Если ребенок не хочет жить

Если ребенок не хочет жить.

по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии

Если ребенок не хочет жить.

(Описание психокоррекционной работы

по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии)

О.В. Василец , Я.Л. Обухов

Ключевые слова: возраст ребенка, игровая психотерапия, Кататимно-имагинативная психотерапия, психокоррекция, символдрама, суицид

В статье рассматриваются основные причины случаев суицидальных желаний у детей и подростков в контексте психокоррекционой работы в зависимости от возраста ребенка. На конкретном примере психокоррекционной работы по методу символдрамы и в технике игровой психотерапии показана возможность психологической помощи детям и подросткам.

Детскому психологу приходится иногда сталкиваться в своей работе с суицидальными мыслями и желаниями у детей различного возраста. Попытаемся проанализировать отношение к жизни и смерти, а также желания покончить жизнь самоубийством в контексте психокоррекционой работы с детьми разного возраста.

Как считают немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер [7], ó детей до 5 лет нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом и протестом, однако, и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова “навсегда”, “конец” или “окончательно” еще полностью ими не осознаются, собственную смерть ребенок этого возраста отрефлексировать еще не может. Не может он также понять и экзистенциальное значение смерти. Ребенку кажется, что смерть – это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что “жизнь после смерти” отличается от обычной жизни.

В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.

Наконец, только подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, школой, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?” Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Необходимо различать между суицидальными попытками, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенными суицидальными действиями. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста [7]. В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей [там же].

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: бросающимся в глаза поведением (например, прогулами в школе, убеганием из дома), внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”) [8]. Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

Ряд исследователей [7, 8] описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений. В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом. На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”. На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

У детей и подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя ребенок воспринимает беспомощным. В процессе психокоррекционной работы это проявляется в образах, рисунках и сновидениях детей и подростков. Часто ребенок видит или ощущает себя в черном туннеле или замкнутым в узкой трубе. Спираль может обвивать ребенка и затягивать его в бездну, в никуда. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. Ребенок переживает “нарциссический кризис”. При этом для склонных к суицидальным действиям детей и подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ребенок не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.

Психоаналитики различают два типа самоубийств: так называемое “отцовское самоубийство”, связанное с сильной яростью и необычайной деструктивностью, символизирующее кастрацию, и так называемое “материнское самоубийство”, символически означающее воссоединение с матерью, возвращение в утробу матери (мать-земля примет, даст покой и счастье) [10].

В качестве примера психокоррекционной работы рассмотрим случай девочки восьми лет. На прием к психологу ее привела бабушка, которая испугалась того, что девочка высказывала вслух прямые суицидальные мысли, такие как “я не хочу жить”. Ребенок имел астеничное сложение и был явно подавлен. Девочка вела себя довольно замкнуто. Бабушка рассказала и о других трудностях, которые испытывал ребенок. Девочка училась во втором классе, и в школе у нее были проблемы в отношениях с учительницей. Подруг в классе не было. Очень много времени уходило на приготовление уроков. Кроме того ее постоянно притесняла сестра 6-ти лет, а отношения с мамой были весьма прохладные.

При сборе анамнеза выяснилось, что семья девочки состоит из пяти человек, папа работает машинистом и его часто не бывает дома. Он относится к дочке тепло, и девочка скучает по нему в его отсутствие. Мама — домохозяйка, она довольно строго и иногда грубо относится к дочке, предъявляя к ней завышенные требования. Сестра — очень активная и часто притесняет девочку, настаивая на своем. В отношениях с сестрой она не может отстаивать свои права, страдает от частых ссор с ней.

Взаимоотношения девочки с окружающими можно описать как затяжной конфликт, который она не могла разрешить самостоятельно. А поскольку отношения девочки с мамой лишены эмоционального тепла и мама проявляла мало инициативы для того, чтобы понять потребности и внутренний мир дочери, девочка обижалась на нее и все больше отдалялась от мамы.

В школе строгое отношение учительницы и ее завышенные требования к девочке привели к тому, что ребенок замкнулся в себе, низко оценивал свои способности (хотя самооценка у девочки была явно двойственной: наряду с низкой оценкой своих способностей планку желаемых достижений она ставила для себя очень высоко), чувствовала себя в классе напряженно и подавленно. Можно с большой вероятностью предположить, что в отношениях с учительницей повторялся рисунок отношений девочки с мамой.

Интеллектуально девочка была хорошо развита, имела высокий уровень креативности и сензитивности, но при этом проявляла явно завышенные требования к себе. Последняя черта играла центральную роль в формировании патогенеза. Бабушка, в свою очередь, всемерно способствовала усилению этой особенности у внучки. Строгость и ответственность девочки выражались в ее убеждении, что она должна быть отличницей, справляться с любым заданием учительницы, сдерживать себя в своих желаниях, стараться не выражать свои чувства (особенно строгий запрет она накладывала на выражение негативных чувств по отношению к кому-либо), быть аккуратной, внимательной и т. д. (Здесь мы видим то, что можно назвать формированием анального характера.) Важно также отметить, что у девочки отмечались навязчивые движения ноги, что согласуется с перечисленными особенностями. Завышенные требования к себе усиливались требованиями окружающих взрослых, что увеличивало число ситуаций, которые девочка оценивала как неудачи. Это, по-видимому, заставляло её ещё выше поднимать планку требований к себе по принципу компенсаторного механизма и, таким образом, затягивало ее в замкнутый круг, в результате чего девочка оказалась в депрессии.

На первом занятии психолог попросил бабушку принять участие в укреплении механизмов самоподдержки у девочки. Для этого бабушка должна была замечать физическое состояние девочки и предлагать ей отдохнуть, когда та будет уставать, кроме того, психолог предложил установить такое расписание дня, которое должно было максимально сократить ее перегрузки; бабушка должна была теперь помогать девочке замечать и ценить ее собственные успехи.

В работе с девочкой психолог чередовал сеансы символдрамы, игровой психотерапии и телесно-ориентированной психотерапии. Последняя применялась в связи с тем, что девочка была сильно телесно зажата.

На втором занятии проводилась психокоррекционная работа по методу символдрамы, разработанному немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Другое название этого метода глубинно-психологически ориентированной психотерапии — Кататимное переживание образов (КПО), Кататимно-имагинативная психотерапия или метод “сновидений наяву” [1; 2; 3; 5; 6; 9]. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как “психоанализ при помощи образов” [5, с. 7].

После упражнения на релаксацию, во время которого девочка сидела в удобном кресле, психолог попросил ее представить луг. Вместо луга девочка представила себе березовую рощу. Она очень тепло и доверительно общалась с одной из березок. Это подчеркивает потребность ребенка в теплых эмоциональных отношениях. В образе березы можно увидеть материнский интроект, в то же время — какую-то часть личностной структуры самой девочки. Уже после первых двух занятий девочка стала иногда улыбаться, у нее появились вариации интонаций голоса, она повеселела.

На третьем занятии, когда отношения с психологом стали более доверительными, девочка заговорила о своих страхах. Ей часто снился один и тот же сон, в котором её хотело проглотить привидение. Перед тем, как привидение успевало это сделать, девочка просыпалась. Образ из сна можно интерпретировать как наиболее ранние страхи, относящиеся, возможно, еще к первому году жизни, к так называемому оральному периоду. Возникал страх потерять контроль над собой, который был связан с подавлением со стороны матери (страх “проглатывающей матери”).

Работа со сновидением строилась следующим образом. Вначале психолог попросил девочку рассказать, что она чувствует по отношению к отдельным элементам сновидения. Например, какое было привидение – приятное или неприятное, доброе или злое, умное или глупое, приветливое или враждебное и т. п. Х. Лёйнер описывает эту технику как “сбор качественных свойств гештальта” [4]. После сбора таких качественных свойств гештальта привидения, которое девочка видела во сне, психолог, работая по технике символдрамы, предложил закрыть глаза, расслабиться и “увидеть продолжение сна”. Во время переживания этого образа девочке удалось дистанцироваться от привидения в безопасном месте. Вступать в общение с привидением или кормить его (что предполагает техника символдрамы) девочка отказалась. Результат работы со сновидением, несмотря на то, что девочка в своем воображении предпочитала держаться на расстоянии от привидения (возможно, негативного образа матери), был неожиданно эффективным.

После этого занятия у девочки изменились отношения с родителями. Закрытость и подчиненность сменились появлением некоторого доверия к людям и большей свободы в действиях. Это было для нее очень важно, т. к. теперь она могла разделять с бабушкой и в некоторой степени с мамой свои переживания, обсуждать с ними свои проблемы, а значит — получать поддержку и внимание. Таким образом, если строгость в отношении к себе и жесткий контроль над своими чувствами требовались девочке из-за страха потерять этот контроль (т. е. “быть проглоченной”), то с уменьшением этого страха стало ослабляться действие ее компенсаторной навязчивости.

Девочка стала более раскованной и в отношениях с сестрой, она чаще отстаивала теперь в общении с ней свои интересы и желания.

Примечательным оказался образ горы, который девочка представила на очередном занятии по методу символдрамы. Она увидела высокую и неприступную скалистую гору без растительности. На вершине горы в замке жил очень злой волшебник, который мог сделать человека неподвижным. Подъём на гору удался с большим трудом и сопровождался страхом девочки перед волшебником. В этом образе отчетливо видны высокие ее притязания (высота и неприступность горы), а также страх по поводу своих эдипальных устремлений к отцу (образ страшного и злого волшебника).

На следующем занятии психолог предложил девочке сочинить сказку про этого волшебника и закончить её так, как ей хочется. В получившейся сказке злой волшебник изменил свой образ жизни с помощью доброй волшебницы, стал более общительным и не таким злым. В этом сюжете можно также найти и отражение проблем в триадических отношениях “девочка-мать-отец”. Возможно, проблема страхов, связанных с эротически окрашенным эдипальным отношением к отцу, разрешается для девочки благодаря проявлению большего участия матери в этой триаде.

На очередное занятие девочка пришла грустной, и психолог предложил ей выразить свое состояние с помощью фантазии. Девочка придумала историю про ёлочку, которая растет в лесу. Когда наступила зима, лесоруб поехал срубить ёлочку, чтобы привезти её к себе домой, отчего ёлочка грустит. Психолог предложил девочке обыграть эпизод, меняясь ролями. Во время игры совместно с психологом был найден вариант разговора елочки с лесорубом, в котором елочка выражала свое желание, чтобы лесоруб не трогал её. Лесоруб не тронул ёлочку, и девочка была довольна. В этой фантазии, возможно, находят выражение страх кастрации, имеющийся у девочки, и другие ее аутоагрессивные импульсы.

После работы с этим образом девочка смогла впервые заявить о своей актуальной проблеме: “Меня кроет псих, когда мне делают замечания родители”. Обычно на ограничение и подавление со стороны взрослых она реагировала амбивалентно: замирала и терпела, скрывая свои чувства обиды и возмущения. Психолог предложил проиграть в ролях различные ситуации, где проявлялась заявленная проблема, и поддерживал девочку, создавая для нее атмосферу принятия. Одновременно она получила возможность более свободно выражать свои чувства обиды и возмущения в адрес оппонентов и вербализовать эти чувства. После этого занятия у девочки появились подруги в классе.

На последнем занятии по методу символдрамы девочка увидела, как из пещеры к ней вышел волшебный олень. Он был очень красивый, весь сверкал, от него шло приятное тепло, он мог превращать предметы в золото. Девочка наслаждалась этим образом. Описанный образ может символизировать в этом случае изменение отношений с фаллической матерью, а также проявление омнепотентных ожиданий от родителей, идеализацию родительской фигуры.

В повторно проведенном мотиве горы горный склон был более пологим и гора уже была покрыта растительностью. Возле горы появилась фея с волшебной палочкой, которая могла исполнять желания (еще один символ омнепотентных нарушений). В отличие от рисунка, сделанного девочкой после переживания первого мотива горы, ее рисунок ко второму образу горы отличался большой красочностью. Этот результат говорит об изменении у девочки эмоционального отношения к матери и снижении планки требований к себе.

Всего было проведено 10 занятий, в ходе которых чередовались занятия символдрамой и игровой психотерапией, а также телесно-ориентированной терапией. Были проведены все мотивы основной ступени символдрамы, мотив горы проводился дважды. Занятия были прекращены по инициативе родителей.

К окончанию занятий эмоциональное состояние девочки было вполне удовлетворительным, у нее оптимизировалась самооценка, улучшились отношения с родителями и с сестрой, появились подруги в классе. Она уже не переживала так сильно проблемы, связанные со школой, отношения с учительницей также стали боле теплыми.

www.b17.ru

Если ребенок хочет жить с отцом после развода родителей…

Как поступать и что делать матери в такой ситуации?

В личной жизни любой женщины может случиться катастрофа – это разрыв брака. Этот процесс имеет множество неприятных последствий. Одно из таких – это запятнанная судьба ребенка, которому не по собственному желанию придется быть вовлеченным в разборки родителей. Большое количество мам хотят оставить ребенка или даже нескольких детей при себе. Зачастую так и происходит, дети остаются жить с мамой либо по мирному согласию обеих сторон, либо по решению суда.

Являются исключением те случаи, в которых ребенок сам изъявляет желание остаться жить с папой, но они весьма редки. Лишь бы сам отец того хотел. В таких ситуациях женщина ведет себя как ярая противница решения ребенка, не желая его отпускать. Мама не желает спокойно принимать такой вариант поворота событий, ведь для детей лучше быть воспитанными матерью. Отцы не обладают таким сильным родительским инстинктом, как женщины, в них нет той особой заботы и жертвенности. Хотя вопреки всем предрассудкам, дети, воспитанные мужчинами, вырастают хорошими, сильными личностями. Отцы не склонны настолько чрезмерно опекать ребенка, как женщины, потому он очень быстро учится все делать сам, начиная от ухода за собой и заканчивая уроками.

Почему ребенку лучше быть с мамой?

Не зря большой процент решений суда оказывается именно в пользу матери. У мужчин нет заложенных природой навыков воспитания, их отцовский инстинкт приглушен или почти отсутствует, а вот женщина способна все свои силы бросить на воспитание ребенка, движимая материнским инстинктом. Мужчина же остается обязанным выплачивать алименты.

Как действовать матери, если ребенок хочет жить с отцом?

Нужно разобраться, почему будущая жизнь с папой кажется ему такой интересной? Потому что видятся они и проводят время вместе редко. От самого момента раздельной жизни родителей отец начинает ассоциироваться у ребенка с веселыми выходными, сладостями и мороженым, игрушками и качелями. Папа становится редкой радостью, глотком свежего воздуха, а вот мама в это время выглядит как строгость и порядок. Она олицетворяет для ребенка запреты и наказания, которые приходится терпеть ежедневно. Выходит, для того, чтобы заинтересовать ребенка, заставить его захотеть остаться дома, нужно действовать тоже путем поощрений. Устраивать для него больше веселых дней и прогулок в развлекательные центры, чаще баловать сладким и разрешать ложится спать немногим позже, чем обычно.

Маме нужно сделать все, чтобы не выглядеть в глазах ребенка злой и строгой, а быть таким же сказочным персонажем, как отец. Необходимо стремиться быть интересной для своего ребенка.

Попытка выяснить, что именно ребенка не устраивает в жизни с мамой и что привлекает в перспективе жизни с отцом, пойдет на пользу. Возможно, найдется какая-то мелочь, к примеру, компьютер, который по большей части и привлекает внимание. Дети по своей сути очень меркантильны, потому обещание купить новый планшетный компьютер может полностью сработать, и ребенок перестанет стремиться жить у отца. А простой спокойный разговор по душам поможет выяснить, что именно отворачивает ребенка от пребывания с мамой. Вполне вероятно, он расскажет о том, что его не устраивает.

www.vospitaj.com

Если ребенок не хочет жить .

В первой части статьи описываются основные причины суицидальных мыслей у детей, а во второй части опыт психокоррекционной работы методом символдрамы и сказкотерапии.

Ниже первая часть статьи

Как считают немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер, o детей до 5 лет нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом и протестом, однако, и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова “навсегда”, “конец” или “окончательно” еще полностью ими не осознаются, собственную смерть ребенок этого возраста отрефлексировать еще не может. Не может он также понять и экзистенциальное значение смерти. Ребенку кажется, что смерть – это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что “жизнь после смерти” отличается от обычной жизни.

Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой.

Наконец, только подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, школой, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?” Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Необходимо различать между суицидальными попытками, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенными суицидальными действиями. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста. В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей [там же].

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь — против самого себя.

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: бросающимся в глаза поведением (например, прогулами в школе, убеганием из дома), внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”) . Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

Больше всего родителей должны насторожить реальные практические шаги детей и подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.

Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений. В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом. На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”. На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

У детей и подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя ребенок воспринимает беспомощным. В процессе психокоррекционной работы это проявляется в образах, рисунках и сновидениях детей и подростков. Часто ребенок видит или ощущает себя в черном туннеле или замкнутым в узкой трубе. Спираль может обвивать ребенка и затягивать его в бездну, в никуда. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. Ребенок переживает “нарциссический кризис”. При этом для склонных к суицидальным действиям детей и подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ребенок не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.

Психоаналитики различают два типа самоубийств: так называемое “отцовское самоубийство”, связанное с сильной яростью и необычайной деструктивностью, символизирующее кастрацию, и так называемое “материнское самоубийство”, символически означающее воссоединение с матерью, возвращение в утробу матери (мать-земля примет, даст покой и счастье).

nvlasova.livejournal.com

Ребёнок 8 лет не хочет жить, что делать родителям?

Надо прежде всего найти причину или причины этого, окружить ребенка сверстниками, чаще водить гулять вместе с его друзьями.Родителям нужно почтительно относиться друг к другу,возможно, ребенок с очень тонкой душевной настройкой, и ему не нравятся грубость, резкость, жесткость, бытовая жестокость.Обязательно поговорить со школьной учительницей, и если ребенка притесняют в классе перевести его срочно в другую школу. Подумать об отдыхе в пансионате, где хорошие няни и воспитатели.Никогда не оставлять его наедине с собой.И потом, знайте, всё зависит от тонкости и чуткости родителей, которые должны сделать всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в семье и вне дома и забыл разговоры о конце.

Когда я прочитала вопрос, то вспомнила детскую историю про девочку Галю.

Наши бабушки были приятельницами, а мы были дошкольницами. Где-то по 6-7 лет. Когда мы играли с этой девочкой, то у нее часто были разговоры про то, что она хочет умереть.

Сейчас взрослым умом и то не могу понять, откуда это. А тогда я с недоумением слушала ее разговоры, как ее понесут, какие веночки, а все будут плакать.

Я рассказала своей бабушке, она передала, насколько я помню, все эти разговоры ее бабушке.

Но, представьте себе, они не уследили за девочкой, она добилась своего. Галя закрылась в ванной, забралась под ванну и подожгла себя.

Вот такая страшная история.А в семье у них вроде было все в порядке.

Надо серьезнее относиться к детским фантазиям.

Для начала отвести ребенка к психологу и можно не к одному, чтобы выяснить ситуацию в реальности. Психолог ( квалифицированный) большую психиатрию обязательно заметит и сообщит родителям о необходимости консультации у психиатора. Если такой необходимости нет, надо далее работать с психологом, только не одному ребенку, но имаме с папой. Надо искать кого ребенок копирует в таком поведении ( семья, кино, книга, друзья. окружение) и какие выгоды от такого поведения получает. не исключено, что таим образом он привлекает внимание к себе и добирает недостающее со стороны родни. Как скажет — "НЕ хочу жить". так сразу все сбегаются и он получает море внимания. Это как вариант, Но все на самом деле может быть иначе.

То, что с ребенком что-то произошло страшное это точно! Если он кому-то откроется — это пол шага к успеху. Во первых с ним должен поговорить посторонний, но очень знакомый ему человек. разговорить, успокоить. Главное узнать причину, ну а потом решать что делать?

В таком возрасте очень ранимая и неокрепшая психика. Нужно быть очень осторожными с ребенком.

Необходимо обратиться к специалисту, профессиональному психологу. А также, не менее важно, пересмотреть свои жизненные взгляды. Если автор вопроса настроен действительно на решение этого вопроса, то предлагаю найти вебинары Григория Курлова, где один из участников задает вопрос о желании ребенка самоубиться. К сожалению не помню где они находятся, эти вебинары, и в какой из них, их много, сейчас я сам издавна занимаюсь целебным безмыслием, поэтому ресурс не помню. Однако время от времени встречал. Смысл в том, что дети-это зеркало родителей и их образа жизни. Если родители убегают от жизни, в работу, увлечения, рыбалку, гараж, с целью отвлечься от насущных проблем-это фактически "сестра" самоубийства, ребенок своими пожеланиями показывает это. Читал, случаи, поворот родителей к жизни исцелял ребенка от даже тяжелых заболеваний, как бы само собой.

Так же недостаток внимания к жизни ребенка, личности, и вообще человека ждущего этого вносит вклад в такие негативные желания.

У Курлова вебинаров много, от смехотерапии до естествоедения. Прослушайте сами, если я встречу этот вопрос девушки Курлову-вернусь в этот ответ и добавлю. У него четко разъяснено. Я так не могу.

www.bolshoyvopros.ru

Сыну 9 лет, вчера он сказал, что не хочет жить.

Вопрос психотерапевту:

Здравствуйте! У меня очень сложная ситуация: моему сыну 9 лет, вчера он сказал, что не хочет жить. В школе почти перестал есть. Очень часто плачет. Учится (3-й класс) не хочет — много двоек и колов. Учительнице дерзит, на уроке делает вид, что его не надо учить. Обманывает на «ровном» месте. Иногда страдает клептоманией (последний раз его застукали с красивым блокнотиком одноклассницы). Друзей нет. Гулять ходит крайне редко. Учительница опускает руки. А сама я ощущаю в себе какие-то садистские чувства (понимаю, что это от бессилия что-либо придумать) наряду с безумной жалостью по отношению к сыну.

Предыстория: Около 5-ти лет назад развелась (муж ушел к другой). Чтобы встать на ноги и смочь прокормить семью (+моя мама) устроилась на работу, которая со временем стала отнимать очень много времени. Ребенка устроила в дет.садик — забирала в 8-9 часов вечера. Зачастую уезжала в командировки. Развод переживала очень тяжело (несмотря на то, что к моменту развода мужа уже не любила и побаивалась его — бил меня) — похудела за месяц на 15 кг. Ребенка не воспринимала. Периодически ощущая чувство вины, пыталась сблизиться с ним. Пыталась смотреть на нас со стороны — видела очень ласкового мальчика, похожего по характеру на девочку, с желанием угождать во всем деспотичной матери. Ужасалась тому, что видела и опять отстранялась. Многие мне говорили, что я для него непререкаемый авторитет — никого больше не слышит и не слушается, чрезмерно давлю, причем делаю это параллельно с моей мамой (по её словам — она не любит детей, абсолютно нетерпеливый человек, внука взяла на руки в 8 месяцев). Когда я в командировке — сидеть с сыном приходилось ей. Читала литературу, но применять советы духу (терпения?) не хватало. Разговаривала с сыном часто, после понимая, что он маленький , а говорила как со взрослым. Наказывала, плакала после этого, пила корвалол и опять просила, чтобы он старался слушаться учительницу, делал уроки на продленке — в итоге приезжала с работы и до 1″-ти ночи делали вместе уроки, ничего не менялось.. В первом классе учительница говорила, что мы поменялись с ней местами: он мог виснуть на руках у неё, обижаться на неё и не разговаривать, а сейчас он её игнорирует. Раньше она строго ко мне относилась, пытаясь дать понять мне, что делаю много ошибок в воспитании, сейчас пытается помочь мне, заставляя его делать уроки на продленке, говорит, что это единственный «такой» ребенок в классе и был бы на его месте её ребенок, не знала бы сама как быть, поражается своей терпеливости. Учительницу я уважаю и считаю её компетентным педагогом, но круг замкнулся и у неё единственное предложение на текущий момент — заняться формированием новой семьи, мужем, а на учебу махнуть рукой. Нанимала репетитора — репетитор отказался от денег через три месяца упорных занятий.

Этим летом я вышла замуж — сын в день свадьбы попросил разрешения у мужа называть его папой. Как ребенок был счастлив! Спустя какое-то время он понял, что с него стал спрашивать еще один человек и перестал слушать его тоже, но по-прежнему ожидая его прихода с работы.

Чаще стал плакать и говорить, что он несчастлив и жизнь ему не нравится. Настоящий отец уже полтора года не объявляется. А я по-прежнему поддерживаю замечательные отношения со своей бывшей свекровью (я, мой сын, мой муж очень любим её). С нынешней свекровью также замечательные отношения. Сын понимает, что только в силу того, что он все (!) выходные, каникулы, праздники пытается сделать уроки, вся любовь близких и родных и их внимание ему не достается — просто некогда.

И ничего не делает, чтобы освободить себе время. Я старалась помогать ему — сидела рядом, вместе решали, учили все выходные напролет. Учительница говорит, что он смышленый мальчик, если захочет — сделает, но я сидела с ним и понимала, что у него отсутствует начальная база знаний — как будто он вовсе не присутствовал на уроках..

Последовать совету учительницы — заняться новой семьей- у меня не получается. Прихожу домой, а там — колы, двойки, замечания в дневнике, не сделанные уроки, обман на обмане, бабушка жалуется, что над ней издеваются (она плохо слышит, а сын этим пользуется)… И все сначала — кричу, подчеркнуто игнорирую, наказываю… Муж пытается занять свою нишу в нашей семье, засучив рукава и с новым дыханием. Делает уроки с сыном, старается объяснить ему, что такое мужской характер в его понимании. Но сейчас потихоньку начал понимать, что его знания ограничены и опыт воспитания детей отсутствует полностью, результат своих действий не видит. Радуется только тому, что смог хоть как-то разгрузить меня.

А вчера был случай — из-под шкафа в комнате вытащили кучу сгнивших огрызков, баночек из-под йогурта с червяками, фантиков (все уложилось в два больших пакета!) Спросила: почему до мусорки не донес?

Ответил: темноты боюсь.. На 100% уверена, что соврал, только понять не могу почему и зачем… От всего волосы дыбом встают.. Боюсь второго ребенка (сын просит, муж хочет) не смогу родить — боюсь.. либо не отважусь, либо не доношу в таком состоянии…. А как же хочется еще детей иметь! Крестников (8-ми и 7-ми лет) своих обожаю, и они меня очень любят, ждут, скучают по мне. Иногда кажется, что я их больше люблю, чем сына родного.

Помогите выбраться из этого тупика. »

Ответ психотерапевта theSolution:

В вашей ситуации важно разобраться с двумя моментами — эмоциональным состоянием ребенка и причиной вашего отношения к нему.

Если ребенок все время плачет, отказывается от еды и говорит, что ему не хочется жить, может оказаться так, что у него депрессия.

В таких случаях желательно показать малыша детскому психиатру. Хорошие врачи работают в шестой детской психиатрической больнице на 5-м Донском проезде. Врач-психиатр должен посмотреть ребенка лично, чтобы исключить состояния, нуждающиеся в лекарственной коррекции. Именно врачу-психиатру вам желательно сообщить, что у ребенка есть трудности с учебой и общением. А врач-психиатр сможет точно сказать вам причину проблем. Если врач-психиатр скажет, что по его части у ребенка ничего нет, тогда можно будет консультировать малыша у врача-психотерапевта.

Врача-психотерапевт проанализирует семейные предпосылки возникновения проблем ребенка.

Давайте предположим, что у ребенка не окажется депрессии или какого-либо другого расстройства, объясняющего лживость, трудности с обучением, страхи, воровство. То есть все симптомы мы будем рассматривать как коммуникативный посыл другим членам семьи с невысказанной просьбой обратить внимание, поддержать, принять.

В психотерапии дети рассматриваются как идентифицированные пациенты.

Это означает, что ребенок является носителем обще — семейных системных проблем, источником которых являются взрослые. Если у ребенка возникают проблемы — причину нужно искать в родителях, бабушках-дедушках и учителях. Выявить факторы, мешающие нормальному развитию личности ребенка и назначить курсы психотерапии всем взрослым, находящимся в семье — и есть задача врача-психотерапевта.

Для нормального развития ребенку необходимо чувствовать принятие со стороны значимых взрослых.

Когда этого чувства принятия нет, ребенок начинает искать надежные способы получения негативного внимания. Это означает, что он подсознательно будет делать все так, чтобы гарантированно услышать крики, ругань, получить негативные эмоции от значимых лиц. Это будет поддерживать его концепцию о себе как о плохом и виноватом мальчике, недостойном любви, которого все отвергают. Это одна из негативных детско-родительских программ, усвоенных ребенком. Она основывается на схема треугольника Карпмана.

Для того, чтобы ребенок изменил свою форму поведения — отношение к нему должны изменить взрослые.

Во-первых, перестать кричать. Крик, ругань, молчаливое игнорирование — это совершенно недопустимые формы общения с ребенком. Они закрепляют негативные формы поведения малыша, по причине высокой эмоциональной насыщенности. Проще говоря, когда вы занимаете позицию агрессора по отношению к ребенку, вы обучаете его быть жертвой . Подсознательный сценарий жертвы, который накладывается как часть неблагополучного наследия семьи, чреват серьезными негативными последствиями во всех сферах жизни в будущем. Чтобы их избежать, нужно как можно быстрее негативные формы контакта с ребенком заменить на позитивные формы (одобрение, похвалу, восхищение, объятия). Возможно, вам будет очень не просто это сделать, по причине ваших внутренних проблем — вы пишете, что ребенка изначально не воспримали.

Иногда непринятие ребенка может быть вызвано трансфером, то есть переносом негативных эмоций по отношению к отцу ребенка, предавшего вас, на вашего малыша.

Чувство гнева и боли, которое вы могли испытывать в период развода, могло остаться непереработанным — потому что вы могли просто уйти в работу и вытеснить свои чувства в подсознание. Если ребенок чем-то внешне напоминает бывшего мужа, по механизму ассоциации у вас могут всплывать из подсознания негативные чувства по отношению к отцу ребенка. И вы можете их выказывать в общении с ребенком, привязывая подавленные чувства из прошлой ситуации к ситуации здесь и сейчас (например, к ситуации учебы). При этом вы можете не осознавать подлинной причины возникновения сильных «садистических» чувств, так ваше подсознание может ограждать вас от многократного переживания боли.

Если бы вы прошли психотерапию в период развода или в течение года после развода, у вас бы не было таких реакций по отношению к собственному ребенку. Но поскольку вы в той ситуации были вынуждены просто выживать, то вы могли подавить в себе эмоции и вытеснить эмоциональную боль либо в подсознание либо в мышечные зажимы тела . Тем не менее, разобраться с подавленными эмоциями, осознать их, отреагировать в безопасном варианте, простить бывшего мужа — вы могли бы и сейчас.

Залечивание травмы прошлого помогло бы вам относиться к собственному ребенку без негатива.

Когда вы начнете относиться к ребенку лучше, его эмоциональное состояние улучшится. Психотерапевт также расскажет вам как исправить повреждения Я-концепции и самооценки ребенка, которые были вызваны плохим отношением к нему.

thesolution.ru

Если ребенок хочет жить с отцом

Во сколько лет ребенок может выбирать с кем жить из родителей?

Статья 57 Семейного кодекса РФ, закрепляет право ребенка выражать свое мнение по любым семейным вопросам. Обязателен учет мнения, достигшего возраста 10 лет, но только при условии что это не противоречит его интересам. Оценивать это «непротиворечие» будут органы опеки и суд.

Суд же будет принимать такое решение, с кем по его мнению будет более обеспечен и где у него будет больше возможностей учиться, развиваться, питаться, лечиться и т.д.

Если ребёнок живёт с отцом

После развода и отец и мать имеют право на свидания со своим. Вопрос в другом, хочет ли сама мама этого. Что же касается ребёнка, то ему это общение однозначно необходимо. Кровные связи можно лишь ослабить, но не разорвать. Женщина или мужчина для своего навсегда останется матерью или отцом, пусть даже живут они отдельно. И, наверное, данная статья больше адресована папам, чем мамам.

Сложность в том, как практически эти встречи организовывать, когда развод состоялся официально.

Если ребенок хочет жить с новой семьёй отца, кто платит алименты?

Сын моего мужа от предыдущего брака не ужился с отчимом и захотел жить с нами. Поясните, как быть с алиментами? Обязан ли теперь мой муж их платить бывшей жене? Есть ли такое соглашение, которое бы урегулировало финансовые вопросы по их общему, если он теперь живет в нашей семье? Как это правильно оформить документально? Разъясняет консультант Нотариальной палаты Волгоградской области Ольга Суркова.

Для этого Вашему супругу нужно договориться с бывшей женой и добровольно заключить письменное соглашение об определении места жительства ребенка.

Если ребенок хочет жить с отцом

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Ребенок хочет жить с отцом!

1 ответ. Москва Просмотрен 64 раза. Задан 2011-06-14 12:55:16 +0400 в тематике «Жилищное право» Поступают угрозы от матери — Поступают угрозы от матери. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 54 раза. Задан 2011-04-12 10:21:27 +0400 в тематике «Семейное право» Программа «молодая семья». мама и 2 ребенка. — Программа «молодая семья». мама и 2 ребенка. далее

1 ответ. Москва Просмотрен 45 раз.

Ребенок хочет жить с отцом, мать препятствует

Мать второй раз вышла замуж, у нее родилось еще двое детей. Со вторым мужем тоже развелась, на данный момент проживает вместе со всеми тремя детьми в одной комнате, в квартире своих родителей, вместе с другими родственниками.

Т.е. у одиннацатилетней девочки нет своего письменного стола (уроки делает на приставном столике), спит на диване (кровати нет). Малыши постоянно портят ее вещи, рвут и рисуют на них.

Ребенок хочет жить с отцом

Посетители юридической консультации задали 274 вопросa по теме » хочет жить с отцом». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Родители давно в разводе, живет с матерью, но он хочет жить с отцом (ему 12 лет), куда с этим вопросом обратися отцу и ребенку? 11.08.2013

Ребенок (9 лет) проживает с матерью в деревне, отец в городе, ребенок хочет жить с отцом, что нужно предпринять отцу, чтобы жил с ним? 17.06.2014

Здравствуйте скажите пожалуйста если папа и мама разведены а хочет жить с отцом может ли отец его забрать ребенку 6 лет естественно мать против и не учитывает желание спасибо заранее 20.07.2015

Здравствуйте! Ситуация — женщина хочет подать иск на алименты и на определение места жительства ребенка, с отцом ребенка не расписаны, живут в квартире мужчины, прописан только ребенок с отцом (женщина 11.05.2015

С какого возраста ребенка учитывается его мнение судом о том, с кем из родителей он хочет остаться при их разводе?

Закон не устанавливает по достижению какого возраста ребенком, суд обязан выслушать его мнение при разрешении споров о нем, в том числе и при разрешении спора о его месте проживания. Закон говорит о том, что суд обязан выслушать мнение, если ребенок может выразить свою мысль. Таким образом, закон связывает необходимость выслушать мнение ребенка при разрешении спора о нем не столько с возрастом ребенка, сколько с его способностями обосновать свое мнение, к примеру о том, почему он хочет проживать с матерью, а не с отцом.

sudimoskvi.ru

Как помочь человеку, который не хочет больше жить

Нежелание жить появляется у человека в переломные кризисные моменты, когда происходит переосмысление цели жизни, когда эмоциональное состояние находится на грани с невозможностью его пережить, когда трудно найти выход из создавшегося положения. Только рядом находящиеся люди могут помочь отчаявшемуся человеку, поддержать его, подсказать возможные пути сложившейся ситуации, взяв часть ответственности за принятое решение на себя.

Мысли о суициде редко возникают внезапно. Чаще всего, человек долго находится в ситуации невозможности, обращаясь со своей проблемой к родным и близким, выражая свои мысли в сети интернет на форумах и в виде статей о своем состоянии. Но не всегда рядом находящиеся люди обращают на это внимание, адекватно реагируют на просьбы и видят изменившееся эмоциональное состояние человека.

Эффективный, внезапный суицид возникает на фоне сильного эмоционального переживания: сильной обиды, унижения или измены. Помочь бывает очень сложно, так как действовать при оказании помощи нужно быстро, осознавая всю невозвратность ситуации. Внезапный суицид может случиться у людей эмоционально ранимых, нервных или пессимистичных. А также у тех, кто мало ценит жизнь, находясь постоянно в ситуациях неудовлетворенности жизненными условиями, предательства со стороны близких и друзей, недоверия друг другу. Нужно также эмоционально вовлекать этого человека в жизнь, показывая все ее прелести и удовольствия.

Если человек просит о помощи, спрашивает: «Что делать?», нельзя отказывать ему в этой просьбе, даже если не знаете, на самом деле, как поступить. Просто начните разговаривать с ним. Пусть выскажет эмоционально все обиды, раздражения. Пусть начнет плакать и обвинять всех в своей несложившейся жизни. Скорее всего, человек хочет не умереть, а изменить свою жизнь. Начните вместе с ним строить планы, хотя бы на ближайшее будущее: объясниться с обидчиком завтра позвонить и записаться на прием к психологу, назначить время и записать его так, чтобы дата находилась перед глазами. Придется дожить хотя бы до завтра, чтобы вместе сходить на прием к специалисту.

Если человек эмоционально стабилен, можно сразу же помочь ему найти телефон службы доверия и позвонить по этому телефону . Чем больше людей включится в этот процесс, тем больше вероятность того, что кому-то из них удастся найти верный путь выхода из суицидального поведения. Проблема в том, что мало кто из психологов берется за проблемы суицида, считая это болезнью и направляя к психиатру. На самом деле такие мысли посещают многих людей, и очень важно, чтобы в этот момент кто-то компетентный оказался рядом и смог спокойно объяснить человеку, что путь суицида не имеет обратной дороги.

В ситуациях горя и смерти близких и любимых людей, любовь и привязанность тянет человека за ними, он стремится к смерти. И воспринимает суицид как единственную возможность «встретиться» с любимыми людьми. Горе имеет свою цикличность, и, проживая стадию за стадией, человек постепенно приучается жить в других условиях, с другими людьми. Но на это нужно время. Шок проходит обычно в течение от 1 до 10 дней. Это самый опасный период, во время которого человек может совершить суицидное действие. Важно, чтобы рядом были люди и просто контролировали его действия, стимулируя к скорби, плачу, подготавливая к ритуалу прощания с умершим.

Если человек верующий или отчаялся найти поддержку у близких людей, можно попробовать приобщить его к вере, которую он поддерживает. Церковь никогда не одобряла самоубийство. Да и другие верования людей (партийные, профессиональные) в основном связаны с ситуацией жизни, а не смерти. Нужно найти ту область, в которую человек хоть чуть-чуть, но еще верит: в любовь, в красоту мира, в искусство и т.д. Средство не столь важно, главное — сохранить жизнь человеку. Пусть рисует, «бредит» литературно, лепит из глины или сочиняет стихи. Возможно, на границе жизни и смерти и создаются шедевры, пусть и единичные.

Важно не только спасти человека от смерти, увести его из суицидальной ситуации, но и продолжать поддерживать его жизнь, строя планы теперь уже на более отдаленное будущее: через месяц, через год, через 10 лет и т.д. Общение, друзья, любовь и поддержка могут стать самыми важными и необходимыми средствами спасения человека от суицида, а это могут дать только близкие люди.

xn--b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn--p1ai