Определение самооценки дошкольников

Оглавление:

Тест на определение самооценки детей «Дерево»

Чтобы определить, какова самооценка ребёнка, возникают ли у него трудности в учёбе или общении со сверстниками используется проективная методика «Дерево». Это достаточно ненавязчивая психологическая методика, не требующая ответов на множество вопросов. Ребёнку достаточно только выбрать человечка на картинке, чтобы определить уровень самооценки ученика. Используется эта методика с детьми младших классов. Достаточно эффективна в определении уровня самооценки первоклашек. Родители дома также могут использовать данную методику.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.

стимульный материал к тесту

Каждый ребёнок получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Ученикам не предлагается вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Инструкция детям: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства интерпретации номера на каждой из фигурок человечков подписаны.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 ученики не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

nashidetci.ru

Методический кабинет

«Изучение самооценки и оценки личностных качеств дошкольников».

«Изучение самооценки и оценки личностных качеств дошкольников».

Исследования самооценки или как узнать, кого Вы воспитываете «Принца» или «Лягушку»?

«Принц» и «лягушка» — всего лишь психологические понятия, которые в психологии личности ввел знаменитый психолог Эрик Берн. Он занимался исследованием личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности и делил всех людей на «принцев» и «лягушек».

«Принцами»он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать строить планы, ставить цели и успешно достигать.

«Лягушками»— людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и не способных достигать успеха. По мнению Берна, все люди рождаются «принцами» и лишь потом, в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращаются в «лягушек».

Ребёнок приходит в мир чистым и свободным. А затем. В его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются, кто? Правильно – родители. И тогда из ребёнка формируется личность.

Изучение самооценки дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражения им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности общения с взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребёнок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Занижение оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в тоже время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребёнка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребёнка о результатах своих действий. Независимость отношений между матерью и ребёнком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение собственной личности и является основной причиной развития у ребёнка низкой самооценки.

Дети, посещающие детский сад, как правило, активно обращаются к сверстникам по самым разным поводам. При сильном эмоциональном возбуждении они всегда устремляются именно к другому ребёнку, а не к взрослому, взаимодействие детей очень свободное и раскованное.

Методики изучения самооценки дошкольников.

Исследование самооценки – это оценка личностных качеств, возможностей человека.

Методика определения эмоциональной самооценки (автор Захаров).

Представьте, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Норма для ребёнка 3-4 круга, первый круг завышенная самооценка, далее пятого-заниженная.

www.berezka-rudnogorsk.nilimsk.ru

Особенности самосознания и самооценки дошкольников

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

• ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

• происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка

• Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

• Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

• Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

• Происходит обобщение переживаний.

• Возникает внутренняя жизнь ребенка.

• Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

В психическом развитии человека, развитие и формирование умений играет важнейшую роль. Ценность личности человека измеряется в большей мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание им своих умений занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих умений является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение, как фактор формирования лучших качеств личности.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление сравнивать себя с другими, оценивать. Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.

Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как и понятиями « плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».

Однако большинство детей пяти-семи лет правильно пользуются этими сравнениями, и там, где в своей оценке они могут опереться на конкретный наглядный материал, дети употребляют эти понятия адекватно.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать эти особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать своих недостатков, отрицательных качеств. Большинство детей оценивает себя с положительной стороны косвенным путем. На прямо поставленные вопросы: «а ты какой? Хороший, умный, плохой? Почему ты так считаешь?» — дети обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». «Я не всегда балуюсь…». «А я могу считать до 10». «Может быть, хороший, не знаю…»

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д.

Оставаясь маленьким ребенком, он не утрачивает своей эмоциональности в оценке, которая, как уже говорилось, проявляется в преувеличенной положительной оценке самого себя. Отсюда не делание оказаться последним. В тоже время старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Такова общая характеристика нормального развития самооценки. Но к сожалению она распространяется не на всех детей. Широко известно что существуют различные индивидуальные варианты в развитии самооценки. Существуют дети с завышенной и заниженной самооценкой. И в этих случаях они будут вести себя несколько иначе. Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места. Он скорее всего поставит его ближе к последним. Или вообще не захочет участвовать в конкурсе. В то время как, ребенок с завышенной самооценкой наоборот будет всем доказывать, что его рисунок лучше всех. И если с ним не согласятся, то он еще долгое время может обижаться, капризничать и всякими способами показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы.

doshkolnuk.com

Методика «Лесенка»: для дошкольников

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Цель и характерные особенности графической методики

Над формированием самооценки можно и нужно работать. Часто достаточно внешне взглянуть на ребенка или взрослого, чтобы понять, что происходит с его самооценкой. Но иногда не все так просто. Человек может чувствовать себя комфортно и непринужденно в компании знакомых, родных людей и совершенно теряться перед незнакомой аудиторией. Все потому, что он чувствует себя хуже, менее успешным или еще по каким-то субъективным причинам не достойным остальных.

Чтобы вовремя распознать такие отклонения в формировании самооценки у ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой, среди дошкольников периодически устраивают психологические тестирования.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Для благополучного развития личности ребенка большую роль играет наличие правильной и адекватной самооценки. Поэтому для того чтобы выявить самооценку ребенка-дошкольника, узнать его отношение к самому себе и понять как, по его мнению, относятся к нему его ровесники, существует диагностическая методика «Лесенка».

Различают два вида данной методики:

  1. Диагностика детей дошкольного возраста;
  2. Диагностика детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является определение особенности самооценки ребенка, то есть отношение к самому себе. Представление ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люди.

Для проведения данной методики нужны самые обыденные канцелярские принадлежности: лист бумаги и карандаш. На листе необходимо нарисовать лесенку с 7 ступеньками и фигурку человека, которую можно вырезать из более плотной бумаги. Все ступеньки имеют одинаковый размер, кроме 3 – она более широкая.

Процедура исследования самооценке заключается в беседе с ребенком. Ему предъявляют рисунок с изображением лесенки, поместив фигурку обследуемого ребенка на среднюю самую широкую ступень. Объясняют, что данной фигуркой является он. На ступеньке выше ставят хороших детей. На самую высокую ставят самых лучших ребят. И в обратном направлении. На самой нижней ступеньки стоят плохие дети, а те, что повыше — не очень хорошие. Задание может быть непонятно ребенку, поэтому необходимо повторить еще раз условия его выполнения.

Некоторые педагоги немного меняют правила исследования. Например, ребенку самостоятельно дают право выбрать ступеньку. И очень часто дети ставят фигурку «себя» на высшую ступень. Это считается нормой дошкольного возраста. Намного хуже обстоят дела, когда ребенок преднамеренно ставит себя на самые низшие ступени, или вовсе на последнюю. Результат в таком случае говорит наличии отрицательного отношения самому к себе. Данное заключение является серьезным нарушением структуры личности.

Порой это состояние ведет к депрессивному и нервозному поведению у дошкольников. В таких случаях дети думают, что родители их любят за хорошее поведение. А дети не могут быть постоянно хорошими, при этом еще и не соответствуя идеальным взглядам родителей. В таких семьях дети сомневаются в силе любви родителей.

Такая же ситуация просматривается, когда с ребенком не занимаются дома, не уделяют должного внимания. Опека и чрезвычайный контроль, крайний авторитаризм и пренебрежение ребенком и приводит именно к таким результатам. Конечно, для уточнения результатов, ребенку задаются вопросы. И куда будут обстоять дела хуже, если ребенок посчитал, что именно родители ставят его на эти «низкие» ступени.

Инструкция к проведению тестирования

Самооценка ребенка с помощью диагностической методики «Лесенка» подразумевает определенное количество простых вопросов. Взрослыми задаются вопросы, которые он регистрирует сразу в своем блокноте. Данные вопросы раскрывают тайну отношений родителей к ребенку с точки зрения самого дошкольника. Например, куда на лесенке тебя поставят тебя взрослые – мама, папа, бабушка, воспитатель. В ответах ребенка важно, чтобы кто-то из близких людей определил ему место на самых верхних ступенях лестницы. Такой ответ будет считаться проявлением комфортного самоощущения, которое напрямую связано с чувством защищенности.

«Лесенку» можно проводить как в дошкольных учреждениях, так и дома. При необходимости выявить самооценку ребенка и отношения к нему сверстников проводят исследования в домашних условиях, с теми же правилами. Также проводить данную методику можно как индивидуально, так и групповым составом, например, группой в детском саду.

Исследование самооценки ребенка проводят, когда ребенок находится в хорошем настроении и позитивно настроен на работу. При работе с ребенком важно использовать простые слова антиподы. Слова «хорошие» и «плохие» заменяют на «добрые» и «злые».

Инструкция выполнения при индивидуальном занятии.

Ребенка просят представить следующую ситуацию и ответить на вопросы.

«Перед тобой лесенка. Если рассадить на ней ребят, то на трех верхних ступеньках будут сидеть самые лучшие и добрые ребята. Они очень послушны и не хвастливы, а еще они добрые, сильные и умные. Чем выше ступенька, тем лучше они проявляют себя. А вот на трех нижних сидят не очень хорошие дети, особенно на самой нижней ступени.

Ребята здесь расположились балованные, глупые, злые и завистливые. Они плохи, самые плохие и очень плохие. На самой широкой части лесенки находятся и не плохие и не хорошие дошкольники. Куда бы ты поставил себя? (если, согласно другой методике, ребенку определили место на средней ступени, то вопрос последний не задается). Почему ты принял именно такое решение? А куда бы ты поставил папу, маму, брата?»

Все это время необходимо фиксировать, как ребенок справляется с поставленной целью, какие аргументы он учитывает и учитывает ли их вообще? Если по каким-либо причинам ребенок не дает поясняющих ответов самостоятельно, необходимо ему подсказывать, задавать наводящие вопросы: «Почему ты сюда не поставил? Как так произошло?»

Инструкция выполнения при групповом занятии

Инструкция выполнения при групповом занятии похожа на предыдущий вариант изучения самооценки. Разница заключается в том, что «Лесенку» рисуют на доступных всем участникам зонах видимости, например, на настенной доске. Важно, что ни в том, ни в другом случае номера ступенькам не присваивают. Групповые занятия показывают степень важности каждого человека в участии самооценки дошкольником. Такие «беседы» проводят в детских садах.

При групповых занятиях исключается возможность работы более детально с каждым обследуемым. Иногда по результатам групповых вариантов исследования отбирают кандидатов на индивидуальные беседы.

Интерпретация результатов тестирования

Для интерпретации результатов используют следующую таблицу типа самооценки.

childage.ru

Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Уманец, Любовь Илларионовна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Уманец, Любовь Илларионовна

ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ’И МЕТОДИКА

1.1. Самооценка как фориа проявления самосознания.9

1.2. Изучение роли самооценки дошкольников в процессе общения и деятельности .29

1.3. Цель, задачи и методика исследования.43

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.46

2.1. Принципи построения констатирующего эксперимента

2.2. Динамика притязаний детей среднего и старшего дошкольного возраста в реальных и воображаемых игровых ситуациях.52

2.3. Связь самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста с ожидаемой оценкой группы при выборе игровых ролей.58

2.4. Влияние самооценки на характер игрового общения детей старшего дошкольного возраста.63

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СА-, ЮОЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В > ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.84

3.1. Принципы построения формирующего эксперимента, его задачи и содержание.84

3.2. Оптг ?!зация оценочных отношений детей в условиях pas. чной организации игр.90

3.3. Совершенствование игровых взаимоотношений детей как показатель изменения особенностей самооценки, свидетельствовавших о ее формировании контрольный эксперимент/ . 117

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование самооценки старших дошкольников в игровой деятельности»

Генеральный секретарь ЦК КПСС , Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко подчеркивал:1′ Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса" [12] .

Решению этой задачи подчинено постановление ЦК КПСС "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". В нем особое внимание уделяется необходимости воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости и других моральных качеств личности. Процесс формирования нравственных качеств личности, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, требует ее активности, связанной с развитием способности оценивать себя как субъекта деятельности и общения и регулировать на этой основе свое поведение в соответствии с нормами морали.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем,что на современном этапе коммунистического строительства в нашей стране возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.

По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает прежде всего развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также — партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым услоI вием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.

Самооценка,будучи одной из форм проявления самосознания, изучалась в русле этой проблемы советскими и зарубежными авторами.

Методологические основы развития самосознания раскрыты и обоснованы рядом советских ученых (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, И.С. Кон , Г.С.Костюк, М.И.Лисина, Ф.Т.Михайлов, С.Л.Рубинштейн, В.В. Столин , П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова).

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Авторы, опираясь на диалектико-материалистические принципы развития самосознания личности, разработанные в марксистской психологии, показали, что внешние социальные факторы оказывают решающее воздействие на формирование самооценки ребенка. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей,указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка,являясь неотъемлимым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.

Как свидетельствует анализ литературы, основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьного возраста (Л.И.Божович, М.И.Боришевский, М.Л.Гомелаури, А.А.Ершов, Л.М.Запрягалова, Я.С.Коломинский, А.П.Копылова, А.И.Липкина, JI. Г. Под о л як, Е.И.Савонько, Л.С.Сапожникова, В.Ф.Са4мн, Л.С.Славина, Г.А.Собиева, С.П.Тищенко, А.Л.Шнирман, Г.^.Юферева).

Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е.Анкундинова, В.А.Горбачева),посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа "Я", представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (И.Г.Димитров, А.И.Силвестру, Е.О.Смирнова, Л.П.Почеревина, С.Г.Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста "собственно осознаваемых" форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова).

Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем,как указывается в психологической литературе (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического — регуля-торная.

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д.Б.Эльконин). В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том,что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специального руководства игровой деятельностью мезвду детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети — "диктаторы" — чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как,например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В.Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием — самомнением [46, с. 218] . Раскрывая "коварство" рефлективных отношений, Э.В. Ильенков писал:»Данный человек лишь потому «король»,приводит пример К.Маркс,что другие люди относятся к нему как "подданные". Между тем сами они считают себя "подданными" потому, что он -"король" [там xeJ .Тем самым снижается воспитательная ценность выполнения детьми игровых ролей для формирования у них нравственного отношения к сверстнику и соответственно развития таких свойств, как доброжелательность, способность сопереживать. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.

В связи с вышеизложенным.,наш была поставлена цель выявить условия, при которых самооценка становится фактором совершенствования игровой деятельности детей и создает предпосылки для повышения уровня их взаимоотношений в этом виде деятельности на нравственной основе.

Предмет исследования составляют особенности самооценки дошкольников в игре и условия ее формирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.

При постановке эксперимента мы исходили из следующего предположения : условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями, возрастанию рефлексивности, благодаря чецу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

2. Раскрыть психологический механизм влияния оценки группы на самооценку старших дошкольников.

3. Обнаружить факторы, повышающие степень соответствия самооценки ребенка оценке его игровой группой сверстников.

4. Исследовать условия формирования самооценки старших дошкольников в игровой деятельности.

Новизна исследования состоит в том, что автор экспериментально изучил особенности развития самооценки в игровой деятельности старших дошкольников,обнаружил психологические механизмы влияния ожидаемой оценки группы на самооценку ребенка и показал,что условиями формирования самооценки выступают такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в процессе их игровой деятельности, при которых развивается способность ребенка к рефлексированию игровой оценки и одновременно, благодаря опыту проявления нравственной активности, обогащается содержание самооценки.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается: а) в углублении знаний о свойствах самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста в их игровой деятельности; б) раскрытии психологического механизма влияния ожидаемой оценки игровой группы на самооценку старших дошкольников и в) обнаружении влияния индивидуальных особенностей самооценки на характер игрового общения детей.

Практическая значимость исследования выражается в изучении условий оптимизации оценочных отношений в игровой группе старших дошкольников и повышении на этой основе регулятивной функции самооценки детей этого возраста. В работе показано значение формирования самооценки для совершенствования творческой игры детей и развития их нравственных взаимоотношений на основе готовности действовать морально при исполнении игровых ролей.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая, детская и возрастная психология», Уманец, Любовь Илларионовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями и возрастанию рефлексивности, благодаря чеыу развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых отношений.

Изучение особенностей самооценки детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни в игре обнаружило, что испытуемые среднего дошкольного возраста не изменяют своих притязаний — выполнять главные игровые роли — под влиянием ожидаемой оценки группы. В старшем дошкольном возрасте зафиксирована относительно устойчивая динамика игровых притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том,что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. Механизм влияния ожидаемой оценки группы на самооценку старших дошкольников обусло вливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.

В зависимости от степени соответствия самооценок старших дошкольников оценке их игровой группой, а также связи с характером игрового общения, выделено четыре подгруппы испытуемых , обнаруживающих тенденции в игровом поведении к лидерству, конформизму, конфликтности и отчуждению. Трудности дошкольников в регуляции их игровой деятельности, отражающие указанные тенденции, связаны прежде всего с неправильным рефлексированием ими групповой оценки, а также недостаточным нравственным опытом оценивания личностных достоинств партнеров по игре.

С целью создания условий, которые обеспечивали бы целенаправ- ‘ ленное формирование таких особенностей самооценки старших дошкольников как ее реалистичность и рефлексивность, а также обогащения содержания самооценки детей этого возраста нравственными критериями предпринят психолого-педагогический формирующий эксперимент. Разработана программа формирующего эксперимента, включавшая различные формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности,благодаря которым оценка и самооценка становились одним из необходимых мотивационных компонентов этой деятельности. Мотивационное значение оценки и самооценки включенных непосредственно в игру, обнаруживалось в повышении познавательной и нравственной активности ребенка, направленной на осознание им своих игровых достижений и характера отношений со сверстниками по поводу игры.

Формами оптимизации оценочных отношений детей в игре выступили : а) обогащение положительного опыта сравнения ребенком под руководством воспитателя своих достижений в различных играх с результатами сверстников; б) практическое использование детьми нравственных 1фитериев, которыми вооружал их воспитатель при оценке успешности выполнения совместных игровых заданий; в) осуществление ребенком функций организатора игры и повышение на этой основе его потребности в нравственной оценке себя сверстниками — партнерами по игре.

Положительные сдвиги в проявлении регулятивных свойств самооценки, зафиксированные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что применявшиеся в исследовании формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности выступили действенными условиями формирования самооценки детей этого возраста.

Выявленные нами особенности самооценки детей и условия ее формирования в дошкольном возрасте позволили сформулировать практические рекомендации, которые были широко апробированы. Результаты апробации свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм оптимизации оценочных отношений детей в игре в практику дошкольных учреждений с целью улучшения их работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Решение задач, стоящих в области развития самосознания до-т школьников в качестве регулятора их нравственной активности, требует дальнейшего изучения индивидуальных особенностей самооценки детей этого возраста, устойчивость проявления которых обуслоллена по видимо*^ условиями воспитания детей в семье. Изучение этих условий способствовало бы разработке новых методов дифференцированного подхода к детям при формировании их самооценки. а/ средняя группа б/ старшая группа в/ подготовительная группа

Условные обозначения: УПв — уровень притязаний в воображаемых игровых ситааци ях

УПр-уровень притязаний в реальных игровых ситуациях ОГ- оценка группы Ранги ролей: Б — высокий, С — средний, Н — низкий

Динамика уровня притязаний детей 5-7 лет в реальных и воображаемых игровых ситуациях оо’

СО — самооценка, ОГ — оценка группы а д н в/ подготовительная группа

Показатели самооценки и оценки группы в зависимости от возраста детей

www.dissercat.com

Развитие самооценки у дошкольников

Развитие самооценки у дошкольников

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как физическому, духовному и общественному существу. Решающую роль в отношениях с окружающими людьми играет наше представление о себе. Осознание себя появляется на втором году жизни. В возрасте приблизительно полутора лет дети узнают свои лица и показывают себя на фотографии, называя свое имя. Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей происходит в конце раннего возраста. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. А. В. Петровский отмечает, что в раннем возрасте, совершая объективно положительные поступки (принести маме тапочки, подать воду и т. п., дети не отдают отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которую дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференциация того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они научаются оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить и свои собственные поступки. Так развивается самооценка. Л. И. Божович, Н. А. Менчинская считают, что к концу раннего возраста в самосознании ребенка появляется центральное новообразование – «система я» и потребность действовать самому, потребность в реализации и самоутверждении своего Я. После возникновения «системы я» в психике ребенка появляется следующее новообразование – самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослого, «быть хорошим». В. С. Мухина, Л. А. Венгер, исследуя проблему формирования самосознания у дошкольников, отмечают, что, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт того, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, своих качествах. У младшего дошкольника нет еще обоснованного, правильного мнения о себе. Ребенок приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, даже не зная, что они собой представляют. Когда одного ребенка, утверждающего, что он аккуратный, спросили, что это значит, то он ответил: «Я не боюсь». Чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать сначала других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Но это происходит не сразу. Сначала дети повторяют оценку, высказанную взрослыми. То же самое происходит и при самооценке: «Я хороший, потому что мама так говорит».

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинается строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества.

Самооценка — одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности. Самооценка определяет те свойства характера человека, которые он сам считает в себе самыми важными. Один выделяет такие качества, как доброта, другой же придает особое значение тому, интересный он человек или нет. В зависимости от возраста у детей в описании себя постоянно меняются категории. До семи лет, считают английские ученые, дети характеризуют себя в основном с внешней точки зрения. Они называют определенные заметные свойства, такие, как цвет волос, рост или любимое занятие. Они не отделяют внутренний мир от своего поведения и описания внешности

Одновременно с формированием представлений о себе дети оцениваю свои качества, на основе чего формируется самооценка. Психологические процессы самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Часть Я-Концепции может быть окрашена положительно или отрицательно, часть может быть нейтральной. Тот факт, что у человека темные или светлые волосы и тихий голос, входит в Я-концепцию, но свойства эти не рассматриваются как хорошие или плохие. Понятие самооценки, наоборот относится к тому, как человек оценивает свои собственные качества.

С. Г. Якобсон в своих исследованиях делает вывод о том, что регуляция морального поведения возможна уже в конце дошкольного возраста. После 5 лет возникает интерес детей к нормам и правилам поведения как ориентирам и основаниям для произвольного управления своим поведением. К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими.

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько отмечают, что в старшем дошкольном возрасте самооценка приобретает ряд возрастных особенностей. Самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Критерии самооценки в значительной степени зависят от педагога. Б. Г. Ананьев по этому поводу говорил, что оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитателя. В исследованиях установлена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы в группе. Оказалось, что дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит положение их в группе. Так, по данным исследования Т. В. Юркевич адекватно оценивали свои успехи в учебной деятельности 57% детей посещающих первый класс школы, на овладение которой обращал повышенное внимание педагог. В игровой деятельности 70% дошкольников оценивали себя адекватно, данная деятельность подвергалась частой педагогической оценке. Данные результаты подтверждают вывод о влиянии оценки педагогов на самооценку детей.

Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов наблюдается в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Эту особенность должны использовать воспитатели и родители при формировании самооценки у ребенка. Учеными установлено, что дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижают самооценку.

Л. И. Уманец считает, что развитие самооценки у дошкольников происходит при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект деятельности. Регулятивная функция самооценки, по мнению автора, успешно развивается в игровой деятельности. Автором изучены особенности проявления регулятивной функции самооценки детей среднего и старшего дошкольного возраста, раскрыты механизмы влияния оценки игровой группы на самооценку старших дошкольников, выявлены формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности. Остановимся более детально на анализе проведенного исследования. Особенности самооценки в своем исследовании Л. И. Уманец рассматривал прежде всего в связи с выбором ролей; в качестве динамической характеристики самооценки использовались изменения притязаний ребенка исполнять ту или иную роль. Высокому уровню притязаний отвечал выбор детьми главных ролей, средний уровень притязаний был связан с выбором ролей помощников исполнителей главных ролей; низкий – с выбором рядовых ролей. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в воображаемых ситуациях дети всех возрастных групп выбирали для себя, как правило главные роли. В реальных игровых ситуациях была зафиксирована динамика притязаний. Она оказалась различной у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Так, испытуемые среднего дошкольного возраста не снижали свои притязания в реальных игровых ситуациях, претендуя на главные роли. При этом ожидали, что сверстники оценят их так же высоко. Дети старшего возраста изменяли свои притязания, включаясь в реальные игры: 22% испытуемых старшей группы и 61% подготовительной в условиях игр со сверстниками не выбирали главные роли. В старшем возрасте проявилась тенденция сближения самооценки с групповой.

Экспериментальные данные показали, что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста. Механизм данного влияния обусловливает сближение самооценки с групповой оценкой. Л. И. Уманец в своем исследовании показал. Что для изучения игровой деятельности дошкольников, особенно творческих игр, требуется разработка нового подхода. По мнению ученого, важно, чтобы каждый ребенок стал объектом положительного оценивания (на нравственной основе) со стороны других детей группы. Тем самым создаются предпосылки для повышения уровня реалистичности самооценки. В свою очередь, реалистичность, рефлексивность и нравственное содержание самооценок обеспечивают развитие их регулятивной функции. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности ученый выделяет наиболее существенные:

• собственные достижения и их самооценка;

• соотнесение своей оценки с общественной оценкой;

• отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности.

Анализ исследований М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой позволил выделить основные направления в развитии самооценки дошкольника:

1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3) возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе. Самооценка дошкольников опирается на учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Способность к самооценке ориентирует ребенка в его общении с окружающими. Самооценка является наиболее сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться со взрослыми не только по поводу внешних действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний. Понимание собственных переживаний возникает через высказывание вслух и осмысление их значения для себя. Развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Таким образом, в период дошкольного детства формируется особое миропонимание, которое включает общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.

«Развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе» По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е. Е Кравцова.

Что стоит за формированием личности дошкольника? Что стоит за формированием личности дошкольника? Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог МАДОУ.

www.maam.ru

Формирование самооценки младшего школьника.

школьников в условиях

Я учитель начальных классов, а начальная школа работает по ФГОС, где все программы нацелены на достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты стоят на первом месте.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности. Самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

Существует несколько определений самооценки, я выбрала самую понятную и простую.

Самооценкаэто необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Но в первую очередь формирование самооценки направлено на повышение уровня качественной успеваемости учащихся, и на становление сознания и личности ученика в целом.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст. Именно в этот период начинается организованное обучение. И во многом от учителя зависит , будет ли развитие самооценки активным. Ведь в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).Учитель должен демонстрировать положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Появилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что осмыслив свои результаты , он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.Трудность лишь в том , чтобы добиться правильной самооценки.

Существует 3 типа самооценки.

Адекватная — соответствует действительным способностям и возможностям человека;

Завышенная — человек переоценивает себя

Заниженная — человек недооценивает себя

Я рассматривала умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности и личности в целом.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

2. «Дерево успехов».

3. «Сравнение с эталоном».

4. «Карточка сомнений».

При использовании любой из этих форм необходима инструкция по нормам оценки работы. По мере необходимости учитель корректирует оценку с помощью вопросов.

— Какова была цель задания?

-Удалось получить результат (решение, ответ)?

-Правильно или с ошибкой?

-Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (интерактивной доске) плод, цветок или листок. Я использовала яблоки разного цвета.

Красное яблоко — все удалось.

Жёлтое яблоко- неплохо поработал, но что-то не совсем получилось.

Зелёное яблоко — сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь .

Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

Я использовала методику А.И. Липкиной «Три оценки». Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: «Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:

Уровень самооценки определяла по следующему noказателю: — совпадение или несовnaдение самооценки с оценкой учителя.

Работу выполняли 16 человек. У 10 учащихся самооценка совпала с оценкой учителя .У 6 учащихся самооценка не совпала с оценкой учителя. У двух из них самооценка заниженная ,у 4 завышенная.

Формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Уровень самооценки проявляется в поведении.

Детям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

Методики определения самооценки.

Для определения формы самооценки у младших школьников мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в моем классе, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 18 учащихся.

3.Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.

4. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

— зная критерии учебной оценки более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;

— повысился уровень ответственности за учебную деятельность;

-получили навыки взаимооценки с аргументированием своего мнения.

Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность. Но на данном этапе воспитания преобладает завышенная самооценка личности, что свойственно младшему школьнику. Следует отметить, что в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия, задумываются над вопросом «Какой я?».

Таким образом анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, и оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся ,что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.

Учить слушать других.

3. Воспитывать чувство сопереживания.

4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.

5. Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки

Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

Вовлекать учащихся в коллективную работу.

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Список используемой литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. Начальная школа, №15, 2006

2.Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

3.Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. М:, Педагогическое общество России, 2005

4.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М:, Педагогическое общество России, 2005

5.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.

infourok.ru