Шкала самооценки спилберг

Шкала самооценки спилберг

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 12786

Комментариев к научной работе: 5

Поделиться с друзьями:

Многие ученые, которые занимаются исследованиями в области сна, считают, что сон — это именно то физиологическое состояние, которое способно предоставить отдых клеткам головного мозга. Изучая явления, происходящее в организме во время сна, они установили его благотворное влияние. Экспериментально было доказано, что во время сна организм не замирает, а восстанавливается после длительного бодрствования.

Еще с самой глубокой древности люди задавались вопросами: что такое сон, чем он вызван, почему все люди и многие животные испытывают в нем непреодолимую потребность?"Если хотите, чтобы у вас был чудесный день, вы должны иметь сначала великолепную ночь" — эти замечательные слова принадлежат американскому ученому П.Брэггу. По его определению, сон — один из важнейших создателей здоровых нервных клеток, а ночь крепкого, расслабляющего, восстанавливающего сна — самое наилучшее страхование здоровья.

Сон является физиологической необходимостью человеческого организма. Если здоровый человек в течении недели спит менее 6-7 часов в сутки у него могут начаться гормональные нарушения, наблюдается дисбаланс к работе эндокринной системы. Недостаток сна сказывается на мозговой деятельности, может приводить к депрессивным состояниям и ко многим заболеваниям, которые предрасположены возникать в старческом возрасте. Недостаток сна у женщин может приводить к таким дисбалансам систем организма, из-за которых повышается аппетит и в результате значительно увеличивается вес тела. Влияние недостатка сна на здоровье мужчин, кроме общих нарушений приводит к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, следствием чего может возникнуть внезапная смерть. У детей частое недосыпание приводит в гиперактивности и агрессивному поведению. Все расстройства в системе организма быстро восстановятся, если человека станет высыпаться.

Актуальность данного исследования связана с тем, что сон является неотъемлемой частью жизни человека и важным фактором его здоровья. Объектом исследования является сон. Предмет исследования — влияние сна на актуальное самочувствие и здоровье человека. Цель нашей работы – изучить влияние сна на актуальное самочувствие и здоровье человека.

Задачи: 1) изучение теоретической литературы по проблемам истощения организма человека; 2) определение влияния сна на здоровье человека; 3) изучение влияния сна на состояние на актуальное состояние человека; 4) формулировка выводов и рекомендаций.

Для решения задач использовались методы: теоретические (анализ и синтез теоретического материала по проблеме); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование); методы количественной обработки данных. Методики исследования: анкета, «Шкала самооценки» (Спилберг, Ханин).

Человек — сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.

Сон — это одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы. Подсчитано, что половина людей не удовлетворена количеством и качеством сна. Очень часто бессонница возникает из-за непривычных ситуаций, нарушающих деятельность нервной системы и внутренних органов. Это могут быть внешние факторы — разные стрессы дома и на работе, световые, звуковые и температурные раздражители. Также бессонницу может вызывать длительное пребывание в неудобной позе, плотная еда, неправильная постель, игнорирование ритма бодрствование — сон.

Сон — это довольно сложный физиологический процесс, он занимает одну четвертую часть нашей жизни и он состоит из двух разных частей, при этом одна часть составляет 75% времени, это медленный сон, а вторая только 25% уже быстрый. Считается, что медленный сон может восстановить физические силы, а в то же время медленный сон делится еще на несколько стадий. Сон оказывает восстановительный эффект как на физическое, так и на психическое здоровье. Слишком мало сна и слишком много сна – одинаково плохо для здоровья.

Здоровый сон — это немаловажный фактор, влияющий на состояние здоровья человека и продолжительность его жизни.

Неполноценный сон или недостаточная его продолжительность, не говоря уже о бессоннице, могут стать причиной существенного сбоя в процессе обмена веществ. Люди, страдающие нарушениями сна, чаще склонны к ожирению, а качественный сон, напротив, способствует нормализации массы тела. Современный ритм жизни и специфика многих профессий, появившихся в последнее время, часто приводят к тому, что люди страдают от недосыпания хронического характера и, как следствие, от иммунных нарушений.

Здоровым, а самое главное – достаточным сном сегодня могут похвастаться единицы. А все ли знают о том, к чему приводит недостаток сна? Эта серьезная проблема присуща не только россиянам. Ее исследуют и в Европе, и за океаном. И выводы ученых неутешительны – безобидный на первый взгляд недосып запускает такие реакции, что «вам и не снилось».

Дети, которые спят недостаточное количество времени, чаще страдают ожирением. Канадцы проанализировали данные 422 детей в возрасте 5–10 лет. Исследователи под руководством Жана-Филиппа Шапу (Jean-Philippe Chaput) определяли массу тела, рост и обхват талии у каждого из участников исследования, а также опрашивали родителей об образе жизни детей и социально-экономическом статусе семьи. Результаты исследования показали, что 20% мальчиков и 24% девочек имели избыточную массу тела. Дети, у которых продолжительность ночного сна была менее 10 часов, в 3,5 раза чаще имели избыточную массу тела по сравнению с детьми, которые спали 12 и более часов. Ни один из факторов – ожирение родителей, доход семьи, уровень образования родителей, время пребывания за компьютером и телевизором, физическая активность – не оказывали столь же выраженного влияния, как продолжительность сна.

Сколько же нужно спать? По мнению ученых, сон должен длиться не менее девяти часов. А у детей и гипотоников – одиннадцать и больше. Так что, если вы чувствуете, как слипаются веки, не отказывайте себе в объятьях Морфея. Интересное кино можно посмотреть в другой день. И соседа предупредите, что воспитанные люди никогда после 20 часов в гости не ходят…

Подсчитано, что половина людей не удовлетворена количеством и качеством сна. Очень часто бессонница возникает из-за непривычных ситуаций, нарушающих деятельность нервной системы и внутренних органов. Это могут быть внешние факторы — разные стрессы дома и на работе, световые, звуковые и температурные раздражители. Также бессонницу может вызывать длительное пребывание в неудобной позе, плотная еда, неправильная постель, игнорирование ритма бодрствование — сон. Все перечисленное может вызывать ситуационную бессонницу, которая может перейти в стойкую. Наиболее эффективным методом борьбы с бессонницей должен стать комплексный подход к решению этой проблемы.

Для преодоления бессонницы и ее профилактики необходимо постоянно соблюдать ритуал засыпания. Влияя на разные анализаторы по очереди или одновременно, можно существенно ускорить засыпание. Простейший способ воздействия на слуховой анализатор — счет в уме. Также можно прослушивать записи шума моря, дождя или убаюкивающей музыки. Для того чтобы быстрее уснуть, полезно делать самомассаж рук, предплечий, носа, затылка, спины, ягодиц, голени и стоп.

при ситуационной бессоннице по патогенетическим уровням воздействия.

Сейчас многие люди используют синтетические снотворные, применение которых имеет серьезные недостатки. Растения, особенно пищевые, лишены отрицательных эффектов. Их можно применять в виде снотворных, успокаивающих, восстановительных напитков, чаев, компотов, квасов, салатов. Успокаивающие растения удобны еще и тем, что их могут принимать здоровые люди не только на ночь, но и во второй половине дня. Они снижают эмоциональную напряженность, чрезмерное возбуждение, способствуют полноценному отдыху после утомительной работы.

Для достижения целей исследования нами был использован опросник из 19 вопросов, позволяющий субъективно оценить качество сна и выявить возможные проблемы, имеющиеся у человека (бессонница, сонливость днем, беспокойный сон и пр.), а также установить их причины.

В дополнении к опросу использовалась «Шкала самооценки» (Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина). Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние). Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

В опросе приняло участие 128 человек в возрасте от 16 до 19 лет , из них – 30% — юноши, 70%-девушки. Целью исследования является изучение качества сна респондентов, проблемы, связанные с засыпанием и пробуждением, а также пытались установить связь между качеством сна и тревожностью личности.

В ходе исследования мы выяснили, что 97% опрошенных не высыпаются.

-65% опрошенных по утрам долго не могут подняться, заставляют себя встать силой, 13% встают с легкостью, 22% могут встать бодрым, даже если мало спали.

-16% по утрам чувствуют себя вялым и сонным, 6% встают свежим и выспавшимся, 13% встаю с полным безразличием ко всему,

— долго не могут уснуть, если расстроены 45% опрошенных, 32% легко засыпают.

если плохо спят ночью, пытаются поспать днём 58%, 36% ответили, что им легче спать ночью, 6% равно какой сон: дневной или ночной.

— 23% утром себя чувствуют бодрыми, а к вечеру находит сонливость, 48% утром — сонные, а вечером бодры и активны,

— 29% свою активность связывают с качеством сна,

— 6% часто мучаются со сном, 48% спят крепко, у 40% иногда возникают проблемы со сном, если утром надо встать в определённый час, вообще не могут спокойно спать 6%

— 58% не страдают бессонницей, 32% часто или иногда испытывают, 10% — зависит от проведённого дня.

— 42% просыпаются утром с мыслями о сегодняшних делах, 18% не мучают такие мысли, у 40% это зависит от проблем, которые надо решить.

— 43% периодически видят по ночам кошмары,57 % — редко.

Проанализировав результаты ответов к методике «Шкала самооценки»», мы выяснили, что 57% опрошенных демонстрируют умеренную реактивную тревожность,23% — высокую , 20% -повышенную.

Т.О. можно заключит, что большая часть опрошенных имеет серьезные проблемы со сном: не высыпаются, по утрам долго не могут подняться и заставляют себя встать силой, испытывают вялость и апатию, если чем-либо расстроены – то имеют проблемы с засыпанием, половина опрошенных чувствуют себя бодрыми во второй половине дня. Третья часть респондентов свою активность в течении дня связывают с качеством сна. Почти половина опрошенных демонстрируют достаточно высокий уровень реактивной тревожности (тревожность в данный момент), что выражается в напряженности, беспокойстве, чувстве страха, агрессивности и нервозности. Мы предположили, что подобное состояние может быть последствием плохого качеств сна.

www.scienceforum.ru

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности

другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

testoteka.narod.ru

Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина)

Данный тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

При интерпретации результат можно оценивать так:

31 — 45 — умеренная тревожность;

46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

www.psychologos.ru

Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности)

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности.

Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Реактивная тревожность – (ситуативная тревожность, тревожность как состояние в данный момент времени) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности, и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 13, 14, 17, 18; ?2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 19, 20);

где ?1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ?2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Оценка результатов тестирования

Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.

По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

(Шкала самооценки уровня тревожности)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

psychologiclub.com

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
azps.ru

Формирование отношения к другому как иному.

Глобально-исторический контекст

80 тысяч лет назад биосфера Земли претерпела самую значительную революцию с момента возникновения жизни – появились первые люди современного типа – вид Homo sapiens .

В чём же, по – существу, заключался этот качественный скачок эволюции? Сформировалось живое существо, в деятельности которого освоительная составляющая стала преобладать над приспособительной.

То есть освоительная составляющая не только приобрела статус цели как у животных (в сравнении с растениями, у которых освоение может быть только как средство приспособления, а цели не существует вовсе), но и приобрела статус – смысла.

Еще через 70 тысяч лет, то есть за 10 тысяч лет до нашего времени, в результате освоительной деятельности человека, проявившейся в изобретении и утверждении на огромных пространствах Африки и Евразии сельскохозяйственного производства, Человечество стало, по утверждению российского геохимика Владимира Ивановича Вернадского, — геологической силой.

Всю историю Человечества можно сравнить с соревнованием между всё более увеличивающимися техническими возможностями воздействия человека на природу Земли и совершенствованием и распространением им же по Земному шару общественных отношений в области производства и распределения средств удовлетворения человеческих потребностей.

Вопрос заключается в том, успеет ли Человечество организовать общественные отношения таким образом, что бы всё возрастающий его технический потенциал не успел нанести ему непоправимый, уничтожающий урон.

Всем нам известно, что основным препятствием, которое мешает тому, чтобы совершенствование общественных отношений опережало совершенствование производительной деятельности и особенно спецтехнологии разрушения, служит «конфликт интересов» различных больших социальных групп, а именно: возрастных, половых, этнических, классовых, конфессиональных и иных.

Эти интересы выражены как политически в виде доктрин и проводящих их в жизнь организаций, так и ментально – то есть в сознании отдельных людей.

Таким образом, поле битвы за сохранение Человечества всех, кто осознал опасность и понял её источник, – одно — демифологизорованное «коллективное бессознательное» людей, или, иначе, — каждый отдельный человек, его в той или иной степени упрощённое видение мира и себя в нём.

Этим «ратным» трудом и должны заниматься психологи, социологи, деятели культуры, в том числе и наш брат библиотекари, педагоги, правозащитники, политики и вообще все те, кто осознал ответственность за себя как частицу Человечества, а значит, и за всё Человечество. В одиночку не спасётся никто.

Понимая, что, как сказал несравненный К. Прутков, «нельзя объять необъятное», наше поколение не может претендовать на полное преодоление крупномасштабных мировоззренческих конфликтов. Но поставить перед собой задачу способствовать сведению оных к разрешаемым мирными (политическими, дипломатическими, экономическими и иными подобными) средствами, мы можем.

Таким образом, формулируется как насущная и не терпящая отлагательства для большей части Человечества( к сожалению, не исключая и нашу страну) проблема – формирование благоприятного отношения к другому как иному. У нас в России это отношение называют по-простому -терпимым или по «научному» — толерантным.

Намётка терминологической системы

Когда мы говорим о толерантности, мы, как правило, не отдаём себе отчёта в том, что этот термин применяется для обозначения качеств систем принципиально разного уровня организации: для физико-химических, биологических и социальных систем.

На разном уровне организации толерантность имеет свою специфику. Объединяет же толерантность всех уровней общее качество – неоказание сопротивления постороннему элементу, ввиду возможного с ним контакта.

Свойству толерантности противостоит противоположное свойство — резистентность, то есть стремление к оказанию сопротивления внешнему агенту.

Уже на биологическом уровне организации систем возникают новые качества систем, а значит и возможности нового их деления.

Оказывается, и толерантность, и резистентность могут быть как конструктивными, так и деструктивными..

Чем они отличаются? Даю краткие определения.

Конструктивная толерантность это такая толерантность системы в отношении постороннего агента, которая повышает вероятность её устойчивого существования..

Деструктивная толерантность — это такая толерантность системы, которая уменьшает вероятность её устойчивого существования..

Конструктивная резистентность – это такая резистентность, системы, которая позволяет на ранних этапах идентифицировать и оказывать сопротивление опасным влияниям, и, тем самым, увеличивать вероятность устойчивого функционирования её носительницы.

А деструктивная резизстентность — это такая резистентность системы, которая осуществляет неадекватно завышенную защиту системы и, тем самым, уменьшает вероятность существования её носительницы.

У вас может возникнуть вопрос: В чем же состоит принципиальное отличие конструктивной толерантности и конструктивной резистентности?

Различие их заключается в пороге выявления системой внешнего агента как вредоносного и в пороге начала сопротивления ему. Иными словами, если благоприятные и нейтральные внешние агенты выявляются носителями и конструктивной толерантности, и конструктивной резистентности в целом одинаково, то вредоносные внешние агенты выявляются конструктивно толерантными и конструктивно-резистентными системами по-разному.

Конструктивно толерантной биологической или социальной системе для выявления и квалификации внешнего агента как вредоносного требуются качественно более значительные (более выраженные) руководящие признаки, чем для конструктивно резистентной системы.

Замечу, что все четыре перечисленные установки могут проявляться у любой отдельной биологической и социальной системы в зависимости от её конкретного физиологического и психического состояния.

Применение созданной терминологической системы

И вот теперь, мы уже подготовлены рассматривать в интересующем нас аспекте человеческое общество и отдельного человека.

Здесь я должен обратить ваше внимание на то, что смысл соподчинения индивида и группы в человеческом сообществе и в группе даже самого совершенного животного — принципиально различен

Субъективный смысл существования особи пусть даже самого «общественного» животного просто отсутствует (ибо у животных отсутствует самосознание), а объективный (биологический) смысл существования особи заключается: а) в поддержании существования и б) в экспансии семейной группы подобных особей, их популяции и вида.

Напротив, субъективный смысл существования социализованного

человеческого индивидуума зависит от уровня его социального самосознания (то есть, той общности, с которой он себя идентифицирует) и от той потребности, которая им самим формулируется как высшая. Что же касается объективного смысла существования человеческого индивидуума, то он заключается в том, насколько его деятельность соответствует сохранению и совершенствованию Человечества. При этом необходимо отметить, что Человечество как система взаимодействующих индивидуумов может иметь вероятность бесконечного функционирования и совершенствования только при условии свободного совершенствования и творческой реализации его составляющих человеческих личностей.

Имея в виду сказанное, мы и попытаемся проклассифицировать установку на взаимодействие с другим лицом, воспринимаемым как «иное».

Итак, эта установка может быть как толерантной, так и резистентной. Но это деление не очень приблизит нас к пониманию волнующей нас проблемы, а именно, — чему противостоять в борьбе с антагонистическими конфликтами, грозящими нашему российскому обществу, всему Человечеству (ведь Россия обладает глобальными по масштабу силами разрушения) и, в конечном счёте, грозящими каждому из нас.

Вот когда ми поймём, что как толерантная, так и резистентная мировоззренческие установки могут быть как конструктивными, так и деструктивными – мы приблизимся к цели. Судите сами.

Под конструктивной мировоззренческой толерантностью я понимаю толерантность, которая способствует вероятности существования и совершенствования системы – его носительницы, и той системы, частью которой она служит.

Напротив, под деструктивной мировоззренческой толерантностью системы я понимаю такую толерантность, которая уменьшает вероятность её существования и совершенствования. Деструктивная мировоззренческая толерантность, например, выражается в неоказании морального и политического, тем более, юридического и военного сопротивления силам, носителям деструктивной мировоззренческой резистентности, а именно: уголовникам, расистам, радикальным анархистам, и другим различного рода тоталитаристам.

Что касается мировоззренческой резистентности, то и эта установка представлена как конструктивной, так и уже упомянутой, деструктивной её формами.

Конструктивная мировоззренческая резистентность — это такая установка, которая при некоторой повышенной мобилизации против неконтролируемого вмешательства опасных социальных агентов, тем не менее, сориентирована на конструктивное взаимоотношение всех элементов социума (в частности, на кооперацию между группами, составляющими Человечество) во имя увеличения вероятности существования и совершенствования Человечества.

Деструктивная мировоззренческая резистентность, напротив, — такая настроенность на сопротивление внешним агентам, которая в силу своей неадекватной агрессивности уменьшает вероятность существования и тем более совершенствования Человечества.

Спрашивается, как различаются такие близкие установки «на другое как иное», как конструктивная мировоззренческая толерантность и конструктивная мировоззренческая резистентность?

Покажем на примере. Если для конструктивно — резистентного человека основанием для оказания юридического сопротивления тем или иным лицам или группам достаточны письменные или словесные лживые обвинения или прямые оскорбления в свой адрес или в адрес неких других лиц и групп, то для носителей конструктивной толерантности достаточным основанием для начала юридического сопротивления служат только призывы к насилию ну и, тем более, прямое насилие. В иных случаях конструктивно-толерантные люди готовы вести с подстрекателями розни и насилия бесконечные дискуссии и увещевательные беседы.

В этом ключе можно идентифицировать и деструктивно — толерантно настроенных лиц. Этот тип людей вообще не склонен видеть опасность, даже, когда она выражается в призывах к насилию и в самом насилии. В крайних случаях своего проявления они оправдывают даже собственное уничтожение.

Что же касается деструктивно-резистентных субъектов, то есть индивидуумов, находящихся на противоположном конце условной шкалы установки на другого как иного — то здесь всё значительно проще. Носители этой установки воспринимают настороженно и враждебно само присутствие минимально отличных от себя людей и пытаются выстроить превентивную защиту в ответ на нейтральные и даже благоприятные для них проявления этих лиц.

Москва. Ноябрь- декабрь 2002 года.

Бродский Дмитрий – педагог- психолог, директор Московской независимой общественной библиотеки

Рекомендуемые работы и их авторы:

Адлер Альфред . «Практика и теория индивидуальной психологии». (Автор предлагает метод и методики исследования и лечения невротиков. Особое место уделяется процедуре интроспекции и расширения сознания пациента.)

Анохин П.К. «Системная организация физиологических функций». (В работах автора и его последователей педагог может почерпнуть сведения о механизмах организации психики и поведения животных и человека).

Асмолов А. Г. "На пути к толерантному сознанию", М., "Смысл", 2000, с.с. 5-7

Бауэр Т. «Психическое развитие младенца». (Экспериментальное подтверждение позитивного влияния взрослого человека, как системы уверенности, на познавательный интерес младенца).

Бродский Д. «Опыт типологии государственных устройств». В бюллетене «Обратная связь», №№ 4, 5 — (об этико-правовых предпосылках политического сознания), а также Web -страница группы «Обратная связь» по адресу: http :// feedbackgroup . narod . ru — (материалы по психологии мировоззрения и, среди прочих, разработки, касающиеся формирования, проявления и преодоления ксенофобии).

Бродский Д. "Некоторые психологические основы социальной толерантности»,

в сб. "Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса", Ростов — на — Дону, издательство "Дана", 2002, с.с.142-159),

а также на сайте: www.feedbackgroup.narod.ru в рамках проекта "Ищу человека" (в разделе "Психология мировоззрения ").

Бродский Д. « Между деструктивной толерантностью и деструктивной резистентностью», На сайте feedbackgroup . narod . ru

Буянов М . «Тяжёлые люди». (Описание известных в истории психопатов с позиции детского психиатра).

Гербер А . «Мама и папа». (Автобиографическая книжка, содержащая сведения о формировании толерантности в семье и невротизации в период полового созревания).

Глебкин В.В . В сборнике "На пути к толерантному сознанию", М., Смысл", 2000, .с.с. 9,12).

Дембовский Я. «Психология животных». (В книге подвергается критике абсолютизация «инстинкта», как объяснения поведения животных).

Дембовский Я. «Психология обезьян». (В книге осуществляется подробное сравнение на живом материале формирования психики детёныша шимпанзе и младенца) .

Изард К . «Эмоции человека». (Обзор исследований по психологии эмоций и, в том числе, касающихся проблем толерантности).

Крушинский Л.В . "Биологические основы рассудочной деятельности", МГУ, 1977) ( Обоснование наличия рассудочной деятельности у животных как, улавливания ими нормальной связи элементов среды ).

Лебединский В.В. и др. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте». (Исследование проблем организации эмоциональной жизни детей и методики преодоления тревожности и аутизма ).

Лёб Ж. "Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных", Госиздат, М., 1918)

Липсет Сеймур Мартин. "Политическая социология"(с.207) в книге "Американская социология", М., "Прогресс", 1972).

Некрасов В. Стихи из журнала, М., «Прометей» МГПИ, 1989, с. 47

Павлов И.П. «Избранные произведения», М., ГИПЛ, с.с. 278 — 304).

Рид Д. "Десять дней, которые потрясли весь мир»

Селье Г. В книге "Адаптационный синдром" (данные по в обобщающему труду психоаналитика Франца Александера "Психосоматическая медицина", М., "ЭКСМО-пресс", 2002, с.81. (Физиолог-системщик Ганс Селье убедительно показывает, как избыточная защитная активность организма, в частности выделение корой надпочечников слишком большого количества гормонов, приводит к "болезням адаптации", ведущим к гибели организма.).

Узнадзе Д.Н. «Психологические исследования», М., 1966 (Работа содержит основания теории установки, разработанной автором).

Ухтомский А.А . «Собрание сочинений.» (Работы содержат идею «принципа доминанты»).

Фрейд З. — «Цивилизация и недовольные ею», 1930.(Здесь развивается мысль сформулированная ещё 1895 г. в работе автора о тревожности, как следствии невроза и неврозе, как следствии тревоги).

Фромм Эрих . "Анатомия человеческой деструктивности", М., "Акт", 1998, с..151);

Хайнд Р. «Психология животных». (Фундаментальный обзор, касающийся всех аспектов проявления психики животных. Книга полезна для выделения в психике человека животной компоненты. Выделим материалы по запечатлению — импринтингу, выбору объекта уверенности, влиянию раннего опыта на половую и видоспецифическую идентификацию. В книге нужно обратить внимание на работы Хейнрота, Хесса, Лоренца, Смита, Барона, Хершера и Рёбера).

Хорни К. «Невроз и личностный рост»(борьба за самореализацию), (Б&К, Восточно-европейский институт психоанализа, СП б, 2000 год( по нью-йоркскому изданию 1950 года).

Эриксон Г.Эрик . «Детство и общество».( Фундаментальное исследование стадиальности формирования человеческой индивидуальности. Наиболее продвинутая работа в области психоанализа).

Дополнительно рекомендуемые авторы:

Вернадский В.И. – взгляд на Человечество, как на создателя Ноосферы;

Дубровский Д. И. — сущность диалектико-материалистического

Лоренц Конрад — открытие импринтинга (запечатление основных черт наиболее значимых для особи элементов среды);

Маслоу Абрахам (Абрам Маслов) — иерархия потребностей человека;

Наракидзе В.Г . — шкала тревоги;

Спилберг Ч. — шкала самооценки;

Тайлор Дж. — личностная шкала проявления тревоги.

feedbackgroup.info

Мониторинг инновационной образовательной деятельности и развития

Мониторинг инновационной образовательной деятельности и развития

Образовательное пространство гимназии имеет сложную структуру, состоящую, как из традиционного, так и инновационного образовательного пространства. Система мониторинга в рамках традиционного образовательного пространства в целом разработана. Личностные изменения, происходящие в процессе традиционной школы, обозначены. Гораздо сложнее обстоит дела в инновационной школе. Особенности деятельности (формы, методы, состав участников, скорость, траектория образовательной деятельность, предметность, результативность) диктуют особую организацию процесса мониторинга. В то же время наличие мониторинга – обязательное условие развития инновации. Не имея возможности фиксации точек разрыва между образовательной реальностью и образовательным проектом невозможно снять возникающие противоречия в образовательной деятельности. Таким образом, мониторинг – условие развития образовательного учреждения, инструмент управления инновационной и экспериментальной деятельностью.

ФЭП гимназии с 1998г. Работает над проектом «Создание образовательного пространства, основанного на применении проектного способа обучения с использованием информационных технологий». Цель проекта – выстраивание собственной траектории образования всеми субъектами взаимодействия через организацию сетевого информационного пространства, оптимизацию инновационной деятельности, создание рефлексивно-инновационной среды.

Мониторинг инновационной деятельности (далее – МИД) – совокупность организационных форм, способов и средств для установления соответствия качества образования требованиям государственных общеобязательных стандартов и условий его достижения с учетом инновационной деятельности через внешнюю и внутреннюю оценки.

оценивание качества образования;

осуществление внешней оценки личностных изменений в ребенке, его социальной адаптации;

проведение оценки инновационной деятельности преподавателей их профессиональной компетенции;

проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг гимназии;

получение объективной информации о состоянии образования с учетом инновационной деятельности;

сопоставительный мониторинг учебных достижений обучающихся в рамках инновационной и традиционной деятельности гимназии.

инновационное образовательное пространство . (См.Приложение № 1)

личностные изменения в ребенке,

социальная адаптация учащегося,

профессиональная компетенция педагога и т.д.

МИД осуществляться в соответствии с основными концептуальными принципами инновационной деятельности Гимназии №4, которые являются условиями проведения мониторинговых исследований:

диалогизация, как позиция соучастия, сотворчества, события, сотрудничества;

гуманизация, как любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, уважение и доверие друг к другу;

демократизация, как основа взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Структура и порядок проведения МИД:

процедур оценки качества образования;

измерительных средств и инструментов, направленных на определение уровня учебных достижений обучающихся, оценки личностных изменений, его социальной адаптации;

организационных структур, осуществляющих оценку качества образования.

Наблюдение и диагностика личностного развития учащегося в процессе инновационной деятельности;

Оформление рекомендаций по психолого-педагогической поддержке учащегося в процессе индивидуальной образовательной деятельности;

Анализ результатов инновационной деятельности учащегося (учителя).

МИД осуществляется через прямые мониторинговые исследования посредством внутренней и внешней оценки:

учебных достижений обучающихся и степени развития их личностных качеств;

инновационной деятельности гимназии путем самооценки и аудита инновационным сообществом района, города.

коэффициент трудового участия (КТУ) коллектива в инновационной деятельности;

КТУ учащихся гимназии в инновационной деятельности (сайт);

степень участия гимназии в инновационных образовательных событиях региона;

степень участия сайта гимназии в инновационных образовательных процессах гимназии, региона.

lib.exdat.com