Рекомендации для воспитателей как учить детей общаться

Н.Н. Долгова МДОУ

ЦРР — ДС № 53 «Ёлочка» г.Тамбов

(из материала для радио-эфира)

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых — помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
  4. От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

    На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

    На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность — в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания — телесные контакты.

    Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

    От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

    Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

    — создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

    — признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

    — сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

    В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

    Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

    Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника — замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

    Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки — активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

    Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

    — не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

    — не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

    — поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

    — не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

    — показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

    — не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

    Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

    «ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

    «Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

    Принципы общения с агрессивным ребенком:

    — для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

    — помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

    — дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

    — показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

    — пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

    Игры на выплеск агрессивности

    «Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

    «Кукла Бобо» — кукла для выплеска агрессии.

    Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

    — сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

    — не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

    — после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

    — не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

    — не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него — дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

    Игры: «На кого я похож» — сравнение себя с животным, цветком, деревом

    «Спина к спине» — игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

    «Сидящий и стоящий».

    — препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

    — удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

    — не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

    — усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

    — мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

    — сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

    Помощь ребенку в преодолении застенчивости — разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

    Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

    Советы родителям замкнутых детей:

    Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    — расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

    — подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

    — стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

    — если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

    Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  5. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  6. — проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

    — контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    — не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

    — стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    — реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

    — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    — выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

  7. Изменение психологического микроклимата в семье:
  8. — уделяйте ребенку достаточно внимания;

    — проводите досуг всей семьей;

    — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  9. Организация режима дня и места для занятий:
  10. — установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    — избегайте по возможности больших скоплений людей;

    — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  11. Специальная поведенческая программа:

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

— не прибегайте к физическому наказанию

— чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

— составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

— воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

— не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

— не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

— лишение удовольствия, лакомства, привилегий

— запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

— внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

doshvozrast.ru

Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить»

Ольга Вячеславовна Цензор

Рекомендации для родителей по профилактике детских конфликтов «Как научить детей дружить»

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.

Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.

Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

1. Научите детей знакомиться!

Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проиграйте ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясните, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть просто стесняется. Меняйтесь ролями.

Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

Кроме того, рассказывайте ребенку о друзьях своего детства, как познакомились, во что играли, из-за чего могли поссориться и как мирились. То поможет ребенку не только научиться дружить, но и улучшит ваши с ним отношения.

3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» — «Вася — плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей. Ребенку необходим опыт первой дружбы, ему нужно усвоить навыки общения до того как он пойдет в школу.

4. Читайте сказки и смотрите мультфильмы о дружбе!

Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей. Возможно, ему захочется тоже быть настоящим другом, быть добрым, щедрым, защищать слабых. После просмотра или чтения можно обсудить с ребенком, какой персонаж ему понравился, почему, поступал ли он хорошо, и как можно еще поступить в данной ситуации.

Дружите сами и учите дружить своих детей!

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Учите детей общаться»

Консультация для родителей «Учите детей общаться»

Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:

а другая — крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что мне показал отец», «то, чему меня учили дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.

«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить!» Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

Консультация для родителей «Как научить ребенка умению общаться» Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, помогите ребенку усвоить следующие.

Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с детьми» Для успешного общения необходимо желание знакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается.

www.maam.ru

как общаться с воспитателю с родителями

Консультация для педагогов Общение воспитателя с родителями воспитанников Работа с семьей это кропотливый труд.Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.Тезисы. 1. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны. Как правильно общаться с ребенком. Коммуникативное табу. Шубочкина И.Н воспитатель. МБДОУ 95 г.Мурманска.- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания. — Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Учимся общаться с воспитателем. Вопрос, честно говоря, наболевший и выстраданный. Любому родителю приятно, когда к ребёнку в детском саду относятся с вниманием, что, к сожалению, бывает не часто. Эта книга «скорая помощь» для родителей, воспитателей, педагогов и другихПара слов для воспитателей и других специалистов, работающих с детьмиКак общаться с ребенком, не лишая его инициативы? Почему опасно не общаться с воспитателем. Важно понимать, что проявить инициативу для достижения взаимопонимания с воспитателем должны в первую очередь родители. РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ «Секреты общения с родителями».

Успешно то общение, когда все остаются довольны. Признайте неизбежность сотрудничества с родителями. Я работаю воспитателем в детском саду, бабушка одного из детей только и делает, что жалуется руководству, при том не имея никаких оснований. Как общаться с родителем воспитателю, если родитель тебя не слышит и не хочет слышать? Как общаться с воспитателями? Добавить комментарий. Оцените материал.Осуждающая и обвиняющая позиция родителей по отношению к воспитателю скоро впитывается малышом. Учимся общаться с родителями воспитанников.

Консультация для воспитателей на темуК сожалению, такие ситуации нередки и зачастую общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Общение воспитателя с родителями. Секреты взаимопонимания. Раткевич Татьяна Ивановна воспитатель ГБОУ школа 242. Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.только об этом. Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которойв ребенком насчет бережного отношения к одежде (это входит в обязанности воспитателя, советовать родителям проводить необходимые беседы).Сказать что в таком ооне общаться не намерены, следить за чистотой одежды в ваши обязанности не входит и если она ещё раз И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель взрослые людиПедагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Как разговаривать с воспитателями? Претензии к воспитателям возникают у многих родителей.значит обеспечить себе впредь дистантные и очень прохладные отношения с людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с ребенком 5 дней в неделю. Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Общаясь с ребёнком, внимательно следите за тем, что и как вы говорите и делаете. Дети должны доверять своим родителям, гордиться имиНи в коем случае не выясняйте отношений с воспитателем в присутствии ребенка. Постарайтесь наладить с педагогами тесный контакт. Как хотят общаться родители с такими воспитателями, наверное уже понятно.Сережа был очень умным мальчиком, в группе был лидером, всегда самый первый, с ним интересно было общаться как взрослым педагогам, так и сверстникам. Но как родители, вы должны знать: у маленьких детей тоже могут быть плохие дни, которые часто растягиваются в недели, и в большинстве случаев нельзя справиться с ситуацией без разговора с воспитателем. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Таким образом, направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения.Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями. Зачастую родители не желают сотрудничать с воспитателями.Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Консультация для воспитателей «Как правильно общаться с родителями» Старший воспитатель Е.С. Хоруженко Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада Как общаться с воспитателем. Пока малыш адаптируется к детскому саду, родители пытаются выстроить отношения с воспитателями. И в зависимости от того, насколько вам это удастся Как воспитатель общается с родителями? Светлана Все записи пользователя в сообществе. 13 апреля 2016, 15:47 Детские сады Москвы и МО. Вожу дочь в сад с ноября, ходим редко, больше болеем. Группа гкп на 5 часов в день. Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или Одной из современных проблем дошкольного образования является общение педагога с родителями. Профессия воспитателя ДОУ крайне важна, ведь он должен объяснять в процессе общения ребенку его положение В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Контакт и авторитет воспитатель завоюет и установит только своей добросовестной работой с детьми и умением разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Маймулина Татьяна ВладимировнаЖурналист ГБОУ Школа 2083, воспитатель. Как педагогу общаться с конфликтными родителями10.01.2016. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок в детском саду и дома, что его радует, огорчаетВедущая роль в организации общения с родителями принадлежит, бесспорно, воспитателю. Воспитатель это человек, с которым ребенок проводит времени иногда больше,чем с родителями.Читайте обсуждение детских садов здесь>>>. Скачать книгу: Юлия Гиппенрейтер « Общаться с ребенком: как?» И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель взрослые люди, которые имеют свои психологическиеПедагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок Давайте остановимся на правилах общения воспитателя с родителями.Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам Именно отсутствие доверительного общения между работниками детского сада и родителями может породить отсутствие понимания и, как следствие, конфликты. Если воспитателю удалось выстроить взаимодействие с родителями Выступление на педсовете: «Как правильно общаться с родителями».Рекомендации для педагогов » Как воспитателю организовать беседу с родителями». Детский сад предоставляет родителям услуги по уходу, воспитанию и образованию их детей. И взаимодействие с мамами и папами (а иногда и бабушками, тетями, и другими близкими ребенка) — неотъемлемая часть работы воспитателей и педагогов сада. Доклад старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителямиДеловая игра.Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами Нас (если другие родители с вами солидарны) или Меня не устраивает, как вы общаетесь с нашими детьми.И жить как раньше. С родителями пострадавшей девочки выяснить отношения независимо от путей разговора с воспитателем. Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем.Затем постарались убедить родителей, что неумение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит кКак общаться с ребенком, не лишая его инициативы? Дети не смогут обнаружить и использоватьКак облегчить ребенку расставание с родителями? Болезненная разлука с родителями можетвоспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»Итоги анкетирования педагогов и родителей.Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими Как только родители вместе с маразматичной бабкой скрываются за горизонт, отводите ребятёнка в сторонку, и чётко и внятно ему говорите, что если он будет бычить, огребёт таких люлей, что до прихода родителей даже не доживёт. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении.

Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучитБольшое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Общайтесь на равных. Если вы понаблюдаете за тем, как другие родители приводят детей утром в сад, то заметите, что далеко не все следуют простым правилам приличия, то есть хотя бы здороваются с воспитателями.

www.zdbvnn.gq

Рекомендации для воспитателей как учить детей общаться

Для успешного развития детей, их воспитания и обучения родителям и педагогам следует общаться и работать с детьми по особым принципам, которые помогают развивать в детях их лучшие качества личности, поднимают уровень коммуникации, повышают познавательную активность и осуществляют всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Общение необходимо ребенку, так же, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. (26, с. 2)

Педагоги и психологи рекомендуют строить общение с детьми по следующим принципам:

1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых — совершенно равноправные части мира человека

2. Принцип диалогичности. Т.е. действовать сообща.

3. Принцип сосуществования. Он помогает ненавязчиво передать принципы одного поколения другому.

4. Принцип свободы — взрослому следует предоставлять детям полную свободу в выборе собственного пути.

5. Принцип соразвития. Ребенок учится у взрослых, взрослый у ребенка.

6. Принцип единства.

7. Принцип принятия.

Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер рекомендует общаться с детьми по следующим принципам:

1. Безусловно принимать ребенка. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что он есть.

2. Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством, мы сообщаем ему: «С тобой все в порядке. Ты справишься!»

3. Позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

4. Активно слушать ребенка — т.е. «возвращать» ему в беседе, то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Дети нуждаются в том, чтобы их сильные качества поддерживали и развивали, а слабые игнорировали или направляли в другую сторону. (27, с.161)

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут. Когда ребенок чувствует себя хорошо, он и ведет себя хорошо.

Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают пять принципов общения с детьми, которые помогают ребенку разобраться в своих чувствах.

Эти принципы построены на признании взрослым любых чувств ребенка как положительных, так и отрицательных.

1 принцип. Выслушивать ребенка внимательно.

2 принцип. Разделять его чувства (с помощью слов «да…», «хм. », «понятно»).

3 принцип. Называть его чувства. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Поэтому в ситуациях, когда ребенок расстроен и переживает рекомендуется не отрицать его чувства, а признавать.

4 принцип. Дарить ребенку желаемое в фантазии. Руководствуясь этому принципу в общении с детьми, мы помогаем им справиться с чем-то на данный момент недостижимым.

Американская писательница и консультант по семейным вопросам Дороти Нолт изложила принципы эффективного общения с детьми в следующим стихотворение:

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

В основе эффективного общения между ребенком, родителями, и воспитателями лежит доброе, любящее, понимающее отношение к детям. Очень важно, чтобы взрослые, которые окружают детей, показывали и правильный пример общения. Общение между ребенком и взрослым будет действенным и эффективным, в том случае если родители и воспитатели будут искренне стараться понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Общаясь с ребенком, взрослый может направить коммуникативную сферу детей на развитие, но также и на снижения уровня общения. Важно, чтобы ребенок, общаясь со взрослым развивался гармонично и всесторонне.

studbooks.net

Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.
  • Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

    Причины детской недоговороспособности

    Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

    Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

    • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
    • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
    • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
    • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.
    • К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.

      Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

      Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

      Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

      Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

      Как развить умение договариваться

      Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

      Основные направления работы

      Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

    • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
    • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
    • принципам построения дружеских отношений;
    • правилам сотрудничества;
    • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
    • умению оценивать свое поведение;
    • умению определять причину ссоры;
    • умению избегать конфликтных ситуаций;
    • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.
    • Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

    • групповую дискуссию;
    • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
    • драматизацию;
    • ролевые игры;
    • элементы социально-психологического тренинга;
    • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
    • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
    • слушание и анализ драматических произведений.
    • Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

      Игровая деятельность для развития умения договариваться

      На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

    • что сказать;
    • как поступить;
    • как защитить себя;
    • как воспрепятствовать неправильному поведению;
    • как заступиться за другого.
    • Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

      Игры для детей «Учимся договариваться»

      • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
      • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
      • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
      • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

      Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

      Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

      На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

      Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

      Можно предложить такие игры.

    • Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
    • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
    • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
    • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
    • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
    • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
    • И другие.
    • Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

      Советы по формированию детской договороспособности

      Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.

      Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

    • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
    • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
    • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
    • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
    • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
    • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
    • В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

      Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

      Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

      Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

      Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

      Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      pedsovet.su

      Методические рекомендации для родителей «Как научить ребенка дружить и общаться»

      Рекомендации для родителей «Как научить детей дружить и общаться со сверстниками».

      Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

      Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.

      Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость.

      Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

      Как же это сделать?

      1. Научите детей знакомиться!

      Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.

      2. Покажите собственный пример.

      Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.

      3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.

      Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» — «Вася — плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.

      infourok.ru