Завышенная или заниженная самооценка

Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка!

Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность. Причины возникновения такой самооценки связанны, с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое — то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне. У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же на самооценку взрослого могут оказывать влияние личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими — то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.

Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.

Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.

Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной) И я согласен с Т. Лири: "Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире".

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.

Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды. В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.

Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя). В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.

Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.

Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая — то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:

1.Тренируем умение принимать себя

Делим лист формата А4 на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия. В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе. Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть. Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли? Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?

Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества

которые мешают вам в достижение цели.

Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей? Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез: «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»

Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!

Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни. Например, для меня ценно, заботиться о близких и я реализую это на 80%. А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать. Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20% входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что — то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.

www.b17.ru

Заниженная самооценка / я ничтожество. Что с этим делать?

Большинство людей даже в первом приближении не понимают, на сколько их жизнь, состояние счастья, всё чего они достигают и потенциально могут иметь, напрямую зависит от их самооценки.

Суть самооценки – это отношение к себе: оно негативное или позитивное? Человек в себя верит или нет? Уважает или презирает? Он слаб, уязвим или силён и неуязвим?

Напомню, что если человек не верит в себя – он даже не дерзнёт мечтать о достижении каких-то значимых целей и вершин в жизни. Если себя не уважает, не любит – он даже права себе радость и счастье не даст и все возможности стать счастливым обойдёт стороной.

Даже если у человека есть классные высокие жизненные Цели, но у него заниженная самооценка – он их никогда не достигнет, если не выровняет свою самооценку, не научиться себя любить и уважать, ценить и защищать свои достоинства, и жизненные ценности.

Заниженная самооценка, чувство собственного ничтожества – это одна и первых и самых больших преград на пути к своему счастью и успеху в любой сфере, чего бы это ни касалось. Потому что, подобное притягивает подобное: достойный притягивает достойное, ничтожный – ничтожное!

Что такое заниженная самооценка и программа “Я ничтожество”?

Заниженная Самооценка – это неадекватно негативное отношение к себе, к своей душе, телу, судьбе. И это негативное отношение – всегда как-то обосновано, но проблема в том, что в этих обоснованиях – куча ошибок и крайностей (заблуждений).

Заниженная самооценкаэто: А) Негативное отношение к себе (нелюбовь, ненависть к себе) В) Неуверенность в себе С) Уязвимость, зависимость, слабость (не способность защитить себя и свою Честь, то, что дорого)

Людям у которых заниженная самооценка – присуще не видеть и не признавать своих достоинств (хороших качеств, достижение и т.д.), и сильно преувеличивать свои недостатки, проблемы обвиняя себя за них, говоря себе: “я плохой”, “я неудачник”, “я ничтожество”, “у меня ничего не получиться” и т.п. Такое отношение к себе – является самообманом и абсолютно несправедливо! Ни к чему хорошему кроме разрушения себя и своей жизни это не приведёт.

Человек который не видит и не признаёт своих достоинств – обречён, ему по жизни не на что опираться, у него нет уважения к себе, он ничего достойного не удержит и не сможет это защитить. Кроме того, люди с заниженной самооценкой – это почти всегда страдальцы, они наполняют свою душу негативной энергией страданий, переживаний и боли, так как внутренне уверены, что страдать – это их участь, а счастья им не видать.

Но на самом деле они просто получают то, во что верят, то, что они в себе культивировали и усиливали всю жизнь – “Каждому по вере…”.

Откуда берётся заниженная самооценка?

Чаще всего это результат воспитания и родительского программирования. С одной стороны, дети копируют программы, убеждения, отношение, образ жизни своих родителей и близких. То есть если у мамы, например заниженная самооценка и она себя регулярно изъедает, то дочь, чаще всего, будет иметь такие же внутренние склонности и привычки.

С другой стороны, родители и те, кто более всего влияет на формирование личности ребёнка (в т.ч. учителя в школе) – часто сами, неосознанно или целенаправленно формируют у ребёнка заниженную самооценку, обзываю плохими словами типа –“ты тупица”, “ты бездарь”, “из тебя ничего не выйдет”, “ты гадость”, и др.

А если такие негативные зёрна были посеяны в детстве, в период воспитания, дальше уже сам человек, как правило, себя добивает, накручивает, бичует, винит и разрушает. И если этот процесс вовремя не остановить, негатив на себя нарастает, как снежный ком, неся разрушение, неудачи и страдания человеку.

Поэтому очень важно: 1. Остановить процесс саморазрушения и само занижения. 2 Начать убирать негативные программы – основы заниженной самооценки. 3. Формировать сильную позитивную самооценку, неуязвимую во всех отношениях.

Эзотерические причины. Бывает, что Душа уже приходит в эту жизнь с заниженной самооценкой, которую поломали в прошлой жизни и задача свою самооценку, достоинство, веру в себя – построить заново, возродить из руин. В этом случае, нужно поработать над собой очень тщательно. Хотя не скрою, что часто, чтобы позитивную самооценку построить, необходимо убрать первопричины негативной, которые лежат в прошлой жизни человека и в этом случае, без помощи хорошего Духовного Целителя не обойтись.

Как убрать заниженную самооценку и чувство собственного ничтожества?

2. Устраните негатив на себя (негативные имена и установки) и замените его на позитив (убеждения, которые будут давать вам силу и радость).

Задание: 1. Разделите лист бумаги на две равные части по вертикали. 2. В левой части листа, в столбик – выпишите все негативные имена, обзывательства, слова, которыми вас называли другие и те, которыми вы обзывали себя сами. 3. В правой части, на против каждого негативного имени – найдите и напишите достойную, позитивную замену, то, как вы в идеале хотите к себе относиться. И желательно с обоснованием.

  • Я ничтожество – замена – Я достойный человек, потому что я работаю над собой, у меня масса позитивных качеств, меня уважают другие, и т.д.
  • Я бездарь – замена – Я Душа и во мне заложен огромный потенциал, у меня есть таланты и я много чего могу!
  • Я неудачник – замена – Я идущий к успеху сильный человек, который постоянно учиться. Все успешные люди проходили через полосу неудач, преград и даже позора, они смогли пройти эту чёрную полосу достойно, и я смогу!

Поверьте, если вы качественно и искренне выполните данное упражнение (может быть даже в 2 или 3 захода) – вы сразу почувствуете прилив энергии, рост позитива и уверенности в себе.

3. Начните раскрывать любовь к себе и своей Души! Для этого изучите и практически проработайте следующие статьи: “Что такое любовь к Себе” и “Как принять и полюбить себя”.

Это вам обязательно поможет!

4. Дополнительная рекомендация. Особенно в период, когда вы будете работать над собой и позитивная самооценка ещё не окрепла, а негативная обострена – ограничьте свой круг общения. Общайтесь только с теми, кто вас уважает и поддерживает. И постарайтесь не общаться с теми, кто подрывает вашу самооценку, кто относиться к вам негативно, пытается унизить, разрушить веру в себя и т.п.

А когда вы почувствуете силу, когда ваша позитивная самооценка окрепнет, можно будет её начать тренировать на неуязвимость в общении с такими людьми:)

Нужно сказать, что отдельной статьи и даже книги заслуживает тема – “Как сформировать огромную Веру в себе, уверенность”, – и эту тему мы рассмотрим обязательно!

А если вы чувствуете, что ваша самооценка сильно разрушена и вам требуется квалифицированная помощь, также напишите мне – я порекомендую хорошего Духовного Целителя! (работа через Skype)

www.psychology-faq.com

Самооценка: заниженная и адекватная

Все чаще и чаще на консультацию приводят детей, у которых заниженная самооценка Заниженная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для гармоничного развития личности. В психологическом портрете детей с заниженной самооценкой присутствуют: нерешительность, обидчивость, неуверенность в себе, эмоциональная закрытость, чувствительность, необщительность. Многие дети демонстрируют тревожность, страдают от многочисленных страхов, имеют нарушенное общение со сверстниками.

Психологическое обследование каждого конкретного запроса выявляет одни и те же тенденции в детско-родительских отношениях: гиперпротекция, эмоциональное отвержение ребенка, воспитательная неуверенность родителей. Внутрисемейный климат индикатор самооценки ребенка. Заниженная самооценка формируется, если:

• Родители завышают ожидания в отношении ребенка, принимают за него ответственные решения, лишают его самостоятельности, постоянно опекают и контролируют. Противоречивость требований, авторитаризм сформируют заниженную самооценку, породят сомнения в своих возможностях, тревожность, страх, будут способствовать безынициативности.

• Неприятие ребенка в семье (родился не вовремя или хотели ребенка другого пола, он не соответствует образу «идеального ребенка» в родительских установках), отсутствует эмоциональное принятие ребенка порождают замкнутость, робость, обидчивость, неуверенность в себе.

• Семьи с тревожно-мнительным воспитанием, где преобладающим является «фобия утраты ребенка» (единственного, позднего или часто болеющего) вырастят робких, нерешительных, обидчивых, не уверенных в себе детей.

• Равнодушные родители, уделяющие детям мало внимания, когда они чувствуют себя нелюбимыми, ненужными, лишними, способствуют развитию комплекса собственной неполноценности, преследующего их всю жизнь.

• Беспредельное обожание и восхваление ребенка, где он растет в стиле «кумира семьи», когда удовлетворяется любая прихоть, приводит к тому, что ребенок, твердо веря в свою исключительность, вырастет эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать ничего взамен.

В целом для ребенка-дошкольника свойственна скорее завышенная самооценка, завышенные представления о себе и своих возможностях. Это и есть вариант нормы. Чувство защищенности и осознанная родительская любовью помогает ребенку расти и расцветать, чувствовать себя важным, нужным. Адекватная самооценка помогает детям легко преодолевать трудности и чувствовать себя счастливыми.

Очень важно, чтобы родители выражали уверенность в том, что их ребенок обязательно научится тому, что еще пока не умеет, что у него все получится; что он действительно хороший, умный, добрый, честный. Искренняя теплая семейная атмосфера, в которой царят уважение, доверие, понимание, поддержка, чувство психологической защищенности основные условия формирования позитивной самооценки у ребенка. Последствия негармоничного стиля воспитания — неадекватная самооценка. И как следствие негативные варианты поведения.

Позитивная самооценка как условие гармоничного развития личности формируется, если:

• Родители принимают ребенка таким, какой он есть.

• Сравнивают ребенка только с самим собой сегодняшние изменения с вчерашними; успехи и недостатки с его же достижениями и промахами.

• Порицают за конкретные поступки, а не в целом.

• Помнят, что отрицательная оценка враг интереса и творчества.

• Дают посильные задания и поручения, учитывают реальные возможности ребенка.

• Поощряют инициативу, самостоятельность, искренне радуются каждому, даже самому маленькому, успеху. Это вселяет в ребенка уверенность и окрыляет для новых достижений.

• Воспитывают веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Я знаю, что ты с этим легко справишься!», «Если ты захочешь, то у тебя все получится!

• Предлагают свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

• Учат ребенка уважать себя.

Адекватная самооценка награждает ребенка активностью, любознательностью, общительностью, жизнерадостностью, открытостью и непосредственностью; учит считаться с замечаниями взрослого или сверстника, осознавая их справедливость.

www.inessasm.com