Данные самооценки ребенка

Оглавление:

Формирование самооценки

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых. Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности. Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности. На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний. Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития. К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида. От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р. Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм. Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому. Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта. Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний. Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка. Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида. Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом. Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий. Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду. Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески. Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки.

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину. В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки. В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала. Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности. Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения. От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку. На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

psytheater.com

Виды самооценки у детей 6-8 лет и как ее повышать

Самооценка у детей начинает формироваться еще до школы. Развитие самооценки ребенка зависит, в основном, от его окружения и как воспитывают его родители. Если родители стараются понимать ребенка, поддерживают его при необходимости, проявляют заботу и последовательно выстраивают процесс воспитания, тогда у ребенка самооценка формируется адекватная. До школы и в младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать защищенность. В семье, детском саду, начальных классах при чувстве защищенности, ребенок уже самостоятельно принимает решения; при необходимости, не стесняется просить помощи; может признать свои ошибки. Когда у ребенка развивается адекватная самооценка, он уважительно относится к окружающим, спокойно может принимать помощь окружающих и начинает ценить себя как личность.

К одному из видов не адекватной самооценки относят — завышенную самооценку. Проявляется она в виде неуважения к окружающим, пренебрежительного отношения к сверстникам, одноклассникам. Он высмеивает радость достижений других детей. Во время совместных игр пытается управлять другими детьми, считая себя лидером. Если коллектив не признает его лидером, может сильно эмоционировать, вплоть до истерики. При самооценке ребенок не замечает своих слабых сторон.

К другому виду не адекватной самооценки относят — заниженную самооценку. При заниженной самооценке ребенок может испытывать тревогу, не верить, что может самостоятельно что-то сделать, не верит в собственные силы. Такой ребенок изначально настраиваются на неудачу. Он может не верить людям, может бояться, что его обидят, оскорбят.

Такие дети испытывают одиночество в детском коллективе, они избегают общих игр, не принимают участия в каких-либо видах деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки среди ребятишек. У детей с заниженной самооценкой формируются установки типа: он хуже других, самостоятельно ничего не может сделать, если делает сам, то ничего хорошего из этого не выйдет. Это негативно влияет на развитие самооценки ребенка.

Когда развивается низкая самооценка у ребенка? Если родители, педагоги часто употребляют в разговоре «у тебя никогда не получается», «ты не умеешь, дай я», «ты не сможешь» и др. Все это приводит к тому, что ребенок начинает верить, что он не способен делать самостоятельно. У ребенка может развиться комплекс неполноценности.

В воспитании детей родителями и педагогами еще один очень важный момент — необходимо оценивать не личность, а только поступок, совершенный ребенком.

Также рекомендую не сравнивать ребенка с другими детьми. Например: с отличником в классе или со спортивным мальчиком из соседнего подъезда, прилежной девочкой с верхнего этажа. При этом вы можете считать, что ваш ребенок начнет лучше учиться, станет заниматься спортом и будет прилежно себя вести. Но зачастую это и приводит к снижению самооценки у ребенка. Он начинает завидовать ребенку, с которым его сравнивают, а также очень часто испытывает к нему чувство ненависти.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  • Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  • Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  • Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  • Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  • В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  • При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!
  • Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

    www.zabolel.info

    Формирование и развитие самооценки у детей дошкольного возраста

    Правильное развитие самооценки у детей позволяет им оценивать свои силы и возможности адекватно. Родителям следует уделять внимание вопросам формирования самооценки у детей дошкольного возраста, поскольку в будущем, при начале обучения в школе это будет иметь первостепенное значение. Гармоничное развитие самооценки у детей дошкольного возраста позволяет успешно интегрироваться в детском коллективе и отвечает за социализацию малыша.

    Влияние родителей на самооценку ребенка: как влияет семья

    Наиболее значимое влияние на развитие и формирование оценки ребенком собственной личности и собственного «Я» оказывают родители. Влияние родителей на самооценку ребенка заключается в том, что они формируют свои представления о том, каким должен быть их малыш еще до его рождения, тем самым определяя стиль воспитания в своей семье. С момента рождения и до момента ухода ребенка во взрослую жизнь, а иногда и после этого, родители оценивают его реальную деятельность и поведение, опираясь на собственные представления, сформированные ранее.

    Те оценки, которые ребенок получает от родителей, становятся его собственными оценками. Он оценивает себя так, как оценивают его родители и окружающие его люди. В зависимости от того, как семья влияет на самооценку ребенка, он формирует собственные представления о возможностях и перспективах развития.

    Мама и папа также формируют у малыша определенные личностные ценности и идеалы, на которые он должен равняться, намечают для него планы, которые он должен реализовать, определяют, как ребенок должен выполнять те или иные действия. Если данные цели и планы являются реалистичными, то их достижение способствует формированию у него положительного образа собственного «Я» и, соответственно, положительной самооценки. Если же данные планы и цели не являются реальными, требования завышены, то неудачи, которые постигнут ребенка при их достижении, приведут к потере веры в собственные силы, формированию заниженной самооценки и негативного образа собственного «Я».

    От чего зависит самооценка и на основе чего формируется у ребенка дошкольного возраста

    Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе взаимоотношений в семье, вне зависимости от того, какими они являются. Интересен тот факт, что эмоциональное отвержение и недовольство ребенком, строгий контроль за ним со стороны родителей оказывают совершенно обратный эффект на формирование его самооценки. Даже при негативных формах родительского отношения дети из таких семей демонстрируют довольно высокую самооценку.

    Отношение родителей к ребенку имеет очень важное влияние на его развитие, как психическое, так и физическое. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему: у детей, растущих в атмосфере любви и понимания, возникает меньше проблем со здоровьем, трудностей в усвоении школьной программы, в общении со сверстниками, нарушение же детско-родительских отношений приводит к формированию разнообразных комплексов и психологических проблем.

    Для ребенка очень важно общение с взрослыми, их благожелательное отношение дает малышу возможность правильно развиваться.

    Общение ребенка с родителями является объективным условием для протекания процесса формирования детского самосознания. Именно под влиянием родителей у малыша накапливаются знания и представления о себе, формируется тот или иной тип самооценки.

    Формирование способности детей раннего возраста положительной самооценке

    Формирование у детей положительной самооценки является непрерывным постоянным процессом, даже одно слово может разрушить всю концепцию воспитания. На ребенка одинаково негативное воздействие оказывает как отсутствие критики со стороны родителей, так и излишняя строгость. В первом случае дети вырастают с неадекватно завышенной самооценкой, а во втором — с заниженной. В обоих случаях не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Формирование способности у детей самооценки в адекватном ключе без перекосов — это отсутствие негативизма в восприятии его личности.

    В чем же заключается роль матери и отца в развитии самооценки у детей раннего возраста и какие ошибки не следует допускать по незнанию?

    Во-первых, именно родители сообщают малышу о его положительных или отрицательных качествах и возможностях, которыми он обладает.

    Во-вторых, мама и папа оценивают правильность его поведения или действий.

    В-третьих, родители закладывают в ребенке набор личностных ценностей и эталонов, которые в дальнейшем помогут ему оценивать себя самостоятельно.

    В-четвертых, они побуждают малыша к анализу своих действий и поступков.

    Оценка родителями деятельности и поведения ребенка только тогда играет положительную роль в его воспитании, когда восприятие результатов этой деятельности отделено от его личности. Положительное отношение к ребенку, вера в его силы, а также демонстрация подобного отношения формируют у него уверенность в собственных силах, стремление к успеху. Указывая малышу на ошибки и неправильное поведение, родители тем самым учат его анализировать, контролировать и правильно интерпретировать свои действия.

    Уважительное отношение к ребенку и его личности лежит в основе позитивного оценивания. Если родители используют данную формулу при оценке деятельности и поведения малыша, тем самым они обеспечивают формирование у него адекватной самооценки и умения анализировать и контролировать в дальнейшем свое поведение.

    Родительское отношение указывает на взаимосвязь и взаимозависимость ребенка и родителей. Оно несет в себе субъективно-оценочные и сознательно-избирательные представления о малыше, которые определяют особенности восприятия родителями детей, способ их общения с ними, а также характер приемов воздействия на них.

    Результаты исследований показывают, что явно выраженный авторитарный стиль отношений между родителями и детьми может повлиять на формирование низкой самооценки у последних. Хотя достаточно много малышей проявляют довольно высокую самооценку, несмотря на методы воспитания, используемые родителями.

    Среднюю самооценку проявляют дети, родители которых уважают и признают их индивидуальность, верят в их способности и возможности, проявляют в целом благожелательное отношение к ним. Благоприятное отношение родителей к своим детям, которое характеризуется эмоциональным принятием, кооперативными формами взаимодействия с ними, в основном дает толчок формированию адекватной самооценки ребенка.

    На формирование низкой самооценки влияют негативные формы отношений между родителями и детьми. Эмоциональное отвержение ребенка, жесткий контроль за ним влияют на то, что он может вырасти несамостоятельным, а в некоторых случаях даже инфантильным.

    Если родители относятся к своим детям как к партнерам, проявляя любовь и уважение к их личности, предоставляя им возможность быть самостоятельными в определенных вопросах, то это приводит к развитию регуляторной функции в системе самооценивания ребенка. В данном случае обогащается жизненный опыт малыша, он учится соизмерять свои действия со своими возможностями, тем самым учится критически относиться к себе.

    Самосознание самооценка ребенка

    Нарушение самооценки и самосознания ребенка

    В семьях, где отношения между родителями и детьми носят выраженный негативный характер, оценка своей личности у ребенка выполняет защитную, или компенсаторную функцию. Чем больше отрицательных оценок со стороны родителей получает малыш, тем сильнее он пытается защититься, что проявляется в высоком уровне оценки своей личности. Рассматривая нарушение самооценки у детей, стоит сказать, что подобный факт имеет неблагоприятные последствия для ребенка. Высокая самооценка и самосознание у ребенка компенсирует и защищает малыша от негативных оценок родителей, удовлетворяет желание быть принятым, присущее всем без исключения, но тем самым проявляется оторванность самооценки от реального поведения, нарушается регуляторная функция его самооценки, повышается ее защитная функция, ребенок просто закрывает собственное «Я» от окружающих.

    Условия развития оценки ребенком собственной личности основаны на двух факторах: общение с родителями и окружающими его людьми и на собственной деятельности малыша. Каждый из этих факторов вносит свой вклад в ее правильное ориентирование. В процессе общения ребенок усваивает определенные способы поведения, формы и критерии оценок, а на собственном опыте он проводит их апробацию. Только опытным путем в конкретном виде деятельности ребенок может понять, имеются ли у него определенные качества, умения и возможности или же они отсутствуют. Малыш может слышать от окружающих хоть каждый день, что у него есть какие-то способности, или, наоборот, что их нет, но это не является основой для формирования правильного представления о себе и своих возможностях. Критерием их наличия или отсутствия станет конечный результат деятельности — успех или неудача.

    Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста

    Ощущение собственной ценности формируется в семье, где открыто выражают любовь друг другу все ее члены, где создана атмосфера уважения и взаимопонимания, где общаются открыто и дружелюбно, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Необходимо учитывать особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, чтобы позволить малышу развиваться правильно и гармонично. Ребенок усваивает нравственные идеалы родителей, их отношение к другим людям, суждения и оценки, которыми они оперируют, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях. Малыш более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи между родителями и детьми закрепляются в поведении последних, становятся для них моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Не существует практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении ребенка, который бы не зависел от условий, созданных у него в семье, и от отношений, которые он в ней наблюдает.

    ladycharm.net

    Самооценка начинает формироваться с раннего детства. Очень часто родители, делая ребенку замечание, даже не задумываются о том, что именно из их оценок в первую очередь и складывается представление малыша о самом себе: «Ты уже большой мальчик, а уколов боишься (читаешь по слогам, сам завязывать шнурки так и не научился и т.п.)!» Только в школьном возрасте ребенок сам научится оценивать свои поступки, способности, успехи и неудачи. До этого момента о том любят ли его, успешен ли он, принимают ли его таким, какой он есть, ребенок узнает в семье, через слова близких.

    О том, какая самооценка у ребенка, можно судить по его поведению. Общительность, открытость, активность, находчивость обычно свойственны детям с адекватной самооценкой. Повышенная ранимость, обидчивость, пассивность, трудности в установлении контакта характерны для детей с заниженной самооценкой. Ребенок с завышенной самооценкой всегда и во всем хочет быть лучше других. Об этом можно судить и по частоте употребления в разговорах фраз, вроде: «Я — самый умный (сильный, добрый)».

    Чтобы понять, какой тип самооценки у вашего ребенка, пройдите с ним несложный тест.

    Смастерите с ребенком лесенку из 10 ступенек. Ее можно сделать из конструктора, склеить из бумаги или просто нарисовать. Теперь расскажите ребенку о правилах размещения на каждой из ступенек лесенки. На первой, самой нижней ступеньке размещаются самые плохие дети (грубые, вредные, капризные и т.д.), на самой последней, десятой ступеньке – самые лучшие (самые вежливые, воспитанные, добрые и т.д.). Чем лучше ребенок, тем выше ступенька, на которой он располагается. После того, как ребенок усвоил правила, попросите его поставить человечка или нарисовать себя на той ступеньке, где, по его мнению, должен стоять он сам. Теперь самое время подводить итоги:

    1. Самооценка вашего ребенка занижена, если он ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньки.
    2. Ваш ребенок обладает адекватной самооценкой, если фигурка, изображающая его, занимает 4-ю, 5-ю, 6-ю или 7-ю ступени.
    3. Ну а если он размещает себя на 8-й, 9-й или 10-й ступеньке, то его самооценка явно завышена.

    Если тест показал, что у вашего ребенка адекватная самооценка – замечательно! Если же самооценка вашего ребенка неадекватна – сильно занижена или завышена, то не отчаивайтесь. Уровень самооценки можно корректировать. И чем младше ребенок, тем проще это сделать.

    Советы родителям, желающим скорректировать самооценку ребенка

    Помните, что каждая фраза, произнесенная вами в качестве оценки деятельности ребенка, всякая реакция на его успехи или промахи влияет на его отношение к себе, а значит, воздействует на формирование его самооценки. Таким образом, критически подходя к тем словам, которые вы высказываете в адрес своего малыша, вы можете влиять на самооценку ребенка, добиваясь того, чтобы она приближалась к адекватной.

    1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с тем, каким он был вчера или будет завтра, т.е. сравнивайте его с самим собой.

    2. Не стоит перехваливать ребенка, но нужно непременно поощрять, если он этого заслужил. Если вы требуете от ребенка после игры убирать за собой игрушки, то незачем хвалить его всякий раз, когда он это делает. Но если он прибрал не только за собой, но и за младшим братишкой, то нельзя оставлять это незамеченным.

    3. Не ставьте себе целью решить за вашего ребенка все проблемы, но и не перегружайте его. Предложите ему помочь вам накрыть на стол, полить цветы или вытереть пыль на подоконнике. Он получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Но не нужно заставлять его делать то, что в силу возраста ему пока не по силам.

    4. Помните, что вы являетесь для вашего ребенка образцом для подражания. Показывайте ему своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните две реакции: «Перчатки, которые связала мама, оказались меньше по размеру, чем она хотела. Ну ничего, в следующий раз она наберет большее количество петель» / «Кошмар! Перчатки тебе малы! Больше никогда ничего вязать не возьмусь, лучше куплю в магазине!»

    5. Поощряйте в ребенке инициативу.

    6. Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

    www.samoocenka-cheloveka.ru

    Правила воспитания достаточной самооценки у ребенка

    Советы психолога Веры Романовой

    Вера Романова, практикующий психолог и кандидат психологических наук

    В психологии не бывает высокой или низкой самооценки. Врут психологи, которые пишут про высокую и низкую самооценку. Бывает самооценка достаточная для осуществления какого-то действия или недостаточная. И в разной ситуации нашей собственной самооценки будет либо хватать, либо нет. Ну, например, если брать публичные выступления у школьников: у некоторых детей хватает самооценки, чтобы решать примеры и участвовать в олимпиадах, а вот для участия в каких-то капустниках и школьных постановках — нет. У других — наоборот.

    Как воспитывать эту достаточную самооценку?

    Избавляйтесь от фразы «самый-самый»

    Я перестала говорить своему ребенку, что он у меня «самый». «Самый лучший художник», «самый лучший рисунок» — ведь все же родители, бабушки, дедушки так хвалят своих детей и внуков. А потом ребенок приходит в школу, а он там не самый классный художник. Он приходит в танцевальную студию, а он там не самый лучший танцор. Он приходит на физкультуру, а он не самый лучший спортсмен. С папой играя в футбол, он постоянно слышит: «Какой ты у меня классный футболист», но в школе ребята в команду его не берут, потому что среди них всех он не самый. Так вот, когда родители приписывают ребенку эти прилагательные, они, с одной стороны, сравнивают его с другими, а с другой, хвалят их перед самими же собой.

    Не сравнивайте ребенка

    Да, мы живем в мире оценок и постоянно сравниваем с кем-то себя. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы быть лучше. Как только мы начинаем за кем-то гнаться, мы начинаем с кем-то конкурировать. А как только мы начинаем конкурировать, мы перестаем замечать своего маленького гения внутри. Если говорить о детях помладше, вот этого внутреннего гения должны видеть сами родители. Но только именно гения ребенка, а не своего. Иначе мы начнем реализовывать свои амбиции, заставляя ребенка брать так ненавистные ему уроки скрипки или посещать тренировки по акробатики (ведь мама мечтала в детстве быть гимнасткой). Нужно наблюдать за ребенком: а что у него получается? а чего он хочет? а что он увидел у других и хочет попробовать сам?

    Что касается детей подросткового возраста, самое важное — понять, что конкуренция всегда загоняет нас в то, что мы никогда не будем первыми. Ведь там, на вершине уже кто-то есть, на кого мы хотим быть похожими, и мы начинаем его постоянно догонять. А что конкурирует там дальше — идеи, достижения, личные качества — уже непонятно. Но мы как родители уже загнали ребенка в тупик — в мир конкуренции.

    Не нахваливайте внешние данные ребенка

    Конечно, родители часто любят говорить детям, что они самые красивые, самые милые. Но у всех людей вкусы разные! И вот представьте, что вашему сыну 14 лет, и в его жизни появится девочка, которая ему будет безумно нравиться, но он не будет привлекать ее внешне. Он не будет для нее самым красивым и самым умным. И что получится? Что мама его обманывала? В итоге, раз, и самооценка упала. А когда так происходит, мы, родители, теряем доверие. Правильно подобранные слова — очень важны в общении с ребенком с малых лет.

    Поддерживайте ребенка в достижениях и неудачах

    Есть дети, которых постоянно нужно брать «на слабо». Они ориентированы на достижения. И сегодня, на самом деле, таких детей очень много, из-за того, что им многое доступно: информация, технологии, ресурсы. Мы даем этим детям гораздо больше, чем в свое время нам позволяли наши родители. Эти достижения — это круто, но детей нужно поддерживать не только в достижениях, а и в неудачах. А поддержать в неудачах, это значит не гнобить ребенка, что он самый плохой, хуже, чем Катя/Вася/Петя, а найти то, что у него действительно получалось, помочь увидеть свои сильные стороны.

    И главное, доверяйте своим детям

    Дети очень чутко реагируют на ложь родителей, когда те приукрашивают реальность. Вместо того, чтобы нахваливать художественные таланты ребенка, лучше сказать ему: «А сегодня у тебя рисунок получился лучше, чем вчера. Но попробуй еще, возможно, выйдет еще лучше. А может, тебе лучше рисовать не деревья, а человечков?». К своим детям нужно быть бесконечно справедливыми и честными, а это значит — уметь прислушиваться к ним и доверять. Мы не обидим своего ребенка, если скажем ему правду.

    womo.ua

    Низкая самооценка у детей

    Причины, по которым формируется низкая самооценка у детей

    Самооценка начинает формироваться в раннем детстве на основе мнений значимых взрослых, то есть родителей и ближайшего окружения. Маленький ребенок еще не имеет четкого представления о самом себе и может оценивать себя, только глядя на свою личность сквозь призму родительского восприятия. От того, каким будет это своеобразное «зеркало» и зависит уровень самооценки малыша.

    В детстве ближайшим окружением детей являются ближайшие родственники и воспитатели. Их педагогические ошибки могут серьезно подорвать самооценку ребенка.

    Ложные убеждения. Заниженная самооценка похожа на вирус: родители передают ее своим детям, в свою очередь, унаследовав ее от своих отцов и матерей. Ядром пассивного и тревожного отношения к жизни является целый комплекс ложных представлений, ценностей и убеждений. «Не высовывайся», «надо быть как все», «ты не сможешь этого сделать» — эти слова слышало не одно поколение детей от своих родителей. Такие слова могут не только снизить самооценку, лишить человека активности, но и взрастить комплекс неполноценности.

    Оценивание личности, а не поступка. Нередко родители и воспитатели допускают одну и ту же грубую ошибку: воспитывая, они оценивают не поступок, а саму личность. К примеру, говорят ребенку, что он плохой. Такие оценочные суждения невольно возникают у взрослых в ответ на проступки детей. Вместо того, чтобы осудить поступок ребенка, взрослые оценивают саму личность как «плохую». Ребенок запоминает эти негативные оценки и у него возникают чувства неполноценности, вины и стыда.

    Сравнение с другими детьми. Некоторые родители считают, что сравнивая свое чадо с другими, по их мнению, более прилежными и послушными детьми, дают ему ценный жизненный урок. На деле же, все обстоит совершенно иначе. Этим они провоцируют развитие в ребенке таких качеств как ненависть и зависть по отношению к «эталонам» послушания. Сравнивать ребенка с другими детьми недопустимо. Это можно делать, только сравнивая ребенка с самим собой, то есть, показывая ему его собственный прогресс.

    Отсутствие признания. Уже в возрасте 2-х лет ребенок стремится делать все сам. Правда, у него еще немногое получается, но он очень хочет показать, что может что-то сделать самостоятельно. Очень важно не упустить этот момент и обязательно замечать успехи малыша и хвалить его. Отсутствие признания со стороны родителей закладывает в ребенке сомнения в своих силах. В будущем такой человек будет неуверенным и замкнутым, он будет избегать проявления всякой инициативы и творчества.

    Завышенные ожидания. Нельзя требовать от ребенка сверхспособностей или сказочной успеваемости. Многие родители, не реализовавшие себя в какой-то сфере жизни, переносят свои ожидания на детей. Они предлагают им свою несбывшуюся мечту, как единственно возможный вариант развития и заставляют к ней идти. Классический пример – юный отпрыск, вынужденный разучивать гаммы на пианино только потому, что этого хотят родители. А ведь ребенок – это не чистый лист, на котором можно написать все, что угодно. Это личность со своими задатками и скрытыми талантами. И для того, чтобы реализовать мечты родителей у нее просто может не оказаться нужных способностей. В итоге, потерпев неудачу в погоне за чужой мечтой, ребенок может надолго разувериться в своих силах.

    Потакание или излишняя строгость. Слишком строгое воспитание, как и потакание прихотям ребенка, формируют нерешительность. Такие люди боятся принимать решения и часто предпочитают вообще ничего не делать, главное, чтобы не было хуже. Отсутствие самостоятельности является гарантом формирования комплекса неполноценности и заниженной самооценки.

    Претензии к внешности. Нужно принимать и любить ребенка таким, каким он есть. Постоянное недовольство родителей по поводу внешности детей может выражаться в подобных фразах: «ты слишком толстый, надо худеть», «ты очень худой потому, что ничего не ешь», «тебе надо поправляться, ты уже такой худой и страшный». Если ребенок слышит эти слова изо дня в день, он, конечно же, станет неуверенным в себе, поверив в то, что в его внешности что-то не так.

    Адекватная самооценка – это, прежде всего, умение принимать самого себя таким, как есть. У людей с нормальной самооценкой есть та редкая гармония, позволяющая жить в ладу с миром и приносить людям радость. И формирование именно такой самооценки во многом зависит от родителей и воспитателей.

    otebe.info

    Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у ребенка

    Рекомендации для родителей

    по формированию адекватной самооценки у ребенка

    Любите ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, с собой!

    Нет родителей, которые всегда и во всем поступают правильно. Однако всегда нужно стараться относиться к ребенку с уважением и пониманием.

    Не требуйте от ребенка невозможного.

    Соблюдайте равновесие. С одной стороны, необходим опыт, умение делать что-то самостоятельно. С другой стороны, важно, чтобы перегрузка не привела к неудаче, чтобы ребенок не утратил веры в свои силы.

    Думайте, что говорите.

    Дети очень чувствительны к словам родителей. К примеру, не забывайте хвалить ребенка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия.

    Предоставляйте ребенку самостоятельность .

    Никогда не делайте за своего ребенка то, что он может сделать сам. Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Дайте ребенку посильное поручение, за которое он лично отвечает: подмести пол, вынести мусор, накормить кошку и др. Пусть у него накапливается опыт, укрепляется самоуважение .

    Учите ребенка спокойно относиться к критике в его адрес, прислушиваться к советам и мнениям окружающих людей, проигрывать и не воспринимать неудачу как трагедию!

    Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам! Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

    Воспитывайте в ребенке уверенность в том, что он хороший человек! Научите ребенка совершать добрые дела, получая от этого удовольствия.

    Спрашивайте мнение ребенка, он должен знать, что его позиция учтена!

    Если она не принята, объясняйте почему.

    Меньше критикуйте ребенка!

    Не надо подмечать буквально все промахи и неудачи ребенка. Не «навешивайте ярлыки» ребенку.

    Постарайтесь создать теплую домашнюю обстановку.

    Ребенок, который будучи в собственном доме не чувствует себя в безопасности или терпит постоянные замечания и оскорбления, рискует больше других сверстников получить низкую самооценку и чувство неполноценности. Ребенок, чьи родители не перестают спорить и ругаться, больше подвержен стрессам и нервным срывам. Помните: вы должны уважать своего ребенка.

    Будьте примером для своего ребенка.

    Ребенок – барометр, тонкий прибор, улавливающий как положительное, так и отрицательное. Он берет пример во многом с вас. «Если мама кричит на бабушку, почему мне нельзя?», «Если папе можно пить колу, почему мне нельзя?». Дети вырастают и делают то, что делают взрослые. Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

    Помогите ребенку стать частью какой-то команды , будь то школьный кружок или спортивная секция .

    Сотрудничество и совместное времяпрепровождение, а не соревнование и борьба за первенство особенно полезны для формирования нормальной самооценки.

    Выполняя эти простые правила,

    вы сумеете сформировать у ребенка правильную самооценку .

    infourok.ru