Работа над самооценкой

Работа над самооценкой

Ряд исследований, проведённых среди профессиональных спортсменов в различных видах спорта, показал существенное влияние, которое оказывает самооценка на результат выступления на ответственных соревнованиях, т. е. на эффективность действия в условиях сильного стресса [2].

Работа над самооценкой — одна из наиболее сложных и длительных. Необходимо сильно хотеть измениться, избавиться от сковывающих привычек и негативной самооценки. Необходимо ежедневно преодолевать себя в крупных вещах и в мелочах. Кто-то пытается пролезть мимо вас без очереди? Вам предстоит визит к стоматологу? Соседи сверху слишком шумят поздно ночью? Необходимо достичь договорённости с неприятным вам человеком? Очень устали, а дел ещё невпроворот? Жизнь постоянно подкидывает нам всевозможные трудности и неприятности разных масштабов. Встречайте их как вызов, как повод доказать самому себе, что вы можете с этим справиться. Вместе с тем в этом вопросе очень легко перегнуть палку. Не стоит намеренно создавать себе трудности, чтобы потом их успешно преодолевать. Помните, что данный вид подготовки является опосредованным и не формирует у вас уверенности в своих боевых возможностях. Подобно тому, как на одной общефизической тренировке не подготовить боксёра, так же и бойца в себе не вырастить на одной общей уверенности в себе.

Самым надёжным является метод повышения самооценки, основанный на накоплении положительного опыта от применения изучаемых навыков. Необходимо регулярно вызывать из памяти случаи своих успешных действий. Для облегчения процесса запоминания можно даже вести дневник своих побед. В этом случае самооценка будет расти вместе с ростом вашего мастерства, отражая ваши реальные возможности.

Однако в такой специфической области, как навыки самообороны, целенаправленное получение положительного опыта реального применения, мягко говоря, проблематично. Не станете же вы специально ходить в места с дурной репутацией, чтобы спровоцировать нападение и опробовать свои возможности в реальной ситуации. Хотя именно к такому экстремальному методу прибегали некоторые известные мастера боевых искусств, такие, например, как Годзо Сиода[84] и Су Дун Чен[85]. Безусловно, для большинства этот путь неприемлем.

Следовательно, необходимо искать замену реальному опыту. Можно запоминать свои мини-победы на тренировках, например, стал получаться тот или иной удар. Помимо этого нехватку реального опыта также можно отчасти компенсировать мысленной репетицией, описанной в главе «Сила мысли». Безусловно, эти методы можно рассматривать лишь как дополнение к чему-то более сильнодействующему.

Одним из основных успешно применяемых методов корректировки самооценки в арсенале спортивных (и не только) психологов является так называемая аффирмация (подтверждение). Данный подход сродни самокодированию и лёг в основу нейролингвистического программирования (см. главу «Сильнее боли»), а также ряда других современных методик личностного развития. Метод аффирмации настолько действенен, что на его основе некоторые представители нью-эйдж[86] философии создали целые учения о достижении успеха вроде «закона притяжения» (Law of Attraction).

Суть метода аффирмации в том, чтобы убедить самого себя. Поскольку наше подсознание не способно обосновывать или сомневаться, оно верит всему, что ему сообщает сознание. Нечто многократно повторённое формирует определённый настрой, а этот настрой, в свою очередь, определяет то, как человек воспринимает окружающую действительность, и то, как он действует. Как сказал Шарль Луи де Монтескьё[87]: «Мы в конце концов начинаем верить тому, что часто слышим». К этому можно добавить, что, согласно исследованиям психологов, повторение срабатывает даже лучше, если мы слышим его от самого себя.

Так, например, люди зачастую осложняют себе жизнь, неосознанно используя отрицательные аффирмации. Если вы будете постоянно твердить себе «я это не смогу» — вы не сможете, будете повторять про себя «я устал» — почувствуете себя обессиленным и т. п. Другим примером является использование метода аффирмации в качестве составной части программы по «промывке мозгов» пленным американцам, которой с успехом занимались китайские специалисты во время войны в Корее. В результате психологической обработки военнопленные начинали выкрикивать антиамериканские лозунги, теряли желание бежать и сопротивляться, давали необходимые показания [3]. Известны даже случаи вступления пленных в коммунистическую партию. В соответствии с одним из методов военнопленных вначале лишали сна и пищи, а затем переводили в лучшие условия содержания, попросив за это лишь исписать десяток-другой листов короткими ключевыми фразами на заданную тему, например: «Моё правительство никчемное и продажное». При письме человек проговаривает про себя то, что пишет, в результате при многократном повторении возникает своеобразный эффект самопрограммирования.

Наиболее эффективные разновидности аффирмации основаны на совмещении самоубеждения и целенаправленных действий. Базовый принцип этого подхода сформулировал ещё древнегреческий философ-стоик Эпиктет: «Вначале скажи себе, кем ты станешь, а затем делай для этого то, что должен».

Далее описывается вариант, разработанный в середине 1970-х и использовавшийся олимпийским чемпионом по стрельбе Дэнни Бэшемом[88], который считает, что именно благодаря этому методу он стал золотым призёром Олимпиады 1976 года и чемпионом мира в 1978 году. Бэшем с успехом применял этот метод и в дальнейшем, перейдя на тренерскую работу.

Аффирмация представляет собой параграф текста, написанного согласно определённому плану утвердительными предложениями от первого лица, начинающимися с «Я». Аффирмация содержит цель, её значимость и план её достижения.

Во-первых, определите цель и запишите её как состоявшийся факт. Например, вы хотите освоить удар коленом. В этом случае необходимо записать «Я наношу взрывной и точный удар коленом».

Важным моментом является запрет на использование в тексте аффирмации негативных формулировок. Например, вместо «Я никогда не сдаюсь» нужно использовать «Я всегда побеждаю», вместо «Я не промахиваюсь» — «Я попадаю точно» и т. п. Дело в том, что, как показывают исследования, мозг в ходе восприятия такого утверждения зачастую отсеивает отрицательную частицу «не», в результате чего смысл аффирмации меняется на противоположный. Как следствие, вместо того чтобы искоренять недостаток, человек начинает его усугублять.

Кроме того, нельзя использовать слова «попытаюсь», «постараюсь», поскольку в них проявляется неуверенность в исходе [4]. Их следует заменить на «Я сделаю всё, что в моих силах».

Во-вторых, установите срок достижения этой цели в виде конкретной даты (день, месяц, год). Эту дату напишите перед формулировкой цели.

В-третьих, опишите значимость этой цели. Для рассматриваемого примера можете написать: «Я чувствую себя уверенным и более вооружённым, расширив свои навыки самообороны».

В-четвёртых, сформулируйте план по достижению этой цели. Например: «Я на каждой тренировке отрабатываю удар коленом. Я каждый день наношу по мешку 50 ударов коленом. Я анализирую свои действия и выявляю то, что я делаю правильно. Я регистрирую свой прогресс в освоении удара коленом. Я читаю это утверждение каждый день и представляю себе результат».

В-пятых, закончите текст, ещё раз сформулировав цель и свои положительные эмоции от её достижения: «Я рад тому, что могу наносить взрывной и точный удар коленом».

Итоговый текст будет выглядеть следующим образом.

«Дата достижения цели. Я наношу взрывной и точный удар коленом. Я чувствую себя уверенным и более вооружённым, расширив свои навыки самообороны. Я на каждой тренировке отрабатываю удар коленом. Я каждый день наношу по мешку 50 ударов коленом. Я анализирую свои действия и выявляю то, что я делаю правильно. Я регистрирую свой прогресс в освоении удара коленом. Я читаю это утверждение каждый день и представляю себе результат. Я рад тому, что могу наносить взрывной и точный удар коленом».

Аффирмация должна быть как можно более краткой и в то же время яркой и образной, такой, которая подходит вам лично, т. е. вызывает у вас наибольший эмоциональный отклик.

Пять карточек с текстом аффирмации разместите в тех местах, которые вы часто посещаете в течение дня, например, у зеркала в коридоре, в виде закладки в книгу, у компьютерного монитора, на рабочем столе, на холодильнике и т. п. Эти места называются ключевыми. Подойдя к ключевому месту, необходимо прочесть текст и представить себе запланированный результат. При этом необходимо испытывать положительные эмоции.

Нужно действовать по такой схеме 21 день, далее сделать перерыв в 9 дней, после этого, если цель ещё не достигнута, можно либо вернуться к прежнему утверждению, либо модифицировать его. Очевидно, что девятидневная пауза касается только самого метода аффирмации, отработку навыков прекращать не нужно.

Возможно, изложенное на первый взгляд кажется несколько наивным и неубедительным, однако данный метод работает и с успехом используется спортивными психологами уже более трёх десятков лет.

psy.wikireading.ru

Заниженная самооценка — что делать с ней? Работа над самооценкой

Под самооценкой понимают отношение человека к самому себе. Оно может быть положительным или отрицательным. Также зависит от того, уверены мы в себе или нет, слабы или сильны в эмоциональном, моральном плане.

Если человек не относится к себе с уважением, не любит себя, не уверен, что сможет достичь каких-либо высот в жизни и исполнить мечту, то так зачастую и происходит. Каждый должен твердо знать, что заслуживает быть счастливым и только он сам может помочь себе в достижении радости, позитива.

Недостаточно иметь высокие жизненные цели и стремления, гораздо важнее оценивать свои силы правильно, владеть хорошей самооценкой, верить в себя, уважать, ценить свой выбор и жизненные ценности, уметь их защищать.

Не зря говорят, что самый трудный бой – это бой с самим собой. Чтобы прийти к чему-то стоящему в нашей жизни, нужно часто преодолевать какие-то негативные стороны характера, находить душевные силы там, где их, казалось бы, уже не осталось. И конечно, постоянно работать над собой, над своей самооценкой.

Заниженная самооценка – беспричинное плохое отношение к себе, обвинение себя всегда и во всем, поиск недостатков в себе. Но многие сильно заблуждаются, видя причину всех бед и жизненных неурядиц в своих неправильных действиях.

Заниженная самооценка может проявляться:

  1. В отрицательном отношении к себе самому, даже в ненависти к себе;
  2. В чувстве глубокой неуверенности;
  3. В чувстве уязвимости, душевной слабости, невозможности защитить себя, свои действия и чувства.
  4. Те, кто склонны занижать самооценку, очень часто не способны признать то хорошее, чем обладают, акцентируя внимание при этом на недостатках, виня себя во всех неудачах. Им присуще вешать на себя ярлык: «Я плохой!», «Я неудачник!» и т.д. Это совсем неправильно потому, что такое восприятие себя и своего мира действительно уже ни к чему хорошему не приведет. Чем больше люди с заниженной самооценкой повторяют такие фразы, тем больше убеждают себя и Вселенную в этом. И поменять отношение к себе уже без помощи квалифицированного психолога порой невозможно.

    Заниженная самооценка: способы повышения

    Бороться с заниженной самооценкой можно и, безусловно, нужно. Специалисты советуют взять листок бумаги и разделить его карандашом на две части.

    В левой колонке нужно написать все имена, слова с отрицательной окраской значения, которыми вас когда-то называли или окликали окружающие и те ярлыки, которые вы склонны вешать на себя.

    В правой колонке напротив каждого негативного слова впишите позитивный антоним, хорошее слово, имеющее отношение к тому, как бы вы хотели себя охарактеризовать. И постарайтесь обосновать свой выбор.

    Возможно, с ходу вы эту работу не выполните, но это не так важно. Главное – отнестись к заданию искренне и довести его до конца. Только в этом случае вы сможете ощутить прилив энергии и уверенности в себе.

    На момент работы над собой, своей самооценкой желательно ограничить круг общения, окружив себя людьми, которые поддерживают вас и вселяют уверенность и позитив. От тех, кто влияет на вас отрицательно, подрывает ваши душевные и эмоциональные силы, лучше держаться подальше.

    Но такие личности тоже иногда нужны. Например, для того чтобы понаблюдать за своей реакцией, когда ваша самооценка уже достигнет того уровня, когда ее не сможет сломить одно неосторожное слово. Иначе говоря, для тренировок с целью понять, уязвимы вы еще или нет при взаимодействии с людьми.

    Важно при этом контролировать поток такого общения, чтобы негатив, исходящий от окружающих, не разросся до таких размеров, что его нельзя будет остановить, и это принесет моральные страдания человеку с неокрепшей самооценкой.

    Чтобы приобрести «иммунитет» к окружающему нас негативу и суметь защититься от недоброй критики, важно:

  5. уметь управлять самооценкой, вовремя прекращать самобичевание, саморазрушение;
  6. уметь обходить отрицательные моменты, которые влекут за собой занижение самооценки;
  7. работать над формированием сильной и позитивной самооценки, которая не будет зависеть от внешних обстоятельств.
  8. Работайте, совершенствуйтесь, учитесь лавировать в нашем непростом мире!

    world-light.ru

    Работа над самооценкой

    Каждый из нас когда-нибудь говорил себе: «Ну вот, наступит понедельник, я встану на полтора часа раньше, сделаю зарядку утром, одену спортивный костюм и пробегу пару километров по райончику, а потом — контрастный душ, сварю себе кофе на медленном огне и без суеты позавтракаю!».

    И вот, наступил заветный понедельник. Будильник, как ему и положено, прозвенел на полтора часа раньше. Ты нехотя встаёшь, смотришь в окно, а там холодное, промозглое октябрьское утро, туман и холод. Моросит дождик. Ты начинаешь ненавидеть себя за данное обещание. Но ты мужик или где?

    Идёшь в ванну, умываешься, начинаешь разминать затёкшие чресла, отжиматься и качать пресс. Ищешь в шкафу спортивный костюм, смахиваешь с него сантиметровый слой пыли, влезаешь в старые кроссовки и выходишь на улицу. Вдыхаешь свежий утренний воздух в лёгкие. Побежал.

    Придя домой, потный и уставший, на ходу раздеваешься и влетаешь в душ. Но он должен быть контрастным! Ненавидишь себя ещё больше, но делать нечего.

    И вот, после душа, вытираясь сухим, хрустящим полотенцем, ты не спеша топаешь на кухню. Усталость ушла куда-то, а вместо неё пришла свежесть и бодрость, которой раньше никогда не было. В теле приятно гудит. Нарочито медленно поглощаешь яичницу, запивая её вкусным крепким кофе. Неторопливо влезаешь в костюм и выходишь из дому.

    Приятный гудёж в теле остаётся на весь день, с утра бодрость, которой никогда не было, и огонь в глазах. Чувствуешь себя великолепно и феерично.

    Теперь посмотрим, как это происходит на самом деле.

    Ты встанешь, установишь будильник на полтора часа позже и ляжешь спать дальше. Проснёшься злым и не выспавшимся. Полетишь в туалет и будешь там срать, чистить зубы и бриться одновременно, а после – на кухню, где съешь три сухих бутерброда, и, опаздывая, понесёшься на работу, а в офисе будешь весь день ждать, пока этот день закончится.

    Самооценку можно сравнить с кирпичным домом, где кирпичики – выполненные тобой цели. Это только твой дом. Вся ответственность за него лежит только на тебе. Ты можешь забить на него большой болт, и тогда строительство приостановится на неопределённый срок, домик обветшает, там поселятся бомжи, и подростки будут устраивать там посиделки. Ты же зарастёшь бородой, начнёшь играть в онлайн-игры, застрянешь на своей должности, появится животик, мышцы станут дряхлыми. В сорок лет ты будешь весить 120 кг при росте 180 см, и огромная шишка геморроя в придачу. Через десять лет появится подагра и плюс десять кг веса. А ещё через десять сердце не выдержит такой нагрузки, у тебя случится сердечный приступ, и ты умрёшь: толстый и больной.

    А можно каждый день строить его всё выше и выше, закладывать всё больше и больше кирпичей. Тогда он будет расти и расти, а ты будешь расти в глазах окружающих, девочки будут уже знакомиться с тобой сами, ведь они такие вещи очень хорошо чувствуют, мужчины пониже рангом начнут тебя уважать и побаиваться, а мужчины повыше – относиться как к равному. С каждым годом твои достижения будут становится всё глобальнее и глобальнее. Твоё тело тоже изменится: спина выпрямится, исчезнут всякие мелкие телодвижения, двигаться станешь медленно и плавно.

    Заведи дневник, и вечером записывай туда то, что тебе необходимо сделать завтра, а на следующий день ставь плюсики и минусики около выполненных и невыполненных целей соответственно. И пиши, что чувствовал при этом.

    А в конце каждого года подводи итоги: выбери какие-то свои количественные показатели (сколько бегаешь, сколько зарабатываешь, сколько жмёшь лёжа, сколько книг в неделю читаешь и т.д.) и удваивай их с каждым годом. То есть если ты зарабатываешь четыре штуки в 2012 году, то в 2013 ты должен зарабатывать 8 штук.

    Важно понять одну вещь: самооценка строится на том, что ты сделал, а не на том, что бы ты мог сделать. Так что начинай. Заводи дневник и записывай туда свои цели. Начинай с понедельника.

    www.pickup.by

    Читать онлайн «1941-Работа над ошибками» автора Байбаков Иван Петрович — RuLit — Страница 1

    Байбаков Иван Петрович

    Сергей Иванович очнулся от боли в голове. Кровь стучала в висках, дышалось с трудом. И еще почему-то было очень жарко. Он тяжело заворочался, готовясь к привычной боли во всем теле при вставании, но тело слушалось неожиданно легко. Открыв глаза, Сергей Иванович с изумлением огляделся вокруг.

    Еще вчера, холодным ноябрьским вечером 2014 года, он заснул у себя — в однокомнатной клетушке на окраине Москвы — после очередной жаркой дискуссии на одном из форумов о Великой Отечественной Войне. Обсуждали начало войны, Белостокский котел, долго и упорно спорили о том, как бы оно было, если бы было по-другому. Сергей настаивал на том, что командование Западного Особого Военного Округа, суматошными и бестолковыми метаниями войск по Белостокскому выступу для контрудара под Гродно, раздергало соединения 3-й и 10-й армий, и это не позволило войскам построить оборону. Ну и много чего еще вчера обсуждали. И традиционные «причины неудач на первом этапе войны», и технику, вооружение, и т.д., и т.п. Засыпая, Сергей все прокручивал в голове мысли о той войне.

    А сейчас вокруг него было жаркое лето, пыльный проселок возле небольшой речушки, и трупы в форме красноармейцев вокруг. И его тело, тоже в красноармейской форме. Стоп, его тело в красноармейской форме?! Но это вовсе не его тело! Его — старое, израненное, тело 68 летнего военного пенсионера — осталось там, в далеком теперь 2014 году, а взамен он получил это — молодое и относительно здоровое тело в форме командира Красной армии, с двумя лейтенантскими «кубарями» в петлицах.

    www.rulit.me

    Самооценка: понятие, виды и способы регулирования

    Вопрос, что такое самооценка, какой она бывает и как повысить её низкий уровень, волнует многих людей. Важно разобраться в них и помочь себе в процессе самореализации в жизни.

    В мировой психологии понятие самооценки личности играет одну из ведущих ролей при объяснении причин успешности и неуспешности человека, его способности к самореализации в личной жизни, карьере и обществе.

    То, как человек смотрит на себя, воспринимает собственное «Я», действует в соответствии со своими возможностями, духовными и физическими силами, влияет на его жизнь и восприятие его окружающими.

    Что такое самооценка и её роль в жизни личности ^

    В учебниках и научно-популярных книгах даётся разное определение самооценки. Однако почти все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что самооценка – это способность личности проводить оценивание самоё себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими.

    Психологи считают, что разный уровень самооценки напрямую влияет на поведение человека. Именно он становится регулятором его поступков. От него зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих его людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.

    Данное понятие в психологии связывается с уровнем личных притязаний и реальными возможностями. Если происходит значительное расхождение между этими показателями, человек совершает неадекватные действия, непредсказуемые поступки, его поведение вызывает тревогу и отрицательную оценку у окружающих.

    Как происходит формирование ^

    Формирование самооценки происходит вместе с становлением личности, то есть с детства. Ведущую роль в этом процессе играет мнение окружающих и личные достижения человека.

    Значительное место в жизни детей и подростков занимает познание. Ребёнок приобретает знания о мире, открывает для себя новые стороны жизни и человеческих взаимоотношений.

    В результате сложных физиологических и психологических процессов у него вырабатывается способность анализировать свои поступки и совершать или не совершать определённые действия.

    В период взросления детям требуется помощь взрослых людей. Здесь основную роль играет опыт и знания педагогов и психологов, чья работа состоит в том, чтобы как можно раньше начать формировать у ребёнка адекватную самооценку.

    Если своевременно не помочь ему, не направить его по правильному пути, может произойти деформация личности, и такой человек станет представлять опасность для общества.

    По-мнению Натаниэль Брандер, автора книги «Как повысить самооценку», данного качества у человека не может быть слишком много. Самооценки либо достаточно, либо недостаточно.

    Определяя критерии, по которым расценивается уровень самооценки, нельзя апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо». Психологи склоняются к созданию более развёрнутой картины, выделяя:

    • актуальную (по достигнутым результатам);
    • парциальную (по достижениям в конкретном виде деятельности);
    • потенциальную (по способностям и врождённым задаткам) самооценку.
    • Последний вид связывают с уровнем притязаний личности.

      Наиболее распространённым является следующее видовое определение самооценки:

      Каждый вид характеризуется своими особенностями.

      Неадекватная низкая самооценка бывает у чрезмерно критично относящихся к себе людей. У большинства из них она формируется в детстве и сопровождает индивида всю жизнь.

      Когда родители, ближайшие родственники или педагоги в детском саду и школе внушают ребёнку, что он ни на что не годится, называют его бездарем, неумехой и т.п., они порождают в нём неуверенность в себе. При этом воспитывается личность, не способная принимать самостоятельные решения, лишённая инициативности и ответственности.

      Проблема заниженной самооценки чревата неправильным развитием самосознания. Если даже человек обладает высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, уничижительное мнение о самом себе может привести к нереализованности и многочисленным комплексам неполноценности.

      Выйдя из периода детства, такие люди сталкиваются с массой неразрешимых проблем. Забывая о том, что «на ошибках учатся», «отрицательный результат – тоже результат», они слишком серьёзно относятся к поражениям.

      Если это продолжается длительное время, человек начинает чувствовать себя угнетённо, может впасть в депрессию, пристраститься к алкоголю или наркотикам.

      Адекватная, или правильная, самооценка – это способность человека реально и объективно оценивать собственные возможности и внутренний потенциал.

      Она позволяет относится к себе с оптимальной степенью критичности, которая не вредит самореализации и восприятию личности окружающими людьми.

      Если индивид обладает такой самооценкой, он достигает успеха в жизни, карьере, личных взаимоотношениях. Она сопровождается формированием таких качеств, как инициативность, адаптированность к любым условиям, внутреннее равновесие, предприимчивость.

      Такая самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного решить любую проблему.

      Как извиниться перед мамой? Полезные советы здесь.

      О том, как не ругаться с мужем, читай в нашей статье.

      Высокомерные люди с признаками нарциссизма бывают всегда о себе высокого мнения. Часто их позиция расходится с восприятием их окружающими. Это несоответствие свидетельствует о завышенной самооценке.

      Психологи выделяют 2 типа поведения таких личностей:

    • Первые стремятся к успеху и не сосредотачиваются на трудностях, которые сопровождают его на этом пути.
    • Другие, наоборот, стремятся любыми способами избежать проблем, неудач, риска. Они проявляют предельную осторожность и рождённые внутри них страхи сами порождают препятствия и тревоги.
    • Параметры диагностики ^

      В практической психологии разработано немало методик, позволяющих диагностировать самооценку. Большинство исследований проводятся по общим параметрам:

    • компетентность;
    • принятие себя;
    • реакция на обратную связь;
    • чувство вины;
    • оптимизм;
    • внутренний диалог;
    • самодостаточность.

    Для каждого компонента разработаны вопросы. Ответив на них и проанализировав результаты, человек может определить, какая у него самооценка.

    С точки зрения глубокого исследования личности интересна методика Дембо-Рубинштейн. Её авторы предлагают определять уровень самооценки, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность.

    Уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументация самооценки – параметры, по которым проводится анализ личности по методике А.И.Липкиной «Три оценки».

    Выполнив известный тест «Оцени себя сам», можно определить адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной самооценкой обладает человека.

    Уровень притязаний и самовосприятие ^

    Важную роль в определении характера самооценки играет выявление уровня притязаний личности. Человек думает, мечтает, планирует что-либо совершить.

    Если при этом он выдвигает нереалистичные, несбыточные притязания, которые связаны с завышенной самооценкой, то его мечтаниям не суждено сбыться, он терпит поражение, разочарование, испытывает отрицательные эмоции.

    Следует отметить, что уровень притязаний зависит от общекультурных, национальных, социальных и индивидуальных представлений, по которым строится система оценок.

    Известно, что эти показатели меняются с течением времени. Большинство людей принимают реакцию окружающих на себя и проходят с ней всю жизнь. Но правильно ли называть соотнесённость личностной оценки с внешними обстоятельствами настоящей, реальной самооценкой индивида?

    У. Джемсом была выведена формула: Cамооценка = Успех / Уровень притязания. По ней получается, что повысить самооценку возможно двумя путями: стать более успешным или понизить уровень собственных притязаний.

    Можно ли поднять самооценку и повысить уверенность в себе ^

    Каждый человек способен регулировать собственное оценивание себя. Люди с заниженной самооценкой могут выполнять упражнения на повышение её уровня, чтобы достичь значимых результатов в жизни:

    1. «Перо и чернила». На небольшом листе бумаги записывают положительные, выдающиеся качества собственного характера, которые получают хорошую оценку у окружающих. Сложенный в несколько раз листок кладут в самое удобное место, откуда его быстро можно извлечь. В моменты сомнений надо достать бумагу, развернуть и прочитать о себе. Так подсознательно проходит работа над собой и создание внутренней уверенности.
    2. «Журнал успеха». Важно записывать, что хорошего получилось сделать за день, чтобы лечь спать с уверенностью на завтрашний день. Привычка доверять бумаге свои победы значительно повышает самооценку.
    3. «Аффирмации» — предложения утвердительного характера, способствующие развить в человеке уверенность в собственных силах. Например, существуют аффирмации на деньги, на карьеру: «Я знаю, что я лучший кандидат на эту должность», «Я достоин большей зарплаты, потому что я хорошо справляюсь с работой» и др.
    4. «Планы и свершения». Прежде, чем что-то совершить, надо составить определённый план действий. Это поможет не распыляться на пустяки, сосредоточиться на главном и достичь успеха. А это повышает самооценку.

    Психологи дают разные рекомендации по регулированию самооценки. Исходя из своей индивидуальности, человек выбирает то, что подходит ему в большей степени.

    Видео: Как Повысить Самооценку? Что Такое Самооценка Личности?

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

    gopsy.ru

    Иван Байбаков — 1941-Работа над ошибками

    Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

    Описание книги «1941-Работа над ошибками»

    Описание и краткое содержание «1941-Работа над ошибками» читать бесплатно онлайн.

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Выкладываю первую книгу целиком, с учетом Ваших комментариев.

    1941-Работа над ошибками Книга 1

    (Малой кровью, на своей территории)

    — Ну, вот вам и здравствуйте. — Это что же, выходит, я на эту войну попал? И могу не в разговорах, а в реальности — вот здесь и сейчас — попытаться исправить то, что хотел исправить в той, прошлой жизни? И проваливаясь в забытье от вдруг накатившей слабости, Сергей Иванович успел подумать — «Ну вот — сбылась мечта идиота».

    Сергею Ивановичу Иванову, 1946 года рождения, стать военным было, что называется, «на роду написано». Его родители оба были военными, отец командир танковой роты, мама военный врач, встретились на войне, потом вместе служили и защищали Родину там, где это было Родине нужно. Вместе и погибли при подавлении контрреволюционного переворота в Венгрии в 1956 году — мама погибла при нападении озверевших «сторонников демократизации» на военный госпиталь в период, когда войскам была дана команда «не поддаваться на провокации, огня не открывать», отец чуть позже сгорел в танке при штурме Будапешта. Десятилетнего Сергея переправили в Союз, и определили в суворовское военное училище, а после него Сергей поступил в Московское высшее военное командное училище, где готовили офицеров мотострелковых войск. Окончив его в 1967 году, Сергей Иванов долго служил Родине, помотался по миру, воевал и учил воевать «братские народы». Египет, Йемен, Сирия, Мозамбик, Ангола, Эфиопия. А потом Афганистан — все десять лет, с 1979 по 1989. Причем не в штабах и на теплых местах, куда попасть можно было на год-два-три и по большому блату, а в самых горячих и опасных местах, служить и воевать в которых, желающих было немного. Много ранений, несколько тяжелых. Боевые награды, но выше должности командира отдельного десантно-штурмового батальона и звания подполковник не поднялся, поскольку не прогибался под начальство и говорил, что думает. Спутницу жизни при такой службе не встретил, детей не завел. Дослужил до распада Союза, потом армию начали «реформировать» и Сергея уволили на пенсию. Дали маленькую квартирку в пригороде Москвы, мизерную пенсию, и Родина посчитала, что сделала для Сергея Ивановича Иванова все, что должна. Правда, к тому времени и Родины, которой служил и за которую воевал Сергей Иванович, уже не было. Пытался преподавать военное дело в школах и на военных кафедрах институтов, но ясно видел, что это не нужно ни тем, кого учил, ни государству, для которого учил. В последние годы вместе с несколькими такими же, как и он сам, ветеранами старой школы, организовали военно-патриотический клуб, возились с подростками, пытаясь воспитать их мужчинами и патриотами России, а не «общечеловеками» — с правами, но без обязанностей. И для души, в минуты отдыха — История Второй мировой, форумы в Интернете по ее событиям и вариантам, общение с единомышленниками и споры с оппонентами. А еще, помимо исторической и документальной литературы о той войне, увлечение литературой в жанре альтернативной истории. И вот, читая и осмысливая как факты, так и альтернативные версии событий Великой отечественной, Сергей Иванович в последнее время все чаще задумывался — а что бы он сам сделал тогда, в июне сорок первого — чтобы изменить ход войны, уменьшить трагедию разгрома Красной армии. И все чаще ему хотелось попасть туда, в то тяжелое, но светлое и честное время, когда люди его страны строили для себя и своих потомков светлое будущее, мечтали о новой жизни и своими руками создавали эту жизнь. Когда Советский народ — весь советский народ, единый народ единой страны, не жалея себя защищал свою общую Родину от врага. Теперь, похоже, его мечты обрели материальность, и у Сергея Ивановича появился шанс.

    Вновь очнувшись, Сергей (в связи с резким омоложением отбросивший Отчество) почувствовал себя гораздо лучше, и осмотрелся внимательнее. Судя по положению солнца, было раннее утро. Он находился в небольшом и не очень густом кустарнике, на границе перелеска и большого луга, по которому проселочная дорога изгибалась к протекающей рядом речке с небольшим деревянным мостом. До дороги было метров 50, и она была усеяна трупами. Очевидно, маршевую колонну пехоты накрыла авиация. Солдаты ринулись от бомбежки в лес, но добежать, судя по количеству трупов, успели немногие. Сам Сергей, судя по боли в голове в момент прихода в себя, получил контузию от взрыва авиабомбы. Потом выжившие остатки взвода ушли, сочтя мертвым и своего командира.

    — А может, он уже и был мертвым, или умирал, пока я не «подселился», — Подумал Сергей. Вот и последствия «его» контузии я с каждой минутой ощущаю все меньше.

    — Кстати, а кто я? Из нагрудного кармана гимнастерки Сергей достал документы на имя Иванова Сергея Николаевича, 1913 года рождения. Командира стрелкового взвода стрелковой роты 239-го стрелкового полка 27-й стрелковой Омской дважды Краснознамённой дивизии имени Итальянского пролетариата. Сергей помнил, что 22 июня 1941 года части дивизии находились на границе в районе Августова, Граево, Сухово. Там дивизия приняла первый бой с 256-й и 162-й пехотными дивизиями вермахта. Дивизия вступила в бой разрозненно, её части сражались изолированно друг от друга, без единого управления, взаимодействия и связи. Основная часть дивизии была вынуждена без боя под угрозой окружения отступать в направлении реки Бобр, где заняла рубеж обороны, который был прорван вечером того же дня. На 23 июня 41 года дивизия прикрывала район Сокулка, часть её подразделений сделала неудачную попытку отбить Домброво. 24 июня дивизия, в которой уже насчитывалось около 60 % состава, получила приказ на контрнаступление. На 25 июня 41 года дивизия заняла рубеж на реке Свислочь, получив приказ «стоять и сражаться насмерть», прикрывая отходившие части армии, где и была уничтожена. Вот, скорее всего, во время беспорядочного отступления подразделений дивизии от границы, его взвод в составе отступающей ротной колонны и попал под бомбежку.

    — Повезло, что фамилия и имя совпали, — порадовался Сергей. — Проще будет адаптироваться к окружающей обстановке. Теперь выяснить бы, где я конкретно, и какое сегодня число?

    Увы, с этим были проблемы. Планшета с картой у него не было, спросить не у кого.

    — Ладно, пока это оставим, надо вооружаться и двигать отсюда.

    Лежавший у него в кобуре ТТ (Тульский, Токарева, обр. 1933г.) Сергей за серьезное оружие не считал, но и брать «мосинку» (7,62 мм винтовку образца 1891/1930гг., конструктора Мосина), которыми были вооружены убитые бойцы, не хотел. Да, надежная и безотказная в любых условиях, большая живучесть ствола и затвора, хорошая баллистика и высокая мощность патрона. Знаменитая винтовка, прошедшая три войны, и модернизацию только через 40 лет, что говорит о совершенстве изначального варианта. Но — тяжелая, с длинным и крайне устаревшим игольчатым штыком, крепящимся на стволе, а не на ложе. И совершенно не подходящая для неожиданных, скоротечных схваток, возможно, предстоящих Сергею при блуждании в поисках советских войск.

    www.libfox.ru

    Низкая самооценка, к сожалению, сегодня встречается часто. Вследствие того, что человек не в состоянии адекватно произвести оценивание собственных качеств, имеющегося потенциала и себя, он неспособен и не старается чего-то добиться в жизни. Именно в этом и кроется основная опасность низкой самооценки. Она может обладать стабильностью или быть плавающей.

    Стабильная низкая самооценка не зависит от обстоятельств, а плавающая имеет зависимость от ситуации или настроения субъекта. Люди с низкой самооценкой часто не могут понять, почему социум относится с пренебрежением к ним, окружающие совсем не доброжелательны в общении, где искать причины такому отношению.

    Причины низкой самооценки

    Психологическая проблема низкой самооценки зачастую встречается в современном обществе. Она порой способна серьезно отравить человеку жизнь, а если к ней подключаются еще несколько негативных проявлений личности, то человек просто разочаруется в жизни и людях полностью.

    Низкая самооценка и ее причины идут родом из детства или вследствие ряда определенных событий, из-за которых человек утратил веру в себя. Важным фактором, который обуславливает возникновение ощущения чувства вины в детском возрасте, является заниженная самооценка родителей. Это больше относится к женщине. Ведь с момента рождения, малыш практически безраздельно владеет ее вниманием. Так как многие взрослые воздействуют на детей, руководствуясь ложными убеждениями, ценностями, воззрениями и принципами, то все это обязательно передается малышам посредством поведения и реакций. В тех случаях, когда родители видят себя неполноценными или зависимыми от других, то дети ощущают себя недостойными, вследствие чего оказываются неспособными преодолевать трудности и справляться с проблемами. По сути, ошибочные взгляды родителей делаются «фактами» опыта детей.

    Низкая самооценка, лень, страх, являются тремя так называемыми китами, на которых базируется неуспешность и неудовлетворенность жизнью. Когда рождается малыш, размер его мозга приблизительно составляет 12% мозга взрослой личности. К полутора годам – 50%, а в пять лет размер детского мозга всего на 20% меньше мозга взрослой личности. Данный орган является наиболее быстро растущим. В течение периода роста мозг ребенка приобретает основные впечатления, помогающие сформировать модель дальнейшего поведения. Следовательно, если в этот период один или оба родителя имеют низкую самооценку, то она легко перенимается впечатлительным сознанием малыша.

    Все начинается с первой ошибки, когда родители начинаю называть малыша плохим. Ребенок не может понять, что данная характеристика относится к его поведению, а не описывает его личностные качества.

    Низкая самооценка далее продолжает развиваться вследствие сравнения своего ребенка с другими. Родители часто сопоставляют малыша со старшими детьми или, что еще хуже, с кем-нибудь не из семьи. В результате чего у ребенка чувство своей неполноценности и низкая самооценка, находящаяся еще в зародышевом состоянии, начинает расти и крепнуть. Вследствие этого малыш сравнивает себя с детьми аналогичного возраста, которые всем нравятся, ими восхищаются, и принимается страдать от собственных воображаемых дефектов. Малыш начинает верить, что другие одарены большим умом, уверенностью, силой и пользуются большей популярностью. Следствием этого является разрушительное чувство собственной неполноценности. Родители должны смягчать критику и не ущемлять ребенка как личность. Критика должна быть направлена на неправильные поступки и ошибочные действия малыша, а не на него лично.

    Низкая самооценка и причины ее вытекают из еще одной ошибки родителей – отсутствия понимания и признания индивидуальности своего ребенка. Многие родители уделяют очень мало внимания его чувствам, желаниям и взглядам. Часто от мамы и папы можно слышать такие фразы, как: «что ты можешь понимать» или «я лучше знаю что делать» и т.д. Родители воспринимают несогласие детей в качестве личного оскорбления либо в качестве проявления неуважения к себе. Подобное родительское поведение определяется их низкой самооценкой и выражается в потребности быть всегда правым.

    Многие взрослые пытаются жить опосредованно через своих чад. Они считают, что дети должны получить все, к чему ранее стремились сами. Поэтому они подталкивают детей к целям, не считаясь с их потенциалом. Они мечтают воплотить свои нереализованные надежды и желания посредством детей.

    Проблемы низкой самооценки нередко напрямую зависят от внешности индивида. Множество детей сталкивается с трудностями физического, интеллектуального и эмоционального характера вследствие собственной особенной, ненормальной или необычной внешности, которая не соответствует мифическим канонам привлекательности. Они убеждают себя в том, что слишком толстые, высокие, медлительные и т.п. Такие убеждения приводят к развитию глубокого чувства неполноценности, трудно преодолеваемому в дальнейшем.

    Многие родители очень высоко оценивают материальное благосостояние. Ребенок перенимает такое отношение к жизни при этом, отождествляя себя с этими ценностями. Впоследствии, нередко, он заключает брак ради денег. Постепенно материализм рушит в ребенке восприятие личного достоинства, втягивая его в бесконечную погоню за богатством и компенсируя этим чувство неполноценности.

    Чересчур властные, чрезмерно заботливые или всегда потакающие родители превращают детей в эмоциональных инвалидов. Лишенные побуждений принимать жизненные обстоятельства с уверенностью, достоинством и твердостью, они медлят и движутся по течению, выбирая путь наименьшего сопротивления. Полное отсутствие уверенности в личных силах или ее недостаток порождает чувство неполноценности, что ведет к формированию низкой самооценки.

    Существует множество факторов, вызывающих проблемы низкой самооценки, но следующие три считаются наиболее важными. Первым фактором является ряд пораженческих воззрений, убеждений, принципов и ценностей, позаимствованных у родителей. Вторым фактором является характерный для личности набор собственных промахов, неудач и ошибок, приобретенный еще в школьные годы вследствие ложных, неверных представлений и понятий педагогов. Третий фактор – негативное, чрезмерно религиозное воспитание с акцентом на ощущении чувства вины и неполноценности.

    Признаки низкой самооценки

    Каждый индивид уникален, однако люди с низкой самооценкой обладают несколькими общими признаками. Индивиды с неадекватным оцениванием себя реагируют на аналогичные раздражители схожим образом.

    Люди с низкой самооценкой имеют следующие признаки: нерешительность, притворство, увиливание от похвалы, повышенная бдительность, сложность находиться в настоящем, легко сдается и идет на уступки, униженно просит, не определяет высоких целей, непрерывно сравнивает себя, запрещает себе искренне радоваться.

    Нерешительность выражается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора вгоняет в ступор субъекта с низкой самооценкой вследствие того, что он боится последствий в случае неправильности принятого решения. Притворство проявляется в страхе явить себя окружающим таким, каким есть на самом деле. Увиливание от похвалы заключается в пылком объяснении во всех подробностях, почему они не заслуживают похвалы. Часто уклонение от одобрения ведет за собой подозрение в неискренности произносящего похвалу. Люди начинают думать, что их не за что хвалить, следовательно, значит над ними просто издеваются. Повышенная бдительность выражается в замечании всего, что делают (жесты, мимику и др.) и говорят окружающие. Таким образом, люди с заниженной самооценкой собирают доказательства того, что их не любят. Сложность находиться в настоящем заключается в устойчивых сожалениях о пережитом прошлом и страхах за новое будущее, что не позволяет индивиду комфортно пребывать в настоящем моменте.

    Человек с низкой самооценкой обладает уверенностью, что постоянно неправ и обязательно проиграет, поэтому он легко сдается и идет на уступки при этом, никогда не защищая себя. Убежденность личности, склонной к занижению самооценке, в неполноценности, в том, что его судьба находится в руках окружающих, которые относятся к ней так же, как и он к себе, вынуждает индивида не просить, а умолять других о какой-нибудь помощи. Постановка перед собой только незначительных целей позволяет обезопасить себя в будущем от острого переживания неудачи, разочарования, т.к. человек убежден на все сто процентов, что неудача обязательно случится.

    Личность с низкой самооценкой неизменно сравнивает себя с другими и всегда не в свою пользу. Индивид, склонный неадекватно оценивать собственную личность, запрещает радоваться себе, так как уверен, что недостоин никакого счастья. Также признаки низкой самооценки могут проявляться в межличностных отношениях субъектов и в любом коммуникационном взаимодействии со средой.

    Низкая самооценка – что делать

    Проблемы низкой самооценки являются серьёзной преградой на пути развития, личностного роста и успешности. Она опасна, кроме того тем, что индивид останется нереализованным, еще тем, что ей сопутствуют душевные страдания, переживания чувства страха и вины, ощущения неполноценности. Индивид с низкой самооценкой постепенно отдаляется от мира, что ведет к ощущению себя отвергнутым и никому не нужным.

    Неуверенным в себе личностям характерна телесная и эмоциональная зажатость, стеснительность. Люди неосознанно воспринимают других личностей соответственно их самооценке. Поэтому, если человек сам оценивает себя невысоко, то не следует ждать более высокого «балла» от окружающих.

    Ряд неудач нередко ведет к появлению ситуативной низкой самооценки. Если самооценка понизилась не вследствие влияний определенных обстоятельств, а является стабильным отношением к себе личности, то повысить ее будет не просто, но возможно. Хорошо помогают личностные тренинги и позитивная психотерапия.

    Что делать с низкой самооценкой? Ситуативная низкая самооценка повышается довольно легко – достаточно всего лишь отвлечь индивида от переживаемых негативных обстоятельств, вовлечь в новое начинание или иную ситуацию, в которой успешность вполне реальна. Также при данном виде пониженной самооценки не лишней будет поддержка близких и родных.

    Как бороться с низкой самооценкой, спросите вы. Главное — ваше желание и настойчивость. Попробуйте сделать то, о чём вы давно мечтали, но сделать это вам мешала нелюбовь к себе. Например, отправляйтесь в путешествие, купите то, о чем давно грезили, побалуйте себя любимой пищей, смените имидж, посетите театр или кино, встретьтесь с друзьями. В общем, нужно сделать то, что вы откладывали сделать, вследствие своей нелюбви к себе и потому, что было жалко потратить время и деньги на себя.

    Постарайтесь пересмотреть своё отношение к неуспехам и неудачам. Нужно научиться относиться к ним как к приобретенному опыту, потенциальным возможностям узнать что-нибудь новое, лучше познать окружающих и свои возможности. Это обязательно принесёт положительные плоды и повысит собственную личностную самооценку.

    Низкая самооценка – как бороться

    Личность может все, однако часто у нее на пути достижения поставленных целей стоят лень, страх и низкая самооценка.

    Низкая самооценка еще опасна тем, что нарушает качество жизни личности. Она может проявляться в самых различных сферах жизнедеятельности индивида. Кроме этого, пониженная самооценка личности также может неприятно воздействовать и на ее ближайшее окружение – друзей, коллег, родных и т.д. Поэтому, с этой проблемой следует бороться, однако делать это нужно таким образом, чтобы это не превращалось в войну с собственной личностью. Напротив, индивид должен постараться научиться себя любить и принимать.

    Как бороться с низкой самооценкой? Для начала, прекратите постоянно сравнивать себя с окружением. Кто-то является талантливым художником, а вам дано виртуозно готовить, что абсолютно не под силу другому субъекту. Подумайте о том, что кто-то может просто мечтать об умениях, которые вы выполняете мастерски, однако считаете их ненужными. Нужно начать делать то, что реально интересно и не подавляет. Хобби способно многое рассказать о личности, может помочь найти сподвижников и поддержать беседу. Постарайтесь понять, что вы человек, следовательно, можете совершать ошибки, которые совершает абсолютно все население Земли. Ведь ошибка – это не личная вина, а опыт и возможность научиться чему-то новому.

    Старайтесь объективно оценить собственные достоинства и несовершенства. Возьмите ответственность за собственную жизнь, промахи и успехи на себя. Если что-то пошло не так, то это всегда можно поменять. Акцентируйте свое внимание на личных успехах, достижениях, а не на провалах. Забудьте об обидах, не стоит заострять на них внимание.

    При любом взаимодействии с окружением не нужно зажиматься и думать о том, какое вы произведете впечатление. Лучше сконцентрируйте внимание на собеседнике и на беседе с ним. В этом случае вы точно произведете благоприятное впечатление. Ведь каждый человек любит, чтобы его внимательно слушали.

    Проблемы низкой самооценки сегодня встречаются на каждом шагу, поэтому не впадайте сразу в панику, если заметили за собой неадекватное оценивание собственной личности и своих достоинств. Лучше возьмите волю в кулак и займитесь повышением веры в себя и свой потенциал.

    psihomed.com