Критерии самооценки человека

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, чаще всего, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные -достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно немало. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. К примеру, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может 1, снизиться, но в целом оставаться позитивной. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. 1 Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление ‘ образа реального с образом идеального , т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный , тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. И наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

azps.ru

Самооценка подростка

Как и в любом возрасте, самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. В случае с подростком самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразный регулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом.

Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается подростков, то их самооценка более ситуативно зависима в отличие от взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.

Как повысить самооценку подростку

Активное исследование специалистами самооценки подростков привели к достаточно интересным выводам. Если индивид уже в детском возрасте ощутил на себе влияние низкой самооценки, которая могла развиться из-за неправильного подхода в воспитании, то он в большей степени подвержен также формированию «подростковой депрессии». Что характерно, в некоторых случаях подобное состояние является своеобразным следствием низкой самооценки, а в некоторых – предшествует ей.

Специалисты также подчеркивают: оценивать собственную личность, а также ее успешность, ребенок начинает уже с 8-ми лет. При этом выделяют главные направления, которые он считает важными для себя на момент оценки. Это внешний вид, успеваемость в школе, физические возможности, принятие в социуме и общее поведение. Что касается подросткового возраста, то в нем успеваемость в учебе и уровень поведения скорее важны для родителей ребенка, а вот сам тинэйджер заостряет внимание на внешности, физических данных, принятии его среди сверстников.

У родителей, которые замечают за своим ребенком типичные признаки низкой самооценки и депрессивного состояния, задаются вопросом о том, как повысить самооценку подростку? В действительности это не так уж сложно, ведь прежде всего для этого необходимо, чтобы подросток ощущал понимание и поддержку со стороны социально значимых для него людей. Такими людьми могут быть не только сами родители, но и близкие друзья, или даже некоторые учителя, которые для подростка являются авторитетными людьми.

В семье важно умение сочетания воспитательных мир и простого принятия подростковых стремлений. Исследования специалистов показывают, что именно понимание, принятие и поддержка подростка в его интересах и целях – это едва ли не ключевой момент в формировании адекватной самооценки. Также можно судить о успеваемости в школе и отношениях с учителями, которые могут оказать влияние на оценку подростком своих возможностей и потенциала.

Из всего вышесказанного достаточно просто сделать вывод. Теплое и мягкое отношение к подростку, когда вы способны не просто навязывать ему какие-то определенные принципы и мораль, но также понять и принять его личные убеждения, крайне положительно сказываются на взаимоотношениях с ребенком, а также его самооценке. В то же время жесткое, холодное и одностороннее отношение к подростку могут привести к весьма плачевным последствиям, ведь если ребенок не ощущает поддержки и близости в семье – это отрицательно сказывается на его самооценке и психическом состоянии вообще.

Такие подростки склоны к тому чтобы обращать как можно больше внимания на свои неудачи и слабые стороны, им тяжело сфокусироваться на достижении результата, они все чаще предпочитают отказаться от попыток и риска достичь чего-нибудь. При этом за ними также замечается склонность к постоянной тревоге, выраженной агрессии и грубости.

Из этого следует, что для создания правильной самооценки у подростка, а она чаще всего бывает скорее заниженной, нежели слишком высокой, следует правильно к нему относиться. В этом плане психологи советуют применять так называемый «симметричный» стиль отношений, в основе которого лежит уважение к мнению и предпочтениям ребенка со стороны родителей. Такое своеобразное «партнерство» позволяет ребенку не оглядываться на рамки и нормы, заданные взрослыми, а формировать собственные критерии самооценки и своих возможностей, к тому же уважение подростка к самому себе во многом основывается на уважительном отношении со стороны взрослых.

Самооценка как таковая происходит из детства и основывается на методах воспитания, которые применялись к ребенку. При этом она выступает довольно важным свойством психики, которое регулирует поведение, отношения с другими людьми, рамки критичности относительно своих возможностей и успехов. Один из первых вестников низкой самооценки – это сомнения.

Испытывая их, подросток теряет массу возможностей, времени, потенциала, не решаясь перейти к реальным действиям и что-то изменить в своей жизни. Для человека с низким уровнем самоуважения такая линия поведения кажется выгодной в долгосрочной перспективе: отказываясь от попыток чего-либо достичь, то есть не рискуя, подросток тем самым защищает себя от негативных переживаний и чувств, связанных с возможной неудачей. Такое состояние склонно к аккумуляции, так что в конечном счете даже те дела, с которыми подросток ранее легко справлялся, становятся для него непосильными психологически.

Психологи дают конкретные советы, дающие возможность избежать подобного осложнения при правильном подходе в воспитании подростка:

  • Привейте ребенку с ранних лет привычку отказаться от сравнения себя с окружающими. Он должен понимать, что идеальных людей нет и всегда есть кто-что, кто лучше тебя в том или ином деле.
  • Отучите его ругать себя за какие-либо неудачи. В то же время ребенок должен привыкнуть принимать комплименты или похвалу.
  • Всегда одобряйте его успешные поступки и любые, даже самые маленькие достижения. Это научит ребенка ценить свои успехи.
  • Приучите подростка к положительным аффирмациям. Позитивное мышление и постоянный настрой на успех всегда положительно влияют на самооценку индивида.
  • Обратите внимание и на себя. Научитесь понимать и поддерживать своего ребенка. Постарайтесь выстроить взаимоотношения с ним таким образом, чтобы он ощущал уважение и внимание, а не давление с вашей стороны.
  • Оказывайте любую, моральную или же материальную поддержку подростка в его увлечениях и интересах.
  • перейти наверх

    Правильная самооценка подростка

    Вместе с тем, несмотря на возникающие в подростковый период проблемы, специалисты отмечают, что в этом возрасте закладывается адекватность самооценки у любого индивида. Это связанно с особенностями оценки подростками своих возможностей и критериев, имеющих для них особые значение. Оценка в подростковом возрасте куда более строгая и заниженная, что говорит об отсутствии вероятности слишком высокого самомнения и большем реализме. При этом количество критериев и качеств, которые охватывает правильная самооценка подростка, куда большее, нежели в детском возрасте.

    Подростки редко когда способны передать свои чувства и общее душевное состояние словами. Гораздо ярче они выражают их в своей деятельности, в увлечениях, повседневных занятиях, успеваемости в школе, отношениях со сверстниками. Характерно то, что в подростковом возрасте каждый индивид уже имеет некое представление о своем идеальном образе и даже нацелен на него, но большая разница между их текущим состоянием и желаемым идеалом слишком велика и зачастую травмирует их. Подростки достаточно самокритичны в отношении себя, и если эту черту характера направить в верное русло, она будет способствовать правильному выявлению и признанию собственных ошибок, самореализации.

    Самооценка личности подростка

    На данный момент достоверно известно, что нахождение в адекватном коллективе, где равномерно развиты как поддержка, так и конструктивная критика, способствует формированию нормальной здоровой самооценки личности. Это имеет и другую сторону. Когда подросток попадает в конкретную сформировавшуюся группу, у него возникает желание и потребность занять определенную нишу в ней.

    При этом он способен четко заранее сформировать для себя видение того, какие взаимоотношения развиваются между ним и коллективом. Если в реальности ему не удается добиться поставленной цели, то он ощущает эмоциональную неудовлетворенность, при этом самооценка личности подростка сильно падает. Именно подобные сложности в подростковом возрасте возникают чаще всего.

    Условия проживания, социальное окружение, привитые нормы этики, поведения и воспитания в целом – все эти вещи оказывают огромное влияние на дальнейшую успешность индивида. При этом все признаки очень индивидуальны, так что реализация коммуникации у каждого подростка своя, поэтому по определенному ряду признаков в общении, он легко поймет какое-то несоответствие и будет чувствовать себя неполноценным.

    Опаснее всего, если подросток не способен отыскать себя в обществе во время периода своеобразного внутреннего бунтарства, вызванного потребностью занять какую-то определенную социальную нишу. Ощущение отчуждения, бесполезности, непонимания со стороны родственников – все это в результате может сформировать в дальнейшем социально деструктивного человека. Именно правильно налаженные отношения в семье, а также преждевременная забота о формировании адекватной самооценки помогут избежать подобной ситуации и адаптироваться подростку в обществе.

    psytheater.com

    Критерии самооценки работы

    Критерии самооценки работы: Если вы не сделали не одной ошибки, то пройденный материал вы знаете на отлично; при 1-3 ошибках ваша работа оценивается как хорошая; вы поработали сегодня удовлетворительно, если допустили в таблице 6-5 ошибок.

    Физкультура 10 класс

    «Виды гимнастики» — Снарядовая гимнастика. Групповая гимнастика "Евротим". Водная гимнастика. Вечерняя гимнастика. Утренняя гимнастика. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18». Данная спортивная форма привлекает прежде всего юниорок девушек 14-18 лет. В последнее время распространилась одна из спортивно-конкурсных форм фитнесса. Виды гимнастики. Первый чемпионат по европейской гимнастике состоялся в мае 1996 г. в Финляндии.

    «Позвоночник и осанка» — Упражнения для осанки. Остеохондроз. Виды осанки. Радикулит. Ишиас. Люмбаго. Опыт. Межпозвоночная грыжа. Как предотвратить проблемы с осанкой. Заболевания позвоночника. Значение осанки в жизни человека. Осанка. Сколиоз. Что такое осанка.

    «Развитие олимпийского движения» — Первые игры современности прошли с большим успехом. Развитие олимпийского движения в России. Владельцы лошадей считались победителями. Возрождение олимпийской идеи. Олимпийские игры. Античные олимпийские игры. Современное олимпийское движение. VI Олимпийские игры в 1916 году не проводились. Бокс на Олимпийских играх был очень жестким видом. Интересные факты про олимпийские игры. Первый в своей истории Олимпийский хоккейный титул.

    «Чемпионат мира по футболу» — Мексика. Франция. США. Диего Марадона. Швейцария. Югославия. Известные игроки Английской премьер-лиги. Давид Бекхэм. Чемпионаты Европы. Бельгия. Кубок Европы. Чили. Аргентина. ФРГ. Уругвай. Италия. Япония. Бельгия. Стивен Джеррард. Чемпионаты мира по футболу.

    «Химия и красота» — Древний Египет. Очищающее и освежающее действие. Лак и паста для ногтей. Косметическая пудра. Химия и красота. Тушь для ресниц. Губная помада. Лак для ногтей. Срок годности. Пчелиный воск. Елизавета I. Меры предосторожности. Тени для век. Зубная паста. Тальк. Собственный стиль. Карандаш.

    «Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014» — Зимние Олимпийские игры Сочи-2014. Олимпийская медаль. Олимпийский стадион. Зимние Олимпийские игры 2014. Малая ледовая арена. Эмблема. Император Римской империи. Логотип города-кандидата. Современная Олимпиада. Конькобежный центр. Церемония открытия. Ледовый дворец спорта. Олимпийский огонь. Олимпиада. Большая ледовая арена. Олимпийские игры. Олимпийская эмблема. Пятиборье. Оливковый венок. Олимпийская клятва.

    5klass.net

    Критерии самооценки человека

    «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации пове­дения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбо­ра, контакты с людьми.

    Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представ­лений о себе — его Я-концепции.

    Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз выска­зывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки. Основа­ния для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом Я-образ понима­ется как установочная система; установки обладают тремя компонента­ми: когнитивным, аффективным и производным от первых двух по­веденческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнеде­ятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» 4 .

    И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соот­ветствующими внутренними приемами самопознания являются преиму­щественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема само­познания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.

    (Столин)В цикле проведенных нами исследований была сформулиро­вана концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и дей­ствует его самосознание.

    В качестве исходного принимается различие содержания Я-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки вы­раженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это пе­реживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовос­приятие и Я-образ.

    В содержании Я-образа выделяются две важнейшие образующие:

    1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объеди­няют субъекта с другими людьми, — присоединяющая образующая Я-концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образу­ющая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощу­щение своей уникальности и неповторимости.

    Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности чело­века, одновременно являющимся биологическим индивидом (организ­мом), социальным индивидом и личностью.

    На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызы­вается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности форми­руется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоеди­няющая составляющие. На уровне организма формируется также само­чувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности пот­ребностей организма в благополучии, целостности, функциональном сос­тоянии.

    На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальны­ми нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, ус­тавами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает чело­веку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет фор­мирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, соци­ально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я-образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей.

    На уровне личности активность субъекта вызывается прежде все­го потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реа­лизуется с помощью ориентации на свои собственные способности, воз­можности, мотивы. Поэтому в Я-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслу­чайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потреб­ность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

    Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты фактор­ного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включаю­щим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и бо­лее специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

    studfiles.net

    Своеобразным личным «барометром» человека является его самооценка. Ставя отметку тем или иным своим поступкам, индивид в конечном итоге формирует комплексное представление о собственной персоне. От того, насколько адекватно личность оценивает свои потенции, зависит успешность реализации ее жизненных проектов.

    Без анализирования своего «Я», его достоинств и недостатков, немыслима жизнь полноценного индивида. Истоки этой глубинной внутренней работы следует искать в детстве. Именно тогда у человека складывается представление об уровне собственного «рейтинга» в обществе.

    Специалистами выделяются следующие виды самооценки:

    Людям с такой самооценкой нелегко добиться чего-либо значительного в жизни. Они привыкли во всех неурядицах винить только себя, зачастую не принимая во внимание объективных причин.

    Как следствие, такой человек оказывается незащищенным перед проблемами, которые встают у него на пути. Замечания начальства, разлад с другом, чужое мнение , недоразумения в семейной жизни — все это способно выбить индивида с низкой самооценкой из колеи и даже погрузить его в пучину депрессии.

    Если человек ставит перед собой цели, выполнить которые вполне в его власти, это говорит об объективности его самооценки. Он трезвым взглядом смотрит на свой потенциал и не впадает в крайности: не строит «воздушных замков», но и не опускает себя до «уровня плинтуса».

    Индивид, правильно оценивающий собственные возможности, имеет все шансы достичь успеха в жизни. Он никогда не позволит неудачам сбить себя с намеченного пути. Адекватная самооценка практически всегда говорит о психологической зрелости личности.

    Люди-«наполеоны» смотрят на себя как на избранников судьбы. Им характерно чрезмерное упование на свои силы, не соразмерное с реальным положением вещей. Окружающим непросто иметь дело с такими гордецами, поскольку они склонны принижать чужие достоинства и демонстративно превозносить до небес свои собственные.

    Бытует мнение, что переоценка личных возможностей может действовать как катализатор в деле саморазвития . Но в действительности излишняя самоуверенность приводит в большинстве случаев к непониманию и изоляции.

    Психологи различают еще такие виды самооценки:

    • «плавающая» или стабильная: зависит от душевного настроя человека в тот или иной момент его жизни;
    • частная, общая или ситуативная: определяется сферой оценивания или ситуацией.
    • Самооценка и уверенность в себе

      Человек все время находится в процессе анализа самого себя. С самого раннего возраста он склонен сравнивать свой интеллектуальный или физический потенциал с такими же параметрами окружающих. Результаты этой напряженной внутренней работы и определяют степень веры человека в себя.

      Излишняя застенчивость снижает качество жизни, препятствует социализации человека, его продвижению по карьерной лестнице. Твердая убежденность в своей моральной и физической силе является надежной порукой достижения успеха.

      Адекватная самооценка и уверенность в себе отличают успешных людей. Проверить, относитесь ли вы к их числу, позволят следующие критерии:

      1. Пули критики вас не задевают

      Вы отдаете себе отчет в том, что несмотря ни на что ваше судно пришвартуется к намеченной гавани. Конструктивные замечания будут приняты вами к сведению, злопыхание завистников проигнорировано.

      2. Вы легко переносите душевные коллизии

      Неприятные сюрпризы судьбы воспринимаются вами с достоинством. Вы умеете философски переживать их и извлекать из случившего правильные выводы.

      3. Оптимизм — ваша неотъемлемая черта

      Вы умеете находить перспективы там, где другие люди видят тупик и впадают в беспросветное отчаяние. Потенциальные трудности не могут смутить вас, они лишь укрепляют в вас стремление их преодолеть. Несгибаемая целеустремленность позволяет вам достигать всего, что вы запланировали.

      В определенный момент жизни человека на его отношение к себе влияют разные факторы. Так, в детстве он испытывает сильное воздействие со стороны родителей. Ребенок подражает взрослым, подсознательно стремясь завоевать их одобрение. Заданный уровень самооценки, полученный под влиянием отца и матери, прочно усваивается маленьким человеком.

      На этапе переходного периода главным ориентиром становится мнение сверстников. Способность к адекватной самооценке в это время невысока. Из-за юношеского максимализма собственная значимость в глазах человека может быть неоправданно завышенной.

      При вступлении во взрослую жизнь развитие самооценки начинает входить в более спокойную колею. Индивид уже имеет опыт межличностных отношений и может составить свой собственный психологический портрет. Будет ли он со знаком «плюс» или «минус», зависит от результата внутреннего самоанализа личности.

      Что же предпринять для того, чтобы выглядеть в своих глазах достойно? Используйте для этого следующие рекомендации.

      1. Удивите себя сами

      Мы часто тратим немалые усилия на то, чтобы произвести на кого-нибудь выгодное впечатление. А что, если попытаться заработать уважение у самого себя? Достичь этого можно постоянной работой над своими недостатками и саморазвитием.

      2. Намечайте цели и реализуйте их

      Поднятие самооценки не всегда требует постановки недосягаемых планок и титанических усилий для их преодоления. Можете начать с небольших личных проектов. Маленькие победы могут стать прологом к большому успеху.

      3. Найдите себе хобби

      На досуге поразмышляйте о том, в чем вы бы смогли стать настоящим профи. Это может быть интеллектуальное творчество или спортивная стезя — на ваше усмотрение. Главное, чтобы нашлось дело, которое было бы вам по душе.

      4. Взаимодействуйте с другими

      Старайтесь быть полезным окружающим вам людям. Можете записаться волонтером в какую-нибудь местную организацию или начать передавать свой багаж знаний тем, кто в этом нуждается. Осознавая свою значимость, вы скоро почувствуете, как к вам возвращается уверенность в собственных силах.

      Поднятие самооценки до адекватного уровня — серьезный труд. Но ничего в жизни не дается легко. Хотите заслужить уважение в глазах других людей и в своих собственных? Тогда развивайте в себе достоинства, работайте над «минусами» — и успех вам обеспечен.

      rostduha.ru

      Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

      «Я — концепция». И самооценка личности как психологическая категория

      Понятие « Я — концепции» вошло в словарь российского педагога — практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У. Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известных отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой.

      Что же такое « Я — концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка? «Я — концепция» — это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. — М., 1997.). «Я — концепция» — система представлений человека о самом себе, которая включает три составляющих. Первая составляющая — слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д. Вторая составляющая — самооценка, эмоционально — аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе. Третья составляющая — поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

      Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

      Самооценка является самой важной составляющей «Я- концепции». Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью( Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас на его общественно полезном труде, на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» (17,с. 49).

      Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Исходным методологическим положением для исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как к человеку» (12,с. 62). По мнению Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических исследований (5,с. 350). Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (5,с. 371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку(2, с.68). Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений с окружающими людьми. По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение(28,с. 99).

      В психологии существуют несколько уровней развития самооценки.

      Уровни самооценки — это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.

      Самооценка — результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение , самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

      Самонаблюдение- это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.

      Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа. В процессе и на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.

      Самоотчет — это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников. Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки — это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

      Самоконтроль — это способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной деятельности — непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости деятельности по самовоспитанию.

      Сравнение постоянно используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современности, в данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д. лет тому назад)».

      — Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».

      — Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

      — Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях.

      — Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

      — Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.

      vuzlit.ru

      Самооценка здоровья — это оценка индивидом своего физического и психического состояния посредством ощущений.

      Самооценка как интегральный показатель заключает в себе оценку не только наличия или отсутствия симптомов заболевания, но и психологического благополучия — своих возможностей и качеств, осознания жизненной перспективы, своего места среди других людей. Люди, как правило, оценивают свое здоровье с точки зрения возможности выполнять социальные функции и роли. Исследования показали, что психологический дистресс, депрессивные симптомы влияют на трудоспособность и самооценку здоровья сильнее, чем многие серьезные хронические заболевания. Это, собственно, и обусловливает регулятивную функцию самооценки здоровья. Вместе с тем самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей. Еще Гиппократ определял здоровье как субъективно-психологическое ощущение. Хотя субъективные оценки априори не могут быть полностью надежными при определении истинного состояния здоровья, обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур, в частности, путем сравнения самооценок и данных медицинских карт — совпадение зафиксировано в 70-80% случаев.

      Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.

      Эффективность самооценки здоровья зависит от:

      ? знания самых необходимых сведений об устройстве организма и его функционировании;

      ? знания о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

      ? знания о том, какие лекарства противопоказаны, какие заболевания были перенесены и т. д.;

      ? знания индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

      ? знания своей наследственности;

      ? знания о своем телосложении;

      ? знания о признаках повышенного риска.

      В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:

      -Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

      -Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

      -Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;

      -Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

      -Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

      -Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.

      Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

      Экспресс-метод определения ЧСС:

      Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

      Критерии ЧСС в состоянии покоя:

      Реже 55 – отлично;

      Реже 65 – хорошо;

      65 – 75 – посредственно;

      -Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

      Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.

      Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст. Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.

      Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.

      -учащение пульса на 50-70%;

      -увеличение систолического АД на 15-20%;

      -снижение диастолического АД на 20-30%.

      У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.

      Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

      Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.

      Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

      Отличный показатель – 1 минута и более.

      Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):

      Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.

      -для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;

      -для женщин – от 2500 куб.см до 3500.

      Жизненный показатель. Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.

      Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.

      Формулы оценки веса.

      Формула Поля Брока (росто-весовой показатель): Является наиболее простым методом определения веса.

      -при росте 155-165 см минус 100;

      -при росте 165-175 см минус 105;

      -при росте свыше 175 см минус 110.

      Индекс массы тела (показатель Кетле):

      Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.

      25-30 – ожирение 1 степени;

      30-40 – ожирение 2 степени;

      Более 40 – ожирение 3 степени.

      Идеальный показатель – 22.

      Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.

      Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.

      1. Показатели осанки:

      Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.

      Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).

      -Норма – 1 и более;

      — 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

      — 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

      2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:

      Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.

      Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:

      Рассчитывается следующим образом:

      К = масса тела (кг) / длина тела (см) х 100.

      Оценка индекса К:

      — 35 — 24 – истощение;

      — менее 37 – достаточная упитанность;

      — более 40 – повышенная упитанность;

      — 45 – 54 – ожирение.

      Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:

      Рассчитывается по следующей формуле:

      К = обхват грудной клетки (см) / длина тела (см) х 100.

      Критерии индекса К:

      — 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);

      — менее 50 – узкогрудость (астеническая);

      — более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).

      Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).

      — 10 и менее – крепкое телосложение;

      35 и более – очень слабое.

      Измерение окружности плеча:

      Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:

      1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);

      2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).

      Формула для определения степени развития мускулатуры:

      (2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.

      — 12 и более – атлетическая мускулатура.

      Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:

      Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем

      организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.

      studfiles.net