Как повысить самооценку ребенка в 11 лет

Как повысить самооценку ребенка?

Люди относятся к нам так же, как мы сами относимся к себе. С этим утверждением сложно поспорить. Многие жизненные достижения напрямую связаны с уверенностью человека в себе и своих силах. И наибольшую роль в этом вопросе играет самооценка. Она формируется с младенческого возраста и оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, его поступки, отношение к определенным событиям и окружающим людям. Развитие самооценки ребенка и чувства собственного достоинства — одна из важнейших задач, которую должны ставить перед собой родители, чтобы воспитать полноценную личность.

Низкая самооценка у ребенка – что делать?

Большинство педагогов придерживаются мнения, что характер личности формируется благодаря той среде, в которой он растет. Если человека с ранних лет всячески поощряют и поддерживают в его увлечениях, то во взрослой жизни он будет чувствовать в себе силы в любом трудном деле и при любых жизненных обстоятельствах. Но зачастую родители допускают огромную ошибку в воспитании, не замечая, что любая их фраза может серьезно и навсегда ранить психику малыша. Примеров таких фраз предостаточно:

  • «За что мне такое наказание? Из тебя никогда не будет толка»
  • «Ты бездарь, что из тебя вырастет?»
  • «Прекрати заниматься глупостями, лучше займись серьезным делом»
  • Влияние родителей на самооценку ребенка огромно. Малыш как губка впитывает каждое слово, сказанное в его адрес. Если малышу внушить, что он ничего не умеет и не может, то вряд ли можно рассчитывать на его успехи в учебе, карьере и любой деятельности. Рассмотрим краткую характеристику личности с заниженной самооценкой:

    • человек с заниженным чувством достоинства постоянно ждет унижения, насмешек и оскорбления;
    • он становится неудачником и жертвой обстоятельств;
    • обладает многочисленными комплексами неполноценности, не доверяет людям, живет в одиночестве и постоянной изоляции;
    • постоянно сталкивается с трудностями в принятии решений;
    • боится всего и всех, испытывает страх перед жизненными обстоятельствами и позволяет себя унижать и подавлять;
    • в итоге человек может стать настолько равнодушным к жизни и убитым своими же неудачами, что превращается либо в наркомана, либо начинает злоупотреблять алкоголем.
    • Это лишь некоторые примеры, во что может перерасти заниженная самооценка у ребенка. Поэтому с ранних лет важно исправить ситуацию и заставить малыша поверить в свои силы. И если вы сомневаетесь, есть ли у вашего отпрыска проблемы с чувством собственного достоинства, нужно проверить это самостоятельно или с помощью психолога.

      Как правило, диагностика самооценки ребенка происходит за счет анализа его поступков. С первыми действиями малыша приходят и первые ошибки. Важно в самом начале жизненного пути малыша научить его адекватно воспринимать свои поступки и уметь их анализировать. Вторая важная черта, на которую следует обратить внимание это отношение ребенка к самому себе. Если вы заметили, что малыш апатичен, не общителен и неуверенно ведет себя в некоторых ситуациях, важно провести с ним беседу и выяснить причины такого поведения. Возможно, они кроются в поведении самих родителей. Кстати, на чувство достоинства ребенка влияет и то, как родители относятся сами к себе. Если отец или мать постоянно жалуются на жизнь и на свои неудачи, ребенок может перенять такой настрой к жизни.

      Как повысить самооценку ребенку, пока не стало поздно?

      Коррекция самооценки у детей должна быть процессом целенаправленным и непрерывным, а также незаметным для самого малыша. Для этого существует несколько способов:

      1. Разнообразьте деятельность ребенка, чтобы у него появилась возможность оценить себя и свои силы в действии. Например:

    • слушание сказок и музыки (с последующем обсуждением услышанного и увиденного);
    • исследование окружающего мира и различные эксперименты;
    • поддержка ребенка в обсуждении интересующих его тем, ответов на вопросы и т.д.
    • 2. Давайте ребенку право выбора. Это может проявляться в любом действии, начиная с того из какой тарелки кушать или какой игрушкой играть и заканчивая выбором куда пойти погулять и каким видом деятельности заняться. Поощряйте любую активность малыша и его интерес к различным секциям и увлечениям. Это позволит ему сделать свой жизненный выбор.

      3. Слушание музыки, сказок, песен или звуков окружающей среды позволит малышу научиться отличать один звук от другого, анализировать и подбирать описание тому, что было услышано. Впоследствии это поможет ребенку полноценно выражать свои мысли и эмоции.

      4. Совместная деятельность с ребенком позволит не только обеспечить комфорт и уверенность в себе. Любой возникающий вопрос будет сразу же удовлетворяться вами, что позволит ребенку скорее освоиться в окружающем мире и познать его как можно шире.

      Кроме вышеперечисленных методов повышения самооценки у детей, стоит обратить внимание и на то, как вы сами выглядите со стороны и как ведете себя с малышом и с окружающими. Стоит помнить, что дети учатся жизни не только благодаря игре, но и за счет подражания. Поэтому не стоит срываться на малыша, если у вас был трудный день, не выясняйте при ребенке отношения, не наказывайте и не критикуйте его. Ваш положительный пример и разъяснение, почему стоит или не стоит совершать различные поступки, позволят вашему малышу сделать правильный выбор в жизни и обрасти уверенность в себе. И тогда у вас не возникнет вопроса, как поднять самооценку ребенку.

      womanadvice.ru

      Как повысить иммунитет ребенка народными средствами

      Иммунитет ребенка и взрослого человека имеет свои особенности. При этом дети в гораздо большей степени, нежели взрослые, уязвимы по отношению к инфекционным и вирусным заболеваниям.

      Любая современная мать знает, что иммунитет ребенка – это способность его организма противостоять различным инфекциям. В свою очередь иммунодефицит есть недостаточность иммунитета, в результате чего дети становятся восприимчивыми к целому ряду инфекций.

      Особенности иммунитета у детей

      Причины, по которым деятельность иммунной системы ребенка дает сбой, могут быть разными: стресс, неудовлетворительные условия проживания, неправильное питание, недостаток витаминов, хронические заболевания внутренних органов.

      Иммунитет можно повышать — с этой целью педиатры рекомендуют матерям закаливать малышей, сбалансировать их пищевой рацион, в осенне-зимний период давать им поливитамины и иммуностимулирующие средства.

      Матушка-природа заботится о новорожденных и детях первого года жизни, иммунитет которых поддерживается иммуноглобулинами, поступающими в организм с молоком матери. Вот почему врачи так настойчиво рекомендуют как можно дольше продолжать грудное вскармливание и не переводить детей на искусственные смеси ранее 7-8-го месяца жизни.

      В период внутриутробного развития сопротивляемость инфекциям эмбриона и плода обусловлена иммуноглобулинами класса G, проникающими в организм будущего ребенка вместе с кровью матери. IgG имеют свойства накапливаться на протяжении 9 месяцев внутриутробного существования. Родившись, малыш «расходует» материнские иммуноглобулины, запас которых иссякает после достижения им полугодовалого возраста. Вот почему в возрасте старше 6 месяцев дети довольно часто болеют, если не находятся на грудном вскармливании.

      Собственные иммуноглобулины начинают вырабатываться детским организмом не ранее 6-летнего возраста, а к концу пубертатного периода иммунная система оказывается окончательно сформированной. В детском саду, а после в школе малышам приходится сталкиваться с различными инфекциями. Кроме того, они подвергаются плановой вакцинации и приобретают специфический иммунитет к тем или иным заболеваниям. Однако именно неспецифический иммунитет формирует способность организма противостоять многочисленным формам ОРВИ, гриппа, бронхитам, ларингитам, ангинам и пр.

      От чего зависит сила иммунитета малыша

      Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

      Вакцинация, конечно, великое дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и пр. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь полный комплект прививок, соответствующий своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

      Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка, следующие.

    • Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.
    • Психоэмоциональная атмосфера в семье, дошкольном учреждении, школе. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду или преследуют в школе, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота близких.
    • Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микро- и макроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
    • Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, дискинезии желчных путей, пиелонефрита и т.д.
    • Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в видеангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

      Как повысить иммунитет у ребенка

      Основными методами, способствующими укреплению иммунитета детского организма, являются закаливание, рациональное питание и употребление иммуностимулирующих средств (витаминов), назначенных врачом.

      Обычно закаливание начинают проводить с 3-4 летнего возраста. Однако, если ребенок родился абсолютно здоровым, закаливающие процедуры можно начинать раньше, даже на первом году жизни. Первыми шагами по укреплению иммунитета младенца могут стать ежедневные растирания тела влажной губкой и обливание ножек прохладной водой перед сном (температуру воды при этом нужно снижать постепенно, на один градус в неделю, начиная с +36`С).

      Закаливание для малыша-трехлетки должно проходить в виде игры. Можно начать с утренней гимнастики, которую следует проводить ежедневно после пробуждения малыша. Пусть ребенок в течение 10-15 минут повторяет несложные упражнения за мамой или папой, а сами занятия должны проходить в хорошо проветренном помещении.

      Следующий этап – растирание конечностей и всего тела губкой, смоченной водой +22-25`C. Постепенно температуру можно снизить до +18`C. По окончании водных процедур малыша следует насухо вытереть и переодеть в теплую сухую одежду.

      Рациональное питание

      Родители должна проследить, чтобы малыш ежедневно получал с пищей следующие витамины и минералы:

    • витамин А — содержится в моркови, капусте, огородной зелени, печени, морской рыбе, молоке, сливочном масле, яичном желтке;
    • витамин С — входит в состав цитрусовых, свежей и квашеной капусты, плодов шиповника, черной смородины и т.д.;
    • витамин Е — содержится в растительном масле, шпинате, листовом салате, брюссельской капусте, брокколи, цельнозерновом хлебе, проращенной пшенице и т.д.;
    • витамины группы В (В1, В2, В6, В9, В12) — входят в состав бобовых, свеклы, томатов, зеленого горошка, гречки, овсянки, печени, творога, сыра, дрожжей, яичного желтка, икры, говядины;
    • витамин Д — содержится в коровьем молоке и морской рыбе, а также в аптечном рыбьем жире;
    • калий — входит в состав бахчевых, цитрусовых, бобовых, огурцов, помидоров, редиса, чернослива, изюма, печеного картофеля;
    • магний — пополнить его запасы в детском организме можно за счет грецких орехов, тыквы, моллюсков, креветок, сои, гороха, огородной зелени;
    • медь — содержится в фундуке, гречке, овсе, сладком красном перце, картофеле, землянике, помидорах;
    • цинк — входит в состав семечек подсолнечника, фундука, грецких орехов, мяса, круп, пшеничных отрубей.
    • йод — поступает в организм с морской капустой, морепродуктами, рыбой, свеклой, грибами, редисом, дыней, луком, зеленым горошком.
    • Прием поливитаминных препаратов

      В детском возрасте происходит бурный рост всех систем и органов, поэтому малышам требуется гораздо больше витаминов и минералов, чем взрослым.

      При неблагоприятных условиях авитаминоз наступает у детей намного быстрее и чаще, нежели у их родителей. Так и до стойкого иммунодефицита недалеко.

      В любой аптеке можно найти богатый выбор поливитаминов различных производителей, как отечественного, так и зарубежного производства.

      Однако ребенку следует покупать лишь те, что адаптированы для детского применения. И лучше всего в вопросах выбора прислушаться к рекомендациям педиатра. Особенно важно принимать поливитамины в те периоды года, когда организм больше всего страдает от авитаминоза. Как правило, это зима и весна.

      Прием иммуностимулирующих средств

      Существует немало витаминов, повышающих иммунитет, которые повышают активность иммунной системы и укрепляют способность организма противостоять инфекциям. В частности, в аптеках могут посоветовать интерферон, эхинацею, иммунал, бронхо-мунал, виферон, циклоферон, анаферон, ИРС-19 и ряд других препаратов. Интерферон человеческий лейкоцитарный и другие интерфероны относятся к биоактивным веществам, блокирующим развитие в организме вирусных инфекций и являются профилактикой ОРВИ у детей. Циклоферон, анаферон относятся к индукторам и стимулируют самостоятельную выработку организмом инетрферона. Врачи нередко назначают их при первых признаках вирусного заболевания, чтобы облегчить его течение и гарантировать скорейшее выздоровление.

      К бактериальным средствам, повышающим иммунитет, относятся бронхо-мунал, имудан, ИРС-19 и другие. Они содержат микродозы стафилококка, стрептококка, пневмококка и других возбудителей инфекционных заболеваний. Не представляя никакой опасности для детского организма, они способны существенно повысить иммунитет ребенка.

      Эхинацея, препараты женьшеня, лимонника китайского и пр. готовятся из растительного сырья и обладают иммуностимулирующим действием. Лечение ими чаще всего проводится в осеннее-зимний период, а также в преддверии эпидемий сезонного гриппа и ОРВИ. Главное, что должна понимать каждая мать: иммунотерапия не должна стать площадкой для экспериментов на собственном ребенке. Принимать подобные препараты можно лишь по назначению врача и после того, как факт иммунодефицита будет установлен на основе обследования малыша и изучения результатов его лабораторных анализов.

      По данным Всемирной организации здравоохранения, дети в раннем возрасте переносят до 8-10 острых респираторных вирусных инфекций в год. Если иммунная система ребенка функционирует нормально, он в течение года может переболеть разными типами гриппа и аденовирусной инфекции до 4-5 раз в легкой форме (с насморком, подкашливанием, невысокой температурой).

      Становление и развитие иммунной системы происходят в течение многих лет, ведь иммунологическая память (не путать с врожденным иммунитетом) не наследуется, а приобретается человеком в процессе развития.

      Новорожденные дети защищены материнскими антителами. Какими именно, зависит оттого, чем мама болела и какие прививки ей были сделаны до беременности. Кормя младенца грудью, она передает ему готовые антитела. Синтез собственных антител у новорожденных ограничен.

      В формировании иммунной системы ребенка существуют критические периоды.

    • I период (до 28 дней жизни младенца). В это время иммунная система подавлена, поэтому новорожденные малыши очень восприимчивы к вирусным инфекциям и условно патогенным микробам.
    • II период (3-6-й месяцы жизни). Он обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка. Но на проникновение микробов уже развивается иммунный ответ за счет врожденных иммуноглобулинов. В этот период дети подвержены воздействию вирусов, вызывающих ОРВИ. У младенцев повышается риск заболеть кишечными инфекциями и воспалительными заболеваниями органов дыхания. Если на первом году жизни ребенок не получил необходимого количества материнских антител (такое возможно, если мама не болела соответствующими заболеваниями, не была привита от них или не кормила ребенка грудью), то у него тяжело и нетипично протекают детские инфекции: корь, коклюш, краснуха, ветряная оспа. Важно своевременно прививать ребенка по календарю профилактических прививок. В этом же возрасте может появиться пищевая аллергия.
    • III период (2-3-й годы жизни). У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы еще остается первичный иммунный ответ. Хотя у ребенка образовываются новые иммуноглобулины, система местного иммунитета еще не вполне сформировалась, и дети все еще очень чувствительны к вирусам и бактериям.
    • IV период (6-7 лет). Иммуноглобулины, отвечающие за аллергическую реакцию, достигают максимальных значений, поскольку именно в этот период чаще формируются хронические болезни и повышается частота аллергических заболеваний.
    • V период (подростковый возраст). Это время бурного роста и гормональной перестройки организма. Для девочек это 12-13 лет, для мальчиков -14-15 лет.
    • Единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний — вырабатывать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микроорганизмами. Частые ОРВИ у ребенка ни в коей мере не следует рассматривать как сбои в работе иммунной системы. Если ребенок часто болеет, но болезнь при этом протекает ярко и быстро, родителям не следует считать, что у малыша понижен иммунитет. Насторожиться нужно, если он страдает заболеваниями, переходящими в хронические формы.

      Чтобы мобилизовать защитные силы организма, необходимо использовать общеукрепляющие методики (закаливание, например) и принимать поливитамины (читайте также статью о детских витаминах для иммунитета). Нужно обязательно включить в рацион ржаной хлеб, кисломолочные продукты и бобовые. Следует максимально ограничить контакты ребенка во время эпидемий гриппа. Можно использовать лекарственные средства, которые защищают слизистые оболочки верхних дыхательных путей (гриппферон, виферон, деринат).

      Очень эффективны такие проверенные средства народной медицины, как чеснок и лук. Они выделяют фитонциды — вещества, смертельные для многих патогенных микроорганизмов.

      Самый простой рецепт: мелко измельченные зубчики чеснока положить на блюдце и поставить рядом с ребенком, а головку чеснока даже можно повесить на шею на веревочке.

      Маленькие дети часто болеют из-за ослабленного иммунитета. Не спешите на работу, обязательно дайте время ребенку окончательно окрепнуть после болезни (на это потребуется не меньше 2 недель). Для укрепления иммунитета поите ребенка отваром шиповника, давайте лимонную или медовую воду (1 ч. ложку сока лимона или меда размешайте в чашке кипяченой воды).

      Очень полезны для восстановления сил чаи из ромашки, липового цвета, мать-и-мачехи, а также свежие соки. Проводите массаж, оздоравливающие процедуры, приучайте малышку к гимнастике, почаще бывайте с ней на свежем воздухе. Словом, используйте все известные средства для укрепления иммунитета. При частых инфекционных заболеваниях и простудах народная медицина советует сварить 2-3 ягоды инжира в молоке на медленном огне. Пусть ребенок съест ягоды, а молоко выпьет теплым.

      Часто болеющим детям полезно давать такую витаминную смесь.

      Пропустите через мясорубку 1,5 стакана изюма, 1 стакан ядер грецких орехов, 0,5 стакана миндаля, кожуру 2 лимонов, а сами лимоны выжмите в образовавшуюся массу и смешайте ее с 0,5 стакана растопленного меда. Настаивайте смесь 1-2 дня в темном месте и давайте ребенку по 1-2 ч. ложки 3 раза в день за час до еды.

      Отруби для укрепления иммунитета.

      1 ст.л. пшеничных или ржаных отрубей залить 1 ст.воды и кипятить, помешивая, в течение 30-40 мин. Затем добавить 1 ст.л. сухих измельченных цветков календулы и прокипятить еще 5 мин. Охладить, процедить и добавить 1 ч.л. меда (если нет аллергии на мед). Пить по 1/4 ст. 4 раза в день до еды. Пить такой напиток можно долго.

      Отвар хвоща полевого для укрепления детского иммунитета.

      1 ст.л. хвоща полевого залить ст. кипятка, дайте настояться. Пить по 30 мл 3 раза в день. Такой напиток можно пить осенью, перед эпидемией гриппа или после болезни, чтобы укрепить организм. Это средство прекрасно укрепляет ослабленный иммунитет, хорошо тонизирует организм. Ознакомьтесь с противопоказаниями, т.к. хвощ противопоказан тем, у кого больные почки или камни в почках.

      Настойка прополиса повысит детский иммунитет.

      Для укрепления иммунитета капайте ребенку натощак в теплое молоко настойку прополиса. Количество капель зависит от возраста ребенка и от того, как он переносит продукты пчеловодства. Детям от 3 до 7 лет можно давать по 3-5-7 капель. Количество постепенно увеличивайте. В качестве профилактики поить прополисом месяц, затем месяц — перерыв. Если ребенок уже болен — настойку добавляйте в молоко два раза в день. Можно выходить (3-5 летним) на 10 капель два раза в день во время болезни. После выздоровления давать ребенку настойку еще две недели, но снижать дозу до профилактической.

      Клюква с лимоном для иммунитета отличные средства.

      Для укрепления иммунитета пропустить через мясорубку 1 кг клюквы и 2 лимона средней величины (косточки извлечь), добавить в массу 1 ст. меда, хорошенько перемешать. Есть смесь по 1-2 ст.л. с чаем 2-3 раза в день. Рецепт подходит даже детям.

      Кедровое масло укрепит иммунитет.

      Для того чтобы простуды обходили вас стороной, принимайте для укрепления организма кедровое масло по 1/3 ч. л. 2-3 раза в день (перед едой) в течение месяца. Следите за стулом ребенка. Если будет сильно слабить, то дозу уменьшите.

      Луковый сироп укрепит иммунитет ребенку.

      Для поднятия иммунитета к простудным заболеваниям постоянно в холодное время принимать следующую смесь: Взять 250 г репчатого лука, мелко нарезать, засыпать 200 г сахара и залить 0,5 л воды. Варить на слабом огне до консистенции сиропа. Принимать по 1 ч. л. детям, и по 1 ст. л. взрослым 3 раза в день до еды, пока средство не закончится. А если есть в доме мед и у вас нет на него аллергии, надо просто смешать 1 ст. п. сока из репчатого лука с 1 ч. л. меда и принимать 3 раза в день до еды.

      «Морской пляж» избавит от постоянных болезней.

      Средство, которое избавит Вашего ребенка от простуд, ангин и т.д. Возьмите морские округлые камешки (купите в зоомагазине). Облейте камешки теплой кипяченой водой с морской солью и капелькой уксуса, и 3 раза за день ребенок должен ходить босиком по этим камешкам в течение 3-5 минут. Все — частых болезней не будет!

      Горечавка повысит иммунитет ребенку.

      10 г корней горечавки залить литром воды. Настаивать 20 часов. Процедить. Добавить 1 кг сахара. Довести до кипения на медленном огне. Остудить. Хранить в прохладном месте. Давать детям по полстакана 3 раза в день в качестве общеукрепляющего средства.

      Это средство не только прекрасно повышает детский иммунитет, но и поднимает жизненный тонус плюс к этому помогает очистить кровь, в том числе и при лейкозе. Возьмите по 0,5 кг моркови и свеклы, вымойте, очистите, мелко нарежьте, сложите в кастрюлю и залейте кипятком, чтобы вода покрывала овощи на 2 пальца. Поставьте кастрюлю на огонь и варите на малом огне до готовности свеклы, процедите. Затем в отвар добавьте по горсти промытых плодов изюма и кураги, снова поставьте на огонь и доведите до кипения, кипятите 3-4 мин. После снимите с огня, добавьте 1 ст. л. меда и настаивайте в прохладном месте 12 ч. Давайте это средство детям по 0,5 ст. 3 раза в день на протяжении 1 месяца.

      Закаливание и витаминный настой укрепит иммунитет ребенка

      Рецепт приготовления витаминного настоя, содержащего все самые нужные для ослабленного организма вещества. Взять 2 части ягод брусники, а листьев крапивы и плодов шиповника — по 3 части. Измельчить, хорошо перемешать, заварить 4 ч. ложки сбора стаканом кипятка. Настоять 3-4 часа, затем процедить.

      Пить давать ребенку по стакану 2-3 раза в день на протяжении месяца, затем сделать паузу в месяц и снова начать давать принимать настой. Вместе с тем начните закаливать ребенка, обтирая сначала теплой водой, а потом постепенно уменьшая температуру. После такого лечения, ребенок окрепнет и перестанет болеть.

      bitoki.ru

      Десять способов помочь детям сформировать уверенность в себе

      Чувство собственного достоинства — путь ребенка к умственному здоровью в течение всей жизни и общественному благополучию.

      Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители — основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей — привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.

      Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке — все это зависит от силы их внутреннего образа.

      Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

      Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.

      Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах — дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «. потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

      1. Практика метода «прикрепленного» воспитания

      Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?

      Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

      Живой отклик — ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал — отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение — «Кто-то слушает меня — значит я заслуживаю внимания».

      Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.

      Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».

      Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.

      Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.

      Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» — можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

      Воспитание — это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

      Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.

      Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.

      Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

      «Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.

      Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.

      Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

      Дразнить или не дразнить

      Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.

      В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

      3. Быть откровенным позитивным отражением

      Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

      Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, — это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», — сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.

      Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы — живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

      4. Играйте со своим ребенком

      Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты — значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

      Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

      Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я — также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

      Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.

      Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра — это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.

      Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра — это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

      Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка

      Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).

      Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

      5. Называйте своего ребенка по имени

      Что содержится в имени? Это персона, это личность — большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.

      Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», — ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.

      Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.

      Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

      6. Практика принципа переноса

      Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.

      Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

      7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал

      Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

      Избегайте сравнительной оценки

      Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.

      Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

      В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

      8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице

      В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.

      Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.

      Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.

      Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.

      Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

      Принимайте дома друзей ребенка

      Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

      9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка

      Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.

      В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.

      Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

      Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку — это «разговор по душам» о жизненной позиции.

      «Я — астматик», — гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.

      Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.

      Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

      www.sweli.ru