Самооценка для пятиклассников

Самооценка пятиклассника

Тема: Самооценка пятиклассника.

учитель ГБОУ № 655, Кулешова Галина Михайловна

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучении, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности), так и негативные (протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является формирование самооценки. Самооценка – оценка человеком самого себя, своего внутреннего мира. У подростка возникает интерес к своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке ребенок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие подростки. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной самооценки относятся: «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других.

Заниженная самооценка личности, напротив, может формировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Ведущим мотивом в формировании самооценки является желание утвердиться среди сверстников, их авторитет и уважение.

Основным фактором развития самооценки является семейный фактор.

Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я — концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.

Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания.

Это способствует формированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность с взглядами, принятыми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности, в конечном счете, неспособность строить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: «Мама вообще не обращает внимания на мои отметки».

Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой, чем самооценка тех, кто сообщал о безразличной реакции родителей.

Важным фактором развития самооценки являются — социальные факторы.

Психологическое самоощущение детей, переходящих из начальной школы в пятый класс, характеризуется напряженностью в контактах, страхи, тревога. Меняется мир ребёнка, его система ценностей, самооценка.

Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степень его тревоги и самооценки.

Интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью, не сочетается с развитием творческих способностей.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в пятом классе.

В исследовании важно выяснить связь успеваемости ученика с его самооценкой в пятом классе.

Определение уровня самооценки личности по методике Дембо-Рубенштейна.

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению, находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой).

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки – это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний – от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки – от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) – между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между «х» и «о» – это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» – это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, – «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки – то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже «х») определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше – невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком не реалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» – идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

В исследовании участвовало 19 пятиклассников.

По результатам исследования можно сделать вывод:

у 14 пятиклассников – «средняя» самооценка;

у 4 пятиклассников – «завышенная» самооценка;

у 2 пятиклассников – «заниженная» самооценка.

Результаты исследования могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками.

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. — М., 1997.;

Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. / Р. Бернс – М.: Прогресс, 1998.;

Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал № 2 2000.;

Захарова А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. – М., 1993.

infourok.ru

Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения

Одним из приоритетных направлений работы школьного психолога является процесс сопровождения пятиклассников, так как переход ребят из начального в среднее звено школы считается одним из наиболее сложных школьных периодов. Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем. В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена. Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе. В литературе, посвященной данной теме подчеркивается, что психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом самочувствии и оказание помощи ребятам, которые испытывают сложности.

Первым шагом на пути осуществления данных задач является изучение актуального состояния и развития ребят. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психолого-педагогической помощи, а так же разрабатываются конкретные рекомендации, как для педагогов, так и для родителей и детей для создания оптимальных условий дальнейшего развития и обучения. А на заседаниях школьного ПМПк всеми участниками учебно-воспитательного процесса разрабатываются стратегии индивидуальной и групповой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в ней.

Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.

В октябре 2008 года мною было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов МОУ «СОШ №84» г. Кемерово, в котором приняло участие 50 человек, из них: 25 учащихся 5 «А» класса, 25 учащихся 5 «Б» класса. Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой .

Корректурная проба. Методика направлена на изучение внимания и темпа работы учащихся.

10 слов. Методика направлена на изучение оперативной словесной памяти .

Аналогии. Направлена на изучение словесно-логического мышления.

Тест школьной тревожности Филипса.

Методика получения обратной связи от учащихся 5-х классов В. Кореневской «Встреча».

Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации.

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 7 человек (14% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень — хорошая школьная мотивация, наблюдается у 6 учащихся 5-х классов (12%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели, что составляет 34%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 13 ребят (26% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.

Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 7 человек (14%) и они составляют «группу риска».

Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Потребность и возможность в самовыражении,
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Актуализация творческой позиции;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
  • Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную нами памятку «Формирование и поддержка учебной мотивации детей» (Приложение 1).

    2. Развития познавательных процессов

    Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Диагностика адаптации пятиклассников в школе

    В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся.

    Низкая организованность, присущая детям в этом возрасте в сочетании с необходимостью усвоить большой объем материала, ведет к снижению интереса к учебе, ухудшению успеваемости. Как следствие, страдает мотивация и самооценка. Согласно статистическим данным, только 10% учащихся после перехода из начальной школы сохраняют высокий уровень мотивации. Это все — признаки дезадаптации.

    Диагностика пятиклассников по адаптации

    Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.

    Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.

    Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:

  • общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
  • уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
  • характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.
  • Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:

  • синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
  • зеленый — уверенность в своих силах;
  • красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
  • желтый — стремление к общению, активная позиция;
  • черный — страх, ощутимый дискомфорт;
  • коричневый — стресс;
  • фиолетовый — тревожность, неуверенность;
  • серый нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.
  • Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.

    Для комплексной диагностики дезадаптации пятиклассников применяется методика Левченко, позволяющая определить эмоциональный портрет класса. Так, преобладающий позитивный настрой — серьезный фактор в воспитательной деятельности, влияющий на мотивацию и дальнейшие успехи.

    Для проведения опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе:

  • спокойствие;
  • усталость;
  • скука;
  • радость;
  • уверенность в себе;
  • беспокойство;
  • неудовлетворенность собой;
  • ответственность;
  • сомнение;
  • обида;
  • чувство унижения;
  • страх;
  • тревога за будущее;
  • благодарность;
  • симпатия к учителям;
  • желание приходить сюда.
  • Результаты переводятся в процентную величину. При этом для объективной интерпретации имеет смысл учитывать чувства, которые выбрали 45-50% учащихся. Статистически учащиеся в подавляющем большинстве выбирают тревогу. Это связано с переходом в новые условия и неопределенностью, с которой сталкиваются дети.

    Диагностика уровня коммуникативной адаптации

    Сложности с коммуникативной адаптацией пятиклассников влияют не только на ученика, у которого эта проблема присутствует. Общее настроение в классе и психологическая ситуация будет страдать, т. к. коммуникативная дезадаптация проявляется в комплексе с поведенческой.

    Для проведения тестирования нужно раздать учащимся в середине первого семестра листики с просьбой написать, кто с кем хотел бы сидеть на одной стороне, а список тех, с кем не хотели бы сидеть — на другой. По результатам выявляется группа популярных учащихся и группа тех, у кого проблемы с социализацией в коллективе. Дополнительная диагностика позволит выявить факторы, влияющие на обстановку в классе.

    Работа с уровнем адаптации и коррекция проблем по результатам диагностики должна проводиться учителем совместно с родителями. При выявлении трудностей в той или иной сфере родители должны быть поставлены в известность как можно скорее. Чем эффективнее пройдет адаптация ученика к школе, там выше его шансы на дальнейшее успешное обучение и усвоение материала, положительное отношение к школе и учебе в ней.

    Об авторе: Сикарёва Надежда Геннадиевна, учитель английского языка, психолог, переводчик.

    pedsovet.su

    Самооценка для пятиклассников

    Рекомендации для родителей пятиклассников

    Переход из начального в среднее звено школы являет­ся переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рам­ками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в се­мье.

    Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

    Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пыта­ется найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на уста­новление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотно­шений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

    Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка

    Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

    Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

    Таким образом, в переходный период важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

  • интеллектуальное развитие;
  • учебная мотивация;
  • поведенческая саморегуляция;
  • система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
  • эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.
  • Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

    Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

    Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

    Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

    Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общать­ся с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
  • возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
  • новые требования к оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
  • В то же время, переход из начальной школы в среднюю, связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе и «самого маленького» — в средней — все это является довольно сложным испытанием для психики школьника.

    Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.

    У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, имеющие множественные функциональные отклонения, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

    В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

  • Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
  • Эмоциональная — эмоциональные трудности, тре­вожность, переживания по поводу проблем в школе.
  • Таким образом, наша единая задача заключается в со­здании условий для успешного обучения выпускников началь­ной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его даль­нейшее поступательное развитие, его психологическое благо­получие.

    Для того чтобы понять, какая помощь требуется ре­бенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации.

    В адаптационной период дети могут стать более тревожны­ми, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные откло­нения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

    У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

    С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

    В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

    При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

    Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

    Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

    Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

    Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

    Необходимо, чтобы школьники правильно понимали упо­требляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользовать­ся. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

    Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

    Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

    Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

    Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

    Следует обратить внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

    sites.google.com

    "Адаптация пятиклассников к новой учебной среде"

    Возрастный особенности младшего подростка;

    Основный проблемы и трудности, возникающие у детей в период адаптации;

    Определение уровня писхологической адаптации пятиклассников;

    Рекомендации для учителей и родителей

    Просмотр содержимого документа

    «»Адаптация пятиклассников к новой учебной среде»»

    МБОУ «МОЛОДЕЖНЕНСКАЯ ШКОЛА №2»

    Адаптация пятиклассников к новой учебной среде 2015-2016 уч.год.

    Адаптация это приспособление к окружающим условиям

    это приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов)

    Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

  • повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
  • повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
  • зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
  • степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
  • состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
  • влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  • Трудности, возникающие у детей в период адаптации к условиям обучения в средней школе

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
  • (например, в буфете или в туалетной комнате).

    Определение уровня психологической адаптации пятиклассников

    психодиагностического обследования учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление трудностей детей

  • изучение возрастных особенностей младшего школьника (пятиклассника)
    • диагностика школьной мотивации и познавательной активности детей;
    • исследование актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения; определение уровня школьной тревожности
    • подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
    • Возрастные особенности младшего подростка (пятиклассника)

    • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье.
    • Повышенная утомляемость.
    • Стремление обзавестись «верным другом».
    • Стремление избежать изоляции как в классе, так и в ма­лом коллективе.
    • Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
    • Отсутствие авторитета возраста .
    • Восприимчивость к промахам учителей.
    • Отсутствие адаптации к неудачам.
    • Отсутствие адаптации к положению «худшего».
    • Повышенная эмоциональность.
    • Повышенный интерес к спорту.
    • Увлечение коллекционированием.
    • Увлечение киноискусством.
    • Недостаточное умение контролировать собственный темперамент и т. д.
    • Изучение уровня учебной мотивации:

      анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

      Диагностика уровня школьной тревожности:

      экспресс методика «Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации»

      Определение школьной мотивации учащихся 5 классов

      По итогам первичной диагностики у пятиклассников: Для большинства учащихся характерен средний уровень учебной мотивации, школа привлекает детей внеучебной деятельностью, свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными.

      Анализ данных, полученных в результате проведения исследования школьной мотивации

      1.Высокий уровень развития имеют 3 человека. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования; 2.Средний уровень — хорошая школьная мотивация, наблюдается у 8 учащихся 5-х классов. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; 3.Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (17 человек в параллели), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4.Низкая школьная мотивация была выявлена у 10 ребят. Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно.Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 5 человек

      В ходе исследования тревожность учеников пятых классов распределилась следующим образом:

    • Общее эмоциональное состояние оптимальное, тревожность не характерна — 11 человек,
    • Средний уровень тревожности — 7 человек,
    • Повышенный уровень тревожности — 4 человека
    • Выявление тревожности у обучающихся в период адаптации

      В результате исследования уровня тревожности у пятиклассников, были выявлены следующие результаты:

    • Низкий уровень тревожности характерен для 11 человек
    • Средний уровень тревожности наблюдается у 8 человек
    • Повышенный уровень тревожности у 2 человек
    • Высокий уровень тревожности — 1 человек
    • Результаты психологического обследования показали следующее:

    • значительная часть пятиклассников адаптирована к условиям обучения и пребывания в школе, что говорит об удовлетворенности детей процессом обучения, удовлетворенностью межличностными отношениями, адекватном реагировании на большинство тревожных факторов;
    • 30.8 % (7 человек) пятиклассников все же испытывают повышенные трудности в адаптации, что влечет к нарушению эмоционально – личностного отношения к обучению;
    • 37.3% (8 человек) опрошенных пятиклассников не чувствуют себя в безопасности;
    • 83.6 % (19 человек) учеников указывают на быструю утомляемость, трудности утреннего пробуждения и беспокойный сон;
    • 22 % (5 человек) опрошенных указали на плохое самочувствие, головокружение, слабость;
    • также, имеется ребенок с завышенным уровнем тревожности, пятиклассник испытывает повышенные трудности в адаптации, что может сопровождаться определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.).
    • Способы преодоления тревожности:

    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
    • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
    • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
    • Слова, которые разрушают веру в себя

      Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

      Эта идея никогда не сможет быть реализована.

      Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

      Слова, которые поддерживают веру в себя:

      Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо.

      Ты делаешь это очень хорошо.

      У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

      Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

      Золотые правила воспитания для родителей

    • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
    • Принимайте ребенка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
    • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
    • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
    • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
    • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
    • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
    • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
    • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите
    • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
    • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
    • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
    • Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
    • На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
    • Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
    • Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
    • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
    • Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
    • Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
    • Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
    • multiurok.ru

      Анкета для родителей пятиклассников: формы, рекомендации, требования

      Первое родительское собрание в 5 классе обычно проводится на первой неделе учебы, хотя желательно провести его еще в конце августа. На собрании происходит знакомство родителей с классным руководителем, разъясняются особенности обучения в пятом классе, трудности перехода в среднее звено, знакомят родителей с требованиями по разным предметам, предлагаются советы психолога о том, как помочь ребенку безболезненно пережить расставание с начальной школой и адаптироваться в основной школе. На собрании родители заполняют анкеты.

      Анкетирование родителей учащихся пятого класса имеет несколько целей:

    • знакомство с классным коллективом, с индивидуальными особенностями учеников;
    • лучшее знакомство с родителями, возможность налаживания постоянного плодотворного контакта с ними, особенно в начале учебного года;
    • преодоление трудностей в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
    • Все они имеют одну конечную цель — создать в школе наиболее благоприятные условия для обучения и развития детей.

      Родители отвечают на вопросы двух анкет.

      Анкета 1. Общие сведения о родителях

      Здравствуйте, я новый классный руководитель Вашего ребенка. Меня зовут …, педагогический стаж … лет, учитель … (предмет). Образование высшее, окончил(а) … по специальности … в … году.

      Прошу Вас ответить на вопросы анкеты и надеюсь на длительное и плодотворное сотрудничество на благо наших детей.

      Общие сведения о родителях

      Домашний адрес, телефон ___________

      Сколько детей в семье _________

      Имена, возраст, посещают ли школу или детский сад _________

    • собственный дом
    • собственная благоустроенная квартира
    • общежитие
    • съемное жилье
    • Условия для занятий ребенка (отметить):

    • отдельная комната
    • отдельный стол в общей комнате
    • общий стол с другими детьми
    • Дополнительные сведения о семье:

    • одинокая мать или отец
    • вдова/вдовец
    • многодетная семья
    • малообеспеченная семья (получает пособие)
    • родители-студенты
    • родители-пенсионеры
    • родители-инвалиды
    • семья с ребенком-инвалидом
    • беженцы
    • другое _____
    • В каких делах класса хотели бы помочь:

    • проведение бесед с учащимися/родителями на специальные темы
    • организация экскурсий
    • помощь в ремонте мебели, класса
    • организация поездок, походов
    • организация праздников в классе
    • занятия внеурочной деятельности
    • другое
    • Спасибо за предоставленные сведения!

      Анкета 2. Сведения о ребенке

      Фамилия, имя, отчество ребенка (в соответствии со свидетельством о рождении) __________

      Как Вы называете ребенка дома ________

      Дата рождения ________

      Адрес регистрации ______

      Фактический адрес проживания ________

      Номер мобильного телефона ребенка _______

      На какие личностные особенности ребенка нужно обратить особое внимание:

    • замкнутость
    • лидерство
    • стеснительность
    • тревожность
    • недостаток самостоятельности
    • Какие проблемы со здоровьем имеются у ребенка _________

      Чем любит заниматься Ваш ребенок, каковы его интересы (выберите 5 ответов):

    • слушать и читать книги, журналы;
    • смотреть телевизор;
    • работать на компьютере;
    • слушать музыку;
    • помогать родителям дома, на даче, на приусадебном участке и т.д.
    • мастерить или ремонтировать что-либо
    • рукодельничать (вязать крючком, спицами, шить, вышивать и т.д.)
    • готовить различные блюда
    • рисовать
    • фотографировать
    • петь
    • танцевать
    • играть в подвижные игры
    • заниматься спортом
    • находиться в компании друзей
    • спать
    • другое __________
    • Посещает ли ребенок какой-нибудь кружок, секцию? Если да, то запишите название кружка и учреждение, где проходят занятия _________

      Какие увлечения у других членов Вашей семьи _________

      Какое направление внеурочной деятельности предпочли бы Вы для своего ребенка (выберите 2 из названных):

    • общеинтеллектуальное (занятия по предметам, подготовка к олимпиадам, исследовательская и проектная деятельность и др.)
    • общекультурное (театральный кружок, рукоделие и др.)
    • духовно-нравственное («Краеведение», ОДНК)
    • спортивно-оздоровительное
    • социальное («Учимся общаться», «Мир вокруг нас» и др.)
    • Спасибо за Ваши ответы!

      Третья анкета заполняется через месяц обучения и направлена на диагностику и выявление проблем в адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения. Анкета должна быть составлена педагогом-психологом. По результатам анкетирования на родительском собрании психолог должен дать советы и рекомендации по преодолению трудностей. Если же в школе нет педагога-психолога, эта работа тоже ложится на классного руководителя.

      Анкета для родителей «Адаптация пятиклассников»

      1. ФИО родителя
      2. ФИО ученика
      3. Класс
      4. Рассказывает ли Ваш ребенок о школе дома?
      5. Если да, с каким настроением он рассказывает?
    • С радостью
    • С грустью
    • Безразлично
    • Со злостью
    • Хорошо ли Вы осведомлены о жизни ребенка в школе?
    • Частично
    • Не интересуюсь этим
    1. Замечаете ли Вы, что после занятий в школе сильно устает?
    2. Да
    3. Иногда
    4. К каким учебным предметам ребенок проявляет интерес?
      • Русский язык
      • Математика
      • История
      • Обществознание
      • Биология
      • ОБЖ
      • Другое __________
      • Какие предметы вызывают затруднения у ребенка?
      • Литература
      • Информатика
      • Изобразительное искусство
      • Физкультура
      • Технология
      • Музыка
      • Другое _________
      • Какие виды внеурочной деятельности увлекают Вашего ребенка больше всего? ______
      • Ваш ребенок выполняет домашние задания самостоятельно?
      • Нет
      • 12.Часто ли возникают трудности с выполнением домашнего задания?

        13.Сколько времени требуется ребенку для выполнения домашнего задания?

        14. Удовлетворяют ли Вас условия, созданные в школе для детей? Оцените их по пятибалльной шкале.

        15. Главное для Вашего ребенка в процессе обучения (выберите 4 наиболее важные):

      • Получение необходимой суммы знаний
      • Благоприятное эмоциональное состояние ребенка
      • Умение высказывать свою точку зрения
      • Чувство уверенности в своих силах
      • Умение нестандартно мыслить, решать сложные задачи
      • Контакт и взаимодействие с другими людьми
      • Умение точно следовать алгоритму, последовательности решения задач
      • Фантазия, развитое воображение
      • Желание учиться, узнавать новое
      • Спасибо за ответы! Надеемся, что они помогут нам лучше спланировать дальнейшую работу с классом, чтобы преодолеть все трудности!

        Обратите внимание, что сейчас подобные анкеты должны содержать уведомления о согласии на обработку персональных данных. Запросите у администрации школы инструкции по этому поводу и добавьте необходимые уведомления в каждую анкету.

        Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя

        стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

        pedsovet.su