Методика диагностики самооценки психических состояний

Оглавление:

Методика диагностики «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку)

Методика диагностики «Самооценка психических состояний»

Психические состояния

Подходит, но не очень

Не чувствую в себе уверенности.

Часто из-за пустяков краснею.

Легко впадаю в уныние.

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

Меня пугают трудности.

Люблю копаться в своих недостатках.

Я с трудом переношу время ожидания.

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

Я чувствую растерянность перед трудностями.

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

Оставляю за собой последнее слово.

Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

Меня легко рассердить.

Люблю делать замечания другим.

Хочу быть авторитетом для других.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

Мне трудно менять привычки.

Нелегко переключать внимание.

Очень настороженно отношусь ко всему новому.

Меня трудно переубедить.

Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

Нелегко сближаюсь с людьми.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

Нередко я проявляю упрямство.

Неохотно иду на риск.

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

Оценка и интерпретация баллов.

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств.

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления.

Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу.

Методика розроблена Є. Ільїним та П. Ковальовим і спрямована на визначення стриманості-нестриманості

Критерии оценки вики-статьи Название статьи Группа Критерии Самооценка [Подробнее]

Дана методика є фрагментом методики багатофакторного дослідження особистості Р. Кеттелла (фактор Н)

Методика, техніка та особливості демонстраційного фізичного експерименту

Запропонована методика застосовується для оцінки нахилів до діяльності у різних сферах, таких, як

Методика призначена для виявлення схильності суб’єкта до конфліктності і агресивності як особистісних характеристик

Клинические описания и диагностические указания», «Исследовательские диагностические критерии»

При копіюванні матеріалу обов’язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.

te.zavantag.com

Методика диагностики самооценки психических состояний

Диагностика тревожных и депрессивных состояний. Диагностика настроения и функциональных состояний. Тесты на состояние стресса. Диагностика. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор. Диагностика эмоцональных. Диагностика психических состояний Диагностика тревожных и депрессивных состояний. Диагностика настроения и функциональных. Методические проблемы диагностики психических состояний. Психическое состояние — это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека.

Методики изучения представлений. 5 Методики диагностики психических состояний и свойств личности.

Психологические материалы — Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)Подробности. Категория: Психические состояния/свойства личностионлайн версия теста Айзенка (диагностика самооценки психических состояний)Предлагаем Вам описание различных психических со. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

Тревожность 0 — 7 баллов не тревожные. Фрустрация 0 — 7 балловвы имеете высокую самооцен.

Агрессивность. 0 — 7 балловвы спокойны, выдержаны. Есть трудности в работе с людьми. IV. Ригидность. 0 — 7 балловригидности нет, легкая переключаемость.

Современные психологические методы изучения психических состояний. Никорчук Наталья Викторовна, заведующая отделением медико- социальной реабилитации детей старшего дошкольного и школьного возраста, психолог высшей категории. Разделы: Школьная психологическая служба. Проблема психических состояний до. Это. проявляется в размытости и относительности. Еще одна. причина трудностей диагностики состояний.

При. огромном множестве психодиагностических. В психологической диагностике. Субъективно- оценочные методы диагностики. При. помощи данной группы методов.

Это группа методов представлена. К первой группе относятся методики. При этом ответ может быть в простой. В эту. группу входят такие методики, как “Шкала. Ч. Д. Ханина”, Методика.

Каталог психологических тестов. Методики исследования психических состояний, агрессивности, тревожности. Тест самооценки психических.

Тейлора, Методика Л. Д. Малковой “ШАС”. Методика “Прогноз”, Методика диагностики. Басс А. К первой группе относятся. При помощи данных методов.

КГР. электроэнцефалограммы мозга и т. К данной. группе относятся такие методики как. Релаксационно- активационный тест (РАТ). Методика измерения частоты пульса.

ЭКГ и кожно- гальванической. Методика экспресс- диагностики. М. П. Мороз, в основе. Физиологические методы регистрации.

Нередко. объективные характеристики, основанные на. Но существуют также и. Ко второй группе данных методов.

Они направлены на исследование. К данной группе относятся такие. Метод цветовых выборов (МЦВ).

Методика изучения фрустрационных реакций”. С. Розенцвейга. Преимущество этих. Методы, направленные на изучение. Выделяются два типа исследований. При изучении экспрессивного компонента. Каждый. из этих приемов имеет свои достоинства и.

Так, метод естественного. Плюс к. этому наблюдатель может следить. Количество индивидов, которое. Кроме шкал метод. В настоящее. время во многих психологических.

Считается. что объективные характеристики имеют. Однако, как отмечает.

Л. В. Куликов, необходимо помнить, что в. А субъективные. проявления, по мнению С. Г. Геллерштейн . Однако это не означает, что. Считать так – значит отрицать.

Субъективные и. объективные характеристики психических. Газен. В. А., Юрченко В.

Н. Использование в. Поэтому ряд исследователей (Ильин.

Е. П. Большое значение для эффективности. Наряду с психомоторными тестами. При. составлении заключения по обследованию. Список использованной литературы. Газен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход. Психические состояния.

Теория функциональной. Теория функциональных систем. М., 1. 97. 8. Куликов Л. В. Психология настроения. Теоретические и. практические аспекты проблемы.

nashvillevolume.weebly.com

Методики диагностики психического состояния

Если исключить методы диагностики функционального состояния путем снятия психофизиологических показателей, то пожалуй самой распространенной группой методов окажутся опросники, направленные на самооценку своего ПС испытуемым.

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН [52], направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу).

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером (см. его статью в [158]) и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина [114], содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым [130]: «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя». Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как «азарт», «гнев», «ненависть», «досада», «чуткость» и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.

Интерес представляют три опросника, предложенные В.И. Чирковым [184]: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно — шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе»).

Существует и ряд прикладных (по отношению к разным профессиям) опросников ПС. В качестве примера можно указать сборник [158], в котором опубликован ряд опросников, касающихся уровня стресса и тревожности спортсменов.

К методам, не относящимся к опросникам можно отнести диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи [115], автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа [99], методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица [64] и др.

К опросникам можно отнести еще и методику Семикина В.В. «Рефлексия», позволяющую оценивать также параметры как функциональный комфорт, операциональная напряженность, эмоциональная напряженность, начальная стадия утомления, состояние выраженного утомления [49].

Пример использования классификации ПС для диагностики их можно найти у А.И. Юрьева [197]: по условиям деятельности (осознание цели, достаточность средств и очевидность результатов) праксические состояния делятся на 8 видов (функциональный комфорт, психическое утомление, психическая напряженность, отсутствие мотивации, эмоциональный стресс, монотония, тревожность, индифферентное состояние) и предлагается методический прием оценки текущего ПС и предсказывания будущего ПС по условиям трудовой деятельности.

К проективным методикам относится «Физиологический тест Кунина», позволяющий оценивать общую удовлетворенность работой [207].

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера [97] о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность) [7]. К. Шипош [191] предложил так называемый коэффициент вегетации:

где Кв — коэффициент вегетации, Кр — номер позиции красного цвета (нумерация начинается с наиболее предпочтительного цвета), Ж — позиция желтого, С — синего, З — зеленого. Значения Кв > 1 трактуются как эрготропное доминирование (преобладание возбуждения симпатической нервной системы), Кв

psyoffice.ru

VII. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Инструкция: «Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит – то 0 баллов».

Бланк методики диагностики психических состояний (по Г. Айзенку)

1. № 1-10– тревожность.

3. № 21-30 – агрессивность.

– 0-7 баллов – не тревожные;

– 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

– 15-20 баллов – низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

­ 0-7 баллов — вы спокойны, выдержены;

­ 8-14 баллов — средний уровень;

­ 15-20 баллов — вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми.

­ 0-7 баллов — ригидности нет, легкая переключаемость;

­ 15-20 баллов — сильно выраженная ригидность, Вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

VIII. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Описание: методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос «да» или «нет», отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятий.

13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывал, что при обсуждении некоторых вопросов особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

«НЕТ» — вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

lektsii.org

Методика диагностики психических состояний[23]

Методика диагностики психических состояний[23]

С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых.

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то поставьте 2 балла, если частично, то 1 балл, если совершенно не подходит, то 0 баллов.

Интерпретация результатов. Подсчитайте сумму баллов за каждые из четырех групп вопросов:

1. Вопросы № 1-10 – это показатель тревожности.

Если вы набрали по данному показателю от 0 до 7 баллов, то вы не тревожны, если количество баллов от 8 до 14, то для вас характерна средняя тревожность, допустимого уровня. Если количество набранных баллов превышает 15, то это указывает на высокий уровень тревожности.

2. Вопросы № 11–20 – показатель фрустрации.

0-7 баллов свидетельствуют о высокой самооценке, устойчивости к неудачам и отсутствии страха перед трудностями. 8– 14 баллов указывают на наличие фрустрации, но ее уровень средний, допустимый. Если вы набрали больше 15 баллов по данному показателю, это указывает на низкую самооценку, избегание трудностей, боязнь неудач и высокий уровень фрустрированности.

3. Вопросы № 21–30 – показатель агрессивности.

Если набранное количество балов не превышает 7, то можно говорить о наличии таких качеств, как выдержка и спокойствие. На средний уровень агрессивности указывают баллы от 8 до 14. Свыше 15 баллов говорит о наличии агрессивности, отсутствии выдержки, трудности в работе с людьми.

4. Вопросы № 31–40 – показатель ригидности.

Если показатель ригидности не превышает 7 баллов, то это указывает на способность к переключению, отсутствию ригидности. 8-14 баллов указывают на средний уровень выраженности ригидности. Более 15 баллов – сильно выраженная ригидность, таким людям противопоказана смена места работы, изменения в семье.

psy.wikireading.ru

Методы диагностики психических состояний

Психическое состояние — устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Психические состояния занимают промежуточную позицию в классификации психических явлений между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение лиц, следует прежде всего отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности — фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревоги (тревога, тревожность) — особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение и какой смысл вкладывает в нее.

Страх, по мнению известного исследователя эмоциональных состояний Кэррола Е. Изарда, является наиболее опасной из всех эмоций.

Страх мешает людям использовать свои способности, добиваться поставленных целей, быть счастливыми и довольными. Переживание страха обычно варьируется от предчувствия опасности, боязни, до ощущения испуга, ужаса. В последнем случае ситуация, вызывающая интенсивный страх (аффект страха), может даже завершиться летальным исходом.

Обычно страх зарождается, когда источник тревоги невозможно устранить, и она переходит, постепенно трансформируясь, в состояние страха, который является своего рода производным продуктом воздействия на психику, сознание человека переживаемой им тревоги и ее интеллектуальной переработки.

Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом непреодолимой опасности для себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.

Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.

Стресс — это состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией (приспособлением) психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации.

Фрустрация — это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач.

Самой распространенной группой методов диагностики функционального состояния являются опросники, направленные на самооценку своего психологического состояния испытуемым. Это субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний.

Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний. В эту группу входят широко применяемые методики “САН”, “АСС”, “Шкала-градусник оценки состояния”, “Рельеф психического состояния” и т.д.

Одной из самых распространенных методик диагностики психологического состояния в отечественной психологии является методика САН, направленная на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенная по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся психологического состояния (по 10 на каждую шкалу).

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние. Обследуемому необходимо оценить, насколько эти признаки свойственны именно ему в данный момент (или обычно) и свою оценку выразить с помощью выбора того или иного ответа. При этом ответ может быть в простой форме (да, нет) или в более сложной дифференцированной (нет, совсем не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно). В эту группу входят такие методики, как “Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина”, Методика Тейлора, Опросник MBI, Методика “Прогноз”, Методика диагностики состояния агрессии Басс А. – Дарки А. и т.д.

Среди наиболее известных опросников на диагностику психологического состояния можно еще указать "Опросник нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: "Опросник психических состояний школьника" и "Опросник психических состояний учителя". Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как "азарт", "гнев", "ненависть", "досада", "чуткость" и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого психологического состояния.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность:

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· выяснить индивидуальную картину переживаний;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования (например, при сильном эмоциональном возбуждении точность самооценки снижается);

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы.

К первой группе относятся физиологические методы, которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей (вегетативных проявлений): частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

К данной группе относятся такие методики как Релаксационно-активационный тест (РАТ), направленный на определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванических реакций; Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции; “Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека” доктора биологических наук М.П. Мороз, в основе которой лежит анализ показателей вариационной хронорефлексометрии — динамических характеристиках времени простой зрительно-моторной реакции.

Физиологические методы регистрации психических состояний дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании психики человека. Нередко объективные характеристики, основанные на физиологических данных, оцениваются как более надежные и достоверные в сравнении с субъективными характеристиками, поскольку психофизиологические данные, полученные для разных людей в одинаковой ситуации или для одного и того же человека в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению. Но существуют также и ограничения, с которыми связано использование психофизиологических методов:

· психофизиологические методы дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

· они чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия человека и среды;

· методы данной группы ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

· использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать психические состояния, так как при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, то есть одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические измерения (например, увеличение частоты сердечных сокращений может наблюдаться при различных состояниях — утомлении, тревоге, страхе, а укорочение времени простой сенсомоторной реакции может свидетельствовать как об оптимальном состоянии человека, так и о неоптимальном (состоянии монотонии);

· при использовании только физиологических методов не учитывается зависимость психических состояний от индивидуальных особенностей личности и сознательного характера процессов саморегуляции.

Ко второй группе данных методов, направленных на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся психологические проективные методики. Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. К данной группе относятся такие методики, как Метод цветовых выборов (МЦВ), “Методика изучения фрустрационных реакций” С. Розенцвейга. Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.

studopedia.ru

XIX. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырех групп вопросов:

2. № 11-20 – фрустрация.

4. № 31-40 – ригидность.

– 15-20 баллов – очень тревожные.

– 0-7 баллов – высокая самооценка, устойчивость к неудачам и отсутствие страха перед трудностями;

– 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

XX. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Цель: определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Инструкция: «Прочитав вопрос, ответьте на него «да» или «нет», отмечая свой ответ определенным образом в предложенном бланке ответов. Отвечайте исходя из того, что больше соответствует вашему состоянию или представлениям о себе».

85. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

86. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

87. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

88. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

89. У меня часто болит голова.

90. Иногда я говорю неправду.

91. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

92. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

93. Бывает, что я сержусь.

94. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

95. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

96. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятий.

97. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

98. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

99. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

100. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

101. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

102. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

103. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая как и у большинства моих знакомых.

104. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

105. Запоры у меня бывают редко.

106. В игре я предпочитаю выигрывать.

107. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

108. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

109. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

110. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

111. С моим рассудком творится что-то неладное.

112. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

113. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

114. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как

115. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

116. Думаю, что я человек обреченный.

117. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

118. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

119. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

120. Бывал, что при обсуждении некоторых вопросов особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

121. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

122. Моя внешность меня в общем устраивает.

123. Я вполне уверен в себе.

124. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

125. Кто-то управляет моими мыслями.

126. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

127. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

128. Счастливей всего я бываю, когда один.

129. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

130. Я любил сказки Андерсена.

131. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

132. Меня злит, когда меня торопят.

133. Меня легко привести в замешательство.

134. Я легко теряю терпение с людьми.

135. Часто мне хочется умереть.

136. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним.

137. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

138. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

139. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

140. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

141. У меня были очень необычные мистические переживания.

142. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

144. Я человек нервный легко возбудимый.

145. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

146. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

147. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

148. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

149. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

150. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

151. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

152. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

153. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

154. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

155. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

156. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

157. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

158. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

159. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

160. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

161. Мне трудно проснуться в назначенный час.

162. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

163. В детстве я был капризный и раздражительный.

164. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

165. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

166. У меня есть судимые родственники.

167. В юности я имел приводы в милицию.

168. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

«ДА» — вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

«НЕТ» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно – психическая устойчивость.

lektsii.org