Самооценка формирование и коррекция самооценки

Оглавление:

26. Развитие самосознания и самооценки младшего школьника.

Са­мооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка может быть адекватной или неадекватной (т.е. правильной или ложной), относи­тельно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Самооценка начинает выступать в качестве регулятора поведения ч-ка, его активности в учении, труде, общении.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, в общении р-ка с окружающими. Формирование самооценки связано с активными действиями р-ка, с самона­блюдением и са­моконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен оценить свои умения, подчиняться определенным требованиям и правилам. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фак­тора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности. В млад. шк-м возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит формирование самооценки р-ка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Главной остаётся оценка учителя. У хороших учеников часто формируется завышенная самооценка, у слабых – заниженная, развивается неуверенность в себе, тревожность, робость. Важно помочь р-ку проявить себя – осуществить свои возможности. Неспособных детей нет: 1-н хорошо рисует, 2-й мастерит и т.д. Р-ок, уверенный в себе, не боится трудностей, находит в себе силы для их пре­одоления. Важнейший фактор — уважение и признание товарищей. Уже в млад. шк-м возрасте необходимо формировать самокритичность. Особенно это важно для более сильных учеников.

27. Межличностное взаимодействие в младшего школьном возрасте.

Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.

Млад. шк-й возраста (6-7-10-11 л). Главный человек – учитель, т.к. через него реализуется познавательная потребность. Приведение реб-ка в школу означает и приведение его к общественным нормам. Мотив прихода ребенка в школу не учебный, а общественный (реб-к желает повысить свой статус.)

Общение в семье: самое главное, что может дать семья — прочувствовать, что такое «делу время — потехи час». Реб-к испытывает ненасыщаемую потребность обра­щаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности (очень важна поддержка ребенка своими родными).

Общение в школе: характерная черта взаимоотношений млад. школь-в состоит в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоя­тельств и случайных интересов (сидят за одной партой). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки себя (для детей 9-10 лет важно мнение одноклассников за ловкость, смелость; они остро переживают, если эта оценка отрицательна). Но такие переживания кратковременны. Их легко изменить оценкой учителя, который становится главным человеком, организующим не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Авторитет учителя огромен, он обусловлен личными качествами учителя и социальной ролью в этом возрасте.

studfiles.net

3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. Эффективность учебной дея­тельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоен­ных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием лич­ности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего дос­тиг ребенок, и то, к чему он стремится, т. е. , проект его будущего.

Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мо­тива учебной деятельности — мотива достижения. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование — уровень притяза­ний, который рассматривается как устойчивая потребность в опре­деленной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи — на оценку выше всех остальных.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, глав­ным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притя­заний, являясь личностными параметрами умственной деятельнос­ти, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школь­ный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и обобщить результаты.

Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки». По этой методике ученикам предла­гается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Пси­холог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками:

адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей

ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки «З», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

Уровень самооценки школьников определяется на основе по­лученных данных по следующим показателям:

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

— характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая •аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может был» использована следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно — по русскому языку, другое — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье неучебное. Например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос:«Сможет ли он выполнить данное задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тог же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).

2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих раз­ный уровень успеваемости.

3. Особенности аргументации оценочной деятельности, ее направ­ленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учеб­ных заданий на неучебные ситуации.

Данный анализ позволит узнать складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции

доказана в исследованиях отечественных психологов, которые при­шли к выводу о том, что с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неус­пеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учи­телем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными воз­можностями, уровню притязаний.

Материалы экспериментов показывают, что в реальном учеб­ном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учи­теля и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе фор­мирования самооценки и уровня притязаний играет мотив дости­жения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное от­ношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности.

studfiles.net

Самооценка и её развитие

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок — по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

Самооценка функционирует в разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих качеств, или проблематической, реализующей неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых трале формаций.

works.doklad.ru

Формирование и коррекция самооценки личности студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Астахов Дмитрий Александрович

FORMATION AND CORRECTION OF THE SELF-CONCEPT OF THE STUDENT'S PERSONALITY OF SPECIAL MEDICAL GROUP DURING EMPLOYMENT BY PHYSICAL TRAINING

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Астахов Дмитрий Александрович,

Текст научной работы на тему «Формирование и коррекция самооценки личности студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физической культурой»

?визиона в этом отношении значительно превосходят клубы первого дивизиона. Анализ основных направлений агентской деятельности в мини-футбольных клубах, факторов, снижающих ее эффективность, дают основание в целях повышения эффективности такой деятельности рассматривать вопрос об учреждении в качестве юридического лица специализированной компании, которая могла бы осуществлять агентскую деятельность в данном виде спорта. Функционирование такого юридического лица обеспечит все возрастающую потребность в соответствующем обслуживании со стороны подавляющего большинства игроков и клубов, обеспечит надлежащий контроль за деятельностью агентов, резко ограничив приток в мини-футбол так называемых «теневых агентов», и в целом поднимет доверие руководителей клубов и самих футболистов к лицам, выполняющим этот специфический вид вспомогательной деятельности в данной автономной разновидности классического футбола, сегодня интенсивно развивающейся в нашей стране.

1. Андреев, С.Н. Эволюция мини-футбола (футзала) в современную автономную разновидность футзала/С.Н. Андреев//Теория и методика футбола, 2007 — №1. -С.6-7

2. Гужов, А.А. Агентская деятельность в футболе: особенности нормативного регулирования и перспективы его развития/А.А. Гужов//Новое спортивное законодательство и материалы конференции «Спортивное право: перспективы развития». — М.: Проспект, 2008. — С.163-171.

3. Регламент ФИФА по деятельности агентов игроков от 1 марта 2001 г.: пер. с анг.//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. — №8.03.01.

4. Регламент РФС по деятельности агентов игроков от 18 марта 2002 г. — М.: 2002-17с.//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. — № 3.04.02

5. Статистические материалы по агентской деятельности в мини-футболе (футзале) за период 2000-2008 гг. — М.: АМФР. — 11с./Составители С.Н. Андреев и Э.Г. Алиев//Делопроизводство Ассоциации мини-футбола России. — № 18.05.08.

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Дмитрий Александрович Астахов, преподаватель,

Тульский государственный университет (ТулГУ)

Доказано, что учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и коррекцию адекватной самооценки личности студентов, положительно влияет на комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени.

Ключевые слова: коррекция, физическая культура студента, специальная медицинская

FORMATION AND CORRECTION OF THE SELF-CONCEPT OF THE STUDENT'S PERSONALITY OF SPECIAL MEDICAL GROUP DURING EMPLOYMENT BY PHYSICAL TRAINING

Dmitry Aleksandrovich Astakhov, the teacher,

Tula state university,

It is proved, that the teaching and educational process directed on formation and correction of an adequate self-concept of the student's personality positively influences at the complex development of physical qualities and correction of a scoliosis of 1-2 degrees.

Keywords: correction, physical training of the student, special medical group.

Современное состояние физической культуры в высшей школе требует повышения эффективности, поиска новых форм, средств, методов, нестандартного подхода к организации учебно-тренировочного процесса в зависимости от физического состояния студентов. Это обусловлено рядом причин, среди которых на одном из первых мест стоит значительное ослабление здоровья молодого поколения вследствие социально-экономических и демографических перемен в нашей стране в последние десятилетия.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе ТулГУ. Пилотажными исследованиями было охвачено 243 студента всех факультетов. Впоследствии были сформированы две группы студентов специальной медицинской группы (СМГ), отличающихся однородностью результатов, с примерно одинаковыми заболеваниями (сколиоз 1-2 степени), типом телосложения.

Контрольная группа (КГ) занималась по программе ГОС ВПО II поколения. В экспериментальной группе (ЭГ) в процессе формирующего эксперимента в оценочном процессе принимали непосредственное участие сами студенты. Они контролировали и оценивали свои движения, а также объясняли, за что именно поставили себе данную оценку. Затем информацию студентов и фактические результаты подвергал разбору преподаватель. Проводились систематический анализ своей деятельности и регулярный отчет перед преподавателем [5, 9,10].

При планировании нагрузки мы исходили из того, что одни и те же по величине тренировочные воздействия не приводят к функциональным сдвигам, так как организм адаптируется к нагрузкам. Поэтому, занятия строились с учетом трех режимов нагрузки. Планирование учебных занятий заключалось в постепенном наращивании физической нагрузки. При обосновании планирования нагрузки мы исходили из принципа постепенного увеличения нагрузки. В ее основу положен принцип волнообразного увеличения. Наиболее эффективной формой построения учебных занятий всегда считалась комплексная форма, предусматривающая одновременное решение целого ряда задач и использование нагрузок различной преимущественной направленности. Именно это обстоятельство и определило выбор комплексной формы занятий со студентами СМГ [1, 3].

Формирование у студентов объективной самооценки личности и здоровья в процессе занятий физической культурой имеет большое значение. Умение объективно оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать, является необходимым условием полноценного усвоения студентами содержания учебной программы по физической культуре. Однако самооценка как фактор, проявляемый в процессе развития самосознания, в значительной степени зависит от объективных условий [5].

Как обнаружилось, в условиях обычного занятия по физической культуре студенты СМГ не могут проанализировать свои действия и выделить критерии оценки. Студенты преимущественно сводят анализ результатов своих движений к количественному показателю учебного норматива.

Своеобразие самооценки студентов заключалось в определении рассогласованности между самооценкой личности и оценкой своих возможностей в конкретном виде деятельности. Этот факт объяснялся тем, что различные стороны самооценки студентов находятся на разных этапах формирования и характеризуются различной степенью реалистичности.

Умение объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать, являлось необходимым условием полноценного усвоения студентами содержания программы по физической культуре.

Известно, что положительные функциональные изменения формируются в организме под влиянием физической нагрузки практически только через месяц после начала занятий с использованием одних и тех же средств и методов. Рекомендации по содержанию, объему и организации тренировочных занятий строились нами в соответствии с данными научно-методической литературы и собственных исследований [2,

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Этапный контроль процесса физического воспитания в вузе включал в себя не только процессы регистрации и оценку показателей физического состояния студентов, но и их самооценку. Как показали наши исследования после проведенного эксперимента, результаты студентов ЭГ по многим показателям имеют достоверно более высокие уровни, по сравнению с их сверстниками из КГ.

Данные соматоскопии на этапе формирующего эксперимента свидетельствуют, что у обследуемых студентов СМГ при осмотре отмечено анфас расположение над-плечий на одном горизонтальном уровне, левый треугольник талии слегка уступает правому.

Расстояние от 7 шейного позвонка до нижнего угла лопаток с обеих сторон в ЭГ стало почти одинаковым и составляет 13,78 см, в КГ 13,81 (слева), справа 14,50. Данные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики в осанке ЭГ, которая приближается к правильной и имеет достоверные различия (Р<0,05). Анализ динамики прироста показателя внутри каждой группы показал, что у студентов ЭГ и КГ результат достоверно улучшился (Р<0,05).

В блоке функциональных возможностей достоверные различия зафиксированы между студентами ЭГ и КГ в пяти показателях — время восстановления пульса после нагрузки, подвижность позвоночника вправо, влево, вперед и сила мышц спины (Р<0,05).

Достоверные различия (Р<0,05) в блоке самооценки здоровья зафиксированы по одному показателю (на 3,84%) — физическое состояние студентов СМГ, характеризующее отсутствие частых болей и других неприятных телесных ощущений, ограничений в движениях и перемещении. Внутри обеих групп достоверные различия отмечены по одному показателю — физическое состояние.

В блоке самооценки личности у студентов ЭГ и КГ за период формирующего эксперимента достоверные различия зафиксированы (Р<0,05) по трем тестам — реактивная (на 3,38%) и личностная тревожность (2,34%), самооценка личности (2,27%). Внутри ЭГ достоверные различия (Р<0,01) отмечены по двум показателям — реактивная и личностная тревожность. В КГ студентов после эксперимента достоверных изменений не обнаружено.

Анализ полученных результатов тестирования студентов СМГ позволил выделить три группы с определенным уровнем (заниженный, адекватный и завышенный) развития самооценки здоровья и личности в процессе занятий физической культурой.

После формирующего эксперимента в блоке самооценки здоровья исследование уровней каждого теста показало, что в тесте физическое состояние заниженный уровень самооценки студентов в ЭГ изменился с 38,7% до 14,56%, в КГ, соответственно, с 37,2 до 35,7%. Адекватный уровень самооценки данного теста у студентов ЭГ составляет 64,7% (49,9 — до эксперимента), в КГ 47,98 и 51,9%, соответственно. Вместе с тем завышенный уровень самооценки физического состояния у студентов ЭГ увеличился -20,74% (до эксперимента — 11,4), в КГ стал 16,32 (10,9%).

В другом показателе самооценки здоровья, влияющим на достижение благопо-

лучия в семье, учебе, в общении с друзьями, после эксперимента у студентов ЭГ заниженный уровень составил 15,7% (27,5 — до эксперимента), у студентов КГ 23,61 и 25,82%, соответственно. Адекватный уровень самооценки у студентов ЭГ повысился до 68,94% (55,66), в КГ изменился незначительно и равен 56,32% (58,25). У студентов ЭГ завышенный уровень имеют 15,36% (16,84), а в КГ- 20,07 (15,93%).

Исследование уровней самооценки тревожности в процессе занятий после эксперимента показало, что завышенный уровень реактивной тревожности у студентов ЭГ составляет 12,7%, в КГ — 7,9% (до эксперимента он отсутствовал); адекватный уровень у студентов ЭГ повысился с 44,5 до 71,9%, в КГ — с 35,6 до 48,4%; результаты заниженного уровня изменились с 55,5 до 15,4 % у студентов ЭГ и с 64,4 до 43,7% у их сверстников КГ.

Завышенный уровень личностной тревожности у студентов ЭГ равен после эксперимента 10,5% (26,7), в КГ — 26,4% (24,4); адекватный уровень у студентов ЭГ составляет 82,7 (57,8) и 63,8% (64,5) в КГ; заниженный уровень у студентов составляет 6,8% (15,5) в ЭГ и 9,8 (11,1) в КГ.

Значительные отклонения от уровня адекватной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у студентов СМГ в ситуациях оценки компетентности, в этом случае следует снизить значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировать чувство уверенности в успехе. А низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к деятельности и к чувствам ответственности.

По самооценке личности результат завышенного уровня до эксперимента у студентов ЭГ составлял 17,2%, в КГ был равен 22,2%. После формирующего эксперимента у студентов ЭГ результат достигает 7,3%, в КГ результат увеличился до 18,3%. Адекватный уровень до эксперимента у студентов ЭГ — 61,1%, в КГ — 51,7%, после эксперимента эти результаты изменились в ЭГ до 81,8%, в КГ — до 67,4%. Заниженный уровень этого показателя до эксперимента у студентов ЭГ был равен 21,7%, в КГ -12,2%, после: в ЭГ — 10,9%, в КГ — 14,3%.

Завышенный и заниженный уровень самооценки может быть следствием разных причин и не должен пугать человека. Дело не в том, что люди, чрезмерно высоко или низко оценившие себя, нуждаются в специальной психологической помощи, они же живут в семье, в коллективе. Опыт показывает, что и для коллектива, его социально-психологического климата, одинаково плохо наличие в нем людей, неадекватно оценивающих себя.

Результаты педагогического эксперимента по исследованию самооценки студентов СМГ в процессе занятий физической культурой показали, что применение разработанной нами программы на основе реализации предложенных педагогических условий, где содержание и организация учебно-воспитательного процесса направлены на формирование адекватной самооценки, комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени, а также адаптацию организма к волнообразно повышающейся нагрузке, улучшило результаты по многим показателям на достоверном уровне.

Увеличение количества студентов с адекватным уровнем и уменьшение их с заниженным уровнем самооценки здоровья и личности, занимающихся в СМГ физической культурой, объясняется тем, что умение объективно оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями являются необходимым условием более полноценного усвоения экспериментальной программы по физическому воспитанию. Характер изменения в КГ можно назвать вероятностным, поскольку в нем присутствуют как положительные, так и отрицательные тенденции.

Предложенные педагогические условия воздействия на формирование и кор-

рекцию самооценки личности студентов СМГ в процессе занятий физической культурой оказывают положительное влияние на повышение уровня не только адекватной самооценки, но и физической подготовленности студентов СМГ.

1. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2001. -№ 2. — С. 37-40.

2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — М. : Альфа, 2003. — 351 с. : ил

3. Брег, П.С. Позвоночник — ключ к здоровью / П.С. Брэгг, С.П. Махешвара-нанда, Р. Нордемар. — СПб. : ООО «Диамант», 2001. — 512 с. : ил.

4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Голомолзина, С.П. Левушкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. — № 6 (40). — С. 24-28.

5. Забалуева, Т.В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта / Т.В. Забалуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9 (31). — С. 41-45.

6. Захарова, А.В. Генезис самооценки / А.В. Захарова. — Тула : Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1998. — 135 с.

7. Мак-Кензи, Р.Т. Физические упражнения в воспитании и медицине : извлечения. Сколиозы и их лечение / Р.Т. Мак-Кензи // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. — 2007. — № 8. — С. 39-50.

8. Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Новейший справочник / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т. А. Евдокимовой. — СПб. : Сова ; М. : Изд-во «Эксмо», 2003. — 862 с. : ил.

9. Тимошина, И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе / И. Н. Тимошина // Физическая культура. — 2007. — № 4. — С. 65-68.

10. Хомутов, Г. А. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения : дис. . канд. пед. наук / Хомутов Г. А. -СПб., 1999. — 242 с.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Михаил Валентинович Богданов, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

В статье проведено сравнительное изучение профессионально-важных и индивидуальных качеств личности выпускников автошкол и опытных водителей с учетом их спортивной подготовленности с целью научно-обоснованного совершенствования водительского труда, педагогического и воспитательного процесса в образовательных учреждениях при подготовке и переподготовке водителей различных категорий.

Ключевые слова: педагогические требования, автошколы, профессионально-важные качества, водитель автотранспортных средств.

cyberleninka.ru

Формирование самооценки

Доказано, что формирование самооценки происходит в первые 5 лет жизни человека. В этот период в особенности важно проявлять к маленькому человечку доверие, уважение и любовь. Частая критика и упреки в дальнейшем способны сыграть плохую шутку – став взрослым, такой человек будет страдать от заниженной самооценки, даже если добьется успеха в жизни. Наши специалисты прекрасно понимают, какую важную роль играет формирование самооценки. Для ее коррекции применяются различные методики: аутогенные тренировки, арт-терапия, десенсибилизация, поведенческие тренинги и игротерапия. Вас беспокоит собственная самооценка? Обращайтесь на консультацию, мы поможем разобраться в причинах заниженной самооценки и провести коррекцию.

Широко известно высказывание из талмуда, что мы видим вещи не такими, которые они есть, а такими, какие мы сами. И во многом наше видение зависит от того, как мы себя оцениваем и насколько гармоничен наш внутренний мир.

Cамооценка — одно из базовых понятий в современной психологии. По сути дела, самооценка определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, является важным фактором сознательной саморегуляции. Многие исследователи сходятся во мнении, что неадекватная или заниженная самооценка негативно влияет на социальное поведение человека и значительно снижает адаптацию к стрессам.

Что же такое самооценка и как она формируется?

Все, наверное, помнят сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Неприятности утёнка начались с самого появления на свет. Вылупился из яйца позже всех, был неуклюж и разительно отличался от собратьев своей неординарной внешностью. На своей первой презентации на птичьем дворе, утёнок провалил экзамен на аттестат «правильного утёнка» и был с позором выгнан, а все птицы нашли его внешность уродливой. После такого сокрушительного удара судьбы, утёнок не сломался, а продолжал бороться за своё место под солнцем. Ему пришлось пережить холод и голод, издевательства окружающих из-за его необычной внешности, и не раз он был на грани решения — свести счёты с жизнью. Он не мог понять кто он и зачем родился на свет, ведь никто не принимал его за своего. Его согревала только мысль, что когда он подрастет, то он станет таким же красивым как прекрасные птицы, которых он видел только однажды и не знал им названия.

Негативная оценка внешности утёнка, полученная им на птичьем дворе однажды, а в последствии закрепленная мнением окружающих, надолго закрепила образ «безобразного урода» в сознании утёнка. Он считал, что для него в этой жизни уготована роль изгоя, вынужденного вечно прятать своё уродство от окружающих. У него даже не промелькнула мысль, что может быть всё по-другому. И даже в финальном эпизоде сказки, когда утёнок превратился в прекрасного лебедя, подплыл к величественным птицам и сказал: «Убейте меня!», — всё ещё воспринимая себя уродливым и ничтожным существом.

Ситуация, описанная в сказке, весьма тривиальна и описывает основные этапы формирования самооценки. Большинство специалистов в области психологии развития сходятся во мнении, что ядро личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека. Как правило, мнение о себе основывается на отношении к нам важных для нас людей или референтных групп. Значение референтных групп для человека меняется в процессе его становления как личности. Первые навыки самооценки ребёнок получает в семье. Если родители проявляют в обращении с ребёнком любовь, уважение и доверие, то и ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Считается, что для формирования положительной самооценки у ребёнка необходимо соблюдение трёх условий:

  • Полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка;
  • Ясные и последовательные требования;
  • Уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений
  • Стэнли Куперсмит, 1967 год

    В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижается, и на первый план выступают группы товарищей по учёбе, службе в армии, работе. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее формирование адекватной самооценки. Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека. В реальности мы часто видим совершенно другую картину. Представьте себе преуспевающего финансиста, который «ворочает» миллионами и руководит огромной компанией, но чувствует себя при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. Вроде бы всё есть, а ничто не радует. Наверное, сложно предположить, что у такого внешне преуспевающего человека может быть заниженная самооценка.

    А в чём причина низкой самооценки?

    Причина в том, что финансист пронёс свою низкую самооценку из детства через всю свою жизнь. Складывалось впечатление, что он так и остался в своём детстве, воспринимающим себя бездарем и никчёмным человеком ни на что неспособным в жизни. Референтная группа родителей, осуждающая его и критикующая, стала для него основной. Как будто не было блестящей учёбы в школе и в университете, не было успешной карьеры.

    Подобные жизненные сценарии в практике психиатрической клиники «IsraClinic» достаточно распространены. Люди попросту не умеют и не позволяют себе быть счастливыми. Находятся в плену собственных табу, проигрывая при этом чужие жизненные сценарии. При видимой успешности их жизнь представляется им пустой и лишенной всякого смысла. Такие люди, лишенные поддержки и профессиональной помощи, начинают искать смысл жизни в неадаптивном поведении — алкоголь, наркотики, игра в казино.

    Стоит так прожигать свою жизнь и навсегда лишить себя возможности быть счастливым? Решение за Вами.

    Исправление неправильной самооценки

    Самооценка может быть не только заниженной, но и завышенной, когда человек не в состоянии объективно критиковать себя. Мысленно он себя идеализирует, что в реальности приносит проблемы в отношениях с другими людьми. Главная задача психолога в данном случае – определить, какие именно проблемы имеются у человека с самооценкой и разработать подходящую ему схему коррекции.

    Как правило, исправление неправильно сформированной самооценки в «IsraClinic» проводится комплексно, с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако приоритет при коррекции самооценки отдается психотерапии.

    Методики коррекции самооценки

    Коррекция самооценки, как было указано выше, проводится комплексным методом, то есть применением различных методов терапии одновременно. Только так можно достичь должных результатов. К методикам коррекции самооценки относятся:

    • метод игротерапии;
    • поведенческие тренинги;
    • аутогенные тренировки;
    • методы десенсибилизации;
    • метод арт-терапии (в особенности, при коррекции самооценки детей);
    • Применение описанных методик на практике дает возможность вызвать у пациента нетипичные, несвойственные для него реакции и усвоить их посредством многократного повторения. Например, если ранее пациент практически не мог никому отказать в просьбах, чем часто давал повод пользоваться собой, то на сеансах психотерапии он учится говорить твердое «Нет!», не испытывая при этом чувства вины. Многократное повторение усвоенных новых реакций дает результат – пациент спокойно отказывает в неудобных ему просьбах и вне стен кабинета психолога.

      Профилактика, сохранение правильной самооценки

      Самооценка, согласно последним исследованиям специалистов, формируется на протяжении всей жизни, она поддается коррекции, однако ее основы закладываются в детстве, в возрасте до 5 лет. Профилактические меры простые – необходимо любить своих детей и не скрывать своих чувств.

      Помните, «перелюбить» ребенка невозможно. Также немаловажное значение имеет уважение – никогда не прибегайте к унижению, как методу воспитания, тем более – на людях. Этим вы не только не сможете добиться должного воспитательного эффекта, но и можете всерьез занизить ребенку самооценку, что во взрослой жизни вызовет серьезные проблемы в общении, личной жизни и в построении карьеры. При любых подозрениях на сниженную самооценку обратитесь к специалистам, которые знают, как помочь таким пациентам.

      Специалисты «IsraClinic» будут рады оперативно ответить на Ваши вопросы, связанные с диагностикой и лечением в Израиле. Заполните форму заявки, мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

      www.israclinic.com

      Самооценка формирование и коррекция самооценки

      This article is about features of formation and correction self-concept of younger students with disabilities.

      Библиографическая ссылка на статью:

      Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/815 (дата обращения: 01.10.2017).

      Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.

      Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.

      Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ОВЗ может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке.

      Известный ученый А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки». Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.» [1].

      У младших школьников с ОВЗ, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний. Л.С. Выготский подчеркивал, что повышенная самооценка, часто встречающаяся у дебилов и имбецилов, является «проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности». [2] Ребенок обычно высоко оценивает только то, что ему приятнее и ближе по его переживаниям, ответные чувства на воздействия окружающего мира у него бывают часто неадекватны

      По исследованиям Дудковской О.А., Шельшаковой Н.Н. большинству учащихся сложно оценить себя реально, они дают только положительные суждения о себе. Самооценка у младших школьников неустойчивая, может меняться на полярно противоположную, не мотивирована. Она опирается на «оценки взрослых или на общее представление о себе». Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не принимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зависимость». [3]

      Для правильного развития самооценки младших школьников необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил.

      Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность – учебную. Именно от благополучности ее протекания, от успеваемости, от успехов в учении зависит уровень самооценки. Процесс обучение имеет колоссальные возможности коррекции, начиная с первых дней попадания ребенка в школу.

      Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Х.С. Замский считает, что воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. [4] Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер.

      Среди педагогических условий развития адекватной самооценки необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия. Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.

      Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки. Как подчеркивает Виноградова А.Д., «в формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся» [1]. При этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя. И.В. Коротенко исследуя самооценку у младших школьников с ЗПР, объясняла это тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком». Такие психозащитные механизмы начинают возникать, по мнению Коротенко И.В, в результате прессинга «детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. [5]

      Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки школьников с ОВЗ отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности.

      В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества.

      Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.

      Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений учащегося, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих.

      Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить школьников умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды.

      Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.

      У хорошо успевающих школьников важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений.

      Сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.

      Таким образом, развитие и коррекция самооценки младших школьников с ОВЗ обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.

      1. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. [Текст]//под ред. А.Д. Виноградовой, 1985.
      2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2004.
      3. Дудковская О.А., Шельшакова Н.Н. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
      4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
      5. Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития /И.В.Коротенко.- Дис…канд. псих. наук.- Н.Новгород,2005.

      © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

      pedagogika.snauka.ru