Как воспитатель должен общаться с детьми

Оглавление:

Как воспитатель должен общаться с детьми

разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.

  • В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания

    одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик — это самый верный признак отсутствия культуры

    человеческих отношений» (В.А.Сухомлинский).

  • Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве

    Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.

    Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

    4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

    5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать ин­дивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех «причёсывать под одну гребёнку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка — это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.

    Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

    6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: «Погоди, некогда, потом!» При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

    Источник: Методическая работа в дошкольном учреждении: перспективы, направления, формы. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич

    www.vseodetishkax.ru

    Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

    Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

    Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.

    Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями программы развития, организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит беседы.

    Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они сами находят ответ на свой вопрос.

    Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их отношениях, об исторических местах родного города.

    Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

    Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

    Но даже увлекательное дело – не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

    Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

    Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малоприятное – доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают преодолевать детские «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам», «Кто скорее».

    Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал очевидным для самого ребенка. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

    Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям.

    Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.

    Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

    Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое».

    Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

    Существует такая форма взаимодействия как познавательная беседа.

    Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

    Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников (например: «От семечка до яблока», «Как растут булки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

    Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

    Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал, но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких птиц или зверей, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

    Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут разговаривать со взрослыми на познавательные темы.

    Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

    Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.

    1. Бабаева Т. И. ,У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.

    2. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

    3. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф., Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле». Детский сад от А до Я, №1 2009.

    4. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    Игры для развития математических способностей детей 4–5 лет. Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. В основе этих игр лежит общение. Основным является.

    Экологический проект «Наши младшие друзья» во 2 младшей группе В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления.

    www.maam.ru

    Должностная инструкция воспитателя детского сада и помощника воспитателя

    Практически все родители по достижении ребенком определенного возраста отправляют его в сад. Не каждый может позволить себе содержать няню. К выбору дошкольного учебного учреждения взрослые относятся с огромной ответственностью. В первую же очередь уделяется внимание воспитателю, который будет с ребенком в отсутствие родителей. Это должен быть человек, который действительно любит малышей и находит общий язык с ними. А все права и обязанности сотрудника дошкольного учреждения описывает должностная инструкция воспитателя детского сада.

    Кто может стать воспитателем?

    Для того чтобы начать работать в дошкольном учреждении, нужно получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности. К детям не может быть допущен человек, который не знает основ педагогики. Должностная инструкция воспитателя ДОУ указывает, что к работе с малышами может быть допущен сотрудник с медицинским заключением. Это значит, что перед поступлением на работу необходимо пройти полное обследование.

    Воспитатель подчиняется заведующему и директору. Поступить на должность или уйти с нее можно только лишь по соответствующему приказу. Любые спорные вопросы или нестандартные ситуации, возникающие в процессе работы, обсуждаются с высшим руководством. В своей работе воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией, а также правилами внутреннего распорядка дошкольного учебного учреждения.

    Рабочий день воспитателя

    Большинство детских садов начинает свою работу уже в 7 утра. В это время воспитатель должен быть уже в учреждении, чтобы принимать первых детей. В каждой группе обычно работают два воспитателя. Работа проходит посменно. Это позволяет сотрудникам меньше утомляться и больше внимания уделять детям. График работы воспитателя составляется заведующим дошкольного учреждения и утверждается директором.

    Должностная инструкция младшего воспитателя описывает количество часов, которое нужно отработать в течение недели. Полноценный график включает 36 рабочих часов. Сотруднику дошкольного учреждения также полагается отпуск, который может составлять 42 календарных дня. Кроме того, можно оформить выходные за свой счет.

    Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает основные обязанности сотрудника. В первую очередь специалист должен осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми. Малыши должны иметь хорошее самочувствие и психологическое состояние. Если ребенок жалуется на боль или ведет себя неестественно, воспитатель обязан немедленно доставить его в медпункт и сообщить об инциденте высшему руководству.

    Совместно с медицинским персоналом воспитатель обязан проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья малышей. Сюда входит утренняя зарядка, а также ежедневные прогулки на улице.

    За детьми младшего возраста воспитатель обязан осуществлять гигиенический уход. Взрослый должен проследить за тем, чтобы ребенок тщательно вымыл руки перед употреблением пищи, а также после посещения улицы и туалета. Малышей до трех лет необходимо регулярно высаживать на горшок. Если же ребенок испачкался, его необходимо переодеть и вымыть.

    Детям, которые пришли в детский сад после болезни, уделяется особое внимание. Таких ребят нужно освободить от физических и эмоциональных нагрузок. Если ребенок продолжает чувствовать себя плохо, необходимо сообщить родителям. В некоторых случаях есть смысл продлить больничный.

    Образовательная работа

    Должностная инструкция помощника воспитателя описывает основные обязанности такого сотрудника в сфере образования. Специалист детского сада должен планировать занятия с детьми в соответствии с утвержденными государственными программами. Дети 2-3 лет в первую очередь обучаются самообслуживанию. К концу года они должны уметь самостоятельно есть, посещать туалет и одеваться. К проведению занятий воспитатель тщательно готовится. Обязательно необходимо использовать различные учебные пособия и плакаты.

    Наиболее тщательно разрабатывается учебная программа для детей подготовительной группы. Задачей воспитателя является обучение детей буквам и азам письма. Если специалист работает с малышами добросовестно, они пойдут в школу уже со всеми необходимыми начальными умениями. Для изучения букв может использоваться методика Зайцева или «Букварь». А чтобы ребенок научился правильно держать ручку, ему предлагают работать с прописями.

    Дневной сон в детском саду

    Опытные педиатры считают, что ребенку до 6 лет просто необходим дневной сон. За несколько часов организм восстанавливает силы. Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает обязанности специалиста по организации режима детей. Воспитатель совместно со своим помощником должен организовать день малышей таким образом, чтобы воспитанники успели не только научиться чему-то новому, но и отдохнуть.

    Дневной сон в детском саду обычно длится с 13:00 до 15:00. Двух часов детям вполне достаточно для восстановления энергии. Некоторые малыши не хотят спать в детском саду. Должностная инструкция воспитателя ДОУ описывает, как поступать в таких случаях. Следует объяснить ребенку, что нужно вести себя тихо, чтобы не разбудить остальных малышей. Ребенок должен лежать в своей постели до окончания тихого часа. Даже простой отдых без сна позволяет восстановить силы.

    Режим питания в детском саду

    Обязательным для каждого дошкольного учреждения является четырехразовое питание. Малыши завтракают сразу, как только приходят в детский сад, обедают перед сном, полдничают после сна и ужинают перед уходом домой. Должностная инструкция младшего воспитателя ДОУ описывает, как должен вести себя педагог с детьми во время приема пищи. Малышам, которые еще не умеют самостоятельно держать ложку, следует оказывать помощь. Также необходимо следить за тем, чтобы дети съедали лишь свою порцию. По возможности малышу можно предложить добавку. Важно помнить, что у каждого ребенка существуют свои потребности в еде.

    Должностная инструкция помощника воспитателя описывает, какие приборы должны использоваться во время употребления пищи. Детям младше 4 лет не позволяют использовать вилки. Этот столовый прибор является травмоопасным. Помощник воспитателя расставляет тарелки и приборы таким образом, чтобы малыши не мешали друг другу во время потребления пищи.

    Организация прогулок на улице

    Свежий воздух очень важен для нормального развития ребенка. Прогулки в детском саду обязательно должны входить в режим дня. Должностная инструкция младшего воспитателя описывает, как должен вести себя сотрудник перед тем, как вывести малышей на свежий воздух. Воспитанникам, которые еще не могут обслуживать себя самостоятельно, необходимо оказывать помощь. Нужно помочь каждому ребенку одеться и обуться. Необходимо проследить за тем, чтобы подопечному было комфортно и уютно.

    Должностная инструкция воспитателя детского сада указывает, что специалист не имеет права выводить детей за пределы дошкольного учреждения. Для прогулок имеются специальные площадки с песочницами и качелями. За каждой группой закреплено свое место. В исключительных случаях воспитатель может выводить детей на экскурсию в город или музей. При этом необходимо получить письменное разрешение вышестоящего руководства. Группа дошкольного возраста может выходить в город в сопровождении двух взрослых. Воспитатель обязан строго соблюдать правила дорожного движения и переводить детей через дорогу только по переходу.

    Адаптация малышей к дошкольному учреждению

    Первые месяцы в детском саду являются наиболее сложными для ребенка. Задача воспитателя заключается в создании психологического комфорта для ребенка, который еще вчера не разлучался с мамой даже на час. Должностная инструкция воспитателя ГПД описывает, как должен вести себя специалист с малышами ясельной группы. Необходимо дать понять ребенку, что в детском саду его не обидят, и что воспитатель — это человек, который на некоторое время сможет заменить родителей.

    Не последнюю роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению играют также родители. Мама должна объяснить сыну или дочери, что ей в скором времени придется выходить на работу. Некоторое время ребенок будет проводить в детском саду. Важно заранее познакомить малыша с воспитателями и группой. Первое время кроху можно будет оставлять на несколько часов.

    Должностная инструкция воспитателя по ФГОС не описывает эмоциональной составляющей работы специалиста дошкольного учреждения. Однако каждый должен понимать, что маленькие дети нуждаются в тепле и ласке. Особенно это важно для тех малышей, которые только лишь начинают посещать детский сад. Воспитатель может обнять и успокоить малыша, который плачет за мамой. Маленький человечек должен чувствовать внимание и поддержку.

    Что должен знать воспитатель?

    На должность специалиста детского сада необходимо приходить лишь по призванию. Не получится хорошего воспитателя из человека, который не находит общий язык с детьми. Но и одной любви к малышам недостаточно для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ описывает, что должен знать человек, чтобы начать работу с детьми дошкольного возраста. В первую очередь — это конвенция о правах ребенка, а также основные методики воспитательной работы. Также специалист обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, связанные с воспитанием малышей дошкольного возраста.

    Невзирая на то что в саду обычно есть медсестра, воспитатель детского сада обязан знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача. Специалист ежегодно проходит курсы повышения квалификации по охране жизни и труда. Также воспитатель должен знать нормы противопожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях.

    Должностная инструкция воспитателя интерната описывает основные нормативные акты, которые должен знать специалист, работающий с детьми-инвалидами. Таким малышам уделяется особое внимание. Обычно группы в дошкольных учреждениях подобного типа состоят из нескольких человек. Это позволяет воспитателю больше внимания уделять каждому ребенку с ограниченными возможностями.

    Права воспитателя детского сада

    Специалист дошкольного учреждения имеет права, предусмотренные трудовым кодексом. В первую очередь это возможность получить отпуск, включающий 42 календарных дня. Также воспитатель имеет право на выходные среди недели. В течение 7 дней специалист обязан отработать 36 часов. Есть возможность оформить отпуск за свой счет (не более 14 дней за год).

    Специалист дошкольного учреждения имеет право внедрять собственные методики воспитания, если они дают хороший результат. Однако перед началом практики необходимо обсудить нюансы с вышестоящим руководством.

    Должностная инструкция старшего воспитателя описывает, за что отвечает специалист во время нахождения малышей в дошкольном учреждении. В первую очередь взрослый следит за состоянием здоровья детей, находящихся в группе. Также специалист отвечает за соблюдения всех инструкций и актов конкретного учреждения. Несоблюдение трудового распорядка является поводом для увольнения воспитателя.

    Должность воспитателем в дошкольном учреждении – интересная и ответственная одновременно. Специалист имеет множество обязанностей. Но если человек пришел на работу действительно по призванию, никаких проблем не возникнет.

    fb.ru

    Консультация для воспитателей «Всегда ли правильно мы разговариваем с родителями?»

    Консультация для воспитателей «Всегда ли правильно мы разговариваем с родителями?»

    Всегда ли правильно мы разговариваем с родителями?

    Известно, что детский сад – учреждение, которое помогает родителям воспитывать своих детей. Но эту задачу про – настоящему можно осуществить лишь в том случае, если между воспитателями группы и родителями есть полный контакт, взаимоуважение, доброжелательность, доверие.

    Контакт и авторитет воспитатель завоюет и установит только своей добросовестной работой с детьми и умением разговаривать с родителями, а именно – вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, все совсем наоборот. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей.

    Но говоря откровенно есть воспитатели, особенно молодые, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с родителями. Не раз можно услышать из уст воспитателя «Вы почему так поздно пришли за Сашей! У меня рабочий день уже давно закончился!» или «Купите ребенку эту тетрадь по развитию мелкой моторики рук и принесите завтра». Как хотят общаться родители с такими воспитателями, наверное уже понятно.

    Очень часто можно увидеть такую ситуацию: Воспитатель видит идущую за ребенком мать и говорит «Саша, беги встречай маму». Тот не попрощавшись, бежит к матери. Вместо того чтобы использовать такую встречу для разговора о ребенке, о его успехах, поведении, дежурстве, педагог «спихнула» малыша со своего попечительства и рада, что одним уже меньше. Часто неопытные педагоги при уходе детей домой начинают жаловаться родителям на детей: один пролил компот – такой неаккуратный, другой хуже всех нарисовал, этот плохо складывает одежду, не умеет завязывать шнурки… И вот приходят усталые, озабоченные своими проблемами родители и начинают выслушивать жалобы на ребенка. Это в первую очередь оценка работы самого воспитателя. Чуткий, внимательный педагог поймет, и знает где и какому родителю что сказать, ведь пролить компот может и взрослый. Если ребенок что – то плохо делает, тот вот он повод поговорить с родителями, тем найти можно огромное количество, лучше всего начинать с малейших успехов ребенка в любом деле, в поведении, учебе, дружбе с товарищами, вежливости со старшими.

    Безусловно, нужно разговаривать с мамами и папами и о срывах в поведении ребенка, его, быть может, замкнутости, эгоистичности, недружественных поступках и т. д. Все зависит от того, как это будет говорится. Беседовать надо спокойно и требовательно. Если ребенок в 5 – 6 лет не умеет сам есть или одеваться, завязать шнурки и т. д., об этом надо непременно сказать родителям и предложить им побольше дома обращать на это внимание – общими усилиями детского сада и семьи обязательно будет достигнут положительный эффект. Драчливого шалуна будем вместе отучать от этого недостатка и об успехе затем расскажем взрослым. За малыша дома все делаю взрослые: одевают, кормят, убирают игрушки и он отказывается дежурить – предложить родителям привлекать ребенка к труду, не выращивать из него лентяя. О малейших успехах в борьбе с этим недостатком потом так же следует рассказать. Это пойдет на пользу, ребенок будет стараться еще больше, а родители помогать ему. Глубоко думающий и работающий с интересом воспитатель всегда найдет, о чем поговорить с родителями. В начале своего профессионального пути каждый педагог не придает огромного значения разговорам с родителями, но постепенно с годами, с приходом опыта убеждаются как эти беседы важны. Вот примеры подтверждающие это.

    Сережа был очень умным мальчиком, в группе был лидером, всегда самый первый, с ним интересно было общаться как взрослым педагогам, так и сверстникам. Но один большой минус был у мальчика, он очень был ленив, на многие уговоры педагога помочь сложить игрушки, расставить стульчики аккуратно в группе, помочь одеться младшим детям, он отвечал что не хочет, или просто не выполнял просьбы и поручения педагога. После неоднократных бесед с мамой было выявлено, что он и дома ничего не хочет помогать и как приучить ребенка к труду они не знали. Постепенно педагог и родители наметили совместный путь работы с ребенком по приобщению его к трудовой деятельности. Ежедневно воспитатель давала рекомендации: привлекать родителей к собственному показу, организации труда дома совместно ребенка с родителями, устраивать трудовую деятельности в форме соревнований, или каждый раз поощрять ребенка указав на то, что он внес неоценимый вклад в общее дело семьи. Так постепенно у Сережи начал проявляться интерес к выполнению трудовой деятельности, ему настолько стало интересно выполнять трудовые действия, что просить и привлекать его дважды не приходилось. Казалось бы, что такое беседы с родителями? Мелочь? Вряд ли. В воспитании мелочей нет. Таких примеров в дошкольном воспитании огромное огромное количество. Каждый правильно организованный разговор с родителями очень много значит. Жаль только, что искусство этого разговора постигается с годами и опытом.

    Работая с детьми, воспитатель оказывает свое влияние и на родителей. Это влияние должно быть только положительным, созидательным. Воспитатель призван быть не только лицом официальным, но и другом родителей, другом, который даст добрый совет. Особенно нужен добрый совет молодым родителям. Зная из практики, что они порой прислушиваются больше к рекомендациям опытного воспитателя, чем к советам близких родственников.

    Хочется посоветовать начинающим воспитателя: не смущайтесь, если не все будет сразу получаться. Знания, терпение, желание делать доброе, опыт, который приходит с годами, научит вас разговаривать с родителями так, как полагается настоящему педагогу.

    Положение о родительском клубе «Доверие» ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано специалистами ГБОУ Детский сад № (далее — ДОУ) совместно с родителями.

    Роль родителей в воспитании — главная Роль родителей в воспитании – главная. Сколько волнений возникает у родителей, когда они впервые отдают своего ребёнка в детский сад: как.

    www.maam.ru

    Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада

    Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

    Особенности профессии

    Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

    Специфика педагогической деятельности

    Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

    Программа работы воспитателя

    Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

    Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

    Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно – стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

    Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

    Ориентационно-прогностическая функция предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

    Конструктивно – проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

    Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

    Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

    Что должен уметь воспитатель

    Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

    Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

    Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

    Педагогический такт и справедливость

    Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

    Должностные обязанности воспитателя детского сада

    Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

    • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
    • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
    • В своей работе он обязан применять современные педагогические технологии, владеть приемами, методами, средствами обучения.
    • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
    • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

    Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

    Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

    Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ – творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности. Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

    fb.ru

    Разговор воспитателя с детьми

    Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

    Приведено с сокращениями

    Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребенка, на его умственное и речевое развитие.

    Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребенком. Чем меньше возраст детей, тем больше они нуждаются в индивидуальном общении со взрослым. Ребенок, впервые пришедший в детский сад, сначала чувствует себя стесненно, он еще не привык к новым людям, к новой обстановке. Он еще не запомнил, как зовут воспитательницу, не знает, как и когда можно подойти к ней и поговорить. В личном общении с воспитательницей ребенок быстрее осваивается с новыми для него условиями жизни и находит свое место среди сверстников.

    Ребенок, давно посещающий детский сад, в личном общении с воспитателем ищет ответ на свои вопросы, удовлетворяет свою любознательность относительно того, что он видит вокруг себя — дома и на улице. Он ищет случая поделиться с близким человеком — воспитательницей — всем тем, что его волнует, радует, огорчает. Такое общение дает ребенку удовлетворение. Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребенком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребенком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.

    Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребенку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всем, что его интересует. Разговор с ребенком дает воспитателю возможность ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.

    Разговор воспитателя с ребенком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребенку не должно отвлекать воспитательницу от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто чем занят, кто где играет.

    В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен. Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.

    Кроме того, во время ухода за малышами (умывание, одевание, укладывание спать и т. д.) воспитатель имеет возможность поговорить с каждым. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но нельзя ожидать этих случаев. Воспитатель должен сам быть инициатором интересных разговоров.

    Чтобы разговор имел положительные результаты, необходимо знать, каковы интересы ребенка, склонности, любимые игры и занятия, какие события происходят у него в семье. Если воспитатель знает домашнюю жизнь ребенка, если он видит, чем живет каждый ребенок в детском коллективе, то ему легко найти тему для разговора. Содержанием разговоров воспитателя с детьми служит их жизнь в детском саду и дома: их игры, развлечения, посильный труд по самообслуживанию, уход за растениями и животными, события на улице, свидетелями которых были дети (по улице ехал новый автобус, рабочие чинили дорогу, дворник поливал улицу, пионеры сажали молодые деревца возле своей школы и т. д.).

    Приводим записи разговоров воспитателя с детьми о доме и семье.

    Воспитательница (разговаривает с вновь поступившей трехлетней девочкой). Ирочка, кто с тобой живет дома?

    Ира. Живет Вася, Люся.

    Воспитательница. Кто они? Твой брат и твоя сестра?

    Ира. А что такое брат и сестра?

    Воспитательница. Вася твой брат, а Люся твоя сестра. Как зовут твоего папу?

    Воспитательница. Как зовут твою маму?

    Ира. На нашей улице.

    Воспитательница. Где твой папа работает?

    Воспитательница. А мама где работает?

    Ира. Где звери, там мама работает. Вы были там?

    Воспитательницу. В зоопарке я была. А кто у вас сейчас дома?

    Воспитательница. А что ты сегодня утром кушала?

    Ира. А что, вы «хочете» кушать, что вы у меня спрашиваете?

    Воспитательница. Нет, я сыта. Я хотела узнать, что ты ела сегодня.

    Трехлетняя девочка Ира свободно, не стесняясь, разговаривает с воспитательницей и сама задает ей вопросы. Речь ее очень конкретна («Замок дома», «На нашей улице» и т. д.); она не знает слов «брат» и «сестра»; неправильно говорит «хочете». Воспитательница, поставив своей целью установить контакт с девочкой, в этом первом разговоре не поправляет ее.

    А вот разговор с девочкой пяти лет:

    Воспитательница. Лида, есть у тебя сестра?

    Лида. Нет. Три сестры.

    Воспитательница. Как их зовут?

    Лида. Зина, Тома, Валя.

    Воспитательница. Большие они или маленькие?

    Лида. Одна большая, другая большая, а третья маленькая.

    Воспитательница. Где вы живете?

    Воспитательница. На какой улице?

    Воспитательница. На каком этаже?

    Лида. На первом, на втором.

    Воспитательница. А дом большой?

    Лида. Конечно, большой.

    Девочка еще чувствует большое смущение, разговаривая с воспитательницей, часто отказывается отвечать, из-за незнания, а может быть, из-за смущения ответы ее кратки.

    Иначе проходит разговор с ребенком старшего дошкольного возраста, который не первый год посещает детский сад:

    Воспитательница. Валерик, где ты вчера был? (Разговор ведется после выходного дня.)

    Валерик. Мы ходили с мамой на реку купаться.

    Воспитательница. А что ты видел на реке?

    Валерик. Там плавали в реке много дядей и тетей. Плавали «всяк» и навзничь. Мяч бросали и снова подплывали к нему.

    Воспитательница. А ты купался в реке?

    Валерик. Нет, мама не разрешила. Я только босыми ногами ходил по воде.

    Воспитательница. А еще что ты там делал?

    Валерик. Мы с Вовой рыбку маленькую ловили.

    Воспитательница. Чем же вы ловили рыбку?

    Валерик. Нет. Мы как только переступали ногами, они уплывали.

    Воспитательница. Долго ли вы были на реке?

    Валерик. До самого вечера. А потом пошли домой.

    Воспитательница проявила большой интерес к прогулке Валерика. Ее умело поставленные вопросы расширили его сообщение. Разговор получился содержательный и живой. Мальчик умеет понятно для собеседника излагать свои мысли в кратких и распространенных предложениях.

    Теперь приводим образец разговора воспитательницы с группой детей во время утреннего сбора:

    Дети приходят, здороваются с воспитательницей и друг с другом.

    Лида. Какой сегодня свежий воздух!

    Зоя. А вчера был сильный дождь. Дождь был сильный, но быстро прошел.

    Воспитательница. Дети, сядем на скамейку и посмотрим на зеленый лужок, полюбуемся.

    Витя. Трава сырая.

    Юра. Трава мокрая.

    Воспитательница. Почему вы так думаете?

    Тамара. Потому что травка блестит.

    Рима. Травка после дождя стала еще зеленее.

    Галя. Травка стала еще чище, она блестящая.

    Зоя. В траве лежат капельки от дождя.

    Воспитательница. Дождевые капли.

    Лиля (сорвала длинную травинку). Ой, сколько крупных капель на травинке! Капли загораются на солнце.

    Нина. Капелька маленькая, а как огонек горит!

    Воспитательница. На что похож наш лужок?

    Зоя. Это как разноцветный коврик.

    Воспитательница. Ты хорошо придумала, Зоя, сказать про лужок.

    Зоя. Это я вспомнила стихотворение, которое с вами учили на даче.

    Витя. Лужок сверкает.

    Люда. Как снежинки зимой сверкали.

    Воспитательница. А какое сегодня солнце?

    Воспитательница. Посмотрим вверх. Какое небо сегодня?

    Дети (хором). Небо голубое.

    Воспитательница. Разве все небо одинаково голубое?

    Надя. Около солнца светлее.

    Воспитательница. А над нами?

    Воспитательница. Вот такое небо нарисовать хорошо: в одном месте краску надо брать светлее, а в другом месте темнее. По лужайке пробирается кошка.

    Витя (шутит). Тоже идет наблюдать! (Все смеются.)

    Витя. Мы посмотрим, что там кошка увидела. Можно нам пойти?

    Воспитательница. Можно походить и побегать. Только сразу возвращайтесь, когда я вас позову готовиться к завтраку.

    В этом разговоре участвуют несколько детей и воспитательница, которая своими вопросами и замечаниями умело направляет внимание и мысль детей, вызывает оживленные высказывания, сравнения. Она не подавляет детей своим многословием, а предоставляет им возможность высказаться. В этом разговоре и тонкие наблюдения летнего утра, и поэтические сравнения, и легкая шутка. Дети разговаривают свободно, каждый внимателен к словам товарищей; они наблюдательны, у них большой запас слов. Это результат предшествующей длительной работы воспитателя.

    www.detskiysad.ru