Самоконтроль самоанализ самооценка

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное осознание индивидом своих собственных действий, а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, страхом. Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же самоконтроль поведения, является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.

Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.

Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.

Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

• Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.

• Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.

• Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.

• Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.

• Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

• Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.

• Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.

• Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.

Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и самооценка весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

psytheater.com

Самоконтроль и оценка результатов эффективности управления ДОУ

При делегировании многих прав и полномочий самому дошкольному учреждению, а значит и повышении его ответственности, думается, контрольно-оценочная деятельность руководителей должна, как никогда, занять особое место в мотивации и стимулировании педагога.

самооценкой каждого участника педагогического процесса характерно для дошкольных учреждений Москвы, Смоленска, Ульяновска и других городов. В конечном счете оценка деятельности дошкольного учреждения должна стать предметом его ежедневной работы, частью его профессиональной деятельности.

Дошкольное учреждение как система может осуществлять постоянный внутренний контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого базисного уровня воспитания и развития детей необходимы и государственно-общественная экспертиза (инспектирование), аттестация.

Главным объектом контроля в ДОУ является воспитательно-образовательный процесс и его результаты — уровень знаний, умений и навыков детей, их воспитанности и развития, качество работы воспитателей.

Труд воспитателя творческий, поэтому надо уметь исследовать его работу, дифференцированно подходить к самой форме организации контроля.

Есть педагоги, которым нужно только подсказать новые идеи и не тратить силы на повседневный контроль, так как речь идет о мастерах своего дела. Отдельные воспитатели нуждаются в жестком административном контроле. Такой вариативный подход к организации контроля наиболее оптимален.

В настоящее время в практику работы ДОУ, помимо административного контроля, входит самоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса.

Внедрение разных форм самоконтроля помогает рассматривать все явления жизни учреждения через призму анализа своей деятельности, способствует стремлению каждого участника педагогического коллектива к повышению своего профессионального уровня.

К постоянному внутрисадовскому контролю (самоконтролю) предъявляются определенные требования: гласность, охват всех объектов деятельности и его обоснованность, системность, четкость и профессионализм в рекомендациях на основе системного анализа, исполнение решений.

Нами разработаны и апробированы в дошкольных учреждениях схемы-графики контроля по блокам (табл. 31—36). В каждом блоке выделяются проблема, целевая установка, задачи, объект и предмет контроля, сроки, ответственные, где и кем принимается управленческое решение.

Система подготовки и проведения изучения работы учреждения по блокам включает несколько этапов.

Подготовительный. Продумывается подробный план контроля (цель проверки, сроки, возрастные группы, ответственные, определяются содержание и методика контроля). С планом контроля педагогический коллектив знакомится заранее, не менее чем за две недели до его организации. Важно определить, какие вопросы выносятся для самооценки педагогов, подготовить схемы, диагностические карты, привлечь психолога, медсестру, музыкального руководителя и других специалистов.

Основной. Изучаются уровень знаний, умений, навыков детей, их воспитанность, профессиональное мастерство воспитателей, используемые ими методы и приемы в работе с дошкольниками, система планирования учебно-воспитательного процесса, создание предметно-развивающей среды детства, взаимосвязь в работе с родителями для полноценного развития детей.

Разрабатываются анкеты, при помощи которых родители могут оценить работу педагогического коллектива с позиций семейного воспитания.

Заключительный. Систематизируется вся информация, полученная в ходе контроля и ее аналитической обработки. Так как цель контроля заключается в глубоком изучении отдельного вопроса, важно выделить не только недостатки работы, но и проанализировать причины. В ходе контроля определяется наиболее высокий уровень работы отдельных педагогов по изучаемому вопросу. Эта информация должна рассматриваться руководителем как исходный материал для обобщения педагогическою опыта.

Заключительный этап контроля — подготовка к проведению педсовета, на котором обсуждаются итоги тематического контроля и анализируются уровень знаний, умений, навыков и воспитанности детей, уровень профессионального мастерства педагогов, содержание планов работы с детьми, родителями, анализируются условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

По итогам изучения и всестороннего анализа принимается конкретный план действий, который записывается в решение педагогического совета.

Объект и предмет контроля, регулирования и коррекции

Где и кем принимается управленческое решение

Готовность старших дошкольников к обучению в школе

Определение мотивационной, познавательной, эмоциональноволевой готовности к обучению в школе старших дошкольников. Анализ системы работы ДОУ, семьи и школы по вопросам подготовки будущих школьников

Определить уровень готовности детей к обучению в школе.

Наметить план совместной работы ДОУ, школы и семьи по данной проблеме.

Организовать работу по ликвидации причин, выявленных в ходе контроля

Учебно-воспитательный процесс в подготовительных группах ДОУ

Дети старшей и подготовительной к школе групп

Родители с их позицией по вопросам подготовки детей к обучению в школе

Социальная защита, охрана труда, тарификация

Улучшить условия и организацию труда сотрудников

Проверить состояние техники безопасности, выполнение инструкций по охране труда, трудовых соглашений, наличие комфортных условий для обучения и совместной деятельности сотрудников

Рабочие места сотрудников, расписание занятий, режим работы

План и результаты работы с молодыми специалистами

Проверить соответствие прогнозируемого результата и уровня подготовки молодых специалистов

Проверить успешность совместной деятельности наставника и педагога

Планирование и методика проведения занятий и режимных моментов, работы с родителями

Материальное и моральное стимулирование труда педагога и его общественной активности

Установление соответствия между творческим вкладом педагога в деятельность ДОУ и оценкой его труда

Стимулирование труда педагога различными формами поощрения

Итоги аттестации, опыт работы, уровень достижения конечного результата

Помочь созданию благоприятного климата в семье Составить совместные с семьей карты развития ребенка

Где и кем прииимается- управленче- ское решение

Производственное совещание совместно с ПК

Комиссия по приемке ДОУ

АХЧ, члены инвентаризационной комиссии

Комиссия по смотру кабинетов, ПК

АХЧ, комиссия по смотру

3 АХЧ, члены комиссии

Объект и предмет контроля, регули- 1 рования и коррекции

Оборудование и оснащение групповых комнат и кабинетов

Мебель, ТСО, оборудование, методический материал

Оборудование спален, игровых

Система тепло-, водо-, электроснабжения, канализации, пожаротушения, крыши, подвала, столовой, спортзала и др.

Проверить наличие ведомости. Сличить содержание ведомости и наличие оборудования

В ходе смотра-конкурса проверить наличие и состояние оборудования. Выявить победителей. Определить потребность в оборудовании

В ходе смотра-конкурса проверить наличие и состояние оборудования. Выявить победителей. Определить потребности в обновлении оборудования

Проверить состояние работ и наличие актов проверки состояния водоснабжения, канализации,электроснабжения, пожарной безопасности, СЭС

Обеспечить учебно-воспитательный процесс необходимым оборудованием

Совершенствовать материально-техническую базу кабинетов

Совершенствовать материально- техническую базу в группах

Подготовка к новому учебному году здания, территории, групп, кабинетов, технических служб

Инвентаризация основных средств ДОУ

Состояние материальной базы в группах

Успешная и своевременная подготовка к новому учебному году

Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Необходимость организации прямой и обратной связи между структурами ДОУ требует создания информационного блока данных о нем (подсистемы учета), выявления характерных и весьма существенных для жизнеобеспечения ДОУ параметров, определения их допустимых величин и создания механизма сравнения (подсистема контроля), оценки эффективности отклонений показателей от запланированных (подсистема анализа).

Внутрисадовский контроль (самоконтроль) представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы ДОУ общегосударственным требованиям (нормативам).

Соответственно, объектом инспектирования (экспертизы) органами образования становится именно управленческая деятельность руководителей ДОУ, а не работа педагога. Качество работы педагога, качество знаний детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться на уровне самого ДОУ. Таким образом, в этой ситуации особое значение приобретает обучение аппарата управления новым подходам к инспектированию ДОУ.

При этом управленческая деятельность руководителей выступает как главный объект государственно-общественной экспертизы. Ее виды — тематическая, фронтальная; формы — комплексно-обоб- щающая, тематико-обобщающая; методы — сбор информации об объекте управления: беседа, наблюдение, изучение документации, графиков, таблиц, диаграмм, хронометрирование, анкетирование, проведение диагностических работ.

Процесс изучения и оценки управленческой деятельности руководителей ДОУ имеет несколько этапов: подготовительный (до выхода в ДОУ) — определяются цели, формируются группы для изучения деятельности ДОУ, проводится инструктирование членов группы (предварительное заслушивание руководителей ДОУ, собеседование с ними); диагностический (в течение одной недели) — проводится изучение работы педагогов с детьми (посещение занятий, режимных моментов), документации ДОУ, анкетирование родителей, практики управленческой деятельности руководителей ДОУ, собирается информация по всем аспектам внутрисадовского управления;

аналитический — анализируется полученная информация, устанавливаются причинно-следственные связи, обеспечивающие успех или затрудняющие педагогические процессы в ДОУ; заключительный (в течение одной недели) — обобщаются и формулируются выводы, формируются управленческие решения, оказывается практическая помощь руководителям ДОУ, методическим советам (отдельным педагогам), даются рекомендации по развитию опыта, составляются планы и комплексно-целевые программы по различным направлениям деятельности.

Приступая к экспертизе внутрисадовского управления, инспектор, методист, специалист-куратор совместно с руководством ДОУ, комиссией специалистов анализируют цель, содержание планируемых мероприятий. При этом тщательно изучают наиболее важные направления управленческой деятельности и умения руководителей ДОУ: информационное обеспечение внутрисадовского управления, уровень целостности системы, наличие блоков информации (их взаимодействие) и элементов в каждом блоке; соответствие содержания информации функциональным обязанностям (какую информацию собирают, когда; способы ее обработки и хранения, соответствие содержания конкретным целям управления); состояние педагогического анализа (умение определить цели, выделить объекты, анализировать факты, явления жизни ДОУ с позиций системного подхода); планирование (годовой, перспективный планы, программа развития или образовательная как целостная система органически связанных между собой направлений деятельности ДОУ); организаторскую деятельность руководителей ДОУ (умение распределять управленческий труд между членами администрации, создать циклограмму управления, организовать коллективную разработку и выполнение управленческих решений, спланировать и организовать на демократических началах работу педсоветов, совещаний; умение оказывать педагогическое влияние на развитие демократических процессов в самоуправлении ДОУ со стороны педсовета, управленческих органов и общественности); состояние внутрисадовского контроля (умение создать целостную систему контроля и самоконтроля; определить цели, виды, формы и методы контроля, ответственных за его проведение); процесс регулирования (умение поддерживать всю систему ДОУ, УВП на оптимальном качественном уровне).

Экспертиза внутрисадовского управления по разработанной технологии обеспечивает системный контроль, глубокий анализ положения дел, способствует оказанию действенной помощи руководителям ДОУ

Рассмотрим основные блоки по анализу (самоанализу) деятельности руководителей ДОУ.

knigi.link

15. Самоконтроль и самооценка

В процессе обучения иностранному языку, как детям, так и взрослым постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. И если взрослый, при желании, самостоятельно может решить свои проблемы, возникающие в период обучения, то ребенка нужно научить этому.

Для того чтобы решить поставленную перед нами задачу мы должны сами хорошо разбираться в этом вопросе, а начать следует с того, что самоконтроль – это не совсем то, что мы с вами себе представляем. Очень часто мы путаем понятия самоконтроль и самооценка и что из них важнее. Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, а самооценка – это всего лишь результат самоконтроля.

И все же, что такое самоконтроль!

Начнем с того, что человек наделен уникальной способностью, управлять своей деятельностью, т. е. совершать действия и контролировать их. Поэтому действия человека скоординированы и рациональны.

На бытовом уровне такие действия, начиная с младенческого возраста, осваиваются через собственный опыт, через общение со средой, через воздействие семейного окружения. Так, каждый из нас не раз наблюдал как ребенок, будучи еще маленьким, но, уже приобретя определенный опыт взаимодействия со средой, сознательно не сунет руку в огонь, обойдет или перешагнет через предмет, о который он может споткнуться. Это значит, он научился внутренне контролировать свои внешние действия.

В определенной степени таким же образом ребенок овладевает и речевой деятельностью. Так, четырехлетний малыш, например, еще не знает правил грамматики на родном языке, но достаточно правильно грамматически оформляет свою речь. Хотя ребенок специально и не заучивает слова, его речь обогащается день ото дня.

Говоря языком науки, у него формируется внутренний механизм, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Этот внутренний механизм называется самоконтролем, и он формируется стихийно до определенного момента. Так часто происходит в реальной человеческой деятельности, особенно бытовой. Однако стихийное становление этой способности требует больших затрат времени и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым, целенаправленным, это задача, которую ставит перед собой учитель на каждом уроке.

Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности, осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Иностранный язык, как учебный предмет, пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтролю. Это тренировочные упражнения: лексические и грамматические, рецептивные и продуктивные.

Некоторые методисты, так, например М.Е.Брейгина в своей статье «Самоконтроль» журнале ИЯШ №2 2002., утверждают, что плохое владение иностраннымязыком после окончания школы или другого учебного заведения, обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. Конечно, с этим мнением можно поспорить. У каждого из нас, практикующего учителя, есть своя точка зрения о причине низких результатов в изучении иностранных языков. И все, безусловно, будут правы. Но с одним мы должны согласиться, это то, что при целенаправленном обучении иностранному языку именно мы — преподаватели должны сформировать у обучаемых навыки самоконтроля и научить пользоваться им. Для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком — это процесс, растянутый во времени, предполагающий дозирование при освоении учебного материала, управление процессом освоения, внешний контроль за освоением каждой дозы материала. Другими словами, учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и используя опору на изученное и освоенное ранее.

А поскольку, самоконтроль — это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, он формируется при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), и языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).

Стоит так же отметить что, самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная формахарактеризуется тем, что в момент актуализации механизма самоконтроля сознательный компонент деятельности уходит на фоновый ypoвень, находясь как бы на страже, готовый в случае нарушения корректности речевой деятельности вступить в активную зону мыслительной деятельности учащегося.

В то же время, самоконтроль в непроизвольной форме, менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполнении учебных действий и иногда происходит переключение на произвольный самоконтроль.

Произвольная формасамоконтроля становится главной тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий либо когда нарушается правилосообразность действий с учебным материалом.

Произвольный самоконтроль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Непроизвольный самоконтроль — это подсознательная деятельность.

Для обучения иностранному языку из высказанных положений вытекает следующее: обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности. По существу можно утверждать, что произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.

Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется сложностью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения.

Здесь уместно напомнить, что сложность и трудность имеют разную психолингвистическую природу. Сложность материала — это объективное явление, она определяется количеством и характером состава действий, которые должен выполнить учащийся при усвоении той или иной языковой единицы. Трудность — категория субъективная, ее появление зависит от индивидуальных знаний и умений учащихся. Как правило, одна и та же языковая единица, у некоторых учащихся вызывает трудности, а другие без труда справляются с заданием.

Учитель должен различать названные категории и научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, опираясь при этом на свой опыт и наблюдения. Они позволяют ему отметить, моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у школьников и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться разлагать ее на составляющие действия, тем самым, облегчая усвоение.

Покажем на конкретном примере, как следует вычленять действия в речевой единице, предназначенной для овладения. Практически учителя иностранного языка постоянно делают это на уроках, просто не всегда мы осознаем, что это и есть формирование самоконтроля у обучающихся.

Практическое владение иностранным языком — одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.

Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.

В бурный век развития науки, быстрого обновления информации и знаний не представляется возможным передать обучаемому все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Возникает необходимость развития у студентов мотивации к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования.

Овладение иностранным языком требует постоянной, систематической работы обучаемых и требует не столько знаний, сколько умений. При сокращении часов, отведенных на аудиторную работу, большую значимость и необходимость для становления учебно-познавательной мотивации приобретает целенаправленная самостоятельная работа студентов во внеурочное время. Поэтому постоянной заботой преподавателя должно быть формирование и поддержание интереса студента к познанию материала, как действенного мотива его деятельности.

Постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки студентов. Необходимо дать студенту возможность не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-нибудь, надо оценить уже имеющиеся знания и понять, как их можно обогатить. По мнению многих исследователей (А.Г. Ковалев, П.И. Пи-дкасистый, А.К. Осницкий) самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста — типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся учащихся.

Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы. Во время самоконтроля происходит изменение позиции студента: увеличивается доля его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине, а также изменяются формы сотрудничества преподавателя с обучаемым. Образовательная деятельность студента становится полностью саморегулируемой.

Формирование самоконтроля у студентов будет способствовать становлению у них адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом.

При самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения, а также решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

Для развития самоконтроля большое значение имеет осуществление проектной деятельности во время подготовки к олимпиаде, ежегодно проводимой кафедрой. Работа над проектом полностью активизирует творческую деятельность учащихся: студент анализирует и оценивает все этапы своей работы, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес.

studfiles.net

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛАБУЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Выполнила: студентка 215 гр.

Галеева Р.Т. __________ (подпись)

К.П.Н., доцент Ушатикова И.И.

Курсовая работа защищена

«____» ____________ 2006 г.

ГЛАВА Ι. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ…………………………………. 4

1.1. Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности…………………………………………………..4

1.2. Профессионально-личностное становление и развитие педагога…..6

ГЛАВА ΙΙ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА………………….12

2.1. Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя…………………………………………………. 12

2.2. Модель самооценки уровня компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя …………………………………………. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 28

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого пре­подавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и настав­ника молодежи, человека, способствующе­го становлению личности ученика. Не сек­рет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими по­знаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обуче­ния тому или иному учебному предмету. Но главное — учитель сам должен обла­дать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагоги­ческого профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической дея­тельности. И конечно же прежде чем присту­пить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оце­нить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Целью курсовой работы является изучение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1. Изучить общетеоретические аспекты формирования самоанализа и самооценки учителя;

2. Рассмотреть метод самоанализа деятельности учителя;

3. Изучить модель самооценки уровня компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя.

ГЛАВА Ι. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ

1.1. Специфика развития способности учителя к самоанализу в процессе педагогической деятельности

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу своей приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно [12, с. 56].

Процессуальность самоанализа опирается на логической прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования [12, с. 57].

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает идея выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов. Решение задач по удовлетворению потребностей педагогов оказывается малоэффективным в силу того, что учителя испытывают затруднения в определении области профессионального познания.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу своей приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно [8, с. 23].

Повышение роли школьной методической работы по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что открывается возможность активизировать работу педагога, направленную на опережение педагогами уровня социального окружения.

Анализ психолого-педагогической литературы (Дж.Брунер, Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) позволяет рассматривать самоанализ в рамках базовых определений рефлексии, анализа и синтеза как методов изучения результатов деятельности путем установления причинно-следственных связей. Процессуальность самоанализа опирается на логической прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. По сути, анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

1.2. Профессионально-личностное становление и развитие педагога

Раскрытие сущностной характеристики самоанализа, представленной как переосмысление учителем содержания профессиональной деятельности позволяет определить методологические аспекты психологических, технологических и личностных процессов.

Достаточно типичными для психологической составляющей самоанализа являются свойства мышления, высвечивающиеся в ходе анализа собственной деятельности. Данный процесс позволяет учителю видеть сложную динамику профессионального развития, более того воздействовать на конечные результаты.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработке потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К. Селевко, составляет потребность, направленность, Я-концепция. Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов измерений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами или выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого [13, с. 66].

С предложенных позиций самоанализ можно рассматривать как переосмысление учителем своей деятельности. Этот процесс отражает проблемно-конфликтные ситуации и порождает действенное отношение педагога как целостного “Я” к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, социокультурному отражению. Следовательно, анализ собственной деятельности ориентирован на усвоение социального опыта и осуществляется посредством развития внутреннего мира педагога, в котором выражается отношение к тому, что он делает и что происходит вокруг него.

Рассматривая процесс самоанализа, мы исходили из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С. Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом [13].

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установления причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и причин служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие мы выделяем как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия [13, с. 67].

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которого учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования. Иными словами самодиагностика рассматривается как инструмент по выявлению и установлению причинно-следственных связей. В этом случае учителю как минимум необходимо обладать определенной степенью репрезентативностью в деятельности других людей и тем самым видеть и сравнивать себя с окружающими.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Успешность развития способности учителя к самоанализу требует организационно-педагогического обеспечения. Это становится возможным благодаря построению такой системы методической работы, которая способна создать мотивационное, информационное, диагностическое, координационное, психологическое обеспечения [13, с. 68].

Способность учителя к анализу собственной деятельности формируется в двух формах: предметного сознания и самосознания. Поэтому методическая работа направлена на получение педагогами знаний проведения анализа профессиональной деятельности и обеспечение процесса самопознания.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменения условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. Важность данного утверждения заключается в том, что в ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу [13, с. 68].

Всестороннее развитие учителя, формирование его отношения к совершенствованию профессиональной деятельности происходит в ходе общения и педагогической практики, которые обеспечивают появления рефлексивного сознания. Это связано с тем, что природа самоанализа основана на отражении образовательной деятельности, благодаря чему можно рассматривать педагога как субъекта, осознающего свои действия, и как объекта, осуществляющего профессиональную деятельность.

Поэтапное развитие способности учителя к самоанализу обеспечивается единым методическим пространством, которому присущи продуманный механизм взаимодействия, отлаженная система информационных потоков, вариативность форм и содержания работы с педагогами .

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведение консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практические конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Вместе с тем предлагаемая модель требует от организаторов разработки критериальной базы. Для этого необходимо определить основные направления педагогической деятельности. Опорными в развитии способности к самоанализу мы определили следующее: проектировочная, методическая, коммуникативная, информационная, оценочная, организаторская, управленческая деятельности.

Далее исследование выстраивается с позиции зависимости развития способности учителя к самоанализу от уровней сформированностей его компонентов. Полнота исследования позволяет оценить развитие способности учителя к анализу собственной деятельности, дать характеристику уровней по степени применения компонентов самоанализа: самоконтроля, самодиагностики, осознания затруднений и самооценки [13, с. 69].

Согласно характеристиками и критериям оценки выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости (таблица 1)

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

xreferat.com