Исследование самооценки таблица

Исследование самооценки таблица

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция : «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Способ выполнения задания

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Неадекватно завышенная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

sites.google.com

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

2. Очень здоровые

4. Более или менее здоровые.

5. Среднего здоровья

6. Более или менее больные

8. Очень больные

9. Самые больные

4. Более, менее умные

6. Более, менее неумные

2. С хорошим характером

3. С более или менее хорошим

4. С неплохим характером

5. С обычным характером

6. С неважным характером

7. С плохим характером

8. С очень плохим характером

9. С тяжелым характером

2. Очень счастливы

5. Не очень счастливы

6. Мало счастливы

8. Очень несчастливы

9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

www.psiholognew.com

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — "здоровье" — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки — от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не согласны; 0 – нейтральное отношение; — 1 – скорее не согласны, чем согласны; — 2 – не согласны; — 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3). Нужно выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ).

Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.

lektsii.org

/ Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Тамара Дембо(1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) – известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику.Сусанна Яковлевна Рубинштейн(1911–1990) – советский психолог, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы:здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция.“Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам(первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки – от «о» до знака «–»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «–», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценкаможет подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.За низкой самооценкоймогут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

В табл. даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

studfiles.net

Коррекционная работа направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.

Пензенский Государственный педагогический университет

им. В.Г. Белинского

«Коррекционная работа, направленная на исследование влияния самооценки старших подростков в учебной деятельности»

гр. ПС-54 Рамзин А.В.

Проверила: Макшанова Л.А.

1. Пояснительная записка

2. Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся

4. Программа занятий тренинга по формированию адекватной самооценки

Исследование проводилось с 28 января по 24 февраля 2008 года на базе общеобразовательной средней школы № 7, г. Каменки Пензенской области. Данная работа проводилась по запросу психолога, работающего в этой школе. В исследовании принимали участие школьники 10-11-х классов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе была проведена диагностическая работа среди учащихся 10-11-х классов. В ней приняло участие 85 человек.

Чтобы выявить подростков с низким уровнем самооценки были проведены диагностические методики, после чего с выбранной группой школьников проводилась коррекционная работа.

Занятия предлагаемого цикла допускается проводить с подростками 16-17 лет, с регулярностью до трех раз в неделю, длительностью 1,5 часа в форме группового тренинга.

Каждая встреча начинается и заканчивается рефлексией, во время которой участники рассказывают о своем состоянии, о своих чувствах и переживаниях до и после проведенного занятия. В период основного этапа объявляется тема и цель данной встречи, и переходят к основному этапу работы.

В каждой встрече кроме основного этапа, предлагается разминка для снятия усталости, напряжения или включения в работу. В конце каждого занятия так же проводится рефлексия, где основными вопросами являются вопросы о том, что понравилось, что не понравилось, что узнали нового.

Участие, которое подростки принимают в подобного рода занятиях необходимо прежде всего потому, что повышение самооценки непосредственно связано с коммуникабельностью и взаимодействием с другими членами группы. Т.к. это взаимодействие неразрывно связано с познанием своих слабых и сильных сторон в процессе общения с другими людьми, с осознанием себя как личности и индивидуальности.

Цель : разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки подростка.

Объект : самооценка подростка.

Предмет : влияние СПТ на самооценку.

Задачи : 1. Получение навыка выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности.

2. Приобретение навыка формирования активной жизненной позиции.

3. Возможность осознания ценности собственной личности.

4. Получение возможности усиления позитивного отношения к себе.

Гипотеза : предполагаем, что существует возможность формирования адекватной самооценки, после проведения коррекционной программы.

Методы, используемые в коррекционной работе:

1. сказкотерапия; прием — сочинение сказок, переписывание сказок.

2. арттерапия; прием — свободное рисование

2. Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся. Описание процедуры исследования

Для изучения самооценки использовались следующие методики:

1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси.

В основе исследования самооценки этой методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

2. Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный бланк, состоящий из 40 вопросов (описание различных психических состояний). При этом, каждый вопрос имеет три варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать тот, который наиболее ему подходит. Методика позволяет определить уровни тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности личности.

Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования самооценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаруживались представления, обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характеристики какого — либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда испытуемому предлагают набор определений (уверенный — робкий, здоровый — больной) и просят обозначить свое состояние. В методике Дембо — Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Сопоставление данных о самооценке с объективными показателями по ряду экспериментально — психологических методик в известной мере позволяет судить о присущем испытуемому уровне притязаний, степени его адекватности.

Анализ результатов исследования представлен далее.

3. Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования

mirznanii.com

Исследование самооценки

Самооценка является одной из важных составляющих самосознания. Развитие самооценки и признание своей самоценности — движущая сила самовоспитания. "Новый человек может явиться лишь в том случае, если человека считают высшей ценностью. Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества, если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить нс столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т.е. об углублении процесса дегуманизации. Человек оказывается лишенным измерения глубины, он превращается в двухмерное, плоскостное существо. Новый человек будет лишь в том случае, если человек имеет измерение глубины, если он есть духовное существо, иначе вообще человека пет, а есть лишь общественная функция".

Экспериментальные приемы изучения самопознания и отношения человека к себе многообразны. Это обусловлено прежде всего многоплановостью представлений человека о себе.

Пониженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей отчего нередко уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка собственной полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.

При завышенной самооценке человек самонадеянно берется за что-либо, не проанализировав реальность условий, при наличии которых мог бы добиться успеха. Первые неудачи приводят к переживаниям, разочарованию и желанию считать ответственными за произошедшие события других людей, но только не себя. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Все это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности в так называемом аффективном поведении. Такое поведение создает большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.

Чтобы иметь возможность получить не только данные для качественного анализа особенностей самооценки, но и количественные показатели, можно использовать вариант, описанный основоположником отечественной психологии спорта А. Ц. Пуни (1898-1985).

Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Таких качеств 51. Предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по мнению испытуемого, он наиболее часто встречает в жизни и общении. Можно назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в бланк (табл. 7).

Испытуемому предлагаются две инструкции.

1. "Прочтите внимательно еще раз вес слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете проставлять в левой колонке (#,). Балл "1" поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл "20". Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться". Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны".

2. "Справа от столбца качества в графе Ы2 отметьте оценкой "20" качество, которое присуще вам в наибольшей степени; оценкой "19" — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой "1" — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться".

1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом "Я". Степень согласованности обоих рядов устанавливается с помощью формулы Спирмена:

где г — коэффициент ранговой корреляции; N — количество качества; й — разность между рангами.

2. Простота метода позволяет подсчитать корреляционную связь "вручную". Для подсчета можно применить следующий алгоритм:

— определить разность (с1) между рангами и записать в графе й

— возвести значение й в квадрат и записать в графе сР

— сложить все значения с12 и записать полученную сумму внизу;

— умножить полученную сумму на 0,00075 (0,00075 — результат, получаемый при делении 6 на (202 —1) х х 20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена);

— из единицы вычесть полученное произведение.

Полученное число является коэффициентом ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до -1.

3. Вычисленное значение коэффициента корреляции необходимо проверить на статистическую значимость. Уровень значимости определяется по таблицам распределения критических значений. Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для 5%-го уровня (р = 0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р = 0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).

Одним из первых отечественных приемов исследования самооценки была методика С. Я. Рубинштейн, которая явилась определенной доработкой идеи американского психолога Т. В. Дембо(1962).

Методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (в данном случае как метод исследования самооценки инвалидов) основана на прямом оценивании (шкалировании) больными ряда личных качеств. Проводится в виде свободной беседы и позволяет получить данные для качественного анализа индивидуальных особенностей самосознания. На эффективность общения, поведения, деятельности особенно деструктивно влияет неадекватная самооценка, которая может быть либо пониженной, либо повышенной.

Материал: карточка с семью начерченными вертикальными шкалами (длина 10 см), с указанием верхней и нижней точек и середины шкалы (при этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина — едва заметной точкой), авторучка.

Инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя -наивысшее.

На карточке нарисованы семь таких линий. Они обозначают: 1 — здоровье, 2 — ум, способности, 3 — характер, 4 — отношение с окружающими, 5 — общение, 6 — семейные отношения, 7 — уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (+) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

1. По каждой из семи шкал определяется:

— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "+";

— высота самооценки от "О" до знака "-"; величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака "+" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем семи шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров. В табл. 8 приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

Таблица 8. Уровень притязаний и уровень самооценки

studme.org

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

3. Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн.

Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вертикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки испытуемого по шкалам здоровья, умственного развития, характера.

Для изучения успеваемости учащихся была проанализирована школьная документация, а также проведена беседа с учителями данных учащихся.

На втором этапе исследования была сформирована группа подростков, нуждающихся в коррекционной работе.

3. Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования

Среди учащихся 10-11-х классов было проведено исследование самооценки. Из опрошенных 85 человек выявлено три группы с разным уровнем самооценки: с высокой самооценкой 17 человек, со средней — 40, с низкой — 28, что составляет 20%, 47% и 32% соответственно. Результаты приведены в таблице №1.

www.kazedu.kz