Самооценка людей психология

Заниженная самооценка

Одной из самых серьезных проблем, которая мешает нам жить полноценной жизнью и добиваться в ней успеха в различных делах, является заниженная самооценка. Это действительно серьезная проблема, ведь человек с заниженной самооценкой занижает свои возможности – он не верит в себя, в свои силы, в свой успех, считая себя недостойным его, у него очень скромные амбиции. Но проблема заниженной самооценки – это неестественная для нас проблема. Эту проблему мы приобретаем, по мере того, как складывается наша жизнь в обществе. Если окружающие нас люди относятся к нам очень хорошо, и мы чувствуем себя рядом с ними, как рыба в воде, и имеем все необходимое для жизни, тогда мы собой довольны. Наше собственное мнение о себе формируется из нашей удовлетворенности своей жизнью.

Таким образом, наша самооценка напрямую зависит от того, какие люди нас окружают, как они к нам относятся, какое мнение они нам навязывают о нас самих и обо всем, что нас окружает, ну и, разумеется, от нашего отношения ко всему этому. Без других людей нам сложно объективно себя оценивать, потому что без сравнения себя с другими, мы вообще можем не думать о себе плохо. Мы и не должны о себе плохо думать, это не в наших интересах, не говоря уже о том, что нам не следует сравнивать себя с другими, поскольку мы все разные и что еще важнее – уникальные! Так что, люди, люди и еще раз люди, которые нас окружают – вот кто сильнее всего влияет на нашу самооценку. Именно люди, своим отношением к нам, своим поведением, своим примером, вынуждают нас оценивать себя определенным образом. То есть, если бы мы жили на необитаемом острове, тогда наша самооценка никогда не была бы заниженной. Мы были бы озабочены вопросом выживания и оценивали бы себя именно с этой позиции. Но оценивали бы мы себя без всяких эмоций, а исключительно с практической точки зрения. Но в обществе людей мы больше склонны к тому, чтобы оценивать себя на эмоциях, а не с практической точки зрения, поэтому наше окружение – это почва, на которой мы растем и на которой созревает наша самооценка.

Из вышесказанного мы можем сделать закономерный вывод – если наша самооценка занижена, значит, наше окружение не соответствует нашим интересам. То есть, нас окружают, неправильные люди, которые неправильно к нам относятся, не так, как надо нам. И с этим нужно что-то делать. Иначе, жизнь наша будет, не очень хорошей, не очень приятной. Подумайте, нужна ли нам заниженная самооценка, есть ли от нее польза? Понятно, что нет, она нам не нужна и пользы от нее никакой нет. Чем хуже, чем ниже мы себя оцениваем, тем мы менее эффективны, менее амбициозны, менее энергичны, менее счастливы. Нам выгодно думать о себе хорошо, очень хорошо, чтобы если и искать в себе недостатки, то в бодром и энергичном состоянии, ибо только в таком состоянии мы сможем эти недостатки исправить. А вот в подавленном и угнетенном состоянии, мы свои недостатки исправлять не сможем и не станем этого делать, мы будем оправдывать ими свое бездействие, и ссылаться на них, занимаясь самобичеванием. Не говоря уже о том, что человек с заниженной самооценкой склонен обижаться на всех и на все, а это сильно мешает ему выстраивать конструктивные и прочные отношения с другими людьми.

И что же нам, а вернее тем из вас, у кого занижена самооценка, следует с ней делать? Вероятно, вы согласитесь со мной, если я скажу вам, что самооценку нужно повышать, если она занижена. И даже если она не занижена – ее все равно нужно повышать, ибо, чем выше она будет – тем лучше. Как же это сделать? Ну, это можно сделать двумя способами – можно накачать себя соответствующим образом, воздействуя на свою эмоциональную сферу, а можно с помощью осознания отмести от себя все дурные мысли о себе и начать практично, без всяких эмоций себя оценивать. Вы какой способ предпочитаете? Я предпочитаю последний. Поэтому о нем мы в этой статье и поговорим. Я не люблю все эти психологические накачки, прокачки, откачки, хоть и использую их в своей работе с людьми в умеренных дозах, потому что это не так практично и не так эффективно, как понимание. Что проку надувать человека, как воздушных шарик, прокачивая его психику, если этот шарик может спуститься, либо с помощью других убеждений и внушений, либо с помощью соответствующих обстоятельств? Одним словом – это не очень эффективно, и для человека, решившего поднять свою самооценку всерьез и надолго, вариант с прокачкой своей психики – это не вариант. А вот полное понимание себя и своих возможностей, и их умелое использование – вот это действительно серьезный подход к делу. При понимании сути рассматриваемого вопроса, можно вообще, оценивать себя так, как вам выгодно себя оценивать, независимо от объективных обстоятельств.

Думаете, наша самооценка должна отражать наши реальные возможности и жизненный опыт? Ничего подобного. Вы можете быть полным неудачником, совершившим в своей жизни массу ошибок, и при этом быть очень высокого мнения о себе. И вопреки убеждениям и утверждениям многих людей, в том числе и всевозможных специалистов – это ваше завышенное мнение о себе будет для вас намного полезнее, так называемой объективной самооценки. Почему? Да потому, что для вас гораздо важнее не то, кем вы были в прошлом и даже кем являетесь в настоящем, хотя учитывать это, безусловно, необходимо, а то, кем вы хотите стать. Вы хотите быть неудачником, хотите быть слабаком, хотите постоянно совершать в своей жизни ошибки? Уверен, что нет. Но если ваша самооценка занижена, тогда вы в чем-то считаете себя хуже других, вы убеждены в том, что что-то вам не по силам, в чем-то вы слабы и многое из того, что вы делаете – вы делаете неправильно. В общем, вам лучше знать – что вам в себе не нравится. Хорошо, возможно, объективно, это так, и вам необходимо знать о своих недостатках и слабых сторонах, чтобы иметь возможность, работая над ними, исправить их. Но вот тут-то и кроется ловушка, так называемой, объективной самооценки. Она не позволяет человеку начать работать над собой – ему не хватает для этой работы уверенности в себе, не хватает энергии, не хватает веры в лучшее, и в конечном счете желания, чтобы что-то начать в себе менять. Даже «легкий косметический ремонт» своей психики человек бывает не в состоянии сделать – считая себя неисправимым неудачником. Много ли вы знаете людей, которые имея заниженную самооценку – с воодушевлением, переполняемые энергией, работали над ее повышением? То-то и оно. Поэтому и не нужна многим людям правда о самих себе, ибо ничего, кроме расстройства, подавленности, опустошенности, уныния, печали и тому подобных негативных эмоций, она им не приносит. А как можно работать над собой, как можно стремиться к большему и лучшему, когда у тебя руки опускаются? Есть, конечно, очень сильные люди, которые могут посмотреть в глаза правде и использовать эту правду в качестве мощного стимула для работы над собой. Но таких людей, как вы сами понимаете, мало, очень мало.

Когда мы боремся с заниженной самооценкой, мы в первую очередь боремся с отсутствием у человека веры в самого себя. Нам, ни какая-то там правда нужна, нам нужна красивая сказка о будущем – о нашем светлом будущем, если можно так выразиться, к которому любой уважающий себя человек должен хотеть стремиться. И он должен понимать, что эта сказка – она на самом деле сказка, но она может стать явью, если поверить в нее и начать работать над ее реализацией. Мы все должны это понимать. В такие моменты человек осознает, что он архитектор своей жизни, архитектор своей судьбы, архитектор своего счастья. Неважно кем он был, и кто он есть сейчас, важно – кем он может стать. Понимаете? Энергия нужна человеку, энергия, чтобы повысить свою самооценку, а затем и себя сделать лучше, чтобы объективно соответствовать высокому мнению о самом себе. Мы сначала себя придумываем, так сказать, проектируем, а уже потом делаем себя, а не наоборот. Наоборот, не эффективно. Дай человеку много денег – он надуется и будет мнить из себя невесть что. Отними у него эти деньги – и он снова сдуется, и снова станет неуверенным в себе неудачником. Зачем нам, зачем вам, такая зависимость от обстоятельств?

Поэтому когда говорят, что самооценка человека должна соответствовать его реальному положению в обществе и его реальным возможностям – не воспринимайте эти слова всерьез. Сегодня вы, предположим, неудачник, а завтра, предприняв определенные действия, можете добиться успеха в чем-нибудь, в каком-нибудь деле, которое для вас важно, и тогда одна правда, сменится другой правдой. Важно эти самые действия – предпринять, а чтобы их предпринять, нужно быть такого о себе мнения, будто вы уже добились нужного вам успеха. Постарайтесь осознать эти мои, проверенные опытом многих людей, слова, в полной мере, и тогда вы будете думать о себе так, как вам надо о себе думать, а не как вас вынуждают думать о себе обстоятельства и другие люди. И ваша самооценка будет определяться вами, в зависимости от ваших интересов и ваших желаний, и не чем иным.

psichel.ru

Самооценка – очень интересная штука. Как правило, мы присваиваем себе, а затем воспроизводим те оценки, которые родители давали нам в детстве.

Метафора такая: как человек научился ходить, ездить на велосипеде, держать ракетку при игре в теннис, так он автоматически и продолжает это делать. Не зря говорят: «Привычка – вторая натура». Любой педагог скажет вам: гораздо труднее переучить, чем научить правильно с начала. Гораздо проще продолжать делать по-старому! Что мы и делаем, автоматически продолжая относиться к себе так, как родители относились к нам в детстве.

В нашей жизни очень и ОЧЕНЬ много автоматизма! И это, с одной стороны, хорошо! Представьте, если КАЖДОЕ действие, например, чистку зубов, нужно ежедневно осваивать заново! Кошмар!

Однако, автоматизм – это и плохо, так как многие действия мы «заучили» неправильно, дисфункционально, не лучшим образом. И часто, просто по привычке, продолжаем АВТОМАТИЧЕСКИ негативно думать о себе, автоматически совершать действия и иметь установки, которые ДЕЛАЮТ НАС НЕСЧАСТНЫМИ!

При этом ритмы жизни у нас высокие, времени заметить это не хватает, нужно все время куда-то бежать, чего-то достигать, куда-то успевать. Все это мы делаем по большей части автоматически, способами, которые были освоены в детском возрасте до 3-5 лет! И способы эти далеко не всегда эффективны.

Чаще всего происходит так: человек таким вот автоматическим образом живет лет эдак до 30-40. Дойдя буквально до точки, пройдя много-много раз одни и те же «круги ада», то бишь, повторяющиеся ситуации и однотипные отношения, человек оказывается разочарован, душевно поранен, измучен. «Пройдя земной свой путь до половины, я оказался в сумрачном лесу» – Данте, «Божественная комедия». Вот тогда человек приостанавливает свое автоматическое движение и творчески пересматривает свою жизнь. Ну, или плохой вариант – алкоголь, наркотики, депрессия, разрушение отношений и т.п.

Ах, если бы мы раньше могли остановиться, задуматься, и осознать свои автоматизмы, те, что делают нас несчастными, то осознав, наверняка гораздо больше сил вкладывали бы в их изменение! И жизнь стала-бы счастливее, и многих проблем можно было-бы избежать! Такие задачи решает психотерапия. Однако, к сожалению, в большинстве случаев люди обращаются к психологу, лишь оказавшись «в сумрачном лесу», буквально «на обломках старой жизни».

Возвращаясь к самооценке, обобщу, что она «работает» в автоматическом режиме.

Пример: родители не особо хвалили, поддерживали вас в вашем увлечении рисованием (или чем угодно). Они были, в целом, не против, но смотрели на ваши художественные творения как на милую мазню. Вы выросли, вполне осознаете, что родители ваши те ещё знатоки искусства, им и великие художники, так сказать, по барабану. Однако вы, упорно продолжая рисовать, периодически смутно ловите себя на мыслях, что вряд ли ваша «мазня» кому-либо кроме вас будет интересна, а тем более, будет продаваться. Поэтому ВАША АКТИВНОСТЬ, как в самом рисовании, так и в демонстрации своих работ окружающим, и в продвижении их на выставки и рынки, будет НИЗКА.

При этом вы можете на сознательном уровне верить в себя, считать нужным продвигать свои работы. Только вот ЭНЕРГИИ на это у вас будет маловато. Это может ощущаться вами как «банальная» лень, или как общий сниженный тонус, вы даже можете сделать вывод, что у вас «просто» таланта не хватает. Вот такой самообман.

Зачем нам так нужна высокая самооценка?

Задумывались ли вы, зачем мы гонимся за высокой самооценкой?

Да чтобы сохранять высокий уровень энергии и активности в любой (а особенно, в плохой и трудной) ситуации! Энергичность — это способность совершать ВКЛАДЫ, инвестировать свою энергию в успешную деятельность. А чтобы вкладывать энергию, её надо ИМЕТЬ! Вот она – основная проблема! Низкая самооценка отнимает энергию.

Тот, кто говорит, что у него нет энергии, заблуждается. Энергия ЕСТЬ у всех! Однако кто-то тратит её по большей части на самореализацию и достижения, а кто-то обращает против самих себя, расходуя её на создание телесных болезней и организацию собственных душевных страданий (естественно, все это неосознанно).

Вся соль в том, КАК человек обращается со своей энергией.

Я, как практикующий гештальт-терапевт, утверждаю, что ответ на этот вопрос – первая задача ЛЮБОГО человека на пути к лучшей жизни: «Как вы обращаетесь со своей энергией? На что вы её тратите? Во что вкладываете?». Чтобы ответить на эти вопросы верно, необходимо осознавать себя!

это противоположность автоматизму, выход из него. Осознавание того, как вы распоряжаетесь своей энергией здесь и сейчас, приводит к новому, творческому, лучшему приспособлению к текущей ситуации.

Как правило, нам не до осознавания, а потому у большинства людей энергия связана автоматизмами. Вот откуда появляется ощущение, что «я не тяну свои мечты», «у меня нет сил реализовывать и доводить до конца свои проекты, и так уж я живу на грани своих возможностей».

Решить, что «все плохо» или искать выход?

Немалый процент энергии губят переживания именно по поводу своей самооценки, когда внешние события воспринимаются «слишком» лично. Все эти события непременно что-то негативное должны ОЗНАЧАТЬ персонально о вас. Например, что вы не достойны, или что вы плохой человек, что с вами что-то не так, или что жизнь подает вам знак отмены. Результат – вы погрязаете в болезненных переживаниях вины, стыда, злости, грусти и разочарования. И это вместо того, чтобы искать поддержку внутри себя и снаружи, разрешать ситуацию, а не запутывать её ещё больше.

Хорошая самооценка поддерживается из двух точек – изнутри и снаружи.

Хорошая самооценка изнутри –

это наше позитивное отношение к себе: принятие своих слабостей и несовершенств, а также признание своих сильных сторон, способностей и желаний. Но, это в общем!

Если КОНКРЕТНО, то чтобы вообще ИМЕТЬ самооценку, вам надо кем-то БЫТЬ САМОМУ, надо почувствовать себя, встретиться с СОБОЙ. Да ещё плюс надо этого себя изучить и полюбить! А это РАБОТА, друзья! Многие из нас делают заключение о себе, НЕ проделав эту работу. Такое заключение ЛОЖНО! Это не САМОоценка. На такое заключение опереться невозможно, и энергии там нет!

  1. СОБСТВЕННАЯ оценка себя. Это когда ВЫ САМИ себя оцениваете, причем на основе СВОИХ переживаний себя, СВОИХ представлений и ценностей (НЕ на основе мыслей, и тем более чужих). И
  2. когда вы способны УДЕРЖИВАТЬ эту свою САМОоценку не смотря на оценки других людей, не важно, выше эти оценки других людей или ниже вашей!

Пример хорошей самооценки изнутри.

Допустим, вы чувствуете, что не полностью раскрываете свой потенциал эмоциональности в отношениях с людьми, чувствуете, что есть зоны, где вы открыты, а есть зоны, где вы скованны и заморожены. Если такая оценка себя у вас есть (это и есть ваша самооценка), то вы её и удерживаете, даже если кто-то вам говорит, что вы «супер эмоциональны», а кто-то, что «совершенно зажаты».

Это легко сделать, если ваша самооценка базируется на вашем реальном ПЕРЕЖИВАНИИ СЕБЯ, в данном конкретном случае на переживании и знании своих эмоциональных зон (с Васей я эмоционально открыта, а с Олей зажата). На такую самооценку можно опираться, в ней есть реальное ЗНАНИЕ, дающее энергию.

Хорошая самооценка снаружи.

Звучит немного бредово, особенно после всего вышесказанного. Однако хорошая самооценка должна быть РЕАЛИСТИЧНОЙ, то есть подтверждаться снаружи реальностью и другими людьми!

А реальность – это скользкая тема.

Вот вы хороший писатель? Или как в анекдоте: «не знаю, не пробовал»?

Ведь с одной стороны, вы бесспорно не можете быть хорошим писателем, если вы ничего не написали! С другой стороны, сколько людей, столько мнений. Допустим, вы все же написали пару эссе. Кто-то оценит эти ваши сочинения как гениальные, кто-то останется равнодушен, а кто-то оценит как «фигню».

НЕТ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ! Однако есть множество субъективных мнений – реальностей, и есть негласные договоренности между людьми!

Пример: роман «Анна Каренина». Каждый читает свою собственную «Анну Каренину», СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ её. Однако и книга такая тоже СУЩЕСТВУЕТ, и есть договоренность, что это шедевр мировой литературы!

Поддержка самооценки извне.

Но я сейчас даже не об этом. А о том, что каждому из нас совершенно необходима ПОДДЕРЖКА нашей самооценки другими людьми. Без такой поддержки сохранять хороший, высокий уровень жизненной энергии в общении, написании эссе и прочих достижениях просто НЕВОЗМОЖНО! Так как много сил будет затрачиваться на невидимую борьбу с непризнанностью.

Вы должны быть признаны людьми!

Внешняя поддержка совершенно необходима, без неё самооценка будет периодически рушиться! Пусть это будет поддержка хотя-бы одного человека! Если поддержки людей в важном для вас вопросе у вас нет, то нужно её завоевать! Если не умеете завоевывать, то НАУЧИТЕСЬ!

Если вы один стоите против группы людей, то, скорее всего, группа вас проигнорирует или вытеснит, и вашей самооценке не на что будет опереться во внешней реальности. А потому она будет периодически рушиться. Вы будете встречаться с РЕАЛЬНОСТЬЮ того, что никто из людей особо не признал вашу ценность в том, другом, третьем вопросе.

Отсутствие поддержки вашей самооценки снаружи, или попросту, непризнанность, это тяжелая и очень энерго – затратная ситуация.

Пример: вопрос нескольких моих клиенток из психотерапевтической практики: как поддержать высокое мнение о себе как о женщине, если к 30-40 годам ни одни отношения с мужчиной толком не сложились? Эти женщины, конечно, могут опираться на внутреннюю самооценку, научиться ценить и любить себя. И конечно так гораздо лучше, чем ещё и самой о себе плохо думать. Это ценное достижение и очень важный ресурс! Без этого дальнейшее укрепление самооценки невозможно.

Но этого не достаточно, так как с хорошим или с плохим мнением о себе они все равно попадают в изоляцию, остаются одинокими женщинами. Чтобы этого не случилось, необходимо заручиться поддержкой группы людей, в данном случае, мужчин!

А для этого надо действовать, завоевывать их! Подвергаясь при этом риску отвержения, критики и равнодушия этих самых мужчин.

И вот, в этой точке мы приходим к отношениям, к миру людей.

Нужно вступать и быть в отношениях, находить ценность в самых разных отношениях! Завоевывать признание вашей ценности у других людей! Жизнь — это отношения. Мы все взаимозависимы.

psycop.ru

Самооценка личности в психологии

Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.

Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.

Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.

Генетическая потребность в оценке — более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от оценок окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности. Человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с ними.

Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису. Поэтому так важно изучать самооценку человека и ее соответствие или несоответствие оценке.

psyera.ru

«Самооценка личности подростка» — Чувства и эмоции. Характер. Правила. Роль самооценки. Причина «идеальности». Самооценка подростка. Правильная самооценка. Оценка результатов тестирования. Представление об основных понятиях урока. Сумма баллов. Самооценка.

«Зачем люди общаются» — Что можно назвать средствами общения и что важно в общении? Взаимные ,деловые и дружеские отношения людей. Ставить себя на место товарища. Зачем люди общаются? Что происходит с людьми в ходе общения? Что такое общение? Каковы цели общения и зачем людям общение. Уметь понимать человека. С первого взгляда , с первого чувства. Особенности общения и отношения к людям. С чего начинается общение? Зачем людям общение?

«Значение и происхождение фамилий» — Русские фамилии. 5 основных путей образования русских фамилий. Фамилии, образованные от событий в жизни человека. Способы образования украинских фамилий. Классификация русских фамилий. Теонимия. Методы исследования. Фамилии, связанные с внешностью человека. Составить картотеку фамилий. Классификация украинских фамилий. Фамилии, образованные от личных прозвищ. Фамилии, обозначающие местность проживания.

«Самооценка подростка» — У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки выше. Цели урока. Образ я. Самостимуляция. Подростки с низкой самооценкой чрезвычайно застенчивы. Личность. Чувства- ? эмоции- ? Самовнушение- я уверен в себе. Ваши действия и желания? Итак образ я в юности еще не устоялся. Задумаемся. Чтение книг. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов. Завышенная самооценка приводит к конфликтам- приводит к появлению обидчивости, подозрительности, и агрессивности.

«Чувства и эмоции» — Индивидуальные способности. Причины стресса- распад семьи, неудачи в школе и тд. Общайтесь, выражайте свои эмоции в рамках приличия. Позже формируюся специальные способности , связанные с выбором профессии и опытом работы. К настроению относят – скуку, печаль, страх, отчаяние, радость, надежду, увлеченность. Интеллект. Психологический портрет личности. Чувствительность, эмоциональ ность и возможност ь управления зависят от тебя.

«Дисциплина» — Заполните пропуски. Защита Отечества. Заполните таблицу. Несоблюдение специальной дисциплины. Внешняя дисциплина. Военная дисциплина. Порядок поведения людей. Специальные дисциплины. Подберите пары по смыслу. Специальная дисциплина. Технологическая дисциплина. Военнослужащий. Внутренняя дисциплина. Что такое дисциплина. Последствия нарушения дисциплины. Общеобязательная дисциплина. Дисциплина. Особенности специальных дисциплин.

Всего в теме «Психология 7 класс» 7 презентаций

5klass.net

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Всякое знание человека о себе сопряжено с его эмоционально-оценочным отношением к этому знанию.

Вопрос о самооценке достаточно исследован в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с исследованиями теоретического плана, в которых разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности, существуют и исследования генезиса самооценки.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-кон-цепции.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

psyera.ru

Самооценка и психология мотивации

Знаете ли Вы, что примерно половину человечества вообще не волнует вопрос как повысить самооценку? И хоть вторая половина человечества зависит от внешнего мира больше, для большинства из них вопрос как поднять самооценку тоже не стоит, просто в силу того, что их внутренняя оценочная шкала «я — хороший», или «я — плохой» семантически не связана с понятием самооценки.

Тем не менее, для каждого человека это место наименьшего сопротивления, а значит, в той или иной степени — это больное место, которое каждый человек защищает всегда, знает он об этом или нет. Так устроена психология человека. (Все материалы сайта по психологии человека здесь.)

Сознательно управлять собственным уровнем самооценки нормальный неподготовленный человек не может, поскольку самооценка личности целиком зависит от того, какую именно информацию человек получает по этой функции. Если информация для человека положительная — его самооценка растёт. Если же со знаком минус — падает.

Собственно, классические описания самооценки в психологии личности, кроме описания самого механизма формирования, указывают ещё и на собственное оценивание себя. Например, цитата из википедии:

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Прямым следствием подхода к самооценке как к оцениванию себя является соблазн использовать это свойство для мотивации человека на достижение целей, как своих, так и чужих. Различными способами воздействуя на свойство человека оценивать себя в сравнении с другими, формируется мотивация на достижение удовлетворения потребности высокой оценки себя как изнутри, так и извне.

В сети есть огромное количество публикаций на тему, как поднять свою самооценку, хотя большинство из них — как в плохой медицине: лечат не причину, а следствие. То есть, большое количество тренингов для повышения самооценки направлено на описанные выше общечеловеческие качества, якобы одинаковые для всех. И соответственно, приёмы тоже стандартные, как правило, включающие в себя некий мотивационный уклон, призванный поднять в собственных глазах мнение о себе.

Самооценка и позитивные аффирмации

К очень распространённым приёмам повышения самооценки относятся позитивные аффирмации, которые по сути своей — самовнушение. Конечно, в какой-то степени собственный положительный настрой влияет и на окружающую среду, позволяя находиться человеку в некоем положительном русле. Но по правде — в этом есть такой себе элемент обмана, конвенция. Как бы договор: я удерживаю в себе положительный образ, а окружающая среда положительно относится ко мне.

На самом деле, требуются немалые усилия для постоянного удержания такого образа. Ведь это искусственное состояние, загоняющее вглубь истинные причины переживаний человека. Хотя некоторым «борцам за самооценку» всё же удаётся всё время быть в состоянии такого позитива, не допуская даже слов в разговоре, которые могут нести отрицательную окраску.

Я не буду убеждать любителей такого позитива в том, что это не работает. Есть немалое количество приёмов, позволяющих успешно балансировать свою психо-эмоциональную сферу. И персонально для тех, для кого это работает, это больше похоже на игру. А что, если не игры, является основным двигателем развития человека?

Но необходимо отметить, что обманный путь может вести к обманной цели. Спросите себя, или их, что же дальше? Что там, в конце?

Способно ли постоянное внушение определённых состояний изменить человека качественно, причём, желательно, в лучшую сторону? Не кажется ли вам, что по сути, это избегание реальных проблем? Избегание реальных проблем — проблемы не решает. Это всего лишь метод страуса.

Разве вы никогда не видели пустых глаз за дианетической улыбкой на лице?

Итак, кажется, что чуть ли не единственное направление, позволяющее повысить самооценку личности я поставил под сомнение. Есть ли другие способы? Возможно и есть. Наберите в поисковой строке браузера вопрос типа повышение самооценки тренинг и получите много чего для почитать. Будет ли польза? Вряд ли. И вот почему. Зри в корень, говорил известный персонаж. Говоря простым языком — надо выяснить, откуда ноги растут.

Два смысла самооценки

Само слово «самооценка» имеет два разных смысла.

Один — это как бы как я сам себя оцениваю. Но то, как человек оценивает свои способности, возможности или действия в конкретных ситуациях, лежит в плоскости сознательной. И я бы отнёс это в зону философскую, где в одной крайности, совесть — лучший адвокат, а в другой — посыпание головы пеплом и стегание себя кнутом, не считая промежуточных состояний.

Иногда, для приведения себя в адекватность действительно требуется серьёзный «разбор полётов». И вот тут вполне возможен выход на понимание второго, основного, более глубокого смысла слова «самооценка».

Вопрос такой: откуда она взялась, эта самооценка? Откуда человек знает, что она занижена? А может завышена? Где критерий? Относительно чего считать?

А может ли человек вообще отвязаться от любой оценки себя?

Как ни печально — но нет, не может человек избавиться от самооценки. Как минимум потому, что это тот механизм балансировки, который позволяет человеку входить в резонанс с окружающим миром и черпать для себя энергию социума.

Когда-то этот механизм оценочного мышления постепенно настраивался значимыми для каждого из нас людьми: родителями, учителями и т. д. Потом он стал неотъемлемой частью каждого из нас, автоматически сигнализируя нам, хороший я или плохой.

И есть в этом одна очень важная деталь: анализ есть всегда, независимо от воли человека и поэтому механизм оценочного мышления практически неподконтролен разуму. И обмануть его крайне сложно даже с помощью манипуляций по типу позитивных аффирмаций.

Внутренняя «механика» человека устроена так, что именно это место, именно блок самооценки является источником колоссальной энергии для жизнедеятельности. Любая информация, которая имеет знак плюс для блока самооценки конкретного человека, пробуждает энергию для дальнейших свершений, вдохновения и воодушевления. Поэтому человек постоянно, даже не задумываясь об этом, делает всё возможное для того, чтобы получить плюс-подкрепление на свою самооценку. По сути всё, чем занимается человек всю свою жизнь, это обеспечение психологического комфорта в зоне самооценки, всеми силами и средствами защищаясь по этой функции.

Самооценка и психология отношений

Для каждого человека вот этот блок оценочного мышления крайне важен. Именно от него зависит и жизненная активность человека, и его успешность, и в то же время здоровье.

И такие вещи в психологии отношений как взаимопонимание или «выяснения отношений» со скандалами — это непосредственная работа блока самооценки. Каждый человек стремится иметь максимальную ясность в этом месте. Поэтому, с одной стороны он упрощает ситуацию для понимания, с другой стороны — он хочет получить некую гарантию психологической безопасности.

Окружающим, как правило, не понятны связанные с этим блоком мотивы поведения человека. Им они кажутся несоответствующими реальной обстановке, что только добавляет недопонимания причин развивающегося конфликта, если такой имеется.

По крайней мере юмора и шуток, затрагивающих их блок самооценки люди не понимают и не принимают. При этом, даже не реагируя на это внешне, их реакцию можно зафиксировать как вегетососудистую.

В зоне особого внимания

Человек невероятно чувствителен в области самооценки. И всё, что он делает всю жизнь — создаёт условия для получения плюсов. Но не зная этого механизма, подавляющее количество людей делают это инстинктивно, и поэтому часто неэффективно.

Ещё раз: очень важно обратить особое внимание на смысл слова «самооценка». Важно понять и принять то, что результат работы этого механизма не зависит от воли и разума человека. Именно поэтому я, вопреки распространённой трактовке, хочу большими буквами написать: САМООЦЕНКА — ЭТО НЕ ОЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ! Это процесс автоматический, и для серьёзной работы, достаточно просто понимания для применения понятия: мы ничего не оцениваем сознательно, а самооценка человека — это механизм, регулирующий и балансирующий энергию, поступающую от социума, тем самым обеспечивая человеку его резонанс с социумом, то есть его адекватность существующей среде.

А оценивание себя — это немножко из другой области, о которой написано чуть выше. Которая, впрочем, и создаёт впечатление, что можно поднять самооценку всего лишь грамотно поработав с оценкой себя.

Итак, самооценка личности — процесс автоматический, подсознательный и крайне важный. Влиять непосредственно на результат мы не можем. А что мы можем?

Мы можем влиять на информацию, которая приходит на наш блок самооценки. Мы не можем влиять на работу этого блока, но мы можем влиять на окружающую нас обстановку, чтобы получать ту информацию, которая будет расцениваться как положительная, повышая тем самым самооценку.

В принципе, здесь секрета особого нет. Ведь каждый из нас в той или иной степени это уже делает. Но действуя сознательно, можно избежать существенных ошибок, приводящих порой к очень печальным последствиям и неверию в то, что в жизни можно что-то изменить.

Что для этого нужно? Нужно каждому из нас персонально разобраться:

  • к какому типу относится его блок самооценки?
  • как именно механизм самооценки действует именно для него?
  • какие у него есть инструменты и способы влияния на окружающую среду?
  • ну и собственно, как стать уверенным в себе и поднять самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?
  • Начнём с того, что существует всего

    8 типов самооценки личности

    Но каждая личность имеет только один тип самооценки из восьми, данный от природы и не изменяющийся в течении жизни.

    Это значит, что каждому из нас важен только один из восьми типов информации из окружающей среды. И та информация, которая в одном человеке пробуждает жизненную энергию, для других семи типов не имеет особого значения, и наоборот.

    Надо точно знать, какими именно свойствами обладает ваш блок самооценки, чтобы понимать, какие именно решения требуется применить, чтобы повысить свою самооценку. Задача эта непростая, но имеет ключевое значение для всей остальной работы.

    Применительно к нашей задаче, необходимо определить свой тип информационного метаболизма (ТИМ).

  • Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) — «Дон Кихот»
  • Сенсорно-этический интроверт (СЭИ) — «Дюма»
  • Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) — «Гюго»
  • Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) — «Робеспьер»
  • Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) — «Жуков»
  • Интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) — «Есенин»
  • Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) — «Гамлет»
  • Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ) — «Максим»
  • Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) — «Наполеон»
  • Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) — «Бальзак»
  • Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) — «Джек»
  • Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) — «Драйзер»
  • Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) — «Гексли»
  • Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) — «Габен»
  • Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) — «Штирлиц»
  • Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ) — «Достоевский»
  • На рисунке представлен довольно эффективный соционический тест, но сразу хочу предупредить, что на сегодня не существует однозначно гарантированного способа определить свой ТИМ.

    Существует довольно большое количество тестов в сети. Достаточно просто набрать в поиске словосочетание «соционика тест», и постараться пройти их хотя-бы несколько. Прочитайте описания результатов, почувствуйте, насколько вы этому соответствуете. Если результаты не о Вас, пройдите тест ещё раз или выберите другой тест.

    Не придавайте глобального значения описаниям ТИМов, чтобы понапрасну не вводить себя в заблуждение. Они, как правило, очень субъективны и принципиально не могут описать тип человека. Правильная соционика — это не типология личности, это наука об информационном метаболизме. Из популярной соционики нас интересует только тип информационного метаболизма (ТИМ).

    Помните, что успешность правильного типирования напрямую зависит не от того, какие качества Вам больше нравятся, а от наличия определённых качеств в Вас. И даже если Вы ошиблись сейчас, не огорчайтесь. Работая над собой в этом направлении, рано или поздно Вы всё равно выйдете на правильный ответ, так как не почувствовать, от какой именно информации Вам больно — просто невозможно.

    Интересовать нас в первую очередь будет 3-я, так называемая болевая функция по модели К. Это аспект координации, место наименьшего сопротивления, место проблем и решений, принципа самоутверждения и зона реализации. (Если ориентироваться на модель А, то в ней эта функция 6-я, и называется «активационная»). Как я уже говорил, их всего восемь:

  • субъектная интуиция — Горький и Драйзер;
  • объектная интуиция — Гюго и Штирлиц;
  • субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский;
  • объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон;
  • субъектная логика — Дюма и Есенин;
  • объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли;
  • субъектная этика — Бальзак и Габен;
  • объектная этика — Дон Кихот и Жуков.
  • От того, какого типа блок самооценки зависит и характер самооценки, и то, что именно, какая именно информация будет иметь влияние на самооценку личности. Это значит, что для другого человека такая же информация может вовсе не иметь значения. Но самое важное то, что для каждого типа есть своя собственная зона решений.

    Как повысить самооценку — по типам

    Субъектная интуиция — Горький и Драйзер

    Самооценка этих людей зависит от целостности внутренней ситуации в понимании самого человека. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.

    Самое главное для этих людей — состояние внутреннего покоя и гармонии. Как правило, эти люди хорошо себя чувствуют в ситуации, когда всё определено, а сам человек превращается в элемент системы.

    Как повысить самооценку для ТИМов Горький и Драйзер

    Для повышения самооценки требуется так организовать внешнюю ситуацию, чтобы внутреннее равновесие не нарушалось. Это может быть организация в своей жизни какого-либо внешнего распорядка, иерархии, функционирования, служебного расписания, должностных обязанностей. Чтобы все функции были на своих местах.

    Объектная интуиция — Гюго и Штирлиц

    Здесь самооценка зависит от целостности внешней ситуации. Это последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.

    Должен быть порядок и распорядок во всём

    Как повысить самооценку для ТИМов Гюго и Штирлиц

    Решения для повышения самооценки должны лежать в области изменения и балансировки внутреннего состояния. По сути, восстановление целостности внешней ситуации и соответственно, повышение самооценки для этих людей возможно через изменение их собственного состояния, изменения настроения, вплоть до изменения собственных внутренних критериев.

    Субъектная сенсорика — Робеспьер (Декарт) и Достоевский

    Для Робеспьера и Достоевского их самооценка зависит от их внутренних ощущений: вкусовых, тактильных, сексуальных. От их самочувствия и состояния здоровья. Приятно — не приятно.

    По сути, субъектная сенсорика — это ощущение комфорта и надёжности. Самооценка этих людей сильно страдает, если появляется дискомфорт на уровне ощущений, или хоть какое-то сомнение в надёжности как окружающей обстановки, так и собственного здоровья.

    Как повысить самооценку для ТИМов Декарт и Достоевский

    Повышение самооценки для этих людей находится в области активной деятельности, связанной с действием, движением, поступками, работой с внеш­ностью, с жестами и мимикой. Это — воля, умение, сила, влияние, деньги, имидж.

    Если есть проблемы со здоровьем — значит надо что-то делать. Если есть проблемы с сексом — значит надо что-то делать.

    Самооценка Декарта и Достоевского почти полностью зависит от их собственных действий в соответствии с их моральными нормами и принципами, приверженность которым обеспечивает представителям этих типов вполне целостную внутреннюю ситуацию.

    Объектная сенсорика — Гамлет и Джек Лондон

    Элементы, влияющие на самооценку этих типов информационного метаболизма — это форма, действие, движение, поступок, внеш­ность, жесты и мимика. Воля. Умение, сила, влияние, деньги, имидж.

    «Как я выгляжу» и «что я умею делать» — таковы принципы их самооценки. Это мастерство, умение что-то делать руками. Это имидж: всегда можно заметить некоторую экстравагантность в одежде этих типов.

    Это уверенность, что я хороший, если я сильный, если я все умею, если у меня есть деньги.

    Как повысить самооценку для ТИМов Гамлет и Джек Лондон

    Как правило, понижение самооценки у этих людей происходит, если они чего-то не могут сделать, либо форма не соответствует их представлению о себе как о хорошем. Область решений для повышения самооценки Для Гамлета и Джека Лондона лежит в области повышения сенсорной надёжности, (в первую очередь это крепкое здоровье), и сенсорного комфорта в сочетании с нормативной стороной их жизнедеятельности, то есть, применяя внешний распорядок жизни и правила, хотя, возможно, они и не восторге от такого распорядка.

    Субъектная логика — Дюма и Есенин

    Их самооценка непосредственно связана с их компетентностью в любых вопросах. Конечно, это их собственная логика, их собственное понимание, объяснение, описание, концепция, теория, система образов.

    Их принцип самооценки — как я понимаю. Если я правильно понимаю, я — хороший человек.

    Ощущение компетентности — повод для хорошего отношения к себе, мощная прибавка энергии, плюс-подкрепление. В полемике человек данного типа логичен, напорист, вальяжен, старается подчеркнуть свою компетентность, показывая при этом некомпетентность оппонентов.

    Серьёзным ударом по самооценке для этих типов может быть прямое или косвенное обвинение их в некомпетентности.

    Как повысить самооценку для ТИМов Дюма и Есенин

    Чтобы повысить свою самооценку этим людям необходимо постоянно расширять свой кругозор, увеличивая свою информационную вооружённость. Если что-то непонятно, нужно узнать, разобраться, прочитать инструкцию, обратиться к специалисту.

    Хорошим приёмом для повышения самооценки, или по крайней мере для защиты собственной самооценки, является включение элементов собственного отношения к данному вопросу. Зачастую это даёт возможность уйти от доказательств своей компетентности или высказыванием мнения по данному вопросу, или переключением внимания собеседника на другую тему.

    Объектная логика — Наполеон (Цезарь) и Гексли

    Самооценка этих людей основана на стабильности внешнего порядка. Принцип самооценки: «Если в мире, в котором я живу, есть порядок, значит я хороший человек». Всё это — логика объективного мира: объективные обстоятельства, факты, методики, статистика, реальная связь событий, законы, моя территория.

    Нарушение порядка на их территории — серьёзный минус для самооценки Цезаря и Гексли. Причём в понятие «моя территория» входит и физическое пространство и социальное. Как, например, «мои люди».

    Как повысить самооценку для ТИМов Цезарь и Гексли

    Нестабильность внешнего порядка, покушение на логику внешнего мира или территорию, можно компенсировать, опираясь на собственную компетентность в данных вопросах, создавая при этом определённое отношение людей к себе, но выдерживая при этом комфортную дистанцию с внешним миром и с людьми.

    Субъектная этика — Бальзак и Габен

    Зона самооценки этих людей — это их собственное отношение к людям и к внешнему миру. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.

    Их принцип самооценки: любовь к кому-либо есть повод для хорошего отношения к себе, т. е. если я кого-то люблю, то я хороший человек.

    Как повысить самооценку для ТИМов Бальзак и Габен

    Решить проблему самооценки эти люди могут через определение отношения людей к ним, задействуя при этом своё собственное понимание. Это даёт возможность приблизить или отдалить объект, вызывающий беспокойство. Отдаляя объект в область абстракции, ему легко можно присвоить идеальные черты, которые ничто не мешает любить и не раздражаться по пустякам. (Если я раздражаюсь, значит, не люблю. А если не люблю, значит, я плохой.)

    А ещё проще и надёжнее любить домашних животных.

    Объектная этика — Дон Кихот и Жуков

    Зона проблем с самооценкой этих двух типов — это отношение мира и людей ко мне. Как посмотрели, как сказали, не обидел ли я кого-нибудь, как я могу отказать?

    Принцип самооценки для Жукова: «Я нужен людям, значит, я хороший». Оценка со стороны других людей — повод для хорошего или плохого отношения к себе. Жуков обязательно должен быть нужен, иначе он уходит в болезнь, а всю свою колоссальную энергию начинает тратить на лечение, серьёзно усугубляя ситуацию.

    Принцип самооценки Дон Кихота: «Если меня любят, ценят, значит, я хороший человек». При этом, как мы уже говорили, возникает прибавка энергии иногда вплоть до эйфории. Но вот что-то произошло, и отношения испортились — настроение падает, энергии нет, все плохо, жизнь не мила. Если такая ситуация длится какое-то время, то отрицательная самооценка приводит к уходу в болезнь по типу невроза.

    Как повысить самооценку для ТИМов Дон Кихот и Жуков

    Повышение собственной самооценки возможно через выражение собственного отношения к ситуациям и к людям, оперируя во внешнем мире фактами, объективными обстоятельствами и реальной связью событий. Таким образом можно существенно увеличить свою вооружённость как в области защиты от дураков, так и в области создания для себя положительного психологического фона в виде объективно наработанного авторитета, уважения к реальным заслугам и достижениям, а также взаимного позитивного отношения тех людей, к которым было выражено искреннее собственное положительное отношение самого Дон Кихота или Жукова.

    Самооценка — это энергия жизни

    Итак, мы рассмотрели восемь различных блоков самооценки. Конечно, для глубокого понимания этих механизмов и овладения мастерством управления ими, этой статьи явно мало, и конечно придётся приложить некие усилия для этого.

    Важно осознать, что восемь различных блоков самооценки, — это восемь типов жизни, базирующихся на разных ценностях. Да, люди могут иметь самые разные профессии, жить в самых разных условиях, иметь самое разное и образование, и воспитание, — но получать энергию для жизни каждый человек будет только одним из восьми описанных способов.

    И теперь, в дополнение к сказанному вначале статьи, следует обратить внимание на огромную пропасть между любыми видами самовнушений и реальными действиями для сбалансированного обеспечения самого себя энергией жизни.

    Как стать уверенным в себе и повысить самооценку, используя собственные качества и свойства как технологию?

    Из всего сказанного напрашивается очень важный вывод: поднять самооценку и стать уверенным в себе, можно, освоив технологию применения определённых для каждого типа информационного метаболизма приёмов взаимодействия с окружающей средой.

    • Необходимо обязательно выяснить, какая именно ВАША «конструкция», используя соционику как инструмент, объясняющий, как именно лично Вы информацию принимаете, перерабатываете и выдаёте в окружающую среду. Как минимум, это даст Вам возможность понять, обладателем какого именно блока самооценки Вы являетесь.
    • Далее, как можно глубже постарайтесь разобраться, как, всего лишь применяя некоторые приёмы, которые будут работать лично для Вас, обеспечить себя приемлемым уровнем поступления положительной информации на блок самооценки.
    • При этом помните, что это — элемент балансировки. У Вас не получится организовать ТОЛЬКО плюса. На какой бы уровень Вы не забрались — всегда будет работать принцип относительности. То есть любая энергия не бывает сама по себе, а лишь тогда, когда есть разность потенциалов, когда есть куда перетекать. Загляните в статью «Боевые искусства в психологии отношений», там об этом кое-что есть. Это значит, что добывая себе энергию для жизнедеятельности, надо обеспечить её реализацию. Иначе на первый план может выйти та же нереализованность, которая автоматически понизит Вашу самооценку до адекватного существующему положению уровню.
    • И в заключение этой публикации — маленькое чудо: Вы знаете, что такое счастье? Ну, если без поэзии, то Счастье — это процесс получения положительной информации на свой блок самооценки. Именно поэтому не очень правильно называть счастье — состоянием. В нём нельзя просто пребывать, да ещё и всё время. Это процесс, действие, движение — это резонанс с социумом, при котором человек обеспечивается достаточной энергией для жизнедеятельности. Резонанс с той частью социума, в которой он живёт, С ЧАСТЬЮ — и есть СЧАСТЬЕ.

      Овладев этими инструментами, Вы сможете сознательно формировать свою счастливую жизнь, всего лишь научившись в нужной степени резонировать с социумом.

      dvoeplus.com