Ребенок не хочет разговаривать со взрослыми

Ребенок не общается со взрослыми

Моему сыну 4 с половиной года. В детском саду он общается с детьми, а с воспитательницей и вообще со взрослыми людьми он не хочет говорить. Дома нам и стихи рассказывает и песенки поёт. Я у него интересуюсь, спрашиваю почему он не разговаривает, а он отвечает, что не хочет. Я не знаю, что уже и делать. Замыкается в себе и молчит. Даже на вопросы не отвечает. Общается из взрослых только с определенным кругом: бабушки, дедушки, тёти. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Я уже не знаю, что и думать.

Попробуйте не говорить об этом в присутствии ребенка, не спрашивайте его "Почему не разговариваешь? Почему не отвечаешь?" Так вы усугубляете проблему.

Попробуйте проиграть с ребенком ситуации, где вы воспитатель, продавец и он должен к вам обратиться.

Приглашайте к себе друзей с детьми, чтобы ребенок мог наблюдать, как вы общаетесь.

Расскажите как нужно задавать вопросы, отвечать, если к нему обращаются, но в игровой форме, например, научите вместе этому игрушку.

Поощряйте любое общение. Никогда не говорите плохо о взрослых.

Но если через какое-то время это все не поможет, обязательно обратитесь к психологу.

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрять его успехи, хвалить его действия.

Конечно, можно объективно оценивать возможности ребенка, постоянно делать ему замечания, сравнивая его необщительность с поведением других детей и призывая его разговаривать. Но от этого у него пропадает всякий интерес к общению, он будет отказываться от этого занятия, которое вызывает сплошные замечания и нарекания со стороны воспитателя и других взрослых людей. И конечно же, таким образом он не только не научится общаться с ними, но будет стараться все время этого избегать.

Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неумелости.

Попробуйте. пусть к вам в гости приходят взрослые — ваши знакомые, даже соседи — для общения с ребенком. Может начать «разговоры с ребенком» «чужим взрослым» в окрестностях дома — чтобы ребенок понял, что есть и другие взрослые, с которыми тоже можно и нужно разговаривать. Попробуйте пригласить в гости детей-друзей с их родителями, своих друзей. Пусть они попробуют поиграть с ребенком. Поговорите с ребенком, что не все чужие взрослые плохие. Ходите сами в гости — для большего общения ребенка как с детьми, так и со взрослыми. Попросите своих знакомых даже на улице поговорить с ребенком. Может ребенок немного замкнут в общении со взрослыми.

С наилучшими пожеланиями

С дочкой было то же самое. В садике год просидела на скамейке. В школу отдала 6-ти лет не было, зато ребёнок кардинально поменялся. Дочка стала общительной и дружелюбной. Все учителя её любят и дети, учится «отлично». Так что советую переждать этот период, всё скоро наладится.

Понравилась страничка? Нажмите кнопку "Нравится" или поделитесь с друзьями ссылкой на страницу:

www.baby2000.ru

Как научить ребенка общаться со взрослыми?

Ребенок растет и развивается, меняется его отношение к окружающим людям. Так, если в первые месяцы жизни младенец достаточно положительно относится к любому взрослому, то со временем он начинает проявлять дифференцированное отношение к окружающим.

Очень часто можно встретить малышей, которые даже на секунду не могут расстаться с мамой. Бывает, что даже папа вызывает громкий плач и крик. А как же дальше? В окружении малыша будет появляться все больше новых людей и с ними нужно общаться. Некоторые ребята быстро идут на контакт, другие дети испытывают сильный дискомфорт, следствием чего являются затяжные истерики. Однако, без взаимодействия со взрослыми, а в дальнейшем это будут воспитатели, няни, врачи и т.д., полноценная жизнь ребенка не возможна. Как научить ребенка общаться со взрослыми? Как подготовить малыша к «безболезненному» взаимодействию, мы и раскроем в нашей статье.

Чему способствует общение ребенка со взрослыми?

Формирование взаимодействия ребенка со взрослыми является основным источником его психического развития. Именно во время такого взаимодействия у ребенка формируется осознание себя среди сверстников и взрослых, обогащаются представления о природных и социальных явлениях, формируются личностные свойства (ответственность, самостоятельность и др.)

Условия, способствующие формированию взаимодействия ребенка со взрослым

Условие первое — адекватная оценка поступкам и поведению ребенка. Многие родители стараются всегда быть со своим малышом. Они не приемлют других людей в воспитании или даже присутствии с их любимым чадом. Как бы ни поступал ребенок, они всегда эмоционально положительно оценивают его действия, ссылаясь на то, что он еще мал. Такой внешний эмоциональный комфорт, создаваемый для ребенка, положительного имеет мало. Эмоции и поведение взрослых в ответ на поступки малыша должны быть адекватными, для того, чтобы не сформировать у ребенка мнение о том, что он всегда действует правильно.

Условие второе — соблюдение единых правил и норм воспитания. Как часто мы слышим слова родителей, которые на несколько дней оставили своего малыша бабушкам и дедушкам, о том, что их ребенок стал неуправляемым. Излишнее потакание малышу может привести к катастрофе — он совершенно не слушает взрослых, делает то, что ему захочется. И это наблюдается не только дома, но и на улице, в детском саду, магазине и т.д. Помните, если хоть кто-то из семьи сказал ребенку: «Нет! Нельзя!», то все остальные должны его поддержать.

Условие третье — создание совместной деятельности. Практически всем взрослым хочется посидеть на диване и посмотреть телевизор. Как же их начинает раздражать, когда малыш не может сам организовать свою деятельность и постоянно обращается к ним за помощью. Таким родителям хочется сказать следующее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был коммуникабелен, вы должны сами с ним взаимодействовать. Именно правильно организованное ваше общение с малышом является началом пути, способствующего овладению им норм и правил взаимодействия со сверстниками и другими людьми.

Условие четвертое — создание бытовых и игровых ситуаций. Именно в игре и в быту происходит наиболее динамичное формирование у ребенка умения взаимодействовать и накапливается социальный опыт.

Условие пятое — обучение поддержанию общения, овладению нормами речевого поведения в процессе взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Ребенок «впитывает» от вас все как губка. Демонстрируйте ребенку образцы правильного поведения с разными людьми, побуждая его изначально к подражанию, а затем и к самостоятельно совершаемым действиям. С этой целью ребенку необходимо показать и объяснить, какое должно быть расстояние для общения, куда нужно смотреть в этот момент, как себя вести (внимательно выслушивать до конца, знать формы обращений при встрече, прощании и др.)

Чтобы научить ребенка общаться, развивайте у него собственную инициативу в установлении контактов со взрослыми. Станьте примером для него. Если вы видите, что ваш малыш чувствует дискомфорт в общении с людьми, обратитесь к квалифицированному психологу.

signorina.ru

Ребенок не хочет разговаривать со взрослыми

Когда наши дети взрослеют они начинают общаться все больше со своими сверстниками, у кого-то это хорошо получается, а у кого-то .

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости?

  • излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи;
  • избалованность;
  • чрезмерная опека родителей;
  • ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей;
  • запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня;
  • нежелания нарушать порядок в доме и т. д.

    У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми.

    Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют. Теперь ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги.

    «Когда Машеньке было три года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает, да и дочке хотелось уделить больше внимания. До этого она ходила в детский сад, и я считала, что нескольких часов вечернего общения и совместных выходных недостаточно, чтобы выстроить нормальные отношения. Теперь доченька всегда у меня на глазах, все как-то спокойнее. Что бы я ни делала — готовила, гладила белье, стирала, — она всегда рядом: то с куклой возится, то рисует. Но когда идем гулять — к детям не подходит. Говорю ей, чтобы поиграла с девочками, а она ни в какую. Через год ей в школу идти, а она от меня ни на шаг. Вожу ее в группу для дошкольников, так приходится во время занятий под дверью сидеть, потому что она меня не отпускает».

    На приеме мама с трехлетним сыном:

    «Уже целую неделю пытаюсь оставить ребенка в детском саду, но мне это не удается. Каждое утро превращается в кошмар. Как только подходим к детскому саду, он «уходит в себя», перестает отвечать на мои вопросы. Вчера я его все-таки оставила в саду, а в результате он весь день проплакал, ничего не ел, с детьми не играл. »

    Причиной трудностей в общении могут быть различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После этого новичку вряд ли захочется общаться с детьми, а то и вообще находиться рядом сними.

    Первые контакты малыша с ровесниками часто заканчиваются печально

    Одна из наиболее распространенных причин этого — излишняя застенчивость ребенка. Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить , Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребенка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так назы ваемую «тихую агрессивность». В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: все будет делать вам наперекор.

    Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребенка, любая прихоть которого в семье всегда воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребенку будет трудно находить друзей среди сверстников.

    Итак, два типа детей особенно предрасположены к трудностям в общении с ровесниками: «тихони» и потенциальные лидеры. Лидер так или иначе найдет свое место «под солнцем», не приобретет друзей миром, так «завоюет» их. Гораздо сложнее придется застенчивому ребенку.

    www.fun4child.ru

    Как выстроить общение со взрослыми детьми так, чтобы они сами тянулись к вам

    Добрый день, дорогие читатели! Быть родителем одновременно очень приятно и трудно. Не всегда получается найти подход к ребенку, наладить с ним здоровый контакт, особенно когда детки подрастают и уходят из отчего дома в вольное плавание. Сегодня я хочу поднять тему: как общаться со взрослыми детьми. Родители часто допускают ошибки, которые сильно мешают здоровым взаимоотношениям с детьми. Давайте разберем что это за ошибки и как можно исправить ситуацию.

    Будучи детьми, мы не задумываемся, насколько сложно порой приходится нашим мамам и папам. Они пытаются воспитать нас правильно, сделать все возможное для нашего счастливого будущего, направляют и наставляют нас. Каждая мать переживает за свое чадо неустанно, даже во сне, даже находясь рядом.

    Но стоит нам самим стать родителем и в голове что-то щелкает. Вокруг столько советов по воспитанию, специальных книг, тренингов, фильмов, что ты теряешься и не понимаешь как все успеть, как ничего не упустить, как не испортить жизнь собственному ребенку.

    Пока малыш совсем маленький, мама не спит по ночам, переживает, волнуется. Это состояние не покидает даже тогда, когда дочке исполняется восемнадцать, двадцать пять или тридцать девять. Волнение все равно продолжает жить в материнском сердце. И это абсолютно нормально, главное, научиться с ним грамотно справляться и не вмешиваться в жизнь взрослого ребенка.

    Предлагаю вашему вниманию замечательную статью, которая поможет вам научиться справляться с волнением и переживаниями за своих деток — «Как справиться со страхом за ребенка». Если вы научитесь контролировать эти эмоции, то вам станет гораздо проще общаться как с маленькими детками, с подростками, так и со взрослыми.

    Причины недопонимания

    Почему же бывает так сложно выстроить здоровые взаимоотношения со взрослым сыном или дочерью? Во многом все зависит именно от родительского восприятия, желаний и поведения. Мать или отец не могут принять до конца тот факт, что их малютка уже вырос, что он не маленький и пора заканчивать оберегать его и воспитывать. Все равно остается ощущение, что сынок сам не справится, что надо ему помочь и подсказать.

    Кроме того, кода детки уходит из дома, появляется ощущение, что родители больше не нужны. Чувство брошенности. Из-за этого приходят обиды, злость, раздражение. Забыл, не позвонил, не приехал и так далее.

    Мать продолжает чувствовать свою власть даже над взрослым сыном. Конечно, будучи маленьким, он полностью зависел от нее. Надо было спрашивать разрешение, слушаться, быть наказанным за проступок. Чувство власти порой остается, только вот ребенок уже не нуждается в таком сильном покровительстве. Он сам вправе решать за себя и делать выбор.

    Ощущение, что сын или дочь что-то должны. Должны уделять много времени родителям, должны постоянно звонить и приезжать в гости. А из-за неоправданных надежд и ожиданий появляются только лишние проблемы и отношения портятся.

    Еще одна причина — личное пространство. Родители пытаются дать совет, разобраться в ситуации, помочь, но это уже не нужно. Взрослая дочь сама может справиться с вопросом работы или отношения с супругом. Но мать все равно продолжает совать свой нос в личную жизнь дочери. Такое нарушение границ и приводит к ссорам.

    Иногда родители начинают ловить своих взрослых детей за обманом. Это не редкость, если честно. Многие взрослые не говорят всей правды своей маме. Обязательно прочитайте статью «Что делать, если взрослый сын постоянно врет». В ней вы найдете описание множества причин, почему дети так поступают по отношению к своим родителям. Не всегда это происходит из злого умысла.

    Как же сделать так, чтобы общение с детьми было приятным и полезным для обеих сторон? Во-первых, вам нужно понять, что дочь или сын уже взрослые и самостоятельные, что они сами могут принимать решения, делать выбор, ошибаться, спотыкаться, но они обязательно со всем справятся без вашей помощи. А когда им будет тяжело, то они обязательно придут к вам.

    Просто будьте готовы поддержать и дать родительский совет. Но только тогда, когда вас попросят об этом.

    Во-вторых, учитесь не обижаться на недостаточное внимание со стороны деток. Помните, у них своя жизнь, своя семья и не всегда удается найти время для общения с родителями. Это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Вы сами много уделяете времени своим родителям?

    Вместо того чтобы обижаться, поговорите, спокойно объясните, что вам хотелось бы видеться чаще, созваниваться по вечерам или по возможности. Не ругайтесь и не вините ребенка.

    В-третьих, займитесь своей жизнью. Умение переключать внимание на себя сейчас вам очень нужно. Растеребите своего мужа, путешествуйте, найдите новое увлечение, занимайтесь внуками, если они уже появились у вас. Дайте ребенку свободу. Дайте эту свободу и себе тоже.

    Теперь вы наконец-то полностью можете посвятить время себе и только себе. Это же прекрасный период. Насладитесь им.

    Если вам никак не удается справиться самостоятельно, то обратитесь за помощью к психологу. Напишите мне и мы вместе попробуем решить именно вашу проблему. Купите книгу Натальи Манухиной « Родители и взрослые дети ». В ней есть очень интересные и полезные мысли, которые помогут вам лучше понять своего взрослого ребенка и самого себя.

    Из-за чего вы чаще всего конфликтуете с ребенком? Как развивались ваши отношения с родителями в момент вашего взросления? Чего вы ждете от детей?

    Я уверена, что у вас обязательно получится наладить контакт с детьми.

    ezy-life.ru

    Должны ли дети(чужие) разговаривать со взрослыми на «ТЫ»?

    Меня возмущает, когда ко мне(а мне 38 лет) дети моих друзей обращаются на «ТЫ».

    Это уж как принято в обществе. Чужих детей уж точно не перевоспитаете 🙂 При том заметьте — все, а не кто-либо один. А это уже общество в котором они растут и не вопрос воспитания конкретного ребенка. И в числе этого общества находитесь вы: Если возмущает — так и скажите прямо, не ругаясь. Они будут иметь ввиду, что к вам лучше на Вы (заодно просто подумают над этим). Всё, какие проблемы? Просто выскажите свое мнение им, не навязывая, а рекомендуя. На счет ты и вы — мнения неоднозначные, и ваш случай неоднозначный, по этому что уж. Кстати, к по настоящему дорогим людям, и не только людям (например обращение к всевышнему) всегда на Ты. Если дети к вам обращаются на Ты, первая мысль — они вас ценят и любят, или по крайней мере не считают посторонним человеком (в отличии от вас). И еще одно. Дети друзей. они не чужие. Раз так, уж будьте добры подружится с детьми. Что-то не нравится мне эта ваша формулировка. Ваши дети, ваших друзей, они вам — не чужие, зачем их так обижать, за что? А потом вас возмущает. не надо так.

    Формулировка Вашего вопроса не совсем правильна, т.к. никто никому ничего не ДОЛЖЕН. Если ребенок маленький, он не в силах понять что такое субординация, и до лет пяти ребенок обращается к людям так как он может. Конечно, родители должны обьяснять своему ребенку, что ко взрослым нужно обращаться на «Вы» Не понимаю почему Вас это раздражает. Еще нюанс, то насколько лет Вы страрше ребенка. Ребенок может обращаться на «Вы» к тем людям, которые старше его более чем на двадцать лет, т.е. годятся ему в родители. Если разница в возрасте менее двадцати лет ребенок свободно может обращаться к Вам на «ты».

    Нет, но это уже зависит от культуры общения и воспитания в семье. Если родители так обращаются, то откуда детям знать как нужно? В одних семьях взрослые просят их звать «тетя/дядя» и по имени, в других и представляются по имени-отчеству, может быть, вы так и представились сначала? Или дети еще слишком малы и не особо понимают разницу. Если детство ребенка прошло среди людей, которые обращаются по ИО, то вряд ли он сходу станет называть подругу матери просто по имени. Родственникам еще можно так говорить, в какой-то близкой компании( например, клубы по интересам — ролевики, однофорумчане и т.д.) — да, но отношение к незнакомому постороннему взрослому вроде как должно отличаться от родственных взаимоотношений и ребенок с детства должен иметь представление об этих границах. Амикошонство никого не красит, если ребенок будет «тыкать» учителю, прохожему или еще кому-то, то это прежде всего вина и проблема родителей, и это НЕ нормально. Скажем, чему может научить учитель, если он «на равных» с малолеткой, который пришел учиться? Да конечно ничему, стоит ли тогда учиться, получать знания, если вы и так на равных и равенство подразумевает одинаковое положение, учитель не в авторитете? Или все-таки выходит что не на равных? Но ведь тогда и обращаться нужно по-другому. Обращаться как ко взрослым не значит «тыкать», и обращаться на равных не значит опускаясь до уровня ребенка. Наоборот. И это все не потому что «старших надо уважать», а потому что уважать нужно всех. Если человека воспитал интернет, в духе «я никому ничего не должен» и «сперва добейся», то разговаривать тут не о чем. А культуру общения и культуру речи еще никто не отменял.

    Бог ты мой! Кто виноват и что делать. Вот это раздули проблему. Волей случая попала в детский разновозрастной коллектив. Скажу сразу — мне 41 год и меня не напрягает ни обращение на «ты», ни обращение на «вы». Потому что если внимательно относиться к ребенку — то однозначно видно, когда он произносит «ты» с уважением к личности собеседника, и когда «выкает», как в лицо плюёт. Но опять же хочу сказать не об этом. Если что-то не нравится в поведении ребенка, достаточно, не педалируя ситуацию, отвести его в уголок, и спокойно с чувством юмора объяснить, что тебе не нравится в данной ситуации, и как он может поправить свое поведение/лексикон/отношение. Проверено, на адекватных детях срабатывает в 100% случаев. А если ребенок не воспринимает критику — тут бы я задумалась, а стоит ли мне дружить с родителями, воспитавшими такое чадо. Дети — зеркало родителей.

    Здесь важна позиция родителей. Если родителям плевать, то и ребенок не скоро узнает, что к кому то нужно на ВЫ обращаться. Когда брат был маленький он нашу тетю назвал как называли взрослые Лида, на что от тети получил выговор и строгим голосом сказала, чтобы называл как положено. И ребенок 4 лет все понял. Мое мнение в принципе, нужно учить детей, называть на ВЫ, хотя бы тех, кто не принадлежит семейному кругу уже с рождения. Если человеку не понравится обращение, он сам исправит. И считаю, что вы должны этих детей поправить, раз родители не смотрят за словами ребенка. Сейчас сама нахожусь в такой ситуации, я не прошу чтобы меня называли на вы, дети в семье близки и можно на ты, но вот дочка мужа всем кроме учительницы поголовно тыкает. И вот это меня реально бесит. Пришли к знакомым в гости, они нас старше лет на 20, ее считай вообще на 40, я сама тут сдерживаюсь чтобы их дядями и тетями не называть, а дочка называет по имени и тыкает. Ей 9 лет и сколько не исправляй все равно назовет как хочется, потому что маме пофиг.

    Знаете, вот в Европе, например, обращение ко взрослым на «ты» принято и не считается чем-то из ряда вон выходящим, в случае если это родители друзей, как и в Вашем случае. Но иногда доходит до абсурда — пожилая учительница моего ребёнка хотела, чтобы дети к ней обращались исключительно по имени и на «ты». Я полагаю, что если Вам кажется такая ситуация признаком неуважения, тогда можно прямо об этом сказать — обращайы молодо и хорошо выглядите, и язык не поворачивается говорить Вам «Вы».

    Я считаю,что к любому взрослому человеку нужно обращаться на «Вы».Ведь по тому,как ты обращаешься к людям,судят о твоём,прежде всего,нравственном и моральном воспитании.Взрослый человек всегда заслуживает уважения.Будь он необразованным,грубым,малообеспеченным,он прожил больше тебя,имеет больший жизненный опыт,обладает определёнными исключительными навыками.У него всегда можно чему-либо научиться.Судя даже по-этому,следует уважать взрослых и общаться с ними на «Вы»

    Дети обращаются к взрослым так, как позволяют взрослые. Если в кругу друзей их дети обращаются к Вам на ТЫ и на это ни Вы ни их родители не обращают внимание, то дети воспринимают допустимым такое обращение. Если это возмущает, то исправить можно было бы всё замечанием с первого обращения. Дети друзей просто не представляют что такое обращение может Вас возмущать.

    мне кажется все зависит от воспитания дитей. как родители воспитали, так они и будут себя вести. я щитаю что дети должны оброщатся к взрослым людям на вы. они должны проявлять уважение к старшим.

    otvet.expert

    Почему ребенок в 3 года не разговаривает: причины, обследования, рекомендации специалистов

    Родители всегда с большим нетерпением ждут первые слова малыша. Развитие речи младенца начинается еще в первые месяцы его жизни, когда он еще не говорит, а произносит первые звуки. К 3 годам ребенок в норме должен иметь достаточно большой словарный запас и разговаривать предложениями. Однако бывают случаи, когда ребенок в 3 года не разговаривает, что вызывает серьезное беспокойство родителей и педагогов. Почему так бывает и какие есть причины такой ситуации, попробуем разобраться.

    Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

    Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

    На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

    Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

    К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

    В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

    К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

    К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

    В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

    В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

    К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.
  • К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

    Почему ребенок не говорит: причины

    Не всегда речевое развитие малыша идет согласно вышеперечисленным нормам и если это так на это существуют причины. Наблюдая за малышом важно понять, его развитие просто запаздывает, либо у него есть серьезные отклонения. Если ребенок 3 года не разговаривает и не произносит даже простые слова скорее всего речь идет о каком-то серьезном нарушении. Если же, его развитие просто запаздывает, такую ситуацию можно легко скорректировать при помощи занятий и упражнений.

    Специалисты выделяют несколько групп причин того, почему ребенок не разговаривает в этом возрасте.

    Физиологические причины

    1. Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), перенесенные инфекции матери, интоксикация лекарственными препаратами.
    2. Родовая травма, инфицирование во время родов.
    3. Недоношенность, а также течение других тяжелых заболеваний, которые могут тормозить речевое развитие.
    4. Наследственность, когда у кого-то из родственников есть серьезные речевые нарушения, либо они также поздно заговорили.
    5. Аномалии развития языка, губ, неба.
    6. Нарушения слуха: тугоухость, глухота.
    7. Психические заболевания (аутизм).

    Психологические причины

  • Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, скандалы родителей).
  • Сильный стресс или испуг ребенка.
  • Отсутствие эмоционального контакта между малышом и родителями.
  • Недостаток общения крохи и его родителей.
  • Гиперопека (ребенок плохо говорит, когда родители его излишне опекают, выполняя любую его прихоть).
  • Насильственные попытки научить ребенка говорить.
  • Неполная семья или отсутствие родителей.
  • Асоциальное поведение родителей и близких людей.
  • Неограниченный доступ ребенка к современным гаджетам: планшету, телефону, компьютеру, телевизору.
  • Дизартрия – нарушение речи, которое может быть вызвано различными заболеваниями нервной системы. Оно характеризуется недостаточной подвижностью органов речи малыша и как следствие, неразвитостью речи и затрудненным обучением чтению и письму.

  • Болезнь матери
  • Родовая травма
  • Гипоксия плода
  • Преждевременные роды
  • Травмы, опухоли головного мозга
    1. Ребенок очень плохо говорит.
    2. У малыша нарушен ритм дыхания.
    3. Гнусавый голос.
    4. Слабый тонус лицевых мышц.
    5. Дрожащий язык и обильное слюнотечение.
    6. Нарушена крупная и мелкая моторика. Карапуз не умеет прыгать, стоять на одной ноге, плохо держит равновесие.
    7. Афазия – нарушение, при котором в три года может полностью не разговаривать, либо если ребёнок раньше говорил и друг резко замолчал.

      • Черепно-мозговые травмы
      • Восплалительные процессы головного мозга
      • Заболевания ЦНС
      • Соудистые заболевания

      Моторная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок может путать окончания слов, склонения по родам, а в тяжелых формах совсем не разговаривать.

      Причины моторной алалии:

    8. Родовые травмы
    9. Повреждение зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие речи
    10. Внутриутробные инфекции.
    11. Характерные черты патологии:

    12. Кроха понимает все, что ему говорят взрослые, но сам он не говорит.
    13. Малыш не владеет своим языком и губами.
    14. Гиперактивен или, наоборот, малоподвижен, неуклюж.
    15. Не идет на контактакт со взрослыми.
    16. Сенсорная алалия – речевое нарушение, при котором ребенок не понимает обращенную к нему речь, или понимает только отдельные слова. Он не может понять суть всего предложения.

    17. Низкий интеллект.
    18. Бессмысленное, бессвязное произнесение звуков и отдельны слов.
    19. Произнесение нескольких слов одним словом.
    20. Что делать: обследования

      Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии.

      К каким специалистам обратится:

    21. Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
    22. Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
    23. Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
    24. Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
    25. Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.
    26. Что могут назначит врачи:

    27. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
    28. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
    29. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
    30. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.
    31. Доктор Комаровский считает, что далеко не всегда, если ребенок плохо говорит, следует бить тревогу. Евгений Олегович отмечает, что развитие речи каждого малыша индивидуально и во многом зависит от темперамента. Живые, эмоциональные дети начинают говорить раньше, спокойные, флегматичные – позже.

      По мнению доктора, если у ребенка не отмечается каких-то явных отклонений, очень важно обеспечить ему благоприятную атмосферу в семье: больше общаться, проводить вместе время (гулять, играть), ограничить использование малышом гаджетов.

      Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

    32. Развивайте мелкую моторику малышу. Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
    33. Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
    34. Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
    35. Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
    36. Выполняйте дыхательные упражнения.
    37. Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
    38. Делайте общий и логопедический массаж.
    39. Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
    40. Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
    41. Оградите малыша от стрессов.
    42. Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
    43. Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.
    44. Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

      orechi.ru

      Ребенок не хочет молиться

      Рассказ молодой мамы

      С тревогой глядя мне в глаза, молодая мама рассказывала: «Я его спрашиваю:

      «Ты будешь молиться?» А он мне уже в который раз сердито отвечает: «Нет! Не хочу молиться!» Я ему стараюсь представить весь ужас его состояния: “Бог не будет с тобой разговаривать, Он не сможет тебя благословить, защитить и ты будешь один, тебе будет страшно… ” И вы представляете, он мне отвечает: “И пусть, и буду один, не хочу молиться! ” Как я могу остановить его? Почему такое ожесточение? Это же какой-то приступ неверия. » Мама была в ужасе от создавшейся обстановки в духовном состоянии ее сына и видела все в очень темных красках.

      Уже в самом раннем возрасте (где-то около 4-5 лет) дети иногда не хотят молиться, не хотят разговаривать. Родители, не зная причины такого поведения, поднимают шум, панику о склонности к безбожию у детей, о неверии, о непослушании и т.д.

      Есть несколько причин такого отношения к молитве со стороны детей.

      В младенческом возрасте (3-5 лет) дети имеют своеобразное отношение к разговору, особенно со взрослыми. Иногда ребенок не хочет разговаривать ни с кем. Просто молчит, когда к нему обращаются. Это психологическая особенность этого возраста. Не нужно категорически настаивать на ответе, если ребенок не желает говорить. Проходит некоторое время (20-30 мин.) и его «прорывает» на беседу. Не нужно заострять на молчании особое внимание, тем более, что настоятельное требование вступить в разговор вызывает отрицательные эмоции у ребенка. Точно такая же реакция может быть и на разговор с Богом. Вот катастрофически нет желания беседовать с Ним, и все тут! Не сердитесь и не ужасайтесь. Это пройдет так же незаметно, как и в вашем диалоге с ним. Любая заостренная негативная эмоция может оказаться потом причиной нежелания вообще разговаривать с Богом. Случай, описанный выше как раз из этого разряда. Мальчик просто зациклился на негативной эмоции упрямства. В таком случае, что бы ни объясняла мама, как бы не устрашала его плохими последствиями «неверующего» поступка — это ни к чему не приведет. Он просто будет и дальше упрямиться, настаивать на своем.

      Я помню, когда моему сыну было годика три, он никак не соглашался с вариантом молитвы — повторения. Если мама подсказывала какое-либо слово, это еще можно было принимать, но если нужно было повторять за кем-нибудь всю молитву, он придумывал что-либо свое, иначе молитва вызывала в нем бурю протеста. По этим очень важным для него причинам он не желал учить молитву «Отче наш». Содержание молитвы каждый раз менялось, поэтому текст был неузнаваем. Если ничего не придумывалось «на скорую руку», то хотя бы слова обязательно менялись местами. С моей стороны все это сначала вызывало удивление, потом я пыталась как-то «образумить» сына, но это абсолютно игнорировалось, поэтому я оставила все, как есть. И Славик научился сам сочинять свои молитвы — шедевры, которые мы помним до сих пор.

      У нас во дворе, у хозяина дома, была собачка Барсик (сибирская овчарка). Сын очень любил Барсика, потому что это была чрезвычайно терпеливая и добрая собачка. Но она была уже очень стара. И однажды ,когда Славик уехал зимой к бабушке и через некоторое время приехал, Барсика уже не было во дворе, его похоронили, а хозяева купили новую собаку — Рекса. Этот пес был совсем молодым, да и жильца такого — Славика, не знал, поэтому лаял на него. Славик долго стоял и соображал, что же произошло. Вечером перед сном он склонил коленки и молился: «Господи, зачем Ты забрал Барсика? Если Тебе нужна собака, то возьми Рекса, а мне отдай Барсика…» И в таком духе он с удовольствием разговаривал с Богом.

      Дети с удовольствием молятся, если атмосфера молитвенного времени была создана на чувствах радости, расположенности, искренности и благодарности. Положительные эмоции прекрасно запоминаются ребенком, и он с удовольствием приходит на семейную молитву.

      Вторая причина нежелания молиться у детей и подростков — это страх перед «сочинением», которое необходимо высказать, творя его на ходу. Почти все дети на предложение «помолись, пожалуйста», отвечают отказом. И это тоже нормально. Им просто страшно перед «выступлением». Что они скажут? А если собьются или забудут слова? Лучше вообще не говорить. Особенно это заметно среди подростков. Этот возраст имеет свои особенности — дети часто теряют нить мысли, путаются в словах, забывают, как правильно строить предложение. А такой конфуз они не могут перенести спокойно. Им стыдно и они предпочитают тихую, тайную молитву в одиночестве, в своей комнате молитве семейной или общественной. Родители жалуются, что дети (обычно утром) заявляют: «Я уже сам помолился» и не хотят молиться вместе с мамой. Если есть маленькие дети в семье или в классе СШ, то необходимо знать правило обучения молитве детей с целью оградить их от страха перед молитвой. Если вы предлагаете молиться ребенку 3-5 лет, то обязательно скажите, о чем нужно говорить. «Бабушка заболела, но Иисус может исцелить ее, давай попросим об этом Иисуса». И ребенок без страха и стеснения скажет уже оговоренную нужду: «Иисус, наша бабушка заболела, исцели ее, пожалуйста». Потом ребенок может сфантазировать еще что-либо свое. Например: «И пошли денег на лекарство, и когда мама будет идти домой из аптеки, чтобы не упала, не разбила бутылочки и т.д.» Если мы даем детям тему для молитвы, в таком случае не возникает психологический барьер перед необходимостью что-то сказать. А вырастая, дети не испытывают страха перед молитвой и никогда не отказываются молиться, даже, наоборот, испытывают удовольствие и облегчение в молитвенном кругу семьи.

      Иногда этот барьер страха возникает в раннем детстве и становится привычным. Преодолеть его, как и другие страхи, очень трудно. Никогда нельзя смеяться во время молитвы над оригинальным содержанием детского разговора с Богом. Это воспринимается ребенком отрицательно и может тоже быть причиной нежелания молиться.

      3. Третьей причиной отказа от молитвы может быть отсутствие родительского примера. Дети никогда не видели молящуюся в отдельной комнате маму или папу, склонившего голову в тихой молитве. Они никогда не наблюдали за их выражением лица, за тем невидимым светом, который окружает молящегося человека, и который так быстро улавливают дети. Если молитвы совершаются только как часть семейного богослужения, они для ребенка — форма, мертвый, но обязательный стандарт поведения. И в таком случае уже в старшем возрасте (8-11 лет) дети начинают потихоньку протестовать против штампа и формы. Это им не нравится, и они не хотят молиться. Если же был наглядный урок удовольствия, радости и счастья молитвы, то желание быть таким же, поступать так же обязательно проявится в его духовном развитии. Дети воспитываются не ушами, а глазами. Это правило касается всех сфер воспитания и молитвы тоже.

      Еще одна важная причина нежелания детей молиться — это неумелое проведение семейных богослужений.

      Часто мне приходилось наблюдать такую картину: 2-3 ребенка в семье собираются к утреннему богослужению. Дети смирно стоят первые две минуты, пока папа читает «взрослый» непонятный утренний текст на целую страницу. Через несколько минут они начинают двигаться, шептаться, смеяться, играть, потому что не понимают содержания того, что читается. Мама их одергивает, шлепает, толкает, чтобы стояли тихо. После этого произносится не менее длинная и непонятная молитва «за всех и за все». Под конец дети с большой радостью срываются с места молитвы: наконец окончилось мучение!

      Как после этого можно удивляться, что дети не хотят молиться? Ведь это состояние души как «плохой урок» продолжается каждый день и как ржавые гвозди вбиваются в психику детей: «Молитва — это очень труднопереносимое явление, это неприятные минуты, но их нужно терпеливо пережить, чтобы не получить подзатыльник!»

      Почему бы каждой христианской семье не пересмотреть план утренних и вечерних богослужений, если на них присутствуют дети. Возьмите какой-либо понятный детям предмет, покажите его детям и объясните какую-либо истину или духовную ценность на основании этого предмета. После этого прочтите Библейский текст, понятный детям и они его запомнят надолго и испытают большой интерес к такому служению.

      Например, открытый зонтик может сказать о благодати Бога, чистый лист бумаги — о чистоте, горящая свеча — о миссионерском труде, веник – о крепкой дружбе, чистый стакан — о покаянии, прощении и очищении Кровью Христа. Вокруг вас множество предметов, которые могут иллюстрировать Библейские понятия, но запомнят их дети в том случае, если вы говорите о них четко, коротко и понятно. Демонстрируя предмет, дайте подержать его в руках, рассмотреть поближе. Молитва детей на таком служении будет идти от сердца искреннего, исполненного желания сказать об этом Богу.

      Может быть, в разных семьях есть много других причин, послуживших препятствием для открытой детской молитвы, но это — основные и их нужно и можно избегать.

      «Воспитательное влияние семьи является определяющей силой к добру или ко злу. Во многих случаях оно оказывает молчаливое, постепенное воздействие. Если ребенок не получит здесь должного наставления, то сатана будет воспитывать его по своему усмотрению… Я молюсь, чтобы все мы могли различать знамения времени и так приготовить себя и своих детей, чтобы во время конфликта Бог был нашим убежищем и защитой» (ХД 150,153).

      Дух Пророчества предупреждает нас о нашем огромном влиянии на детей, как обучающей силе. Если дети не будут научены искать в искренней молитве защиты Божией, то они погибнут в этом злом и греховном мире. Мы можем им помочь, можем научить их, как находить утешение, прощение и благословение. Давайте же делать это!

      neikurs.com