Самооценка коллектива немов

46. Понятие коллектива

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.

Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п.

Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу:

1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности);

2) иметь высокую мораль;

3) отличаться хорошими человеческими отношениями;

4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995):

1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован;

3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь;

4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив;

5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива;

6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.;

7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности;

8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач.

Продвигаясь по пути своего становления, группа, как правило, двигается не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения. А. Г. Кирпичник выявил следующую зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектива обязательно проходит через период временного спада. На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энтузиазм, сменяющийся затем более или менее заметным спадом. При условии сохранения себя как группы опять следует подъем, хотя и не на ту высоту, на которой группа находилась первоначально. Временный психологический спад – это следствие перестройки межличностных отношений внутри группы. Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, которые не могут быть одинаковыми у всех.

Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития.

www.e-reading.club

Самооценка коллектива немов

1. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер.. — М.: Добросвет, КДУ, 2013. — 366 c.

2. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер. — М.: КДУ, 2013. — 366 c.

3. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. — М.: КДУ, 2013. — 366 c.

4. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. — М.: КД Либроком, 2013. — 368 c.

5. Галасюк, И.Н. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Учебное пособие / О.В. Краснова, И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — СПб.: ИПЦ КАРО, 2011. — 320 c.

6. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 559 c.

7. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 559 c.

8. Двойнин, А.М. Психология верующего: Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности: Монография / А.М. Двойнин. — СПб.: Речь, 2012. — 224 c.

9. Двойнин, А.М. Психология верующего. Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. / А.М. Двойнин. — СПб.: Речь, 2012. — 224 c.

10. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: ЛКИ, 2016. — 202 c.

11. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.

12. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.

13. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2012. — 739 c.

14. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 739 c.

15. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. — СПб.: Питер, 2013. — 288 c.

16. Старовойтенко, Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. — М.: Академический проект, 2004. — 256 c.

17. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. — М.: Смысл, 2004. — 416 c.

list-of-lit.ru

Самооценка и групповая оценка личности

— дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;

— дайте определение понятия «Я-концепция» личности и охарактеризуйте его основные компоненты;

— охарактеризуйте типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека.

4. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации.

1 Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

2 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии /Немов Р.С. – М.: Владос, 2000.

3 Петровский А.В. Психология/Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Academia, 2000.

4 Столяренко Л.Д. Основы психологии/Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

5 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.

6 Психология /Под ред. А.А. Крылова – М.: Проспект, 1998.

Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен. Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов.

Процедура исследования заключается вколичественной оценке личностных свойств каждого члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже. Чем более разносторонней является деятельность группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в Групповой оценке личности (ГОЛ). И, напротив, если деятельность группы, общение ее членов узко и специфично, то возрастает вероятность ошибочных выводов ее участников друг о друге.

С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины "психологического дискомфорта" некоторых ее членов.

ГОЛ может быть полезна при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы.

1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов.

5 – качество выражено очень сильно;

3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц;

2 – качество выражено слабо;

Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п.

Обработка данных: 1.По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.2.По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка.

Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом.

3.В графу СО заносятся данные самооценки.

2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, "мягких" терминах.

Подведение итогов Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.

lektsii.org

Характеристика классного коллектива 5 класса

В 5 «Б» классе 25 обучающихся: 15 мальчиков и 10 девочек. 24 человека — 2002 года рождения, 1 ученик – 2001года рождения. 10 детей (40%) проживает в городе Выкса, 15 (60%) – в пригороде.

Один мальчик, находятся на индивидуальном обучении.

Все дети воспитываются в полных семьях. 3 ребенка – из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Не все обучающиеся получают горячее питание, а только лишь 12 человек. Остальные дети покупают пирожки в столовой.

Анализ результатов медицинского осмотра показал, что 5 обучающихся (20%) имеют специальную группу по физическому развитию: ФИ ученика. Данный факт следует учитывать при планировании уроков физической культуры.

В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и родителями, анкетирования, можно сделать вывод, что у детей высокая мотивация к учению, адекватная самооценка, уровень воспитанности достаточно высок.

В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. На уроках дети усидчивы, активны. Успешно сотрудничают друг с другом. Отличаются старательностью и аккуратностью (ФИ учеников). Обладают высокой работоспособностью (ФИ учеников). Способны, но не уверены в себе (ФИ учеников). Трое детей,(ФИ учеников), не могут самостоятельно организовать учебную работу.

Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются(ФИ учеников). Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хочет дружить большинство учащихся класса.

Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, готовы прийти на помощь. Но сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

Большинство обучающихся принимает активное участие в общественной жизни класса.

Практически все дети занимаются в городских и школьных объединениях дополнительного образования. Некоторые учащиеся занимаются в двух объединениях.

Высшим органом самоуправления является классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу как класса в целом, так и работу каждого ребенка. Такая организация дает почувствовать каждому ученику свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

Полный текст материала Характеристика классного коллектива 5 класса смотрите в скачиваемом файле.

pedsovet.su

Психология — Книга 1 — Общие основы психологии — Немов Р.С.

Раздел I. Введение в психологию. 5

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы.

Психология как наука. 8

Основные отрасли психологии. 12

Методы исследования в психологии. 16

Глава 2. Естественнонаучные основы психологии. 28

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. 42

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека. 52

Генетические корни психологии и поведения. 72

Глава 3. Психология и науки о человеке. 91

Психология и философия. 95

Психология и социология . 97

Психология и педагогика. 106

Глава 4. Развитие психики человека и животных. 109

Становление низших форм поведения и психики. 113

Развитие высших психических функций у человека. 122

Сравнение психики человека и животных. 125

Глава 5. Сознание человека. 132

Возникновение и развитие сознания. 136

Сознание и бессознательное. 139

Раздел II. Психология деятельности и познавательных процессов. 145

Глава 6. Деятельность.

Виды и развитие человеческой деятельности. 152

Деятельность и психические процессы. 156

Умения, навыки и привычки. 158

Глава 7. Ощущения и восприятие. 165

Измерение и изменение ощущений. 173

Восприятие, его виды и свойства. 181

Законы восприятия. 190

Глава 8. Внимание. 201

Функции и виды внимания. 206

Психологические теории внимания. 208

Развитие внимания. 211

Глава 9. Память. 217

Виды памяти и их особенности . 219

Индивидуальные различия памяти у людей. 228

Теории и законы памяти. 232

Формирование и развитие памяти. 243

Глава 10. Воображение. 260

Функции воображения, его развитие. 265

Воображение и творчество. 266

Воображение и органические процессы. 268

Глава 11. Мышление. 273

Особенности творческого мышления. 282

Теории мышления в психологии . 294

Развитие мышления. 298

Глава 12. Речь. 311

Речь как средство общения. 318

Речь как инструмент мышления . 323

Соотношение мышления и речи. 324

Раздел III. Психология личности. 335

Глава 13. Введение в психологию личности.

История исследований личности. 338

Современные теории личности. 341

Формирование и развитие личности . 356

Проблема устойчивости личности. 362

Глава 14. Способности. 373

Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 379

Природа человеческих способностей. 386

Развитие способностей. 388

Глава 15. Темперамент. 394

Свойства темперамента. 397

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 400

Темперамент и личность. 401

Глава 16. Характер. 405

Типология характеров. 407

Формирование характера. 418

Личность и характер человека. 420

Глава 17. Воля. 424

Теории воли. 427

Волевая регуляция поведения. 429

Развитие воли у человека. 432

Глава 18. Эмоции . 435

Психологические теории эмоций. 445

Эмоции и личность. 452

Глава 19. Мотивация. 461

Психологические теории мотивации . 469

Мотивация и деятельность. 484

Мотивация и личность. 496

Раздел IV. Психология человеческих взаимоотношений. 511

Глава 20. Общение.

Роль общения в психическом развитии человека. 516

Техника и приемы общения. 519

Развитие общения. 522

Глава 21. Малая группа и коллектив. 528

Феноменология малых групп. 538

Межличностные отношения в группах и коллективах. 547

Эффективность групповой деятельности. 558

Глава 22. Личность в группе. 572

Отрицательное влияние группы наличность. 576

Восприятие и понимание людьми друг друга. 585

Самочувствие личности в группе. 593

Глава 23. Интимные межличностные отношения. 601

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии. 623

Развитие психологии с эпохи- Возрождения до середины XIX в. 627

Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в. 630

Становление и современное состояние психологии в нашей стране. 644

Словарь основных психологических понятий. 651

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com

Этапы выполнения работы:

1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей контрольной работы:

-дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;

-дайте определение понятия «Я-концепция» личности и охарактеризуйте его основные компоненты;

-охарактеризуйте типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека.

2. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.).

3. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой оценки.

1 Гамезо, М.В. Атлас по психологии /М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

2 Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии /Р.С. Немов – М.: Владос, 2000.

3 Петровский, А.В.Психология/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.– М.: Academia, 2000.

4 Столяренко, Л.Д.Основы психологии / Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс, 1997.

5 Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.

6 Психология /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.

Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с ее групповой оценкой.

2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку.

Оценки выставляются по следующей шкале:

4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего;

1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко.

Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.

1.По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.

2.По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка.

4.В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ).

5.Оценивается разность оценок по данным граф 1-5.

6.Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.

1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно, окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качествам. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.

3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.

Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.

В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.

studopedia.info

Идея коллективного воспитания в истории педагогической мыли ( И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.

Педагогическая сущность детского коллектива: признаки, структура. Этапы развития детского коллектива (А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, И.П. Иванов). Особенности воспитания личности в коллективе: личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении, открытие себя как личности и индивидуальности. Педагогическое руководство детским коллективом. Разновидности детского коллектива: школьный класс, клубное объединение, детские объединения

В теме «Цель воспитания» при рассмотрении структуры целей и задач воспитания отмечалось, что кроме общих, частных и конкретных целей в процессе воспитания необходимо выделять промежуточные цели. Их еще можно назвать сопутствующими. К таким целям относится формирование детского коллектива. Действительно, формирование детского коллектива (сплочение детской группы) не является самоцелью воспитания.

Используя замечание А.С.Макаренко, детское объединение (группу, коллектив) необходимо рассматривать как «инструмент прикосновения к личности». Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Тем не менее опыт воспитательной работы по созданию детских коллективов показывает, что данный процесс является очень сложным, противоречивым. Цель, зачастую, достигается достаточно приближенно. Кроме того, само понятие «коллектив» используется для обозначения любых детских объединений; при этом забывается, что не всякое объединение характеризуется признаками группы как коллектива.

Понятие «коллектив» было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи «коллективного воспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепе­шинского и др., а позднее — В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С.Мака­ренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признаки коллектива:

  • общественно ценные цели;
  • совместная деятельность по их достижению;
  • отношения взаимной ответственности;
  • организация органов самоуправления;
  • направленность деятельности на общую пользу.
  • В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского и др.

    Л.И.Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

    • содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
    • организационное единство;
    • групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
    • психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
    • На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

      • группа номинальная;
      • группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
      • группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
      • группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
      • коллектив.
      • Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.

        Основным звеном в коллективе является первичный коллектив. Для А.С.Макаренко — это был отряд, состоящий из 12-15 человек. В школьной практике — это класс. А.С.Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его «инструментом прикосновения к личности». В самом деле, в нем дети наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений.

        Второй структурной единицей коллектива можно назвать сводный отряд. А.С.Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели и руководить, и подчиняться. Сводный отряд формировался на отдельное дело. Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности. Примером такой организации жизнедеятельности коллектива может служить коммунарская методика И.П.Иванова (творческие группы).

        Третьей структурной единицей коллектива у А.С.Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец. То есть звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу.

        Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления. Во-первых, это общее собрание. Ни одно значимое решение не принимается без собрания. Повседневной жизнью руководит Совет командиров.

        В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он — ученик, в другом — спортсмен, в третьем — артист и т.д.).

        Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким образом, что детский коллектив — это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций:

        • идейно-воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
        • организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
        • стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
        • Очевидно, только абстрагируя, можно выделить эти функции, рассматривать их по отдельности. В реальном воспитательном процессе все они сливаются в единой функции организации детского коллектива — в воспитательной.

          Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

          Первое. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

          Второе. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

          Третье. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

          Четвертое. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

          Пятое. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

          В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

          Это прежде всего — отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.

          Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:

          1. по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;
          2. по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
          3. по тому, как принимаются решения органами коллектива;
          4. по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.

          Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива — и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением.

          Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

          Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

          Коллектив по мере своего становления и развития проходит ряд этапов. Продолжительность этапа, как более или менее законченного «отрезка» развития коллектива, следует связывать с появлением новообразований, во-первых, в базисных, конструирующих коллектив факторах — деятельность, общение, организация, коллективные отношения; во-вторых, в сфере «надстроечных», вторичных факторах, производных от организации деятельности и отношений — общественное мнение, самочувствие, традиции, ценности, идеалы и эталоны поведения членов коллектива, его самооценка; и, наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности. Только по совокупности указанных новообразований в жизнедеятельности коллектива и личности можно судить о сложном внутреннем процессе развития коллектива. Такой подход отличается от бытующего еще сегодня рассмотрения этапов или стадий развития коллектива в зависимости от того, кем предъявляются требования в решении общих задач коллектива.

          Итак, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

          Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.

          Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.

          В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел — близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску.

          Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, «огонек» и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной «разведки» интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.

          Следующий шаг на первом этапе — коллективное планирование. Выделение актива — важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе «разведки», коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитеты намеченных дел.

          Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.

          Коллективное обсуждение проделанного — важный элемент коллективной жизни первого этапа.

          Первый этап можно считать завершенным, когда:

          • приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
          • развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива — паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);
          • действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
          • складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;
          • в качестве передовой части коллектива — его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);
          • у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.
          • На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего усложняются способы организации коллективной жизни — коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление — это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.

            Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Но не они являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.

            Деловые отношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.

            В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа — представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение — на первом этапе оно еще складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков.

            Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.

            Второй этап можно считать состоявшимся, когда:

            • цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;
            • коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе — деловых отношений, общения, общественного мнения;
            • у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.
            • Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

              На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:

              • в коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;
              • в таком коллективе нейтрализуются случаи «изолированности» и чрезмерной полумерности, «лидерство» отдельных детей;
              • возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление «группового эгоизма», групповой замкнутости.
              • Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.

                Изменение мотивов деятельности на этом этапе — увлеченность ее идейной стороной — как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь «ради идеи» выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование — признак устойчивости личности, ее саморегуляции.

                Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

                • цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;
                • поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
                • этому способствует процесс самовоспитания — предъявление к себе требований широкого нравственного плана;
                • самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.
                • Рассмотрение этапов развития коллектива позволяет сделать выводы:

                  • коллектив, созданный в воспитательных целях, имеет способность к самодвижению;
                  • источником самодвижения коллектива является все более усложняющаяся деятельность — процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы поведения членов коллектива.
                  • Коллектив как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

                    • общественно-значимая цель;
                    • общественно-значимая деятельность;
                    • коллективные отношения;
                    • демократическое управление.
                    • Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой и различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

                      В развитии коллектива различают следующие этапы:

                      Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе. Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива. Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.

                      Л.И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе становления воспитательного коллектива:

                      • «Группа – конгломерат» — группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное и ситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;
                      • «Группа ассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляются органы самоуправления;
                      • «Группа – кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношениях ярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержаны нравственно.
                      • «Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности.

                      Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков

                      Параметры группы:

                      • время существования
                      • число коммуникаций
                      • отношение власти и подчинения
                      • композиция
                      • ценности и нормы
                      • характер межличностных отношений
                      • и др.
                      • Коллектив — высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.

                        Этапы эволюции коллектива:

                        1. Становление: выдвижение цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива; требования ставит учитель.
                        2. Стабилизация: самоуправление под руководством актива, наличие средних и дальних перспектив; требования выдвигает актив.
                        3. Расцвет: выработано общественное мнение, отношения взаимной ответственности; требования предъявляют все.
                        4. Высшая стадия: полное самоуправление, общие ценности и нормы, традиции, требования предъявляет каждый себе.
                        5. cito-web.yspu.org