Статьи самооценка подростка

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Процесс формирования самооценки сложный и противоречивый, как и сам подросток. Но он определяет то, каких успехов ребенок сможет добиться во взрослой жизни: будет ли он нормально взаимодействовать с противоположным полом, ставить правильные цели и идти к ним, сможет ли добиться карьерных успехов?

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте .

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Любой ребенок рождается с высокой самооценкой. Он знает, чего хочет, и обладает бесконечной верой в себя и в жизнь. За то, что происходит с его самооценкой потом, во многом ответственны родители.

Буллинг на работе: если в коллективе завелся хищник

Он только и ждет момента, чтобы унизить вас, выставить слабаком и лентяем. Почуяв вашу слабость, он не преминет воспользоваться ею. Как возникает ситуация травли и что можно противопоставить агрессору?

www.psychologies.ru

Особенности самооценки интеллекта подростка Текст научной статьи по специальности «Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Демидова А. Г.

Сделана попытка понимания интеллектуального через личностные категории. Автором выявлены структурные особенности корреляционных комплексов каждого возраста. Прослежена возрастная динамика в развитии интеллекта и его самооценки от младшего к старшему подростковому возрасту.

PECULIARITIES OF ADOLESCENTS SELF-ESTIMATION OF INTELLECT

Attempt to understand intellectual categories through personal ones is made in the article. The author reveals structural features of correlation complexes of each age-group. Age dynamics in the development of intelligence of younger and senior teenagers is being traced.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Демидова А.Г.,

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки интеллекта подростка»

А.Г. Демидова, ассистент, 8 906 534 89 98, аГёет!^^^^! @ yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКА

Ключевые слова: Я — концепция, Я — образ, интеллект, центральные и побочные линии развития, самооценка интеллекта, психометрический интеллект, социальный, телесный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личности.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств [6, 11]. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей [6].

Функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Важным моментом продуктивности интеллектуальной деятельности является самооценивание познавательных способностей.

В соответствии с привычным целостным восприятием человека в единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки [9]. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную)

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, и изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социальнопсихологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это достаточное условие для социальной дезадаптации [7,9].

Развивается самооценка путем постепенной интериоризации внешних оценок в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст.

Подростковый возраст — завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступают семья и школа, то есть, родители, ровесники и учителя [9, 12].

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей [6]. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [7,8].

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. Я-концепция представляет набор описательных представлений о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент [1].

У человека существует несколько сменяющих друг друга образов Я. Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как Я-реальное. Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое

Я-идеальное. Соотношение между Я-реальным и Я-идеальным и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

И.С. Кон так описывает развитие самосознания и образа Я: «Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализируетвопрос: «Кто Я?» [8].

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Тем не менее, у подростков мы наблюдаем лишь зарождение этого процесса, полное развитие которого приходится на юношеский и ранний взрослый периоды жизни. В подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности, в основном ориентируясь на свои вкусы и на референтную группу [1].

В целом для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается Я-образ — относительно устойчивая система представлений о себе [5].

Сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне её. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера — сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, то есть стремление принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым

человеком как трагедия. Самооценка своего места в социуме играет, если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности [11].

Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.

В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть [7].

Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции.

Рассмотрим динамику развития самооценки от младшего к старшему подростковому возрасту.

По мнению Д.И. Фельдштейна [12], в 10 — 11 лет наблюдается явное преобладание в оценках отрицательных черт и форм поведения. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживают неумение оценить себя.

В 12 — 13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

В 14 — 15 лет возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростом свих личностных особенностей,

форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности (А.М. Прихожан).

Взаимоотношения подростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются. Со взрослыми его отношения амбивалентны. Одновременно проявляется стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а, напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный «внутренний отход» от школы.

Он сравнивает себя со взрослыми и с товарищами. Познание другого человека опережает познание самого себя. Суждения подростков о других людях часто более точны и более критичны, чем их самооценки.

Именно в подростковом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

У подростка складываются разнообразные образы «Я» (основная линия развития), первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным навообразованием всего периода [4].

Гипотеза исследования: интеллектуальные характеристики для самоописания подростком применяются в разные возрастные периоды с разной интенсивностью.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1) положение Л.С. Выготского о связи аффекта и интеллекта, которое проявляется в нашем исследовании в предполагаемой связи между психометрическим и самооценочным интеллектом, представляющим собой эмоционально-личностное отношение к себе. В учении о высших психических функциях, составляющее ядро культурно-исторической концепции, Л.С. Выготским показано, что самое главное в психическом развитии заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе между

интеллектом и аффектом, что мышление и аффект представляют часть единого целого — человеческого сознания [4];

2) положение Л.С. Выготского о центральной и побочных линиях развития, согласно которому главное в психическом развитии заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе изучаемых в возрастном контексте изменений связей между интеллектом и самооценкой;

2) представление о связи продуктивности интеллектуальной деятельности и мотивационно-волевой сферы (С.Л. Рубинштейн, A.B. Брушлинский), продуктивности интеллектуальных операций и саморегулирования, трудолюбия (Н.С. Лейтес, O.K. Тихомиров, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин) [3, 9, 12];

3) возрастные периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина и о движущих силах подросткового возраста. Д.Б. Элькониным высказано мнение, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной или мотивационно-потребностной сферы [2, 4, 9];

4) представление о психометрическом интеллекте как продуктивности решения тестовых задач (Г. Айзенк, К. Рассел);

5) структура глобальной Я-концепции Р. Бернса, позволившей выделить умственный аспект самооценки;

6) подход К. Двек оценки типов имплицитных теорий интеллекта и личности, по аналогии с которым мы изучаем приоритеты в самоописаниях интеллекта испытуемых.

Для выявления связей интеллекта и его самооценочных характеристик был проведен тест «Семантический портрет» который предполагает создание автопортрета испытуемым из двадцати характеристик на основе сорока предложенных слов, что позволяет выявить превалирование в Я-концепции социального, интеллектуального, телесного или эмоционального.

Рассмотрим достоверность различий между возрастными группами подросткового периода по количеству социальных, интеллектуальных, телесных и эмоциональных характеристик методики «Семантический портрет» (табл.1).

Статистическая достоверность различий сопоставления представленности в Я-концепции физических характеристик в разных возрастах по методике

(и критерий Манна — Уитни)

Среднее значение 21,04 21,27 22,46 22,6 20,95 22,33 21,77

9 0 0,862/ 0,431 0,066/ 0,033* 0,145/ 0,073 0,946/ 0,473 0,180/ 0,09 0,509/ 0,255

10 0 0,072/ 0,036* 0,137/ 0,069 0,757/ 0,379 0,168/ 0,084 0,539/ 0,27

11 0 0,986/ 0,493 0,027/ 0,014** 0,836/ 0,418 0,249/ 0,125

12 0 0,074/ 0,037* 0,880/ 0,44 0,344/ 0,172

13 0 0,102/ 0,051* 0,362/ 0,181

При расчете вероятностей сходства показателей разновозрастных групп по критерию Манна — Уитни было выявлено, что все результаты, за исключением одного, больше 0,01. Статистически значимые различия есть между числом телесных характеристик в самоописании у 11- и 13- летних подростков. 13- летние подростки употребляют на 1,5 % меньше телесных характеристик по сравнению с младшим подростковым возрастом. Динамику изменения использования телесных характеристик объясняют различия, выявленные на 5 %-м уровне значимости. На 5 %-м уровне значимости есть различия между 9, 10- летними детьми и 11- летними подростками. С возрастом число телесных характеристик повышается, затем количество телесных характеристик к 13 годам максимально снижается, после чего к 14 опять возрастает. 12- и 13- летние подростки отличаются в плане меньшего использования телесных характеристик 13летними, тогда как 13- и 14- летние отличаются в пользу большего количествателесных характеристик 14 -летними.

Все это можно объяснить игнорированием в описании себя телесных характеристик не всегда позитивных с точки зрения самого подростка в 13 лет, а также актуализацией социальных связей отразившихся на содержательной стороне портрета (табл. 2).

Статистическая достоверность различий сопоставления представленности в Я-концепции эмоциональных характеристик в разных возрастах по методике «Семантический портрет»

Среднее значение 24,96 25,07 23,17 21,25 24,09 23,33 23,3

9 0 0,875/ 0,438 0,093/ 0,047* 0,013/ 0,007** 0,542/ 0,271 0,465/ 0,233 0,377/ 0,189

10 0 0,164/ 0,082 0,029/ 0,015* 0,682/ 0,341 0,533/ 0,267 0,416/ 0,208

11 0 0,151/ 0,076 0,307/ 0,154 0,489/ 0,245 0,663/ 0,332

12 0 0,052/ 0,026* 0,116/ 0,058 0,146/ 0,073

13 0 0,835/ 0,418 0,661/ 0,331

При расчете вероятностей сходства показателей разновозрастных групп по критерию Манна — Уитни было выявлено, что все результаты, за исключением одного, больше 0,01. Статистически значимые различия есть между числом эмоциональных характеристик в самоописании у 9- и 12летних подростков. 12- летние подростки употребляют на 3,7 % меньше эмоциональных характеристик по сравнению с младшим подростковым возрастом. 5 % уровень значимости демонстрирует динамику спада количества эмоциональных характеристик в 12 лет изменение числа в портрете происходит постепенно.

Все это можно объяснить закрытостью подростка в плане предъявления естественных эмоций. Эмоциональные подростковые срывы в 12 лет находятся в соответствии с социальной ситуацией, обслуживают ее и не воспринимаются подростком как собственная эмоциональность (табл. 3).

Статистическая достоверность различий сопоставления представленности в Я-концепции социальных характеристик в разных возрастах по методике

Среднее значение 26,42 28 27,78 30,42 26,95 25,89 29,28

9 0 0,089/ 0,045* 0,268/ 0,134 0,007/ 0,004** 0,501/ 0,251 0,582/ 0,291 0,032/ 0,016*

10 0 0,307/ 0,154 0,173/ 0,087 0,224/ 0,112 0,021/ 0,011* 0,553/ 0,277

11 0 0,017/ 0,009** 0,696/ 0,348 0,058/ 0,029* 0,094/ 0,047*

12 0 0,020/ 0,01** 0,001/ 0,0005** 0,450/ 0,225

13 0 0,198/ 0,099 0,074/ 0,037*

При расчете вероятностей сходства показателей разновозрастных групп по критерию Манна — Уитни было выявлено, что на 0,01-м уровне значимости находятся 24 %, а на 5 %-м — 29 % показателей. То есть более половины полученных значений вероятностей свидетельствуют о различии по параметру социальных характеристик в возрастных парах. Мы видим, что в подростковом возрасте наблюдается динамика возрастания социальных характеристик в 12 и 15 лет. Если в 12 — это ориентация на мир взрослых, то в 15, при благополучном развитии, подросток входит в мир взрослых (табл. 4).

Статистическая достоверность различий сопоставления представленности в Я-концепции интеллектуальных характеристик в разных возрастах по методике «Семантический портрет»

Возраст 9 10 11 12 13 14 15

Среднее значение 27,58 25,22 26,59 25,73 27,13 28 25,65

9 0 0,073/ 0,037* 0,260/ 0,13 0,198/ 0,099 0,697/ 0,349 0,793/ 0,397 0,096/ 0,048*

10 0 0,185/ 0,093 0,826/ 0,413 0,127/ 0,064 0,031/ 0,016* 0,837/ 0,419

11 0 0,441/ 0,221 0,468/ 0,234 0,162/ 0,081 0,303/ 0,152

12 0 0,321/ 0,161 0,118/ 0,059 0,984/ 0,492

13 0 0,435/ 0,218 0,157/ 0,079

14 0 0,059/ 0,0295*

При расчете вероятностей сходства показателей разновозрастных групп по критерию Манна — Уитни было выявлено, что есть различия в числе интеллектуальных характеристиках в описании себя только на 5 %-м уровне достоверности между младшими и старшими подростками (9, 10 -14, 15 лет). От младшего к старшему подростковому возрасту наблюдается тенденция некоторого увеличения числа интеллектуальных характеристик в описании себя.

Таким образом, гипотеза о том, что интеллектуальные характеристики для самоописания подростком применяются в разные возрастные периоды с разной интенсивностью подтвердилась.

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 343 с.

2.Божович Л.П. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 352с.

3.Брушлинский A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. 387 с.

4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.

5.Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: изд-во «Петербург — XXI век», 1997. 278 с.

6.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993. — 237 с.

7.Клее М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / М. Клее. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

8.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.

9.Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет // под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. 192 с.

Ю.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

11.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

12. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-

содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 672 с.

PECULIARITIES OF ADOLESCENTS SELF-ESTIMATION OF INTELLECT Attempt to understand intellectual categories through personal ones is made in the article. The author reveals structural features of correlation complexes of each age-group. Age dynamics in the development of intelligence of younger and senior teenagers is being traced.

Key words: I — concept, I — image, intelligence, central and collateral lines of development, intelligence self-estimation, psychometrical intellect, social, physiological, emotional and intellectual sides of personality.

cyberleninka.ru

Клуб Гармония Психология онлайн

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.

Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.

Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкаяпсихологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки

подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.

Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.

"Пограничное сознание" — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.

Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего "Я?" для юноши-старшеклассника выступаюткоммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской "родовой" идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.

Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.

В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.

С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.

Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Характер самооценки и качества личности

Эмансипация самооценки

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной увысокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Самооценка и педагогическая оценка

Источник: Реан А.А. "Психология человека от рождения до смерти"

www.psyhologia-online.com

Особенности самооценки подростка

1.2 Особенности самооценки подростка

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании [2, c.16].

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идет его бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебного материала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большей самостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественная работа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизни школы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают [11, c.59].

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить. Все эти изменения и есть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитие самосознания.

Подростковый возраст и «по науке», и «по жизни» считается «трудным», «критическим», «возрастом противоречий». В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходят такие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становится неузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.

Связано появление новых форм поведения подростка с особенностями его возрастного развития, с конкретными условиями и обстоятельствами его жизни. А также подростки становятся трудными из-за того, что «изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за изменениями его личности». Опыт показывает: если взрослые учитывают эти перемены, никаких особых конфликтов между ними и подростком не возникает.

Многое в поведении подростка объясняется спецификой смены в этом возрасте типов ведущей деятельности. В подростковую пору на первый план выходит общение. Учению приходится «потесниться». Однако при нормальном, благополучном развитии подростка оно не понесет существенного урона; при сформированной учебной деятельности мотивация учения не снижается, общение не вступает с ней в конфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов между подростком и взрослыми по поводу школьных дел.

Если же учебная деятельность — по тем или иным причинам — в младшем школьном возрасте не сформировалась, если ребенок не научился учиться: у него не сложилась познавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научился выделять учебные задачи, объективно оценивать себя, — происходит как бы столкновение, «наложение» разнонаправленных требований и тенденций.

По мнению А.Е. Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля со стороны родителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости [5, c.124].

Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так как хотят. Следовательно, взрослым в глазах подростка, означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям.

Наряду с реакцией эмансипации А.Е. Личко выделяет в качестве специфически подростковой реакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростка. При этом самооценка подростков очень сильно зависит от мнения группы.

Взаимоотношения подростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются. Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важную роль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, к изменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитет и уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не дают для этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникает своеобразный «внутренний отход» от школы. Задача, которая стоит в этом случае перед взрослым, — максимально развитая и в то же время очень тактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельной работы.

Важным способом обеспечения устойчивости самооценки является поиск подростком одобрение себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Не случайно так часто можно встретится с совершенно противоположенным поведением одного и того же подростка в разных компаниях (группах) — в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в другой — прямо противоположенное в обмен на всё тоже признание и одобрение.

Пытаясь получить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивление им в лучшем случае грозит исключение из состава группы, а значит и потеря значимых для подростка связей со сверстниками. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего “я”, от множества “я” окружающих людей [12, c.18].

У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

Вот тут и нужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится «обнародовать» это. Его противоречивость очень хорошо выразил знаменитый педагог В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал внутренний монолог подростка. «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы — самое главное — он захотел откровенно обо всем сказать.

Самооценка подростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку [2, c.16].

Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним.

Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека.

Родителям необходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.

Таким образом, самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценки достигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей.

www.kazedu.kz