Завышенная самооценка у детей

Оглавление:

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Завышенная самооценка

Самооценка — это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности — это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

Что такое самооценка?

Одно из главных свойств личности — формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

  • личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
  • защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
  • регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.
  • Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

    Чем опасна завышенная самооценка?

    Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна — пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

  • для индивида существует единственно верная точка зрения — его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
  • человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
  • человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
  • индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
  • любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.
  • Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

    Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

    Проявления завышенной самооценки

    В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

  • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
  • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
  • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
  • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.
  • Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

    • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
    • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
    • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости — получение одобрения со стороны окружающих;
    • единственная цель близких отношений с другими людьми — самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
    • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
    • самоутверждение за счет окружающих;
    • болезненная реакция на критику — плач, крик, злость.
    • Выделяют 2 вида явления:

    • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
    • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа — неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.
    • Причины завышенной самооценки

      В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации — в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

      Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

    • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
    • человек — первый или чаще единственный ребенок в семье;
    • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок — взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
    • внешние данные — нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
    • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
    • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.
    • Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

      Завышенная самооценка: признаки

      Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

      Для определения самооценки проводятся:

    • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
    • исследования на основе опросников самоотношения;
    • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.
    • В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

    • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
    • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
    • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
    • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
    • отрицанием чужого авторитета и власти;
    • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
    • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
    • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
    • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
    • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
    • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.
    • Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

      Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека — его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

    • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
    • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
    • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
    • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
    • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
    • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
    • формирование уважения чувств и желаний окружающих.
    • В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

      Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

    • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
    • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
    • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.
    • nevroz-psixoz.com

      Адекватная самооценка у ребенка: какую роль играют родители?

      Так ли важна самооценка для ребенка? И как родители, сами того не желая, могут поднять ее «до небес» или опустить «ниже плинтуса»?

      Так в шутку представляется пятилетний Ваня, наш маленький гость. У окружающих самовлюбленность малыша вызывает улыбку, но сам-то мальчик нисколько не шутит. Он требует от родителей самого лучшего, самого дорогого, стремится всегда быть первым.

      Таким он стал после рождения младшего брата и теперь вынужден ежедневно доказывать родителям, что он ЛУЧШИЙ! Лучше ест, уже ходит в садик, лучше одевается, чем младший братишка. Нормальным такое соперничество не назовешь, ведь родители только поддерживают Ванину «веру в себя». Так они стараются компенсировать ему недостаток внимания.

      И зря, наверное. Самовлюбленный парнишка то и дело «получает» в садике от ребят, у него нет друзей. Чем еще грозит малышу завышенная самооценка? И как понять, как относится к себе самому ваш ребенок?

      Адекватная – высокая самооценка: Я такой как все!

      Ее не стоит путать с завышенной, это именно высокая, оптимальная самооценка. Такой малыш любознателен в меру, жизнерадостный и общительный, открытый, ведет себя в обществе непринуждённо. Он прислушивается к взрослым, не конфликтует со сверстниками.

      Если вы никогда не задавались вопросом – какая самооценка у вашего малыша, то она именно такая, нормальная. Она позволяет ребенку гармонично развиваться, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане.

      Завышенная самооценка: Я Лучше всех!

      Таких детей сложно не заметить на детской площадке или в классе, они более развиты физически, стремятся к максимальному познанию, всегда пытаются «быть хорошими», угождают взрослым. Такие малыши часто берутся за новые дела, но их импульсивность мешает им их закончить.

      Если у ребенка завышена самооценка, то он очень капризный, требовательный, обидчивый и конфликтный. Он пытается обратить на себя внимание любыми способами. Не приемлет критики, среди детей сразу занимает позицию лидера.

      Заниженная самооценка: Я хуже всех!

      Такая самооценка даже опаснее, чем завышенная, она мешает развитию ребенка. Малыш неактивен и очень скромный, ранимый, нерешительный. И если в детстве он рискует в одиночку рисовать мелом или строить домики, то во взрослой жизни такая самооценка не даст ему реализоваться ни в карьере, ни в семье.

      Он будет тревожным подростком, который не верит в себя и боится всего нового. И если вы не хотите, чтобы в коллективе его считали неудачником, изгоем и плаксой, то пора принимать меры!

      «Слепите» малышу здоровую самооценку!

      Самооценка зарождается чуть ли не с первых месяцев жизни, ведь даже среди годовалых детей легко выделить лидера или неуверенного скромного малыша. «Слепить» адекватную самооценку ребенок сам не сможет, потребуется ваша помощь. Не надо принимать никаких специальных мер, нужно просто доверять малышу, верить в него, но не захваливать.

      Большая часть детей младшего возраста имеют немного завышенную самооценку. «Вася самый умный»!, «Танечка самая красивая!» — твердят каждый день родители. И малыш верит, и это неплохо, только до определенного времени. Пока карапуз маленький, все крутится вокруг него, так и должно быть, это чувство защищенности и поддержки ребенок усвоит на всю жизнь.

      Но чем старше кроха, тем реальнее он должен оценивать свою личность. Вы же не хотите вырастить эгоиста, который занимается исключительно самолюбованием? Тогда относитесь к сыну или дочке так, как они этого заслуживают, реально оценивайте их заслуги, не преувеличивайте вину за проступки.

      «Маша лучше учится, еще и по дому помогает»!

      Признайтесь, вы невольно сравниваете своего ребенка с братьями-сёстрами или с одноклассниками. И победа не всегда на стороне вашего чада, вот только ребенок об этом ничего знать не должен! Поставьте его на свое место: сегодня муж укажет вам на девушку с более тонкой талией, а завтра будет расхваливать чужой борщ. Но вы же не можете быть лучше во всем, правильно? А почему требуете этого от ребенка?

      Реальная, адекватная самооценка у малыша должна сформироваться не позднее семи лет. Вашему крохе меньше? Тогда эти советы именно для вас:

      • Принимайте ребенка таким, какой он есть, корректируйте, но не старайтесь полностью поменять его характер.
      • Сравнивать малыша надо! Но только с самим собой! Вчера он вернулся домой позднее, а сегодня успел вовремя, молодец.
      • Ругайте не за то, что он «бездарный, глупый, ничего не понимает». «Опять получил двойку по истории, разве так трудно выучить всего один параграф, у тебя же хорошая память» — звучит совсем по-другому.
      • Всего один раз намекните ему, что его коллаж склеен криво, а его «абстракционизм» — цветная мазня, и он больше никогда не возьмет в руки клей и краски.
      • Отправили первоклассника в магазин, но вместо болгарского перца он купил приправу горошком? Неудивительно! «Не по Сеньке шапка», ваши поручения должны быть посильными. Повышайте сложность задания только тогда, когда ребенок «прошел» предыдущий уровень.
      • Сын предложил выбить ковер вместо вас? Инициатива должна поощряться! Если помощник не может даже поднять ковер, отправляйтесь на улицу вместе. Не спугните его самостоятельность, и он поверит в себя.
      • Не твердите ему, что он самый-самый, уверенность в себе можно развить не такими радикальными мерами. «У тебя все получится!», «Ты долго готовился к олимпиаде, а потому имеешь все шансы на победу» — пусть ребенок знает, что за «приз» надо бороться.
      • Не суетитесь вокруг ребенка, контролируя каждый его шаг. Не надо поправлять шапку десятилетнему подростку. Как же он поверит в себя, если к такому возрасту даже одеться нормально не может? Помогайте ребенку тогда, когда это необходимо.
      • Научите ребенка уважать себя. Как? Откровенно говорите с ним о его достоинствах и недостатках. Спросите, что сам он хотел бы в себе изменить.
      • Не так сложно сформировать у ребенка здоровую самооценку, но это в теории. На самом деле, это кропотливый, ежедневный и ежеминутный труд, плоды которого видны не сразу. Но если пропустить эту веху в развитии, то вам придётся всю жизнь утешать «неудачника» или бороться с «зазнайкой».

        А как вы влияете на самооценку вашего ребенка? Какая она – скорее завышенная или пониженная?

        Скачайте чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы»

        ?»Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…»?, «Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо. » «Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…» Главная причина комплексов у детей — это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.

        viline.tv

        Как формируется самооценка дошкольников

        Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

        Компоненты самооценки

        Рефлексия и самосознание ребенка возникают достаточно рано. Взрослые ошибочно полагают, что дети в возрасте 2-3 лет не способны на глубокие размышления. Однако именно в этом возрасте формируется самооценка дошкольника, состоящая из двух основных компонентов:

        1. Эмоциональный. Он основан на отношении взрослых к ребенку. Компонент преобладает у дошкольников до 4-5 лет. В этом возрасте авторитет родителей особенно высок. Дети испытывают внутреннюю потребность в том, чтобы мама и папа постоянно хвалили и поощряли их действия.
        2. Интеллектуальный. Компонент основан на рефлексии и сравнении себя с другими. Постепенно ребенок перестает обращать внимание только на самого себя. Он изучает других людей: сверстников, с которыми играет, малознакомых взрослых и т. д. В 4-5 лет дети способны выявлять различия, которые существуют между ними и окружающими. Эти различия вызывают у ребенка беспокойства. Рефлексия в этом возрасте направлена на выявление стандарта, идеала. Создать стандарт в создании детей помогают окружающие люди и СМИ. Очень часто маленькие девочки хотят быть похожими на любимую куклу Барби или на актрису из рекламного ролика. Невозможность быть похожей на идеал вызывает недовольство собой, которое может сопровождать ребенка в старшем возрасте. Многие комплексы, от которых страдает уже взрослый человек, формируются еще в дошкольные годы.

        Первые признаки самооценки

        Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

        Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

        Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

        Завышенная самооценка

        Это другая крайность, которой подвержены люди. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте формируются под влиянием ближайшего окружения, состоящего в большинстве случаев из родителей и других близких родственников. Взрослые нередко склонны баловать ребенка. Мама часто называет свою маленькую дочь принцессой. Отец внушает сыну, что он «мужик». Дети начинают чувствовать свою уникальность. Принцесса имеет полное право руководить окружающими. «Мужику» можно обращаться со сверстниками «по-мужски», то есть оскорблять или избивать их.

        Безусловно, такие методы родителей изначально направлены не во вред сыну или дочери. Мамы и папы хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе людьми, а развитие самооценки в дошкольном возрасте шло более быстрыми темпами. Однако желание сформировать самостоятельную и успешную личность заканчивается тем, что ребенок начинает считать себя лучше своих ровесников. Во время игры с другими детьми он стремится доминировать, подчинять себе окружающих. У детей с завышенной самооценкой развивается представление о самих себе, как о самых лучших, а лучшему дозволено все.

        Лидер вызывает раздражение у тех, кто вынужден с ним общаться. Сверстники предпочитают играть с теми, кто не считает себя идеалом. Завышенная самооценка детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что они остаются в одиночестве и не способны строить полноценные отношения ни со своими товарищами, ни со взрослыми.

        Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

      • Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
      • Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.
      • Как повысить самооценку?

        Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

      • Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
      • Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
      • Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
      • Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
      • Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.
      • Как понизить самооценку?

        Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить. Методы могут быть такими:

      • Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
      • Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
      • Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
      • Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
      • Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.
      • Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

        Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

        Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.

        doshkolnik.net

        Завышенная самооценка у детей

        Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

        Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

        Завышенная самооценка признаки

        Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.

        Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:

      • человек всегда уверен в собственной правоте, даже при существовании конструктивных доводов и аргументов в пользу противоположной точки зрения;
      • в любой конфликтной ситуации или при споре индивид уверен, что последняя фраза должна оставаться за ним и ему неважно, какой именно будет эта фраза;
      • он полностью отрицает факт существования противоположного мнения, отвергает даже возможность того, что каждый индивид имеет право на собственную точку зрения. Если он все-таки согласится с таким утверждением, то будет уверен в «неправильности» точки зрения собеседника, отличной от его;
      • субъект уверен в том, что если у него что-либо не получается, то в этой ситуации виновен не он, а окружающий социум или сложившиеся обстоятельства;
      • он не умеет просить прощение и извиняться;
    • индивид постоянно ведет соперничество с коллегами и друзьями, желая всегда быть лучше других;
    • он высказывает собственную точку зрения или принципиальные позиции постоянно, даже при условии, что его мнение никому не интересно, и высказывать его никто не просит;
    • в любых дискуссиях человек очень часто употребляет местоимение «я»;
    • любую критику, направленную на него, он воспринимает в качестве проявления неуважения к своей персоне, и всем видом дает понять, что ему абсолютно безразлично мнение окружающих о нем;
    • для него важно быть всегда идеальным и никогда не допускать ошибок и промахов;
    • любой неуспех или неудачи могут надолго выбить его из рабочего ритма, он начинает ощущать подавленность и раздражительность, когда не получается что-то сделать или достигнуть задуманного результата;
    • предпочитает браться только лишь за дела, достижение результатов в которых связано с трудностями, при этом, часто, даже не просчитав возможные риски;
    • индивид страшиться показаться окружающим слабым, беззащитным или неуверенным в себе;
    • собственные интересы и увлечения всегда предпочитает ставить на первое место;
    • индивид подвержен чрезмерному эгоизму;
    • он склонен учить окружающих людей жизни, начиная с любой мелочи, например, как правильно жарить картошку, и заканчивая более глобальным, например, как зарабатывать деньги;
    • в разговорах он больше любит говорить, чем слушать, поэтому постоянно перебивает;
    • его тон разговора характеризуется высокомерием, а любые просьбы больше напоминают приказание;
    • он стремится быть во всем первым и самым-самым, а если это не получается, то может впасть в депрессию.
    • Люди с завышенной самооценкой

      Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

      Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

      Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

      Завышенная самооценка причины

      Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.

      Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.

      Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать нарциссами.

      По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.

      Завышенная и заниженная самооценка

      Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.

      Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.

      Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.

      Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.

      Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.

      Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

      Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над самосовершенствованием и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

      Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

      Завышенная самооценка у ребенка

      Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

      Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

      В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

      У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

      Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.

      psihomed.com

      Особенности самооценки у детей

      Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, быстро адаптировался и умел преодолевать трудности, он должен иметь положительное представление о себе. То есть, самооценка у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте должна быть в норме. Но, к сожалению, ребёнок не всегда может оценивать себя и свои возможности правильно. В раннем возрасте у каждого ребёнка самооценка адекватна, но её особенность состоит в том, что впоследствии, по мере взросления малыша, она изменяется, и тогда задача родителей – обратить на это пристальное внимание и помочь ему.

      Как самооценка влияет на успеваемость младших школьников? Как она сказывается на развитии навыков общения у дошкольников? Если самооценка понижена, то крайне негативным образом. Если завышена – это также ведёт к различным трудностям и проблемам.

      Диагностика самооценки младших школьников и дошкольников

      Понять, какая самооценка у вашего ребёнка, несложно. Если он постоянно «копается» в себе, ищет слабые стороны, видит в своей личности только плохое и не чувствует уверенность в своих силах – самооценка понижена. Если же, наоборот, ребёнок постоянно хвастается и гордится своей персоной, ставя себя выше других – одноклассников, друзей, товарищей по группе в детском саду, его самооценка завышена.

      Завышенная самооценка у ребёнка: что делать?

      Завышенную самооценку у детей часто можно встретить в дошкольном возрасте. В этом ничего страшного нет, так как в таком возрасте малыш только познаёт себя. Задача родителей – развивать в ребёнке чувство уверенности, положительную самооценку, так как если она понизится, сделать её адекватной будет очень и очень сложно.

      Безусловно, всё время нахваливать малыша не нужно. Здесь важна мера. Критика тоже может иметь место, но в разумных пределах. Например, вместо: «Ты не смог», вы должны говорить своему ребёнку: «Ты смог, но…».

      Завышенная самооценка встречается и у первоклассников. Обычно дети в этом возрасте переоценивают себя. Важно поймать этот период и не дать упасть самооценке, а это вполне может произойти из-за того, что ребёнок не справляется с какими-то заданиями и поручениями.

      Как повысить самооценку ребёнку

      Если самооценка у ребёнка занижена, нужно ему помочь. Формирование и развитие адекватной самооценки у дошкольников и младших школьников потребует от родителей всех усилий. Как поднять самооценку ребёнку? Для этого нужно придерживаться некоторых правил:

    • Коррекция самооценки у младших школьников и детей раннего возраста невозможна без полного доверия. То есть, родители и ребёнок должны доверять друг другу, общаться, обсуждать различные проблемы. Всегда интересуйтесь у малыша, как он провёл день, что у него получилось, а что нет. Возможно, ему требуется ваша помощь.
    • Не ругайте ребёнка. Даже если он что-то не может сделать, объясните или покажите ему, если нужно, несколько раз. Не ставьте малышу в пример других детей.
    • Обязательно замечайте успехи ребёнка. Если вы будете воспринимать их, как должное, и при этом за каждый промах ругать сына или дочь, у них обязательно понизится самооценка. Заслуженная похвала – хороший стимул. К тому же, она вселяет уверенность в себе.
    • Любите своих детей и придерживайтесь правил воспитания.

      От вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок в будущем, помните об этом. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, и у него обязательно всё получится!

      detstrana.ru