Методики самооценки для младших школьников

Оглавление:

Как провести диагностику самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка»

Младший школьный возраст — это период становления личности, когда закладываются самооценка и адекватное определение своего места среди сверстников. Постоянно находясь в школьном коллективе, важно, чтобы ребёнку было комфортно в нём, а значит, задача учителя — приложить все усилия для создания благоприятных условий. Однако педагогу очень важно знать, с каким уровнем личной самооценки малыш попал в школу и как изменились эти параметры за определённый отрезок времени. В этом поможет методика диагностики младших школьников «Лесенка».

Суть диагностики младших школьников по Дембо-Рубинштейн

«Лесенка» позволяет выявить уровень сформированности самооценки младших школьников

Методика психодиагностики «Лесенка» – это способ выявить у ребёнка уровень способности критически оценивать себя и окружающих. Эта шкала оценки была предложена американским психологом русского происхождения Т. В. Дембо в начале 60-х годов ХХ века. Первоначально техника была направлена на выяснение отношения людей к понятию «счастье». Но в 70-е годы советский психолог С. Я. Рубинштейн дополнила диагностические карты, которые используются и в наши дни, причём для работы с младшими школьниками. «Лесенка» представляет собой набор для оценки особенностей своей личности, состоящий из 9 карточек с 9 ступеньками на каждой, которые обозначают выраженность важнейших составных качеств личности:

Например, блок счастья представляется следующим образом:

  • Самый счастливый.
  • Очень счастливый.
  • Счастливый.
  • Счастливый более или менее.
  • Средне счастливый.
  • Более или менее несчастный.
  • Несчастный.
  • Очень несчастливый.
  • Самый несчастный.
  • Задача малыша — выбрать ту ступеньку, а соответственно, и качество, которое, как кажется самому испытуемому, обозначает степень проявления этой черты. «Лесенка» помогает:

    • выявить самооценку детей, устойчивость в социальной среде;
    • вовремя принять меры по социальной адаптации ребёнка в случае необходимости;
    • научиться работать не только индивидуально, но и в группах;
    • развить умение распределять обязанности в мини-группах, а также нести личную и общую ответственность за поступки каждого члена коллектива.
    • В чём вклад в методику «Лесенка» психолога Щур

      Психолог В. Г. Щур несколько упростила методику проведения теста, адаптировав его под дошколят и первоклассников. В результате стало меньше блоков (5–6, касающихся здоровья, умственного развития, доброты, черт характера, принятия в классе) и меньше вопросов (около 3 на каждой карточке). Например, карточка о чертах характера:

    • Я очень трудолюбивый.
    • Я трудолюбивый.
    • Я ни трудолюбивый, ни ленивый.
    • Я ленивый.
    • Я очень ленивый.
    • Как правильно провести

      Ребёнок должен условно поставить себя на ступень, соответствующую уровню проявления у него определённого качества

      От правильности проведения «Лесенки» зависит, насколько правдивыми будут результаты.

      1. Ребёнку даётся набор карточек с изображением деток (животных, героев мультфильмов).
      2. Учитель объясняет задание: нужно представить себе, что поднимаешься по лестнице. Наверху — самый здоровый (как карточке «Здоровье»), самый добрый (на карточке «Доброта»), а внизу — самый больной, скорее больной, а не здоровый, больной, тяжело больной.
      3. Малышу предлагается карандашом отметить своё место на этой шкале.
      4. Затем ребёнок делает пометки на других шкалах, отвечая на вопросы: «Каким ты хочешь стать?», «На какую ступеньку поставила бы тебя мама (папа, бабушка)?», «Как бы оценила тебя твоя учительница?»
      5. В процессе составления такого рейтинга малыша нужно спрашивать: «Ты на самом деле такой или хочешь таким казаться?», чтобы избавить ребёнка от долгих раздумий и колебаний.

        Групповая диагностика важна для определения уровня сформированности личностных качеств каждого члена классного коллектива

        Тест «Лесенка» может проводиться в двух видах.

      6. Дети в классе получают бланки для ответов и карандаши.
      7. Учитель на доске рисует ступеньки лестницы.
      8. Педагог объясняет, например, что на верхней ступеньке стоят самые добрые ребята (при этом взрослый указывает на 1 ступеньку). Затем — добрые (показывает на 2, 3 ступеньки). Далее — ни добрые, ни злые (4 ступенька). Потом злые (5, 6 ступеньки). На 7 ступени — самые злые.
      9. Каждый из испытуемых должен представить себя на этой шкале и обозначить своё место на лесенке кружочком.
        • Индивидуально. Процедура проведения такая же, только каждый выбор ребёнка следует попросить прокомментировать.
        • Обработка и интерпретация результатов теста

          Некоторые ответы ребёнка, связанные с проявлением особенностей характера, могут зависеть от настроения в момент проведения теста

          Анализ готовой «Лесенки» довольно прост. Необходимо подсчитать, какое количество ответов ребёнок расположил на той или иной ступени. Результат будет зависеть от того, каких позиций оказалось больше.

        • 1-я ступенька. У малыша явно завышенная самооценка. Но для учащихся 1-х классов она является нормой. Сами дети объясняют свой выбор так: «Мама говорит, что я самый лучший», «Я себя очень люблю» и т. д. Однако чаще всего испытуемые никак не объясняют свой выбор, так как в этом возрасте у них ещё слабая способность к рефлексии и анализу своей личности. Кстати, именно поэтому первоклассникам нельзя ставить баллы за учебную работу, так как малыш оценивает себя через призму полученного поощрения: «Я хороший, потому что у меня 3 «солнышка», «звёздочки». Или «Я плохой, потому что у меня сегодня «тучка» по чтению».
        • 2-я, 3-я ступени. Адекватное оценивание себя. Малыш обладает уже сформированным позитивным отношением к собственной личности. Он умеет объяснить оценку: «Я хорошая, потому что помогаю родителям в работе по дому». Такое развитие самооценки является нормальным вариантом.
        • 4-я ступенька. Самооценка занижена. Такая позиция связана с тем, что у ребёнка нарушены эмоциональные связи со взрослыми, имеющими для него ключевое значение — мамой, учительницей. «Я ни хороший, ни плохой, плохой, потому что у меня не получается красиво писать буквы, а мама ругает за плохие оценки. Но я быстро читаю, поэтому по чтению у меня уже 2 «солнышка» за неделю».
        • 5-я, 6-я ступеньки. У ребёнка явно занижена самооценка, но это явление ситуативное: «Я плохая, потому что на перемене забрала у Тани куклу, и она от обиды расплакалась». Обычно через 1–2 дня на этот же вопрос у малыша уже будет совершенно другой ответ, с адекватной самооценкой. Правда, если таких ответов у малыша большинство, то есть смысл задуматься, ведь подобная картина может означать, что у ребёнка нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь.
        • Французский писатель В. Гюго говорил: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

          В этой ситуации важно узнать причину ответа. Это могут быть ссоры с родителями («Я нарисую свой кружок на нижней ступеньке, потому что папа говорит, что я очень невнимательный, некрасиво и с ошибками пишу в тетрадях»). В любом случае необходимо разговаривать с родителями, объясняя им, что у каждого малыша свой темп и особенности процесса обучения.

        • 7-я ступень. Критически заниженная самооценка. Такие результаты показывают те дети, которые находятся в эмоциональном неблагополучии. То есть в школьном коллективе и среди родных они получают стабильно отрицательную оценку. В этом случае необходимо проводить беседы с родными малыша на предмет создания для него ситуаций успеха, а также создавать благоприятные условия для общения с одноклассниками (привлекать к общественно полезному коллективному труду, задействовать во внеклассной и внешкольной работе).
        • Тестирование младших школьников с помощью методики «Лесенка» позволяет вовремя распознать проблемы, связанные с самооценкой малышей. Таким образом, у педагога есть возможность повлиять на формирование и коррекцию основополагающих для личностного роста качеств. И всё это возможно при оптимистическом, одобряющем и положительном отношении к детям, постоянном контакте с той средой, в которой воспитывается каждый конкретный ребёнок в классе.

          shkolabuduschego.ru

          Изучение самооценки младших школьников

          Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

          Цель: исследование самооценки учащегося.

          Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

          Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по. (название качества). В верхней точке находится самый. (максимум качества), в нижней — самый. (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой»

          После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

          Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

          Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

          Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

          Результаты двух диагностик заносятся в протокол.

          studfiles.net

          Методики для младших школьников.

          Методика «Объем внимания» (по Шульте)

          Цель: Определение объема динамического внимания.

          Диапазон применения: Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

          Оборудование: Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер — 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 — для экспериментального обследования.

          Процедура эксперимента: Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача — находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например. Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

          Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

          Время поиска цифр (сек.)

          1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

          2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

          Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

          Характеристика объема внимания

          Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

          Объем внимания взрослых

          Объем внимания младших школьников

          Вывод: В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

          Методика «Определение типа памяти»

          Цель:определение преобладающего типа памяти.Оборудование:четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии:самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии:поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

          Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

          Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

          Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

          Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

          Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.

          Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

          Методика «Изучение скорости мышления»

          Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

          studfiles.net

          Методики самооценки для младших школьников

          Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают главные психические новообразования — анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

          Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.

          На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

          Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

          · Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

          · Социальная ситуация развития.

          Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

          · Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

          · Возрастные психические новообразования.

          · Предпосылки формирования учебной деятельности.

          · Произвольность поведения и познавательных процессов.

          Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

          Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

          К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.

          Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

          Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

          www.sites.google.com

          Изучение самооценки учащихся

          Цель:

        • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
        • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
        • Формировать умение правильно оценивать себя и других.
        • Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

          1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
          2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
          3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
          4. Какие роли тебе дают ребята?
          5. Какую роль ты сам себе выбрал?
          6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
          7. Что такое, по-вашему, самооценка?
          8. Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

            Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

            Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

            Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

            Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

            Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

            Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

            Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

            При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

            Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

            По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

            Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

            От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

            Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

            Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

            У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

            Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

            Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

            1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

            4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

            8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

            Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

            Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

            Выводы об уровне развития самооценки:

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Методики для младших школьников

            Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

            Методика «Лесенка» (составитель В.Г.Щур)

            Цель: выявление уровня развития самооценки.

            Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

            На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

            На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

            Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

            Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

            Протокол методики “Какой я”:

            Оценки по вербальной шкале

            10 баллов — очень высокий

            8-9 баллов — высокий

            4-7 баллов — средний

            2-3 балла — низкий

            0-1 балл — очень низкий.

            Номер материала: ДБ-411943

            Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

            Не нашли то что искали?

            Вам будут интересны эти курсы:

            Вы первый можете оставить свой комментарий

            Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

            Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

            Сертификат о создании сайта

            Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

            Грамота за использование ИКТ в работе педагога

            Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

            Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

            Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

            Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

            Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

            Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

            Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

            Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

            Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

            Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

            Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

            214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

            infourok.ru

            Самооценка младшего школьника

            Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.

            Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.

            Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.

            Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.

            Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.

            Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.

            У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.

            В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.

            Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.

            Для определения формы самооценки у младшего школьника мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в одной из московских школ; был выбран второй класс, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 20 учащихся.

            Задачи были поставлены следующие:

            • Подобрать диагностические методики
            • Провести диагностику
            • Обработать полученные результаты
            • Разработать рекомендации для родителей и учителей
            • Для изучения психологических особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска мною использовались следующие методики:

              1. Методика А.И.Липкиной “Три оценки”
              2. Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки
              3. Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.

              Первая диагностика. Дети на уроке математики (10 минут) выполнили задание, которое называлось “Математический диктант вида Да/Нет”. Оно состояло из 12 пунктов и включало следующие задания:

              • 6 уменьшить на 1, получится 7.
              • Сумма чисел 5 и 3 равна 2.
              • Число 4 называют при счете сразу после числа 3.
              • 9- это 6 и 3.
              • Из 7 вычесть 3, получится 5.
              • Число 83 меньше числа 79.
              • 59 плюс 23, получится 87.
              • Если число 80 увеличить на 1, то получится 90.
              • Число 68 называют при счёте между числами 71 и 72.
              • Первый множитель равен 4, второй множитель равен первому. Произведение равно 16.
              • Первый множитель равен 2, второй равен 3. Произведение равно 8.
              • Первый множитель равен 3, второй равен 3. Произведение равно 10.
              • На следующем уроке дети увидели свои работы. Каждая работа была оценена тремя балльными показателями (5,4,3 или 2). Дети выбрали ту оценку, которую, по их мнению, они заслужили. Выбранные детьми оценки сравнивались с адекватными оценками учителя. На основе данной методики были получены следующие результаты:

                У 15% учащихся данного класса заниженная самооценка, ещё у 15% – адекватная и у 70% учащихся завышенная самооценка.

                Вторая методика. Учащимся было предложено из перечисленных личностных качеств выбрать 5, которые, по мнению каждого из учащихся, характеризуют идеальную личность. Перечень качеств был следующий: аккуратность, настойчивость, ум, доброта, красота, вежливость, энергичность, справедливость, воспитанность, хитрость.

                Затем учащиеся ранжировали выбранные качества по степени значимости идеала, а потом по степени значимости для себя. После ранжирования был подсчитан коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и сделан вывод о количественном уровне самооценки учащихся данного класса.

                Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком в спокойной обстановке. Перед тестированием на уроке русского языка была проведена подготовительная лексическая работа, где в ходе беседы было рассмотрено лексическое значение каждого данного имени прилагательного.

                Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 55% учащихся данного класса высокий уровень самооценки, у 35% – средний, у 10% – низкий.

                Третья методика. Детям были розданы бланки, на которых уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечали соответствующими значками:

                • При каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или чувствовали гордость за себя (x);
                • Как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны в данный момент (–).

                Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. Согласно данной методике у 60% уровень самооценки высокий, у 20% – средний, и ещё у 20% – низкий.

                Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

                Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

                В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

                Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

                1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
                2. Учить слушать других.
                3. Воспитывать чувство сопереживания.
                4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
                5. Аргументировать оценки.
                6. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

                  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
                  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
                  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
                  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
                  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
                  6. Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

                    Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

                    Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

                    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai