Самооценка щур вГ

Оглавление:

Методика «Лесенка» автор В.Г.Щур

Цель методики — исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Неадекватно завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

infourok.ru

diety-po-znaku-zodiaka53

Тест Лесенка В Г Щур

9.1. Методика «Лесенка» В. Г. Щур

Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного. оценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная.

Методика «Лесенка Щур» : Диагностика социального развития ребенка — Щетинина А.М. : Экономика и финансы

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка. Тест -опросник родительского отношения (ОРО).

Были использованы следующие методики: методика » Лесенка» (В.Г. Щур); методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захаровой);.

В статье описана авторская модификация методики « Лесенка ». самооценки и характера взаимоотношений с окружающими (В.Г. Щур, Л.И. Уманец). Известно, что тест -опросники по самой своей сути призваны измерить в.

Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа — Финансовый анализ Финансовый менеджмент — финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов — вот далеко не полный перечень предмета «Финансовый менеджмент» Поговорим о том, что же такое коучинг? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, Проведение теста : Ребенку дают листок с нарисованной на нём.

Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера) Методика » Лесенка » ( Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об.

Тест тревожности (Р.Тэммл, А. Дорки, В. Амен). — Проективные Самооценка и уровень притязаний (« Лесенка » С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). 6 – 7 лет.

Методика « Лесенка » В. Г. Щур. Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как.

Предлагаем информацию, которая будет полезна практикующим психологам и студентам факультетов психологии, педагогики, родителям и всем, кто интересуется психологией и воспитанием детей. Представлен раздел рефератов, подборка контрольных и курсовых работ, библиотека учебных пособий и каталог книг по психологии. Для вас ряд практических пособий по психологии, программ, различных упражнений, игр для диагностической, коррекционно развивающей работы с детьми — дошкольного, младшего школьного возраста и подростками. Предлагаем — Каталог психодиагностических методик, собраны лучшие методики психодиагностики. У нас найдётся самое необходимое. 9.1. Методика «Лесенка» В. Г.Щур Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок (нарисованная или деревянная лесенка с площадкой по середине), на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди (родители, бабушка, учительница, сверстники и др.). При оценке результатов необходимо, прежде всего, установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые по-разному относятся к ним. Является проективной методикой выбора. Библиографические источники: 1. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е. Е.Данилова. М.: Издательский центр «Академия», 1999 2. Райгородский Д. Я. «Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей». Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008 3. Щур Д. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент /Под ред. В. В.Давыдова — М., 1982 Метки: 9.1. Методика «Лесенка» В. Г.Щур, методики в психологии, психодиагностика, каталог методик по психологии Предлагаем всем психологам, педагогам и студентам, оказать посильную помощь в развитии сайта и поделиться своими знаниями с коллегами. Присылайте свои работы, лежащие на полке или в шкафу, статьи, контрольные, курсовые, дипломные и другие работы. В опубликованной работе будет указан автор, о вас узнают и другие специалисты в этой области. Так вы можете приобрести авторитет среди своих коллег психологов и педагогов.

Методика » Лесенка Щур «. (после 4-х лет). Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации. и оценки детьми других людей.

diety-po-znaku-zodiaka53.weebly.com

Методика «Лесенка Щур»(после 4- х лет)Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификациии оценки детьми других людей. Методика используется в модифицированном варианте — вместо 1.

Ход эксперимента. Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватногооценке. Лесенка может быть нарисована на листе бумаги, плоскостная, вырезанная из картона или плотной бумаги, объемная. Испытуемому предла- гается фигурка ребенка (мальчика или девочки) — плоская или объемная. Экспериментатор говорит: «Это как будто бы ты. Хорошо? А вот лесенка,и на ней разные ступеньки. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них.

Ноучти, что вот эта, самая нижняя — черная ступенька — для детей, которыечасто ведут себя плохо; коричневая — вторая ступенька — для детей, иногдасовершающих плохие поступки; третья — синяя ступенька — принимает де- тей, которые поступают хорошо; а пятая, красного цвета, — самая верхняяступенька — для самых замечательных детей, которые всегда поступаюточень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить се- бя». Воспитатель- экспериментатор кратко повторяет значение ступенек. Принято считать, что самооценка ребенка соответствует тому уровню,на которую он себя поставил: 1- 2 ступеньки — низкий, 3 — средний, 4- 5 — вы- сокий уровень. Но эксперимент следует повторить через 2- 3 недели для чистоты ре- зультата.

Ни в коем случае не проводить эксперимент, если ребенок в пло- хом настроении или недавно получил очень негативную или очень поло- жительную оценку со стороны взрослых или детей. Аналогично предлагается ребенку поставить по ступенькам маму, папу,других детей, друзей, воспитателей — в зависимости от целей изучения. Оценить ребенка можно предложить его родителям и воспитателям. Это позволит определить, с чьей оценкой идентифицируется ребенок в са- мооценке.

Чтобы посмотреть, чья оценка является для ребенка наиболеезначимой, можно предложить ребенку поставить себя на ту ступеньку, накоторую его поставила бы мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели. Какправило, ребенок сам себя оценивает так, как оценивает его один из зна- чимых для него взрослых. Кроме того, по тому, куда поставит себя от име- ни кого- либо из взрослых, можно видеть, как ребенок расценивает отно- шение взрослого к себе, считает ли себя принятым им. Результаты, эмоции и поведенческие реакции каждого ребенка фикси- руются в протоколе. Дата проведения ____.№ Имя Ф. Воз- Оценка с позициираст.

Ступеньсамооценки. Аргументациявысказывания. Оценкадругих детей.

Аргументация. Мамы. Папы. Бабушки. Воспитателя. Аргументации,поведенческиереакции.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка».

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где

средняя&nbsp. Методика «Лесенка». Данная методика предназначена для выявления

системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по

его&nbsp. Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации.

Ребенку предлагается лесенка из 5 ступенек разного цвета, адекватного.

Методика » Лесенка » ( Щур В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей/Психология личности: теория и. Психосемантические методы диагностики личности. Методика «Лесенка»

В. Г.Щур, методики в психологии, психодиагностика, каталог методик по&nbsp.

Цель «Лесенки»: изучение особенностей самооценки ребёнка и уровней

притязаний. Инструкция к проведению методики В.Г.Щур «Лесенка&quot. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан). 1. Тест « Лесенка ». (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Уважаемый психолог! Более десяти лет я работаю в начальной школе и

вижу, что есть немало ребят, которым необходима педагогическая

crimeahouse.weebly.com

Методика исследования самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лесенка»

Самооценка — это один из важнейших компонентов самосознания человека. Самооценка — это то, как человек оценивает себя, свои способности, личные качества и внешний вид. Как и характер самооценка не является врождённым качеством личности, она формируется в процессе жизнедеятельности, в процессе воспитания. Самооценка по степени адекватности разделяется на два вида: адекватная и неадекватная. Адекватная говорит о правильном и соответствующем действительности представлении о себе. Соответственно неадекватная — наоборот.

Самым благоприятным периодом для формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст. Так именно от того, как сложится школьная жизнь ребёнка в начальных классах зачастую зависит не только его собственное отношение к себе, но и его успехи в обучении, его отношения с одноклассниками, а также способность реализовать свои возможности.

Методика лесенка В.Щур и С. Якобсона

Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест «Лесенка» . Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я. Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.

Самый популярный вариант теста «Лесенка», который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:

  • Белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней.
  • Простой карандаш или ручка.
  • Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

    Инструкция для дошкольника:

    «Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой — не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети».

    Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

    Инструкция для младшего школьника:

    «Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй — хорошие. На третьей — ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой — плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить».

    Методика Лесенка — интерпретация результатов :

    После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

    • Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: «Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки».
    • Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
    • Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
    • Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
    • Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
    • Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.

    Если результат теста «Лесенка» выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

    Статья опубликована в раздел Развитие детей, .

    Другие статьи по теме

    Навигация по записям

    1 мнение на “ Методика исследования самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста «Лесенка» ”

    В интернете много полезных заметок о беременности и роддомах, но они какие-то неконкретные. Нет наименований перинатальных центров, адресов, рекомендаций реальных докторов. А желательно бы увидеть последнюю информацию, жизненную в данном году – с новыми технологиями, тарифами и новостями.

    Идеально, чтобы вдобавок и нужная информация для будущих и реальных матерей. Все это нашла собственно здесь. Точно, определенно, с образцами из реальной жизни, консультациями профессионалов. Частенько заглядываю на интернет-сайт, когда чадо болеет.

    razvitiedetki.ru

    Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

    Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

    Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

    Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

    Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

    Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

    Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

    Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

    Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

    Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

    Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

    Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

    psylist.net

    Методы и методики исследования: для определения уровня со использовалась методика»Лесенка» Щур. Для изучения ут мы применили методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

    База исследования: Исследование проходило на базе МБСКОУ школы-интерната №4,в нём принимали участие 16 человек с диагнозом ЗПР.

    Глава 1. Теоретические вопросы исследования самооценки и уровня притязаний у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    1.1. Самооценка в теории психологии.

    Самооценка- ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Она выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей[5, с.24].

    Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.

    Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.

    Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или коррегирующей. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.

    Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе[5, с.25-27].

    Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся начальных классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания. на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель[5, с.29]. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.

    Самовосприятие человека занимает не последнее место в формировании целостного портрета личности. Вот почему функции самооценки оказывают большое влияние на наши жизненные процессы.

    Под самооценкой подразумевается оценка самого себя личностью, своих качеств, возможностей, социального статуса, места в обществе, коллективе, семье[8, с.27].

    Это также та степень ценности, которая приписывается ею себе, отдельным личным качествам. Самооценка относится к важным регуляторам поведения.

    Во многом зависят от нее взаимоотношения человека с окружающей социальной средой, людьми, его требовательность к себе, самокритичность, отношение к неудачам, успехам, проблемам[8, с.29].

    Она влияет тем самым на дальнейшее развитие личности, эффективность любой деятельности. Основным критерием оценивания выступает зачастую система личностных смыслов (ценностей). Базовые функции самооценки:

    защитная, обеспечивающая определенную стабильность, независимость личности;

    регуляторная, на ее основе происходит личностной выбор, решение вытекающих из него задач;

    отображающая реальное отношение индивида к самому себе;

    развивающая (служит толчком для дальнейшего саморазвития);

    эмоциональная, дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами.

    Самооценка связана тесно с уровнем человеческих притязаний — величине трудностей при достижении поставленных целей[8,с.31-32]. Большое расхождение между реальными возможностями и притязаниями приводит к неправильной оценке себя.

    По причине чего поведение человека может стать неадекватным: повышенная тревожность, эмоциональные срывы, депрессионные состояния, стрессы, нервозность, немотивированная агрессия[8, c.33].

    Внешне самооценка выражается также в оценивании возможностей, результатов деятельности других (при завышенной самооценке принижают их и наоборот).

    В формировании самооценки значительную роль играют оценки личности, ее достижений окружающими. В психологии выявлено влияние самооценки на познавательную человеческую деятельность (представления, восприятия, решения интеллектуальных задач)[8, c.34].

    Существующие функции самооценки сказываются на системе межличностных отношений. В настоящее время определены методы формирования адекватной самооценки, (при ее отклонении от нормы применяются способы преобразования посредством воспитательных воздействий).

    Самооценка влияет и на все социальные процессы: личную жизнь, работу, бизнес. Человек с нормальной степенью оценивания самого себя, адекватно воспринимает окружающую действительность, соизмеряет собственные силы, соотносит их со стоящими задачами.

    Завышенная самооценка искажает реальность (человеку море по колено), а это не может закончиться хорошо. С больших высот всегда больнее падать. Заниженная самооценка делает человека робким, неуверенным в себе, боящимся любых препятствий[8, c.36].

    Каждый шаг дается в этом случае с большим трудом, а вся жизнь – сплошная борьба. Человек, неправильно себя оценивающий, соглашается на низкооплачиваемую работу, или наоборот, рассчитывает на высокооплачиваемую, не имея на то реальных способностей.

    Факторов, влияющих на формирование самооценки множество. Семейный фактор – основной фактор развития самооценки. Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества[8, c.37]. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируетсяструктура личности, закладываются основы Я-концепции [10,c.105]. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку. Социальный фактор. Социальное окружение неполноценно удовлетворяет потребности детей, значимые для становления адекватной самооценки в дошкольном возрасте, что в свою очередь оказывает негативное влияние на формирование внутренней позиции ребенка. Так, в частности, оценочная система, существующая в ближайшем окружении ребенка (в семье, детском саду) и рассматриваемаяпсихологамикак фактор социальнойдетерминацииего личностного развития, не отвечает ряду психолого-педагогических требований[10,c.106].

    Фактор положения семьи в обществе. Если самооценка человека определяется мнениемо нем других людей, то есть основания ожидать, что у представителей выс­ших классов она будет максимальной. Положение, занимаемое в обществе молодыми людь­ми, основано не на их собственных достижениях, а на социаль­ном статусе родителей. Поэтому вполне возможно, что в юношеском возрасте ощущение собственной ценности определя­ется скорее мнениямиродственников, друзей, соседей, чем обще­ственным престижем как таковым[10,c106-107]. Дети из высших слоев общества в среднем более склонны к внутреннему принятию самих себя, чем дети, принадлежащие к низшим классам.

    Фактор удачи-неудачи. Снижение общей самооценки под влиянием экспе­ риментальной неудачи сопровождается у некоторых испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уров­ня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи[10, c.108]. По мнению американскогопсихологаРут Уайли, которая крити­чески проанализировала существующие эмпирические иссле­дования, наличие или отсутствие сдвигов в самооценке под вли­янием экспериментальной неудачи может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей испытуемого, напри­мер, общего уровня самоуважения и тревожности; специфичес­ких качеств, которые подверглись обесценению в эксперименте; того, как испытуемый оценивает источник информации о своем поражении пли успехе и насколько он доверяет этому источни­ку 4. Принцип «самости», влияющий на самооценку. Принцип интериоризации чужих оценок –теорияотражённого, зеркально «Я» (концепция Кули и Мида). Представ­ление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений само­оценка повышается, неблагоприятных – снижается[10,c.110]. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым, причем заодно с глав­ными самооценками сплошь и рядом изменяются и такие, кото­рые непосредственно оценка окружающих не затрагивала. На­пример, у человека, получающею от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притя­заний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отме­чены как положительные. Интериоризация чужих мнений предпо­лагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно, люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве кри­терия оценки), и отбор информации в соответствии с уже су­ществующим «образом Я» и ценностными критериями [10,c.111]. Принцип социального сравнения. Хотя многие элементы нашего «Я» выглядят чисто описательными, фактуальными, в большинстве случаев они соотносительны и молчаливо подразумевают какое-то количественное или каче­ственное сравнение. Во-первых, индивид сравнивает свое на­личное «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания — с достижениями[10, c.112]. Во-вторых, он сравнивает себя с другими людь­ми. 2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки. Так же анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оцени­вать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение».

    studfiles.net

    Блог практикующего психолога

    Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей. Цель методики – исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Процедура проведения теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

    В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

    Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

    Скачать стимульный материал к методике “Лесенка” (В.Г. Щур).

    Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

    После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

    Анализ результатов и интерпретация.

    Неадекватно завышенная самооценка

    Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

    После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

    Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

    Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

    Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества – в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

    Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

    Источник: Психология личности: теория и эксперимент, М., 1982.

    www.stotestov.ru