи, пользовалась ее безоговорочным уважением. В те времена женский труд – собирательство – зачастую являлся более продуктивным, чем охота. Не случайно античная мифология воспевала женщин – Деметру, Латону, Исиду и многих других. Но с развитием производства и разделения труда в первобытном обществе женщина теряет свое доминирующее положение.

Надо сказать, что христианство проигрывает битву за толерантность и равноправие. Происхождение «из ребра» послужило основой для многочисленных нападок на представительниц прекрасного пола. Библия прямо говорит о том, что Бог вдохнул в Адама бессмертную душу, зато никаких упоминаний о душе Евы в писании нет.

Вопрос, есть ли у женщин душа, вызвал настоящие религиозные битвы среди духовенства. Многие из его представителей даже начали сомневаться в том, является ли женщина человеком. В 585 г. н.э., Маконский церковный собор поднял этот вопрос, и после долгих обсуждений большинством всего в один голос официально признали, что все-таки женщина имеет некое подобие души, хотя и является существом более низкого порядка. Это воистину «героическое» признание стало возможным благодаря той части Писания, где говорится, что Сын Божий Иисус Христос был в то же время сыном человека – Марии. Впрочем, это никак не повлияло на потребительское отношение к женщине в Европе и остальном христианском мире. Книга Притчей Соломона объявляла женщину сосудом греха, источником искушения, давая продолжение развитию неравенства и угнетения.

Занимательно, что даже имя Ева в Священном писании не мелькает. Каноны утверждают, что первыми людьми на земле были Адам и его жена. Имя Ева – имеющее древнееврейские корни – женщина получает уже после изгнания из Рая. И стоит ли после этого заикаться о равенстве?

Посмотрим на двенадцать апостолов, окружающих Иисуса. Нет среди них ни одной женщины. Все божественное долгое время считалось чуждым, чужеродным для прекрасного пола. Роль женщины определялась патриархальным строем общества – «терпи и молчи». Жена должна быть послушной и трудолюбивой. Женщина в христианстве была дополнением к мужчине – ведь негоже ему быть одиноким. Так что сделал Бог ему помощника. Еще раз отметим, не ровню, которой была Лилит. И которую предпочли забыть, вычеркнуть со страниц, причислить к демонам.

Многие известные личности позволяли себе довольно резко высказываться о женщинах. Так, Тертуллиан, один из отцов раннего христианства, довольно лестно обращался к дамам: «Вы – врата дьявола, вы – открыватели запретного древа, первые нарушители божественного закона». Он обвинял женщин в совращении того, кого опасался атаковать сам дьявол, и тем самым в разрушении человека как образа Божьего. Клименту Александрийскому становилось «стыдно», когда он размышлял женской природе. Григорий Чудотворец утверждал, что женщина не может быть «чистой» душой, да и в целом только один из тысячи может оказаться таким. Образ женщины дополняет голос как шипение змеи, яд кобры и злоба дракона. Святой Бонавентура был уверен, что женщина – как скорпион, и вторил ему святой Киприан, веря в то, что женщина – дьявольский инструмент по захвату душ. Монахи Средневековья избегали даже женской тени, чтобы не осквернить себя и душу свою.

Религиозная христианская философия Средних веков однозначно и крайне жестко указывает женщине на ее место — похотливой и нечистой твари. Именно христианская традиция принесла женоненавистничество, связанное с гипотетическими колдовскими способностями женского рода. До XIII века Ева была главным виновником грехопадения, а вот идея женских связей с дьяволом распространилась по Европе в XIII — XIV веках. Средневековые мыслители полагали, что женщина из-за своей сексуальности представляет опасность для мужчин.

Таким образом, Абеляр осудил женщину за то, что она вводит в искушение — как некогда Ева вынудила Адама согрешить, так и дочери ее стали поступать во веки веков. Женщина в христианстве долгое время воспринималась как существо несовершенное. Женщина в христианстве — человек второго сорта. Суровые законы древнего мира поработили женщин, приведя к полному беззаконию в их отношении. Женщинам вменялось в обязанность помнить, что не муж от жены, а жена от мужа.

Папа Иннокентий VIII в 1484 году подписал буллу, дающую карт-бланш на охоту на ведьм. Надо ли упоминать, что от подозреваемых бедняжек просто выбивались признания, без зазрения совести применяя пытки. «Виновные» предавались аутодафе. Европа осветилась огнем костров инквизиции. В обвинительных приговорах то и дело звучало, что ведьма была «дьявольски» привлекательна. Спустя три года был издан «Молот ведьм», превратившийся в настольную книгу инквизитора, а их пыточный арсенал заметно расширился.

На первый взгляд несколько иного отношения женщины были удостоены в католицизме, в котором особо почитали Деву Марию, мать Иисуса Христа. Ватикан придерживался догм, которых не было в протестантизме и православии, например, о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и о ее телесном вознесении после смерти (1950). Кроме того в марте 1987 года была опубликована энциклика Папы Римского Иоанна Павла II «Матерь Искупителя», где образ Марии был назван идеалом истинной женственности. Любопытно, что доминиканские монахи XIII — XIV веков видели и воспевали в образе Девы Марии послушание и смирение.

По мнению экспертов в последние десятилетия католическая церковь очень часто делает заявления, что статус женщин сегодня не соответствуют требованиям справедливости. Тем не менее, некоторые радикальные богословы обращают внимание на несоответствие между словами Церкви и той ролью, которую церковь на самом деле определяет женщинам. В частности это относится к давно обсуждаемому вопросу о праве женщин носить сан. В этом пункте католическая церковь стоит на том, что женщина не может быть священником, так как ни Писание, ни теология не дают оснований для изменения существующей традиции. Один из главных аргументов – это всё то же отсутствие женщины среди апостолов. А еще Церковь полагает священника заместителем Христа, а поскольку он был на Земле в мужском обличье, то негоже женщине выполнять эту роль.

Сейчас, когда позиция церкви слабее, а движение феминизма, напротив, набирает силу, церковь начинает искать пути к отступлению, предлагая новую интерпретацию Библии. В результате вина за первородный грех делится поровну между Адамом и Евой в настоящее время. Говорится, что и женщина была создана по образу и подобию Бога и наделена теми же стремлениями и возможностями, как и мужчины, что жена должна уважать мужа не из страха, но из любви и желания не обидеть.

magicjournal.ru

Женщина в христианстве и исламе

Немного достоинств отводит женщинам и Христианство. Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема.

Любопытно, что в этой библейской драме Ева представляется более активной, жаждущей знания стороной. Адам же, напротив, скорее пассивное и наивное существо. В Талмуде говорится: «Вначале змей хотел обратиться к мужчине, но потом подумал: «С Адамом говорить бесполезно, он просто глиняная колода, лучше я заговорю с женщиной, она податливей, любопытней и все хочет знать…»

Так что же именно хотела «знать» Ева? «Знание» и «познание» в еврейском языке (также как и в древнесемитском и в древнеиндийском) означают «зачатие», «сотворение». Выходит, женщина хотела проникнуть в божественную тайну, уподобиться Творцу, а заодно накормила запретным плодом и мужчину, пробудив в нем желание, потребность в любви. Миф видит в этом проклятие человечества, поскольку никто не может уподобиться Богу, но в результате проклята была только женщина. Согласно патриархальной доктрине о природе и происхождении женщины, исключительно ей приписываются все опасности и все зло, которое патриархат связывает с сексуальностью. По этому поводу К.Миллетт пишет: «Патриархатная религия и этика связывают женщину и секс в одно, как если бы вся тяжесть ответственности и позора, которые, по патриархатным понятиям, сопровождают секс, лежала исключительно на совести женщины. Тем самым секс, воспринимаемый как нечистый, греховный и истощающий, имеет отношение только к женщине, мужская же идентичность оказывается человеческой, а не сексуальной» (К.Миллетт, 1994; 168).

Таким образом, женщина стала «носящей проклятье», причиной всех человеческих страданий и потому «надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы». Приговор, вынесенный Еве, по мнению К.Миллетт, носит политический характер и является блестящим «объяснением» униженного положения женщин, становясь самым веским аргументом патриархатной традиции на Западе, в соответствие с которой мужчина господствует над женщиной и в семейной, и в общественной жизни (К.Миллетт, 1994). Миф о грехопадении свергает с престола богиню «великую мать», низводя ее в зависимое подчиненное положение. Иными словами, после всемирно-исторического поражения матриархата женщина в лице Евы по выражению М.Лютера становится «блудницей чертовой».

Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что «в женщине — начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть», а также «не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное». (Очень важный и принципиальный, на наш взгляд, момент — снятие с Адама ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала.) А посему наставление апостола мужчинам гласит: «жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»; «и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1-е Коринф). Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: «Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?» — звучит довольно уничижающе. А вывод напрашивается сам собой — женщине никогда не быть достойной милости Бога. Возможно, именно поэтому и среди ближайших учеников Христа — его 12 апостолов — не оказалось ни одной женщины.

На протяжении двух тысячелетий отцы святой Церкви всячески кляли женщину, культивируя в ней чувство вины за нарушение божеского закона, за совращение человека, созданного по образу и подобию Божию. Выходит, мужчина — человек, а женщина — отступница, не человек и все божественное ей изначально чуждо. О каком же равенстве перед Богом в таком случае может идти речь.

Многие христианские святые также давали себе полную волю, благочестиво порицая и браня женский пол. Так, святой Иероним называл женщину «вратами дьявола и стезей беззакония». Она — «скорпион, всегда готовый ужалить», согласно Святому Бонавентуре; «орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами», согласно святому Сципиону, и «яд аспида, злоба дракона», согласно святому Григорию Великому.

Обращаясь к Домострою, книге, «которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», можно четко представить образ типичной православной женщины, которая, если и не достойна почитания, то, во всяком случае, и не навлекает на себя осуждение. Итак, как гласит Домострой, православных женщин надлежит воспитывать в строгости, дабы сохранить их от «бед телесных». Девственность — важнейшее достояние незамужней девушки, а потому величайший наказ родичу: «если отдашь дочь свою беспорочную, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься, никогда не сердясь на нее». Следует заметить, что в православной России, также как и во всяком патриархатном обществе девственность женщины являлась таинственным благом, поскольку олицетворяла собой нетронутую собственность. А как уже упоминалось выше, женщина в Христианстве трактуется как создание, предназначенное для мужчины, поэтому общество, принимая исключительно мужскую сторону, защищало интересы собственности.

По наставлению Домостроя женам надлежит быть добрыми и послушными, трудолюбивыми и молчаливыми. Удел женщины — беспрестанная работа по дому («и не угаснет светильник ее всю ночь»), тогда как мужу беспокоиться о доме не полагается. В то же время в обязанности мужчин вменяется учить свою жену, «как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделие всякое знать, и слуг учить и самой трудиться». Как видно, в православной традиции мужчина является не только «господином жены своей», но и ее учителем, духовным наставником, своеобразным посредником между Богом и женщиной: «…жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж наказывает, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению…» По словам В.С.Соловьева: «…женщина видит в своем избраннике спасителя, который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни» (цитировано по О.В.Рябов, 1997; 12). Понятно, что подобные представления о женщине нельзя не назвать дискриминационным. Победа Бога-отца, о котором повествует Библия, привела к торжеству патриархального образа мыслей.

На первый взгляд несколько иного отношения удостоилась женщина в католицизме, где, как известно, особо чтят Деву Марию — мать Иисуса Христа. Именно в Ватикане были провозглашены отсутствующие в православии и протестантизме догматы: в 1854 году — о непорочном зачатии Девы Марии, в 1950 году — о ее телесном вознесении после смерти. Кроме того, в марте 1987 года была обнародована шестая по счету энциклика папы Иоанна Павла II «Матерь Искупителя». В ней, как и некогда на полотнах знаменитых живописцев, образ Марии предстает как идеал истинной женственности, наделяясь эпитетами «блаженная», «ласковая» и т.п. Любопытно, что еще в XIII — XIV веках доминиканские монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христианским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала, без которого женщина не может обрести смысл своего бытия, сообщаемый ей мужчиной (О.В.Рябов, 1997). В свою очередь Иоанн Павел II также подчеркивает послушание и безропотную веру, с которой Мария приняла свое предназначение, отвечая в сцене Благовещения: «Се раба Господня. Да будет мне по слову Твоему» (цитировано по О.В.Рябов, 1997; 13). Современные женщины, по словам энциклики, «взирая на Марию, открывают в ней секрет достойного переживания своей женственности и подлинной самореализации» (Ф.Овсиенко, 1988; 18), которые по канонам христианства соотносимы с такими модусами смирения, как преданность, жертвенность, терпение, покорность.

Как отмечают специалисты, в последние десятилетия руководство католической церкви весьма часто выступает с заявлениями о том, что положение женщин в современном мире не отвечает требованиям справедливости. Однако и отдельные радикально настроенные теологи, и люди неверующие давно обращают внимание на несоответствие между этими церковными декларациями и той ролью, которую церковь в действительности отводит женщинам. В частности это касается давно дискутируемого вопроса о предоставлении женщинам права быть священнослужителями (Ф.Овсиенко, 1988). В решении данного вопроса позиция католической церкви такова: женщина не может выполнять роль духовного наставника, поскольку ни священное писание, ни теология не дают оснований изменить существующую традицию. Важнейшим аргументом против служит тот факт, что Христос ни одну женщину не включил в число 12 своих ближайших учеников. К тому же, священник, в понимании церкви, выступает как заместитель Христа (а он, как известно, воочеловечился в мужском облике) поэтому женщине выполнять эту роль недопустимо.

Основной сферой религиозной деятельности женщин по католическим представлениям выступает семья — «домашняя церковь», а также дело воспитания детей в религиозном духе, тогда как «мирские» общественные занятия женщин объявляются излишними, второстепенными.

Таким образом, Мария является, прежде всего, воплощением материнства, терпения и страдания, а культ Девы Марии — символом пассивного христианства, который не ведет к изменению несправедливых социальных отношений, олицетворяя собой образ смирения.

Как видно из представленного анализа, в христианстве женщине отводится далеко не возвышенная общественная роль, она попадает в подчиненное положение, ее отодвигают в тень и лишают права быть духовным пастырем заблудшего человечества. Однако в этих мировых религиях разработки о статусе женщины обозначены только в общих чертах, чего, например, нельзя сказать об исламе, где данному вопросу уделяется особое внимание.

Ислам практически узаконил бесправное положение женщины в мусульманских обществах, ее полнейшую моральную и экономическую зависимость от мужчины. Так, согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен (сура 4, аят 38). Если в доме отца на женщину смотрели, как на лишнего человека, и жаждали только случая избавиться от нее путем выгодной продажи, то в доме мужа, как утверждают данные историко-культурных исследований, она фактически находилась на положении бессловесной скотины, домашней утвари, которая рассматривалась как рабочая сила, способная рожать детей (Л.И.Шайдуллина, 1978).

Любопытно, что закрепленный Кораном обычай многоженства мусульманские легенды объясняют весьма торжественно и красиво. Рассказывают, например, что сам пророк позволял себе многоженство исключительно из чувства сострадания к женщинам, оставшимся без попечения мужа, погибшего за веру в Аллаха. Однако в реальности покупка очередной жены служила своего рода официальной демонстрацией богатства и социального статуса мужчины. Не случайно Коран трактует брак как торговую сделку купца, покупающего товар, где продавцами являлись родственники невесты, покупателем — жених, а невеста — объектом купли-продажи, т.е. покупкой, к которой вполне естественно предъявлялись требования как к товару на рынке: чтобы он был без изъяна и верно служил своему хозяину. Причем сразу после полной уплаты выкупа муж получал абсолютно полную власть над женой («жена все равно что пленник»), которая, становясь его собственностью, облачалась в покрывало, поскольку созерцать чужую собственность посторонним возбранялось. Что касается самих женщин, то проявлять инициативу и самостоятельно выбирать себе мужа ей не позволялось.

Инициатива развода по Корану также целиком принадлежит мужчине. При этом легкость расторжения брака иногда даже без всякого повода, закономерно порождала у женщины чувство неуверенности в завтрашнем дне, подтверждая тем самым тот факт, что судьба мусульманской женщины полностью находится в руках мужчины.

Однако, справедливости ради следует отметить, что ограничения прав женщин с возникновением ислама появились далеко не сразу. Истории, например, известны имена Фахр-ан-Нисы, которая читала лекции по литературе в Багдадском медресе, Умм-аль-Хаир Фатимы и Умм-аль-Ибрахим аль-Ездани, выступавших с лекциями по теологии. Кроме того, в арабской классической литературе присутствует и образ героической женщины, которая наравне с мужчиной активно участвует в политических и военных делах. Именно таков образ Айши, одной из жен Мухаммеда, Умм-Бах, жены одного из сторонников Али. Но эти отдельные случаи возвышения женщин, по словам исследовательницы Л.И.Шайдуллиной, настолько редки, что не могут в целом характеризовать жизнь мусульманки (Л.И.Шайдуллина, 1978).

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что именно тогда, когда женщина как личность практически перестала существовать, в исламе возникло особое направление, связанное с культом святых женщин. Его основы были заложены уже в первоначальном исламе — в обожествлении Марии, матери Иисуса Христа, Амины, матери Мухаммеда, и его дочери Фатимы. Любопытно, что культу святых женщин посвящена обширная апокрифическая литература, призванная утешать верующих (в первую очередь женщин и подрастающее поколение) легендами о жизни благочестивых женщин, воспитывая их в духе покорности. Кроме того, по мере распространения культа святых женщин в период средневековья в ряде мусульманских государств даже появились женские монастыри, в которых наряду с совершенствованием различных обрядов и постижением религиозных истин Корана женщины занимались изучением разных наук. Многие из них в последствии прославились как писательницы и ученые.

Существует предположение, что на развитие культа святых женщин большое влияние оказали домусульманские арабские культы с их почитанием богинь Лат, Узза, Манат, а также суфизм — мистическое течение ислама, в основе которого лежит аскетизм. В отличие от ортодоксального ислама, где женщины определяются как «большинство обитателей ада», как существа дефектные, ограниченные по разуму и благочестию (Л.И.Шайдуллина, 1978), суфизм провозглашает независимость духовного роста от половой принадлежности индивида, поэтому среди суфийских наставников всегда было достаточно много женщин (Р.Фрейджер, Д.Фейдимен, 2001).

И все же, несмотря на наличие в исламе культа святых женщин, Коран официально запретил поклонение мусульман богиням, осуждая верующих за то, что они приписывали богу детей женского пола (сура 4, аят 117; сура 53, аяты 19 — 21). Кроме того, правоверным возбранялось также представлять ангелов в женских образах (сура 37, аят 150). Таким образом из сознания мусульман изгонялись пережитки матриархата, присущего арабским племенам в доисламский период, когда женщины еще обладали правом выбора супруга, и дети принадлежали матери, поскольку родословная велась по материнской линии.

Вообще мусульманские идеологи придерживаются устаревшей концепции биологической и умственной неполноценности женщин, подчеркивая физиологические особенности женского организма, и только мужчин объявляют способными к активной социальной деятельности, ссылаясь при этом на соответствующие положения Корана, где содержатся предостережения поручать женщинам общественные дела («…мужчина хорошо соответствует полководческой деятельности; доверить женщине командование на поле боя равносильно бедствию»).

Один из зарубежных исламоведов начала ХХ века писал: «На путь святости в исламе редко вступают женщины. Этот путь слишком труден для них, так по крайней мере думают мужчины. Последние всюду впереди. Весь блеск, все заслуги, весь почет существуют только для мужчин. Они использовали все для своей выгоды и преимущества. Они все себе присвоили, все монополизировали, даже святость, даже рай.» (цитировано по И.Гольдциэр, 1938; 36). Поэтому вовсе неудивительно, что и после смерти, как отмечают некоторые исследователи могилу для женщины роют намного глубже, чем для мужчины, т.к. ей не положено лежать на одном уровне с ним, поскольку даже здесь она его недостойна (Л.И.Шайдуллина, 1978). Ну как тут не вспомнить слова знаменитого Дж. Байрона: «Знать не хотят мусульмане, что есть и у женщин душа…»

Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.

Гольдциэр И. Культ святых в исламе. (Мухаммеданские эскизы). М. 1938.

Домострой. Н.Новгород. 1991.

Листопадов Н.А. Дочери Будды // Наука и религия. 1996. №3. С. 22-25.

Миллетт К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9. С. 147-172.

Овсиенко Ф. Год Девы Марии // Наука и религия. 1988. №3. С. 18-20.

Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново. 1997.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.-М. 2001.

Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М. 1978.

newsland.com

Женщина в Христианстве

Женщина в Христианстве

Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.

В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.

Христианство и женщина

Находка этого апокрифа даёт ответ на вопрос: Почему в Новом Завете нет текста под названием “Евангелие Иисуса Христа”, а есть только четыре биографических справки о его жизни и деятельности в период первого пришествия?

Обратимся к этому апокрифу:

«… И тогда множество больных и парализованных пришло к Иисусу, и сказали ему: Если Ты знаешь всё, Ты можешь сказать нам, почему мы должны страдать от стольких болезней. Почему мы лишены здоровья, как другие люди? Учитель, исцели нас, чтобы мы вновь обрели силы и чтобы несчастья наши оставили нас надолго. Мы знаем, что Ты обладаешь силой исцелять все болезни. Освободи нас от Сатаны и от всех страшных бед, которые он причиняет нам. Учитель, пожалей нас!

Иисус ответил им: Блаженны вы, ищущие истину, ибо я помогу вам и дам хлеб мудрости.

Блаженны вы, захотевшие вырваться из власти Сатаны, ибо я приведу вас в царство ангелов Нашей Матери, туда, куда власть Сатаны не может проникнуть.

И с великим удивлением спросили они: Где наша Мать, и кто Её ангелы? Где находится царство Её?

Наша Мать находится в вас, а вы находитесь в Ней. Это Она нас породила и дала нам жизнь.

Это от Неё вы получили тело своё и придёт день, когда будете должны вернуть его. Блаженны будете вы, когда сможете познать Её. Её и царствие Её, когда последуете законам Её.

Поистине говорю я вам: тот, кто достигнет этого, никогда не увидит болезни, ибо власть вашей Матери господствует надо всем.

И власть эта уничтожает Сатану и царство его, и закон вашей Матери господствует над всем и управляет вашими телами, также как и всеми живущими на Земле.Кровь, которая течет по вашим венам, берет начало от Матери вашей, из Земли. Её кровь падает из облаков, бьёт ключом из лона Земли, журчит в горных ручьях, шелестит сквозь листву деревьев, поднимается, как пыль, над полями пшеницы, дремлет в глубоких долинах, знойно обжигает в пустыне.

Крепость костей наших происходит от Матери нашей, Земли, от скал и камней Её. Тела их обнажены и смотрят в небо с горных вершин: они, как гиганты, которые спят на склонах холмов, и как идолы, расположенные в пустыне: скрываются они также в самых глубоких недрах Земли.

Эластичность мускулов наших породила плоть Матери нашей, Земли: эта плоть, желтая и красная, даёт жизнь плодам наших деревьев: она даёт также пищу, бьющую ключом из каждой борозды наших полей.

Утробу нашу дало нам чрево Матери нашей, Земли: она спрятана от глаз наших так же, как и невидимы нам глубины Земли.

Свет наших глаз, способность слышать ушей, — родились от разнообразия цвета и звуков Матери нашей, Земли: они омывают нас, как волны моря омывают рыб, а струи воздуха — птиц.

Истинно говорю я вам: человек — это сын Матери-Земли; от Неё сын человеческий получает тело своё, подобно тому, как тело новорождённого растёт, питаясь грудью своей матери. Поистине говорю вам: вы — одно целое с Матерью-Землей: Она находится в вас, а вы — в Ней. От Неё вы родились, вы живёте благодаря Ей, и в Неё вы, в конце концов, вернётесь. Поэтому следуйте Её законам, ибо никто не проживёт долгих лет, не будет радоваться каждому мгновению, если не будет почитать Матери своей и уважать Её законов.

Ибо ваше дыхание — Её дыхание, ваша кровь — Её кровь, ваши кости — Её кости, ваша плоть — Её плоть, ваше чрево — Её чрево, ваши уши и глаза — Её уши и глаза.

Поистине говорю я вам, если хоть раз вы нарушите хоть один закон из Её законов; если вы хоть раз повредите один из членов вашего тела, то неизбежно будете поражены сильно, и будет плач и скрежет зубов. Говорю я вам: Пока не будете следовать законам вашей Матери, вы не сможете никак избежать смерти. Но тот, кто решит уважать законы Матери своей, получит взамен привязанность Её.

Она излечит все его болезни и никогда он не станет больным. Она подарит ему долгую жизнь и защитит ото всех печалей, охранит от огня, воды и укусов ядовитых змей. Ибо ваша Мать породила вас, и Она поддерживает в вас жизнь. Она дала вам тело ваше, и никто, кроме Неё, не излечит вас. Блажен тот, кто любит свою Мать и кто покоится на груди Её!

Ибо даже, если вы удалитесь от Неё, ваша Мать любит вас. А насколько больше полюбит Она вас, если вы вернётесь к Ней. Поистине говорю Я вам: Велика любовь Её, больше, чем высокие горы, глубже, чем самые глубокие моря. И тот, кто любит свою Мать, никогда не будет покинут Ею.

Подобно тому, как курица охраняет своих цыплят, и львица — своих детенышей, любая мать — новорождённого, — также ваша Мать-Земля сохранит сына человеческого от всех напастей и всех бед. Ибо поистине говорю я вам: бесчисленные беды и опасности поджидают сынов человеческих: Вельзевул, князь всех демонов, источник всего зла, находится в ожидании в теле всех сынов человеческих. Он источник смерти, он порождает все несчастья, и под пленительной маской он искушает и соблазняет всех сынов человеческих. Он обещает им богатство и власть, великолепные дворцы, золотые и серебряные одежды, множество слуг, и всего, чего они захотят; он обещает ещё славу и почёт, чувственные радости и роскошь, прекрасные яства и обильные вина, шумные оргии и дни, проводимые в праздности и лености.

Так соблазняет он каждого, призывая к тому, к чему более склонно его сердце. И в тот день, когда сыновья человеческие становятся полностью рабами всей этой суетности и всех этих мерзостей, тогда он, как оплату за наслаждение, отнимает у сынов человеческих все благости, которые Мать-Земля дала нам в таком изобилии. Он лишает их дыхания, крови, костей, плоти, внутренностей, глаз и ушей. Дыхание сына человеческого становится коротким, прерывистым и болезненным, оно становится зловонным, как дыхание нечистых животных.

Его кровь загустевает, распространяя такой же тошнотворный запах, как вода в болоте, она сворачивается и чернеет, подобно смертной ночи. Его кости уродуются, делаются хрупкими, они покрываются узлами снаружи, и разлагаются изнутри, а потом лопаются пополам, как камень, падающий со скалы. Кожа его становится жирной и пухлой от воды в ней, и на ней образуется корка и безобразные нарывы.

Его внутренности наполняются отвратительными нечистотами, образующими гниющие зловонные потоки, в которых гнездится бесчисленное множество поганых червей. Глаза его меркнут, пока не воцарится в них глубокая ночь: ушами его овладевает глухота и царит в них гробовая тишина.

Итак, в конце концов, теряет сын человеческий жизнь из-за собственных ошибок, и из-за того, что он не смог научиться уважать законы своей Матери, а лишь совершал ошибки, одну за другой.

Поэтому все дары его Матери-Земли были отняты у него: дыхание, кровь, кости, кожа, внутренности, глаза и уши, и, в конце концов, — сама жизнь, которой Мать-Земля наградила его тело.

Но, если сын человеческий признает свои ошибки, если пожалеет о своих грехах и отречётся от них, если он возвратится к своей Матери-Земле, освободится от когтей Сатаны и устоит перед его искушениями, тогда Мать-Земля примет своего сына, который пребывал в заблуждениях и ошибках: она подарит ему свою любовь и пошлет к нему ангелов своих, которые будут служить ему. Поистине говорю я вам: Как только сын человеческий воспротивится Сатане, обитающем в нём, и перестанет подчиняться воле его, в то же мгновенье ангелы Матери его учередятся в нём, чтобы служить ему властью своей, освобождая сына человеческого из-под власти Сатаны.

Ибо никто не служит двум господам. Поистине, или служат Вельзевулу и его дьяволам, или нашей Матери-Земле и Её жизни. Поистине говорю я вам: Блаженны те, которые следуют законам жизни и которые не следуют по тропам смерти. Ибо в них жизненные силы будут расти, всё более укрепляясь, и они избегнут влияния смерти.

И все, кто находились около Него, слушали Его слова с удивлением: Ибо Его слова были полны Силы, и Он учил не так, как учили священнослужители и книжники.

www.uznaipravdu.info

Отношение к Женщине в Иудаизме, Христианстве, Исламе.

на любую интересующую вас тему

Сначала? мы? исследовали? положение? женщины? в? исламе.? Здесь? мы? выяснили,? чего? ждет? от? женщины? и? предписывает? ей? шариат.? Так,? характерным? для? ислама? является? явное? неравенство,? абсолютно? разное? отношение? общества? и? исламского? закона? к? мужчине? и? женщине.? Мусульманская? женщина? должна? ходить? только? хиджабе,? не? должна? выходить? на? улицу? без? сопровождения? близкого? родственника,? ей? гораздо? труднее, Показать все ? чем? мужчине? получить? развод? по? собственному? желанию.? Из? всего? изученного? нами? мы? выяснили,? что? брак? в? исламе? -? это? отнюдь? не? союз? двух? равноправных? людей,? как? часто? можно? прочитать? у? исламских? авторов.? Скорее? -? это? союз? обладающего? всевозможными? правами? мужчины? и? носительницы? разнообразных? обязанностей? -? женщины.

Далее? мы? изучали,? как? относится? к? женщине? иудаизм.? Согласно? Талмуду,? жена? -? послушная? раба? своего? мужа.? Каждый? верующий? еврей? ежедневно? произносит? молитву,? в? которой? горячо? благодарит? Бога? за? то,? что? Он? не? создал? его? женщиной,? а? женщина? должна? в? молитве? благодарить? Бога? за? то,? что? Он? создал? ее? для? послушания? и? подчинения? мужчине.? Характерно,? что? при? разводе? последнее? слово? остается? за? мужчиной.? Женщина? может? быть? инициатором? бракоразводной? процедуры,? но? она? не? может? быть? официально? освобождена? от? супружества? без? согласия? ее? мужа.? Если? рассмотреть? отдельно? одно? из? направлений? иудаизма? -? ортодоксальный? иудаизм,? мы? увидим,? что? он? отводит? женщине? строго? подчиненное? положение? в? обществе.? Женщина? не? может? быть? свидетельницей? в? суде,? не? имеет? права? выходить? на? улицу? без? покрывала,? в? синагоге? женщины? должны? молиться? отдельно? от? мужчин.

Таким? образом,? мы? видим,? что? иудейская? женщина,? хоть? и? не? настолько? ущемлена? в? правах? по? сравнению? с? мужчиной,? как? мусульманка,? все? же,? об? истинном? равенстве? полов? тут? говорить,? наверное,? нельзя.

Следующим? объектом? нашего? исследования? было? положение? женщины? в? христианстве.? Христианство? смотрит? на? женщину? как? на? помощницу? мужчине.? Она? не? ниже? мужчины,? потому? что? она? не? только? помощница? мужу,? она? помощница,? «подобная? ему»,? и? при? этом? только? условии? равенства? может? оказать? ему? помощь,? в? которой? он? нуждается.? Однако? же? место? это? второстепенное,? зависимое:? жена? сотворена? после? мужа,? создана? для? мужа.

Христианство? смотрит? на? брак? как? на? Таинство,? на? нерасторжимый? союз.? То,? что? должно? возникнуть? из? брака,? есть,? прежде? всего,? духовное? единение? и? единство? -? единство? мужа? и? жены:? они? должны? понимать? друг? друга? и? делить? радость? и? горе? жизни.? Христианский? брак? предписывает? каждому? свое? место:? жене? следует? смиренно? встать? на? второе? место,? мужу? -? подъять? тяжесть? и? ответственность? быть? главой? семьи.? Но? при? этом? от? мужчины? ожидается? снисходительное,? терпеливое? отношение? к? ней,? к? «ее? немощи».

Христианство? впервые? в? человеческой? истории? провозгласило,? что? супружеская? измена? мужчины? так? же? недопустима,? как? и? измена? женщины.? Развод? в? некоторых? случаях? Церковью? разрешается,? причем? его? инициатором? может? быть? как? мужчина,? так? и? женщина.

Женщина? в? христианстве? понимается? как? созданной? по? образу? Божию,? сонаследница? благодатной? жизни,? которой? надлежит? оказывать? честь? и? которая? в? браке? имеет? право? быть? единственной? любимой,? являясь? в? этой? любви? образом? Святой? Церкви.? Более? того,? только? в? христианстве? у? женщины,? как? и? у? мужчины,? есть? возможность? выбрать? иной? путь? -? монашеский.

Брайсон В. [2] полагает, что религиозные парадигмы общества нередко являлись преобладающими по отношению к другим областям общественной жизни. Следовательно, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы. В истории христианской цивилизации есть немало примеров, когда религиозные взгляды общества влияли на его светский облик, а значит, становились определяющим фактором в решении многих вопросов, в том числе и в оценке женщины.

Цель работы – изучение религиозных учений о женщине в христианстве, исламе и иудаизме.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть вопрос о положении женщины в каждой из вышеперечисленных религий;

3. Сформулировать выводы.

Объект исследования лежит в области истории религий, а именно религиозных учений о женщине.

Предмет исследования — религиозные традиции, религиозные законы и установления, касающиеся положения женщины в христианстве, исламе и иудаизме.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

1. Женщина в исламе 5

1.1 Основные особенности брака для женщины в исламе 5

1.3 Положение женщины в обществе 13

2. Женщина в иудаизме 15

2.1 Положение женщины в браке 15

3. Женщина в христианстве 22

3.1 Положение женщины до брака и в браке 22

3.3? Положение? женщины? в? обществе 29

Список литературы 35

2. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея-Пресс, 2001 г.

3. Дыхание любви (О семье и воспитании). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2007. — 424 с.

4. Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. 2-е изд. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2005. — 256 с.

5. Исак Ф. Быть мусульманином/ Фарид Исак. Пер. с англ. Н. Лебедевой. М.: Фаир-Пресс, 2002. — 352 с.

6. Максимов Ю. Ислам. Буддизм. Иудаизм. М., 2005 г.

7. Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца. Христианство и ислам. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 200 Показать все 8. — 239 с.

8. Мусаев Алихан. Отношение к женщинам. [Электронный ресурс] / Алихан Мусаев // Электронная библиотека сайта islam.ru. Режим доступа: http:// islam.ru

9. Роллин Армур. Христианство и ислам: непростая история / (Серия «Диалог»). М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 336 с.

10. Семейная жизнь и православное воспитание. Из духовного наследия свят. Феофана Затворника, свмч. Владимира (Богоявленского), протоиерея Димитрия Соколова, философа Ивана Ильина. СПб., 2006. — 336 с.

11. Соловьёв В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в Православии. — М.:Изд-во «Путь», 2003. — 234 с.

12. Хаттаб Худа. Справочник мусульманской женщины. Перевод с английского Т.В. Гончаровой. Харвест, Издательский Дом Умма, 2002 г. — 144 с.

13. Хвыля-Олинтер А.И., свящ. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. М., Даръ, 2008. — 640 с.

14. Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. Пособие. — М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. — 847 с.

15. Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость/ Ред. Жозеф Доре (Серия Диалог). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 264 с.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!

author24.ru

Газета «Боровский просветитель» № 2

Женщина в христианстве и исламе

Дискуссия по поводу положения женщины в христианстве и исламе — явление не новое. Каждая из этих религий всегда пыталась (а в наше время особенно) отстоять статус женщины и свое положительное отношение к ней и тем самым опровергнуть нападки в свой адрес по вопросам дискредитации женского пола. Несмотря на то, что выражение «униженная женщина» всегда априори ассоциировалось именно с исламом, а не с христианством, ислам продолжает утверждать обратное. «С приходом ислама слово «женщина» стало звучать гордо и часто упоминаться, так как этим словом названа одна из большъх сур Корана — «Ан-Ниса’». Религия Аллаха дала право женщине на наследство, так же объявила имущество женщины неприкосновенным. С приходом ислама женщина обрела права. Она стала достойна называться женщиной. Она уравнялась в правах с мужчинами. Ислам пришел с тем, что предостерег мужчину от несправедливости в отношении женщины»(1). То есть выходит, что ислам освободил бесправную женщину и вернул ей ее права, уравняв ее с мужчиной. Но и про христианство сказано, что оно вернуло женщине ее права: «И только лишь в христианстве, религии искупления, жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права»(2).

Кто же прав? Понятно, что простым «перетягиванием одеяла» ничего не докажешь, необходимы факты, которые могли бы бесстрастно свидетельствовать о деле. Обратимся к фактам и попутно развеем основные аргументы ислама против женщины в христианстве.

Что же говорит христианство (Православие). Богу было угодно, чтобы в основе любых взаимоотношений была положена иерархия, определенная субординация. Но кроме соподчиненности существует и другое явление — равноправие при разности призваний. Богом были созданы два существа, мужчина и женщина, не только одной природы и одного достоинства, но и имеющие равные права на обладание и владычество этим миром (Быт.1:26). Но при общем достоинстве у каждого из них было свое призвание в жизни. Первоначальное призвание Адама было хранить и возделывать рай (Быт.2:15), куда он был помещен Богом. Что же касается женщины, то она была задумана как помощница своему мужу (Быт.2:18). Причем понятие «помощник» «в сфере религиозного сознания не означает какой-либо подчиненности или порабощения. Помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в общем деле»(3). Женщина не только участвует в общем деле с Адамом, но и полностью соответственна ему, т.е. разделяет с ним общую ответственность. Наличие одинаковой степени ответственности может присутствовать только в случае абсолютного равноправия по всем показателям. Так и было до грехопадения.

После же грехопадения ситуация изменилась. Люди нарушили единственную заповедь Божию. Вместо покаяния (вопреки Корану, свидетельствующему о покаянии согрешивших людей (К.2:37)) они стали оправдываться и возлагать всю ответственность за происшедшее на Бога (Быт.3:12,13), в результате чего и были изгнаны Им из рая сладости. При этом жена услышала в свой адрес странные слова: «. и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Мусульмане очень любят приводить этот текст в качестве аргумента в пользу якобы униженного положения женщины в христианстве. Однако к христианству как таковому этот текст не имеет никакого отношения. Христианство начинается с воплощением Бога Слова, а точнее — с Пятидесятницы. А то, что до этого момента женщина действительно была унижена, об этом мусульмане знают не хуже христиан, хотя бы на примере своих же арабов-язычников в период джахилии (до ислама). Древняя история человечества подтверждает истинность Божественных слов.

Причина, по которой женщине были сказаны слова о господстве над ней ее мужа, состоит, по мнению некоторых богословов (прп. Ефрем Сирин), в излечении Богом ее желания господствовать над своим мужем. Эта мысль могла родиться в ней под воздействием змея-искусителя. Будучи одна, без своего мужа, жена услаждается вражьим прилогом о возможности стать «знающей богиней», т.е. обладать и господствовать над всем, в том числе и над мужем. И тогда она соглашается и вкушает от запретного плода. После этого женщина «идет к Адаму, чтобы показать ему свое новое качество: «Вот, видишь, я начинала свой славный жизненный путь всего лишь в качестве твоего ребрышка, а сейчас я -богиня. Я возвращаюсь к тебе, чтобы научить тебя жить». В женщине пробуждается жажда власти и господства»(4). А поскольку порочное стремление души излечивается противоположной ему добродетелью, то и становятся понятны слова Бога о том, что вместо господства жены над мужем он будет господствовать над ней. Это подтвердилось тем, что именно после грехопадения (но не раньше) Адам нарек своей жене имя Ева, что и свидетельствует о его праве главенства над женой. То, что до грехопадения Адам не давал своей жене имени, не было случайностью. Просто он и не мог его дать, то есть не имел на это права.

В этом положении женщина пребывала до прихода в мир Спасителя, Который через Крест примирил нас с Отцом (Кол.1:20) и искупил от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (Гал.3:13), так что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Поэтому христианство (Православие) и свидетельствует о равноправии мужчин и женщин в деле спасения. Но это равноправие не исключает разности жизненных функций и обязанностей (призваний) мужчин и женщин, которые у каждого свои. «С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде «жена в Церкви да молчит» (1Кор.14:34) и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины — семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий»(5).

Мусульмане любят приводить цитаты из посланий апостола Павла, в которых он указывает на повиновение жен своим мужьям, как Господу (Еф.5:22), на их молчание в церкви (1Кор.14:34), запрет на властвование над своим мужем (1Тим.2:12) и т.д. Удивительно слышать это именно от мусульман, у которых женщина вообще не участвует вместе с мужчинами в общественном намазе (разве только через перегородку). Мусульманка не только учить, но и разговаривать с посторонними мужчинами не имеет права, даже просто находиться вдвоем с незнакомым мужчиной в безлюдном месте. В христианстве же, кроме священнических обязанностей (совершение Таинств и церковная проповедь), которые самим Спасителем изначально были вручены мужскому полу, женщинам предоставлена полная свобода. Они присутствуют в храме наравне с мужчинами (причем составляют большинство), участвуют в социальной жизни — как церковной, так и светской, возглавляют воскресные школы (фактически проводят детскую катехизацию). По примеру древнего института «диаконис», они могут помогать при крещении женщин, ухаживать за больными и престарелыми, распоряжаться церковным имуществом, следить за чистотой и порядком в храме Божием и т.д. Что же касается молчания женщин в церкви (излюбленной темы мусульман), то они уже давно не молчат в ней. Женщины поют в церковном хоре, участвуют в различных организованных при храмах службах, где отвечают на вопросы случайных прихожан и объясняют элементарные азы церковной этики, выполняют роли чтеца и канонарха, при необходимости читают Апостол. О высоком достоинстве женщины-христианки свидетельствует также и тот факт, что издавна в Церкви существует целая категория святых жен именуемых равноапостольными (св. Ольга, св. Нина, св. Мария Магдалина св. Фекла, св. царица Елена и др.), миссионерское служение которых было равно служению апостолов-мужчин (кроме священнических обязанностей). В случае же критической ситуации (смерти), когда священника поблизости нет, женщина-христианка может даже совершить Таинство Крещения умирающего.

Не менее важной в мусульманском понимании цитатой, за которую они цепляются, как за неопровержимый довод, чтобы опорочить женщину-христианку, являются слова Апостола: «. жена да боится своего мужа» (Еф.5:33). Приводя этот текст, мусульмане считают себя нашедшими «слабое звено» в христианстве: «Жена оказывается, мало того, что безмолвна, и в абсолютном подчинении, но должна еще и бояться мужа. Посмотрим комментарий Толковой Библии: «Здесь имеется в виду не рабский страх, а страх, когда мы боимся оскорбить любимого человека». Ничего, кроме юмора, подобный комментарий не вызывает»(6).

Пока мусульмане смеются над толкованиями Библии профессора Лопухина, психологи уже давно пришли к выводу, что муж (причем, независимо от степени своей религиозности) подсознательно ощущает свое главенство в семье, которое, как бы вложено Богом в мужскую природу. Не случайно Священное Писание представляет семью, как строго иерархичную структуру: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1Кор.11:3). ««Жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), — сказано в Священном Писании. «Боится» — это, прежде всего, уважает, почитает. Но почитание мужчины сейчас, к сожалению, практически утрачено.

Женщина берет на себя мужские функции, но в семье от этого, как правило, счастливее никто не становится: муж начинает выпивать, заводить внебрачные связи и часто совсем уходит из семьи»(7). Подсознательно ощущая свое верховенство и не имея возможности реализовать его по причине того, что активная жена доминирует в семье, мужчина не чувствуя себя главой семьи, находит отдушину на стороне. Не видя уважения матери к отцу, и дети, естественно, перестают подчиняться своим родителям.

Таким образом, из-за нарушения установленной Богом семейной иерархии: Бог — муж — жена — дети — в семье происходит внутренний разлад, который может привести к ее совершенному уничтожению.

Главенство мужа — это отнюдь не проявление деспотизма и тирании по отношению к жене. Главенство — это, в первую очередь, ответственность, которая лежит на муже. Поскольку он главный, то и отвечать будет за все. Это и есть богоугодное распределение семейных полномочий (ролей), когда при равном природном достоинстве, мужчина и женщина имеют не только разное призвание в жизни, но и неодинаковые роли в семье, поскольку: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7).

Несмотря на декларируемую свободу женщин-мусульманок, бесстрастные нормы шариата остаются беспощадными к женщине. По шариату, жена в исламском браке должна жить в доме мужа, не может без его разрешения устроиться на работу, нанять прислугу, приобрести имущество. Ислам не только не предоставляет замужней женщине свободу, но и отсутствие у мужа ревности приравнивает к одному из 70 великих грехов (даюс — человек, не ревнующий свою жену) (Из книги имама Аз-Захаби (Аль Кабаир)). То есть в исламе муж обязан ревновать свою жену. Без разрешения мужа она не может совершить хадж (паломничество в Мекку). Более того, женщины до 40 лет могут совершить хадж только в сопровождении родственников мужского пола. Без разрешения мужа ей запрещено поднимать на себя дополнительный (добровольный) пост, она также не может совершить азан (призыв на молитву). Также без сопровождения незапретного (махрам) мужчины ислам запрещает женщине совершать путешествия. Жена должна спрашивать разрешение мужа даже на то, чтобы просто выйти из дома. Если жена-мусульманка путешествует без разрешения мужа, то поблажка шариата, касающаяся сокращения молитвенного правила на нее не распространяется. Свидетельство одного мужчины по Корану приравнивается к свидетельству двух женщин (К.2:282). Тоже касается и наследства — доля сына соответствует доле двух дочерей. Акъикъа (жертвоприношение по случаю рождения ребенка) тоже не равноценно. Так за мальчика полагается заколоть две овцы, а для девочки достаточно одной. Без разрешения мужа жена не может давать клятву, если же это произошло муж вправе расторгнуть ее. Только муж в семье может самовольно дать обет; жена и дети такого права не имеют. Если жена все же дала обет без согласия на то мужа, такой обет считается недействительным. Осуждая христианскую практику ношения женщинами платков в храмах, ислам не только предписывает своим женщинам то же самое, но и вообще укутывает их с ног до головы в паранджу (широкий халат с длинными рукавами) с чачваном (сетка для сокрытия лица). Мусульманке запрещается участвовать в похоронных процессиях . Ей вообще нежелательно посещать кладбище. Мухаммед проклинает тех женщин, которые часто посещают кладбища. По Ибрагиму М.Кунне, ей не следует даже целовать черный камень (мусульманская святыня), также им запрещается быть судьями. Жене запрещается вести мужа в молитве (намазе) даже в том случае, если она больше него образована и лучше разбирается в правилах совершения намаза .

Изыскивая все возможности унизить женщину в христианстве, мусульмане забывают, что именно Коран (священное писание мусульман — прямая речь Аллаха) предписывает мужу бить своих непокорных жен: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и. ударяйте их» (К.4:34). Существуют специальные правила битья жен. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «это крайнее унижение не для той, которую бьют, а для того, кто бьет». Но самое печальное то, что даже после такой вопиющей дискриминации женского пола, санкционированной Аллахом (Мухаммедом), ислам продолжает утверждать, что женщина в исламе уравнена в правах с мужчинами. Для христианского сознания подобные вопросы немыслимы и дики. В христианстве мужчины имеют заповедь диаметрально противоположного направления: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол.3:19), «любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28).

Иллюзия о равноправии женщины и мужчины в исламе не выдерживает даже элементарной критики, во-первых, «потому, что Аллах дал мужчинам преимущества перед женщинами» (К.4:34), а во-вторых, благодаря общеизвестному факту многоженства. «Полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более чем недоброкачественным рекламным трюком» . Если ислам утверждает, что женщина-мусульманка может участвовать в социальной жизни, учиться, занимать высокие посты и, что самое главное, иметь автономный источник заработка, почему же до сих пор у них так и не поднят вопрос о полиандрии (многомужство)? Ведь business-women в исламе вполне была бы в состоянии содержать четырех мужей. Естественно, что такая постановка вопроса лишь шокирует исламских ученых, потому что никакого «равноправия» полов в исламе нет: оно в корне противоречит самой природе ислама. «Вопрос: Если женщина отрицает многоженство, как отнусится Ислам к такой женщине? Ответ: Это -богохульство, так как это является божественным Законом, а не выдумкой человека»(8).

Что же остается делать женщине-мусульманке в своем положении? Не имея никакой возможности изменить свою ситуацию в лучшую сторону, а также уйти из ислама, мусульманка вынуждена смириться со своим бесправием и «кричать» о том, что они (женщины) на самом деле счастливы в исламе. «Я хочу обратиться ко всем женщинам мира и сказать: нет никакой религии, и нет никаких законов, которые делают женщину счастливой в полной мере, кроме Ислама!» Задумайтесь! Женщина отказалась от мнимой свободы в пользу свободы в Исламе, и она счастлива оттого, что нашла то, что миллионы и миллионы обманутых женщин (вероятно, подразумеваются христианки — авт.) не могут найти»(9).

На самом деле это не счастье, а состояние эйфории, которое испытывает пойманная дичь заглотившая приманку, но которой уже нет пути назад (из ислама). Что может доставлять женщине в исламе чувство счастья? Неужели постоянная необходимость делить своего мужа с другими женами? А может унизительная практика мусульманского развода? Или ее вдохновляют слова Мухаммеда о том, что «большинством из обитателей огня будут женщины?» (Муслим. 1879). Или другие его слова, в которых он назвал женщин «самым вредоносным искушением для мужчин?» (Аль-Бухари. Муслим) «Женщина — шайтанова петля» (Мин ахадис ан-наби, 14). Или же все-таки ей импонирует то, что «одна из большъх сур Корана» названа в ее честь? (Ан-Ниса — Женщины 4 сура). Или может ей стоит «купиться» на то, что шариат разрешает женщинам украшать себя и носить золотые и серебряные вещи? Хотя если разобраться, то это сделано как раз для бульшего удовольствия мужчин, дабы усладить их ненасытный взор. А может ее утешает то, что Коран не обещал им в раю никаких гурий и вечно юных отроков? На том свете несчастной мусульманке опять придется делить своего мужа, но уже помимо трех других жен (земных) еще с 72 неземными (гуриями), по другой версии со 124 тысячами.

По Корану, женщины, дети, золото, серебро, породистые кони, верблюды, овцы, коровы, посевы — все это создано «для пользования и удовольствия в ближайшей, а не в вечной жизни» (К.3:14). Как можно заметить, взгляд на женщин, которые поставлены здесь в одном ряду со скотом и другими благами этого мира, вполне потребительский, лишенный элементарного человеческого уважения. Таким образом, по Корану, женщины созданы «для пользования» и обеспечения мужчинам «удовольствия». Такой циничный взгляд на прекрасную половину человечества вполне соответствует всему семейно-брачному духу ислама. Видя подобные коранические цитаты, становится понятна причина такой легкой практики мусульманского развода, — это отсутствие правильных представлений о семейном счастье и истинной любви, которые зиждутся не на потребительских, а на жертвенных началах.

Поэтому обходя стороной очевидное мусульманское лукавство и нелепые доводы, можно с определенностью сказать, что свобода женщины-христианки не идет ни в какое сравнение с бесправием женщины в исламе, которая может только мечтать о свободе, но реально не имеет ее.

1,9. Ибрагим Махтибеков. Ислам — праздник для женщин каждый день.

2. Толковая Библия под редакцией профессора А.ПЛопухина. Ветхий Завет. Том I. «Дар» М.2008Г. С.67.

3. Николай Иванов. Протоиерей. И сказал Бог. Толкование первых глав книги Бытия. Христианская

жизнь. Клин. 2005. С.248

4. «И оставит человек отца и мать. » Тайна пола в православной традиции. Беседа с диаконом Андреем Кураевым.

5. Андрей Ткачев. Протоиерей. Что христианство подарило женщине?

6.Христианство и Ислам — несколько сравнений. http://www.whyislam.ru/index

7.Е.Морозова. Психолог. Гармония в семье и браке. Даниловский благовестник. М.2009г. С.41.

8.Ибрагим М. Кунна. 500 вопросов для мусульманских женщин. Вопрос 39

www.pafnuty-abbey.ru