Рубинштейн и тВ дембо методика определения самооценки

Оглавление:

Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки

Методика Дембо — Рубинштейн направлена на определение уровня самооценки испытуемого. В 1962 году Т. В. Дембо разработала определенную методику, которая позволила максимально четко и правдиво определить уровень самооценки и уверенности в себе человека. В 1970 году ее дополнила и усовершенствовала С. Я. Рубинштейн.

В первоначальной версии тестирования была только одна-единственная шкала. Рубинштейн расширила метод, добавив еще три. Каждая шкала отображает параметры оценки и дает более четкое виденье картины.

Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.

Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.

Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.

Исследуемому человеку выдается бланк с условиями и правилами выполнения работы. После ознакомления он приступает к отметкам на шкалах своей позиции. Как правило, отмечается уровень личностных качеств, после чего проводится беседа, в ходе которой испытуемый должен пояснить свою позицию.

Такая процедура дает четкое понимание и виденье позиции человека, помогает определить, какова самооценка. Метод Дембо — Рубинштейн представляет также возможность анализа эмоционального склада, темперамента и претензий к самому себе.

Этот метод достаточно прост в использовании. Пройти такой тест можно и самостоятельно, руководствуясь правилами. Однако большую рациональную пользу принесет прохождение теста под руководством психолога. Он сможет грамотно расставить акценты, обратить внимание на необходимые черты и задать правильные вопросы.

С помощью метода Дембо — Рубинштейн можно составить представление о человеке на основании его ответов. Так как данный метод предполагает задействование не только строго определенных шкал параметров, но и произвольных. А также дает возможность легко расшифровать и интерпретировать позиции ответов.

Сам тест и основы методики

Тест, как уже говорилось, стандартно состоит из четырех шкал. А именно: здоровье, умственное развитие, характер и самооценка. Когда все эти показатели находятся в пределах нормы для конкретного человека, его можно назвать счастливым. Вот почему для определения уровня счастья Дембо и Рубинштейн избрали именно эти показатели.

Первая шкала – здоровье — является тренировочной, и в подсчете конечного результата не учитывается. Последующие играют важную роль в анализе ответов испытуемого.

При стандартном прохождении теста привлекаются еще три шкалы параметров. Таким образом, перед испытуемым появляется 7 шкал: здоровье, умственные способности, характер, авторитет среди коллег, умения, внешность и уверенность в себе.

Шкала самооценки Дембо — Рубинштейн предлагает оценить самого себя на вертикальном отрезке. Шкалы представляют собой семь вертикальных отрезков, длина каждого из которых равна десяти сантиметрам. Наивысшая точка, как и нулевая, отмечена ярко, а середина отрезка едва заметна. Именно на таких отрезках испытуемым предлагается отметить собственный уровень параметра шкалы.

Важно сразу понять, что нулевая точка внизу отрезка – наихудший вариант. То есть, если говорить о шкале счастья, то нижняя отметка будет ориентирована на самого несчастного человека, а верхняя точка – на самого счастливого. Исходя из этого и наносятся отметки о личном состоянии.

Методика Дембо — Рубинштейн отличается своей широкой направленностью. Многопрофильность данного теста заключается в том, что помимо обозначенных показателей можно привлечь абсолютно любые, которые интересны для целей исследования. В итоге у психолога оказывается бланк с позицией испытуемого человека относительно каждого из параметров.

Кроме отметки о положении вещей на сегодняшний день испытуемого просят также отметить и тот уровень, который он хотел бы иметь по каждому показателю. Таким образом, на каждой шкале появляется вторая отметка – желаемого уровня.

Как считать результат?

Далее необходимо подвести итоги. Тест Дембо — Рубинштейн отличается своей простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. На основании этого и производится подсчет баллов.

Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти баллам. Таким же способом происходит измерение каждого параметра. Затем точно так же измеряют уровень отметок о желаемом уровне.

По этим показателям можно делать выводы.

Полученные показатели являются наглядными ориентирами для определения уровня самооценки по Дембо — Рубинштейн в модификации Прихожан А. М. Она базируется на оценивании по шкале школьниками целого ряда личных качеств, например здоровья, способностей, характера и т. д. Испытуемым предлагают на вертикальных линиях сделать отметку об уровне развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровне ожиданий, который бы удовлетворял их запросы. В итоге каждый из параметров указывает на те или иные черты характера.

1. Положение дел на сегодняшний момент:

  • 75-100 баллов – излишняя уверенность, завышенная самооценка.
  • 45-74 балла – оптимальные показатели для каждого из параметров. Эти баллы говорят о реалистичной оценке человеком самого себя. Правильный подход к оценке уровня своих умений.
  • Меньше 45 баллов – заниженная самооценка.

2. Ожидания и требования к себе:

  • 90-100 баллов – завышенные ожидания и требования по отношению к себе, неверное видение картины и искажение понимания.
  • 75-89 баллов – оптимальные требования. Ожидания в данном случае обоснованы и логичны.
  • Меньше 60 баллов – заниженные ожидания. Это не способствует развитию человека, так как он сам не желает учиться.
  • Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн сводится к очень простому анализу. Очевидные плюсы такого подхода: объективность итоговых показателей, наглядность результатов, простота использования.

    Применение методики в работе с детьми

    При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.

    После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.

    В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.

    Цель проведения теста среди младших школьников

    Проведение такой работы по методике Дембо — Рубинштейн для младших школьников для определения уровня самооценки может быть крайне важно для ребенка. Выявление слишком высокой или низкой самооценки на ранних этапах может помочь дальнейшему гармоничному развитию личности.

    Чрезмерное угнетение ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с преподавателями играют очень важную роль в становлении самооценки человека, особенно маленького. Вот почему так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика Дембо — Рубинштейн помогает выявить проблемы на ранних стадиях.

    www.syl.ru

    Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

    Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине. Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают. В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека — это самооценка.

    Что такое самооценка человека?

    Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

    Когда она начинает формироваться?

    Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

    Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

    Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности («Я-реальное», «Я-идеальное»). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя — большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка — нормальное соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная — практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.
  • Методика Дембо-Рубинштейна — исследование самооценки, описание

    Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

    Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как «умение что-то делать своими руками», «внешность», «признание сверстников», а также изменила шкалу «счастье» на «уверенность в себе».

    Инструкция к проведению исследования

    Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце — максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой «-» уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком «х» тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

    Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
  • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

    Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу — «здоровье». Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

    При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм — 48 баллов).

    Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от «0» до «х». Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от «0» до «-«.

    Далее необходимо вычислить расстояние от «х» до «-«. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

    Расшифровка показателей

    Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

    Показатели уровня притязаний

  • Адекватный — 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  • Высокий — 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  • Низкий — ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
    1. Адекватная — 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
    2. Завышенная — 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как «закрытость для опыта», то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
    3. Заниженная — менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и «защитной» неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту «недооценку», чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

    fb.ru

    Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, периодически предпринимались попытки по созданию действенных методик. Нельзя сказать, что все они были неудачными, но абсолютно точного способа диагностики пока не имеется. Одной из самых известных методик исследования самооценки является способ диагностики Дембо-Рубинштейн. Назван он так в честь создателей – Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

    Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

    Внешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.

    Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.

    Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что самый точный анализ может произвести только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на мелочи, имеющие очень большое значение.

    womanadvice.ru

    Методика дембо рубинштейн самооценка бланк скачать

    Методика дембо рубинштейн самооценка бланк скачать

    Соединении с беседой и другими методикамипомогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого. Тест самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо Рубинштейн в модификации а. М. Прихожан. Методика внешне очень проста. Исследование самооценки по Дембо Рубинштейн с элементами. Оценивание. Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. Рубинштейн. Экспериментальный материал: бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каж. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий пример. Методика Дембо Рубинштейн предназначена для исследования самооценки. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий. Скачать. Описание: Документы на категорию. Скачиваний: 2. Бланк теста дембо рубинштейн. Скачать. Итоговый аттестационный тест по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.

    ПСИХОЛОГИИ. Методика Дембо Рубинштейн имеет несколько модификаций. Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий. Оценивание личных качеств. Скачать работу можно здесь. В бланке ответов они обозначены соответственно 1, 2, 3 и 4. Методика определения преобладающего типа темперамента. Каждому испытуемому предлагается бланк методики. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким: Тест самооценки личности Дембо Рубинштейн используется для работы с учащимися 8 11 кл ассов. Обсуждение психодиагностических методик. Тест самооценки личности Дембо Рубинштейн используется для работы с учащимися 8 11. Методика исследования самооценки Дембо Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо. Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и.

    Самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой. Эту методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. Советы и консультации профессиональных психологов. Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально психологических методик. Тестирование самооценки при помощи методики Дембо Рубинштейна. Методика измерения самооценки Дембо Рубинштейна для подростков и юношей. Исследование самооценки по методике Дембо Рубинштейн. Ход работы:. Детский вариант методики дает возможность выявить самооценку детей, которую можно считать показателем зрелости их личности. Добавлен:. Размер: 1.74 б. Скачать. Методика 3. Описание и руководства по обработке, анализу, интепретации психологических тестов. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении. Скачать дембо рубинштейн методика бланк и презентация сказки салтыкова щедрина.

    Изучение самооценки при помощи методики ранжирования. Скачать. Определение самооценки методика Дембо Рубинштейн. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, серединаедва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтальнос целым классом или группой, так и индивидуально. Ссылка скачивания. Методика исследования самооценки Дембо Рубинштейн названа по именам. Для. Данная методика основана на непосредственном оценивании шкалировании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. Д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств показатель самооценки и уровень притязаний, т. Е. Уровень развития. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в. Экспериментальный материал: бланк методики, содержащий инструкции и. Простая в использовании, методикав.

    бланк ответов. методика дембо-рубинштейна модификация прихожан

    методика дембо-рубинштейн лесенка

    методика дембо-рубинштейн для младших школьников бланк

    методика дембо-рубинштейн для подростков

    методика дембо-рубинштейн для взрослых

    методика дембо рубинштейна на выявление самооценки

    методика дембо-рубинштейн детский вариант

    storify.com

    Методика Дембо — Рубинштейн

    Методика проводилась с целью определения уровня самооценки и притязаний учащихся экспериментальной группы.

    Эксперимент проводился в виде свободной беседы. Экспериментатор проводил на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорил испытуемому: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные. Как ты думаешь, где твое место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставь этим карандашом отметку — черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». Такой же вопрос задавался по шкалам: ум, характер, авторитет, талант, внешность, уверенность в себе.

    После этого, в зависимости от того, где поставил черточку учащийся, его спрашивали, на каком уровне ты хотел бы быть? Поставь крестик.

    Шкалы представляли собой линии в 10 сантиметров, интерпретация осуществлялась следующим образом: 1 см — 1 балл.

    В ходе проведения данной методики обучающимся помощь не потребовалась. После проведения методики результаты исследования суммировали баллы испытуемых и узнали, что:

    1. 80% испытуемых имеют завышенный уровень самооценки, суммарно их балл составил от 90 до 100. У этой группы нереалистичное отношение к своим возможностям, недостаток самокритики. Когда мы с ними проводили беседу, они в красках рассказывали о своих талантах, которых на самом деле не было и быть не могло. Также они говорили, что не болеют и регулярно посещают школу, а когда мы продемонстрировали им классный журнал, где были прописаны их пропуски, они не верили этому и пытались это отрицать. Что касательно уровня притязаний — учащиеся считают, что когда — нибудь, они обязательно станут полноценными членами общества.

    2. 20% испытуемых, суммарно балл, которых составил от 80 до 90, также придерживались точки зрения 1 группы, но против фактов идти не стали, объясняя это словами, что они забыли, что иногда пропускают занятия. У этих учащийся искажено представление о своих возможностях, но уровень самокритики — чуть выше, чем у предыдущей группы, они обращают внимание на голые факты. У этих учащихся уровень притязаний несколько снижен — они не знают, чего смогут добиться в жизни, но обязательно попробуют сделать все, что умеют, приложить максимум усилий, чтобы быть такими же, как лидеры в их классе.

    studbooks.net

    Методика Дембо-Рубинштейн

    Для простоты подсчетов высоту каждой шкалы нужно сделать 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному баллу (образец представлен на рисунке). На выполнение теста отводится 10-12 минут. Если вы собираетесь оценить собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте интерпретацию. Иначе ее понимание повлияет на результаты теста.

    Интерпретация методики Дембо-Рубинштейн

    Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.

    Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.

    Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

    womanadvice.ru

    Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация Текст научной статьи по специальности «Психология»

    Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович

    Подробно рассматривается методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и её модификация, осуществленная Л.В. Бороздиной.

    Dembo-Rubinstein technique and its modification

    Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сидоров Константин Рудольфович,

    Текст научной работы на тему «Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация»

    ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    2013. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

    МЕТОДИКА ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН И ЕЁ МОДИФИКАЦИЯ

    Ключевые слова: методика, модификация методики, исследование самооценки.

    Краткая информация о методике и ее назначении. Замысел исследования заимствован у Т. Дембо. Она разработала и применила методику для выявления представлений человека о своем счастье. В дальнейшем данный прием стал использоваться значительно шире — для выявления самооценки (СО) и сознания болезни у взрослых и детей [10]. В настоящее время существуют различные модификации данной техники, а ее использование возможно не только в клинической практике, но и в научных исследованиях [8]. Возможно проведение методики и в консультативной практике для выработки программ помощи клиенту, поскольку базируется она на психологическом общении диагноста и клиента.

    Диагностический материал. Вариант С.Я. Рубинштейн (2004) предполагает следующий набор шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье». Более глубокое исследование содержания СО и точная оценка таких ее параметров, как высота, устойчивость и адекватность осуществляются с помощью варианта методики Дембо-Рубинштейн [1; 4]. Стандартный набор состоит из 9 шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «академическая успеваемость»/ «профессиональное мастерство», «социальные контакты», «внешность», «общая оценка себя», «будущее» [3], которые необходимо размещать в порядке минимально возможной их интерференции. Набор шкал можно расширить за счет техники «Выбор ценностей» в проективном варианте проведения. Испытуемым необходимо написать десять наиболее значимых для них ценнностей и проранжировать их в порядке значимости. Обработка данных методики «Выбор ценностей» предусматривает выделение наиболее значимых ценностей по частоте их встречаемости. Так, на выборке старшеклассников к 9 основным шкалам можно добавить еще три: «воля», «порядочность», «жизненный успех». Вместо шкалы «социальные контакты» целесообразнее ввести шкалу «общение с другими людьми» для лучшего ее понимания юношами при выполнении методики [11]. Число шкал и их содержание зависят от возраста испытуемых и задач исследования. Дополнительно могут быть предложены «свободные» шкалы, название которых респонденты предлагают сами [9]. Целесообразно вводить число шкал, кратное 3 (9, 12 или 15) для последующего определения параметров СО.

    Испытуемым предлагается набор шкал СО, собранных в виде буклета бланков с изображением вертикальной линии постоянной длины 12 см. Все шкалы имеют чуть заметную точку посередине, чтобы избежать ошибок глазомера. Каждая шкала расположена на отдельном чистом листе (в середине листа) с обозначением названия шкалы печатными буквами в правом верхнем углу [8].

    Л.В. Бороздина указывает со ссылками на других авторов, что оптимальный размер шкал -около 15 см [8]. Однако целесообразно использовать шкалу, равную 12 см. Это необходимо для верификации одного из видов внутриличностного конфликта. В этом случае за диагностикой СО должна следовать детекция уровня притязаний (УП) с помощью техники Хоппе в варианте, предложенном Юкнат, где содержатся однородные ранжированные по трудности задачи — всего 12 рангов сложности. Сопоставление ранговых градаций по двум методикам и дает возможность установить наличие/отсутствие внутриличностного конфликта [2; 4; 6; 7; 11].

    Оборудование: ручка или карандаш для обозначения позиций на шкалах.

    Проведение. Испытуемому предлагается стандартная инструкция, усвоение которой контролируется экспериментатором на первых двух шкалах, одна из которых является нейтральной или «пробной». Это шкала «почерк» [3; 4]. Вариант С.Я. Рубинштейн предполагает установление испытуемым только одной позиции (реальной СО). В модификации Л.В. Бороздиной по инструкции на каждой из шкал испытуемый проставляет три отметки: отражающую его реальную СО, желаемую (идеальную) и действительно достижимую (могу) [5]. Инструкция (по рабочей шкале «здоровье»): «Допустим, на этой линии расположились все люди мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а

    Методика Дембо-Рубинштейн и её модификация ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

    здесь внизу (показ) самые больные. Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья. Поставьте этим карандашом отметку — черту (-) в том месте, где, как вам думается, вы находитесь» [10]. «А теперь отметьте, каким бы вы хотели быть по состоянию здоровья, проставляя крестик (х) на линии» [9]. «Теперь укажите точкой (*), каким вы могли быть по состоянию здоровья, если бы приложили силу и старание» [11]. Испытуемому дают карандаш или ручку для отметки. Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение испытуемого пока не следует [10].

    После выставления субъектом графических оценок с ним проводится клиническая беседа с целью верификации данных отметок и выяснения их аргументации. Выясняются общее представление респондента о себе и других людях, критерии оценки собственных качеств, способ обоснования выбранного положения на шкалах, мотивы выбора «свободных шкал», аргументация дифференциации или ее отсутствия между реальной и идеальными СО [9], реальной и достижимой, достижимой и идеальной. Беседа, проводимая с клиентом (психологическое общение), позволяет не только раскрыть особенности СО субъекта, но и его внутриличностные и межличностные конфликты. И в этом большая диагностическая ценность методики.

    С.Я. Рубинштейн (2004) ввела ряд рекомендаций при организации клинической беседы. Так, если испытуемый отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними, спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

    Важно прояснить диагносту не только реальные оценки испытуемого (есть по шкале), но и его идеальные (хочу), достижимые (могу) оценки. К чему стремится субъект, чего мог бы достичь по конкретной шкале, то есть что в его силах и что от него не зависит. Чрезвычайно важным диагностическим признаком является положение достижимой СО относительно реальной и идеальной СО, а также расстояние между идеальной и реальной СО. Здесь можно говорить об оптимизме/пессимизме испытуемого, что имеет важнейшее диагностическое значение.

    Регистрация показателей и интерпретация

    На основании полученных данных строится профиль реальной, идеальной и достижимой СО.

    Высота самооценки определяется по уровню пролегания профиля реальной СО. Если большинство графических отметок располагается в диапазоне от 0 до 40 мм — это свидетельствует о низкой СО; от 40 до 80 мм — о средней; от 80 до 120 мм — о высокой. Можно выявить и промежуточные диапазоны: от 60 мм и выше — средневысокая СО; от 60 мм и ниже — средненизкая. Если большинство графических отметок нельзя отнести к какому-то определенному диапазону, то следует говорить о лабильном профиле СО [9]. Аналогично определяются идеальная и достижимая СО.

    Уровень СО устанавливался по преимущественному расположению 2/3 отметок в каком-либо из выделенных секторов или одном из смежных с ними [8].

    Степень удовлетворенности собой определяется соотношением профилей реальной и идеальной СО: чем значительней они расходятся, тем ниже степень удовлетворенности собой, и наоборот, чем ближе пролегают эти два профиля, тем выше удовлетворение собой [9].

    Устойчивость СО определяется повторным тестированием через 10-14 дней. Если значительных расхождений между профилями реальной СО при первом и втором предъявлении методики не выявлено, то следует говорить об устойчивости СО [9].

    СО признается неустойчивой, если обнаруживается расхождение при ретесте около половины набора шкал на величину от полсектора [8].

    Адекватность СО исследуется методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступают индивиды (обычно не менее трех человек), которые хорошо знают респондента. Эксперты оценивают респондента по тем же самым параметрам, которые предъявлялись самому респонденту. Экспертные оценки усредняются и по ним строится профиль экспертных оценок. По соотношению профилей реальной СО и экспертной оценки судят о степени адекватности СО. Если профиль реальной СО респондента пролегает значительно ниже экспертного, то говорят о заниженной СО, если выше, то о завышенной [9].

    За критерий адекватности СО принимается совпадение отметок испытуемых и экспертов с точностью до сектора по 2/3 комплекта шкал [8].

    2012. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

    1. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1986. № 3. С. 22-30.

    2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 1993. № 4. С. 104-113.

    3. Бороздина Л.В. Тестовый материал к спецпрактикуму «Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний». М., 1997.

    4. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. . д-ра психол. наук. М.: МГУ, 1999.

    5. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

    6. Бороздина Л.В., Пукинска О.В., Щедрова Л.В. Верификация «триады риска» на материале первичной артериальной гипертонии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. №2. С. 3-24.

    7. Бороздина Л.В., Былкина Н.Д. «Триада риска» у пациентов с дуоденальной язвой // Психол. журн. 2002. №2. С. 65-78.

    8. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования. М.: Акрополь, 2011. 322 с.

    9. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 392 с.

    10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). Тернополь, 2004. 168 с.

    11. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис. . канд. психол. наук. М.: МГУ, 2007.

    Поступила в редакцию 17.01.13

    Dembo-Rubinstein technique and its modification

    The self-assessment diagnostic technique by Dembo-Rubinstein and its modification perfomed by L.V. Borozdina are considered in detail.

    Keywords: technique, technique modification, self-assessment analysis.

    Сидоров Константин Рудольфович, кандидат психологических наук, доцент

    ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kо[email protected]

    candidate of psychology, associate professor Udmurt State University

    cyberleninka.ru