Самооценка психического состояния

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

  1. Не чувствую в себе уверенности.
  2. Часто из-за пустяков краснею.
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный.
  10. Я с трудом переношу время ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Я чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  • Оставляю за собой последнее слово.
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • Меня легко рассердить.
  • Люблю делать замечания другим.
  • Хочу быть авторитетом для других.
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • Я мстителен.
  • Мне трудно менять привычки.
  • Нелегко переключать внимание.
  • Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • Меня трудно переубедить.
  • Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  • Нелегко сближаюсь с людьми.
  • Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  • Нередко я проявляю упрямство.
  • Неохотно иду на риск.
  • Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
  • Обработка результатов.

    Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

    I 1. 10 вопрос — тревожность;

    II 11. 20 вопрос — фрустрация;

    Оценка и интерпретация баллов.

    I. Тревожность: 0. 7 — не тревожны; 8. 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15. 20 баллов — очень тревожны.

    II. Фрустрация: 0. 7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8. 14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15. 20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

    III. Агрессивность: 0. 7 баллов — вы спокойны, выдержанны; 8. 14 баллов — средний уровень агрессивности; 15. 20 баллов — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.

    IV. Ригидность: 0. 7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость, 8. 14 баллов — средний уровень; 15. 20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся^ не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

    psylist.net

    Самооценка психических состояний. Опросник Г. Айзенка

    1. Самооценка психических состояний. Опросник Г. Айзенка

    СОСТОЯНИЙ. ОПРОСНИК Г.

    психических состояний как: тревожность,

    фрустрация, агрессивность, ригидность.

    состояний. Если это состояние часто

    наблюдается, то ставится 2 балла, если это

    состояние бывает, но изредка, то ставится 1

    балл, если совсем не подходит — 0 баллов.

    Не чувствую в себе уверенности.

    Часто из-за пустяков краснею.

    Мой сон беспокоен.

    Легко впадаю в уныние.

    Беспокоюсь о только воображаемых еще

    Меня пугают трудности.

    Люблю копаться в своих недостатках.

    Меня легко убедить.

    Я с трудом переношу время ожидания.

    11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно

    12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

    13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить

    14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

    15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

    16 . Я нередко чувствую себя беззащитным.

    17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

    18. Я чувствую растерянность перед трудностями.

    19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

    20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

    22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

    23 Меня легко рассердить.

    24 Люблю делать замечания другим.

    25 Хочу быть авторитетом для других.

    26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

    27 Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

    28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

    29 У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

    32 Нелегко переключать внимание.

    33 Очень настороженно отношусь ко всему новому.

    34 Меня трудно переубедить.

    35 Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой

    следовало бы освободиться.

    36 Нелегко сближаюсь с людьми.

    37 Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

    38 Нередко я проявляю упрямство.

    39 Неохотно иду на риск.

    40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

    8. Обработка результатов.

    III 21. 30 вопрос — агрессивность;

    IV 31. 40 вопрос — ригидность.

    Средний балл по каждой шкале – 10. Превышение его свидетельствует о преобладании

    исследуемого качества в структуре личности.

    I. Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги,

    характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.: 0-7 — не

    тревожны; 8-14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15-20 баллов —

    II. Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или

    воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.

    : 0-7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь

    трудностей; 8-14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15-20 баллов —

    у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

    III. Агрессивность – повышенная психологическая активность, стремление к

    лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.: 0-7 баллов — вы

    спокойны, выдержанны; 8-14 баллов — средний уровень агрессивности; 15-20 баллов

    — вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.

    IV. Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности

    в условиях, объективно требующих ее перестройки.: 0-7 баллов — ригидности нет,

    легкая переключаемость, 8-14 баллов — средний уровень; 15-20 баллов — сильно

    выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если

    они расходятся^ не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны

    смена работы, изменения в семье.

    психологических тестов – М., 1995. С.217-224.

    en.ppt-online.org

    Занятие 1 Самооценка психического состояния по шкалированному признаку состояний. Самоотчет

    – Каковы обычно Ваши переживания в ситуации (экзамена, опоздания на работу, осознание своего успеха или, наоборот, неуспеха и пр.)?

    Обработка результатов. Иногда в практической работе психологу для создания представления о психическом состоянии обследуемого вполне достаточно ознакомиться с текстом самоотчета без дополнительной его обработки. Такие данные могут быть использованы на первой стадии исследования для первичной ориентировки в проблеме, а также в качестве исходной информации для последующей беседы или детальной, «прицельной» диагностики состояния с помощью соответствующих, более точных методов его оценки. При статистической обработке результатов самоотчета может быть использован частотный анализ.

    Как разновидность самоотчета выступает метод беседы или интервью (актуальные, ретроспективные). Респондент отвечает на ряд вопросов, заданных в устной или письменной форме. В отличие от тест-опросников, предполагающих выбор одного или нескольких стандартизированных ответов, беседа не регламентирует характер ответов и не ограничивает отвечающего во времени или их содержании.

    Обработка результатов. Для обработки пользуются ключами САН. Для этого накладывают ключ на бланк и считают количество цифр до первой обведенной кружком испытуемыми. Считают для самочувствия и настроения с левой стороны, для активности – с правой. Далее полученные числа вычитают из 70. Эти числа являются показателями для самочувствия (С), активности (А), настроения (Н).

    – настроение – 5, 6, И, 12, 17, 18,23,24,29,30.

    studfiles.net

    Испытуемому предлагается в произвольной форме, устно или письменно описать переживаемое (или пережитое в конкретной ситуации) состояние. Кроме обычного задания описать свое состояние, испытываемое в конкретный момент времени, могут быть заданы наводящие вопросы:

    – Что Вы чувствуете (чувствовали), когда это происходит?

    – Что Вы испытываете (испытывали) в этот момент?

    – Как Вы можете описать свои переживания в момент, когда это случилось?

    В ситуациях, ограничивающих респондента во времени и сокращающих срок, отпущенный на размышление и подбор слов для описания состояния, и тем более при небогатом его словарном запасе, а также в целях унификации ответов разных респондентов, используются стандартизированные самоотчеты. К таковым относится самооценка психического состояния, осуществляемая с помощью предлагаемого шкалированного списка состояний.

    Занятие 2 Дифференцированная самооценка психического состояния Оценка функционального состояния «сан»12

    Инструкция. «Возьмите бланк «тестовая карта», напишите на нем фамилию, инициалы, дату рождения, дату опыта и время. В верхнем правом углу поставьте единицу.

    Вы должны соотнести свое состояние в данный момент с признаками, перечисленными в карте. Степень выраженности каждого признака определяется округлением соответствующей цифры, расположенной между парами слов. Число 3 означает наибольшую степень признака. В качестве примера рассмотрим первую строку карты:

    Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

    Если Ваше самочувствие в данный момент времени очень хорошее (отличное), обведите кружком цифру 3 с левой стороны; при хорошем (среднем) самочувствии обвести кружком следует цифру 2, при удовлетворительном – цифру 1. Если самочувствие очень плохое – обведите кружком цифру 3 справа, при плохом самочувствии обвести кружком нужно цифру 2, не очень плохое – цифру 1. Если Вы не можете точно оценить, какое у Вас сейчас самочувствие, то обведите кружком ноль.

    Подобным образом Вы должны оценить признаки во всех остальных строчках карты».

    Следующие номера относятся к соответствующим функциональным состояниям:

    – самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26;

    – активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28;

    studfiles.net

    Цель: оперативная оценка САН

    Описание: Опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.

    Процедура проведения: Испытуемый должен оценить в баллах каждую из предлагаемых характеристик своего состояния.

    Инструкция: “Выразите количеством баллов от -3 до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки к предлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуют оценкам левого столбца, а -2, -3 – правого”.

    Обработка результатов : По каждой группе подсчитывается средний балл. Для этого суммируются баллы по каждой группе и делятся на 10.

    Шкала самочувствие : 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

    Шкала настроение : 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

    Шкала активность (с противоположным знаком): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21. 22, 27, 28

    минимальное значение -3

    среднее значение 0

    максимальное значение +3

    Оценки превышающие 0 баллов говорят о благоприятном состоянии, чем ближе к 3, тем выше характеристика. Чем ближе к -3, тем менее благоприятное состояние. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны оценки не только его отдельных показателей, но и их соотношение. Так, у отдохнувшего человека оценки САН примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения Самочувствия и Активности, по сравнению с Настроением.

    Инструкция: Вам необходимо, прочитав каждую пару противоположных характеристик оценить свое состояние по шкале от 3 до -3 в зависимости от степени выраженности этого состояния в данный момент. Выбранный Вами вариант отметьте в бланке.

    1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

    2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым

    3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный

    4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный

    5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный

    6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение

    7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый

    8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный

    9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый

    10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный

    11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный

    12.Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный

    13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный

    14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной

    15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный

    16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный

    17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый

    18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный

    19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый

    20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный

    21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный

    22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать

    23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный

    24. Оптимистический 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный

    25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый

    26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый

    27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко

    28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный

    29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный

    sites.google.com

    Самооценка психического состояния

    Лекция № 6. Психические состояния

    Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.

    Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

    Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

    Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.

    Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

    На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

    На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

    Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

    Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

    Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

    Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

    В основу классификации психических состояний могут быть положены различные критерии. Наиболее распространены следующие классификационные признаки.

    1. По тому, какие психические процессы преобладают, состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

    К гностическим психическим состояниям обычно относят любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

    Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

    Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

    2. Схожа с предыдущей, но имеет некоторые отличия классификация состояний на основе системного подхода. Согласно этой классификации психические состояния разделяются на волевые (разрешение – напряжение), аффективные (удовольствие – неудовольствие) и состояния сознания (сон – активация). Волевые состояния делятся на праксические и мотивационные; а аффективные – на гуманитарные и эмоциональные.

    3. Классификация по признаку отнесенности к личностным подструктурам – разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности.

    4. По времени протекания выделяют кратковременные, затяжные, длительные состояния.

    5. По характеру влияния на личность психические состояния могут быть стеническими (состояния, активизирующие жизнедеятельность) и астеническими (состояния, подавляющие жизнедеятельность), а также положительными и отрицательными.

    6. По степени осознанности – состояния более осознанные и менее осознанные.

    7. В зависимости от преобладающего воздействия личности или ситуации на возникновение психических состояний выделяют личностные и ситуативные состояния.

    8. По степени глубины состояния могут быть глубокими, менее глубокими и поверхностными.

    Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:

    1) мотивационно-побудительная (настроение и мотивация);

    3) активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

    Наиболее важной и осмысленной является мотивационно-побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении – оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение – угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности – с удовлетворением потребности либо с утомлением.

    Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

    Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

    Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.

    К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

    Понятие стресса было подробно рассмотрено в лекции об эмоциональной сфере психики. Но если там акцент делался на эмоциональный стресс, то в данном контексте под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовых состояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, а отрицательные – дистрессами. Однако в современной психологической литературе термин «стресс» без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.

    Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

    Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.

    1. Человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишком мало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживания или объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояние напряженности).

    2. Человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности (например, одновременно требуются состояние бдительности, решение интеллектуальной задачи, сложные моторно-двигательные действия – ситуация выполнения боевого задания).

    3. Человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции (например, стремление помочь пострадавшему, страх навредить ему и нежелание принимать на себя ответственность за чужую жизнь – этот сложный комплекс эмоций вызывает состояние напряженности).

    Персеверация и ригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям.

    Третья группа – специфические психические состояния. К ним относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.

    Бодрствование – это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения. Сон – естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму.

    Суггестивные состояния относятся к измененным состояниям сознания. Они могут быть как вредными, так и полезными для жизнедеятельности и поведения человека, в зависимости от содержания внушаемого материала. Суггестивные состояния подразделяют на гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение).

    Гетеросуггестия – это внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации, состояний, моделей поведения и иного другой личности (общности) в условиях пониженной осознанности у субъекта внушения. Воздействие телевизионной рекламы на людей является внушением, исходящим от одной общности и воздействующим на другую общность людей. Состояние пониженной осознанности достигается самой структурой рекламных роликов, а также «вклиниванием» рекламы в такие моменты телефильмов или передач, когда у зрителей обострен интерес и снижена критичность восприятия. Направленное внушение от одной личности к другой происходит при гипнозе, когда субъект внушения погружен в гипнотический сон – особый, искусственно вызванный вид сна, при котором сохраняется один очаг возбуждения, реагирующий только на голос суггестора.

    Самовнушение может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное – осознанное внушение человеком самому себе некоторых установок или состояний. На основе самовнушения построены методики саморегуляции и управления состояниями, такие как аутотренинг Г. Шульца, методика аффирмации (в основном связана с именем Луизы Хей – наиболее известного популяризатора этой методики), оригинальной методикой настроев, разработанной Г. Н. Сытиным. Непроизвольное самовнушение возникает в результате фиксации повторяющихся реакций на определенный раздражитель – предмет, ситуацию и т. п.

    К измененным состояниям сознания относятся также транс и медитация.

    Эйфория и дисфория – еще два специфических состояния. Они являются антиподами друг друга.

    Эйфория – не обоснованное объективными причинами состояние повышенной веселости, радости, благодушия, беспечности. Она может быть как результатом воздействия психотропных препаратов или наркотических веществ, так и естественной реакцией организма на какие-либо внутренние психические факторы.

    Например, длительное пребывание в состоянии крайнего напряжения может вызвать парадоксальную реакцию в виде эйфории. Дисфория, напротив, проявляется в необоснованно пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Дисфория наиболее характерна для органических заболеваний головного мозга, эпилепсии и для некоторых форм психопатий.

    Подводя итог, можно сказать, что по своей структуре психические состояния являются сложными образованиями, различающимися по знаку (положительные – отрицательные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной и волевой сферах психики.

    Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом. Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, т. е. то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами. Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опрос-ники. Среди наиболее популярных, например, опросник САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения. Он построен по принципу шкалы Ликерта и содержит 30 пар высказываний, касающихся психических состояний (по 10 на каждую шкалу). Часто используется также методика, разработанная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю. Л. Ханиным. С ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также «Опросник нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина.

    Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность – враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование – подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение – скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность – заторможенность).

    Среди других методов диагностики психических состояний можно выделить методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи и др.

    www.e-reading.club

    Занятие 4. Самооценка физического, психического и социального здоровья;

    Г. С. Никифоров, Л. И. Августова

    Вводные замечания.Один из основных вопросов психологии здоро­вья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уров­нями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотре­ния здоровья человека — биологический, психологический и социаль­ный, каждый из которых обладает своей спецификой.

    На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здо­ровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.

    Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с лич­ностным контекстом, в рамках которого человек предстает как пси­хическое целое. Среди критериев психического здоровья особо зна­чимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, урав­новешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.

    Переход от психологического к социальному уровню весьма усло­вен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степе­нью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).

    Достаточно интересны работы, направленные на создание экс­пресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозмож­ным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.

    В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состоя­ние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здо­ровья непосредственно зависит от знания себя.

    Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья мож­но использовать специальные методики.

    Цель занятия.Ознакомление с методиками самооценки физиче­ского, психического и социального здоровья.

    Задание 1. Самооценка физического здоровья

    Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение 4.1).

    Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физиче­ское здоровье по ряду наиболее важных показателей.

    Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соот­ветствуют следующие рекомендации:

    Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физически­ми упражнениями.

    21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имею­щимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

    61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.

    Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резер­вы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

    Задание 2. Самооценка психического здоровья

    Методика.Для самооценки психического здоровья используется ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым (см. приложение 4.2), ответный лист (табл. 4.1), «ключ» (табл. 4.2).

    Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, отве­тив на вопросы согласно инструкции.

    Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набран­ное количество баллов в соответствии с «ключом»:

    0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, об­ладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего ду­шевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.

    18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное бла­гополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.

    36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психиче­ского состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упу­стите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.

    Задание 3. Самооценка социального здоровья

    Методика.Для самооценки социального здоровья используется ме­тодика определения степени конфликтности, разработанная С. Сте­пановым (см. приложение 4.3), ответный лист (табл. 4.3).

    Порядок работы.Испытуемому предлагается ответить на вопросы согласно инструкции.

    Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» — 2, «в» — 0 баллов:

    22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от спо­ров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называ­ют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельст­ва сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

    12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или при­ятельских отношениях. При этом не выходите за рамки коррект­ности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам ува­жение.

    До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша крити­ка — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

    1. В чем заключается сущность здоровья на биологическом уровне?

    2. Какие критерии психического здоровья имеют особое значение?

    3. В чем заключается специфика рассмотрения здоровья на соци­альном уровне?

    МЕТОДИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ)

    Инструкция. Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое со­стояние по ряду важных показателей.

    1. Возраст.Каждый год дает один балл. Если вам 40 лет, вы получаете 40 баллов.

    2. Вес.Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 кг, тогда по второму показателю вы имеете ми­нус 45 баллов.

    3. Курение.Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкурен­ную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сига­рет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

    4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выпол­няете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. де­лаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердеч­но-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнасти­ки, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

    5. Пульс в состоянии покоя.Если число сердечных сокращений в со­стоянии покоя у вас меньше 90 уд./мин, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд./мин — 18 баллов.

    6. Восстановление частоты пульса после нагрузки.После 2-минут­ного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20ударов и более баллы не насчитываются.

    МЕТОДИКА «ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ»

    Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот ва­риант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чув­ствам и вашему поведению. Выбранный вариант ответа отметьте в от­ветном листе.

    1. Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?

    a) Да, довольно часто.

    b) Нечасто. Стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям.

    c) Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением

    studopedia.su