Навыки самоконтроля и самооценки

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

1 слайд Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

5 слайд Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые учитель может использовать на уроках.

6 слайд — На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку.

– Как ты работал на уроке?

– За что ты можешь себя похвалить?

– Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

7 слайд Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

8 слайд Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

9 слайд Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

10 слайд Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

11 слайд Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ — ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

? — ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

— — ученик не знает материал и не справляется с заданием;

12 слайд Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

не скупиться на похвалу

хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

За безотметочным обучением будущее

Происходит реальное развитие оценочных умений

Снижается уровень общей и учебной тревожности

Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

infourok.ru

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки

Статья для выступления на педагогическом совете или методическом объединении учителей истории и обществознания.

Содержимое разработки

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки

на уроках истории и обществознания.

учитель истории и обществознания

МБОУ лицей № 90 г. Краснодара

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

С введением ФГОС и системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение и взаимопонимание учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Для себя я определила три этапа формирования самоконтроля и самооценки учащихся.

На 1-ом этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель призван:

познакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся о предстоящем контроле учебного материала: уточнять объем содержания материала, цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную отметку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

На 2-ом этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля — ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Я применяю такие приемы взаимоконтроля: устная взаимопроверка дат и определений понятий, взаимопроверка с одноклассником по парте заданий в рабочей тетради, проведение учебных тестовых работ, викторин, составленных учащимися по итогам изучения главы и т.д.

На 3-ем этапе обучающиеся должны научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Основными задачами учителя на третьем этапе самоконтроля являются:

обучение учащихся алгоритму самооценивания работы;

предоставление учащимся возможности развивать свои навыки самоконтроля по заранее обговоренным критериям.

Встречаясь с новыми пятиклассниками, мы, учителя истории и обществознания, знакомим их с новыми предметами и учебниками. В пятых классах мы работаем по УМК Образовательной системы «Школа 2100». Авторы данной системы разработали технологию оценивания учебных успехов учащихся и поместили в учебники памятку «Как оценить свои учебные достижения?»

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное разноуровневое задание в рабочей тетради или отвечает устно. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если аргументирует, что ученик завысил или занизил её.

Алгоритм самооценивания работы учащихся по истории и обществознанию:

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено ли решение?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

5-й шаг. Какую поставишь себе отметку?

3 —выполнено чуть более половины задания

2 — выполнено менее половины задания.

Считаю, очень важно научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Антуан де Сент-Экзюпери

videouroki.net

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по иностр. языку
  • Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки

на уроках английского языка

учитель английского языка ГБОУ СОШ №242

Красносельского района Санкт-Петербурга

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и само актуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности – помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше при изучении английского языка. Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

показать учащимся, что любое обучение — это единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию.

В результате этой работы:

– во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её.

– во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:

во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;

во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.

в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.

Учащимся выдается задания в следующем виде:

Какие ошибки можно допустить при выполнении этого задания?

На следующем уроке дети получают проверенные мною работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку учителя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы.

Далее учащиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2.

Задание, в котором была сделана ошибка.

Причины ошибки (почему я ошибся?)

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. Можно использовать следующие приемы:

1. Учащимся дается задание составить задание для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задания ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задание, и в позиции ученика, который делает это задание. Он старается составить задание таким образом, чтобы оно в себе содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. Это заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включатся в активную умственную деятельность.

4. Учащиеся объясняют ошибки одноклассникам.Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как выполнить?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?». Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

ext.spb.ru

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Выступление на МО

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов Дубовик Е.В.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые учитель может использовать на уроках.

— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс — I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

— ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

— ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

— не скупиться на похвалу

— хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

— «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

— ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

— «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

— формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

— учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки .

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

— За безотметочным обучением будущее

— Происходит реальное развитие оценочных умений

— Снижается уровень общей и учебной тревожности

— Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

— Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

nsportal.ru

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

«Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения»

Целью проведения семинара является осознание значимости самооценки и самоконтроля- как факторы повышения качества знаний уч-ся, повышения уровня мотивации учения.

1) определения места самооценки и самоконтроля в урочной системе, функции контроля;

2) овладение способами проведения самоконтроля и самооценки в различной учебной деятельности;

3) составление модели выпускника школы.

Работая над формированием мотивации учения школьников, я провожу учение самооценки, самоконтроля учащихся с целью:

формировать представления учащихся о себе, на осмысление собственных знаний и поступков, умение осознать ход своей деятельности, анализировать свой ответ, помогать корректировать самооценку.

Центральным механизмом, регулирующим взаимоотношение личности и окружающего мира, является самооценкой человека-представление о самом себе, образ самого себя, образ «Я» и собственное отношение к нему. Самооценка может быть как осознаваемой, так и скрытой от сознания человека, но проявляется во всём: в одежде, в походке, характере общение с людьми, отношениях собственным привычкам и т.д.

Человек с низкой самооценкой внутренне (наедине собой) постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Человек, который боится результата, ещё не достигнув его. боится любых действий, плохо концентрируется на проблеме.

Он в большой степени переживает, чем рассуждает.

Детям с адекватной самооценкой свойственна активность, находчивость, бодрость, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в конкурсах, не обижаются, если они оказались проигравшими не дразнят других в случае выигрыша.

Детям с заниженной самооценкой свойственно пассивность, мнительность, повышенная решимость, страх перед учителем и одноклассниками, обидчивость.

Они не хотят участвовать в мероприятиях, потому что боятся оказаться худшее других,

а если участвуют в них, то часто стараются быть не заметными. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общение с одноклассниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удаётся.

При завышенной самооценки дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «я самый лучший на свете (красивый, сильный)».

Такой ребенок порой бывает агрессивный по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидером. Результаты проведения исследований показали, что из 39 опрошенных учащихся 8 и 9 классов заниженная самооценка у 17, завышенная у 22.

Большинство педагогов единого мнения, что, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам с начало следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методам формирования самоконтроля и самоанализа является наблюдение и коррекция со стороны учителя. Если ученик достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуются в той или иной ситуации, и осознает это, то у него развит механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Если уч-ся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которую нужно, и не осознает этого, тогда механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае, нужно помощь от учителя или учащихся.

Психологом школы было проведено исследование мотивов учения среди уч-ся 5-8 классов. В результате исследования установлено, что в пятых классах преобладает социальный мотив учения, т.е. еще и желание узнать новое, проявить себя. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится в подростковом возрасте.

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроках, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовое решение с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, характер их мышления, тяга к самостоятельности, готовности их включаться в разные виды деятельности на уроке.

Прежде чем попытаться сформировать или воспитать в наших учащихся что-либо, мне пришлось проанализировать свою работу.

Оказалось, что работа над постепенным формированием у учеников навыков самоконтроля и самоанализа ведётся давно и всеми. Возможно, иногда не до конца осознано, недостаточно систематически, или не слишком методически разнообразно, не всегда хватает теоретической базы, но важность и необходимость подобной работы очевидна.

Поэтому приглашаю вас к активному участию, предлагаю работу в группах по проблеме: внести предложение по формированию навыков самоконтроль и самоанализа в соответствии с предложенными методами:

I г руппа – на самоподготовке (дом.задание)

II группа – во внеурочной деятельности.

III группа – на уроках

(подведение итогов работы групп. Выступление представителей групп)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на самоподготовку.

Цель: формирование навыков осознанной и самопроверки домашнего задания.

— приход на самоподготовку с чётно формированным и записанным в дневнике домашним заданием;

— выполнение дом задания по памятке, или по алгоритму выполнения работы;

(применения схем, графиков. ответов на контрольные вопросы )

— Распределение времени на выполнение домашнего задания;

а) проверка по образцу (фиксирование в таблице результатов выполнения )

б) самостоятельно нахождение ошибок;

в) указание на ошибку учителем;

г) взаимопроверка работ.

Фиксирование в таблице результатов выполнение своей работы (на листке самоконтроля, самооценки ) или (на оценочном листе)

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля в свободной деятельности.

( В каждой школе имеют место свои традиции, законы, которые способствуют формированию навыков самоанализа и самоконтроля, это работа совета старшеклассников, дни самоуправления, дежурство, тематические классные часы, проведения совместных конкурсов и т.д.)

Использование различных форм деятельности в первую очередь наверно создать условия для активной деятельности учащихся, заинтересовать их работой, активно включить их во все формы занятий, с использованием подвижных игр, Командных форм деятельности, с использованием интервью, соревнований, выпуском стен газет, брошюр и т.д. Главное в этой среде, что бы каждый ученик реализовался как участник. Необходимо создать условие для психической разрядки учащихся.

Приемы формирования самоанализа и самоконтроля на уроке.

— извлечение основного содержания темы самим учеником

— точная формировка мыслей

— уметь строить логическую последовательность при решение примеров и задач (т.е. соблюдать ход решения с использованием формул, правил, понятий т.д.)

— решение примеров и задач разными способами, методами (составление таблиц, графиков, диаграмм и т.д.)

-решение разно уровневых задач (от простого к сложному)

-выявление типичных ошибок, работа над ними в рамках изучения новой темы, самостоятельная формулировка вопросов которые интересуют ученика, коррекция и контроль в ходе проведения итоговой работы на уроке.

Для того, чтобы чётко представлять позицию учителя и ученика по форм. Самооценке и самоконтроля предлагаю вашему вниманию следующий алгоритм №1.

Важную роль в системе оценки учебных навыков играют следующие критерии ; которые отражают основные цели обучения математике.

Такие критерии являются:

— развитие математического мышления (оригинальность мышления, рациональность)

— формирование умение решать задачи и доказывать теорему

— формирование умение исследовать проблемы, применять разные способы решения

— формирование умение четко и аргументировано излагать свою мысль

— развитие коммуникативных умений ( уметь работать в малых группах, умение выступать в группе )

— формирование письменного математического языка (грамотное оформления задач и доказательств теорем, умело использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.)

— формирование умение самоконтроля и самооценки (умение работать над ошибками самокритичность, правдивость в оценке своих способностей)

Контроль и проверка задания, умений и навыков уч-ся выполнять три основные функции, контролировать обучающую и воспитывающую. Контролирующая функция связана с выявлением состояние знаний, умений и навыков учащихся. Обучающая функция состоит в повышением качества их знаний. Все надо организовать так, чтобы проверка знаний была полезна для всего класса. это значит, что для основной массы уч-ся получены знания должны быть включены в новые связи и исследования, а слабым ученикам создаются условия для дополнительной проработки материала с целью его условия. Воспитывающая функция проверки заключается в приучении учащихся к систематической работе, а также в развитии навыков самоконтроля и самооценки, без которых успешное продвижение ученика в познавательной сфере едва ли возможно. Только тот контроль можно считать достаточно результативным, который способствовал повышению качества знаний школьников и укреплению их веры в свои силы.

Допустим по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе я использовала следующий лист самоподготовки за ЗУНами. (см. приложение)

По данной таблице видно что западает у учащихся, критерии сформированности знаний и умений навыков и степень их усвоения.

Здесь же по таблице можно выявить степень подготовленности класса по теме, по разделу, можно поставить задачу на самоподготовку.

По такой же таблице можно представить картину по подготовке к контрольной работе.

Дети делают вывод о том, что нужно повторить, просматривают соответствующие задания в учебнике, в тетради и ставят задачу на самоподготовку, вместе с учителем делают вывод о возможности выхода на контрольную работу.

А учитель по такой таблице может прогнозировать результат контрольной работы, владея информацией, и имеет возможность влиять на уровень обученности более эффективно, а ученику представляется возможность увидеть себя со стороны, сделать выбор и влиять на процессе саморазвития.

В целом данная работа позволяет сформировать желаемый модель выпускника школы.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ1 ЭТАП. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.Для этого учитель должен:– показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени его усвоения, т.е. контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения;– ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки, знаний, умений и навыков;– сообщать учащимся после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;– выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;– просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;– просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;– научить учащихся пользоваться различными видами проверки

.2 ЭТАП. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищейДля этого учителю необходимо:– практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ;– в процессе взаимопроверки учить сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу;– сориентировать обучающихся на то, что цель работ по взаимопроверке не только в получении отметки,сколько в выяснении насколько правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно в нейориентироваться, анализировать чужую работу;– необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками, с последующим совместным обсуждением всем классом;– предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, высказать свои соображения по поводу ответа и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант;– стимулировать постановку вопросов учителю, контроль за деятельностью учителя.

3 ЭТАП. Ученик должен научиться освоению навыков самоанализа и самоконтроля, осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекциюДля этого учитель должен:– приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, находить ответы на вопросы в учебнике;– вырабатывать привычку проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы;– не торопиться с выставлением отметки, если решение неверно, а дать возможность найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то можно и не снижать оценку;– предлагать работать по карточкам, где с одной стороны задан вопрос, а с другой – записан правильный ответ. Ученик самостоятельно сверяет свою работу с предложенным эталоном, фиксирует свои ошибки;– вывешивать в классе таблицу сдачи зачетных и письменных работ и приучать решать проблемы на консультациях;– приучать самостоятельно оценивать трудность работы, находить объекты, в которых допускаются ошибки, анализировать свои затруднения и решать, что необходимо сделать, чтобы повысить свой уровень;– формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы. Предварительно следует сообщать критерии оценки и требования к выполнению задания.

predmet.kz

Навыки самоконтроля и самооценки

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Особое внимание этим навыкам уделено в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения

В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

— Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали — прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

— Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

— Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

— «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

— Решение задач разным способом.

— Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют.

— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

Обучение грамоте. Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Начиная с 1 класса учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Я детям называю норму чтения к концу определённого этапа и предлагаю 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени) Предварительно мы выполняем такую работу в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты. «Словомер»

— Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к с учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же — отрицательны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнять силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).

Использование самоконтроля в поведенческой психокоррекции предполагает, что сама коррекция становится процессом, выходящим за рамки учебных занятий. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия подростка в процессе психологической коррекции.

Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.

(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения

На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение — дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой «Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью» может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки — эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.

(2) Анализ стимулов

На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если употреблению алкоголя всегда предшествует получение наличных денег, а в компании близкой подружки трудно удержаться от агрессии и драки, то это — те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе — этапе разработки программы самоконтроля.

(3) Разработка программы самоконтроля.

К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.

Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, «запускающие» ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать — это тоже одна из частей программы самоконтроля.

Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот — тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий.

psihologn.org