Влияние семьи на самооценку

Оглавление:

Влияние родителей на самооценку

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Р. Бернс).

Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье .

Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это станет фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

lektsii.org

Процесс влияния личностных качеств на самооценку подростка

Влияние семьи и других качеств на самооценку у подростков. Роль семьи в развитии и становлении личности подростка. Психофизиологические особенности подросткового возраста. Развитие личности в школьном возрасте. Методика исследования самооценки подростка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Семья как фактор социального развития подростка. Особенности становления личности в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование роли семьи в развитии личности подростка. Анализ методик и процедура исследования, его результаты и анализ.

Семья как фактор социального развития подростка. Влияние социальных и биологических факторов на особенности становления личности в подростковом возрасте. Экспериментальное исследование роли семьи в развитии личности подростка с помощью различных методик.

Теоретические основы исследования влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса. Исследование возрастных и психологических особенностей личности и поведения в подростковом возрасте, анализ стилей родительских отношений.

Среда как фактор формирования личности подростка. Характеристика подросткового возраста. Условия развития личности. Общение и его влияние на становление личности подростка. Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие подростка.

Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка. Социализация личности подростка в условиях современности.

Процесс формирования личности подростка и особенности его развития. Установки школьников по отношению к табакокурению. Способы освобождения от табачной зависимости. Анализ результатов исследования зависимости табакокурения от личностных качеств подростка.

Понятие и функции общения. Возрастные особенности и психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста, движущие силы и условия развития личности. Степень влияния общения с родителями, друзьями на психическое и личностное развитие подростка.

Исследование процесса семейного воспитания как целенаправленного воздействия родителей на ребенка с целью формирования определенных качеств. Анализ влияния состава семьи на формирование характера подростка. Деформации семьи и нарушение коммуникации.

Психологические особенности личности подростка. Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие. Рекомендации родителям и преподавателям, работающим с детьми из дисфункциональных семей, направленные на оптимизацию формирования личности.

Основные характеристики и функции современной семьи. Научные подходы к содержанию ее роли. Типы родительского контроля, стили и принципы воспитания. Соотношение семейного и школьного воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности подростка.

otherreferats.allbest.ru

Статья (старшая группа) на тему:

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения. В статье представлен подробный анализ соотношения типа родительского отношения и уровня самооценки старшего дошкольника.

Предварительный просмотр:

Гладких Маргарита Константиновна

педагог-психолог МБДОУ детского сада № 14

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль — она характеризуется как стержень этого процесса, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Cтарший дошкольный возраcт характеризуется тем, что проиcходит базиcное становление cамооценки. Cамооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личноcти человека. В cвою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от характера детско-родительских отношений.

Период старшего дошкольного возраста — начало осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы в решении задач и выполнении требований социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. В этой связи особенно важно определить, какие факторы влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения.

Методический инструментарий: для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест — опросник ОРО (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин); для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этот период закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка возникают новообразования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и как следствие способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Cамооценка является важнейшим регулятором поведения человека. Она во многом определяет его самоощущение в мире, отношения с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка

Для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест — опросник ОРО (опросник родительского отношения) А.Я. Варга, В.В. Столина [1]. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Структура опросника построена на основе математического выявления значимых факторов.61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

  1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, обиду, раздражение, досаду. Он не доволен ребенком, не доверяет и не уважает его.
  2. «Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, сочувствует и старается помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
  3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. По своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей в жизни и строго контролировать его действия.

Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика «Лесенка», автор В.Г. Щур и проективная методика «Нарисуй себя», автор А.М. Прихожан. [3].

Целью методики «Лесенка» является определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди (в частности мама и папа)

Ребенку предлагается рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Инструкция: «На самой нижней ступени лестницы стоят самые плохие мальчики и девочки, на второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. Тебе необходимо решить, на какую ступеньку ты поставишь себя, а на какую ступеньку тебя поставит мама и папа». Затем подобным образам ребенок оценивает такие характеристики, как «умный — глупый», «добрый-злой».

В зависимости от того, на какую ступеньку ставит себя ребенок, и присваивается определенный балл:

1-2 ступень (1-2 баллов) – высокая самооценка

3-4 ступень (3-5 баллов) – средняя самооценка

5-7 ступень (6-7 баллов) – низкая самооценка

С целью проверки гипотезы нашего исследования сначала нами была проведена диагностика типов родительского отношения в имеющейся выборке родителей. Затем родители были разделены на группы в зависимости от условно доминирующего типа родительского отношения. Вторым этапом стало исследование уровня самооценки в группе старших дошкольников. Используя полученные результаты, дети были распределены на группы по доминирующему типу родительского отношения к ним.

Для исследования типа родительского отношения нами был использован тест-опросник ОРО (опросник родительского отношения), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин [1]. Полученные данные позволили всех мам условно разделить на группы по доминирующему типу родительского отношения. В первую группу, с «принимающим типом родительского отношения», вошло 38% мам, участвовавших в исследовании. 29% из выборки мам вошли во вторую группу, с «кооперативным типом родительского отношения» и 20% — в третью группу матерей, с «симбиотическим типом родительского отношения». В четвертую и пятую группы вошли матери с авторитарным (9%) и эмоционально отвергающим (4%) типом родительского отношения

Таким образом, у относительного большинства матерей преобладает «принимающий» тип родительского отношения. То есть большинство мам принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.

Реже всего встречается авторитарный и инфантилизирующий («маленький неудачник») тип родительского отношения. То есть большинство матерей не склонны к жесткому контролю и суровым наказаниям своих детей, как при авторитарном типе. И большинству из них не свойственно инфантилизировать ребенка, как при типе родительского отношения «маленький неудачник».

Средние позиции заняли такие типы родительского отношения, как «кооперация», при которой родители заинтересованы в делах и планах своего ребенка, высоко оценивают его способности; и «симбиоз», тип отношения когда родители ощущают себя с ребенком единым целым и стремяться удовлетворить все его потребности.

С помощью теста-опросника ОРО так же были получены данные, характеризующие тип родительского отношения в выборке отцов. Полученные результаты позволили условно разделить пап на группы по принципу условно доминирующего типа родительского отношения.

В первую группу попали отцы с «принимающим» типом родительского отношения (32 %). Во второй группе отцов доминирующим является «кооперативный» тип родительского отношения (24%). Папы с «авторитарным» типом (24%) попали в третью группу. Четвертая, пятая группа – «симбиоз» (13%) и «маленький неудачник» (9%)

Таким образом у относительно большего количества опрошенных отцов преобладает «принимающий» тип родительского отношения, при котором родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Самая незначительная по количеству группа отцов имеет инфантилизирующий тип родительского отношения, которому свойственны такие характеристики, как досада за неуспехи, неумелость ребенка, приписывание ему социальной несостоятельности. Так же у небольшого количества доминирует «симбиотический» тип родительского отношения, которому свойственны ощущение постоянной тревоги за ребенка, не предоставление ему самостоятельности. Средние позиции заняли такие типы родительского отношения как кооперация, при которой родитель поощряет инициативу и самостоятельность ребенка; и «авторитарная гиперсоциализация», которой свойственна пристальное слежение за достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.

Далее нами был проведен сравнительный анализ доминирующих типов родительского отношения матерей и отцов

Сравнительный анализ типов родительского отношения показал следующее.

Во первых, у большинства матерей и отцов нашей выборки условно доминирующим является «принимающий» тип родительского отношения. То есть большинство обследованных родителей стремится к тому. чтобы понимать и принимать ребенка таким какой он есть.

Во-вторых, самую маленькую по количеству группу, как у матерей, так и отцов составляет «инфантилизирующий» тип родительского отношения. То есть наименьшее количество родителей стремится к инфантилизации ребенка, представляют его неприспособленным. Но отцов в этой группе больше, то есть они чаще, чем матери досадуют на неуспешность и неумелость ребенка.

В-третьих, обнаружена значительная разница между результатами отцов и матерей в том, что среди отцов больше оказалось тех, у кого доминирует такой тип родительского отношения, как «авторитарная гиперсоциализация». Т.е. отцов, предпочитающих строгое и требовательное отношение к детям, почти в 3 раза больше, чем матерей.

В-четвертых, обнаружено отличие между мамами и папами и в том, что среди матерей «симбиотический» тип встречается намного чаще, чем среди отцов. Т.е. матери более эмоциональны и эмпатийны, они чаще, чем отцы, испытывают тревогу за ребенка и стремятся оградить его от трудностей,

И, в-пятыых, такой тип родительского отношения, как «кооперация», и у отцов и у матерей встречается примерно с одинаковой частотой.

Анализ семейной атмосферы, в которой формируется самооценка детей старшего дошкольного возраста, потребовал выделения групп родителей по принципу соотношения родительского отношения в паре «мама-папа».

В первые три группы были включены родители (папы и мамы), у которых совпали доминирующие типы родительского отношения. Так, в первую группу вошли родители (пары «мама-папа») с доминирующим «принимающим» типом родительского отношения (П+П+); во вторую группу — с доминирующим «коммуникативным» типом (К+К+) и в третью группу — с доминирующим «авторитарным» типом родительского отношения (АГ-АГ-).

Пар «мама-папа» с совпадением «симбиотического» типа и типа «маленький неудачник» выявленно не было.

Следующие три группы родителей формировались по принципу несовпадения типов родительского отношения у пап и мам. Образовалась четвертая группа родителей, в которой для одного из родителей характерен «принимающий», а для другого — «коммуникативный» тип родительского отношения (П+К+). В пятую группу вошли пары родителей, один из которых имеет тип отношения «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз» или «маленький неудачник», а другой родитель один из этих типов, но не совпадающим с первым(«— —»). И в последнюю, шестую группу, вошли пары в которых один из родителей имеет «принимающий» или «коммуникативный» тип родительского отношения, а другой «авторитарный», «симбиотический» или «инфантилизирующий»(«+ -») (табл. 2.1)

Таблица 2.1 Распределение родительских пар по принципу соответствия/несоответствия благоприятных (+) и неблагоприятных (-) типов родительского отношения к ребенку (в %)

nsportal.ru

Влияние семьи на становление личности

Факторы, влияющие на развитие личности

Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с генетическим планом, пользуются термином «созревание». Процесс созревания состоит из последовательности запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.

Социализация — это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Взаимоотношения в семье

личность семья ребенок детство

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы, проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности, возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака, и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев молодые люди справляются сами.

Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца; вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. В данном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родители постепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должна произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов начинают формироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем может отразиться на воспитании.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, — ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего «Я». Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

studbooks.net

Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Ивенских Ирина Валентиновна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского общения. Результаты изучения самооценки младшего школьника показывают статистически значимые тенденции в развитии общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, а также ее уровня и адекватности в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского взаимодействия . Дети из полных семей выше оценивают и ценят себя, дети из неполных семей имеют более адекватную самооценку и более самокритичны.

The influence of parental communication and family structure on the self-esteem of younger pupils

The article analyzes the results of empirical research of self-assessment of junior schoolchildren depending on the family structure and characteristics of parental communication. The results of the study show statistically significant trends in the total and differential, cognitive and emotional selfesteem, as well as its level and adequacy depending on the family structure and characteristics of parental interaction . Children from full families appreciate and value themselves, children from single-parent families have a more adequate self-image and are more self-critical. Self-esteem of younger pupils is positively associated with parental cooperation, acceptance and forbearance, and negatively correlated with extreme forms of sanctions on the part of parents.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сорокоумова Светлана Николаевна, Ивенских Ирина Валентиновна,

Текст научной работы на тему «Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника»

?О.В. Суворова С.Н. Сорокоумова И.В. Ивенских

Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника

В статье анализируются результаты эмпирического исследования самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского общения. Результаты изучения самооценки младшего школьника показывают статистически значимые тенденции в развитии общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, а также ее уровня и адекватности в зависимости от структуры семьи и характеристик родительского взаимодействия. Дети из полных семей выше оценивают и ценят себя, дети из неполных семей имеют более адекватную самооценку и более самокритичны.

Ключевые слова: младший школьник, самооценка младшего школьника, полная и неполная семья, родительское взаимодействие

Определение младшего школьного возраста как вершины детства Д.Б. Элькониным показывает его особую значимость в развитии личности, вступающей в отрочество. В социальной ситуации развития младшего школьника происходят радикальные изменения: расширяется сфера социальных отношений, происходит обретение определенной автономии от родительской опеки, рост самостоятельности, освоение и становление социально-нравственного поступка на основе школьных норм и правил поведения, требований учебной деятельности.

Период младшего школьного детства связывается исследователями, прежде всего, с изменением сферы самосознания: с утратой детской непосредственности в поведении и появлением опосредованного новой социальной позицией школьника, новыми смыслами отношения к деятельности, другим людям и самому себе. Младший школьный возраст обозначается как период рождения и активного развития социального Я ребенка, осознания себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений (А.К. Зиньковский, Д.И. Фельдштейн).

Самооценка рассматривается в исследованиях как центральное функциональное звено сферы самосознания [14; 19; 22].

В младшем школьном возрасте самооценка определяет скорость и качество адаптации в школьной жизни, отношение к неудачам,

а также степень трудностей целей, которые ставит перед собой ребе-Е та нок, уровень притязаний и мотивацию достижений, успешность учеб-§ ной деятельности и учебного взаимодействия, характер саморегуляции g в межличностных взаимодействиях и статус в классе, служит ориентировочной основой социально-нравственного поведения и поступка (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, Р. Бернс, S. Harter). Воздействие самооценки на направление и уровень активности младшего школьника можно рассматривать как механизм ее влияния на успешность учебной деятельности и межличностные отношения ребенка [21].

Оценочный компонент Я младшего школьника развивается в направлении дифференциации и интеграции представлений ребенка о себе [30], представления о собственных физических, интеллектуальных и личностных качествах становятся более точными, полными и обобщенными [2; 8; 9; 11; 32].

В период младшего школьного детства стоит задача формирования дифференцированной и целостной, адекватной и устойчивой самооценки как основы успешного развития личностной рефлексии и идентичности в подростковом возрасте. Исследователи отмечают особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от адекватности и уровня самооценки: активность, находчивость и общительность детей с адекватной самооценкой, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость детей с заниженной самооценкой [1; 12; 13].

Самооценка детей развивается под влиянием таких факторов, как оценка значимого взрослого, а также собственной деятельности ребенка [3]. В большинстве исследований самосознания младших школьников рассматривается роль оценочной деятельности учителя как фактор становления самооценки детей [2; 8; 9; 16].

В меньшей степени исследуется детско-родительское взаимодействие как основа самооценки ребенка. Тем не менее, семья как ведущий институт социализации ребенка сохраняет свое определяющее влияние на развитие самосознания младшего школьника. Исследователи отмечают влияние детско-родительского взаимодействия (Р. Бернс, А.Я. Варга, А.И. Захаров, В.М. Минияров, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.) и структуры семьи (А.Б. Орлов, В.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис и др.) на развитие личности и самосознания ребенка. Ученые подчеркивают влияние характеристик родительского взаимодействия, прежде всего, на адекватность и стабильность самооценки в период детства [2; 12; 13; 19; 28-33].

Механизмы влияния взаимодействия близких взрослых на самоо- | ё ценку ребенка — это идентификация с родителями, интериоризация § ^ родительских оценок, стимулирующее или сдерживающее воздействие 5 ° на активность ребенка [25; 28-30].

Адекватность и стабильность самооценки детей и подростков пока- 2 д

зывают зависимость от детско-родительской коммуникации [27; 32; 33]. о ^ Современные исследования показывают связь самооценки младшего чю школьника с типом привязанности в отношениях с матерью [4; 5]; с осо- с бенностями эмоционального взаимодействия родителей и родительским принятием [7; 17; 20; 28; 30]; с эмоциональной поддержкой и солидарностью в семье [6; 10; 15; 18; 29].

Исследования влияния неполной семьи на развитие личности младшего школьника немногочисленны, однако в них подчеркивается влияние неполной семьи на неблагополучие ребенка через систему складывающихся в ней взаимодействий, а также искаженной ролевой структуры [23; 24].

Проблема влияния структуры семьи и родительского общения с младшими школьниками актуальна для повышения воспитательной компетентности родителей, а также для определения стратегий психологической работы с дисфункциональной семьей.

Мы полагаем, что структура семьи и характеристики взаимодействия родителей с ребенком оказывают существенное влияние на развитие самооценки младшего школьника.

Целью эмпирического исследования явилось изучение самооценки младших школьников в зависимости от структуры семьи и родительского общения.

Использовались методики: шкала оценки своей компетентности С. Хартер; методика «Какой Я» О.С. Богдановой; опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; опросник для родителей «Взаимодействие родитель -ребенок» И.М. Марковской.

Выборка составила 67 детей младшего школьного возраста и 67 родителей, преимущественно матерей младших школьников.

Исследование самооценки младшего школьника в зависимости от структуры семьи (полная/неполная) представлено в табл. 1.

Мы видим, что младшие школьники из неполных семей демонстрируют более низкие средние значения по всем шкалам.

Шкала оценки своей компетентности С. Хартер показывает устойчивую однонаправленную тенденцию различий в самооценке детей из полных и неполных семей. Показатели самооценки младших школьников из неполных семей по сравнению с детьми из полных семей

стабильно ниже по всем шкалам. Исключением является самооценка отрицательных качеств (2,20/1,33). Наиболее выраженные статистически значимые различия по и-критерию Манна-Уитни наблюдаются по шкалам компетентность в общении (151,500, р < 0,018); по шкале общего самопринятия (113,500, р < 0,002); по шкале самооценки отрицательных качеств (161,500, р < 0,022).

Самооценка младшего школьника в зависимости от структуры семьи (в средних значениях)

Методики и шкалы изучения самооценки Самооценка детей из неполных семей Самооценка детей из полных семей

Шкалы оценки своей компетентности С. Хартер

Шкала познавательной компетентности 19,90 4,40 21,52 4,70

Шкала компетентности в общении со сверстниками 19,00 5,51 23,07 3,83

Шкала компетентности во внеурочной деятельности 22,40 3,09 23,92 2,98

Шкала общего самопринятия 16,40 3,86 21,17 3,77

Методика «Какой Я» О.С. Богдановой

Шкала самооценки положительных качеств 5,90 2,92 7,28 2,40

Шкала самооценки отрицательных качеств 2,20 1,68 1,33 2,16

Мы видим, что дети из полных семей стабильно выше ценят и более позитивно оценивают себя. Если показатели самооценки детей из полных семей находятся в зоне средне-высоких и высоких значений, то показатели самооценки детей из неполных семей находятся в зоне средней самооценки, за исключением шкалы компетентности во внеурочной деятельности.

Методика «Какой Я» в модификации О.С. Богдановой показывает, что дети из неполных семей по сравнению с детьми из полных семей выбирают меньше положительных (5,9/7,28) и больше отрицательных качеств (2,2/1,33) для самоописания, что свидетельствует о завышенной самооценке, ближе к адекватной. В свою очередь дети из полных семей,

выбирая положительные и отрицательные качества асимметрично, имеют завышенную самооценку, которая выявляется при выборе положительных качеств больше шести из предложенного списка и выборе отрицательных качеств меньше трех, так же из предложенного списка.

Процентное распределение уровня самооценки младшего школьника в зависимости от структуры семьи — полной или неполной — представлено в табл. 2, 3.

Влияние структуры семьи на уровень самооценки младшего школьника (методика С. Хартер)

Частоты / проценты Уровни самооценки

Тип семьи Средний Средне-высокий Высокий Итого

Неполная Частота 3 6 1 10

семья % 30,0 60,0 10,0 100,0

Полная Частота 4 31 22 57

семья % 7,0 54,4 38,6 100,0

Итого Частота 7 37 23 67

% 10,4 55,2 34,3 100,0

Резюмируя приведенные данные, можно сказать, что наличие средне-высокой самооценки у детей из неполных и полных семей в процентном соотношении примерно одинаковое (60,0/54,4%). Однако у детей из неполных семей процентные показатели средней самооценки значительно выше, чем у детей из полных семей (30,0/7,0%), в то время как высокая самооценка чаще проявляется у детей из полных семей, чем из не полных (38,6/10,0%). Различия статистически значимы по Хи-ква-драт-критерию Пирсона на уровне достоверности р < 0,03.

Из таблицы 3 мы видим, что лишь одна треть младших школьников из полных семей имеют адекватную самооценку (24,6%), у большей части детей преобладает завышенная самооценка (75,4%). Различия статистически значимы по Хи-квадрат-критерию Пирсона на уровне достоверности р < 0,03.

Подводя итог можно отметить, что в процентном соотношении у детей из полных семей наличие завышенной самооценки проявляется более ярко, чем у детей из неполных семей (75,4/50,0%). Это, в свою очередь, может показывать наличие у большинства детей из неполных

семей более критического самоотношения. В то время как дети из полных семей более снисходительны в оценивании своих сил и возможностей, позитивных и негативных личностных черт, что в свою очередь, согласуется с особенностями их самоприятия и самооценкой компетентности в общении: они более уверенны в себе, в правильности своего поведения, в своей социальной успешности и статусе.

Влияние структуры семьи на уровень самооценки младшего школьника (методика О.С. Богдановой)

Тип семьи Частоты / проценты Уровни самооценки Итого

Неполная Частота 5 5 10

Полная Частота 14 43 57

Итого Частота 19 48 67

Далее проанализируем результаты изучения взаимосвязанности изучаемых шкал самооценки и характеристик родительского взаимодействия.

Самооценка младшими школьниками собственной познавательной компетентности (шкала оценки своей компетентности С. Хартер) показывает отрицательные связи как с чрезмерным, так и с недостаточным проявлением санкций со стороны родителей (г = -0,280, р < 0,05 / г = -0,252, р < 0,05). Самооценки ребенка растет по мере тенденции родительских предпочтений в нем детских качеств и воспитательной неуверенности родителя (г = 0,243, р < 0,05 / г = 0,250, р < 0,05).

Познавательная компетентность младших школьников имеет положительную тенденцию к росту при наличии удовлетворенности отношениями ребенка с родителем, наличие воспитательной конфронтации в семье имеет обратное влияние (г = 0,246,р < 0,05; г = -0,296, р < 0,05).

Самооценка младшего школьника по шкале «компетентность в общении со сверстниками» растет при наличии гиперпротекции (г = 0,254, р < 0,05), потворствования (г = 0,245, р < 0,05) и недостаточности требований (г = 0,289, р < 0,05). На компетентность детей в общении

со сверстниками отрицательное влияние оказывает чрезмерность роди- | ^ тельских санкций (г = -0,320, р < 0,01). о ^

Самооценка ребенка по шкале «компетентность в общении со свер- 5 °

стниками» максимально продуктивна при наличии сотрудничества ^ -ё

(г = 0,337, р < 0,01) и принятии ребенка родителем (г = 0,340, р < 0,01), 2 д

поскольку наличие позитивного взаимодействия и эмоциональной связи о ^ между детьми и родителями определяет весь характер детско-родитель- ч ю ских отношений. с

Компетентность во внеурочной деятельности ребенка положительно связана с гиперпротекцией родителей (г = 0,248, р < 0,05). В свою очередь чрезмерность санкций блокирует любое проявление активности ребенка во внешней деятельности (г = -0,329, р < 0,01). Наличие воспитательной конфронтации в семье играет отрицательную роль в формировании самооценки ребенка по шкале «компетентность во внеурочной деятельности», ведь конфронтация порождает разногласия (г = -0,282, р < 0,05).

Шкала общего самопринятия подвержена наиболее выраженному влиянию со стороны родителей: гиперпротекция повышает самопринятие ребенка, а гипопротекция, напротив, его снижает (г = 0,312, р < 0,01 / г = -0,305, р < 0,05), что свидетельствует о связи самопринятия и чувства защищенности ребенка родительским вниманием. Так же отрицательно на самопринятие ребенка влияет чрезмерность требований, запретов и санкций (г = -0,293, р < 0,05 / г = — 0,398,р < 0,01). Вероятность развития самопринятия ребенком себя возрастает при недостаточности требований-запретов, отсутствии родительского давления (г = 0,278, р < 0,05) и, особенно, при предпочтении родителями детских качеств ребенка и воспитательной неуверенности родителей (г = 0,413, р < 0,01 / г = 0,254, р < 0,05).

Принятие ребенка родителем (г = 0,299, р < 0,05), сотрудничество (г = 0,354,р < 0,01), тревожность за ребенка (г = 0,327,р < 0,01), а так же удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (г = 0,281, р < 0,05) показывает наличие значимых взаимосвязей с самопринятием ребенка. В свою очередь воспитательная конфронтация в семье (г = -0,507, р < 0,01) отрицательно и значимо сказывается на детском самопринятии.

Исследование взаимосвязей по шкалам самооценки (шкалы положительных и отрицательных самооценок О.С. Богдановой) и характеристиками родительского взаимодействия показывает следующее.

Положительный «образ Я» ребенка отрицательно связан с расширением сферы родительских чувств (г = -0,287, р < 0,05) и эффективно складывается при наличии сотрудничества (г = 0,304, р < 0,05) и удовлетворенности отношениями ребенка с родителем (г = 0,260, р < 0,05).

?5 ^ Присутствие воспитательной конфронтации в семье (г = -0,315, р < 0,01) негативно сказывается на положительном «образе Я».

В свою очередь отрицательный «образ Я» младшего школьника

Ета с наибольшей вероятностью формируется при неразвитости и недиффе-

§ ренцированности родительских чувств, отсутствии культуры самовыражения у родителей (г = 0,342, р < 0,01).

с Отрицательный «образ Я» младшего школьника связан обратной

зависимостью с наличием требовательности со стороны родителей (г = -0,305, р < 0,05) и удовлетворенности отношениями с ребенком (г = -0,359, р < 0,01). Данные факторы родительского взаимодействия минимизируют отрицательные самоописания у ребенка.

Таким образом, наше исследование показало, что самооценка младшего школьника зависит от структуры семьи и особенностей родительского взаимодействия.

Выявлена устойчивая однонаправленная тенденция различий в самооценке младших школьников в зависимости от структуры семьи: дети из полных семей имеют более высокие показатели по всем шкалам общей и дифференциальной, когнитивной и эмоциональной самооценки, чем дети из неполных семей. Статистически значимые различия наблюдаются по шкалам компетентность в общении, по шкале общего самопринятия и по шкале самооценки отрицательных качеств.

Статистически значимые различия выявлены в уровне и адекватности самооценки младших школьников из полных и неполных семей. Если у детей из неполных семей преобладает средняя и средне-высокая самооценка, то у детей из полных семей преобладает средне-высокая и высокая самооценка. Половина младших школьников имеет адекватную и половина завышенную самооценку, четверть детей из полных семей показывает адекватную, три четверти — завышенную самооценку. Дети из полных семей выше и позитивнее оценивают себя, демонстрируют высокий уровень глобального самоуважения, дети из неполных семей более адекватны в самооценке и критичны по отношению к себе.

Выявлены корреляционные связи характеристик родительского взаимодействия и изучаемых аспектов самооценки младшего школьника.

Показатели самооценки младшего школьника обнаруживают сопряженность с такими характеристиками родительского взаимодействия, как сотрудничество, принятие, гиперпротекция, предпочтение в ребенке детских качеств, снисходительность, удовлетворенность отношениями с ребенком. Напротив, позитивное самоотношение и самооценка ребенка снижается под влиянием чрезмерного и недостаточного проявления санкций со стороны родителей, воспитательной конфронтации в семье, расширения сферы родительских чувств и отсутствия культуры самовыражения у родителей.

Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка. М., 2013.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1986.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., 2008.

Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.

Бурменская В.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202-207. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. . канд. психол. наук. М., 1986.

Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1. С. 13-26. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.

Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. 2005. № 3. С. 13-16.

Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумо-ва С.Н. и др. Н. Новгород, 2012. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1999. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И. и др. Н. Новгород, 2012.

Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших школьников. Н. Новгород, 1999.

Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. 2005. № 3. С. 93-98.

Сорокоумова С.Н., Ларионова С.О. Профилактика девиантного поведения у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. М., 2015.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik (дата обращения: 22.11.2016).

21. Феннел М. Как повысить самооценку. М., 2005. § g 22. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. ™ ^ 23. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2005. g ^ 24. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз о и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов.

s 25. Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E. Patterns of attachment: A psycho-

id logical study of the strange situation. Hillsdale, NJ, 1978.

26. Armsden G.C., Greenberg M.T. The inventory of parent and peer attachment// College of Health and Human Development / M.T. Greenberg (ed.). Pennsylvania State University, University Park, PA. 1989. Pp. 13-27.

27. Bandura A. Social learning and personality development. N.Y., 1969.

28. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Encyclopedia of Adolescence / J. Brock-Gann. R.M. Lerner, A.C. Peterson (eds). Vol. 2. N.Y., 1991.

29. Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco, 1967.

cyberleninka.ru