Методика гН казанцевой изучение общей самооценки

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  4. Я все делаю хорошо (любое дело).
  5. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  6. В любом деле я считаю себя правым.
  7. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  8. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  9. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  10. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  11. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  12. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  13. Мне чаще везет, чем не везет.
  14. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Бланк протокола к методике «Самооценка личности старшеклассника»

www.psyoffice.ru

Оглавление:

Изучение общей самооценки учащихся 4 класса

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают

различные препятствия, которые мне не преодолеть.

multiurok.ru

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

  1. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  2. У меня отсутствует уверенность в себе.
  3. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  4. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  5. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  6. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  7. Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

    psylist.net

    Изучение общей самооценки с помощью опросника г.Н.Казанцевой

    Инструкция. Вам будут зачитаны утверждения, надо записать их номера и один из трех вариантов ответа: да, нет, не знаю, который в большей степени соответствует вашему поведению в подобной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь.

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

    Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    В любом деле я считаю себя правым.

    Я делаю много такого, о чем в последствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению мною поручений или дел мешают различные препятствия, которые не преодолеть.

    Я редко жалею о том, что уже сделал.

    Окружающие меня люди гораздо более привлекательные, чем я сам.

    Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    Мне чаще везет, чем не везет.

    В жизни я всегда чего-то боюсь.

    Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, из них вычитается количество согласий под четными номерами. Результат от -10 до — 4 – низкая самооценка. От -3 до +3 – средняя самооценка, от 4 до 10 – высокая самооценка.

    Тест «Карта интересов»

    Инструкция. Отвечайте быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:

    — совсем не нравится (—).

    Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы вы?

    Читать книги типа «Занимательная физика».

    Читать книги типа «Занимательная математика».

    Знакомиться с достижениями в области автомобилестроения.

    Читать технические журналы и узнавать о новинках компьютерной техники.

    Узнавать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.

    Узнавать о жизни животных и растениях.

    Узнавать о том, как люди научились бороться с болезнями, о достижениях в области медицины.

    Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

    Читать книги об исторических моментах и личностях.

    Читать произведения классиков мировой литературы.

    Интересоваться историей развития искусства, слушать классику, джазовую музыку.

    Интересоваться работой учителя, психолога.

    Интересоваться искусством кулинарии, дизайна интерьера помещений, конструированием одежды, машин и иного автомобильного оборудования.

    Читать книги о войнах и сражениях, узнавать о работе спасателей и службе в силовых ведомствах (пожарная, ФСБ).

    Узнавать о проблемах в области соблюдения прав человека.

    Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях.

    Читать научно-популярную литературу о жизни и деятельности выдающихся математиков.

    Выяснять устройство машин и механизмов.

    Посещать выставки компьютерной техники и оргтехники.

    Проводить опыты по химии, следить за ходом химической реакции.

    Изучать ботанику, зоологию, биологию,

    Знакомиться с особенностями строения и функциями человеческого организма.

    Узнавать об исследованиях новых местонахождений полезных ископаемых, изучать минералы.

    Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

    Знакомиться с литературно-критическими статьями.

    Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки, размышлять об эстетической стороне.

    Интересоваться внутренним миром человека, узнавать причины поступков, помощь в преодолении трудностей.

    Заботиться об уюте в доме, классе, устраивать элементы интерьера по своему вкусу.

    Знакомиться с военной техникой, спецтехникой МЧС, разведтехникой ФСБ и т.д. Читать о жизни и деятельности великих разведчиков.

    Интересоваться юридической литературой.

    Проводить опыты по физике.

    Решать математические задачи.

    Заниматься автоделом в кружке или секции.

    Работать за компьютером.

    Готовить растворы, взвешивать реактивы.

    Ухаживать за растениями, следить за их ростом, вести наблюдения, работать в саду, на огороде.

    Изучать причины возникновения разных болезней.

    Интересоваться экологической ситуацией в области, в стране, в мире.

    Изучать историю возникновения народов и государств.

    Писать статьи в школьную газету, участвовать в работе редколлегии, культурно-массового

    Декламировать, петь, выступать на сцене.

    Заниматься с детьми, разбирать конфликты, находить выход.

    Шить, вязать, готовить пищу, мастерить, ремонтировать бытовые приборы, устройства, мебель и т.д.

    Принимать участие в военно-спортивных состязаниях.

    Знакомиться с конституционным устройством различных государств.

    Заниматься в физическом кружке.

    Заниматься в математическом кружке.

    Ремонтировать авто- и мототехнику.

    Разбираться в компьютерных программах.

    Заниматься в химическом кружке.

    Заниматься в биологическом кружке.

    Знакомиться с работой медсестры, врача.

    Составлять геологические и географические карты.

    Посещать исторические музеи, знакомитсья с памятниками культуры.

    Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

    Заниматься в драмкружке.

    Объяснять товарищам порядок выполнения учебных заданий.

    Оказывать людям различные услуги (распечатка докладом ПК и т.д.).

    Смотреть телепередачи о военной службе, работе ФСБ и спасателей, МВД.

    Интересоваться содержательной стороной Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Гражданского кодекса и т.д.

    Участвовать в физических олимпиадах.

    Участвовать в математических конкурсах.

    Участвовать в соревнованиях по авто- и мотоспорту.

    Участвовать в химических олимпиадах.

    Участвовать в олимпиадах по информатике.

    Участвовать в биологических олимпиадах.

    Ухаживать за больными, интересоваться действием медицинских препаратов на организм человека в зависимости от заболевания.

    Проводить топографическую съемку местности.

    Выступать с сообщениями об исторических событиях.

    Заниматься в литературном и лингвистическом кружке.

    Играть на музыкальных инструментах, рисовать, оформлять и т.д.

    Выполнять работу старосты класса, руководителей (организаторов) ответственных за сектора.

    Заботиться об экономии семейного бюджета, советовать родителям.

    Посещать военные училища, учебные заведения МЧС, МВД.

    Готовить правовые доклады на правовую тематику.

    Выступать с докладами о новых физических открытиях.

    Организовывать математические конкурсы.

    Изучать устройство и принцип действия узлов и агрегатов автомашин.

    Изучать устройство и принцип действия компьютерной техники и оргтехники.

    Принимать участие в химических кружках, вечерах посвященных проблематике в области химии.

    Проводить опыты по биологии.

    Изучать болезненные состояния людей, оказывать первую медицинскую помощь.

    Участвовать в экологических и географических экспедициях, осуществлять контроль за экологической ситуацией (заборы воды).

    Изучать историю родного края.

    Участвовать в составлении и написании сценариев к КВН и др.

    Принимать участие в художественной самодеятельности.

    Организовывать игры для младших и сверстников.

    Во время походов готовить еду, фотографировать, обслуживать, обеспечивать комфорт.

    Изучать военное дело.

    Интересоваться новыми нормативно-правовыми актами, особенностями законодательства.

    studfiles.net

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ (МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

    ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ

    Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

    Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.

    Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

    ИНСТРУКЦИЯ: « Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

    1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    4. У меня отсутствует уверенность в себе.

    8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

    9. В любом деле я считаю себя правым.

    10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

    15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

    16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

    17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

    18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

    19.Мне чаще везет, чем не везет.

    20. Я всегда чего-то боюсь.

    Номер материала: ДA-038473

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

    infourok.ru

    Методика гН казанцевой изучение общей самооценки

    Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ. Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

    • психические процессы,
    • эмоциональная сфера,
    • личностная сфера,
    • сфера межличностных отношений.

    Для заполнении графы — сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1.

    Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

    Теоретическая модель школьной адаптации ( Таблица 1).

    Типы школьной адаптации

    Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

    Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.

    Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник).

    На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.

    На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.

    На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.

    Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

    • Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
    • Тест прогрессивных матриц Равена
    • Цветовой тест отношений. (Тест А. И. Лутошкина)
    • Цветовой тест Люшера
    • Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышления
    • Методика «Исключение лишнего»
    • Методика » Простые аналогии»
    • Методика «3аучuвание 10 слов»
    • Методика «Корректурная проба» (младший школьный возраст)
    • Тест «Избирательность внимания». (Тест Г.Мюнстерберга)
    • Тест «Корректурная проба». Оценка устойчивости внимания (подростковый возраст)
    • Методика «Лесенка»
    • Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)
    • Изучение самооценки личности старшеклассника
    • Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
    • Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
    • Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
    • Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)
    • Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (1класс)
    • Опросник мотивации ( 2-5 класс)
    • Опросник «Учебная мотивация» (5 — 8 класс)
    • Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.)
    • Анкета «Мои интересы»
    • Анкета «Образ будущего» (для учащихся среднего звена)
    • Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
    • Карта ведется (обязательно) на учащихся (детей) коррекционно-развивающего обучения и группы риска.

      Рекомендуем ведение карты на учащегося (ребенка), чьи родители или педагоги впервые обратились за педагогической поддержкой.

      Фамилия_______________ Имя_____________________ Отчество_____________________

      Учреждение образования_____________________________ Класс_______________________

      ФИО родителей _______________________________________________________________

      Семейное положение (состав семьи, жилищные условия)__________________________________

      Тип семейного воспитания________________________________________________________

      Совместные занятия дома с ребенком________________________________________________

      Взаимоотношения родителей с ОУ__________________________________________________

      Состояние здоровья ребенка______________________________________________________

      Общее развитие, отклонения______________________________________________________

      Причины постановки на индивидуальный психологический учет____________________________

      Сфера нарушения школьной адаптации______________________________________________

      Сложности в обучении___________________________________________________________

      Сложности в воспитании_________________________________________________________

      Трудности в освоении норм поведения_______________________________________________

      Взаимоотношения ребенка с педагогами______________________________________________

      Взаимоотношения ребенка со сверстниками___________________________________________

      Представления о будущем________________________________________________________

      Посещение коррекционных занятий_________________________________________________

      Результаты проведенных исследований_______________________________________________

      Результаты индивидуальных консультаций____________________________________________

      Результаты коррекционной работы__________________________________________________

      Дата заполнения карты___________________________________________________________

      sites.google.com

      Проблемы одиночества и самооценки у подростков

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ

      1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

      1.2 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психолого — педагогической литературе

      1.3 Особенности самооценки и проблема одиночества подростков

      2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

      2.1 Организация и методы эмпирического исследования

      2.2 Анализ и обработка результатов эмпирического исследования

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Актуальность исследования. Одной из серьезных проблем человечества является проблема одиночества. Несмотря на то, что в настоящее время происходит массовый переезд людей из сел и деревень в города, гигантский рост массовых коммуникаций, возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком, как субъектом общения, и обезличенностью его в сфере общения.

      Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковом возрасте в связи с тем, что расширяются и актуализируются социальные потребности. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребности в причастности и признании, желание быть принятым различными социальными группами.

      Исследователи сходятся в том, что одиночество связано с переживанием человеком оторванности от общества людей, семьи, исторической реальности. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимых для него. Человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Мучительное чувство одиночества является причиной появления суицидальных мыслей.

      Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения в городской толпе, в собственной семье, среди друзей.

      Проблема одиночества получила отражение в трудах известных зарубежных психологов, таких как Р. Вейс, Г. Салливан, Ф. Фромм- Рейхман, К. Роджерс, К. Ясперс и другие. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных проблеме одиночества. Это связано с тем, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, пологая, что советскому, коллективистскому человеку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Среди немногих российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать специалистов в области одиночества и переживаний С. Г. Корчагину, Н. Е. Покровского. Последний говорит, что одиночество требует серьезного осмысления теоретических и экспериментальных научных исследований.

      В какой-то степени является разработанной проблема одиночества людей студенческого, зрелого, пожилого и старческого возрастов. Однако исследований, посвященных проблеме одиночества подростков и взаимосвязи одиночества с самооценкой, недостаточно.

      В связи с этим изучение особенностей проявления одиночества подростков и его взаимосвязи с уровнем самооценки является актуальной проблемой.

      Объект исследования: одиночество подростков.

      Предмет исследования: взаимосвязь одиночества и самооценки у подростков.

      Цель исследования: выявить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у учащихся подросткового возраста.

      1. Провести теоретический анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.

      2. Подобрать и применить комплекс методик, направленных на выявление одиночества и уровня самооценки подростков.

      3. Установить взаимосвязь между одиночеством и самооценкой подростков.

      Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь между одиночеством и самооценкой у подростков.

      Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы о проблеме исследования; эмпирические — «Опросник модифицированной шкалы одиночества UCLA» (Д. Рассел); опросник Казанцевой Г. Н. «Изучение общей самооценки»; тест «Ваша самооценка»; математико- статистические — коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

      Методологическая база: теоретико- методологической базой нашего исследования выступали основные концепции и теории отечественной психологии: культурно- историческая теория Л. С. Выготского, теория возрастного развития Д. Б. Эльконина. Были использованы достижения отечественной и зарубежной психологии в области изучения проблемы одиночества: К. Роджерса, Г. Салливана, Ф. Фромм-Рейхмана, С. Г. Корчагиной, Н. Е. Покровского и других. Работы отечественных и зарубежных исследователей в области исследования самооценки: И. И. Чесноковой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. И. Липкиной, В. Ф. Сафина, Е. И. Савонько и других.

      Теоретическая и практическая значимость:

      — расширение и углубление психолого- педагогических представлений об особенностях проявления одиночества у подростков, а так же о влиянии самооценки на одиночество подростков;

      — использование полученных результатов для организации профилактической и корригирующей работы с подростком, направленной на преодоление чувства одиночества.

      Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1».

      В эксперименте приняли участие 60 учащихся 10 классов в возрасте 15- 16 лет.

      1 Теоретические аспекты проблемы одиночества и самооценки в старшем школьном возрасте

      1.1 Проблема одиночества в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

      Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» [11, 107].

      Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [1, 186].

      В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.

      Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьеркегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьеркегору – «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога» [20, 193]. Идеи Кьеркегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX – началу XX века. В основе их лежит представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира.

      Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру, человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

      Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отметить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной – нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида» [19, 64]. Автор данной статьи приходит к выводу о том, что : «любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, — это его (сознания) собственная совершенная пустота» [19, 65].

      Оди Дж. Рэлф, продолжая глубокий анализ этого феномена, в своей работе «Человек — существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Оди Дж. Рэлф, периоды простого одиночества являются нормальными реакциями, если они не часты или непомерно интенсивны, а последние (то есть длительные состояния) — всегда психопатологичны. Периоды уединений необходимы человеку, и он будет их искать. Некоторые люди могут научиться уходить в себя и размышлять в присутствии других. Однако уединение должно уравновешиваться общением. Лимит общения, воспринимаемый как одиночество, означает не просто разобщение в среде людей, но нехватку близких отношений с ними. Присутствие людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, усугубит одиночество вместо того, чтобы его облегчить.

      Следует отметить, что приведенные выше авторы в своих работах склонны к рассмотрению данного феномена как отрицательного в жизни человека. Они объясняют его в большей степени эмоциональной и социальной изолированностью человека в связи с развитием определенных экономических отношений, когда человек вынужден придти к индивидуализму как типу мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление себя обществу.

      Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии – общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

      Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях.

      Как было сказано выше, одиночество как состояние существовало во все времена. Однако именно XX век породил проблему одиночества. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным» [21, 37]. В XX веке иначе осмысляется влияние общества на индивида, и большое значение придаётся тому, как сам человек определяет своё положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.

      works.doklad.ru