Когда дети начинают общаться друг с другом

Двойняшки до года — их взаимоотношения

Многие мамы близнецов и двойняшек очень переживают по-поводу того, как справиться с двойняшками в первый год. На самом деле двойняшки до года ведут себя достаточно спокойно, если их не беспокоит что-либо в физическом плане: колики или голод и пр. Двойняшки и близнецы в первые месяцы практически не замечают друг друга, не проявляют какого-либо тяготения друг к другу, однако они всегда чувствуют присутствие своей второй половинки. В этот период они еще не умеют отличить и понять, что они – не единое целое, а два разных человечка. Взаимоотношения между близнецами до года только начинают зарождаться. И на родителей ложится обязанность не просто наблюдать за происходящим, но с раннего детства приучать детей жить мирно и не обижать своего братика или сестренку, прививать им понимание того, что вы их любите одинаково сильно, и соперничать никакого повода нет.

Уделять внимание сразу двоим детям на первых порах будет достаточно непросто. Первые месяцы с двойняшками — вообще непростое испытание. Однако со временем все встанет на свои места, и времени будет хватать на обоих. Не стоит винить себя, если вы заметили, что больше привязаны к кому-то одному из них. Это вполне нормально, и временно. Через какой-то промежуток времени ваша привязанность может измениться. Это вовсе не означает, что вы не любите своих детей. Просто вы устанавливаете свои отношения с каждым из них, а это требует времени и терпения. Это два разных ребенка, и с каждым из них вы должны найти общий язык своим, единственно возможным для вас обоих способом. Наберитесь терпения, и все обязательно будет хорошо.

Двойняшки и близнецы до года

Примерно в возрасте 5-6 месяцев дети начинают замечать друг друга, рассматривать друг друга с интересом. Примерно в этом же возрасте они начинают воспринимать друг друга как замену мамы и папы, когда взрослых нет рядом. Близость своего второго близнеца успокаивает, дает чувство уверенности и стабильности им обоим.

С 7 месяцев близнецы уже пытаются общаться друг с другом. Теперь их внимание распространяется не только на маму, но и на своего со-близнеца. Вы часто можете заметить, как они одновременно начинают зевать, словно по команде, икать, или улыбаться друг другу, их действия порой, словно зеркальное отражение другого.

С 11 месяцев они уже пытаются общаться друг с другом, используя не только жесты, но и лепет. У них словно появляется свой собственный, не понятный никому другому язык для общения. Начиная с годовалого возраста, более четко проявляются некоторые черты характера малышей в отношениях друг с другом. Если один малыш может проявлять заботу о втором, то вовсе не обязательно, что ему ответят тем же. Начинаются и ссоры из-за игрушек, маминого внимания и любого подвернувшегося повода.

Двойняшки после года

С 15-16 месяцев усиливается их чувство общности. Они хорошо понимают, когда второго близнеца нет рядом. Оставшись один с мамой или папой, малыш в корне может поменять поведение, превратившись из игривого и шумного компаньона в тихого и спокойного молчуна. Но стоит вернуться второму близнецу, как буря восторга и радости возвращает оживленность и веселье. Примерно в этом же возрасте начинается и веселье для родителей. Близнецы весьма изобретательны в своих проделках, как, впрочем, и все дети. Однако в этом случае вы можете быть уверены: до чего не додумается один, обязательно додумается другой, а второй это развлечение тут же скопирует. Их подражание друг другу не знает границ. Это и подражание в проделках, и моментально передающаяся друг другу мимика, и одновременное пополнение словарного запаса новым словом собственного изобретения. Все, что появляется нового у одного, тут же появится и у другого. Их энергия и постоянные проделки практически не оставляют ни минуты свободного времени у родителей, поскольку уследить за ними практически невозможно. В игру включаются такие любимые детьми развлечения, как догонялки, толкание друг друга, и даже катание верхом друг на друге. Поэтому будьте бдительны, дорогие родители, ваши малыши еще не умеют рассчитывать силы и скорости, зато очень быстро придумывают новые способы поиграть друг с другом. Но не спешите ругать их за это — научитесь относиться к происходящему спокойно и с юмором. Только чувство юмора в воспитании детей и умение понять своих малышей помогут вам с ними справиться.

В этом возрасте малыши только начинают понимать значение слова «больно» и реагировать на плач со-близнеца поддерживающе-сочувствующим плачем. Конечно, их копирование друг друга и неуемная фантазия в двойном экземпляре – достаточно тяжелое испытание для родителей, но есть в этом и плюсы. Малыши учатся друг у друга не только плохому, но и полезному. Если один начинает ходить на горшок или кушать самостоятельно ложкой, то и второй старается подтянуться, научиться делать также. Если один сказал новое слово, то и второму тоже хочется его повторить. Кроме того, несмотря на постоянное соперничество и ссоры, они все же много времени проводят вместе, строя из конструктора домик, или рисуя, давая маме возможность успеть что-то сделать по дому. Так, совместными усилиями, научиться всему можно гораздо быстрее и веселее, чем в одиночку)))

dwoiniashki.ru

Во сколько дети начинают учиться разговаривать?

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Что и когда должны говорить детки?

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

До 2 лет лексикон ребенка постепенно расширяется, но он употребляет больше существительных и глаголов. Ему трудно связывать слова между собой, однако в целом речь становится более-менее понятной. Умение разговаривать при помощи предложений усовершенствуется ближе к 2 годам. Ребенку уже несложно воспринимать рассказы на слух, называть предметы, характеризуя их по общему принципу.

К 3 годам малыш учится использовать в своей речи прилагательные и наречия, он может составлять предложения из 3-4 слов, часто употребляет вопросительные слова. Ему не сложно заучить наизусть простенькие стишки или рассказать по памяти небольшую историю.

Как правило, к 4 годам у ребенка завершается формирование речи. На этом этапе малыш получает азы, без которых дальше ему будет сложно не только разговаривать, но и понимать окружающих. Когда ребенок начинает дальше развиваться, его речевые навыки только усовершенствуются.

Как помочь ребенку заговорить?

Нередко от самих родителей зависит, со скольки лет малыш сможет разговаривать. Чтобы ребенок поскорее научился произносить простые слова, а затем смог составлять из них связные предложения, маме с папой нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций (подробная информация есть в статье как научить ребенка разговаривать).

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.

Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.

roditeliz.ru

В каком возрасте дети начинают играть друг с другом?

Подскажите, в каком возрасте дети начинают проявлять интерес к играм с другими детьми? Есть же какие-то усредненные нормы возраста, после которого следует беспокоиться, что ребенок нелюдимый или с ним что-то не так?

Считается, что дети до трех лет практически не играют совместно. после трех у них вырабатываются уже основные социальные навыки. Но это зависит от многих факторов. Мы с рождения ходим тусить к разным детям, и я заметила за ними, что если дети встречаются часто, то есть в прямом смысле знают друг друга, не успевают забыть, то они играют друг с другом уже и в 1,5, и в 2 года. Скажем, у нас друзья — там дети встречаются каждый день. Так они друг с другом играли уже в 1,5 года, хотя к остальным детям были равнодушны. Мой сын со своим самым частым другом встречается 1-2 раза в неделю, вот у них где-то к 2,2 годам возник контакт для совместных игр. Это я все к тому, что надо водить ребенка к ровесникам, даже если они не сразу начинают играть, но общение оказывает большое влияние на них, в том числе и для профилактики нелюдимости.

Расскажу конкретный пример, потому что все дети разные и все по-разному реагируют на других детей. У меня есть брат, разница в возрасте между нашими сыновьями 9 месяцев. Так вот сын брата очень общительный и доброжелательный, сам всегда тянется к детям, обнимает и целует их. И с моим сыном они полноценно стали играть, когда моему было 1,5 года, а ему, соответственно, 2г и 5 мес. Они делят игрушки, не дерутся, о чем-то договариваются между собой. Но это только благодаря тому, что двоюродный брат моего сына постарше и пообщительнее. Когда мой ребёнок приходит на детскую площадку, то играет всегда один пока.

В психологии считается, что до трех лет основной источник общения ребенка — это мама. После трех лет и до школы — это сверстники. Затем — учитель, затем — снова сверстники.

И в общем-то, эти границы более или менее правильно определены.

Но интерес к сверстникам возможен и в более раннем возрасте, даже в полгодика малыш может с интересом смотреть на такого же карапуза в коляске. К году интерес усиливается, но совместной игры как таковой нет, взаимодействия тоже. Они просто рядом гуляют, рядом играют и т.д.

Я так считала до тех пор, пока у меня не родились двойняшки — уже месяцев в 9 они начали активно играть друг с другом в прятки — прятаться друг от друга за шторами, за дверями, в разных углах. И хохотать при этом на весь дом! я поняла, что совместные игры возможно и в год, и в два, и даже ранее года. Вот только между чужими, незнакомыми детьми такого взаимодействия я все же не встречала. Видимо, в этом плане у двойняшек есть некое отличие и даже преимущество — с самых первых дней им приходится быть все время вместе, у них одинаковый режим и одинаковые игрушки — это вынуждает детей учиться вместе играть и веселиться.

По поводу усредненных норм — считаю, что к 2.5 — трем годам ребенок как минимум должен интересоваться другими детками, наблюдать за их играми, хотеть играть вместе с ними, общаться, вместе бегать и прыгать, знакомиться. Но волноваться сильно не стоит — возможно, Ваш ребенок интроверт и ему достаточно одного-двух друзей.

www.bolshoyvopros.ru

Когда начинать общение детей со сверстниками

Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Общение с детьми начинается с момента их рождения, прикосновение родителей, их голос и даже улыбка.

Первый интерес в общении детей со сверстниками возникает еще у младенца – в возрасте 7-8 месяцев, иногда позднее. Дети в этом возрасте начинают познавать окружающий мир, они уже ползают и учатся выражать свои эмоции.

Ваш малыш начинает лепетать, но даже молча он общается со сверстниками, улыбка, взгляд, прикосновение к руке, одежде и многое другое ему в этом помогают. Если у ваших друзей или соседей есть малыши того же возраста, что и ваш, то не препятствуйте их общению. Если же в вашей семье не один малыш, то это особенный случай, когда потребности малыша будут удовлетворены в полном объеме.

Посмотрите видео о том, почему нельзя стыдить ребенка:

Общение детей нужно только поощрять. Сначала внимание к сверстнику будет рассеянным, но ближе к 1,5 года оно сформируется и станет устойчивым. Малыши сначала играют рядом друг с другом, а затем постепенно сближаются и начинают играть вместе. Они делят игрушки, есть такая особенность, что каждый хочет завладеть игрушкой другого, при этом каждый учится отстаивать свою позицию, что может благоприятно сказаться на будущем.

Общение детей со сверстниками более эмоционально, чем со взрослым человеком. Сначала будет достаточно, чтобы друг просто присоединился к его шалостям. Они веселятся, кричат, бегают, играют в прятки, делят игрушки. Каждый ребенок различными способами старается привлечь к себе внимание. Все зависит от обстановки в которой они находятся, на них влияет все, начиная от погоды и заканчивая игрушками, которые у них есть.

В общении детей между собой ваш ребенок получает большую возможности проявить инициативу, чем в общении с вами. Он начинает играть, привлекая внимание друга, и вовлекает его в свою игру. Когда дети вместе смеются, кричат и даже дерутся, они усиливают эмоциональную сторону друг друга, они копируют чужие действия, постоянно обучаясь чему-то новому. Во время различных игр ребенок учится сопереживать другому и делится своими впечатлениями, он пытается сопоставить, сравнить себя с детьми своего возраста. Если сверстник умеет то, чего раньше малыш не делал, он автоматически пытается это повторить, тем самым приобретая новые жизненные навыки.

Общение детей со сверстниками не всегда возможно, и некоторые получают его, лишь придя в детский сад. В этом возрасте у них появляется понятие дружбы, появляются активные игры без игрушек. Только общаясь со сверстником, ребенок общается на равных, в общении же со взрослым ему сложнее и труднодоступно, не все становится понятно. Даже если ребенок понимает то, что до него пытается донести взрослый, это становится образцом, к которому очень сложно придти. Достаточно общения со сверстниками, когда малышу все ясно и понятно, у него формируется характер и он сам формируется как личность, поэтому чем раньше начнется общение ребенка со сверстниками, тем более прочный стержень будет у него, и именно благодаря правильному развитию он достигнет больших успехов в жизни. У кого то сразу получается найти себе друга, а кто то по прежнему остается один, ни с кем не играет и не общается, это может продолжаться значительное количество времени и повлечь за собой проблемы в построении дальнейшей жизни. Поэтому пытайтесь всячески поощрять общение детей , какое бы оно не было.

Следует помнить, что общение детей в раннем возрасте способствует развитию навыков социального общения, вследствие чего они лучше «вливаются» в окружающий их мир.

В дошкольном возрасте, если ребенок играет один, то родителям следует вмешаться. Пусть он обращает внимание на незнакомых ребят, обменивается с ними игрушками, но ни в коем случае не остается один и не замыкается в себе. На этом жизненном этапе у вашего чада уже сформировалось чувство дружбы и собственничества, должны появиться друзья с которыми он проводит все свое свободное время, появляется уверенность в себе. Ваш ребенок уже может помочь своему другу, поделиться с ним игрушками и просто составить компанию. Если вам по какой то причине не нравится сверстник с которым ваш малыш общается, то не критикуйте его, не отговаривайте от дружбы с ним, со временем малыш вырастет и сам поймет что правильно.

Общение детей со сверстниками в школьном возрасте становится уже необходимостью, как и общение со взрослыми, но лишь в некоторых случаях желанным. В школе учителя могут давать групповые задания, и даже если ваш ребенок не хочет общаться с тем или иным сверстником, ему придется. А в свободное время он может проводить в компании своих близких друзей.

Помните, что ваш ребенок будет развиваться правильно, только в общении со сверстниками.

vihra.ru

Проблемные формы общения ребенка со сверстниками

Тема о формах общения ребенка со сверстниками крайне важна. Ведь самое важное качество, отличающее человека от животных, — это потребность в общении. В общении люди передают друг другу опыт прошлого, строят планы и делятся впечатлениями о настоящем. Именно с раннего детства начинают формироваться коммуникативные навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Дети имеют свои особенности общения, отличающиеся от взрослых. Необходимо знать об этих специфических чертах, чтобы помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. В данном случае речь идет об искусстве направлять своих детей в русло конструктивного взаимодействия с другими ребятами, чтобы потом не пришлось проводить коррекцию поведения с психологом.

Особенности общения детей со сверстниками

Социальная жизнь ребенка включает в себя общение с ровесниками. Данный вид общения детей несколько отличается от коммуникации людей старшего возраста. Но следует помнить, что законы общения едины для любой возрастной категории. Поэтому важно проанализировать, как складывались взаимоотношения между ребенком и взрослым, ведь во многом это станет решающим фактором взаимодействия со сверстниками.

Когда ребенку 1,5 года, то у него уже появляется интерес к взаимодействию с другими малышами. Это выражается в следующих проявлениях к сверстнику:

  • внимание и интерес;
  • отношения эмоционально окрашены;
  • привлечение внимания к себе;
  • чувствительность к поступкам сверстника.
  • В данном возрасте дети еще не умеют договариваться друг с другом о совместной деятельности, учитывая обоюдные интересы. Поэтому их взаимодействие возникает спонтанно и точно таким же образом быстро заканчивается.

    В возрасте 3 лет можно наблюдать совместную игровую деятельность среди детей. Игра доставляет им много радости и удовольствия. Общение приобретает яркую эмоциональную окраску. Дети начинают подражать друг другу в игре.

    В возрасте 4-6 лет детям свойственна ситуативно-деловая форма общения: они учитывают активность и способности сверстника для максимально возможного достижения результата в игре.

    К 7 годам формируется внеситуативное общение. Тогда оценивается уже личностный потенциал ровесников, а не только ситуативная составляющая совместных действий. Впервые ярко проявляется взаимопомощь и доброжелательность по отношению к другому. Появляется соперничество в общении со сверстниками, но и способность оценить по достоинству своего конкурента тоже становится актуальной в младшем школьном возрасте.

    Ниже будут рассмотрены проблемные формы общения, являющиеся показателями того, что ребенок не умеет общаться со сверстниками: дерется, смущается, обижается.

    Если ребенок очень агрессивен

    Даже когда дети начинают нуждаться в общении с ровесниками гораздо больше, чем в контакте со взрослыми, это вовсе не означает, что теперь они полностью самостоятельны и независимы от попечительства старших. Наоборот, они еще больше нуждаются в помощи родителей для установления и поддержания контактов с другими детьми, для разрешения возникающих конфликтов. Если ваш ребенок не умеет продуктивно общаться с ровесниками, вы можете ему в этом помочь.

    Когда ребенок агрессивен, он наносит вред не только окружающим, но и самому себе. Существуют следующие причины развития детской агрессивности:

  • стиль воспитания в семье (либо попустительство, либо чрезмерное ограничение);
  • примеры жестокости (из телепередач и фильмов);
  • жестокие компьютерные игры.
  • Однако не каждый ребенок, пребывая в вышеперечисленных условиях воспитания, становится жестоким и агрессивным. Дети часто бьют и дразнят друг друга, но у некоторых агрессивность становится устойчивым качеством личности. И многие родители даже гордятся поведением своих детей вместо того, чтобы понять, как помочь ребенку наладить контакт со сверстниками. Ведь агрессия — это часто не вопрос самооценки, а проблема внутренней изоляции и слабая способность к эмпатии.

    Существуют следующие формы проявления агрессии в общении:

  • агрессия носит импульсивный характер, не отличаясь особой жестокостью (демонстративный стиль поведения);
  • целенаправленная агрессия — способ отвоевать интересующую игрушку, например;
  • намеренное причинение вреда сверстнику без какой-либо подоплеки, а ради удовольствия (жестокая форма насилия).
  • Но объединяет агрессивных детей одно качество — неспособность понять другого. Поэтому родителям важно объяснять то, насколько важно взаимопонимание и взаимовыручка в жизни.

    Можно привести пример из жизни. Молодой отец гулял со своим сыном по парку. И тут мальчик увидел маленького котенка. Он ударил беззащитное животное ногой. Тогда отец присел возле сына и сказал ему, что тот, наверное, настолько сильный и большой, раз ударил маленького котенка. А потом добавил, что и он мог бы ударить своего маленького сына, но это не дает ему права бить и обижать того, кто не может дать ему сдачи. И в качестве вывода указал на то, что сильные должны защищать слабых, а не унижать и обижать их. Поэтому проанализируйте свое поведение в отношении детей. Есть вероятность, они просто вас копируют. Если вы хотите знать, как научить ребенка дружить со сверстниками, то узнайте в первую очередь, воспринимает ли ребенок вас в качестве друга.

    Если ребенок очень застенчивый

    Застенчивость — это сложная проблема межличностных отношений. Ниже приведены проблемы, с которыми сталкивается застенчивый ребенок:

    • невозможность завести новые знакомства;
    • эмоциональное напряжение в ходе общения;
    • трудности самовыражения;
    • излишняя сдержанность;
    • скованность в присутствии других людей.
    • Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками без стеснения, нужно разобраться в психологической природе застенчивого поведения:

    • Застенчивые дети отличаются повышенной чувствительностью к оценке взрослых. Ситуацию неуспеха переживают очень болезненно. Поэтому взрослым стоит больше поощрять своих детей за проделанную ими работу, мотивируя их к самовыражению.
    • Дети сомневаются в положительном настрое окружающих по отношению к ним. Если взрослые сами находят людей для общения, то в детстве родители отвечают за окружение детей. Поэтому старайтесь делать так, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и у малыша не оставалось сомнений, что его любят и ценят.
    • Все силы тратятся на то, чтобы заслужить признание и уважение. А процессы познавания мира отходят на задний план, что негативно сказывается на реализации своих целей и открытому общению с другими.
    • Вся проблема заключается в том, что еще с раннего детства в ребенке закладывалась тенденция к застенчивому поведению. Возможно, вы сами не отдаете себе отчета в том, что ваше поведение послужило примером стилю общения ребенка со сверстниками. Поэтому стоит набраться мужества и пойти к психологу на консультацию. Ведь вашему ребенку предстоит жить в социуме, где важно уметь налаживать контакты с окружающими. Еще в древности считали, что общительность — это уже 80% успеха в вашем деле. Поэтому разговор по душам с психологом может оказать благоприятное воздействие на формирование коммуникативных навыков ребенка.

      roditeliz.ru

      Можно ли научить ребенка дружить?

      Как научить ребенка дружить? Что значит в его жизни дружба? Как строить отношения с его друзьями? Чем детская дружба в разные периоды развития отличается от «взрослой»?

      Детская дружба учит ребенка искусству сложного взаимодействия в обществе: умению постоять за себя, добиться справедливости, защитить близкого человека, объединить вокруг себя людей по интересам и идти к намеченной цели.

      Однако умение дружить не заложено в человеке генетически. Это сложная наука, учиться которой каждому приходится на своих собственных ошибках. И лучше, если эти ошибки человек переживет в детстве при помощи и поддержке родителей, нежели в школьные подростковые годы в одиночестве, страдая из‑за каждого своего промаха или удара со стороны ровесников.

      Кроме того, для развития любого навыка существует свой сензитивный, то есть благоприятный период, упустив который, мы рискуем навсегда остаться без соответствующего умения. И если достаточно общительный от природы ребенок как‑нибудь сможет компенсировать упущенные годы тренировок, то стеснительному и замкнутому в себе человечку может оказаться не по силам наладить общение с ровесниками, и он так и останется «в стороне».

      Когда дети начинают дружить

      Уже в семь-восемь месяцев можно увидеть, как они с любопытством наблюдают друг за другом, тянутся к соседскому малышу, чтобы потрогать его, при этом возбужденно улыбаются в ответ понравившемуся приятелю или присоединяются к нему, если тот заплачет.

      Около двух лет дети начинают испытывать интерес друг к другу. Этот интерес в большой степени инициируют сами родители, обращая внимание ребенка на играющих рядом сверстников. Играя в одной песочнице, дети находятся рядом, но не вместе, а их контакты непрочны и мимолетны.

      Дошкольники обладают удивительной способностью быстро и легко завязывать отношения, они так же быстро мирятся, как и ссорятся. Могут моментально включиться в игру с незнакомым ребенком, провести с ним час-другой, строя куличики или вместе катаясь на горке, и забыть его через пять минут, уйдя с площадки.

      По мере взросления ребенка его связь с родителями немного ослабевает, и социальная вселенная малыша начинает расширяться, впуская в себя его первых друзей. Не случайно родителей очень волнует, сможет ли ребенок с кем‑то подружиться, впервые придя в школу. Ведь для большинства взрослых способность легко находить друзей — признак психологического благополучия ребенка, его социальной компетентности. А также уверенность в том, что он не будет чувствовать себя растерянным и одиноким в незнакомой среде. Психологи утверждают, что «пики дружелюбия» приходятся на три, шесть лет и подростковый возраст, то есть время, когда ребенок на пороге детского сада или школы чувствует сильную тревогу и неуверенность или, отделяясь от родителей, ищет свой круг общения. Связанное с грядущими переменами ощущение обособленности и одиночества подводит ребенка к открытию, что если ты не один, ты более защищен.

      Дружеские отношения могут облегчить ребенку его тайные переживания. Часто отношения со своими братом или сестрой подпорчены соперничеством, завистью и ссорами. С друзьями же нечего делить: дружба для ребенка — островок безоблачного счастья и покоя. Друг может помочь преодолеть трудности, связанные с рождением братика или сестрички. Часто бывает, что именно в такие моменты завязывается крепкая дружба, и для некоторых детей это настоящий спасательный круг.

      Детям, как, впрочем, и многим взрослым, легче общаться вдвоем, чем в группе. Для ребенка велика значимость «лучшего друга» — того, кому можно полностью доверять, кто хранит секреты, разделяет твои интересы, кто самый сильный или самый веселый.

      По большей части дети выбирают себе друзей своего пола. Так как есть существенные различия в общении и игре мальчиков и девочек. Девочки традиционно более сосредоточены на разговорах, они свободно проговаривают свои наблюдения и идеи в процессе игры. Общение мальчиков проходит скорее в действии, чем в беседах, а мальчишечий характер складывается в ситуациях соревнования. Мальчики часто сбиваются в «дружеские команды», чтобы вместе играть в футбол, гонять на велосипедах, а затем шумно обсуждать свои достижения. Общению же девочек свойственна камерность, атмосфера секретов и подчеркнутая обособленность.

      Часто дети заводят отношения с более веселыми и активными сверстниками, с теми, кто дает им повод чувствовать радость, уверенность. Но следует научить малыша понимать, что это не может являться единственным компонентом дружбы. По мере взросления у ребенка выстраивается круг друзей по интересам, по совпадению увлечений. И такие отношения могут длиться достаточно долго. Но именно основа их построения (общность интересов) в определенный момент может стать причиной разрыва. Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, определения принадлежности к полу, социальной среде, ради ощущения духовного родства.

      Как и взрослые, дети считают отношения действительно дружескими, когда они распространяются на все сферы их жизни. Они видятся на площадке, в школе, в совместной деятельности, приглашают друг друга в гости или на день рождения.

      «Они мне сказали, что больше со мной не дружат!» Не считайте это пустяками! Ребенку сейчас очень нужны ваше искреннее участие и поддержка. Неприятие группы очень болезненно для ребенка, он еще не умеет отстаивать себя в подобных ситуациях и наверняка чувствует растерянность и подавленность. Прежде чем пытаться разобраться в случившемся, утешьте малыша и заверьте его в своей любви. Не стоит говорить ребенку, что он сам виноват в ссоре, иначе он почувствует себя «исключенным» и дома.

      Постарайтесь понять, что именно вас волнует: похожи ли эти отношения на зависимость одного от другого или в вас заговорил родитель-собственник. Расспросите учительницу, существует ли сильное взаимное влияние и похожи ли отношения на эмоциональную зависимость. Если вы всерьез обеспокоены, постарайтесь корректно ограничить общение детей.

      Переезжаете? Меняете квартиру? Ребенок теряет своих друзей, и для него это, конечно, катастрофа. Иногда дети бывают совершенно безутешны, и это может длиться многие месяцы. Не обесценивайте чувства ребенка, отделываясь штампами вроде «дети повсюду находят себе друзей». Предложите ему переписываться с другом или время от времени созваниваться. Иногда сердечные привязанности наших детей сохраняются вопреки переездам или каким‑то другим превратностям судьбы. Дружеские отношения могут быть и временные, например в лагере, на отдыхе. Хорошо бы помочь ребенку смягчить расставание, научить его поддерживать отношения на расстоянии, а главное, ценить те моменты, которые он провел с друзьями вместе. Постепенное иссякание этих отношений, как правило, закономерно, но менее травматично, чем резкий разрыв.

      Нередко родители сталкиваются с проблемой, что с их детьми никто не хочет дружить. Ребенок каждый день приходит мрачный, чуть ли не со слезами. А родители уверены, что их ребенок хороший, отличник, высокого роста, хорошо одевается и у него прекрасный характер.

      Как помочь ребенку?

      Вместо сопротивления ситуации нужно понять, что и как можно изменить. Только когда мы «выучим урок», ситуация прекратит повторяться. А до этого, сколько ни меняй школы, везде будет происходить одно и то же.

      Обсуждайте с ребенком его поведение и поведение других, постарайтесь через спокойные разговоры объективно понять, что в вашем ребенке вызывает такую реакцию одноклассников. Может быть, он совсем не умеет отстаивать свое мнение и его учат твердости? Или он ябедничает учительнице? Может, ребенок не умеет делиться, общаться или слишком заносчив? Может, он выделяется своим внешним видом? То, что кажется пустяком для нас, взрослых, очень важно для детей. Обратите внимание, как одеты другие дети. Это не значит, что ваше чадо должно копировать в одежде кого‑то. Однако и в детском коллективе есть свой «дресс-код». Пройдитесь с ребенком по магазинам детской одежды, пусть он сам выберет себе что‑то.

      Еще одной возможной причиной того, что у вашего ребенка не получается найти друзей, может быть то, что он просто не может «подать себя». То есть не умеет выражать свои мысли и эмоции, стесняется. Другие дети просто не знают, что ваш сын или дочь много знает и умеет. Нередко талантливые, способные дети выглядят «серенькими мышками» только потому, что не могут поддержать разговор. Приглашайте одноклассников к себе домой, создавайте условия, где проявляются таланты и способности вашего ребенка.

      Поняв, что в поведении ребенка нужно изменить, выделите качества личности, которые ему нужно развивать. И придумайте вместе, как это можно сделать. Например, если его обижают из‑за его заносчивости, нужно вырабатывать скромность. Пусть ребенок перестанет постоянно говорить о себе и своих достижениях и научится слушать и ценить других. Объяснив ребенку, что все сложности в жизни учат нас чему‑то, вы заложите прекрасную платформу для его дальнейшего личностного развития. Позже он сам научится извлекать уроки из трудностей и справляться с ними.

      И вот еще что. Старайтесь не осуждать друзей малыша, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете сына или дочь, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов. Постарайтесь организовывать встречи ребенка с другими ребятишками. Со временем он разберется, что к чему. А может, новый друг не так уж и плох, как кажется маме? Приглашайте его в гости, общайтесь с ним. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места.

      www.vinograd.su

      Когда малыши начинают видеть сны

      Наблюдая за спящим младенцем, можно увидеть, как изменяется его мимика во сне и какие проявляются эмоции. Вот он улыбается, вот начинает всхлипывать и даже плакать, потом опять улыбается и начинает двигать ручками или ножками. Очень интересно, что в это время снится малышу, а может он вообще пока не видит сны?

      Если верить ученым, то первый свой сон ребенок видит, еще находясь в утробе матери. Как только у малыша начинают формироваться органы зрения (примерно на втором месяце беременности), так он и начинает видеть свои сновидения. А если учесть, что большую часть суток ребенок в животе у мамочки спит, то и сновидений он, наверное, видит великое множество.

      Что снится младенцам

      Утверждать с твердой уверенностью, что снится детям на первом году жизни, не берется никто. Ведь опровергнуть или подтвердить различные догадки невозможно. Остается только положиться на всевозможные предположения. Но возможно в недалеком будущем эти знания смогут помочь в развитие методов обучения и воспитания.

      Младенцы видят во сне различные картинки, не связанные друг с другом. Ведь у них нет еще никакого жизненного опыта, чтобы видеть сюжетные сны. С возрастом и развитием ребенка сновидения начинают состоять не только из картинок, но и из эмоций, впечатлений.

      Если малышу в возрасте до трех лет и запоминается отрывок из своего сновидения, то ребенок может озвучить его одним словом или словосочетанием (например, кошка мяукала или собачка лаяла). Только овладев полноценной речью (чаще после трех лет) малыши могут рассказать свой сон со всеми запомнившимися подробностями и яркими красками.

      Мнение профессора Аллана Хобсона

      Известный Гарвардский специалист по психиатрии убежден, что сны первичны, и каждый новорожденный появляется на свет со своим собственным видением мира, которое было заложено ему еще в утробе матери.

      Именно поэтому младенцы во сне проявляют различные эмоции: плачут и хмурятся, когда им снится что-то плохое, и улыбаются, когда сновидение доброе и приятное. Каждый родитель может увидеть это, понаблюдав всего несколько минут за спящим ребенком.

      Неприятный и страшный сон у новорожденного может быть из-за страхов и переживаний в реальной действительности. Чуткий сон младенца или его расстройство может стать настоящей проблемой и причиной страшных сновидений. Справиться с решением этой головоломки поможет педиатр или другой детский специалист.

      babymir.net