Самооценка и взаимооценка

22. Самооценка и ее виды

Самооценкой называют то, как человек воспринимает, осознает свои личные качества, а также то, как он оценивает их. Видит ли он свои достоинства и недостатки в реальном свете — это зависит от самооценки.

Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.

Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.

Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуации (периоде жизни).

Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

23. особенности каждого типа темперамента

Тип темперамента холерик имеет как свои положительные, так и отрицательные качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики прямолинейны, решительны. Они всегда знают, что делать в определенной ситуации. Это люди быстрые, подвижные, работа в их руках просто кипит. За новое дело представители этого типа темперамента берутся без проблем и боязни. Все делают быстро, без затруднений преодолевают различные препятствия. Холерики любят спорить, доказывать свою правоту. Мимика таких людей выразительна. У них, как говориться, все написано на лице. Речь у таких людей живая, эмоциональная. Они могут дополнять ее различные движениями рук, тела. Чувства у холериков проявляются очень быстро, они всегда ярки и эмоционально окрашены. Холерики практически никогда не обижаются, обиды не запоминают. Засыпает и просыпается такой человек быстро.

Недостатки холерического темперамента

Быстрота холерика нередко перетекает в торопливость. Движения резкие, порывистые, нередко неуравновешенные и несдержанные. Холерикам явно не хватает терпения. Прямолинейность иногда может играть и свою негативную роль. На высказывания холериков люди очень часто обижаются. Личности с данным типом темперамента нередко провоцируют различного рода конфликтные ситуации. Холерики привыкли работать рывками. Резкий подъем сменяется спадом деятельности. И так по кругу. Это люди, которые не боятся рисковать. Именно поэтому они нередко оказываются в неудобных ситуациях. Холерики поверхностны. Они не любят вникать в суть проблемы. Склонны к переменам настроения. Такие люди не терпят промахи других

Достоинства, позитивные стороны флегматиков

В первую очередь это спокойные, рассудительные и уравновешенные люди. У них есть выдержка в любой, даже конфликтной и спорной ситуации. Такие люди последовательны в делах. Они обязательно все начатое доводят до логического завершения. Речь их размеренная, спокойная. Нет лишних движений или ярко выраженной мимики лица. Такие люди мало разговаривают. В работе придерживаются системности, не любят отступать от порядка. Постоянны не только в отношениях, но и в интересах. Это чаще всего однолюбы. Чувства их глубоки, но тщательно скрыты от окружающих глаз. Это надежные, незлопамятные люди, которых очень тяжело вывести из себя

Негативные стороны флегматиков

Они слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому достаточно медленно принимают новые обстоятельства. Такие люди малоэмоциональны. Порой невозможно понять, что именно творится в их душе. Очень медленно включаются в новую работу, а также переключаются с одного дела на иное. Довольно трудно адаптируются в новой обстановке. Нелегко сходятся с новыми людьми. Стоит отметить, что в жизни флегматиков довольно много шаблонов и стереотипов, которым они неукоснительно следуют.

+ Настроение их преимущественно хорошее. Но может резко меняться. Все чувства у таких людей возникают очень быстро. Однако не отличаются глубиной. Неприятности, неудачи переживают без особых проблем, достаточно легко. Выносливость и работоспособность находятся на высоком уровне. Без проблем заводят новые знакомства. В общении с новыми людьми не испытывают дискомфорта, неудобств, страха. Такие люди даже в самых сложных ситуациях сдерживают свои эмоции. У них отличное чувство самообладания. Речь громкая, торопливая, при этом отчетливая. Мимика и жесты яркие, выраженные. Это хорошие организаторы. В деятельности настойчивы, все дела доводят до логического завершения.

Склонны не доводить дела до конца. Однако это справедливо только в том случае, если интерес к деятельности утрачен. Сангвиники не приемлют однообразной работы. Такие люди нередко переоценивают себя и свои возможности. Это люди, которые быстро меняют увлечения. Это касается как интересов, так и личной жизни. В решениях такие личности могут быть поспешными, опрометчивыми. Настроение сангвиников неустойчивое и склонное к переменам.

+ Меланхолики чувствительны. Однако это может относиться также и к недостаткам типа темперамента. Такие люди выдвигают к себе завышенные требования, что заставляет их стремиться к лучшему. Они тактичны, сдержанны. Меланхолики отлично чувствуют других людей, их настроение. Эмоции таких людей сильные, глубокие, яркие, постоянные. Работают спокойно и продуктивно. Однако исключительно в привычной для себя обстановке.

Опять же на первый план выходит повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие люди очень тяжело переносят обиды, если огорчаются, то надолго. Меланхолики в большинстве случаев застенчивые, стеснительные, не склонные к общению личности. Это люди, которые редко смеются. В основном они пессимистично настроены. Не любят ничего нового, долго адаптируются в новом коллективе. Изменения для них – это что-то ужасное, трудное. В работе им надо делать паузы, так как они склонны к быстрому утомлению. Речь их тихая, слабая. Мимика и жесты практически отсутствуют. Это слезливые, плаксивые люди. В большинстве случаев меланхолики боязливы, тревожны и замкнуты. В сложные моменты такие люди склонны теряться, они нередко опускают руки перед препятствиями, не стараясь их обойти или же убрать с пути

studfiles.net

Самооценка и самоценность

Поднять самооценку, повысить. Так часто это выражение встречается. А что такое самооценка? Что значит повысить? Задавали ли вы себе этот вопрос? Наверное, да. Кажется, здесь все вроде бы ясно. Попробуем немного детальнее взглянуть.

Итак, самооценка. Представление и отношение к себе, испытываемые чувства по отношению к себе. Или оценивание себя самим.

А если оценивание, то оно может проходить как в математике. То есть, по каким-то параметрам, это выбирает каждый сам, но наверняка их несколько. Далее это какие-то незримые, но шкалы измерений, где есть ноль, и есть какая-то цифра, принимаемая условно за максимум. Далее, опять каждый сам должен определить критерии оценивания, то есть ответить себе на вопрос: «почему я выставляю себе такую оценку?». Или относительно чего или кого я выставляю себе такую оценку. Должно быть что-то, с чем я сравниваю. И вот здесь есть первая опасность. Потому что чаще всего, в этом случае, мы можем смотреть на внешний мир, на кого-то из внешнего мира и сравнивать себя с ним или другими. Тогда вопрос, действительно ли в этом случае это самооценка?

Второй вопрос, а кто оценивает? Вроде все просто, это же я сам. Но уже в самом предложении «я оцениваю себя» чувствуется двойственность, то есть выделение из себя какой-то оценивающей субличности. И опять у меня вопрос, а действительно ли эта оценивающая субличность ваша? Попробуйте ее более тщательно рассмотреть, может она похожа на вашу маму или папу, а может на учительницу в школе, или на вашу подругу (друга). Что это за внутренний критик, оценщик? И действительно ли эти все критерии, оценки ваши или чужие, навязанные вам? И вы тщетно пытаетесь соответствовать чужим критериям, испытываете разочарование и чувство вины, что никак не можете повысить свою самооценку.

А если мы рассмотрим самоценность? И рассмотрим не с позиции критика, а с позиции любящего человека. Эта ценность внутри меня и для меня, усвоенная и не требующая никаких шкал, оценок, критериев, потому что она для меня, она не требует подтверждения со стороны других. Если ее замечают (а ее будут замечать), могут относиться к ней по-разному. Кто-то будет притягиваться, погреться, поблагодарит, кто-то полюбопытствует и уйдет, кого-то это заденет и будет нападать, проверяя на прочность. Но в любом случае, если это уже усвоенная ценность, она мало изменится. Как алмаз, можно сколько угодно царапать его, но следы остаются не на алмазе. Своя ценность может быть больше или меньше, может со временем изменяться, и я думаю, что это нормальной процесс.

Я не веду речь о нарциссическом самолюбовании, где образуется ложное восприятие своего «Я», как убеждение в своей особой уникальности и превосходстве. Как отличить? Такие личности требуют все время от других подтверждения своего превосходства и признания своих талантов и успехов. А когда не слышат такого подтверждения, начинают других унижать, нападать, пытаясь показать их несостоятельность, и за счет этого возвыситься. А внутри гуляют нарциссические качели, от возвышения до самоуничижения.

Что же может быть ценностью для самого себя?

Скорее всего, это какие-то качества, черты и свойства личности, признаваемые самим и ценные для себя самого. И это, как мне кажется, наиболее трудный момент. Потому что рассмотреть и присвоить себе те или иные свои качества мы может прежде всего через общение с другими людьми, которые могут дать обратную связь, высказать свое мнение. Основой являются сформированные в детстве представления о себе через общение с родителями, близкими, сверстниками. Хорошо, когда они были пронизаны любовью, теплотой, дружбой, принятием и уважением. Но, к сожалению, так происходит не всегда или не в полной мере. Поэтому так трудно бывает составить свое видение истинного «Я» уже во взрослой жизни. Но, тем не менее, именно другие люди и могут нам помочь. Как бы ни было иногда это больно.

Разные чувства испытываешь, давая человеку обратную связь, показывая те достоинства и лучшие его стороны, которые он сам иногда или не видит или не признает. Испытываешь радость, когда видишь, как просветляется лицо, на лице появляется улыбка, тело распрямляется. Испытываешь сожаление, что иногда человек не слышал эти слова никогда (а может слушал, но не слышал). Испытываешь горечь, когда твоим словам не доверяют, возвращаются в свою безысходность и критику. И надежду, что результат все же будет, капля за каплей наполняется личность уважением к себе, возвращается любовь.

Мне кажется, что именно признаваемая для себя, присвоенная самоценность является ядром личности вместе со смыслами и ценностями. Ядром, которое позволяет удерживаться и выжить, невзирая на трудности, которое позволяет развиваться и двигаться вперед.

В итоге приведу цитату Вирджинии Сатир: «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».

psy-practice.com

Взаимооценка и самооценка

Актыўная ацэнка – гэта тэхналогія, якая дапамагае навучэнцам вучыцца. Гэта таксама азначае і тое, што вялікая адказнасць за навучанне ляжыць якраз на саміх вучнях. У актыўнай ацэнцы мы выкарыстоўваем такія метады, якія дапамогуць вучням узяць адказнасць за навучанне на сябе. Тут можа дапамагчы абмежаванне ролі настаўніка ў ацэньванні работ вучняў і заахвочванне іх ўзаемнай ацэнкі і самаацэнкі, якую можна разглядаць як аўтарэфлексію на тэму ўласных поспехаў у працэсе навучання. Каб вучні маглі ацэньваць работы адзін аднаго і такім чынам выконваць функцыю, якую звычайна выконвае настаўнік, іх трэба гэтаму навучыць.

Памятайце, якім няпростым з’яўляецца ацэньванне нават для саміх настаўнікаў, а таму яно будзе яшчэ больш цяжкім для вучняў.

Як пры ўзаемнай ацэнцы, так і пры самаацэнцы мы павінны разам з вучнямі працаваць над:

  • вызначэннем крытэрыяў ацэнкі (што?)
  • магчымасцю перадачы зваротнай сувязі (як?).
  • Гэтыя пытанні мы абмяркуем у наступных раздзелах гэтага матэрыялу.

    Пасля кожнага раздзела дыдактычнага матэрыялу Вы знойдзеце пытанні, якія знаходзяцца ў справаздачы да шостага модуля.

    Прыняцце вучнямі на сябе адказнасці за ўласнае навучанне магчымае, пра што сведчаць выказванні настаўнікаў, удзельнікаў курса:

    “Самай вялікай карысцю для мяне (з увядзеннем узаемнай ацэнкі і самаацэнкі) з'яўляецца паступовае змяненне адносінаў вучняў да навучання. Я бачу, што яны больш сур'ёзна падыходзяць да такога пытання, чаму і навошта яны вучацца. Таксама яны сталі актыўнымі ўдзельнікамі заняткаў, маюць жаданне выказаць сваю думку, дапамагчы іншым, быць незалежнымі — і такім чынам сталі адчуваць сябе больш упэўненымі, але і больш адказнымі. Я думаю, што вучні сталі больш цаніць сябе, свой уклад у працу. Таму павялічваецца іх унутраная матывацыя да навучання, таму яны бачаць, што веды, якімі яны валодаюць, можна сапраўды выкарыстаць. Акрамя таго, веды не служаць толькі самім вучням – дзякуючы ім яны могуць дапамагчы равеснікам. Я таксама заўважыла, што вучні сталі больш паважаць працу настаўніка. Яны часта кажуць, што раней думалі, што ацэньваць іншага вельмі лёгка. Цяпер яны бачаць, што гэта не так проста”, — настаўніца англійскай мовы.

    Як правіла, ніхто не хоча браць на сябе адказнасць, таму што нашмат зручней быць вызваленым ад яе і чакаць, што іншыя вучні будуць больш адказнымі. Мы не можам разлічваць на тое, што школа натуральным чынам стане для нашых вучняў тым месцам, куды яны будуць ісці, каб даведацца штосьці новае. Сёння школа з’яўляецца хутчэй месцам, куды трэба хадзіць, таму што так павінна быць, або месцам, дзе працуюць настаўнікі, якія павінны навучыць дзяцей.

    Як пераканаць вучня, што ён павінен навучыцца, а мы павінны дапамагчы яму ў гэтым?

    Менавіта праз ўзаемную ацэнку і самаацэнку мы можам заахвоціць вучняў ўзяць на сябе адказнасць за ўласнае навучанне. Калі вучань здолее ацэньваць, чаму ён навучыўся і як шмат яшчэ трэба будзе даведацца для дасягнення сваёй мэты, гэта дапаможа яму ў працэсе навучання і зробіць яго актыўным удзельнікам гэтага працэсу.

    ? Апішыце спосаб, якім Вы заахвочваеце вучняў узяць на сябе адказнасць за ўласнае навучанне.

    У школе звычайна вызначаны вельмі канкрэтныя ролі, якія павінны іграць настаўнік і вучань. Настаўнік абавязаны навучыць дзіця, а вучань з'яўляецца атрымальнікам перададзеных ведаў.

    У актыўнай ацэнцы мы хочам зламаць дадзеную традыцыю, калі настаўнік сочыць толькі за памылкамі вучня, які ў сваю чаргу стараецца ашукаць настаўніка. Выкарыстоўваючы ўзаемную ацэнку і самаацэнку, мы даём вучню магчымасць пабыць у ролі настаўніка. Мы не ацэньваем вучня, не папракаем яго, не пакідаем без увагі. Цяпер вучні (на аснове вызначаных крытэрыяў ацэнкі) правяраюць работы адзін аднаго, даючы аднакласнікам парады.

    Ва ўзаемнай ацэнцы мы, з аднаго боку, вельмі добра разумеем аднакласніка, работу якога правяраем, таму што толькі выконвалі тую ж задачу, а з другога боку, вучымся ў яго іншаму падыходу да праблемы.

    Яшчэ адной асаблівасцю ўзаемнай ацэнкі з'яўляецца тое, што вучню значна лягчэй атрымаць зваротную сувязь ад партнёра, хаця б таму, што яна напісана зразумелай яму мовай, словамі, якімі дзеці карыстаюцца штодня. Акрамя таго, вучні ў ролі "настаўніка" становяцца больш адказнымі, імкнуцца напісаць добры каментар і такім чынам самі вучацца.

    “Вучням лягчэй пачуць крытыку ад суседа па парце, яны не адчуваюць сябе няёмка, ім лягчэй сказаць аднакласніку пра тое, што ў іх не атрымліваецца. Як настаўнік я таксама атрымліваю з гэтага карысць, паколькі мне прасцей выправіць работу вучня”, — настаўніца хіміі.

    “Наўмысна ў адным класе я папрасіла вучняў выкарыстаць узаемную ацэнку пры праверцы дамашняга задання, а ў другім класе праверыла яго сама. Я вельмі здзівілася, калі ўбачыла, што мае вучні самастойна пісалі прыгожыя і сумленныя каментары, тлумачылі адзін аднаму заданні, пераконвалі ў сваёй праваце, абгрунтоўвалі свае адказы”, — настаўніца беларускай мовы.

    У самаацэнцы вучні аналізуюць уласную працу – і гэта вышэйшая форма актыўнай ацэнкі.

    “Вучні адчувалі сябе больш упэўнена, яны былі расслабленыя, не адчувалі сябе пад пагрозай, і таму іх матывацыя да працы павялічылася. Я заўважыла, што самі дзеці больш ахвотна хацелі праверыць, ці правільна яны выканалі дадзенае заданне; яны не адчувалі страху, што будуць адразу раскрытыкаваны. Такім чынам, самаацэнка дала ім магчымасць крытычна зірнуць на свае дасягненні да таго, як іх работы пачаў правяраць настаўнік. І гэта значна павялічыла іх адказнасць за працэс уласнага навучання”, — настаўніца фізікі.

    Праверка ўласных або чужых работ (класных або дамашніх, тэстаў або самастойных работ) узбагачае працэс навучання. Беручы на сябе ролю настаўнікаў, ацэньваючы іншых, дзеці таксама вучацца.

    Узаемная ацэнка таксама зніжае канкурэнцыю вучняў, што пазітыўна ўплывае на працэс навучання (мы пісалі пра гэта ў трэцім модулі). Вучні бачаць, што ўзаемная ацэнка і самаацэнка выкарыстоўваюцца для паляпшэння іх працы, з’яўляючыся актыўнай, а не падсумоўваючай ацэнкай, і не ўжываюцца для параўнання вынікаў іх працы.

    Якія перавагі мы можам атрымаць ад выкарыстання ўзаемнай ацэнкі і самаацэнкі нашымі вучнямі?

  • вучні становяцца больш самастойнымі і адказнымі за сваё навучанне, а таксама ўдзельнічаюць у працэсе навучання;
  • вучні лепш разумеюць, што яны вывучаюць і чаму;
  • у вучняў павышаецца самаацэнка, упэўненасць у сабе і матывацыя да вучобы;
  • вучні ведаюць, што яны яшчэ не засвоілі і чаму ім яшчэ трэба навучыцца;
  • вучням лягчэй прызнацца, што яны штосьці не зразумелі, яны ахвотней задаюць пытанні;
  • вучні ахвотна імкнуцца выправіць свае работы і менш параўноўваюць уласныя вынікі з дасягненнямі аднакласнікаў;
  • урокі становяцца больш цікавымі для навучэнцаў і настаўніка, у класе пануе спрыяльная для навучання атмасфера;
  • настаўнік мае пастаянную інфармацыю аб поспехах асобных навучэнцаў;
  • настаўнік можа разам з вучнямі планаваць дасягненне вызначаных мэтаў;
  • настаўнік эканоміць час, які затрачваецца на выпраўленне вучнёўскіх работ.
  • ? Якія перавагі ад выкарыстання самаацэнкі і ўзаемнай ацэнкі Вы заўважылі?

    Для працы з узаемнай ацэнкай і самаацэнкай трэба падрыхтаваць вучняў.

    Падумайце, калі Вы можаце прымяніць гэтую ацэнку. Узаемная ацэнка і самаацэнка могуць адносіцца да класнай работы, дамашняй работы або асобнага задання, выкананага вучнямі на ўроку.

    Калі мы выкарыстоўваем узаемную ацэнку і самаацэнку для класнай работы, гэта павінна быць актыўная ацэнка, а не адзнака, выражаная балам. І гэту ацэнку трэба ўлічваць пры выстаўленні адзнакі за класную работу або выніковай адзнакі. Ва ўзаемнай ацэнцы аб’яднанне каментара з балам (падобна як у настаўніцкай ацэнцы) не прыносіць карысці, а можа толькі выклікаць непатрэбныя эмоцыі, прэтэнзіі і дыскусіі. У самаацэнцы ж выстаўленне адзнакі можа прывесці да нядобрасумленнасці вучняў. Апошнія павінны ведаць, што узаемная ацэнка і самаацэнка павінны дапамагаць у навучанні, а не ў выстаўленні адзнакі.

    Каб мець магчымасць выкарыстоўваць узаемную ацэнку і самаацэнку, вучні павінны ведаць, што будзе ацэньвацца. У другім модулі мы разглядалі НаШтоБуЗУ, якое трэба вызначыць разам з дзецьмі. Цяпер мы можам вярнуцца да яго, каб удакладніць гэта паняцце і запісаць яго ў форме схемы ацэньвання. У яе павінны быць уключаны ўсе элементы, якія будуць ацэньвацца, з указаннем колькасці балаў, якую можна атрымаць за асобна ўзяты элемент работы. Найлепш зрабіць гэта разам з вучнямі напярэдадні выканання імі дадзенай работы.

    Стварэнне сістэмы ацэньвання, заснаванай на НаШтоБуЗУ, дапамагае вучням выканаць уласнае заданне, а потым праверыць работу аднакласніка або нават сваю. Калі мы пакінем вучням “свабоду” пры праверцы работ, яны адчуюць сябе разгубленымі, а таму іх каментары да работ будуць занадта агульнымі або будуць канцэнтравацца на дэталях, якія ў дадзены момант прыцягнуць іх увагу.

    Звычайна працэс стварэння падобнай схемы ацэньвання займае пэўны час урока, а таксама прымушае настаўніка падрабязна тлумачыць вучням змест задання. На шчасце, вучні вельмі хутка вучацца ствараць разам з настаўнікам схему ацэньвання, і праз пэўны час гэты працэс ужо займае значна менш часу. Асабліва ў тым выпадку, калі настаўнік добра прадумаў НаШтоБуЗУ да ўрока. Таму мы заклікаем Вас распрацоўваць і выкарыстоўваць такі сцэнар урока, у якім прысутнічаюць усе элементы АА. Стварэнне схемы ацэньвання не з'яўляецца дадатковай працай для настаўніка. Кожны настаўнік стварае падобную схему перад праверкай вучнёўскіх работ, толькі звычайна не знаёміць з ёю дзяцей.

    У актыўнай ацэнцы мы хочам навучыць дзіця, а не злавіць яго на няведанні. Калі мы даём вучням заданне, то дакладнае вызначэнне разам з імі крытэрыяў ацэнкі толькі дапамагае дзецям лепш падрыхтавацца і ў выніку навучыцца таму, чаго мы ад іх патрабуем. Выкарыстанне настаўнікам элементу нечаканасці ў тэставай рабоце не можа прывесці да добрага яе выканання. Карысць прыносіць і сам працэс вызначэння крытэрыяў ацэнкі разам з вучнямі, паколькі ён дазваляе добра паўтарыць пройдзены матэрыял і яшчэ раз звярнуць увагу на вызначанае раней НаШтоБуЗУ. Таму працэс вызначэння схемы ацэньвання толькі паглыбляе разуменне вучнямі матэрыялу і апраўдвае спадзяванні настаўніка.

    “Па-першае, я сказала класу, што такое схема ацэньвання, растлумачыла, што, правяраючы іх работы, я таксама яе вызначаю, што раней у класе я прыводзіла прыклад крытэрыяў ацэнкі або схему каментара да адзнакі, але цяпер мы разам выпрацуем падобную схему. Яна будзе выкарыстоўвацца для ўзаемнай ацэнкі, выражанай каментарам для магчымага паляпшэння работы і далейшай працы.

    Далей я паказала класу прыклады НаШтоБуЗУ для іншага дамашняга задання, а таксама прыкладную схему ацэньвання для гэтай работы. Разам з вучнямі мы абмеркавалі, чым адрозніваецца НаШтоБуЗУ ад схемы ацэньвання і што павінна ўтрымліваць апошняя, каб працэс ацэньвання не выклікаў спрэчак, а выстаўленая адзнака была зразумелай і аб’ектыўнай.

    Пасля абмеркавання я падзяліла клас на групы, кожная з якіх атрымала НаШтоБуЗУ для работы на зададзеную тэму і павінна была распрацаваць адпаведную схему ацэньвання.

    Канчатковая схема ацэнкі была вызначана пасля агульнай дыскусіі, на якой кожная з груп прадставіла вынікі сваёй працы”, — настаўніца геаграфіі.

    Цікавым, хоць і спрэчным для настаўнікаў, стаў спосаб падрыхтоўкі вучняў да праверачнай работы і да ўзаемнай ацэнкі або самаацэнкі, заснаваны на фармуліроўцы тэставых пытанняў разам з вучнямі або непасрэдна самімі навучэнцамі.

    Звычайна настаўнікі перад праверачнай работай тлумачаць вучням матэрыял у агульным выглядзе, напрыклад, тэмы, параграфы або цэлыя раздзелы з падручніка. Яны лічаць, што тэставая работа павінна праверыць веды вучняў, і яна страціць сваю мэту, калі дзеці падрыхтуюцца толькі да вызначаных пытанняў. Аднак можна разам з вучнямі абмеркаваць усе пытанні, прапанаваць ім распрацаваць заданні або тэмы для пісьмовых работ, а для тэставай работы выбраць толькі некаторыя з іх.

    Акрамя таго, можна з вучнямі аднаго класа распрацаваць тэставую работу для вучняў іншага класа і наадварот. Праўда, пры гэтым магчымы элемент суперніцтва, які можа перашкодзіць навучанню дзяцей. Мы рэкамендуем Вам паспрабаваць гэты метад і потым прааналізаваць атрыманыя вынікі ў справаздачы.

    Ёсць шмат прыкладаў ацэньвання, якія можна адаптаваць да ўзроўню адукацыі і ступені дасведчанасці вучняў у працы з узаемнай ацэнкай і самаацэнкай. Ніжэй мы прадставім прапановы ўдзельнікаў папярэдніх курсаў.

    -дапішы прапушчаныя ў тэксце літары;

    -перапішы сказы ў сшытак.

    -ці выканана дамашняе заданне?

    -ці правільна былі ўстаўлены прапушчаныя літары?

    -ці былі перапісаны сказы ў сшытак?

    -ці была работа выканана акуратна?

    -знайдзі ў даступных табе крыніцах доказы, якія паказваюць на змены ў ландшафце;

    -назаві крыніцы, якімі ты карыстаўся.

    -назаві мінімум тры прыклады зменаў у асобных ландшафтах, выкліканых сіламі прыроды, і яшчэ мінімум тры прыклады, выкліканых дзейнасцю чалавека;

    -пакажы на схеме першапачатковы і сённяшні стан кожнага з выбраных табой ландшафтаў у выглядзе апісання, ілюстрацый, малюнкаў, фотаздымкаў і г. д.;

    -сфармулюй і запішы выснову, якая павінна вынікаць з тваіх разважанняў пра маштабы і наступствы апісаных табой зменаў;

    -пастарайся надаць сваёй рабоце эстэтычны выгляд.

    -ці ўказаў вучань выкарыстаныя крыніцы? Колькі крыніц ён выкарыстаў?

    -ці прывёў вучань прыклады змяненняў у асобных ландшафтах, выкліканых сіламі прыроды і дзейнасцю чалавека. Колькі было прыкладаў кожнага тыпу? (Тры, больш або менш за 3).

    -наколькі пераканаўчыя, вобразныя, дакладныя або наадварот — неістотныя ці няправільныя — прыклады прывёў вучань.

    -ці былі прадстаўлены прыведзеныя прыклады на схеме? Як яны былі паказаны? (Выразна або неразборліва? Яскрава або незразумела?).

    -да якіх з прадстаўленых прыкладаў вучань дадаў ілюстрацыю, малюнак або фотаздымак (быў толькі адзін тып ілюстрацый або некалькі)?

    -ці былі апісанні (малюнкі, ілюстрацыі, фотаздымкі) дакладнымі і вычарпальнымі. Калі не, то чаго ім не хапіла?

    -ці зрабіў вучань выснову, адпаведную маштабам і наступствам апісаных змяненняў?

    -ці з’яўляецца зробленая выснова дакладнай і вычарпальнай, ці вынікае яна з разважанняў вучня?

    -ці з'яўляецца праца эстэтычнай? Калі не, то што трэба палепшыць?

    — напішы тэкст, які будзе складацца з уступу, развіцця дзеяння і развязкі;

    -вылучы тры абзацы;

    -ва ўступе напішы, кім з’яўляецца апісаны персанаж;

    -у развіцці дзеяння апішы выгляд і рысы характару персанажа;

    -у развязцы напішы, што ты думаеш пра гэтага героя;

    -у апісанні выкарыстай не менш за 10 прыметнікаў.

    -ці прысутнічаюць уступ, развіццё дзеяння і развязка?

    -ці падзелены тэкст на 3 абзацы?

    -ці выкарыстаў вучань не менш за 10 прыметнікаў?

    -ці напісана ва ўступе, кім з’яўляецца галоўны герой?

    -ці дэталёва апісваецца галоўны герой у асноўнай частцы?

    -ці прыведзена ў развязцы ўласнае меркаванне пра постаць галоўнага героя?

    а) я выберу 3 характарыстыкі, якія адрозніваюць горныя ледавікі і лядовыя шчыты;

    б) я апішу некаторыя з характарыстык горных ледавікоў і лядовых шчытоў;

    в) я пакажу розніцу паміж вызначанымі рысамі альпійскага горнага ледавіка і лядовага шчыта.

    Заўвага: свае назіранні запішыце ў табліцу.

    2krugloe.schools.by

    О проекте | Обучающимся | Родителям | Учителям | Сервисы

    статистика посещений

    Семинар «Взаимооценка и самооценка»

    первой квалификационной категории

    Источником информации для ученика о том, как он учится, может стать сам ученик. Выделяют три ведущих функции само­оценки:

  • констатирующая — реализуется посредством самоконтроля, который информирует учащегося, что он знает хорошо, что не получается;
  • мобилизационно-побудительная — направляет ученика на дальнейшую работу по освоению материала. Она связана с поиском причин достижений и неудач;
  • проектировочная — предполагает самоопределение ученика на дальнейшую работу.
  • Самооценка связана с оценочной деятельностью учителя: пер­вая должна опережать вторую, но ответственность за практику са­мооценки лежит на педагоге, который должен создавать условия для проявления и формирования оценочной деятельности самих учащихся. Процесс самооценки возможен, если учащимся извест­ны критерии оценки; она становится эффективнее, если ученики участвуют в определении целей, в выработке критериев. Важно, чтобы наряду с общими критериями были критерии индивидуальные, когда результат, полученный учеником, сравнивается с его прежними результатами. Для выработки учащимися критериев полезно в начале изучения темы у них спрашивать:

    — как ты узнаешь, что усвоил тему?

    — по каким признакам ты сможешь судить о своем прогрессе в умении решать задачи?

    — на каком этапе урока ты считаешь, что можно сравнить твою работу с предыдущей?

    — в диктанте у тебя восемь ошибок. Я уверен, что ты можешь работу написать лучше. Что ты для этого сделаешь? Как ты затем сможешь сам убедиться в своем прогрессе? И т. п.

    Индивидуальные критерии успеха формируются в беседе учи­теля с учащимися. Учитель отмечает, что работа стала лучше, чем вчера. Он говорит, что ученик сможет достичь большего, то есть демонстрирует словами, невербальными сигналами свои большие ожидания от него.

    По мнению Р. Бёрнса, «Самооценка отражает степень разви­тия у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я”». В условиях самооценки учащийся видит свои ус­пехи, затруднения, он без опасений сообщает учителю о своих проблемах, готов принять советы по улучшению своей работы. Учащиеся обращаются к учителю с просьбой дать дополнитель­ные аналогичные упражнения, чтобы научиться их выполнять без ошибок. Они перестают списывать или скачивать из Интернета домашние задания, поскольку понимают, что будут потери на предстоящих тестах.

    При этом учащийся является субъектом образовательного процесса, субъектом оценочной деятельности; он может сам оце­нить, что он уже знает, и сколько ему еще нужно выучить, чтобы достичь поставленной цели. Это помогает ему в учении, делает ак­тивным участником этого процесса. Владение учащимися функ­цией самооценки является базовой способностью. Сформированность готовности и способности учащегося к самооценке является необходимым условием успешного учения и последующей успеш­ной жизни в условиях постиндустриального общества. Замечено, что учащиеся больше радуются, если в своей работе они сами на­ходят правильно выполненные задания, чем если учитель указы­вает на то, что сделано правильно. Самооценка успешнее вводится в образовательный процесс, если у учащегося не сформирован опыт принятия внешней оценки, поэтому ее введение оправдано с раннего детства.

    Большое значение имеет прогностическая самооценка — оцен­ка предстоящей работы и ее ожидаемых результатов. «Она являет­ся «точкой роста» самой способности младших школьников к оце­ниванию себя и формируется на основе уже сформированной рет­роспективной и пооперационной самооценки». Организация учителем прогностической оценки учащихся обеспечивает разви­тие актуальной компетенции: делать ответственный выбор, само­определяться в целях, методах, средствах достижения цели и кри­териях оценки.

    Важно отметить, что самооценка является недостаточно дос­товерным и надежным инструментом. Это объясняется тем, что некоторые учащиеся могут иметь завышенную или заниженную самооценку. Учащиеся могут правильно оценить себя, свою рабо­ту, если они имеют четкие цели и конкретные критерии успеха. При этом повышается активность учащихся, а их собственная оценка становится предметом дискуссии с учителем и учащихся между собой. Такая дискуссия способствует изменению оценок, суждений, что небходимо для успешного учения.

    Эффективными инструментами для организации деятельно­сти учащихся по самооценке являются оценочные листы. Оценоч­ный лист — специально созданная форма, которая заполняется учащимся. Листы могут по-разному выглядеть, но суть их являет­ся общей: они предоставляют учащемуся возможность видеть и понимать свои успехи и затруднения.

    Учащемуся предлагается заполнить таблицу, в левой колонке которой учителем заранее вписаны учебные элементы темы:

    aacenka.sch18.pinsk.edu.by

    Самооценка: суть и понятие

    Теоретические аспекты понятия самооценки в педагогике и психологии.

    Одним из главных направлений становления общего образования считается переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за прошедшие годы для начальной ступени общего образования. Главные особенности стандарта второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки. В условиях модернизации современной системы образования важным вопросом считается возросший интерес к личности младшего школьника. Усваивая в ходе обучения и воспитания конкретные нормы и ценности, ученик начинает под действием оценочных суждений других относится иным образом, как к реальным результатам собственной деятельности и к самому к себе как к личности. В любом возрастном периоде на формирование самооценки в большей степени влияет та деятельность, которая в данном возрасте считается ведущей. В текущее время обоснована проблема между имеющимися противоречиями возрастающей необходимостью школьной практики в формировании самооценки младших школьников и недостаточными педагогическими условиями.

    Самооценка: суть и понятие

    Проблема возникновения и становления самооценки считается одной из центральных проблем развития личности ребенка. В психологических исследовательских работах, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полное исследование теоретических аспектов нашли в советской психологии в трудах Ананьева Б.Г, Божович Л.И, в зарубежной Джеймса У., Кули Ч.

    Самооценка – необходимый компонент развития самосознания, т.е осознание человеком себя самого, собственных физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. [2, с.157].

    Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося. Самоконтроль — самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь оценивает самоконтроль, как понимание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих присутствие образца и возможности получения сведении о контролируемых действиях и состояниях.

    Виды самооценки ученые рассматривают с разных точек зрения. Так, оценку себя в общем как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.

    Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний – данный желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в ступени трудности цели, которую обучающийся ставит перед собой [2, с.306].

    Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т.е соответствующую/несоответствующую настоящим достижениям и возможным способностям индивида. Кроме того различается самооценка по уровню – высокому, среднем, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликтов личности, которые могут, провялятся разнообразно [3, с.170].

    Виды оценивания: классические (тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения); интерактивные (исследования, задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль).

    Функции самооценки: регулятивная на базе, которой происходит решение задач личного выбора; защитная, обеспечивающая относительную устойчивость и независимость личности; функция развития, самооценка является толчком к развитию личности

    По форме самооценка бывает: частная (отражается оценка определенных физических и психологических качеств) и общая (содержит в себе выстроенную систему частных самооценок, находящихся в неизменном содействии друг с другом).

    А.В. Аркушенко выделяет три главных типа самооценки: адекватная самооценка, заниженная самооценка, завышенная самооценка. Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в наименее благоприятном свете, чем их ровесники с адекватной самооценкой, заостряют внимание на собственных недостатках, выражают закомплексованность в их преодолении.

    Взаимооценка – важная составляющая оценочной деятельности на уроке, данная деятельность побуждает обучающегося быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

    Взаимооценка может помочь обучающимся представить друг другу необходимую обратную связь, так чтобы им предоставлялась возможность взаимообучаться и обеспечивать взаимную поддержку. Успешная взаимооценка может помочь развить самооценку с тем, чтобы обучающиеся, в конечном счете, принимали на себя вырастающую ответственность за собственный прогресс в обучении.

    lektsii.org

    Самооценка подростка-школьника и как её поднять

    Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

    Начальный этап становления самооценки

    Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

    Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.
  • Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

    Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.
  • Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

    Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.
  • Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

    Причины и опасность пониженной самооценки

    Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

    Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

    Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.
  • Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

    Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

    • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
    • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
    • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
    • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.
    • Особенности мнения о себе подростков

      Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

      С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

      Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

      Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.

      apatii.net

      Презентация на тему: Формирование системы оценивания адекватной требуемым результатам (самооценка, взаимооценка, виды оценивания учителем)

      МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»2010 год

      Формирование системы оценивания адекватной требуемым результатам (самооценка, взаимооценка, виды оценивания учителем) Подготовила учитель начальных классов Панкова Светлана Леонидовна

      Элементы модернизации опыт познавательной деятельности или знаний;опыт осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;опыт творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;социальный опыт или опыт ценностной ориентации.

      Принципы оценивания: оценивание — существенная часть процесса обучения и эффективная школьная практика оценивание следует осуществлять путём использования разнообразных методов оценивание должно быть корректирующим процессом, содержащим информацию о качестве обучения оценивание должно вырабатывать у учащихся способность правильной самооценки и желание постоянно улучшать результаты учёбы оценивание основывается на стандартах, ориентированных на конечный результат обучения и на вступление в общественную жизнь

      Требования, которым должна отвечать система оценивания: должна давать возможность определить насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной навык; должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных формах познавательной деятельности;должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а так же целей, для достижения которых эти отметки ставятся; в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений; система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем и администрацией школы;должна быть единой применительно к конкретному школьному классу;должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

      Критерии оценивания Значимость Адекватность Объективность Интегрированность Открытость Корректность Простота

      Виды оценивания Традиционные: тест, экспресс – опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль

      Формы системы оценивания Базовый курс(информационно-функциональная направленность)Профильный курс (теоретико- методологическая направленность)Спецкурс (продуктивно- профессиональная направленность)

      Базовый курс(информационно-функциональная направленность) Текущие: контрольные, практические работы, семинары…Итоговые: экзамен по базовым стандартам, ЕГЭРефераты, творческая копилка5-бальная система оценивания

      Профильный курс (теоретико-методологическая направленность) Портфель ученикаРейтинг работОбщественная экспертиза работЕдиный профильный экзамен по выбору

      Спецкурс (продуктивно- профессиональная направленность) Представление докладов, исследовательских работ, проектовПрофессиональное рецензированиеКоллекционная система оценки достижений ученика

      Компоненты системы оценивания Балльная система Цель: 1. Формировать уровень усвоения знаний, умений и навыков уч-ся в баллах.Содержание: 2.Оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков.Способы: 3.Оценка учителя. Результат: 4.Соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков ученика государственному образовательному стандарту. Безотметочная система1.Формировать умение адекватно оценивать себя, свое поведение, состояние и результаты своей работы.2.Оценка степени продвижения ученика в общем развитии, успешности в усвоении предметных и общеучебных знаний, умений и навыков, овладении способами учебной деятельности.3.Психолого – педагогическая диагностика, самооценка ученика –взаимооценка – оценка учителя.4.Умение оценивать собственную деятельность.

      Безотметочное обучение в первом классе начальной школы «Чтобы делать что-то иначе, надо уметь и видеть иначе» (Пол Эллер)

      Безотметочное обучение –это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

      Основные цели безотметочного обучения сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной создание оптимальных педагогических условий по формированию основ учебной самостоятельности школьников.

      Формы безотметочного оценивания «Хорошие слова» или комплименты Невербальные виды помощи Самооценка Взаимооценка Праздники-собрания Папка достижений

      Система оценивания учащихся 2-4 классов СамооценкаВзаимооценкаВиды оценивания учителем

      Качественное оценивание должно:· выявлять возможности каждого ученика, а не его просчёты· информировать участников процесса обучения о том, что и как необходимо преподавать· быть многосторонним и нацеленным на общественную и эмоциональную эволюцию школьника, а так же на его познавательную деятельность· способствовать сотрудничеству учителей и учащихся· выявлять значимость учёбы; свидетельствовать об успехах и об оптимизации учебного процесса;· быть легко понимаемым всеми учащимися

      Критерии самооценки: хорошо понял тему, могу рассказать родителям; сомневаюсь, есть вопросы по данной теме; не понял тему.Самооценка ученика контролируется оценкой учителя, тестовыми требованиями, это позволяет формировать взаимооценку. В дальнейшем появляется умение оценивать свою деятельность на уроке.

      Критерии взаимооценки Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткостьКультура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать

      Взаимоценка Оценивание работы в парах при изучении нового материалаОценивание работы в группах при изучении нового материалаОценивание работы в группах и парах при закреплении материала

      Виды оценивания учителем • Тест-отвечающий должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов • Экспресс-опрос («летучка»)-краткие устные или письменные ответы, нарисуй диаграмму, составь схему • Расширенный опрос-устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров.• Контрольное упражнение или творческое задание-выполнение задания в группе, написание доклада, сочинения, реферата, составление портфолио, проведение социального или учебного проекта.• Наблюдение-педагог выбирает для себя показатели, которые он отслеживает в течение занятия, а также учащихся, которых нужно оценить. • Игровые методы оценивания-проведение интеллектуальных соревнований и конкурсов, решение кроссвордов

      Нормы оценок Классификация ошибок и недочетовУстные ответы Письменные ответы

      ppt4web.ru