Из чего складывается самооценка личности

Детская самооценка. Как ее повысить

Как повысить самооценку у ребенка

Из чего складывается детская самооценка и как ее повысить.

Вы не задумывались над вопросом, почему некоторые дети получают многое от жизни — дружбу сверстников, симпатию педагогов, одаренность, а другим достаются лишь насмешки? Забитый ребенок — это человечек, потерявший веру в себя. Уровень самооценки ребенка полностью зависит от его родителей.

Уверенные в себе дети с раннего возраста достигают больших успехов. Детская самооценка складывается из ряда мелочей: негативных и положительных оценок родителей и близких родственников, мнения педагогов, воспитателей, а также и совершенно незнакомых людей. Слова, брошенные невзначай, могут нанести ощутимый вред или, напротив, пользу для самооценки маленькой личности.

Как определить, переживает ли ваш ребенок из-за низкой самооценки? Психологи выявляют этот факт на основании ряда внутренних установок ребенка, которые выражаются в его поступках или словах.

Прислушайтесь к тому, что говорит ребенок о себе. Если вы заметили, что он считает себя плохим, глупым, ленивым, это тревожный признак. Дети с заниженной самооценкой уверены, что не имеют права совершать ошибки. Если ребенок каждый раз спрашивает у родителей, как они относятся к его поступкам, нравится ли им то, что он делает, это должно вас насторожить. Каким образом формируются подобные установки? В некоторых случаях на самооценку оказывает влияние генетика, но чаще — личный опыт ребенка, его неудачи и достижения, ведь достигнув высоты один раз в каком-либо мероприятии, малыш будет думать, что и в будущем у него все благополучно сложится. Не менее важен для самооценки ребенка пример родителей. Не секрет, что малыши часто копируют своих мам и пап, заимствуя у них не только манеру поведения, но и тип мыслей. Как научить ребенка уверенности?

Всегда и везде хвалите ребенка, потому что похвала — это залог уверенности в себе. Опасны фразы, которые говорят о недостатках ребенка. В любой момент он может поверить в их смысл, убедить себя в собственной неполноценности. Слова одобрения, сказанные родителями, помогут ребенку поверить в то, что все у него получится. Они будут стимулом к действию, дадут малышу возможность осваивать новые горизонты, знакомиться с окружающим пространством. Но, нужно помнить, что не следует впадать в крайности. Если хвалить ребенка по любому пустяку — вскоре эти фразы станут восприниматься формально. Если каждый поступок ребенка будет вызывать у вас массу позитивных эмоций, он перестанет вам верить. Любое доброе слово нужно заслужить! Не забывайте и про критику. Поясните ребенку, где он допустил ошибку, и как следовало поступить.

otebe.info

Дата публикации 30 июня 2017 . Опубликовано в Статьи по психологии

Как узнать уважающего себя человека?

Знаком самоуважения может стать умеренная скромность. Такой человек не станет приобщать себя к уличным клоунам ради того, чтобы развлечь публику. Он будет держаться в стороне, больше молчать и слушать, хотя в его голове могут крутиться тысячи мыслей;

Как вернуть или воспитать самоуважение?

Нужно определиться с тем, какие убеждения у человека являются ключевыми. Важно помнить, что убеждения касательно жизни – это стержень для дальнейшего развития гармоничной личности. Именно поэтому у многих людей бывает несколько этапов развития, например, когда они сначала переходят в субкультуру. Потом вливаются в рамки традиционного общества. Меняются убеждения, меняется и уровень взросления самой личности. Определив принципы, важно научиться не поддаваться манипуляциям окружающих, поскольку, естественно, подобное непривычное развитие близкого человека может быть встречено довольно неоднозначно и будут попытки взятия личности под свой контроль;

Уважающему себя человеку нет смысла не уважать других. Он понимает, что необходимо относиться к другим нужно на равных. Именно поэтому даже самые видные некоторые миллиардеры не слишком поднимают планку в отношении с другими людьми. Они понимают, что общество равноправно и задирать нос не стоит;

Также стоит понимать, что уважающий себя человек никогда не станет манипулировать другими, будь то это- член семьи или коллега по работе. Вместо манипуляций другими людьми он научится управлять собой и своей собственной жизнью.

vitamarg.com

Что такое самооценка и из чего она складывается

Что такое самооценка и из чего она складывается.

Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас это самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная.

Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника.

Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Не стоит относиться к проблемам ребенка свысока, тем более – считать их ерундой. Даже если Вам с высоты прожитых лет кажутся нелепыми его проблемы – никогда не демонстрируйте пренебрежения к ним.

Не делайте замечания и не выясняйте отношения в присутствии других людей, его друзей, знакомых. Это существенным образом может отразиться на самооценке вашего ребёнка, на его взаимоотношениях с окружающими.

Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ №2

www.netnado.ru

Из чего складывается самооценка человека и как ее улучшить?

Почти каждый согласится с утверждением, что хорошая, здравая самооценка очень важна, но лишь немногие понимают, как прийти к осознанию собственной значимости. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Наша самооценка складывается из мысленного представления всех понятий, сформировавшихся за прожитые годы. В конце концов это представление настолько впечатывается в подсознание, что начинает жить само по себе, и мы просто забываем, что сами создали его, а потому можем изменить и переделать.

Как и из чего складывается самооценка человека?

Давайте пристальнее посмотрим, как складывается самооценка. В детстве, когда впервые закладывается «ценность» человека, мы впитываем представления о себе от окружающих. И если ребенок видел от родителей любовь и поддержку, то, скорее всего, став взрослым, он будет относится к себе хорошо.

Если же родители бранили, высмеивали или унижали свое чадо, то в дальнейшем у такого человека выработается менее позитивная самооценка. Повзрослев, мы оставляем родительский дом и входим в большой мир ровесников и старших, и бесчисленные новые познания накладывают на нас свой отпечаток. К сожалению, если вы привыкли придавать слишком большое значение неизбежным жизненным разочарованиям, то не исключено, что именно разочарованность станет главной частью вашего имиджа.

Как необходимо относиться к себе и себя оценивать?

Если не ухаживать за машиной, она неизбежно сломается. Если перестать следить за порядком в доме, он обветшает и развалится. Точно также необходимо заботиться и о своей самооценке, если хотите быть сильным и полным жизни. Невежество и пренебрежение к себе занизят самооценку. Возьмите за правило заботиться об отношении к себе, как о себе самом.

Жизнь полна периодически возникающими разочарованиями, душевной болью, поражениями и проблемами, и, если не быть осторожным, этот груз просто утянет вас на дно.

Необходимо укреплять самооценку, чтобы поддержать здоровый имидж. Можно добиться этого, настраивая наше сознание на положительные, вдохновляющие, рождающие душевный подъем мысли о собственной персоне. Иногда полезно даже немного смошенничать и включить сюда мечты, еще не ставшие реальностью. Помните, что подсознание примет любые соображения, постоянно у вас возникающие, независимо от того, правдивы они или нет. В конечном итоге эти мысли станут частью вашего образа.

Три следующие концепции могут улучшить вашу самооценку

Ни один человек на свете не способен мыслить как вы, никто не может сделать что-то лучше вас. Большинство людей считает, что они заурядны, но уж ВЫ-то не сделаете такой ошибки. Даже и не пытайтесь искать. подтверждений своей уникальности; просто думайте и поступайте соответственно. Радуйтесь мысли, что живете на земле и, что вы хороши такими, каковы есть. Держитесь с достоинством, которого заслуживаете и ставьте себя в выгодное положение.

2. Вы можете сделать все, что захотите

Мы забываем, что жизнь предоставляет безграничные возможности и варианты, и слишком часто, просто погрязнув в обыденности и рутине, упускаем из виду, чего можем достигнуть, приложив усилия.

  • Вы можете отправиться в любую страну;
  • выучить иностранный язык, даже такой трудный, как японский — для тех, кто действительно хочет реализовать это легко найти учебники по японскому языку в интернет;
  • начать собственное дело;
  • научиться играть на музыкальных инструментах;
  • стать членом любого клуба;
  • научиться ремеслу;
  • освоить новую профессию;
  • изменить карьеру;
  • начать научно-исследовательскую работу;
  • думать обо всем

Так что же вы не в состоянии сделать при соответствующем настроении? В вашем мозгу, как в хорошем компьютере, уже написаны обширные программы, проигрывающие все варианты. Можно это назвать «нашими голографическими возможностями». Из томатного семечка может вырасти лишь томат. Роза может стать только розой. Их удел — существовать в реальности, но вы обладаете неограниченным потенциалом. Какое бы зерно вы ни выбрали, оно может прорасти в вас.

3. У вас безграничная власть над собой

Каждый день вы просыпаетесь, обладая безграничной властью — неограниченными возможностями. Речь идет о способности выбрать свой собственный образ мышления. Никто не может говорить вам, как или о чем думать. Вы и только вы определяете, что делать с этой властью. Вы в состоянии создать, построить или стабилизировать любую область вашей жизни.

naturalworld.guru

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь — не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка — процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете — о самом себе. Вот написал же французский поэт Ф. Вийон:

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю ВСЕ! Но только НЕ СЕБЯ!

А что там удивляться, если в структуре головного мозга человека участкам, ориентированным на неудовольствие, природа отвела менее 10 % от всей площади. Вот человек и склонен льстить себе. Лесть — пища глупых, говорил Д. Свифт, но между тем сколько умных людей готовы, время от времени, отведать хоть глоток этой пищи.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

— приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»);

— имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

— игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе;

— истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

— становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению;

— экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

— к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти;

— как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

— имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

— легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

— ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда — скрытое или явное негативное отношение к нему);

— подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»);

— прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

— имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

— обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

— как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

— более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

— конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

— страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;

— ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

— нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

— слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

— становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

— имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке:

— познавательного, способствующего адекватности;

— защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»:

«Оно» — бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти.

«Я» — сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности.

«Сверх-Я» — своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:

— бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;

— изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

— постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

psyera.ru

Из чего складывается самоуважение человека?

Самоуважение многие путают с самооценкой. И это – понятия смежные, но не схожие. Дело в том, что если говорить кратко, то самооценка- это внутреннее восприятие личностью самого себя. У некоторых профессионалов самооценка ассоциируется с методом интроспекции в психологии- попыткой заглянуть внутрь себя с психологической точки зрения и это не лишено смысла. Самоуважение складывается из многих составляющих и является важной основой развитой личности.

Как узнать уважающего себя человека?

В психологии есть ряд критериев, которые способны дать окружающим понять, что человек уважает или не уважает самого себя. Для уважающего себя человека характерны следующие психологические аспекты:

Уважающим себя человеком трудно манипулировать. У него есть четкие жизненные позиции, которые он меняет только в исключительных случаях и даже в самых стрессовых ситуациях старается не потерять самообладания;

Уважающему себя человеку не нужно манипулировать кем- либо. Он лучше будет следить за своей собственной жизнью, чем подстраивать других под свои правила и суждения. Также он никогда не станет осуждать неформалов и тех, чьи жизненные взгляды отличаются от его. Он понимает, что каждый человек уникален;

В любой ситуации человек старается не потерять самого себя и вести себя с чувством долга и ответственностью перед собой, не теряя достоинства.

Недостаток самоуважения может стать причиной появления проблем разного характера, начиная от общения в семье и заканчивая карьерой. Тем не менее, эти же факторы могут послужить началом падения уровня самоуважения, и высшим пилотажем в данном примере будет умение вовремя отследить и пресечь ситуацию.

Как вернуть или воспитать самоуважение?

Самоуважение, на самом деле, тренируется и его можно выработать. Правда, процесс этот не быстрый, но тренировки стоят того. Первое, что нужно знать, из чего нужно строить самоуважение в принципе:

Не последнюю роль в самоуважении играет внешний вид человека. Если он будет выглядеть неопрятно, то самоуважение упадет автоматически. Женщинам проще понять данный принцип. Особенно после макияжа, маникюра или новой прически. Стабильный уход за собой – это не только самоуважение, но и признаки здоровой личности. Потому так важно не запускать свою внешность даже в период безработицы- это повысит внутреннее самоуважение и самооценку, а, следовательно, поможет добиться уважения окружающих и успехов в жизни;

Эти советы помогут людям научиться уважать себя и держать умеренную планку по отношению к окружающим.

www.superbrunetka.ru

Что такое самооценка? Из чего она складывается?

нтерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас это самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

И это осознание не появится автоматически: родителям и учителям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя.

То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем.

Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки?

На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Помните, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия (не себя лично, а только действия) и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей. В чем именно они состоят?

Д овольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Обеспечьте ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае не сравнивайте результаты деятельности ребенка с требованиями школьной программы, успехами других детей. Ребенка нужно сравнивать с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Снижение тревожности и повышение уверенности в себе приведет к улучшению результатов в учебной деятельности. Хвалите и поддерживайте своего ребёнка!

Постарайтесь внимательно выслушать ребенка, поговорить на равных, дать дружеский совет. Он всегда должен быть уверен в том, что Вы поддержите его.

Старайтесь также избегать конфликтов в семье – они еще больше усугубят положение. Любовь, терпение, понимание, доверие родителей – все это заставит ребенка подняться в собственных глазах.

Делая замечания, не говорите о ребёнке в целом, а проговаривайте именно тот поступок, ту ситуацию, которая вызвала ваше недовольство. Необходимо проговаривать причины и последствия тех или иных действий ребёнка, в виде диалога. Пусть ребёнок выскажет своё мнение.

infourok.ru