Женщины в гареме отношения

Оглавление:

Гарем — что это такое? История и культура Востока

В мире есть немного общественно известных явлений, истинный смысл которых остается скрытым завесою тайны от большинства людей. Примером, однако, могут служить гаремы. О них хотя бы раз в жизни слышал каждый, но об истинном назначении, устройстве, правилах жизни в них знают немногие. Но практически всех интересует вопрос «гарем: что это такое?»

Историческая справка

Слово «гарем» имеет интересную историю. Турецким языком оно было заимствовано из арабского, а туда пришло из аккадского наречия. Но у любого народа оно обозначает нечто священное, тайное, а также защищенное от чужих взглядов место.

Султанские гаремы как явления общественной жизни на Востоке берут свое начало в далеком 1365 году, когда султаном Мурадом I был построен роскошный дворец, отражавший мощь его верховной власти. Однако классический гарем с правильно организованным дворцовым хозяйством появился в Османской империи после завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, в 1453 году. А необходимость в нем возникла в связи с тем, что агрессивным и набирающим мощь османским султанам стало негде брать жен. Именно в этот период начинается настоящая история гарема. Тогда же он пополнился наложницами с разных концов света, и официальных супруг у султанов стало намного меньше.

XV веком датируются и первые письменные упоминания о гареме. Поэтому достоверно можно сказать, что на тот момент там содержались только рабыни. Супругами султанов становились дочери христианских владетелей соседних стран. И только в конце XV века, в 1481 году, султан Баязид II ввел традицию выбирать жен среди жительниц гарема.

Гарем: фактические и фантастические факты

Теперь попробуем разобраться в вопросе «гарем – что это такое?» Являет ли он собой место постоянного неудержимого разврата или же становится «тюрьмой строгого режима»?

Гаремом называлась всего лишь закрытая для чужих людей, не являющихся членами семьи, часть дома, где проживали женщины, родственницы султана: сестры, матери. В некоторые периоды времени приют в нем находили братья правителя, а также здесь проживали евнухи и другая прислуга. Именно закрытостью этих частей домов объясняются множественные заблуждения, связанные с мусульманскими гаремами. Одни видят их богатыми замками, где множество молодых красивых девиц в томных позах лежат возле бассейна и живут лишь мыслью о том, чтобы привлечь внимание султана и ублажить его фантазии. Для других гарем представляется местом ужасов, пропитанным завистью, бесправием, неволей, убийствами, произволом. И не удивительно, что фантазии так разнятся, ведь заглянуть хоть одним глазком в восточный гарем, раскрыть эту тайну за семью печатями удавалось лишь немногим избранным.

Действительно, жизнь в разные времена в гареме была бурной. Были и убийства, и разврат, но они меркнут по сравнению с оргиями, устраиваемыми европейцами-аристократами в XVIII веке.

Да, был султан Мурат III, который за жизнь успел обзавестись 112-ю детьми. Можно попробовать себе представить, как сильно ему нравился его гарем и сам акт любви.

Были и прецеденты с массовыми убийствами. Например, Ибрагим I утопил в заливе почти 300 обитательниц своего гарема. Но медициной было доказано, что психически он был больным человеком. Но расстройствами такого рода, видимо, обладали не только турецкие султаны, но и некоторые известные русские личности. Например, генерал-лейтенант Измайлов замучил до смерти полсотни своих крепостных наложниц.

На самом деле даже султану нельзя было так просто зайти в гарем. Сначала он должен был оповестить о своем намерении, и тогда наложниц подготавливали, выстраивали в ряд, как на плацу солдат. Лишь затем приглашали султана, но весь его визит был расписан буквально по шагам.

Нравы и обычаи султанского двора очень сильно изменились со временем. Правители оставались деспотичными, но и им были не чужды человеческие чувства. Если в начале существования Османской империи новый взошедший на престол султан умерщвлял своих братьев, то впоследствии казнь была заменена на заточение в «золотых клетках», которые стали пережитком прошлого лишь в XIX веке. В этом же столетии наложницы в гарем стали приходить либо сами, либо их привозили представители кавказских народов.

Гарем и его внутренняя иерархия

На самом деле внутри гарема существовала строгая система, которой должны были подчиняться все его жители. Главной считалась валиде – мать султана. Её должны были слушаться все наложницы – одалик (одалиски), из числа которых султан мог себе выбирать жен. Жена в гареме на ступенях иерархии шла следующей после валиде, если у господина не было родных сестер.

Джарийе – это самая низкая ступень иерархии – потенциальные наложницы султана, которые смогли достойно сдать экзамен валиде. Если такой девушке удавалось провести хоть одну ночь с султаном, она становилась гёзде (гюзде), что означает «любимая». Если она превращалась в фаворитку, то ей присваивался статус икбаль (икбал), каковых в гареме насчитывалось не более 15. Свой «уровень» девушка могла улучшить, если ей удавалось забеременеть, и тогда она становилась кадин. Той, кому посчастливилось стать законной женой, получала звание кадын-эфенди. Эти женщины имели привилегии в виде жалования, собственных апартаментов и рабынь.

Жизнь женщин в гареме

Женщин в гареме было много. Хотя ислам разрешал иметь не более 4 законных жен, количество наложниц не ограничивалось. В XV веке, когда нравы были более строгими, а девушки попадали сюда зачастую не по собственной воле, им сразу меняли имя. Кроме того, они обязательно должны были принять ислам (для этого им достаточно было, подняв палец к небу, сказать: «Нет бога кроме Аллаха, и Магомет – пророк его») и отказаться от всех родственных связей.

Мнение, связанное с тем, что девушки в гареме целыми днями томно ждали, когда же султан удостоит их своим вниманием, является ошибочным. На самом деле они были заняты практически целый день. Наложницы в гареме султана обучались турецкому языку, чтению Корана, рукоделию, дворцовому этикету, музыке, искусству любви. У них была возможность отдыхать и развлекаться, играя в различные виды игр, порой шумные и подвижные. Гарем тех времен можно было сравнить с привилегированными закрытыми школами для девиц, появившимися в Европе только в XX веке.

Наложницы в гареме султана не просто учились. Они впоследствии сдавали экзамен, который принимала сама валиде-султан. Если девушки справлялись достойно, то они могли рассчитывать на внимание господина. Наложница в гареме не была пленницей в полном смысле этого слова. К девушкам нередко приходили гости, а на выступления сюда вызывали артистов. Устраивались также различные празднования, а наложниц даже вывозили на Босфор – покататься на ладьях, подышать воздухом, погулять. Одним словом, жизнь в гареме была насыщенной.

Каких женщин выбирали для гарема: критерии отбора

Женщины в гареме, конечно же, были разные и по физическим, и по умственным данным. Нередко рабыни попадали сюда с невольничьего рынка в возрасте 5-7 лет, и здесь они и воспитывались до полного физического созревания. Следует отметить, что турчанок среди наложниц султана не было никогда.

Девушки должны были быть умными, с хитринкой, привлекательными, с красивым телосложением, чувственными. Есть мнение, что немаловажную роль при выборе красавицы для султана играла не только ее физическая красота, но и строение и красота ее полового органа. Кстати, в некоторых современных гаремах этот критерий отбора до сих актуален. Очень важно было, чтобы будущая наложница в гареме имела не слишком большое влагалище. И перед тем как женщина допускалась к султанскому ложу, она проходила ряд тестов с удержанием каменных яиц и окрашенной воды, которая не должна была пролиться во время танца живота, во влагалище. Этим можно объяснить тот факт, что не все жены или фаворитки султана имели красивую внешность. Некоторые привлекали красотой другой части тела.

Немного по-другому был устроен арабский гарем и его быт. По крайней мере, гарем Насер ад-Дина Шаха Каджара, получившего власть в Иране в 1848 году, рушил все сложившиеся в плане красоты женщин стереотипы. Конечно, как говорится, на вкус и цвет… Но гарем шаха был явно на любителя. Судя по фотографиям (а их после этого правителя осталось много, так как он увлекался этим занятием), женщины ему нравились в теле. В источниках упоминается о том, что наложниц намеренно плотно кормили и не давали им активно двигаться.

Брови у всех девушек были сросшиеся. Но если поднять историю моды XIX века, то вспомним, что тогда это было модно, но «усатые» женщины никогда не были «в тренде». А Шаху и такие нравились.

Евнухи и их роль в гареме

За наложницами султана принято было пристально следить. Эту функцию выполняли старые проверенные рабыни и евнухи. Кто же такие евнухи? Это рабы, привезенные главным образом из Центральной Африки, Египта, Абиссинии, которых впоследствии кастрировали. Предпочтение в этом плане отдавали неграм, так как они в силу физических характеристик неплохо переносили операции и доживали до преклонных лет, тогда как черкесы, обладая более хрупким здоровьем, подвергались частичной кастрации и нередко совращали подопечных.

Однако следует отметить, что порой молодые юноши сами предлагали свои кандидатуры вербовщикам в гарем. Что это такое? Мечта стать кастрированным слугой? Нет, просто для пронырливого, хитрого юнца это была неплохая возможность получить некоторое состояние и могущество в гораздо более сжатые сроки, чем, если бы он торговал или служил в армии у султана. Да и расти было куда. У начальника черных евнухов было 300 лошадей и неограниченное количество невольниц.

Хюррем Султан (Роксолана) – «железная леди» гарема

Несмотря на то, что историю гарем как общественное явление имеет длинную, а султаны имели множество жен, имена лишь единиц из них дошли до нас. Гарем Султана Сулеймана стал во многом известен именно благодаря украинке по рождению, которую по разным источникам звали толи Анастасия, толи Александра Лисовская. Мусульмане, однако, переименовали девушку в Хюррем.

Она была похищена крымскими татарами во время одного из набегов, в канун собственной свадьбы. Судя по тому, что о ней известно, можно сказать, что женщина она была хитрая, сильная, с незаурядным умом. Она покусилась не только на жизнь сыновей падишаха от первой жены, на жизнь свекрови, но и на жизнь собственного младшего сына. Но она была поистине необыкновенной, если на 15 лет смогла отвадить султана Сулеймана от гарема и стать единственной женщиной-правительницей.

Топкапы — извечное пристанище гарема

Дворцовый комплекс Топкапы был основан султаном Махмедом как официальная резиденция османских правителей. И всем известный гарем султана Сулеймана тоже проживал здесь. Именно с подачи Хюррем (или Роксоланы) была произведена крупнейшая перестройка дворцового ансамбля за всю его историю существования. В разные времена в гареме могли располагаться от 700 до 1200 женщин.

Для человека, попавшего в Топкапы впервые, гарем и сам дворец покажутся настоящим лабиринтом с множеством комнат, коридоров, двориков, разбросанных по нему.

Все стены в гареме в те времена были выложены изысканной изнинской мозаичной плиткой, которая в практически идеальном состоянии сохранилась до наших дней. Она и сегодня продолжает удивлять туристов своей красотой, яркостью, точностью, детальностью рисунка. Оформляя стены таким образом, невозможно было создать две одинаковые комнаты, поэтому каждый будуар в гареме был особенным.

Топкапы занимают огромную территорию. Во дворце насчитывается 300 комнат, 46 уборных, 8 бань, 2 мечети, 6 кладовок для припасов, бассейны, прачечные, больницы, кухни. Располагалось ли все это в гареме, или же часть помещений были отнесены к султанской части дворца, достоверно не известно. На сегодняшний день для осмотра туристам открыт только первый этаж. Все остальное тщательно продолжают скрывать от любопытных глаз туристов.

Все окна в гареме были зарешечены. Однако, есть и несколько явно жилых помещений, в которых окон и вовсе не было. Скорее всего, этого были комнаты евнухов или рабынь.

Но как бы красиво и интересно не было в гареме, оказаться в нем в качестве постоялицы вряд ли захочется какой-нибудь девушке. Жизнь в гареме всегда подчинялась внутренним строгим правилам, законам и распорядкам, о которых нам до сих пор не известно.

Как бы парадоксально это не звучало, но в современной Турции (по крайней мере в центральной ее части) гаремов на сегодняшний день нет. Но сами турки, улыбаясь, добавляют, что это только по официальным данным, ну а в сельской местности, особенно на юго-востоке, такой уклад жизни остается актуальным.

Полигамный брак – это данность для 40 % женщин, проживающих в Иордании, Пакистане, Йемене, Сирии, Мадагаскаре, Иране, Ираке и в странах африканского континента. Но стоит отметить, что такая роскошь, как гарем, остается привилегией богатых мужчин, ведь только они в состоянии содержать в финансовом равенстве своих официальных жен, которых всего может быть четыре. У каждой супруги должен быть свой дом (ну или как минимум личная спальня с собственным входом), украшения, наряды, прислуга.

Большинство женщин в современном гареме находятся в таком положении по собственной воле, но некоторые, как и раньше, удерживаются насильно. Но бывают случаи, что с женщинами заключаются контракты, по истечению срока которых они могут вернуться к привычной до этого жизни, заметно обогатившись. Ведь о щедрости современных султанов слухи ходят.

Как и прежде, женщин для гарема отбирают не сами его владельцы, а «специально обученные люди» — так называемые машатэ, которые рыщут по миру в поисках очередной красавицы. Но красивое лицо – далеко не единственный «проходной билет» в гарем. Девушка должна быть достаточно страстной в постели, уметь соблазнить своего хозяина, должна понимать, как гасить конфликты и ссоры. Для установления всех критериев есть специальные проверки (или, если хотите, испытания), только после прохождения, которых женщину показывают непосредственно владельцу гарема.

После всего вышесказанного все же остается неоднозначным впечатление о гареме. Одни будут продолжать воспринимать его как пережиток прошлого с ограничением свободы и ущемлением женских прав, другие – как возможность обогатиться и обеспечить себя на какое-то время, а некоторые – как шанс найти своего настоящего принца на белом коне. Но все это и есть гарем. Что это такое именно для вас, решать лишь вам самим.

fb.ru

8 разоблачающих фактов о гаремах

Узнав их, ты раздумаешь становиться султаном (даже если тебя очень уговаривают).

В гарем шли добровольно

Многие простолюдины продавали своих красивых дочерей в гарем. Черкешенки напевали своим маленьким дочкам колыбельную с такими словами: «Вот станешь ты женой султана, будешь усыпана бриллиантами. » При продаже родители подписывали документы об отказе от своих прав на дочь.

Если у купленной таким образом наложницы обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала и ее родители получали меньше денег, чем ожидали.

В гареме получали образование

Гарем походил на образовательный центр. Наложниц обучали грамоте, теологии, танцам, игре на музыкальных инструментах, этикету, красноречию и умению поддержать беседу. И уже среди прочих дисциплин было искусство доставлять наслаждение мужчине (как ты уже понял, эта дисциплина могла никогда не понадобиться).

Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось особенно тщательно заниматься: сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их высокой образованности. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и даже руководили строительством мечетей.

Секс с султаном был редкостью

Большинство наложниц проводило в гареме всю жизнь, даже не увидев своего повелителя. Несмотря на то, что мужскую силу султана придворные льстецы превозносили до небес (за это им и платили), он был всего лишь обычный мужчина и удовлетворить неисчислимые полки подопечных женщин не мог даже при сильном желании.

Случалось и такое, что султан вообще не имел интереса к противоположному полу. И тогда уже гарем целиком прозябал в вынужденном целибате.

Жизнь в гареме строго регламентировалась

В гареме была строгая иерархия и жесткая дисциплина. Наложницы ежедневно получали жалованье. О них хорошо заботились, но и строго наказывали за проступки.

Судя по списку должностей, гарем больше походил на бюрократическое учреждение: в нем были главы службы протокола гарема, хранительницы ключа от казны и хранительницы большой султановой печати, ответственные за винный погреб. В XVIII веке на «хозяйственных» должностях находилось 320 обитательниц гарема и лишь 15 рабынь официально числились фаворитками султана.

Секс по пятницам — только с женой!

Казенщина распространилась и на такую неформальную сторону, как секс. Конечно, султан мог развлекаться с кем угодно и когда угодно (опять же при соблюдении определенного церемониала и бюрократических формальностей), но только не в пятницу. Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен. Если падишах в течение трех пятниц подряд манкировал своими обязанностями, жена имела право обратиться в суд.

Поскольку у султана по закону могло быть от четырех до восьми жен, во избежание накладок одна из наложниц, подобно дежурной по этажу в советских гостиницах, вела «учетный журнал», где тщательно фиксировала все свидания падишаха со своими супругами.

Из гарема можно было уволиться

Наложница, на которую так и не пал выбор султана, после девяти лет службы в гареме имела право подать заявление об уходе по собственному желанию и покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом, помогал найти мужа и выдавал документ, подтверждавший ее статус свободного человека.

Не все пользовались этим правом, предпочитая безбедную жизнь в гареме сложностям жизни на свободе. А некоторые распутные наложницы, выйдя замуж, через некоторое время разводились со своими мужьями, объясняя это тем, что привыкли получать больше удовольствия в гареме от чернокожих евнухов.

Гарем был госаппаратом

Гарем также был важным, хоть и неформальным, государственным органом. Известно, что иной раз обитательницы гарема имели такое сильное влияние на султанов, что даже вмешивались в государственные дела.

А период с 1550 по 1656 год и вовсе известен под названием «женский султанат»: в это время целая череда женщин оказывала большое влияние на государственные дела Османской империи. Период, правда, ознаменовался постепенным упадком государства, но, разумеется, это было просто совпадением.

Стандарты красоты гарема задавал султан

Вот, например, султан Ибрагим I (1640—1648) питал слабость к тучным женщинам. Невольниц, обладавших выдающимися размерами, разыскивали по всей империи и привозили в султанский гарем, где заставляли вести малоподвижный образ жизни и объедаться сладостями, чтобы они поправились еще сильнее. Вес красавиц гарема Ибрагима варьировался в пределах 114—220 кг. Любимая наложница Ибрагима Шекер Пара («Сахарок») была внушительной дамой весом около 230 кг.

www.maximonline.ru

Гарем султана Сулеймана: несколько жён и никакого разврата

Чаще всего при слове «гарем» у нас возникают довольно пикантные ассоциации, связанные с какими-то смутными образами гаремов древности. Гаремов египетских фараонов, древнеиудейских царей, вавилонских властителей – в которых число женщин, услаждавших правителей своими прелестями, исчислялось сотнями. Подобное восприятие обычно переносится и на представления о гаремах султанов Османской империи Османская империя: южный мост между Востоком и Западом . Например, гарем султана Сулеймана Великолепного стал объектом повышенного интереса (кстати, среди женской части аудитории) после премьеры известного турецкого сериала, посвящённого личной жизни этого правителя. Однако в действительности гарем этого султана и гаремы большинства других правителей Порты были куда скромнее, чем принято думать.

Конечно, когда речь идёт об абсолютной власти, существующей в рамках религиозно-культурной традиции, позволяющей многожёнство, гарем всегда будет местом, где правитель может получить в своё распоряжение любую понравившуюся ему женщину. Так что в гаремах османских султанов действительно были наложницы, которые набирались в основном из самых красивых рабынь, захваченных на пограничных землях в ходе войн или набегов. Красивых пленниц свозили на невольничьи рынки, где их специально отбирали смотрители гаремов или покупали вельможи, чтобы в дальнейшем подарить султану.

Кстати, нередким был и обратный процесс: наложницы в гареме проходили обучение турецкому языку, различным искусствам, умениям и исламской грамоте – то есть фактически превращались в османский аналог античных гетер. После этого султан мог выдать наложницу замуж за одного из своего приближённых – и этот жест рассматривался как высокая награда и милость.

Среди наложниц привилегированное положение получали те, которые рожали детей от султана, особенно это касалось матерей, родивших мальчиков. Такие наложницы пользовались особой милостью правителя и получали привилегии. Впрочем, даже рождение наследника не гарантировало переход на следующую ступень социальной лестницы гарема – обретение статуса официальной жены султана.

До XVI века, то есть как раз до Сулеймана Великолепного, султаны достаточно редко узаконивали свои отношения с наложницами гарема. Часто их жёнами становились свободные девушки из знатных османских семей или даже представительницы иностранной аристократии. Официальные жёны султана составляли самую влиятельную часть гарема, над которой была только одна женщина – валиде-султан, мать правящего монарха. У валиде-султан была отдельная резиденция, также ей полагались самостоятельные источники финансирования – но при этом она считалась главной в гареме и ей должны были подчиняться остальные.

Помимо женщин, в гареме были и другие важные обитатели, евнухи. Евнухи в гареме султана Сулеймана и других султанов играли важную организационную роль. Фактически, в силу своих особенностей, они были единственными мужчинами, которые имели свободный доступ в гарем, обеспечивали нужды его обитательниц, отвечали за построение нормальных отношений между ними. Первоначально, когда во второй половине XV века османские султаны переняли институт евнухов у побеждённой Византийской империи, их функции ограничивались охраной и прислуживанием в гареме.

Но постепенно евнухи подняли свой авторитет и стали играть большую роль в дворцовой и государственной жизни Порты. За счёт того, что они были лишены долгоиграющих амбиций (в силу отсутствия детей не могли строить интриги по приобретению больших богатств и важных постов – некому было передать это по наследству) султаны доверяли им в большей степени, чем полноценным представителям знати.

Не всегда это доверие было оправданным, так как постепенно евнухи стали самыми заядлыми взяточниками в империи. Например, формально ни одна женщина в гареме (исключая валиде-султан) не могла обратиться к султану напрямую. Она должна была воспользоваться посредническими услугами главного евнуха. Естественно, за право быть услышанной правителем наложницы готовы были хорошо заплатить.

Любопытно, что очень быстро самыми влиятельными в гареме стали темнокожие евнухи: именно они занимались организацией жизни его обитательниц и занимали руководящие посты. Тогда как «белые» евнухи ограничивались охраной внешнего периметра гарема или занимали должности на «мужской половине» дворца. Это было связано с тогдашними представлениями о физических возможностях кастрированных мужчин. Считалось, что иногда они могли тем или иным способом, вплоть до магических, восстанавливать свою «мужественность». В таком случае лучшей гарантией целомудренности наложниц и жён гарема были темнокожие евнухи: если бы они всё-таки вступили в интимную связь с женщинами султана, через девять месяцев это стало бы очевидно при родах.

Подсчитать точное количество любовных связей султана Сулеймана Великолепного не представляется возможным: в конце концов, неизвестно, сколько всего наложниц побывало в его гареме за 46 лет правления и за примерно 10 лет активной мужской жизни до восшествия на престол. А вот об официальных фаворитках и жене Сулеймана, составлявших элиту его гарема, известно куда лучше и достовернее. Первой наложницей шахзаде (то есть наследника престола) Сулеймана стала в 1511 году некая Фюлане Хатун, которой в то время было 15 лет, а самому наследнику 17. Через год она родила ему первого сына, Махмуда (скончался от оспы через девять лет) и фактически сразу пропала с авансцены дворцовой жизни, мирно доживая свой век в покоях.

Следующая наложница султана Гюльфем Хатун также попала в гарем в 15-летнем возрасте и также очень быстро, через год, в 1513 году, подарила правителю наследника Мурада (также умер от оспы в 1521 году). Оставшиеся почти 50 лет своей жизни она провела в гареме на почётном положении друга и советника Сулеймана, пока тот в 1562 году не усомнился в её лояльности и не приказал казнить её.

Куда большим влиянием пользовалась третья «официальная фаворитка» Сулеймана Великолепного, Махидевран Султан, встретившаяся с султаном в 16-летнем возрасте в 1514 году и в 1515 году родившая ему сына Мустафу Мухлиси. Махидевран, происходившая вероятно из княжеского черкесского рода, была влиятельной фигурой в гареме и дворце на протяжении почти 20 лет, пока в 1534 году не была вынуждена покинуть столицу вместе с сыном, получившим назначение управлять одной из провинций. Она была очень близка к обретению статуса официальной жены Сулеймана – однако эта привилегия досталась четвёртой из главных наложниц султана, Хюррем Хасеки Султан, в европейской истории более известной как Роксолана.

Хюррем Султан, имевшей восточнославянское (предположительно, украинское) происхождение, была захвачена в плен крымскими татарами и появилась в султанском гареме в 1517 году в возрасте приблизительно 15 лет. Первоначально она находилась в тени Махидевран Султан, но затем сумела завоевать особое расположение и любовь Сулеймана и в течение 10 лет, с 1521 по 1531 годы, родила ему пятерых сыновей и дочь. В 1534 году Хюррем Султан стала официальной женой Сулеймана, что и получило отражение в дополнительном почётном титуле – Хасеки.

www.chuchotezvous.ru

Совет 1: Султанши поневоле, или Ну какая романтика в гареме

Совет 2: Как жили в гареме султана?

Каждая рабыня проходила курс обучения, который включал не только танцы, этикет, музыку, обучение письму и счету, но и искусство любовных утех. Самые привлекательные из девушек — предполагаемые будущие жены султана – проходили более глубокое обучение. И в обязательном порядке они принимали ислам.

К рабыням в гареме относились довольно хорошо: каждая получала ежедневное жалование, а также подарки на каждый из значимых праздников. А в том случае, если девушка, прожив в «доме счастья» 9 лет, так и не привлекла внимание правителя, ей давали статус свободной, снабжали приданым и подыскивали для нее достойного супруга.

Однако, если во время жизни в гареме рабыни нарушали правила или вели себя неподобающим образом, их очень строго наказывали.

Путь от рабыни до фаворитки (девушки, хоть раз проведшей ночь с султаном) был следующим: султан присылал какой-нибудь подарок той из наложниц, которую этой ночью хотел видеть у себя. После этого девушку отводили в бани, наряжали и, в сопровождении евнухов, отправляли к покоям правителя.

Оказавшись у дверей султанской опочивальни, рабыня должна была ждать, пока ее господин не ляжет в постель, и лишь после этого могла войти. А войдя, ползла на коленях до кровати правителя, чтобы затем подняться и лечь рядом с ним. И если ночь, проведенная с наложницей, понравилась султану, он на утро отправлял ей подарки.

Девушка после этого получала статус фаворитки, переселялась в верхний гарем, а если беременела, то становилась «икбал» — «счастливой». А родив, вполне могла сделаться супругой повелителя.

В евнухи старались выбирать темнокожих мальчиков, потому что считалось, будто белые хуже переносят кастрацию и чаще погибают после нее. Черных мальчиков для гарема нередко похищали в Африке и после этого продавали в султанский «дом счастья».

В том случае, если ребенок выживал после кастрации, его раны лечили с помощью ароматических масел. А когда мальчик полностью выздоравливал, его отправляли на воспитание к взрослым евнухам. И здесь он не только получал неплохое для того времени образование, но и новое имя – евнухов называли в честь того или иного цветка.

Совет 3: Аниме — увлечение не только для детей

Одно из достоинств японской анимации – широкий выбор представленных лент, как в жанровом ключе, так и по продолжительности. Найти что-то по своему вкусу не составит труда. Достаточно обратить внимание на три составляющих.

— кодомо — для детей (до 12 лет): идейное наполнение отсутствует или сильно упрощено;

— сёнэн — для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет):динамичный сюжет, быстрая смена событий, темы мужской дружбы, соперничества, часто показываются приключения небольшой постоянной команды персонажей, которые с кем-то борются;

— сёдзё — для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет): в сюжете, как правило, развита тема любви, романтики, подробно раскрыты образы персонажей. К этому же жанру относятся аниме, рассказывающие о приключениях девочек, наделённых магической силой;

— сэйнэн — аниме для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет): оно реалистичнее чем сёдзё, романтическая линия может присутствовать, но сюжет на ней не завязан, также хорошо развиты характеры персонажей, может включать элементы психологии, сатиры, эротики.

— дзёсэй — аниме или манга для женщин: чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии.

Жанр: комедия, драма, триллер, детектив, боевик, романтика и т.д.

Дополнительные критерии отбора аниме:

— по антуражу: киберпанк, паропанк, школьная история, повседневность, научная фантастика, фэнтази и т.д.;

— по психологии и целям персонажей: спокон (о спортивных достижениях, совершённых благодаря стремлению к победе), сэнтай (про команду супергероев), махо-сёдзё (о девочках волшебницах), гарем (главный персонаж окружён большим количеством персонажей другого пола);

— по наличию и детализации сексуальных сцен: этти (эротика), хентай (порно), яой (гомосексуальные отношения), юри (лесбийские отношения).

Формат: сериал или полнометражный фильм

Стереотип, что в аниме «детская» рисовка (большие глаза, смешные рожицы) не оправдан. Есть много картин отличающихся детальной прорисовкой лиц, жестов, поз. Реалистичные яркие пейзажи, потрясающе точная мимика, внимание к мелким деталям – достойны восхищения. Конечно, это в большей степени относится к полнометражным фильмам, нежели к сериалам. Однако и в них есть свой шарм, когда по выражению глаз, позе понятно без слов отношение персонажа к происходящему.

Отдельно стоит сказать про музыкальное сопровождение. Начальный ролик (опенинг) отражает характер аниме, его стиль, настраивает на просмотр, задавая определенную атмосферу. Финальный ролик (эндинг) более спокойный, демонстрирует финальные титры. Музыка и песни, как правило, пишутся специально для конкретного аниме. Это несомненный плюс, поскольку музыка сама по себе служит отражением содержания аниме.

Любители японской анимации предпочитают оригинальную озвучку и пользуются для перевода субтитрами. Именно оригинальная озвучка позволяет проникнуться глубиной выражения эмоций персонажа. Дело в том, что озвучиваю аниме специально обученные люди – сейю. В Японии это отдельная специализация. Подбор голоса тому или иному персонажу очень важен для раскрытия его характера. Есть аниме с официальным профессиональным дублированным переводом на русский язык. Их немного, в основном можно встретить непрофессиональный перевод.

Аниме – это целый мир новых красок и ощущений. Он имеет право на существование и находит все больше поклонников во всем мире.

www.kakprosto.ru

Любопытные фотографии из гарема иранского шаха, в котором было почти 100 женщин

Любопытные фотографии гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века. Предлагаем увидеть красавиц из гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар — четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

1. Насер ад-Дин Шах Каджар — счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают, что для своего времени Насер ад-Дин Шах Каджар был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.

2. Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.

3. Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

4. Полнота — как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

5. Несравненная Анис аль-Долех — любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

6. Анис аль-Долех, или Задушевный Друг Державы.

7. Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме — шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

8. Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения — на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

9. Гарем на пикнике.

10. Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха — все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.

11. Молодая наложница с кальяном.

12. На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.

13. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

14. Дамы из гарема в балетных пачках.

Подборку фото прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Васильевич Долгов:

«На фото действительно женщины. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Безусловно, такие обитатели в гаремах тоже были, но их держали под секретом, поскольку Коран эти вещи не приветствовал. А по поводу красоты. Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. По поводу растительности — для восточных женщин это характерно. Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться».

cameralabs.org

Права женщин в гареме: от рабыни до жены султана

Своими прекрасными костюмами, живыми характерами и интригой сериал «Великолепный век» привлек внимание многих людей. Одной из «изюминок» сериала можно назвать главную героиню – Хюррем Султан, за присущие ей силу и независимость.

Была ли она исключением или она представляет позицию, которую занимали все женщины в османском обществе?

Распространенный западный взгляд на ту эпоху содержит ложное убеждение, что гарем являлся чем-то вроде личного борделя, полного полуодетых наложниц, которые слоняются без дела в ожидании своего господина. Такое неправильное представление вполне можно понять, если вспомнить, что очень немногие иностранцы вообще видели гарем. Этот образ должен был восхищать и занимать воображение западного человека, которого сдерживали рамки, принятые в его обществе!

В действительности даже в гареме императора, в котором в силу различных причин султаны предпочитали наложниц официальным женам, их количество было строго ограничено и составляло очень малую часть от женщин, живших в гареме. Большинство мужчин, живших в более скромных условиях, брали только одну жену. Возможно, их отпугивало от полигамии требование, чтобы со всеми женами обращались одинаково (что практически невозможно), а также желание сохранить покой в доме!

Гарем на самом деле являлся женской половиной дома, и кроме жены в нем могли обитать мать хозяина дома, другие его родственницы, их дети и множество рабынь, исполнявших повседневную работу по хозяйству. В гареме смешивались женщины всех возрастов, рас и социальных статусов. С рабынями в основном обращались хорошо, а те, кто попадал в гарем молодыми девушками, обучались ремеслам. Рабство было по большей части явлением временным, после освобождения женщина могла выбирать – оставаться ли ей в этом доме или, как часто случалось, выходить замуж и уезжать. Женщинам из гарема импонировало то, что они подбирают хорошую пару для своей рабыни, кроме того они также были щедры при выдаче приданого.

Важно понимать, что в османском обществе рабство не было позорным пятном. Сына рабыни признавали сыном его отца и многие мужчины, включая султанов, были детьми рабынь. Часто рабство было лучшим способом для девушки подняться по социальной лестнице. Это объясняет, почему европейские благодетели, пытавшиеся покончить с традициями рабства, были с негодованием встречены семьями потенциальных рабынь!

Считается, что женщины жили в отдельной части дома, чтобы дела, которые ведут мужчины, не отвлекали их от воспитания детей и ведения хозяйства. Конечно, матери полностью посвящали себя детям. Однако было бы ошибкой считать, что женщины были пленницами гарема. В большинстве домов им разрешалось свободно покидать гарем и посещать женщин из других домов, а также ходить на пикники и за покупками. К ним также приходили посетители: друзья, торговцы и артисты; существует множество документов, свидетельствующих о праздниках, которые часто проводились в гареме.

Между тем, жизнь в гареме не состояла только из развлечений – здесь также работали. Глава гарема (жена или ее свекровь) организовывала работу рабынь и занималась семейным бюджетом. Позже девочек этому начали обучать специально: для них проводили занятия, темами которых были ведение ежедневных расчетов и приготовление пищи.

Возможно, самым удивительным является то, какой финансовой свободой пользовались эти женщины. До того, как женщина выходила замуж, семьи договаривались о размере «махра». Он состоял из денег и недвижимости, которую жених дарил невесте. Это имущество принадлежало лично ей, и она была вольна распоряжаться им, как пожелает. Во времена Османской империи одну часть махра выплачивали до заключения брака, а вторую оставляли на случай развода или смерти мужа – это обеспечивало женщине финансовую независимость (и служило для мужчины стимулом к тому, чтобы избежать развода!).

Жизнь женщины в гареме детально описана Аслы Санджар в ее прекрасной книге «Османские женщины: мифы и реальность» (опубликованной The Light, Inc., 2007). Османские законы гарантировали права женщин, которые, согласно проведенному Санджар исследованию, не боялись воспользоваться этими законами и «в основном получали поддержку суда».

Если некоторые из этих прав кажутся нам сейчас само собой разумеющимися, то мы можем сравнить их с положением женщин восемнадцатого и девятнадцатого веков в Британии. Здесь имущество женщины принадлежало ее мужу, который, если ему этого хотелось, мог развестись с ней и оставить ее без гроша. Среди аристократии романы на стороне были вполне обычным делом, и если материально о внебрачных детях обычно заботились, то они никогда официально не признавались отцами.

Поведение Хюррем Султан, несомненно, является отражением ее характера и чувств к ней султана Сулеймана. Однако и другие османские женщины, по крайней мере те, которые принадлежали к высшим классам, обладали столь же значительным положением в обществе. Санджер цитирует З. Дакетта Ферримена, который в 1911 году сказал о статусе османских женщин: «Турецкую жену называли рабыней и невольницей. Она ни то, ни другое. На самом деле статус, который обеспечивает ей закон, хотели бы иметь большинство жен в Европе, и до недавних пор англичанки были более ограничены в правах, чем турчанки».

mk-turkey.ru

Женщины в гареме отношения

Эдмондо де Амичис, "Константинополь”, 1896: «Однажды вечером я покидал дом одного богатого мусульманина, одна из четырех жен которого страдала болезнью сердца. Это был уже мой третий визит, и, как обычно, мой уход, так же как и приход в дом, происходил в присутствии рослого евнуха, шедшего впереди меня и громко повторявшего "Женщины, удалитесь!”, чтобы дамы гарема и невольницы-женщины знали о присутствии постороннего и могли скрыться.

Выйдя во двор, евнух оставил меня одного, предоставив покинуть дом самостоятельно. Едва я собрался отворить входную дверь, как почувствовал прикосновение чьей-то руки: я обернулся и увидел стоящего рядом евнуха миловидной внешности лет восемнадцати или двадцати. Он стоял и молча смотрел на меня глазами, полными слез.

Он продолжал молчать, и я спросил, чем могу ему помочь. Он еще помолчал в нерешительности, потом с жаром схватил мою руку и заговорил сдавленным от волнения голосом, в котором звучало отчаяние: "Доктор, вы знаете лекарства от всех недугов.

Скажите, есть средство, чтобы помочь моей беде?” Мне не передать словами, как подействовала на меня его горячая мольба. Мне хотелось что-то сказать ему, но слова застревали в горле. Не зная, что сказать и как поступить, я просто открыл дверь и вышел вон. Но всю ночь и много ночей потом в ушах звучал его печальный голос и, признаюсь, не раз это воспоминание вызывало у меня слезы.

А вот что пишет Алев Литлэ Крутье, французская писательница выросшая в Турции:

«В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.

У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец — колечко с голубым камнем и большой палец — с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.

В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.

— Сезам, откройся, — говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов, казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю. За глаза родители называли его хадим, что значит "евнух". Как объясняла мне мама, это слово означает "безбородый".

Однажды я слышала, как мой отец говорил, что "их" осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха. Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет.

Примерно в то же время я узнала, что евнух — это кастрированный мужчина. Не будучи знакомой с мужской анатомией, я решила, что это мужчина, у которого отрезан пенис. Ужасная картина! Я уже вышла из того возраста, когда с подобного рода вопросами обращаются к родителям, а близкие подруги знали не больше меня.

На уроках истории нам рассказывали о роли евнухов в пору султанов, какое положение они занимали при дворе и как вмешивались в большую политику. Сулейман-ага был одним из последних.

Прошло много лет, и я не раз видела евнухов в кино, в танцах и в опере.

Их роли исполняли атлетического сложения полуодетые темнокожие мужчины в роскошных тюрбанах и с опереточными кинжалами. Они так были не похожи на Сулеймана-ага, что было трудно всех их называть одним словом "евнух".

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Откуда взялись евнухи? Кто их придумал и для чего? Ответы я нашла в книгах, но и в них не все ясно. Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат.

Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге "Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. "Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).

Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

"По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений". Ксенофонт. Киропедия

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись.

Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца.

Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла.

Скопцы существуют и до сих пор в Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами.

Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима. Гиббон писал: "Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетиана благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими” . Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. Что касается мусульманских стран, то Коран запрещает кастрацию мужчин-мусульман – следовательно, евнухов приходилось «импортировать» из тех мест, где исповедовали иную веру.

В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. Рекрутирование в евнухи других иностранцев, в том числе европейцев, осуществлялось с помощью набегов, которыми так изобилует вся история арабов и которые были для них привычным делом.

В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок.

Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали.

Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. Считалось, что лучше всего для этой цели подходят чернокожие, и потому арабские торговцы этим весьма специфическим товаром зачастили в Нубию и Абиссинию. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали также Египет и Судан.

После операции евнухов публично обращали в ислам и лишь затем допускали к исполнению обязанностей в гареме. Спросом пользовались как мальчики, так и взрослые мужчины.

Первым доверяли менее ответственные поручения, для выполнения которых они имели право свободного передвижения между гаремом и остальной частью дома, а также могли выходить на улицу.

Они были на побегушках, выполняли простейшие ремонтные работы, помогали на кухне, носили дрова и воду, а также сопровождали женщин и старших евнухов, когда те отправлялись в город. Муж в таких прогулках, как правило, участия не принимал.

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.

Большинство невольников поступали из районов в верховье Нила, из Кордофана, Дарфура, Донголы и окрестностей озера Чад. Ими набивали трюмы больших лодок и везли по реке в Александрию и Каир. Из Дарфура и Сеннара в Судане, где пешком, где на верблюдах, их доставляли через Сахару. Других гнали из Абиссинии в порты на Красном море и оттуда на самые большие невольничьи рынки в Мекке, Медине, Бейруте, Измире и Константинополе.

Операцию кастрации выполняли опять-таки не богобоязненные мусульмане, а египтяне- христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран.

Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши.

Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: "давление”, "разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;

Спадо — удалены яички методом вытягивания;

Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Сандали — без гениталий. Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей.

Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом.

Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают.

Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.

Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни.

Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрации была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.

Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками.

Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке. "Едва видимые в клубах ароматного дыма от благовоний, разгоняемого легким бризом с Черного моря по всему Сералю, евнухи и невольницы качались в ритме танца, следуя за мелодией воинственной музыки дикарей". Так описывает это Эдмондо де Амичис в "Константинополе" (1896).

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе "Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

«Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.

. Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?

Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Похоже, что сами евнухи едва ли когда-либо становились объектами подозрений со стороны турецких мужей. Последние были гораздо больше озабочены, и не без причины, проблемой лесбийской любви, которая в гаремах была не таким уж редким явлением. Поэт Фазиль Без, творчество которого относится к периоду царствования султана Махмуда II (1808-1839), в своей «Книге о женщинах» писал:

«Они влюбляются друг в друга. Многие выполняют роль мужчины. Более того, те, кто предается этой противоестественной любви, обычно очень очаровательны и привлекательны. Многие из них принадлежат к самым высшим слоям нашего современного общества. Это вопрос привычки, которая на первый взгляд довольно постыдна. Однако если ее сравнить с другими пороками, она не покажется такой уж пагубной. Мужчины не испытывают никакого влечения к этим женщинам, которые интересуются лишь себе подобными и получают все удовольствия от общения друг с другом.

Никто больше не вызывает их интереса. Они ласкают друг друга и при этом употребляют самые нежные слова, и так продолжается некоторое время, пока они не начинают заниматься своей бесплодной любовью. Неужели мужчины в самом деле не представляют для них никакого интереса? Неужели имитация может сравниться с действительностью? Пусть они творят все, что угодно, однако стоит им увидеть молодого мужчину, как их сразу же пробирает дрожь от затылка до самых пяток. Ибо для нормальных человеческих существ дорога, которую они избрали, ведет в никуда. Да просветит их Аллах!»

От этого по-турецки напыщенного, высокопарного разглагольствования веет скорее презрением, чем истинной заботой или тревогой. Если бы турку случилось застать свою жену с любовницей в момент их интимной близости, его реакция была бы как минимум бурной.

Лесбийские связи неизбежно должны были появиться в среде страстных восточных женщин, скученных вместе и проживающих в роскошных условиях. Совершенно очевидно, что половое общение с единственным легально доступным мужчиной в силу своей эпизодичности никак не могло удовлетворять их, и они часто чувствовали себя обделенными и разочарованными.

Гомосексуальные отношения приходилось сохранять в глубокой тайне, в противном случае любовниц ждало суровое наказание, которому их подвергал разгневанный муж. Следует, однако, сделать оговорку, что наказание, безусловно, оказалось бы еще более суровым, если бы муж застиг жену наедине с любовником. Так или иначе, лесбийская любовь служила еще одной причиной ревности и интриг среди обитательниц гарема. via

Кастраты-певцы. В 1599 году Папа Сикст V издал буллу, по которой в хор собора Святого Петра были внесены изменения так, чтобы в него вошли четверо певцов-кастратов. Размах увлечения кастратами, который охватил общество, пришелся на XVIII век. Идя навстречу интересам потребителей, многие лавки и цирюльни организовывали у себя пункты, где делалось оскопление, о чем они и писали на вывесках: "Здесь оскопляются мальчики". В 1898 году Папа Лев XIII отправил на пенсию всех певцов-кастратов. В 1903 году Папа Пий X издал запрет об использовании евнухов. via

igor-grek.com