Комментарии к листу самооценки педагога-психолога

Комментарии к листу самооценки педагога-психолога

Глава I . Теоретические подходы к изучению проблемы коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков С.8

1.1. Неуспеваемость школьников как психолого-педагогическая проблема С.8

1.2. Особенности самооценки у слабоуспевающих подростков С.18

1.3. Методы и формы работы педагога-психолога по коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков С.32

Выводы по I главе С.41

Глава II . Работа педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки С.43

2.1. Изучение уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков С.43

2.2. Программа работы педагога-психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки С.55

2.3. Динамика уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков по итогам реализации программы С.63

Выводы по II главе С.71

Актуальность темы исследования. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих слабоуспевающих детей.

Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой

Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам.

Кроме того, трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных к серьезному учению. Пожалуй, можно сказать, что успех в школе, на работе и в жизни в целом, не менее зависит от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны, чуть ли не в каждом деле, находить непреодолимые препятствия. У них наблюдается высокий уровень тревожности. Они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Представление школьника о своих учебных способностях складываются на основе обратной связи, которую ребенок получает через оценки и реакции учителей, одноклассников и родителей на результаты его учебы. Чем более постоянным является этот поток направленных на школьника оценочных реакций и суждения, тем более определенное воздействие они оказывают на него, тем легче прогнозировать уровень его успеваемости.

Таким образом, к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью работы педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки и недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории практике психологической науки.

Выявленное противоречие сформулировало проблему исследования: каковы возможности работы педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки.

Исходя из этого, была поставлена цель исследования: изучить работу педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки.

Объект исследования — профессиональная деятельность педагога — психолога.

Предмет исследования – работа педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценки.

Исходя из поставленных цели, противоречий, проблемы, предмета и объекта исследования были решены следующие задачи:

1. изучить проблему неуспеваемости школьников как психолого-педагогическую проблему и рассмотреть особенности самооценки у слабоуспевающих подростков;

2. охарактеризовать методы и формы работы педагога-психолога по коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков

3. провести диагностику уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков;

4. разработать и апробировать программу работы педагога-психолога по коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков и выявить динамику уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков по итогам реализации программы.

Проблема, предмет, объект исследования определили гипотезу, суть которой состоит в том, что работа педагога — психолога со слабоуспевающими подростками по коррекции самооценкибудет эффективной при условии использования специально разработанной программы, направленной на коррекцию самооценки слабоуспевающих подростков.

Методологической основой работы стали идеи: социокультурного подхода, в рамках которого становление личности и формирование самосознания происходит в процессе социализации; подхода к личности как к субъекту деятельности в психологии.

Теоретической основой являются труды Е.Божович, К. Роджерса, Л.Сахаровой, В.В.Столина, Э.Фромма, И.И.Чесноковой о неуспеваемости школьников как психолого-педагогической проблеме; В.С. Мерлина, Л.Д. Столяренко об особенностях самооценки у слабоуспевающих подростков; М.А. Данилова, В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, Л.С. Славиной, Ю.К. Бабанского о м етодах и формах работы педагога-психолога по коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков .

— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: тестирование. Были использованы следующие методики: тест “Самооценка личности (Л.Н.Фридман)”, “Самооценка личности (Е.Н. Щуркова)”, методика «Самооценка» (Т. В Дембо и С. Я Рубинштейн в модификации Т. М Габриял);

— математический анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что в нем обобщены современные психолого-педагогические исследования по проблеме неуспеваемости школьников; выявлены особенности самооценки у слабоуспевающих подростков; охарактеризованы методы и формы работы педагога-психолога по коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами проведена диагностика уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков; разработана и апробирована программа психологической коррекции самооценки у слабоуспевающих подростков и выявлена динамика результатов исследования уровня развития самооценки у слабоуспевающих подростков по итогам реализации программы.

Материал выпускной квалификационной работы может быть использован в практической деятельности воспитателями, педагогами, психологами, социальными педагогами и в обучающих семинарах педагогами — психологами, учителями и воспитателями образовательных учреждений (школах, лицеях), на методических объединениях, курсах повышения квалификации, а также будут интересны родителям.

Структура работы подчинена логике исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по ним, заключение, список литературы и приложения.

referatbest.clan.su

DataLife Engine — Softnews Media Group

Главная страница » Коррекционная работа » Психологическая » Годовой план педагога-психолога ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида на 2013- 2014 учебный год

Годовой план педагога-психолога ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида на 2013- 2014 учебный год

Годовой план педагога-психолога ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида

на 2013- 2014 учебный год

Цели психологического сопровождения:

  • создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
  • научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • Создание здоровье сберегающей среды, ориентированной на сохранение иук-репление физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса».
  • организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;
  • проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;
  • оказывать индивидуальную психологическую помощь воспитанникам;
  • оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
  • организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле;
  • проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения среди воспитанников школы-интерната.
  • 2. Педагогический коллектив.

    1. Организационное, методическое, аналитическое.

    1. Беседа- общение, комплексное динамическое наблюдение (КДН);

    2. Индивидуальные и групповые консультации;

    3. Психодиагностика – тесты, анкеты;

    4. Психокоррекционная работа – тренинги, развивающие игры, консультации.

    xn—-8sbokbjahwbd5ayee4f.xn--p1ai

    Как показывает опыт, работа педагога-психолога с использованием предложенной методологии построения занятий и методических разработок помогает старшеклассникам подготовиться к взрослой жизни.

    Во-первых, в процессе занятий развиваются коммуникативные способности старшеклассников. Это выражается в изменении качества общения членов учебной группы по мере обучения. Все меньше становится оценочных высказываний. Ярко проявляются навыки эффективного слушания. Постепенно естественным образом увеличивается продолжительность этапа рефлексии на занятии. Учащиеся свободно и открыто выражают свои мысли, чувства, а также с интересом выслушивают других.

    Во-вторых, повышается содержательная ценность общения. Все больше становится элементов духовности — появляется интерес к экзистенциальным вопросам. Любовь, свобода, право выбора становятся (для некоторых школьников впервые) предметом обсуждения в кругу сверстников. Простые поведенческие реакции человека в повседневном общении приобретают значимую для учащихся связь с философскими аспектами, такими как ценность человеческой жизни, ответственность за реализацию своих потенциальных возможностей и т. д.

    В-третьих, процесс самопознания приводит к пониманию взаимосвязи процесса общения и личностных особенностей человека. Многие учащиеся меняют фатальную подчиненность судьбе и страх перед ее капризами на активную позицию по отношению к собственной жизни. «Я понял, что многое зависит от меня самого…», «Я знаю, что могу изменить свою жизнь…», «Я вижу, как моя подруга сама портит свои отношения с друзьями. Я хочу ей помочь, потому что все зависит от нее самой.»

    В-четвертых, процесс исследования учебных тренинговых ситуаций, анализ основных компонентов общения и последующее обобщение (выделение характерных стилей) ведут к развитию соответствующих интеллектуальных функций. Кроме того, расширяется область применения способности анализировать и делать выводы. Юноши и девушки получают опыт использования своего интеллекта по отношению к обычным жизненным ситуациям.

    В-пятых, творческий подход к решению учебных задач на занятиях способствует развитию поисковой активности учащихся. Это, как правило, положительно сказывается на успешности обучения по другим предметам. По ряду причин некоторые ученики лишь механически запоминают и воспроизводят материал школьных предметов; они отвыкают думать и делать собственные выводы. На тренинговых занятиях курса „Основы конструктивного общения» такие ученики меняют свой привычный стиль восприятия учебного материала. Предмет курса — общение как деятельность, приносящая эмоциональное удовлетворение, — способствует разрушению шаблонности мышления. В личностно-ориентированной модели обучения создаются благоприятные условия для формирования продуктивного стиля учебной деятельности.

    В целом учащиеся, прошедшие данный курс обучения, становятся более подготовленными к встрече со стандартными и нестандартными жизненными ситуациями. Они способны искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой интеллектуальный и личностный потенциал. По мере корректировки самооценки у многих возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это помогает им адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя целостность личности и здоровье.

    studfiles.net

    Годовой план педагога-психолога на 2014–2015 учебный год

    Годовой план педагога-психолога на 2014–2015 учебный год

    Годовой план педагога-психолога

    Цель: своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно – развивающих средств.

    1. содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия;

    2. формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников;

    3. способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширить психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений;

    4. поддерживать оптимальную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению.

    Период Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями

    Август 1. Психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших детей.

    2. Подготовка кабинета к новому учебному году.

    3. Наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста (изучение психоэмоционального состояния детей).

    4. Заполнение адаптационных листов.

    5. Заполнение карт наблюдения. 1. Тест для педагогов «Ранний возраст»

    2. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

    3. Семинар-практикум для воспитателей 1 мл. групп «Шаги навстречу»

    4. Рекомендации для воспитателей при взаимодействии с ребёнком в период адаптации

    1. Анкетирование родителей вновь поступивших детей

    2. Оформление информационного стенда на тему: «Адаптация в детском саду»

    3. Подготовка памяток:

    «Ребёнок идёт в детский сад»

    4. Изготовление фотогазеты «Адаптация в ДОУ».

    5. Сопровождение семьи при поступлении ребёнка раннего возраста в детский сад»

    1. Оформление рабочей документации.

    2. Проведение диагностики успешности адаптации детей к ДОУ.

    3. Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях ДОУ.

    4. Подготовка диагностического инструментария для проведения обследования.

    5. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (первичная, прогностическая).

    1. Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска. Заполнение социальных паспортов.

    2. Разработка плана работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию.

    3. Составление плана взаимодействия с социумом.

    4. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов

    1. Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование и др.

    2. Индивидуальное консультирование родителей.

    3. Разработка плана работы родительского клуба «В гармонии с ребёнком»

    1. Формирование коррекционных групп.

    2. Изучение социального статуса и самооценки детей (методики «Социометрия», «Лесенка»)

    3. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп.

    4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных к школе групп

    1. Индивидуальные беседы по итогам проведения диагностического обследования детей, предоставление рекомендаций.

    2. Выявление детей группы риска: с проблемами в адаптации, развитии, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение).

    3. Изучение актуальных запросов педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    4. Консультация «Как повысить стрессоустойчивость»

    1. Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования.

    2. Участие в родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

    3. Оформление в группах уголков психологической консультации:

    «Каков ваш ребёнок от 2 до 3 лет»;

    «Каков ваш ребёнок от 3 до 4 лет»;

    «Каков ваш ребёнок от 4 до 5 лет»;

    «Каков ваш ребёнок от 5 до 6 лет»;

    «Каков ваш ребёнок от 6 до 7 лет»

    4. Консультирование «Поговорим о кризисе ребёнка 3-х лет»

    5. Консультация: «Как и чему учить ребёнка до школы»

    6. Участие в общем родительском собрании.

    7. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»

    3. Наблюдение за детьми младшего, среднего дошкольного возраста во время и вне занятий

    4. Заполнение карт наблюдения

    5. Диагностика наличия детских страхов (автор А. И. Захаров)

    1. Консультация «Готовность детей к школе в сфере общения»

    2. Выступление на педагогическом совете тема: «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»

    3. Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель»

    4. Тренинг «Эмоционально-экспрессивное поведение педагога ДОУ»

    1. Оформление в группах уголков психологической консультации: «Телефон и детская безопасность»

    2. Индивидуальное консультирование родителей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, разработка плана оказания помощи, выдача рекомендаций.

    3. Оформление письменных рекомендаций:

    * «Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего возраста»

    * «Как противостоять детским манипуляциям»

    3. Диагностическое обследование вновь прибывших детей

    4. Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время и вне занятий.

    5. Заполнение карт наблюдения.

    1. Встречи с воспитателями групп, в которых есть дети из проблемных семей, с целью координации совместной деятельности.

    2. Консультация «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»

    3. Стендовая информация для воспитателей «Воспитателю полезно знать…»

    1. Оформление в группах уголков психологической консультации:

    «С моим ребёнком никто не дружит»

    2. Консультация «Детский стресс»

    3. Тренинг для родителей и детей «Ахи-страхи»

    1. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших групп

    3. Сбор и анализ информации о результатах адаптации выпускников ДОУ к школе

    1. Семинар «Взаимодействие ДОУ и семьи»

    2. Повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов 1. Психологическая помощь родителям в половом воспитании детей»

    2. Проведение консультаций для родителей по теме: «Подготовка детей к школе: совместная работа педагогов и родителей»

    3. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»

    2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных групп

    1. Релаксационные занятия с педагогами для профилактики эмоционального выгорания»

    2. Беседа с воспитателями «Мотивационная готовность к школе»

    1. Консультация «Тест-тренировка при подготовке ребёнка к школе» (подготовительная группа)

    2. Изготовление фотогазеты «Подготовка руки дошкольника к письму» (старшие и подготовительная группы).

    3. памятка родителям «Как помочь ребёнку преодолеть страх темноты»

    4. Заседание родительского клуба «В гармонии с ребёнком»

    1. Беседа «Место игры в общении ребёнка дошкольника»

    2. Выступление на педагогическом совете тема: «Детство – это игра, игра – это детство»

    2. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нестандартного оборудования»

    1. Анкетирование родителей будущих первоклассников.

    2. Оформление в группах уголков психологической консультации (по запросам педагогов и родителей ДОУ):

    «Игрушка в жизни ребёнка»

    «Решение конфликта. Профилактика лучше, чем лечение»

    4. Психолого-логопедический практикум для родителей и детей «На пороге школы»

    1. Диагностическое обследование детей подготовительной группы.

    2. Заполнение индивидуальных психологических карт на детей, выпускающихся в школу.

    3. Составление прогноза адаптации выпускников ДОУ к школе.

    4. Изучение социального статуса и самооценки детей средней № 1 и № 2, старшей № 1 и № 2, подготовительной № 1 и № 2 групп (итоговая). 1. Подборка развивающих игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития; рекомендации.

    2. Проведение тренинга с педагогическим коллективом «Повышение стрессоустойчивости педагогов»

    1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования их детей.

    2. Проведение, конкурса среди родителей «Письмо в Будущее»*

    5. Акция «Кораблики мечты» (подготовительная к школе группа)

    1. Написание аналитических отчётов:

    • о готовности детей подготовительной группы к школе;

    • о проделанной работе за учебный год.

    2. Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями познавательного развития и недостаточной подготовленностью к школе.

    3. Проведение выставки детских рисунков.

    Темы: «Здоровье», «Самый добрый человек» (с детскими комментариями).

    1. Выступление на педагогическом совете. Тема: «Анализ готовности выпускников ДОУ к школе. Прогноз адаптации».

    2. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания

    1. Составление домашнего задания на лето для выпускников ДОУ, недостаточно подготовленных к школе.

    2. Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

    3. Оформление письма будущему первокласснику. *

    4. Участие в общем родительском собрании.

    5. Консультация «Ребёнок идёт в детский сад. Психологическая подготовка родителей и детей перед поступлением в ДОО»

    6. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей).

    Дополнительная информация по взаимодействию с родителями.

    2. Конкурс среди родителей «Письмо в будущее» – родителям предлагается написать письмо своему ребёнку в будущее, т. е. письменно попытаться сформулировать свои ожидания в отношении своих детей. С содержанием нескольких наиболее ярких писем родители ДОУ знакомятся во время проведения итогового родительского собрания. Письма зачитываются без указания авторов. Лучшие работы поощряются. (Благодарности, грамоты».

    3. Оформление письма будущему первокласснику – письмо представляет собой красиво оформленный текст обращения к выпускнику ДОУ, позитивно настраивающий ребёнка на предстоящую учебную деятельность.

    Перспективный план работы педагога-психолога на 2014–2015 учебный год ПЛАН ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА Утверждаю:___ МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Заведующая МБДОУ «Детский сад «Солнышко» на 2014 – 2015.

    Психологическая поддержка развития образовательного учреждения в соответствии с ФГОС до Цели психологической деятельности: — содействовать созданию психолого-педагогических условий для полноценного развития детей, созданию.

    www.maam.ru

    Консультация для педагогов «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»

    Консультация для педагогов «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников»

    Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в сформировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний в подготовке детей к школьному обучению. Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

    Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. С этой целью психолог должен организовывать и проводить родительские семинары, например по методике, описанной в книге А. С. Спиваковской «Профилактика детских неврозов». Эти семинары должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитательных воздействиях и установках, которые могут негативно отразиться на психике ребенка в целом и на самооценке в частности.

    Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

    1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

    С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

    2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

    3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

    4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.

    5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

    6. Главная функция семьи заключается в чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.

    7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

    Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

    Известно, что невозможно работать только над формированием адекватной самооценки. Требуется комплексная коррекционная работа. Особенно это актуально для детей, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в детском доме. В этом случае основная цель психолога, педагогов и других сотрудников (медицинский персонал) — создание оптимальных условий для развития психики ребенка. Особенно важным в достижении этого является преодоление депривации психического развития дошкольников.

    Для преодоления ребенком депривационных последствий, для формирования у него положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых (которое в детском доме столь дефицитно, но особенно необходимо для детей). Ребенку, который перенес разлуку с родителями, который растет и воспитывается без близких, просто необходимо ощущать себя любимым, единственным. Ему нужно знать, быть уверенным, что его, именно его, таким, какой он есть, — любят воспитатели, И только тогда в дошкольнике появится уверенность, положительное отношение к себе, будет формироваться адекватная самооценка, и он будет развиваться как полноценная, гармоничная личность.

    Формирование адекватного уровня притязаний лучше всего со старшими дошкольниками реализовывать в игровой деятельности. Мы знаем, что дети, обладающие завышенной самооценкой, отличаются некритичным отношением к себе, они стремятся не замечать неудач, игнорируют замечания взрослых, неадекватно реагируют на оценки. А в отношении к своим сверстникам, напротив, очень критичны, им свойственно стремление обсмеять товарищей за малейший промах, указать на недостатки.

    В таких случаях очень эффективно взрослому (воспитателю, психологу) использовать детские игры с карточками-фиксаторами.

    Например: взрослый и ребенок с завышенной самооценкой могут поочередно метать мяч в корзину. После каждого попадания, попавший получает карточку (звездочку, флажок). В конце игры подводится итог — подсчитываются карточки: у кого больше, тот победил. Использование карточек-фиксаторов позволит помочь ребенку наглядно убедиться в результатах собственной деятельности, а не игнорировать их. В ходе такой игры используется прием «самокритичный взрослый», когда взрослый на своем примере демонстрирует ребенку правильное отношение к неудачам и успеху, учит ребенка не бояться признать свое поражение и показывает взаимосвязь между стараниями и результатом. Такая позиция взрослого позволяет стать истинным партнером ребенку.

    Первоначально педагог должен в 50% случаев давать выиграть дошкольнику. Взрослый может сказать: «Ты выиграл. А мне надо еще потренироваться». В таком случае дошкольник видит, что неудовлетворенный результат воспринимается как мотивация для дальнейших усилий для достижения успеха. Постепенно ребенок начинает сам осознавать свои неудачи как повод для поиска наиболее оптимальной позы, более точных т. е. для саморазвития. Так формируется самокритичность, ребенок начинает прислушиваться к советам, оценкам и адекватно реагировать на них.

    Затем взрослый может выигрывать чаще, и ребенок уже не будет стремиться проигнорировать свои проигрыш. Нужно помочь подсчитывая карточки, осознать, что он в этот раз не победил, и в этом нет ничего трагичного или постыдного. Значит, в следующий раз нужно приложить больше старания, потренироваться. Когда школьник уже адекватно реагирует на свои поражения, понимает, что чем больше он старается, тем лучше у него получится, тогда повышается и продуктивность и эффективность деятельности. Так у ребенка и формируются такие черти как целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. Дети начинают самостоятельно выбирать для себя новые цели, усложнять задачи, Такие черты характера присуще детям с адекватной самооценкой.

    В коррекции нуждаются и дошкольники с заниженным уровнем притязаний. Известно, что они страдают не меньше, а даже больше, чем дети с завышенным уровнем притязаний. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны.

    Чтобы помочь такому ребенку, взрослый должен действовать очень осторожно, чтобы не травмировать его. Для начала педагог или психолог может, понаблюдав за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается. За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Нужно дать дошкольнику пережить то, чего он лишен в детском коллективе — ситуацию успеха, победы. * Взрослый может проигрывать. Но говоря ребенку что он выиграл (можно также использовать в играх карточки-фиксаторы, для того чтобы ребенок самостоятельно убедился в своей победе, необходимо отметить, почему это удалось ему. Это поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что он приложил усилия, удачно выбрал позицию, хорошо прицелился и т. п.

    Как правило, у детей с заниженным уровнем притязаний низкий социостатус, их не принимают в игры другие дошкольники, т. к. считают, что «ничего не умеют». Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценки других детей. Например:

    «Посмотрите, как далеко прыгнул Ваня! Он молодец?» Или: «Дети, вам нравится этот рисунок? Красивый, видно, что тот, кто рисовал очень старался. А выполнил этот рисунок Ваня».

    Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем притязаний необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, почаще давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны, постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

    Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет смелым, решительным, общительным. Товарищи по группе станут по-другому относиться к нему, будут приглашать вместе играть. А это, в свою очередь, поддержит уверенность дошкольника в себе, сделает его более активным, инициативным. Но важна гармоничность, согласованность в педагогических и психологических воздействиях, оказываемых на ребенка. Совершенно недопустимо, чтобы в детском саду воспитатель и психолог стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сестры в силу своей некомпетентности, сводили эти усилия к нулю. Поэтому психологу необходимо проводить семинары, с целью познакомить родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

    Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная.

    Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

    www.maam.ru

    Меню школьного психолога

    Блог мамы, педагога, психолога

    Подпишитесь на новые статьи

    Получите книгу в подарок

    Методическая литература

    Получить книги бесплатно

    Методические пособия “В помощь детскому психологу”

    План работы педагога – психолога по адаптации первоклассников к школе

    Представляю примерный план работы по

    адаптации учащихся 1 классов.

    Информация больше для начинающих

    психологов, но и родителям, я думаю,

    будет интересна. Так как от благополучности

    протекания адаптационного периода зависит не

    только успешность овладения учебной

    деятельностью, но и комфортность пребывания

    в школе, здоровье школьника, его отношение

    1. Диагностику «Готовность к школе» проводит:

  • Психолог детского сада, если есть
  • Психолог из школы приходит в д/с
  • Диагностика в школе в определенные дни
  • Все три варианта мы используем в работе (Сроки: март – апрель)

    2. Выступление на общешкольном собрании родителей будущих первоклассников с презентацией

    «Ребенок идет в первый класс — психологическая готовность родителей» (апрель)

    3. Проведение курса педагогом-психологом «Учусь общаться» во время «Школы будущего

    Наиболее удачным мы считаем проведение ШБП весной после зачисления детей в школу и проведения

    диагностики «Готовность к школе». Занятия проходят в течение двух недель в здании школы с учителем

    и психологом, которые будут работать в этом классе с 1 сентября. И уже 1 сентября многое им будет

    знакомо – снижается уровень тревожности первых дней. (апрель)

    Цель программы: профилактика школьной дезадаптации.

    4. Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников по результатам диагностики.

    5. Психолого-педагогическое обследование обучающихся 1-х классов с целью определения

    адаптационного потенциала детей (сентябрь-октябрь):

  • наблюдение: посещение педагогом-психологом занятий и мероприятий в 1 классах
  • анализ продуктов деятельности учащихся (поделки, рисунки, письменные работы)
  • анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации
  • исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния и самооценки ребенка.
  • анкетирование учителей. (Скачать)
  • 6. Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования. (октябрь-ноябрь)

    7. Классно-обобщающий контроль для педагогов, работающих в первых классах (ноябрь):

  • Презентация «Нарушения школьной адаптации, трудности в обучении»
  • Справка по итогам классно-обобщающего контроля – составляется на основы проведенных исследований с рекомендациями для педагогов.
  • Буклет «Кинезиологические упражнения» для педагогов (многие не были знакомы с данным видом упражнений для физ-минуток) (Скачать)
  • 9. Дополнительная диагностика детей с признаками низкой адаптации.

    10. Проведение индивидуальных или групповых занятий для этих уч-ся. (октябрь – апрель)

    11. Консультации и индивидуальные беседы с родителями уч-ся 1-х классов, испытывающих трудности в

    адаптации к школе. (октябрь – декабрь)

    12. Повторное обследование обучающихся 1-х классов, которые имели признаки дезадаптации в начале

    обучения в школе (апрель)

    Представленный план работы психолога по адаптации первоклассников является примерным.

    Каждый учебный год вносит свои коррективы.

    Если вам статья была полезной, пожалуйста, сделайте следующее…

    • Поставьте «лайк».
    • Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
    • И конечно же, оставьте свой комментарий ниже ??
    • Читать книгу «Первые дни в школе. Методические рекомендации по адаптации детей к школе. Пособие для учителя. 1 класс»

      Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПОСОБИЙ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

      psi-school.ru