Если муж не дает развод ислам

Если муж не дает развод

Бывает так, что вроде бы все нормально, уедет из дому, без скандала, в хорошем настроении. А потом пропадает или трубку не берет, или телефон отключает.

Приезжает домой поздно, пьяный, и начинает доставать. Я понимаю, что лучшая защита — нападение, но я ведь не железная, ну 30 минут, ну час, а потом я срываюсь, мало того, что он все время врет, пьет, уже столько раз обещал и мне, и детям, что бросит, так еще и цепляется ко мне, даже если я молчу и не начинаю скандал.

Первый муж не дает развода.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.

Какие документы нужны при разводе?

Если муж отказывается давать развод? Могут ли нас развести без согласия мужа

1 ответ. Москва Просмотрен 453 раза. Задан 2011-07-28 09:51:21 +0400 в тематике «Семейное право» Если муж не даёт развод могут ли без его согласия развести?

хочу развестись а он не хочет даже слушать — Если муж не даёт развод могут ли без его согласия развести?

хочу развестись а он не хочет даже слушать. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 507 раз. Задан 2012-08-19 08:16:59 +0400 в тематике «Семейное право» Развод без согласия одного из супругов — Развод без согласия одного из супругов.

«…Если Вы мне не поможете, видит Бог, я что-нибудь с собой сделаю. Вот уже двадцать лет я бита и клята.

Муж дважды ломал мне руку, пробивал голову, пинал в живот, когда я носила ребенка. Ушла бы от него, да уйти мне некуда. Это дом от мамы остался, она умерла от инфаркта, видя, как он надо мной издевался.

И ее он бил не раз, пока она была жива.

Милиция им не занимается, говорит: дело семейное, разбирайтесь как хотите. В лучшем случае брали в вытрезвитель и отпускали, а платить приходилось мне.

На коленях я стояла и просила:

А он смеется в лицо, говорит: схороню тебя и другую найду, попокладистей.

По ночам, ирод, спать не дает, скандалит. Ухожу на работу не выспавшись и вся больная».

Семейным кодексом РФ предусмотрено, что развод может осуществляться, как в судебном, так и во внесудебном порядке. Дело о разводе рассматривает мировой судья, если у супругов есть несовершеннолетние дети, и нет спора относительно порядка их воспитания.

Если сторонам не удалось договориться относительно судьбы своих чад, то дело рассматривается судом общей юрисдикции, то есть в районном суде (городском).

Если муж не дает согласие на развод произнесения

на страницу в интернете.

Они подают бракоразводному процессу письменной форме совместное заявление о расторжении брака в орган записи актов гражданского состояния. Жить стало легче, но пришла новая беда.

У нас сын 5 лет. И он отказался идти.

У нас двое несовершеннолетних детей.

А я сама актриса и замужем за актером. Наверняка там можете найти ответы.

Щенятник же, даже очень скромный, потянет не меньше, чем на 20000рублей.

По исламу, право развода (талак) принадлежит в семье мужчине.

Но если женщина по какой-то причине захочет развестись, она может потребовать талак у мужа. Самый приемлемый путь этого заключается в мирном решении вопроса путем переговоров. То есть женщина, подарив установленную во время брака мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты), может попросить взамен талак.

Муж грозится не дать развод

При подаче заявления о разводе Вы должны определиться, с кем будет проживать ребёнок.

Если спора по этому вопросу нет, то исковое заявление подаётся в мировой суд и в заявлении указывается, что ребёнок будет проживать с матерью. В отсутствие возражений отца о месте проживания ребёнка Ваше заявление может быть рассмотрено в срок не ранее, чем через месяц после подачи. Если отец будет возражать против развода, то суд даст вам на примирение может месяц, может два, но в совокупности не более трёх и потом независимо от его возражений разведёт.

msk-zalog.ru

Если муж не дает развод ислам

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

islam-today.ru

Как развестись если муж не дает развод

Семейным кодексом РФ предусмотрено, что развод может осуществляться, как в судебном, так и во внесудебном порядке. Дело о разводе рассматривает мировой судья, если у супругов есть несовершеннолетние дети, и нет спора относительно порядка их воспитания. Если сторонам не удалось договориться относительно судьбы своих чад, то дело рассматривается судом общей юрисдикции, то есть в районном суде (городском).

Ислам в Азербайджане

По исламу, право развода (талак) принадлежит в семье мужчине. Но если женщина по какой-то причине захочет развестись, она может потребовать талак у мужа. Самый приемлемый путь этого заключается в мирном решении вопроса путем переговоров. То есть женщина, подарив установленную во время брака мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты), может попросить взамен талак.

Причем не имеет значение, выплачивалась ли мехрие женщине до этого.

Как развестись если муж не дает развод

Если муж не дает развод — развод возможен и без его на то согласия. Более того, Вам так же нет необходимости обивать пороги судебных учреждений (суд является обязательной процедурой если муж не дает согласие на расторжение брака). Если вам не хочется посещать судебный участок, не хочется продолжать общение с супругом в стенах суда, не хотите остаться без правовой поддержки в тот момент, когда развод выйдет за рамки простой процедуры расторжения брака и будут затронуты имущественные вопросы или вопросы общения с детьми? Для таких ситуаций существует наша адвокатская помощь.

Как действовать если муж не дает развод.

Можно получить развод если муж не согласен?

Когда семейная жизнь не складывается, и нет надежды на примирение, остаётся только подать на развод. Закон не может заставить супругов сохранить семью, он может дать лишь время на примирение. Если в семье нет детей и оба из супругов согласны на развод, то один из супругов может даже отсутствовать, достаточно наличия его письменного свидетельства о согласии на расторжение брака или присутствия представителя.

Муж не дает развода, что делать

Бывает так, что вроде бы все нормально, уедет из дому, без скандала, в хорошем настроении. А потом пропадает или трубку не берет, или телефон отключает. Приезжает домой поздно, пьяный, и начинает доставать. Я понимаю, что лучшая защита — нападение, но я ведь не железная, ну 30 минут, ну час, а потом я срываюсь, мало того, что он все время врет, пьет, уже столько раз обещал и мне, и детям, что бросит, так еще и цепляется ко мне, даже если я молчу и не начинаю скандал.

а что Вам мешает Самой развестись с мужем. Вы сами поддерживаете его и поощеряете его поведение тем, что в итоге принимаете его и остаетесь с ним! почему Вам нужно уговорить его? ведь развод нужен ВАМ! значит и действуйте Вы!

доводит меня,все нервы истрепал сил нет.я постоянно нервничаю из за этого.это отражается на ребенке.с ним тоже справиться не могу,совсем не слушается.не хочу чтоб ребенок рос в такой обстановке постоянной ругани

а Вы позволяете себя доводить! зачем? почему сами так себя НЕ любите? Вы сами вокруг себя смыкаете этот порочный круг тем, что в итоге НЕ предпринимаете никаких действий! и сами себя доводите! почему ОН должен что-то делать? его это устраивает!

ОН говорит, что НЕ даст и что.

Муж не отпускает после развода

Здравствуйте! Из вашего вопроса непонятна полностью ситуация с вашим мужем, вы не даете какого-либо развернутого рассказа о ваших с ним отношениях, поэтому не судите строго, если в своем ответе я не попаду точно в цель и буду ошибаться. Ведь всё, что мне остается – только строить предположения…

Зачастую причиной того, что муж после развода никак не дает покоя своей бывшей жене, кроется в самой женщине.

Муж поклялся не давать развод. Как мне развестись с ним?

Вопрос: Ассаламу алейкум. У меня очень сложная и запутанная семейная ситуация. Мы поженились с мужем совершенно не зная друг друга. Я вышла за него, потому что он совершал намаз и постился три священных месяца, а так же потому, что родители у него хорошие люди. После свадьбы выяснилось, что он не так серьезно относится к своим обязанностям и запретам Всевышнего. Он свободно общался с женщинами, вел романтические переписки.

Первый муж не дает развода. Что делать?

идете в суд по месту вашего жительства и подаете заявление на развод, в заявлении так и пишите что давно совместно не проживаете и где ваш муж сейчас вы понятия не имеете (или как вариант пишите тот адрес где он раньше жил) В суд естественно он не явится и вас спокойно разведут.

lawyersfree.ru

Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

38 821 Май 17, 2013

Троекратный развод иногда приводит к мужским слезам

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

islamcivil.ru

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

www.islam.ru

Развод с мужем, если есть дети

Решение о разводе дается женщине очень непросто. Вспоминаются былые чувства, крушатся надежды о сохранении семьи, тревожат материальные вопросы, возникает беспокойство о юридических сложностях процесса. А если есть дети, количество женских сомнений, страхов и вопросов увеличивается вдвое. Как они переживут развод родителей? С кем останутся? Как будут общаться с отцом?

Как развестись с мужем, если есть ребенок?

Статья 21 Семейного кодекса однозначно утверждает, что при наличии несовершеннолетних детей расторжение брака осуществляется только в судебном порядке. Это значит, что развод через ЗАГС с детьми – невозможен. Развестись с мужем, если есть дети, можно только через суд.

Предназначение судебной процедуры развода — защита интересов детей. На суд возложена обязанность — урегулировать вопросы о проживании, воспитании и содержании детей и убедиться в том, что права детей не ущемляются из-за неприязненных взаимоотношений между родителями.

Где развестись и куда подать на развод, если есть ребенок?

  1. В мировой суд – если удалось достигнуть согласия с мужем относительно детей;
  2. В районный суд – если возникли споры с мужем относительно того, с кем будут проживать дети, кто и как будет воспитывать и материально обеспечивать детей;
  3. По общему правилу, подавать на развод нужно по месту проживания ответчика. Если жена проживает вместе с мужем, трудностей не возникает. Но если муж проживает в другом городе, регионе, государстве, отправиться в суд по месту его проживания для жены может оказаться затруднительным. Особенно, если с ней проживают дети. В этом случае она вправе подать на развод по собственному месту жительства.

    Какие документы необходимо подать, если есть дети

    Бракоразводный процесс начинается с момента подачи в суд документов о разводе. О том, как правильно составить исковое заявление о разводе, Вы можете узнать из статьи «Заявление на развод в суд. Образец».

    А для того, чтобы брак с мужем был расторгнут судом максимально быстро и просто, кроме формальных данных в исковом заявлении следует указать:

  4. с какого времени муж и жена состоят в браке;
  5. какова причина расторжения брака;
  6. есть ли в браке общие несовершеннолетние дети;
  7. достигли ли супруги согласия относительно места проживания, порядка воспитания и содержания детей;
  8. с кем из родителей будут проживать дети после развода, а если детей несколько, то будут ли они разделены;
  9. как другой из родителей будет участвовать в воспитании детей;
  10. как родителями будут обеспечиваться материальные потребности детей;
  11. При отсутствии согласия между супругами, исковое заявление содержит просьбу о решении судом спорных вопросов относительно детей согласно требованиям истца.

    К исковому заявлению следует приложить пакет документов, включающий:

    1. копию искового заявления – для мужа;
    2. копию паспорта;
    3. копию свидетельства о браке;
    4. копии свидетельств о рождении детей;
    5. другие документы, подтверждающие факты, на которые жена ссылается в своем заявлении: письменные соглашения, характеристики, справки о доходах, справки о месте жительства, акты обследования жилищных условий;
    6. квитанция об оплате госпошлины в сумме 600 рублей.

    Срок и порядок развода с мужем при наличии детей

    Ход и длительность бракоразводного процесса зависят от того, не противится ли один из супругов разводу, имеются ли между супругами неразрешенный споры.

    Минимальная длительность развода при наличии детей составляет 1 месяц, если имеет место обоюдное желание супругов развестись и заключено мировое соглашение. Еще 1 месяц пройдет до того, как судебное решение о разводе вступит в законную силу.

    Если же один из супругов не согласен на развод, суд может назначить срок для примирения от 1 до 3 месяцев.

    Спор о детях может дополнительно затянуть бракоразводный процесс от 1 до 3 месяцев. Например, для того чтобы определить, с кем останутся дети после развода, суду должен выслушать доводы супругов, выяснить мнение ребенка старше 10 лет о том, где и с кем он хочет жить. Возможно, потребуется провести психологическую экспертизу, чтобы выяснить степень психологической привязанности детей к родителям.

    К активному участию в бракоразводном процессе с детьми привлекается орган опеки и попечительства. Он будет обследовать условия жизни каждого из родителей, чтобы выяснить, соответствует ли их жилище нормам, установленным для проживания детей. На основании этого обследования орган опеки представит суду заключение о том, что проживание детей с одним из родителей предпочтительно, а с другим, наоборот, не желательно.

    Развод по обоюдному согласию

    Если и муж, и жена понимают, что сохранять семью нет смысла, ничто не мешает им развестись. Даже наличие детей. Правда, им придется пройти судебную бракоразводную процедуру, поскольку в ЗАГСе могут развестись только бездетные супруги.

    Если супружеская чета пришла к обоюдному решению о неизбежности и необходимости развода, скорей всего, все связанные с дальнейшей судьбой детей вопросы тоже решены по обоюдному согласию. Это нужно указать в исковом заявлении. К исковому заявлению нужно приложить соответствующее соглашение, где будет определено:

  12. с кем из родителей будут проживать дети после развода,
  13. в какой форме и как регулярно второй родитель будет оказывать материальную поддержку детям;
  14. каким будет порядок общения разводящихся родителей и детей.
  15. При наличии у супругов такого письменного соглашения суд расторгнет брак без промедления – ведь согласие супругов на развод обоюдно и спора о детях нет.

    Если муж не дает согласия на развод, что делать?

    Независимо от того, согласен муж на развод или нет, право на обращение в суд с исковым заявлением жена не теряет. Несогласие мужа на развод не отменяет и судебное заседание, куда оба супруга будут приглашены через месяц после подачи иска.

    Судебное заседание предназначено для выяснения обстоятельств дела и установления вероятности примирения супругов. Если в судебном заседании муж заявит о категорическом несогласии с разводом, суд даст ему шанс примириться с женой и назначит для этого срок от 1 до 3 месяцев. Если в установленный срок сохранить семью не удастся, суд расторгнет брак.

    Кстати, если у жены есть весомые причины для развода и она абсолютно уверена в невозможности примирения с мужем, ей следует прямо указать это в исковом заявлении. Возможно, это позволит избежать назначения срока для примирения (или максимально его уменьшить).

    Иногда свое несогласие с разводом муж выражает в виде неявки в судебное заседание. Возможно, он думает, что из-за этого бракоразводный процесс не состоится. Это не так. Уклонение или отказ посещать судебное заседание – факторы, влияющие лишь на длительность процесса. Достаточно мужу дважды не явиться на судебное заседание (при условии, что он был уведомлен о дате и месте его проведения), как суд рассмотрит дело без его участия. И, разумеется, удовлетворит требование жены о разводе.

    Таким образом, как бы муж ни выражал свое несогласие с разводом, по требованию жены брак будет расторгнут в любом случае. Единственное, на что повлияет несогласие мужа – длительность судебного процесса. Подробнее о бракоразводной процедуре без согласия мужа читайте в статье «Как развестись с мужем без его согласия».

    Решение вопросов о детях в судебном процессе

    Определение места жительства детей

    Если супруги подают на развод по взаимному согласию, они могут составить мировое соглашение о детях. Этот документ составляется в простой письменной форме и содержит решение о месте дальнейшего проживания детей и другие решения. Если происходит развод с двумя детьми, супруги могут договориться о разделении детей, например, оставить одного ребенка с матерью, а другого – с отцом.

    Если мировое соглашение супругов не будет противоречить интересам детей, суд утвердит его своим решением.

    Если же супружеская пара не достигла согласия о месте проживания детей, принимать решение о том, с кем останутся дети после развода, будет суд. При этом будут учитываться личные качества родителей, их материальные возможности, состояние здоровья, жилищные условия, привязанность детей и другие значимые факторы. Будут выслушаны и доводы супругов, и мнения детей старше 10 лет, и выводы экспертов-психологов, и акты обследования от органов опеки и попечительства. Суд взвесит все «за» и «против», но решающим фактором останутся интересы детей.

    Что делать, если муж угрожает забрать ребенка при разводе?

    Решившись на развод и заявив о своем решении мужу, многие женщины сталкиваются с давлением и запугиванием со стороны мужчины. Угроза забрать ребенка – один из самых сильных способов напугать и покорить своей воле женщину, чем и пользуются мужчины.

    Каковы шансы, что муж оставит ребенка себе при разводе? Что нужно сделать жене, чтобы доказать свое право на проживание с ребенком в суде?

    Как отец, так и мать имеют равные права на ребенка. Однако на практике чаще предпочтение отдается матери. Перед ней стоит задача – доказать суду, что именно она способна предоставить ребенку самые лучшие условия для жизни – материальные, телесные, душевные.

    В исковом заявлении о разводе нужно подробно изложить обстоятельства семейной жизни и предоставить убедительные доводы и доказательства того, с кем должен остаться ребенок:

  16. получить от органа опеки и попечительства заключение о том, что место проживания матери подходит для ребенка;
  17. предоставить справки о регулярных доходах, тем самым доказать свою способность покрыть потребности ребенка в продуктах питания и одежде, обучении и лечении, отдыхе и развлечениях.
  18. получить положительные рекомендации и характеристики с места работы или общественной деятельности;
  19. продумать, кто будет помогать в уходе и воспитании ребенка в то время, когда мама будет на работе (детский сад, школьная продленка, бабушка, старшие братья или сестры);
  20. выяснить точку зрения ребенка. Суд обязательно спросит 10-летнего ребенка о том, с кем из родителей он хотел бы остаться жить после развода. Желание ребенка остаться с мамой сыграет немаловажную роль для суда;
  21. если существуют доводы, компрометирующие отца в глазах суда, их тоже следует преподнести в качестве доказательств. Например, если у отца есть вредные привычки, склонность к злоупотреблению алкоголя, серьезные хронические заболевания, нет обустроенного жилья, недостаточный заработок, это не сыграет ему на руку.
  22. Подробнее о том, как определяется место жительства детей после развода читайте в статье «Разделение детей при разводе».

    Права мужа при разводе на ребенка

    Законодательство гласит о том, что права отца и матери по отношению к общему ребенку абсолютно равны. Как папа, так и мама имеют право участвовать в жизни ребенка — содержать и воспитывать его.

    Но, несмотря на предусмотренные законом равные права родителей (в том числе, право на совместное проживание с ребенком), после развода суд предпочитает оставлять ребенка с мамой. В некоторых случаях права отца ущемляются: требуя от него лишь выполнения обязанности по материальному обеспечению ребенка (оплаты алиментов), мать не позволяет ему видеть ребенка, общаться с ним, воспитывать его.

    Следует сказать, что в последнее время изменилось как общественное мнение по поводу отцов, добивающихся совместного проживания с ребенком, так и судебная практика принятия решения в пользу отца.

    Даже если суд традиционно определил место проживания ребенка с матерью, а отца обязал выплачивать алименты, права родителей по-прежнему остаются равными. Мать не может лишить отца возможности участвовать в жизни ребенка. Если возникают препятствия в регулярных встречах и времяпровождении отца с ребенком, следует обратиться в суд за защитой своего родительского права.

    Как можно оставить детей при разводе мужу?

    Редко, но все же бывают случаи, когда предпочтительнее для разводящейся жены – оставить детей после развода мужу. Не будем вдаваться в анализ причин и давать оценку этого намерения, а раскроем способ его осуществить – с точки зрения закона.

    Пожалуй, самый простой и деликатный способ определить место проживания ребенка – договориться об этом самим, не придавая своим семейным делам огласки, не привлекая к разбирательству посторонних людей, «не вынося сор из избы».

    Результатом договоренности родителей станет письменный документ, соглашение, в котором будет установлено место проживания ребенка и другие условия. Так, родители могут предусмотреть, что дети остаются жить именно с отцом, а на мать возлагаются другие обязательства (например, материально поддерживать и участвовать в воспитании детей). Соглашение может быть заключено до или во время бракоразводного процесса, а рассмотрено судом – в судебном заседании. Если соглашение родителей не противоречит правам ребенка, суд утвердит его своим решением.

    Если добровольного согласия с отцом ребенка не достичь, в решении вопроса о месте проживания детей придется полагаться на суд. Свою позицию следует мотивировать. Нужно пояснить суду, что в связи с родом деятельности, жилищными условиями, материальным положением или другими обстоятельствами мать не может предоставить детям полноценные условия для жизни, не может обеспечить уход, дать воспитание. Доказательствами могут послужить те же документы – справка с места работы, справка о доходах, справка о составе семьи, акт обследования жилищных условий.

    Следует также акцентировать внимание на том, что отец, в отличие от матери, способен дать ребенку достойное место проживания, обеспечить материально, способствовать физическому и душевному развитию. Необходимо предоставить подтверждающие это документы.

    Желание 10-летнего ребенка остаться с папой или мамой суд обязательно учтет.

    До начала судебного разбирательства супруги могут договориться о суммах денежных средств, которые будут добровольно выплачиваться для материального обеспечения детей — в мировом соглашении.

    Но, если этого не произошло, одновременно с исковым заявлением о разводе, жена может потребовать взыскания с мужа алиментов на содержания детей.

    Размер алиментов на содержание детей не может быть ниже, чем предусмотренные в Семейном кодексе ограничения:

    • для одного ребенка — не менее четверти заработка;
    • для двоих детей – не менее третьей части ежемесячного заработка;
    • для троих и более детей – не менее половины заработка.

    Кстати, подать в суд заявление о взыскании алиментов жена может даже в том случае, если муж отбывает наказание в виде лишения свободы, а брак с ним расторгнут через ЗАГС в упрощенном порядке.

    Как развестись, если детей двое?

    Бракоразводный процесс мужа и жены с одним, двумя, тремя и более детьми ничем не отличается. В каждом случае суд решает главные вопросы — с кем из родителей будет жить ребенок и как второй родитель будет участвовать в жизни ребенка (оказывать материальную поддержку, видеться и общаться).

    Единственное, чем отличается развод в зависимости от количества детей – размером алиментных выплат, которые выплачиваются детям проживающим отдельно родителем. Если одному ребенку будет выплачиваться лишь четверть дохода родителя, то двоим – треть, а троим и больше – половина дохода. Подробнее о том, как взыскиваются алименты на двоих детей можно узнать в статье «Сколько положено алиментов на двоих детей».

    ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  23. В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  24. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
  25. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    law-divorce.ru

    Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

    Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:

    «А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Евангелие от Матфея, 5:32).

    Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает такой уровень морального совершенства, которого человеческие общества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не является ни эффективным, ни разумным. Неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод.

    Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится:

    «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел» (Второзаконие, 24:1-4).

    Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как «неприятный»

    (displeasing), «непристойность» (indecency), «отвращение» (dislike), упомянутых в стихах. В Талмуде «зарегистрированы» эти разные точки зрения:

    «Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена» (Гиттин, 90 а-б).

    Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и Ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой причины на это.

    Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с «разонравившейся» женой, он считает развод с «плохой» женой обязанностью мужчины: «Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина — источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя» (Екклесиаст, 25:25).

    Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод:

    «Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа» (Гиттин, 89а).

    Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): «Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод» (Е.,64а).

    Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин, в соответствии с которыми женщина может обратиться с просьбой о разводе. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п.

    Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

    Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

    Женщина, находящаяся в таком положении, называется «агуна» («связанная»). В США сегодня по приблизительным данным от 1000 до 1500 таких женщин, а в Израиле их около 16000. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих «связанных» жен за дачу разводного письма по еврейскому закону.

    Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

    Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием «кула».

    Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были:

    «Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?» (Коран, 4:20).

    Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

    Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака:

    «О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы» (Коран, 2:229).

    Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)? И она сказала: «Да». Пророк (мир ему) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).

    В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

    Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

    Еврейские женщины, жившие в христианских странах, не обретали и этих привилегий, поскольку практика разводов на территориях распространения Римского права была не более привлекательна для них, чем практика еврейского права.

    Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (мир ему) говорил своим последователям так:

    «Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего» (Абу Дауд).

    Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: «Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое» (Коран, 4:19).

    Пророк Мухаммад (мир ему) давал такие же указания:

    «Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго» (Муслим).

    Пророк (мир ему) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен.

    «Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам» (Тирмизи).

    Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

    Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах:

    «Мужья — попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах» (Коран, 4:34-35).

    Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать «искать пути против» жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

    Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее.

    «Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им» (Тирмизи).

    Далее, Пророк (мир ему) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (мир ему) категорически заявил:

    «Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд).

    И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (мир ему) также сказал:

    «И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи» (Тирмизи).

    Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: «Я пришла к Пророку и сказала: Абул Джам и Муавийа ищут моей руки. Пророк сказал: «Муавийа беден, а что до Абу аль Джама, то он бьет женщин» (Муслим).

    Следует отметить, Талмуд разрешает применять физическое наказание по отношению к жене в качестве дисциплинарной меры. Муж не ограничивается такими особыми случаями, как «открытая мерзость». Ему разрешено бить жену даже если она только отказывается выполнять домашнюю работу. Более того, не существует такого ограничения, как использование легкого наказания. Ему предоставляется возможность обуздывать строптивую жену бичеванием или морить голодом.

    Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет:

    «И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] — лучше» (Коран, 4:128).

    В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

    Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к тем двум мерам — отказывать в сексе или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать поступающего дурно супруга, затем запрещать ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

    Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

    www.islam.ru