Как ребенка научить общаться с другими детьми

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Дети все разные. Кто-то готов знакомиться со всеми подряд, а кого-то не уговоришь ни за какие коврижки.

С одной стороны родители понимают, к какому типу относится их ребенок, общителен ли он или застенчив. Но каким бы не был малыш, всем родителям хотелось бы, что бы их отпрыск умел общаться со сверстниками, знакомиться и заводить друзей. Особенно это становиться актуально на отдыхе, когда родители отправляются на курорты семьями.

Родителям застенчивого малыша очень хочется, чтобы ребенок научился преодолевать свою робость, поэтому именно такие родители задаются вопросом: как научить ребенка общаться с другими детьми.

Тут важно не торопить события, у детей потребность в общении со сверстниками возникает в возрасте 3-х лет, а у кого-то и в шесть, до этого возраста они увлечены собой и общением с мамой и папой. Конечно, общительный ребенок не откажется от компании детей и в более раннем возрасте, но речь пойдет именно о противоположном, застенчивом характере некоторых детей.

Как и дети, родители тоже разные и у каждого свой подход к воспитанию и обучению своих отпрысков. Кто-то занимает активную позицию, кто-то позицию полной отстраненности, но каждый желает для своих детей самого лучшего.

Нет ничего хуже, наблюдать картину, когда мама, подталкивая малыша в большую компанию незнакомых детей, пытается убедить его, что там интересно. Ребенок так не думает. Возможно, ему хочется верить, что там, среди чужих детей происходит что-то очень занимательное, но страх перед незнакомыми ребятами, не дает ему это осознать.

Если мама будет слишком настойчива , она рискует отбить желание ребенка общаться на долгий срок или, наоборот, поможет ему.

Если мама не будет вмешиваться , а позволит ребенку самому принять решение идти или нет в незнакомую компанию, она тем самым не будет форсировать события, дав возможность своему малышу адаптироваться к незнакомой обстановке. Возможно, и наоборот, ребенку нужен лидер, за которым он будет наблюдать, а через небольшой промежуток времени он сам проявит себя.

В целом, сколько мам и малышей, столько и вариантов развития событий. Но вопрос, как научить своего ребенка общаться с другими детьми для многих мам остается на актуальном уровне.

Первое на что стоит обратить внимание : вы должны знать темперамент своего малыша. Только мама, которая находится с ребенком бок о бок все 24 часа знает его лучше всех, знает его реакции и желания, настроения и привычки. Знает и понимает, при условии, что УМЕЕТ НАБЛЮДАТЬ.

Второе: даже если вам ОЧЕНЬ хочется, чтобы ваш малыш был чуточку общительнее, чем он есть на самом деле, не спешите торопить события. Одни дети, впрочем, как и взрослые, не могут обходиться без компании, другие выберут одиночество. Позвольте своему ребенку быть тем, кем он является, не давите на него.

Третье , что вы можете сделать для своих детей, чтобы научиться общаться, быть для них примером . Можно сколь угодно долго объяснять, приводить примеры, уговаривать или просто обсуждать важность общения со сверстниками, это не произведет должного впечатления на ребенка, хотя и не будет лишним.

Общайтесь сами со взрослыми при ребенке, общайтесь с другими детьми , только ни как строгий взрослый, а как ребенок, чтобы ваш малыш и дети, с которыми вы будете разговаривать, чувствовали, что с ними ведут беседу на равных.

Искренни интересуйтесь всем, что пытаются поведать вам дети , все ребята чувствуют, когда их слушают с должным вниманием и проявляют интерес к их персоне. Не пытайтесь подключить своего ребенка к разговору, пусть стоит в стороне и смотрит, как происходит общение. Наблюдая за вами он получит гораздо больше полезной информации, в отличии от той, когда вы постоянно его дергаете и пытаетесь подключить к общему разговору.

Очень многие взрослые считают себя умудренными опытом, они готовы раздавать советы направо и налево, но совсем не хотят быть примером в общении с незнакомыми детьми, ведь для этого нужно приложить не мало усилий, а многие просто не знают или не умеют или не хотят разговаривать с ребятами на их уровне, а не с позиции мудрых взрослых… Только не путайте взрослое сюсюканье с настоящим общением взрослого и ребенка, общаться на уровне, значит быть равными, принимать интересы, допускать иное мнение, внимательно слушать. На самом деле, общение с не знакомыми — это целое мастерство, которое тяжело усвоить даже некоторым взрослым, так что мы можем требовать от детей?

Поделюсь своим опытом.

Моя дочь не отличается общительностью. Мне, как и любой маме хочется научить ее общаться с другими детьми. Мы играем в игры, разговариваем, обыгрываем разные ситуации с куклами, но самое действенное, как мне кажется, это мой собственный пример.

Раньше я настойчиво ждала и подталкивала ее к общению с другими детками. Я сама не особо общительная, а в детстве и в юности, так вообще заговорить с незнакомыми людьми для меня была целая проблема. Во мне сидела неуверенность и страх, что дочка будет такой же неуверенной в себе в сфере общения, и как оказалось, дети оправдывают наши ожидания.

Не знаю, сколько бы это еще продолжалось, но я поменяла установку у себя в голове, убедив саму себя, что все будет окей, не надо торопить события, и моя дочурка научиться общаться с другими детками рано или поздно. Я отпустила ситуацию и перестала напрягаться каждый раз, когда нам предстояло общения с незнакомыми детьми. Я перестала с беспокойством ожидать, как будет вести себя моя девочка, промолчит или заговорит… Мне стало все равно, я просто переключила свое внимание со своей дочки на детей, с которыми мне предстояло вступить в разговор, а моей девочке, оставалось лишь наблюдать за мной.

Мы отдыхали на море, на пляже была организована небольшая анимация, где две девушки учили деток складывать цветы в технике оригами. Мы с дочкой подошли, конечно, девчушка моя напряглась, думая, что я стану ее уговаривать или настаивать, а я просто ОДИН раз позвала, сказав: «Давай, пойдем, посмотрим». Сначала она стояла в стороне, думая, что вот оно, опять ее куда-то потащат, и будут уговаривать что-то делать, но ожидания ее не оправдались, и она решилась подойти поближе.

Чуть РАНЬШЕ я бы попыталась заинтересовать свою дочку тем, что делают другие дети и очень бы переживала, что она не проявляет инициативу. СЕЙЧАС я оставила ее в покое, предоставив ей возможность самой осмотреться вокруг, приглядеться к детям и к деятельности, которой они занимались, и заодно оценить ситуацию.

Я сама подошла, поздоровалась, выяснила, что они делают, и сказала, что тоже хотела бы попробовать что-то сложить из бумаги. Взяла стул, я села за свободный столик. Доченька моя подошла ко мне через какое-то время, за ней подтянулись другие ребята, а еще через пару минут мы все дружно складывали цветы из оригами, непринужденно болтая.

Для меня это был своего рода опыт, для дочки тоже.

Для себя я вынесла мысль:

для того, чтобы научить своего ребенка общаться с другими детьми, не обязательно обладать какими-то специальными знаниями, нужно быть чуткой, наблюдательной и уверенной в себе и в своем ребенке.

Не следует вешать свои ожидания на складывающиеся ситуации , а потом расстраиваться, если они не оправдываются…

Нужно дать ребенку шанс самому почувствовать атмосферу , в которой находятся незнакомые ему дети.

Не торопить и не настаивать ни на чем.

Быть заинтересованной в общении, быть искренней и доброй.

В свою очередь моя дочка получила пример свободного разговора с незнакомыми детьми, без ужимок и стеснений, без лишних вопросов и давления.

Буду рада, если мой опыт кому-то окажется полезным. Конечно, у более общительных детей такой проблемы не стоит, здесь уже можно рассматривать другую тему: как научить своего ребенка быть тактичным. Так что, дорогие родители, делитесь своим опытом в комментариях, ведь он бесценен.

Кстати, есть еще один интересный способ справиться с детским страхом или стеснением. Прочитать об этом можно в этой статье .

Возможно, будет интересно почитать другие статьи:

sertolovo-detki.ru

Как научить ребенка дружить с другими детьми и защищать себя — отвечает психолог

«Хочу, чтобы мои дети дружили и играли с как можно большим количеством детей и в то же время могли в случае чего без проблем дать сдачи, пуская в ход кулаки, да так, чтобы ни у кого и мысли не возникло больше их обидеть. Дмитрий»

Дмитрий, начнем с первого вопроса. Как научить ребенка дружить и общаться с другими детьми.

Для начала присмотритесь к собственному ребенку. Подвижные и активные детки сами всегда стремятся завести знакомство, любят быть в центре внимания и участвовать в коллективных играх. Дети, которые обладают флегматичным типом темперамента, вполне комфортно чувствуют себя в одиночестве.

Другое дело, когда Вы видите, что ребенок хочет поиграть с другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. Простые беседы о дружбе тут вряд ли помогут, гораздо эффективнее петь вместе песни о дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги, рассказывать ребенку о собственных друзьях. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Задайте себе вопросы о том много ли у Вашей семьи друзей, часто ли Вы ходите в гости и приглашаете кого-то к себе. Ребенок чаще всего наследует ту модель поведения, которая свойственна в семье.

Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь ребенку познакомиться с другими детьми, помогите ему: расскажите, как можно обращаться к мальчику или девочке. Например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Можно прорепетировать дома с игрушками. Родители также могут сами организовать совместную игру, а потом оставить детей играть самостоятельно. Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей: прятки, догонялки, игры с песком и т.д.

Чем шире у ребенка круг общения, тем больше возможностей завести друзей. Секции, кружки, школы раннего развития, соседи по лестничной клетке, дети Ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь к их приходу. Подберите подходящие игры, подготовьте сладкий стол, можно приготовить небольшие подарочки. Заодно и научите своих детей этикету и правилам приема гостей. Так же и в тех случаях, когда Вы идете в гости к кому-то можно прихватить небольшой сюрприз для друга: нарисовать картинку, сделать поделку, испечь печенье и т.д. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.

Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.

Помимо того, что ребенка нужно научить дружить, просто необходимо научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.

Теперь поговорим о втором вопросе. Как научить ребенка защищаться. Этот вопрос волнует и мам и пап, но пап, особенно мальчиков, больше. Опять же вернемся к личному примеру. Это фраза уже наверняка набила оскомину, но, все же, она очень действенна. С рождения любимого чада, мы стараемся дать ребенку все самое лучшее, научить его всему самому необходимому, в том числе и искусству общения.

Если Ваш ребенок еще мал и не может выстраивать полноценные фразы, и Вы видите, что ему нужна помощь, то эту помощь должны оказывать ВЫ. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить ее обратно, поменявшись на другую. Толкнули/ударили – утешьте своего ребенка, отведите подальше от драчуна.

Вообще не стоит раздувать из мухи слона. Чаще всего на обидах своего ребенка «застревают» именно взрослые. Прежде, чем научить ребенка яро отстаивать свои интересы, задайте себе несколько вопросов: «Как ребенок относится к данной ситуации?», «Действительно ли он чувствует себя обиженным, униженным и несчастным?», «Как к этой ситуации отношусь я?», «Может это мои амбиции или давние обиды, которые вспомнились сейчас?». В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.

Конечно, ребенка нужно учить и защищаться. Опять же во всем нужна мера. Не нужно быть склочниками, которые по любому поводу начинают качать права. Также как и нельзя называть своего ребенка трусом и хлюпиком.

Объясните ребенку, что СВОИМИ игрушками он может распоряжаться САМОСТОЯТЕЛЬНО. Он САМ может решать, готов ли он поделиться с кем-то, примет ли в свою игру, хочет ли поменяться и т.д. И если у него отбирают какие-то вещи, то он вправе показать другому человеку, что его такое положение дел не устраивает. Для начала, нужно выразить свое недовольство словами: «Мне не нравится, когда мои игрушки берут без разрешения. Если ты хочешь поиграть ими, нужно спросить меня, можно их взять или нет» или «Я не разрешаю брать мои игрушки без спроса». Если слова не помогают, то можно научить ребенка, прибегать к методу «изоляции». Например, организовать игру нескольких детей, а обидчика не брать в круг. Навряд ли кому-то понравится быть изгоем.

Пускать в ход кулаки – последнее дело. Но иногда и это делать нужно. И только деткам школьного возраста. Именно они находятся без присмотра взрослых, и порой вынуждены сами за себя постоять, либо защитить более слабого товарища. Но и здесь тоже все должно быть оговорено. Например, первым начинать драку нельзя. По лицу и животу тоже бить нельзя. Лучше, если ребенок будет заниматься спортом. Там он научится контролировать свои эмоции, станет более терпимым, заведет друзей-единомышленников. Ну и, в случае необходимости, сможет за себя постоять.

Хочется сказать, чтобы родители были мудрыми и не торопили своих детей взрослеть. Будьте рядом с ними и защищайте их, когда они еще ходят в детский сад и нуждаются в Вас, и отпустите своих детей, предоставляя возможность самим разобраться в конфликтах, когда они уже более самостоятельные и могут постоять за себя.

childguide.ru

Как научить ребенка общаться с другими детьми без агрессии

Агрессивный малыш на детской площадке. Что делать родителям?

Все время находиться на площадке рядом, учить альтернативному поведению. Объяснять, как еще можно добиваться своего, входить в контакт и т.д. Организовывать совместные игры с правилами, которым Андрюше (если хочет играть) придется подчиняться.

Активные и агрессивные по отношению к сверстникам дети, готовые добиваться своего любыми путями, встречаются довольно часто. Если с самого раннего возраста не учить их жить в социуме, то они никогда этому и не научатся.

Как правило, эти дети обладают высокими порогами чувствительности (в том числе высоким болевым порогом) и плохо опознают чувства других людей. Об эмоциональных последствиях их поступков им надо неустанно говорить: «Миша обиделся», «Дедушка расстроился», «Маме приятно», «Оля опасается». Иногда это вообще единственный способ регуляции их поведения, так как к наказаниям такие дети обычно равнодушны, а отпор и даже побои от сверстников принимают как должное или как дополнительный вызов судьбы.

Как научить ребенка общаться с ровесниками?

Как научить ребенка общаться с ровесниками? Дано: ребенок 8 лет, практически с рождения в системе, со здоровьем все норма. Посмотреть темы в других конференциях: Семейные отношения Многодетная Финансы Дела интимные Приглашения на опросы Социальная помощь.

Пытаюсь научить ребенка общаться.

Пытаюсь научить ребенка общаться . Писала про Вову: сильная ЗРР (пользоваться речью научился всего три месяца назад) Поехали! и т.д» Но не умеет ребенок реагировать на ситуации фрустрации. Например, мальчики поделились друг с другом конфетами, а ему не дали.

1. Ребенок учится. Ребенку-интоверту с аутичными чертами сложно постичь быстро всем премудрости коммуникации. Отбирал — сказали это плохо, сказали просить. Просит — не дают. Продолжает просить, просит культурно, что его весьма хорошо характеризует. В этот момент самое время просто выдать ему новую порцию информации о мире, и все. Конечно же Вам сложно подобрать форму подачи этой информации быстро, особенно под давлением той мамы, чьего сына Вова, видите ли, раздражал.

Будет постарше — объясните, что причины могут быть разные, кто-то жадный, а кто-то не наигрался, мы причин не знаем, но результат один — нужно найти способы пережить фрустрацию. А вот тут-то на помощь приходят запасенные мамой конфетки. Или может даже заведите привычку что-то иметь в сумке, какой-то сюрприз, который в подобной ситуации сможет ребенка успокоить и отвлечь.

Как бы вы поступили? Или как объяснить ребенку, с кем не надо общаться

Или как объяснить ребенку, с кем не надо общаться. Отношения с другими детьми. И как объяснить сыну, что не надо с ними общаться ? Они же для него такие же дети, он же не поймет моего отрицательного взрослого отношения.

Утащат игрушки?Так не надо дорогие выносить.

Обучат ребенка паре узбекских слов?

А что страшного то?

Как научить ребенка общаться с детьми?

Как научить ребенка общаться с детьми ? не умеем(. дано- 5 лет.девочка. с мальчиками категорически- фу, это же мальчики. с ну так в этом и цель — показать ребенку (не принижая ее достоинств), что она «не ромашка среди голого поля». Что другие дети тоже чем-то ценны.

Как научить ребенка общению со взрослыми

Ребенок не злобное существо — если к ребенку обращаться уважительно, вежливо и если в семье это принято, то и ребенок будет так же общаться с людьми и диагноз здесь непричем. Посмотреть темы в других конференциях

Мне кажется самым действенным разговор с глазу на глаз без свидетелей в дружественно-удивленном тоне, что мол ты же у меня хорошая девочка и вот так разговариваешь. И говорите что принято ко взрослым обращаться на «Вы» и почему, что не хорошо и некрасиво обзываться и т.п.

За своим тоном последите — может Вы сами склонны разговаривать командным голосом.

ИМХО. Ребенок не злобное существо — если к ребенку обращаться уважительно, вежливо и если в семье это принято, то и ребенок будет так же общаться с людьми и диагноз здесь непричем.

Ребенок не умеет объяснить

Как научить его формулировать свои мысли? Других воспитывать у Вас всегда находится время и силы, а просто подарить ребенку НАСТОЯЩЕЙ любви — не находится. А Гиппенрейтер ты читала? Как общаться с ребенком ?

Ребенку 5,5 лет. Как же он не уверен в с

Всегда старается уступить. Предпочитает слушаться других детей 27.03.2006 01:24:16, Автор. Вы не вмешиваетесь, Вы прерываете отношения, а чему Вы научили сына? Уходить и не общаться, если на тебя наорали?

Конечно, надо разбираться в причинах неуверенности. Откуда это у него? Может вы или кто-то из домашних слишком строго и критически относитесь к нему дома? Этого делать нельзя, потому что это путь — к невротизации ребенка.

Если дома все в порядке, а ребенок — такой, значит это его конституциональная, врожденная особенность. Если не сглаживать, то тоже может уйти в невроз.

Самая лучшая помощь такому ребенку — это создание для него ситуаций успеха. Как можно больше. Чем чаще он будет чувствовать себя успешным, тем легче ему будет преодолевать себя.

Ищите, создавайте ему такие ситуации, хвалите его обязательно за самую маленькую победу над собой, за каждый шажок вперед. Ни в коем случае не ругайте его за нерешительность. Не критикуйте, не обсуждаейте его в присутствиии других людей. В этой ситуации с девочкой вы поступили правильно. Если бы развернулись и ушли, то заострили бы ситуацию, тем самым бы усилив у него комплекс неполноценности.

Поэтому не заостряйте, наоборот, сглаживайте острые углы и создавайте ситуации успеха.

как научить ребенка уважать взрослых7 Сы

как научить ребенка уважать взрослых7 Сын относиться к детям и взрослым почти одинаково, т.е. может взрослому человеку сказать ТЫ, ПРИВЕТ_ПОКА, ИДИ Уже почти год ходим в сад, т.е. общается и со взрослыми и с детьми, видит как другие дети себя ведут со взрослыми.

Инициативность и общение-2

Я вижу, что мой 6-летка — психологическая копия меня самой — такой же забитый:( И это моя вина:(, потому что я не знаю, как можно научить ребенка общаться, если сама Старались чаще хвалить, старались не сравнивать с другими и не приводить в пример других детей.

Для начала посмотрите, как ребенок дома себя чувствует. У нас, например, сын дома оказался стиснутым сводом самых разных правил, типа не шуметь, потому что соседи и т.п. Не то, чтобы мы специально ему это внушали, просто сами так жили, и все бабушки-дедушки, как назло, всю жизнь оглядывались на соседей.

Поэтому начали раскрепощаться дома, пересмотрели все правила, упростили максимально. Приглашали приятелей, разрешали буквально стоять на головах. И сами принимали участие:))

Объясняли, что первый шаг сделать многим очень трудно, но зато потом, когда шаг сделан, жить намного интереснее:)) Рассказывали про себя, про свои трудности в детстве, вспоминали его успехи.

Мы использовали любую возможность, чтобы помочь сыну научиться общаться. Я ездила с классом в их походы, мы с мужем участвовали во всех праздниках, дома праздники устраивали, приглашали одноклассников.

Отдельное внимание уделяли физической подготовке, потому что мальчик. Научили кататься на велосипеде, коньках, роликах, уговорили и записали в бассейн, где он делал потрясающие успехи и научился плавать как рыба.

В результате у него почти всегда находилась компания, обычно более общительные дети сами зовут поиграть или поплавать наперегонки, стеснительным детям остается только принять приглашение, а это значительно проще, чем сделать первый шаг.

Обращали внимание на одежду, чтобы сын не выделялся особо:))

И все время подбадривали и говорили — ты сможешь.

Ну вот примерно так:)))

если видите, что ребенок неуверен в себе -надо помочь найти для него занятие в котором он смог бы делать успехи. да те же компьютерные игры, если он общается при этом с ровесниками. О! У меня идея.

Попробую сформулировать. У вас с ребенком общая проблема (по вашим словам). Преодолевайте ее вместе! Постарайтесь найти какое-то сообщество детей с родителями, почитайте здесь же на 7е, часто появляются рассказы о том, как куда-то ходили, ездили, делали что-то вместе.. Ребенок будет иметь выбор на таких тусовках -общаться с родителями или общаться с детьми, если у него зависимость от вас (бывает такое), то видя вас на близком расстоянии ему будет легче играть с детьми, безопаснее. И вы сможете общаться. Те же 7ные тусовки в Узком и тому подобное — запишитесь (если вы в Москве), попробуйте. Найдите круг общения, интересный вам и ненапряжный. Очень хорошо помню как сын был удивлен и счастлив, получив АБСОЛЮТНУЮ свободу:)) Мы приехали к моим друзьям в другой город, и большой семейной компанией на 4 машинах выехали за город на рыбалку. Я-достаточно нудная мамаша, вечно следящая за дитем, на этой вылазке расслабилась полностью, так как давно не видела друзей, было много тем для обсуждения, и просто хотелось отдыха. Детей у нас там было 4ро, моему -8 лет, другим -6л. 3г и 9й малыш, который спал беспробудно на свежем воздухе. Дети были обеспечены едой, мячом, удчками и пространством для игры. Периодчиески на них шел взглянуть кто-нибудь из взрослых. Мой сын просто в восторге потом вспоминал: Мама мне ничего не говорила против, и разрешала всё!:)))

И он играл с детками в полную силу, общался со взрослыми, несмотря на застенчивость, спрашивал, если были вопросы..

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Как научить ее не бояться детей (она, например, боится детского гвалта), как развить в ней стремление общаться с ними? Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети ( дети старше 18) Другие дети.

www.7ya.ru

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом общаться с другими детьми?

Встречи со сверстниками для игр под наблюдением — эффективный метод формирования социальных навыков у детей с аутизмом

Вопрос: Мой ребенок с аутизмом хорошо справляется с учебными программами, но мне хотелось бы помочь ему с развитием навыков общения с другими детьми. Мы устраивали для него встречи для игр, но я беспокоюсь, что он не получает максимум пользы во время этих встреч. Как мне помочь ему научиться играть с другом?

На вопрос отвечают Кейтлин Рейли и Кэрол Дейтчман.

Важность встреч для игр

Развитие игровых и социальных навыков должно быть ключевым компонентом образовательной или домашней программы для ребенка с аутизмом. Обладание этими навыками не только улучшает общее качество жизни и способность к поддержанию отношений у ребенка, но также повышает его или ее способность учиться у других людей. Однако для того, чтобы обучиться этим навыкам, многим детям с аутизмом нужны прямые и систематические инструкции.

Встречи для игр, организованные родителями, могут обеспечить ребенка необходимой структурой и практикой, чтобы улучшить его навыки общения со сверстниками и дружбы с другими детьми (Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005). Для того чтобы встречи для игр стали эффективным и приятным социальным мероприятием для вашего ребенка, у него сначала должны быть сформированы обязательные навыки — пререквизиты. К таким пререквизитам относятся:

— Умение терпеть присутствие других детей, обращать на них внимание и имитировать их поведение.

— Способность сообщать о собственных желаниях и потребностях.

— Навык делать что-то по очереди.

— Умение играть с игрушками, подходящими своему возрасту, а также знание одной или двух простых игр (Smith, 2001).

Если у вашего ребенка пока нет этих навыков, и он еще не готов к встрече для игр с ровесником, то составьте список тех навыков, которых ему пока не хватает для игры с другом. После этого начинайте обучать вашего ребенка этим навыкам в общении с взрослыми людьми (Leaf & McEachin, 1999). Вероятно, над этими же навыками с ним работают в школе или другом учреждении, но вы можете добавить для него дополнительные возможности для практики дома (возможно, при участии брата или сестры).

Планирование эффективной встречи для игр

Как только ваш ребенок начнет уверенно демонстрировать навыки-пререквизиты для встреч с ровесниками, очень важно организовывать для него встречи для игр, используя методы, основанные на научных доказательствах. Эти методы основаны на применении техник, которые доказали свою эффективность в контролируемых научных исследованиях. При организации встреч с ровесниками для вашего ребенка, такие методы будут включать системы мотивации, стратегические поощрения и систематическое уменьшение подсказок. Научно-обоснованные методы также требуют обязательного сбора объективных данных для мониторинга прогресса.

Для повышения мотивации ребенка во время встречи для игр используйте игрушки и занятия, которые больше всего приятны для ребенка и его друга (Koegel et al., 2005). Мотивация — это обязательное условие для того, чтобы оба ребенка были увлечены происходящим, а также для максимизации обучения вашего ребенка. Ваш ребенок с большей вероятностью пригласит друга поиграть, если эта игра доставляет ему удовольствие. Точно также ровесник с большей вероятностью будет активно общаться с вашим ребенком, если занятия во время встречи ему нравятся. Может быть, полезно предложить детям выбирать занятия по очереди.

Не менее важно определить конкретные навыки, которым вы хотите научить вашего ребенка во время встреч для игр, а затем определяйте 2-3 цели для этих навыков для каждой встречи детей. Такие навыки могут включать приветствие друзей, инициацию игр и задавание вопросов другому ребенку. Например, первые несколько встреч для игр могут сосредоточиться на том, чтобы ребенок самостоятельно говорил «Привет» и «Пока» своему другу и играл с ним в мяч. Как и в случае с другими навыками, подумайте о том, чтобы отрабатывать эти игровые и социальные навыки с ребенком отдельно, прежде чем переносить их в естественную ситуацию с ровесником. Возможно, поначалу вашему ребенку будет нужно много подсказок, так что подумайте о том, как вы будете постепенно уменьшать свои подсказки по мере развития навыков ребенка, а также как вы сможете организовать практику этих навыков в разных местах, с разными людьми и во время различных занятий. Как только ваш ребенок начнет приветствовать своего друга независимо и с легкостью, сфокусируйтесь на том, чтобы обучать его более сложным игровым навыкам, например, задаванию вопросов или комментированию во время общения с ровесником. Помните, что все навыки, которым вы учите во время встреч для игр, должны быть уже освоены ребенком во время занятий с взрослыми. Начинайте с простых навыков, а затем опирайтесь на те навыки, которые ребенок уже освоил.

Если у вашего ребенка есть проблемное поведение, то составьте план по тому, как вы будете реагировать в случае его появления во время встречи для игр. Ваш план может включать «профилактические» стратегии, такие как ограничение встречи по времени, применение визуальной поддержки (например, доски с карточками для выбора занятий), минимизация занятий, которые могут стать источником навязчивости или переживаний ребенка. Не надо беспокоиться о том, что ребенку стыдно пользоваться вашей поддержкой и постоянно практиковаться для достижения успеха (например, если во время встреч он не смотрит в глаза). Последовательность в поощрении нужного поведения необходима, чтобы уменьшить проблемное поведение и помочь ребенку успешно общаться с ровесниками (Maurice, Green, & Luce, 1996).

Кандидаты для игровых встреч должны включать как мальчиков, так и девочек разного возраста (Smith, 2001). Зачастую наилучшие кандидаты для таких встреч — это открытые и отзывчивые дети. Они предоставят вашему ребенку много возможностей для обучения, так как они задают много вопросов, с энтузиазмом отвечают, и они достаточно терпеливы с ребенком, который только учится общению. С точки зрения поведенческого аналитика, мы рассматриваем реакции ровесников как поощрение реакций вашего ребенка. Так что если другой ребенок будет недостаточно отзывчивым, то маловероятно, что ваш будет инициировать общение с ровесниками в будущем. Поговорите с педагогом ребенка или другими специалистами — они могут знать подходящие кандидатуры для таких встреч, либо обратитесь к соседям, у которых могут быть дети.

Идеальные ровесники для практики социальных навыков — это те дети, с которыми ребенок в любом случае часто встречается, например, дети родственников (Oppenheim-Leaf et al., 2012). Очень важно, чтобы ровесник вашего ребенка и его или ее родители знали об уникальных поведениях и потребностях вашего ребенка (Baker, 2003). Подготовьте их к тому, чего можно ожидать, и спросите разрешения у других родителей награждать детей во время встречи для игр. Например, ровесника ребенка можно наградить за то, что он задал вопрос или терпеливо ждет ответа вашего ребенка. Поощрение ровесника за общение с вашим ребенком мотивирует его больше общаться с вашим ребенком в будущем.

Сбор данных о прогрессе вашего ребенка необходим для того, чтобы гарантировать эффективное обучение. Этот процесс поможет вам поставить цели, объективно отслеживать изменения и изменить ваши методы обучения, а если прогресс затормозился или результаты снизились, то вы сможете внести изменения в методы обучения. Например, если ваш ребенок не учится говорить «Привет» ровеснику, то, возможно, вам нужно увеличить его мотивацию для обучения, увеличить уровень помощи (например, предоставлять вербальную модель приветствия) или проконсультироваться с квалифицированным терапевтом, который может предложить другие идеи.

Ниже приводится пример бланка для сбора данных, который можно разработать для отслеживания прогресса ребенка во время каждой встречи для игр. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, будут зависеть от индивидуальных способностей и потребностей ребенка.

outfund.ru

Здравствуйте, очень хорошо помню и вас, и ваши вопросы.

Вы правы, все семьи разные, все родители разные, и более того – все дети разные, а значит и воспитание в каждой семье разное, да и цели подчас разные – одни растят будущего дельца, другие рубаху парня и т.д. Поэтому не смотрите на других людей, на их реакции и замечания – следуйте своей интуиции, растите СВОЕГО сына и всегда будьте на его стороне (при этом объективно разбираясь в ситуации и не обвиняя других детей).

Хорошо, что задали свой вопрос с описанием ситуаций, давайте разберем их. Детям, по крайней мере до 3х лет, еще трудно понять различия между мальчиками и девочками. Для них мальчик или девочка является просто другим ребенком. И тому наглядный пример – девочка-то повела себя отнюдь не по девчачьи. Потому-то вашему сыну и пришлось защищать себя, отстаивая свои интересы. А ваша задача была поддержать своего сына (хотя бы тем, что вы не заругали и не осудили его, а еще лучше – объяснили, что произошло – «Девочка тебя толкнула, а так делать нельзя») и защитить своего сына от неадекватного замечания («Хорошо, у вас девочка, но по-видимому она не знает, что драться нельзя, поэтому мой сын вынужден был дать отпор»), чтобы в дальнейшем он уважал свою неприкосновенность, не боялся давать сдачи и знал, что он имеет полное право защищать себя от наглых посягательств.

Вообще, когда родители говорят своим дочкам «ты испачкалась, как мальчишка», «тебе можно, а мальчику нельзя» — тем самым они невольно закладывают негативное отношение к мальчикам и мужчинам.

Когда сын станет постарше, научится хорошо говорить, выражать свои чувства, мысли, просьбы, желания – тогда поговорите с ним о том, что «если тебя случайно толкнули, тем более малыш или девочка – давать сдачи нельзя. Если специально – скажи, что тебе не нравится, что тебя обижают. Но если обидчик не понимает, что ж – пусть пеняет на себя».

Надеюсь, вы понимаете, что если обидчиком является несмышленый малыш, то тут мама малыша или вы сами должны вовремя вмешаться. А то что женщин нельзя обижать, сын увидит на примере своего папы. ( ссылка )

Во второй описанной вами ситуации видно, что ваш ребенок очень хорошо общается с детьми – и меняется, и делится, и понимает «чужие» игрушки, НО всё это пока он действительно этого хочет. И он вовсе не обязан еще и коляской своей делиться – если б другой мужчина захотел прокатиться на вашей машине – вы бы позволили? Тут надо было помочь сыну отстоять его интересы – сначала советом. А если сын стеснялся — можно было сказать девочке: «Таня! Извини, но … (имя сына) пока не хочет, чтобы ты садилась в его коляску». В дальнейшем, благодаря вашей доброжелательности, активности, уверенности, гибкости, контактности и, «собственноручно» поднакопленному опыту, ваш сын научится отстаивать свои права. Помните, ни в коем случае нельзя заставлять детей насильно с кем-то делиться, играть, разговаривать.

Поэтому, хвалите ребенка за хорошие поступки, объясняйте чувства других людей, вызывайте в сыне чувство сострадания, отзывчивости и справедливости.

2. Умение общаться зачастую приобретается в практике, поэтому поощряйте его общение с другими, помогайте наладить контакт, а если совместная игра проходит на высоком уровне – не вмешивайтесь в неё, по возможности приглашайте домой поиграть других детьми.

3. Общаясь на детской площадке, устраивая детям совместные игры, старайтесь особо не выделять своего ребенка (спрашивайте что-то у всех детей, помогайте всем детям), но при условии, что сын нормально к этому относится.

4. Хвалите и чужих детей, привлекайте к ним внимание вашего сына. Но не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Ссылка

5. Старайтесь разрешать конфликты в самом их начале – мирным путем (переключением внимания, отведением в сторону). Но если небольшой конфликт разгорелся и вы видите, что дети «разбираются» на равных (как в ситуации с этой девочкой, ведь никто из детей не чувствовал себя «жертвой) и нет особой угрозы (например, камень или палка в руке) – не вмешивайтесь. Пусть дети учатся разрешать спорные ситуации.

6. Дома двумя – тремя игрушками проигрывайте театральные сценки с конфликтными ситуациями (можно использовать те, что уже имели место в жизни вашего малыша). Обратите внимание малыша, что можно было поступить так-то, что привело бы к тому-то, а можно было поступить по другому.

shkola7gnomov.ru

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ: ВЫХОДИМ В БОЛЬШОЙ МИР

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться, вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Как научить ребенка общаться: побеждаем страх перед окружающими

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, это страх, который испытывает ребенок при посторонних, приходящих в дом, страх выйти на улицу, в магазин, ко врачу, несмотря на то, что всюду он бывает с мамой. Малыш не просто отказывается общаться, он старается спрятаться, начинает плакать и успокаивается только дома в окружении хорошо знакомых людей.

Такое поведение говорит о том, что ребенок обладает зрительным вектором. Этому типу психики характерна повышенная эмоциональность. Они очень остро воспринимают любые внешние воздействия, и реакция зрительного ребенка оказывается во сто раз ярче, чем у любого другого малыша.

— Леночка, пора ложиться. Уже поздно, — уговаривает мама капризную дочку. — Если ты вовремя спать не ляжешь, придет доктор и поставит укольчик. Ой, как будет больно. Поэтому лучше слушайся маму и засыпай.

— Лена, доктор только посмотрит горлышко. Больно совсем не будет. Плакать не надо. Он выпишет рецепт, и мы сразу уйдем. Не плачь, моя хорошая.

Маленькие страшилки, которыми родители частенько пытаются заставить своих детей слушаться влияют на них гораздо сильнее, чем можно было бы предположить.

Такое же сильное впечатление производят на детей со зрительным вектором самые разные случаи. Возможно, ребенок услышал разговор взрослых о каком-либо потрясшем их событии или он со страхом пережил необходимость поставить прививку, может быть, он наблюдал жестокость на улице или в собственной семье.

Вызвать страх у такого чувствительного ребенка, как зрительник, очень легко. И это может создать серьезные проблемы в его восприятии окружающего мира.

Как научить ребенка общаться, если он панически всего боится и не желает идти ни с кем на контакт? Во-первых, необходимо усилить его связь с мамой. Именно от эмоционального контакта с человеком, благодаря которому ребенок испытывает чувство безопасности и защищенности, зависит его поведение и состояние.

Чем ближе, теплее, роднее эти отношения, чем больше ласки и внимания получает ребенок, тем стабильнее он себя чувствует, тем устойчивее он к различным стрессовым ситуациям, тем проще складываются его отношения с окружающими людьми, детьми или взрослыми.

В своем общении со зрительным ребенком родители должны делать акцент на чувствах, говорят ли они о людях, животных, цветах или птичках. Для развития свойств зрительного вектора ребенка необходимо учить сопереживать, бездомному ли щенку, сорванному ли цветку.

Постоянно ощущая мамину любовь и научаясь одновременно с этим направлять свои чувства на окружающих в сопереживании и участии, ребенок перестает бояться. И тогда вместо нежелания выходить на контакт с окружающими, он наоборот сам потянется за общением.

Зрительный вектор — это постоянная потребность чувствовать, делиться своими переживаниями, радоваться и плакать. Все это возможно только во время общения. Поэтому зрительные детки, если им не мешает страх, на самом деле являются самыми общительными и эмоциональными созданиями, лучащиеся яркими эмоциями и улыбками, частенько и слезами.

Если правильно воспитывать зрительного ребенка, вопроса как научить ребенка общаться со сверстниками просто не встанет, он сам будет тянуться в коллектив изо всех сил.

Как научить ребенка общаться, если он стремится к одиночеству

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, это нежелание ребенка контактировать с другими детьми, его уход от общения, замкнутость и отстраненность.

Это говорит о том, что ребенок обладает звуковым вектором. Мышление звуковиков сильно отличается от того, что свойственно всем остальным, это заметно с самых ранних лет.

Причина нежелания общаться может скрываться в том, что ребенку просто неинтересны его сверстники. Там, где один с удовольствием рисует, другой бегает сломя голову, звуковому ребенку хочется поразмышлять над шахматной задачкой или просто с головой погрузиться в свои мысли. Его запросы отличаются от запросов других детей, а его игры и в целом представления о хорошо проведенном времени часто бывают непоняты другим детям.

Ребенок со звуковым вектором – самый большой интроверт, и не всегда он готов по первому требованию выйти из своих мыслей наружу, на контакт. От природы он тихий, любящий тишину, избегающий гомона и шума. Но, как и всем, общение звуковику также необходимо.

Учиться находить общий язык с окружающими ему надо начинать еще дома. Для этого папа и мама должны создать дома соответствующую обстановку. Звуковику не нужны шумные игры, но он с удовольствием примется изучать с папой звезды или читать с мамой книжки.

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Прежде всего, убедитесь, что он легко общается с вами, не стремится укрыться в темном углу или не отказывается говорить. Слишком громкая и шумная обстановка, а также неблагожелательная атмосфера в семье как раз и приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, и не только не хочет заводить друзей, но начинает терять контакт и с родителями.

Ребенок-одиночка перестанет быть одиноким, если найдет себе соответствующую компанию. В идеальном варианте это будет такой же звуковичек или описанный выше зрительный ребенок, который бессознательно тянется в общении именно к звуковикам.

Ребенка со звуковым вектором нередко считают странноватым из-за его молчаливой натуры, частенько рассеянного внимания (потому что он постоянно о чем-то размышляет и глубоко погружается в себя). Но он также может легко завоевать расположение сверстников благодаря своему уму.

Как научить ребенка общаться со сверстниками: драчун и задира

Ели одни родители изо всех сил пытаются заставить своего ребенка контактировать, другие нередко сокрушаются из-за того, что их ребенок не просто общается, но постоянно конфликтует с другими детьми.

Как научить ребенка общаться со сверстниками без кулаков и обид? Дети ведут себя агрессивно не просто так и вовсе не оттого, что такими уж они родились. Агрессия, желание обидеть сигнализирует о том, что ребенок несчастлив, взрослые ведут себя неправильно по отношению к нему и именно их отношение рождает в нем обиду, которая выплескивается на окружающих плохим поведением.

Такие проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у детей с анальным вектором. Для того, кто обладает этим типом психики, играет огромную роль мама. Это главный человек на свете, от нее ребенок ждет одобрения и похвалы, ее любовь и внимание для него важнее всего. Если мама не обеспечивает эти потребности, недодает тепла, не уделяет ребенку достаточно времени, не обращает внимания на его заслуги, в него закрадывается обида. Усугубляется она тогда, когда ребенка с анальным вектором постоянно подгоняют, заставляют спешить.

Он не успел закончить одно занятие, его поторапливают начинать делать что-то другое. Он старательно складывает игрушки, его уже гонять чистить зубы, не сказав ни слова о том, какой он молодец. А ведь он ждет, он послушный, он старался, он жаждет одобрения и похвалы. Не слыша их, ребенок обижается, в следующий раз ему будет необходимо повторить дважды, в другой раз трижды, прежде чем он послушается. Родители сердятся, ребенок не слушается и копит обиды. А потом начнет появляться агрессия, желание что-нибудь сломать, разбить, ударить. И если против родителей ребенок не в силах ничего предпринять, не в силах защитить себя, то все его обиды будут выливаться в общении со сверстниками, заключаясь в агрессивности, задиристости, драчливости и жестокости.

Ругать за такое поведение, значит только увеличивать его обиду. Родителям нужно посмотреть на мир глазами ребенка, изменить в целом подход к общению с ним, иначе ставить требования, не забывать заслуженно хвалить. Только это может изменить состояние драчуна. Постепенно оно нормализуется, ребенок не только научится спокойно общаться с другими детьми, но и заведет друзей, с которыми будет дружить и во взрослой жизни.

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, прежде всего всегда необходимо понять, что же представляет собой ваш ребенок, в чем он нуждается и какова причина, по которой у него не заладились отношения с окружающими. С помощью системно-векторной психологии понять это не составит труда. А пользуясь предложенными методами, вы не только найдете способ помочь ребенку адаптироваться в коллективе, но и параллельно устраните немало других проблем в его поведении, с которыми вам приходилось мириться прежде.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

epsychology.ru

Новости о беременности и детях

Статьи о беременности, воспитании, развитии и здоровье детей

Как научить ребенка общаться?

Мы живем в обществе, поэтому нам необходимо общаться. Общение помогает решать разные вопросы, учиться, работать, заводить друзей. Поэтому этому навыку следует учить ребенка с малых лет. Важно не упустить момент, когда малыш готов к первому общению и постепенно надо учить его умению контактировать с людьми.

Коммуникативное развитие детей зависит от семьи, дошкольного и школьного учреждения. И, хотя в саду и в школе целенаправленно развивают речь ребенка, учат вежливо разговаривать и слушать друг друга, семья – важнее всего. Если ребенок не видит примера для подражания ежедневно в кругу своей семьи, ему будет очень тяжело привыкнуть к правилам общения.

Если родители уделяют ребенку время для игр с ним, интересуются его мнением, выслушивают его проблемы, то ребенок будет приобретать именно такие навыки общения, которые необходимы. Если же в семье мало общаются друг с другом, не выслушивают ребенка и друг друга, у малыша закрепятся искаженные коммуникативные навыки.

Что включает в себя это понятие?

Коммуникативное развитие детей заключается в умении налаживать контакт с окружающими, правильно с ними общаться, слушать и выслушивать собеседника, стараться понять его чувства, находить выход из конфликтных ситуаций с помощью общения.

То есть, ребенка надо научить быть вежливым (здороваться, прощаться, благодарить и извиняться), слушать, не перебивая, и слышать то, что хочет донести собеседник. Малыш с детства должен понять, что общаться с людьми надо аккуратно, стараться не обидеть другого человека во время разговора. Нельзя унижать или оскорблять людей, даже если они не согласны с мнением ребенка.

Всему этому должны научить, прежде всего, родители. Когда начинать обучение? С самого рождения.

Как учить общаться ребенка в разном возрасте

В первые дни жизни кроха учится общаться с мамой. Поэтому в этот период малышу важен тесный контакт с мамой. Необходимо разговаривать с ребенком, чаще брать его на руки.

Когда малыш немного подрастет, научиться произносить первые слова, можно начинать развитие общения со взрослыми. Этот период длится от года до трех лет. Общаться с ребенком нужно на равных, не отталкивать его, это необходимо для формирования правильного навыка общения.

С трех до семи лет малыш уже ходит в детский сад, общается со своими сверстниками. Тут важно не запрещать играть и дружить ребенку с другими детьми. Именно в этот период надо научить малыша:

• играть и дружить;

• идти на контакт;

• понимать, чего хочет другой человек.

В школьном возрасте ребенок уже умеет общаться, устанавливать контакт. Но необходимо продолжать учить уже подросшее чадо, как правильно общаться с другими людьми.

В любом возрасте развивать коммуникативные навыки помогут игры.

Все игры, которые помогают научиться общаться, нужно проводить с группой детей. В этом и заключается основная особенность занятий. Вот несколько вариантов.

Волшебный лес. Необходимо поделится на две команды: лес и путники. Путники должны пройти через лес, а ребята, изображающие деревья, должны не пропускать их. Если путник вежлив, пропустить можно, если груб – нет.

За стеклом. Дети садятся друг напротив друга. Ведущий объясняет, что между ними стекло, они не слышат друг друга. Поэтому одна группа должна объяснить другой с помощью жестов свои потребности и эмоции: жажду, голод, холод, а также радость, печаль и т.д.

Вежливые слова. Сначала ведущий бросает ребенку мяч, он должен поймать его и сказать что-то вежливое. А затем дети по очереди кидают мяч друг другу. Чем больше вежливых слов ребята вспомнят, тем лучше.

Коробка с секретом. В любой коробке прорезать отверстия, число отверстий должно быть равным количеству игроков. А затем все одновременно просовывают руки в отверстие, руки встречаются и игроки должны найти руку, «познакомиться» с этой рукой, угадать чья она.

Зеркало. Необходимо разделиться на пары. Один игрок – это зеркало, он должен синхронно повторять все движения второго игрока. Потом дети должны поменяться местами.

Комплименты. Это очень простая и приятная игра. Нужно просто говорить друг другу комплименты, чем больше, тем лучше. Но комплименты должны быть искренними.

Все эти игры можно проводить в большом коллективе: в саду и школе. А дома просто учить ребенка, как нужно себя вести и показывать личный пример. А также приглашать домой друзей ребенка, организовывать вечеринки и, таким образом, учить детей общаться.

Коммуникативное развитие детей очень важно в настоящее время, когда дети много времени проводят у компьютера, значит, преобладает общение виртуальное, а не реальное. Поэтому старайтесь чаще общаться со своим ребенком, интересуйтесь, как прошел его день, какие впечатления он получил. И не забывайте рассказывать о себе. Ведь вы общаетесь, ребенок должен понимать, что важны не только его мысли и чувства, но и чувства другого человека. Ребенок должен научиться не только говорить, но и слушать.

npkid.com