Методика шкала самооценки тревожности

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня тревожности.

    1. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
    2. Думать о своем будущем 01234
    3. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
    4. Пишешь контрольную работу 01234
    5. На тебя не обращают внимания 01234
    6. У тебя что-то не получается 01234
    7. Тебе грозит неудача, провал 01234
    8. Сдаешь экзамены в школе 01234
    9. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
    10. Предстоит важное, решающее дело 01234
    11. Сравниваешь себя с другими 01234
    12. Оценивается твоя работа 01234
    13. Тебе надо принять для себя решение 01234
    14. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

    Методика включает ситуации трех типов:

    Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

    psylist.net

    «Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана по прин­ципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо пе­реживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.

    Преимущество шкал такого типа заключается в том, они позво­ляют определить области действительности, являющиеся для школьников основными источниками тревоги. Кроме того, выпол­нение подобного тестового задания в меньшей степени (по срав­нению с обычными опросниками) зависит от уровня развития ре­флексии учащихся.

    Цель методики. С помощью данной шкалы можно выявить уро­вень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межлич­ностная тревожность) и представление о самом себе (самооценоч­ная тревожность).

    Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нор­мы для учащихся 8-10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11 -м клас­сах. Ниже мы приводим среднегрупповые нормы для этих парал­лелей, рассчитанные на выборках из 213 и 152 учащихся, соответ­ственно.

    Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в ин­дивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебно­го дня, в отсутствии учителей и классного руководителя.

    Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит ин­струкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя уча­щегося, его возраст и дата диагностики.

    Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них мо­гут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

    Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите круж­ком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

    Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обве­дите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас — обведите цифру 1.

    Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспо­койство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

    Если она для вас сильно неприятна и вызывает сильное беспо­койство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

    Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — обведите цифру 4.

    Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситу­ацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой сте­пени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

    Текст методики приведен ниже.

    Пример: Перейти в новую школу 0 1 2 3 4

    Отвечать у доски 0 1 2 3 4

    Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

    Участвовать в соревнованиях, конкурсах, 0 1 2 3 4 олимпиадах

    Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

    Думать о своем будущем 0 1 2 3 4

    Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить- 0 1 2 3 4

    Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4

    На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 0 1 2 3 4 (наблюдают во время работы, решения задачи)

    Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4

    После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4

    На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4

    У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4

    Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4

    Тебе грозит неудача, провал 0 1 2 3 4

    Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4

    Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4

    На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4

    Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4

    Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4

    Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4

    С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4

    Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4

    Проверяются твои способности 0 1 2 3 4

    На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4

    На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4

    Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4

    Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4

    Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4

    Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4

    Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

    Обработка результатов. По окончании тестирования подсчи-тывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.

    Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл. 8.

    Следует отметить, что стандартизация тестовых норм для всех параллелей проводилась в городских школах, поэтому данные тес­товые нормы для сельских школьников неприменимы. При рассчете половозрастных норм для нестандартизированной выборки можно опираться на алгоритмы расчета «выборочных» норм (Си­доренко Е. В., 2000; Наследов А. Д., Тарасов С. Г., 2001).

    Нами получены данные, позволяющие расширить возрастной диапазон применения Шкалы тревожности (табл. 9).

    При интерпретации полученных данных следует обратить вни­мание на учащихся, показавших «повышенные», «высокие» и «очень высокие» значения школьной тревожности, а также попав­ших в зону «чрезмерного спокойствия». Если показатели «повы­шенной», «высокой» и «очень высокой» школьной тревожности прямо указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьной ситуаций, то показатель «чрез­мерного спокойствия» свидетельствует о «скрытой» тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо со­знательно отрицаемой им.

    Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 757 | Нарушение авторских прав

    mybiblioteka.su

    Оглавление:

    Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»

    Автор Ч. Спилбергер.

    Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность — тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность — тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.

    Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.

    Оценка реактивной тревожности

    Оценка личностной тревожности

    Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности — 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности — 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.

    Методика «Мотивация аффилиации»

    Авторы А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов.

    Методика предназначена для диагностики двух обобщенных устойчи­вых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации: стрем­ления к принятию (СП) и страха отвержения (СО).

    Инструкция. Тест состоит из двух шкал: СП и СО. Он включает ряд утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мне­ний и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением испытуемый ставит на бланке для ответа знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»). После прочтения (или прослушивания) утверждения испытуе­мые не должны тратить много времени на обдумывание ответов, а долж­ны дать тот ответ, который пришел первым на ум. В тексте нет «хоро­ших» или «плохих» утверждений, поэтому участники обследования не должны стараться произвести своими ответами приятное впечатление, свое мнение им следует выражать искренне.

    1. Ялегко схожусь с людьми.

    2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

    3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общи­тельным и дружелюбным.

    4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

    5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

    6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от ком­пании.

    7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

    8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на ожив­ленном курорте.

    9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

    10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

    11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

    12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

    13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дру­жеским узам.

    14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший спо­соб завести друзей.

    15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посовету­юсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

    16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

    17. У меня очень много близких друзей.

    18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

    19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

    20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

    21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

    22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаж­даться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

    23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

    24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рас­считывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

    25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

    26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

    27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

    28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не поте­рять личную свободу.

    29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.

    30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

    1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

    2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

    3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при

    4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

    5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

    6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, кото­рые меня не любят.

    7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

    8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

    9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

    10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это про­пущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

    11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

    12. Мне трудно отказывать людям.

    13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

    14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

    15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

    16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

    17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

    18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня крити­чески.

    19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

    20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику.

    21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

    22. Временами я уверен, что никому не нужен.

    23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзыва­ется в мой адрес.

    24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

    25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

    26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

    27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

    28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

    29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

    30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

    Шкала СП.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 3, 4, 6, 8 — 11, 13, 16 — 19, 23 — 25, 27 —29 и за ответы «нет» по по­зициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

    Шкала СО.Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 — 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.

    Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше тако­вой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявля­ется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутрен­него дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

    poisk-ru.ru

    Методика шкала самооценки тревожности

    Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

    Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

    Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

    На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

    Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

    • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
    • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
    • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
    • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
    • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

    Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

    www.1-source.ru

    Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

    Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

    Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

    Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков звукового анализа и синтеза

    Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

    Методика «Шкала тревожности» Кондаша

    Назначение: методика диагностики тревожности по шкале тревожности.

    Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во — первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

    Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

    Методика включает ситуации трех типов:

    1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

    2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

    3) ситуации общения.

    Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

    Таблица 1 Виды тревожности

    Номер пункта шкалы

    Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

    В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

    Таблица 2 Уровень тревожности

    Уровень различных видов тревожности, баллы

    2. Несколько повышенная

    5. «Чрезмерное спокойствие»

    Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

    Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

    Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

    Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

    Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

    Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

    Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

    Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

    Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

    Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

    Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

    Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

    Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2.

    Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

    Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

    Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

    1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4

    2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

    3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, в олимпиадах 0 1 2 3 4

    4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

    5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4

    6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4

    7. Тебя критикуют, в чем- то обвиняют 0 1 2 3 4

    8. На тебя смотрят, когда ты что- нибудь делаешь (наблюдают за тобой

    во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4

    9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4

    10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4

    11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4

    12. У тебя что- то не получается 0 1 2 3 4

    13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4

    14. Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4

    15. слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4

    16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4

    17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4

    18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4

    19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4

    20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4

    21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4

    22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4

    23. Проверяют твои способности 0 1 2 3 4

    24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4

    25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4

    26. Замолчали, когда ты подошел 0 1 2 3 4

    27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4

    28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4

    29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4

    30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

    psmetodiki.ru

    Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

    Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

    Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

    Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

    Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

    Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

    Методика включает ситуации трёх типов:

      Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

    1. Отвечать у доски 01234
    2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
    3. Разговаривать с директором школы 01234
    4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
    5. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
    6. После контрольной учитель называет отметки 01234
    7. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
    8. Слышишь за своей спиной смех 01234
    9. Выступать перед большой аудиторией 01234
    10. Не понимаешь объяснений учителя 01234
    11. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
    12. Проверяются твои способности 01234
    13. На тебя смотрят как на маленького 01234
    14. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
    15. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
    16. Думаешь о своих делах 01234
    17. Методика включает ситуации трех типов:

      1. ситуации, актуализирующие представление о себе;
      2. ситуации общения.
      3. www.psyoffice.ru

        Методика на тему «Шкала тревожности»

        Методика «Шкала тревожности»

        Цель: определение доминирующего вида и уровня тревожности учащихся.

        Инструкция: Вам будут перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

        1)если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, то ставьте цифру – 0;

        2)если она немного волнует, беспокоит Вас, то- 2;

        3)если ситуация для Вас крайне неприятна, если она очень сильно тревожит Вас, то- 3.

        1. Когда ты отвечаешь у доски на уроке.

        2. Тебя ругают взрослые (мама, папа).

        3. Встречаешься с ребятами из своего класса.

        4. Идёшь в гости к незнакомым людям.

        5. Остаёшься дома один.

        6. Сам подходишь с разговором к учителю.

        7. Не можешь справиться с заданием на уроке.

        8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

        9. Думаешь о своих делах.

        10. На тебя смотрят как на маленького.

        11. Ты часто плачешь? (если да- 3б, иногда- 2б, нет- 0б).

        12. Учитель неожиданно задаёт вопрос на уроке.

        13. Никто не обращает на тебя внимание на уроке, когда ты красиво и правильно выполнил работу.

        14. С тобой не согласны, спорят.

        15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе в подъезде.

        16. На тебя не обращают внимание, когда ты что-то делаешь играешь.

        17. Тебе снятся страшные сны (если да- 3б, иногда- 2б, нет- 0б).

        18. Учитель даёт трудное задание.

        19. Назначают в игре на главную роль.

        20. Оценивают твою работу дома.

        21. Не понимаешь объяснений учителя.

        22. Ребята смеются, когда ты отвечаешь на уроке.

        23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают страшные истории.

        24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь.

        25. На тебя сердятся взрослые.

        26. Учитель оценивает работу, которую ты делаешь.

        27. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что-то делаешь.

        28. У тебя что-то не получается.

        29. Ребята с тобой не играют, не дружат.

        30. Учитель тебе делает замечание на занятиях.

        1. Ситуации, связанные с процессом обучения в школе – учебная тревожность (УТ).

        2. Ситуации актуализирующие представление о себе – самооценочная тревожность (СТ).

        3. Ситуации связанные с процессом общения – межличностная тревожность (МТ).

        Подсчитывается количество баллов по каждому виду тревожности:

        к УТ относятся вопросы – 1,6,7,12,13,18,21,22,26,30;

        к СТ относятся – 5,8,9,11,17,19,20,23,24,28;

        к МТ относятся – 2,3,4,10,14,15,16,25,27,29.

        Стандарты (оценка по каждому виду отдельно):

        1. низкий уровень тревожности – сумма балов меньше 10;

        2. нормальный уровень – сумма баллов от 10 до 20;

        3. высокий уровень тревожности – сумма баллов больше 20.

        Номер материала: ДБ-338261

        Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

        Не нашли то что искали?

        Вам будут интересны эти курсы:

        Вы первый можете оставить свой комментарий

        Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

        Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

        Сертификат о создании сайта

        Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

        Грамота за использование ИКТ в работе педагога

        Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

        Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

        Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

        Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

        Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

        infourok.ru