Значение самооценки в жизни человека

Занятие из курса "Психология саморазвития" для учащихся 10-х классов на тему: "Самооценка. Роль самооценки в жизни человека"

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.

Задачи:

  • Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.
  • Диагностика уровня самооценки.
  • Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств
  • Материалы:

    • диагностический материал,
    • видеофильм “Служебный роман”,
    • художественная литература: А. Дюма, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов

    “Чем бы человек не обладал на земле:

    любыми благами жизни,

    но все-таки не доволен,

    если не пользуется почетом у людей. (Паскаль)

    Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего знать свою самооценку и как с ней работать.

    Игра “Прогнозируем поступок”.

    Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой (выходят из класса).

    Учащимся в классе предлагаются ситуации.

    Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших людей).

    1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

    Б) не заступился.

    2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

    3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?

    А) оказал бы помощь. Как?

    4. В отношениях эти люди ценят больше что?

    А) внешние данные,

    Б) ум, черты характера,

    В) длительность и качество отношений.

    5. Вы считаете этого человека:

    Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

    Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .

    Вопрос водящим учащимся:

    Что вы чувствовали :

    А) когда отвечали на вопросы?

    Б) когда вас оценивал класс?

    Ведущий: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

    Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

    Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.

    Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.

    Самооценка бывает:

    • Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),
    • Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):
    • А) завышенная (переоценка),

      Б) заниженная (недооценка себя).

      Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.

      • Обломов (низкая самооценка)
      • Чацкий (высокая)
      • Онегин (высокая)
      • Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.

        Ведущий: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).

        У. Джемс американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс — первый профессор в Гарвардском Университете, создал первую психологическую лабораторию.

        У. Джемс (1842-1910г.г.) предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):

        где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.

        Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]

        Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний

        Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

        Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

        Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

        Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.

        Для учителя: можно взять отрывки со сценами “Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих), “Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины”, “Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной”.

        Отследите динамику самооценки.

        Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:

        1. насколько мы успешны,
        2. как относятся к нам авторитетные для нас люди,
        3. насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.
        4. Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.

          Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].

          Список литературы:

          1. У. Джемс Психология, М., 1997.
          2. Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.
          3. Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Самооценка. Роль самооценки в жизни человека

          Самооценка. Роль самооценки в жизни человека

          Описание презентации по отдельным слайдам:

          Самооценка. Роль самооценки в жизни человека Классный час подготовила Л.А.Опольская, учитель МОУ СОШ №5 города-курорта Анапы

          Цели: сформировать у школьников представления о самооценке; научить работать над формированием адекватной самооценки.

          Задачи: развитие навыков анализа и самоанализа; диагностика уровня самооценки; овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств.

          Чем бы человек не обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни,— но все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей. Паскаль Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы. Древнеиндийская мудрость

          Прогнозируем поступок Ответ «добровольца»

          Помог бы доброволец другу? Ответ «добровольцев» Да

          Считаете ли вы этого человека умным? Ответ «добровольцев» Да Нет Считаете ли вы этого человека красивым? Ответ «добровольцев» Нет

          Что вы чувствовали, когда отвечали на вопросы? Что вы чувствовали, когда вас оценивали? Уверенность Подавленность

          Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

          Самооценка бывает: Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности), Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно): а) завышенная (переоценка), б)заниженная (недооценка себя).

          Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели.

          Формула для определения самооценки человека: Самоуважение Притязания = Успех Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.

          Пожелания: Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением”

          Для классного часа использован материал сайтов: http://festival.1september.ru// Школьная психологическая служба/ Сухарева Ольга Анатольевна. Занятие из курса "Психология саморазвития" для учащихся 10-х классов на тему: "Самооценка. Роль самооценки в жизни человека"; http://festival.1september.ru// Школьная психологическая служба/ Стройнова Татьяна Ильинична. Разработка занятия "Самооценка, её роль в жизни человека".

          Использованы иллюстрации, помещённые на сайтах: http://www.mirra.ru/static136_167.php3 http://festival.1september.ru// Школьная психологическая служба/ Стройнова Татьяна Ильинична. Разработка занятия "Самооценка, её роль в жизни человека".

          Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

          Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

          Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

          Как воздействует искусство на экологию жизни человека?

          Режим дня в жизни школьника

          Архей и протерозой. Возникновение жизни на Земле

          Картины народной жизни, добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

          Трение в нашей жизни

          Критические периоды в жизни женщины и варианты коррекции нарушений репродуктивного здоровья в эти периоды

          Труд- основа жизни 6 класс

          Приобщение ребенка к безопасному образу жизни в условиях детского сада и семьи

          Презентации к уроку Педагогика

          «Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах речевого развития дошкольников»

          Презентация «Страна пальчиковых игр»

          національно-патріотичне виховання

          система превентивного виховання

          Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей

          Cмотреть все презентации по педагогике

          У вас есть презентация, загружайте:

          Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

          uslide.ru

          Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

          Роль самооценки в жизни человека

          Одним из главных вопросов, ответ на который вам следует найти на пути к успеху, звучит так: «О чем вы думаете чаще всего?». Все дело в том, что порой нас могут посещать как позитивные мысли, так и негативные. Как правило, у тех, чьи мысли положительного характера, всегда получают успех, а вот неудачи присутствуют в жизни у людей с пессимистическим настроем.

          Речь идет о самооценке. Именно она является «управляющей программой» в вашем подсознательном компьютере. Работает она по принципу операционной системы, продолжительное время сохраняя все ваши эмоции, мысли и решения на «жестком диске». Порой зафиксированные впечатления могут влиять на протяжении всей жизни на то, как вы чувствуете, думаете и поступаете.

          Роль самооценки в жизни человека очень велика. Лишь самооценке свойственно предопределять уровень вашей успешности в той или иной сфере жизни. Все действия относительно отношений к внешнему миру, несомненно, имеют связь с тем, какие мысли и чувства у вас внутри. Также самооценка может объяснить влияние того или иного психологического закона на формирование вашей личности.

          Когда самооценка сформировалась, неважно в какой области вашей жизни, то ей со временем начинает подчиняться все то, что вы делаете. Причем заниженная самооценка вряд ли даст вам в полной мере раскрыть ваш потенциал, даже если у вас выдающиеся таланты.

          Существует три составные самооценки. Как говорит медицина, правильно поставленный диагноз – это уже полпути к выздоровлению. Рассмотрим три компонента, составляющие вашу самооценку, их взаимодействия и методы изменения их наилучшим образом.

          Во-первых, самоидеализация. Это то, каким вы себя представляете, достигши определенных целей. Желания, мечты, надежды, стремления, фантазии – из этого состоит ваш идеал. Также в нем есть добродетели и качества, которые вызывают у вас восхищение, видя их в себе и других людях. В вашем представлении под определение идеала попадает самый лучший человек, имеющий самую лучшую жизнь, и которым вы хотите быть.

          Обычно люди, имеющие счастье и успех, могут точно описать свое идеальное будущее. Они четко представляют то, что уважают, любят и чем восхищаются. То самое можно сказать о добродетелях и качествах, видение которых у таких людей четкое и ясное. Самые успешные люди прекрасно видят то, каким должен быть идеальный человек, его поступки и действия.

          По закону притяжения мы приближаемся именно к тому образу, который чаще всего вызывает у нас восхищение. Чем четче мы представляем наше идеальное будущее, тем быстрее мы будем двигаться к нему, и тем вероятнее реализуется наш идеал.

          Во-вторых, собственный воображаемый образ или Я-концепция. Когда вы себя представляете популярным, положительным, успешным и продуктивным, то в соответствии с такими представлениями будет формироваться и ваше поведение. Все наши успехи во многом определяются именно нашим поведением. Те результаты, которые мы получаем, укрепляют нашу Я-концепцию как позитивным, так и негативным образом. Да и на основе этих результатов у нас формируется повторение подобных действий в тех или иных ситуациях в будущем.

          В-третьих, самоуважение. Это эмоциональная или чувственная составляющая вашей личности, либо другими словами, «активная зона» подсознания. Именно уровень самоуважения может определить вашу активность и управлять вашими действиями.

          Любое происходящее вокруг вас или с вами событие, так или иначе, имеет влияние на степень вашего самоуважения. Все они или повышают, или понижают его, укрепляют или разрушают. Каждый сделанный жест или сказанное слово других людей в вашу сторону в любом случае может влиять на ваше самоуважение. А значит, укрепление и поддержка вашего самоуважения могут открыть путь к успешному и счастливому будущему.

          На нашей самооценке основываются законы ожидания, веры, соответствия и притяжения. Именно она определяет все наши мысли и думы. Помимо этого, она является зоной комфорта и именно в ней должны быть найдены корни имеющейся беспомощности. Следовательно, основной вашей задачей должен быть полный контроль развития вашей самооценки. Только вы можете быть руководителем процесса превращения в выдающегося и способного на многие дела человека.

          Вам следует четко и ясно представлять себе те качества и добродетели, которые вызывают у вас восхищение и которые вы желали бы видеть в себе.

          Приучите себя перед любым каким-то важным делом рисовать в уме образ своего успеха, отвечающего всем тем качествам, которыми вы стремитесь обладать.

          Старайтесь почаще повторять про себя волшебную аффирмацию «Я себе нравлюсь!». Твердите ее до того момента, пока ваше сознание не примет ее и она не станет частью вашей личности.

          Когда вы научитесь больше себя уважать и ценить, то в скором времени заметите, что начинаете приобретать нужные привычки, помогающие полностью раскрыться вашему потенциалу.

          www.yourfreedom.ru

          О роли самооценки в жизни человека

          Их слишком много, можно потеряться.

          Слова искать — до сути не добраться.

          Для счастья не нужны слова.

          Для счастья нужен нежный, теплый взгляд,

          Когда ты имя тихо произносишь,

          Когда в себе такую бурю носишь,

          Чтоб растопить метель и снегопад,

          Бросая лишь один счастливый взгляд.

          «Это невозможно!» — сказала Причина.

          Сообщение от Временная гостья Посмотреть сообщение

          Умение дарить тепло, не требуя ничего взамен, вот это высший пилотаж.

          Откуда взяться этому высшему пилотажу если даже маленькие детки серьёзно задумываются на следующие темы:

          Сообщение от Желанная Посмотреть сообщение

          -Господи, я знаю, что надо подставить дpyгyю щекy. Hy и что?

          Подставил, мне Олег еще pаз вpезал. И вот, я тепеpь в классе тpyс. Спасибо.

          Вообще тема для некоторых ситуаций широкая, но если свести её к отсутствию мстительности, озлобленности на всех и вся, просто радостному восприятию мира, то весь налёт таинственности испаряется.

          Так воспринимают Мир, живут и действуют в этом Мире либо очень сильные люди, либо дети.

          Так любят детей. Так любят дети. Так любят весь Мир, если любят.

          Только любимых любят ещё и за что то. За какие то качества, умения — присущие любимым.

          " Мой ребенок — моя собственность" и т.д.

          Если Вы не знаете, то Н.Тагил буквально завален наркотой, а крышуют этот бизнес естественно менты. Против него сфабриковали дело и светит парню 18 лет строгого режима. На вопрос Малахова (пусть говорят от 14.10) будет ли он заниматься наркотиками после отбытия наказания, он подумал и ответил "Безусловно". И я ему поверила.

          Вот это и есть высший пилотаж нравственности, патриотизма, внутренней свободы и чего угодно. А не эта дамочка, которая рыдает от людской неблагодарности.

          Когда мне плохо, то пусть от меня отстанут все со своим участием. Я сама справлюсь, только не лезьте со своей помощью, если я об этом не прошу. Иного утешателя действительно иногда хочется послать.

          forum-pmr.net

          Презентация на тему: Самооценка. Роль самооценки в жизни человека

          Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы. Древнеиндийская мудростьЧем бы человек не обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни,— но все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей. Паскаль

          Прогнозируем поступок Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

          Помог бы доброволец другу?

          Считаете ли вы этого человека умным?

          Что вы чувствовали, когда отвечали на вопросы? УверенностьЧто вы чувствовали, когда вас оценивали?Подавленность

          Определите самооценку у героев мультфильмов. Объясните, почему вы так решили.

          Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

          Формула для определения самооценки человека: СамоуважениеПритязанияВажно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.

          Сопоставление результатов анкетирования с оценочной шкалой.

          Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий: насколько мы успешны, как относятся к нам авторитетные для нас люди, насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

          ppt4web.ru

          О роли самооценки в жизни человека

          «Это безрассудство!» — заметил Опыт.

          «Это бесполезно!» — отрезала Гордость.

          «Попробуй…» — шепнула Мечта.

          Но в жизни как правило происходит с точностью до наоборот. Это Я так вижу. (Потому как мало людей у которых присутсвует именно такая любовь как в притче, обычно в жизни начинается сравнение с домашним скотом. Ну типо козел корова и т.д. и т.п.)

          Очень часто придавая тем кто с нами рядом те качества, которых у них нет. И всё в угоду своему ЭГО.)

          Да в том что пишешь это не любовь а предмет обожания который мы своим эго награждаем самыми хорошими человеческими качествами. Слепо. Глупо. Не разумно.

          А притча о том, что моряк увидел в своей возлюбленной те качества, в которые она сама не верила, помог ей поверить в себя. Ведь раньше она только мечтала о том, что все увидят как она прекрасна, но не верила в это, а только мечтала о том, что все увидят и оценят её истинную красоту. Как только она поверила в то, что её мечты правда, что она на самом деле прекрасна, так тут же сбросила с себя груз самоиндукции, вздохнула полной грудью, расправила плечи, осанку, внутренняя красота вышла наружу, в глазах окружающих она преобразилась самым чудесным образом.

          А почему же другие то не те кто из притчи по вашему не могут видеть таких качества в своих близких.

          Да просто в друге или подруге. Помочь им стать самими собой. Комфортными для себя самих же.

          А ты говоришь то чему мы позволяем быть. Надо позволять. А вдруг это шанс человека раскрыться. Нет в этом ЭГО. И здесь нет любви к себе. Есть просто доброта и любовь к окружающим тебя людям.

          А ты говоришь то чему мы позволяем быть. Надо позволять. А вдруг это шанс человека раскрыться. Нет в этом ЭГО. И здесь нет любви к себе. Есть просто доброта и любовь к окружающим тебя людям.

          Есть один простой секрет:

          В нас горят и гаснут свечи,

          Излучая тонкий свет.

          Веры, и свеча Любви, —

          Три огня святых и грешных

          Но бывает в жизни так:

          Почему-то свечи гаснут,

          Наступает полный мрак.

          Страшно, холодно, и в ней,

          В этой темноте, так просто

          За врагов принять друзей,

          За любовь принять измену,

          Слепо растоптать цветы,

          И не вырваться из плена

          Этой жуткой темноты.

          Не рубите сгоряча!

          Нужно просто чиркнуть спичкой, —

          И опять горит свеча,

          И опять душа согрета,

          И опять светло вокруг,

          Снова тонкий лучик света

          Освещает жизни круг.

          Нужно пламенно прожить

          Кем бы ты на свете не был,

          Не гаси огонь души.

          Вы ослепительно прекрасны!

          Я в этом деле знаю толк.

          Ах, Ваша кожа так атласна!

          Ах, Ваши волосы – как шёлк!

          Признаюсь честно, не юля.

          Какая грудь! Какие плечи!

          Какие ножки, ой-ля-ля!

          Чтоб описать Ваш нежный взгляд.

          Какая грация в движеньях!

          Как эротичен Ваш наряд!

          Так пахнут яблоки в саду.

          Я Вам принёс одно для пробы…

          Кусайте ж, Ева! Ну, я жду!

          — Что мне делать? — сквозь слезы жаловалась она. — Я всегда стараюсь по доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А то и откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать.

          — Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.

          — Да вы с ума сошли! — возмутилась красавица. — В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть что сотворит со мною.

          — Вот видишь, — ответил он, — появиться на людях обнажив свое красивое тело ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.

          — Пойдем, я покажу тебе свой сад, — предложил старец.

          — Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми не спеша, незаметно. Смотри кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами.

          forum-pmr.net

          Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

          Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

          Оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Также выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности.

          Адекватная самооценка

          Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

          Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

          Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку.

          Формула самооценки У. Джемса:

          Самооценка = Успех / Уровень притязания

          Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше.

          В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

          Интересно то, что на самооценку могут повлиять иногда самые неожиданные факторы, например, правильно сделанная фотосессия. Что значит правильно? Есть фотографы, которые производят съемку человека не с самых выгодны ракурсов, не умеют выделить его сильные черты, подчеркнуть выразительность лица. Но есть фотографы, которые работают с любовью к человеку, внимательно выискивая нужный ракурс, определенный градус поворота головы при работе с фотопортретом. В нашем городе мне известен один такой хороший фотограф — Ксения Кононова. Заказанные у нее фотопортреты реально повышают самооценку. Люди на них видят себя добрыми и привлекательными.

          www.samoocenka-cheloveka.ru