Как повысить самооценку школьнику

Оглавление:

Рекомендации родителям. Как повысить самооценку ребенка

Рекомендации родителям

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей.

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но, не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший». При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: «Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. « . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.

infourok.ru

Как школьнику избавиться от низкой самооценки

Самооценка включает в себя умение оценивать свои силы, возможности, достоинства и недостатки. Она может быть адекватной, когда подросток оценивает все реалистично, неадекватной — когда он недостаточно оценивает себя и завышенной — когда переоцениваются свои возможности.

Низкая, неадекватная самооценка очень часто встречается у школьников и объясняется тем, что у них происходит постепенный переход во взрослую жизнь, идет переосмысление своих жизненных принципов, рушатся стереотипы, подростки начинают смотреть на все по-новому и более требовательно ко всему относиться, в том числе и к себе. Заниженная самооценка приводит к тому, что ребенок начинает закрываться от всех, боится попробовать себя в чем-нибудь, например, в спорте или искусстве. Он считает себя хуже других, очень часто это развивается из-за влияния семейного воспитания, чрезмерной самокритики, недовольства собой и безответной любви. Ребенок упускает возможность реализовать себя.

Школа это один из этапов в жизни каждого человека. В этот период на ребенка оказывает большое влияние взаимодействие со сверстниками. Ведь от общения, и того, как его примут в коллективе, зависит дальнейшее формирование личности. Зачастую те, кто является лидером, имеют завышенную самооценку, а те, кто остался в стороне — низкую. На таких школьников нужно обратить внимание, ведь они больше подвергаются негативному влиянию.

Родители с самого раненого возраста ребенка способствуют формированию его самооценки, оценивая его поступки и поведение. Если она низкая, то могут исправить ситуацию и помочь ребенку повысить ее или сделать более адекватной. Таким детям необходимо повышенное внимание, любовь и уважение родных. Вот несколько советов родителям, как помочь избавиться от низкой самооценки:

1. Нужно прекратить сравнивать его, ставя в пример другого ребенка. Таким образом, можно посеять обиду и еще больше усугубить ситуацию.

2. Не критикуйте. Критика конечно нужна, но нельзя переходить на личность ребенка, даже если вы очень злы из-за его непослушания. Необходимо объяснить, что именно было сделано не так и какие последствия это может принести.

3. Ребенку также нужна поддержка. Если он не уверен в себе, надо дать понять, что он не плохой, а индивидуальный, как каждый человек на Земле.

4. Интересуйтесь своими детьми, больше разговаривайте с ними, не скупитесь на похвалу. Это значительно повысит их самооценку. Только не стоит это делать за все подряд, это будет лишним.

5. Нельзя, переоценивая ребенка, ставить требования не подходящие его возрасту и способностям. Он будет только расстраиваться, не понимая, что пока это не в его силах.

6. Самое главное — это уважение и доверие. У ребенка свои мысли и взгляды на все, и он не должен бояться вашей реакции и укоров.

В низкой самооценке нет ничего хорошего. В дальнейшей социализации это может очень сильно помешать, ведь обычно такие люди очень застенчивы и боятся проявить себя. Им очень сложно чего-то добиться. Лучше с самого детства стараться нормализовать самооценку у ребенка. Нужно чтобы он вел активный образ жизни, занимался спортом, ходил в разные кружки и больше общался с ребятами, у которых такие же интересы. Станьте ему другом, которому можно будет доверить секреты и у которого можно попросить совета в сложной ситуации и без боязни всякого осуждения.

www.takzdorovo.ru

Как повысить свою самооценку? — 11 самых актуальных техник

Вы постоянно себя критикуете и сравниваете с окружающими? Вам кажется, что вы недостаточно хороши во многих вещах? Вы страдаете неуверенностью в себе и низкой самооценкой, и это сильно мешает вам в жизни? Прочитав эту статью, вы научитесь применять самые эффективные и актуальные методы, чтобы повысить свою самооценку.

Но спешу заметить, что фраза «повысить самооценку» не совсем корректная. Сейчас объясню почему.

Вы уже могли читать в книгах или статьях по популярной психологии, что для того, чтобы поднять самооценку, нужно научиться позитивному мышлению, фокусироваться на своих успехах и положительных качествах, заменять негативные установки ( «я неудачник» ) на более реалистичные ( «я иногда ошибаюсь и у меня бывают неудачи, но это не делает меня неудачником» ).

Возможно, многие из вас пытались применять эти советы интуитивно: убеждать себя, что вы не такой плохой человек и достойны собственного уважения, «спорить» с внутренним критиком. Но это ни к чему не приводило.

Почему же «позитивное мышление» не всегда работает?» Дальше я об этом расскажу. Психология — динамично развивающаяся область знания. И в ней постоянно все меняется. В этой статье я не буду давать устаревших советов, а рассмотрю самые актуальные и передовые методы работы с низкой самооценкой.

Американский психолог Джозеф Циаррочи приводит исследования, согласно которым так называемая «высокая самооценка» вовсе не ведет к хорошей академической успеваемости. Другие исследования демонстрируют то, что попытки напрямую «повысить свою самооценку» часто влекут противоположный ожидаемому результат.

Циаррочи называет это «игрой в самооценку» («self-esteeming»). Особенность этой игры состоит в том, что попытки думать о себе «позитивно», приводят многих людей к тому, что они, наоборот возвращаются к негативным мыслям о себе.

Вот простое упражнение, которое поможет в этом убедиться, оно займет не меньше минуты, попробуйте.

Закройте глаза и произносите в уме следующие утверждения:

  1. Я обычный человек
  2. Я хорош в том, чем занимаюсь
  3. Я прекрасно делаю то, чем занимаюсь!
  4. Почти все меня любят
  5. Я идеален!
  6. Многие люди отмечают, что подобные утверждения провоцируют их думать о чем-то неприятном. Например, когда я сам делал это упражнение, на фразе «почти все меня любят» , я вдруг стал вспоминать людей, которые ко мне плохо относятся, а на фразе «я идеален» , мне стали припоминаться мои недостатки.

    Такова особенность человеческого мышления: иногда, давая себе установку думать о хорошем и не думать о плохом, мы автоматически начинаем думать о негативе.

    Даже если у вас не проявился такой эффект, то все равно попытки поднять себе самооценку могут отнимать очень много энергии. Часто ваш ум просто не захочет «слушать» никаких положительных установок, будет все опровергать, просто в силу сиюминутного настроения.

    Что же тогда делать, когда попытки искусственно поднять самооценку не приводят к желаемому результату? Сейчас расскажу.

    Техника 1. Не ждите когда самооценка повысится — действуйте с низкой самооценкой

    Наверняка вы хотите поднять самооценку не для того, чтобы себя тихо любить и молча собой любоваться. Вероятно, вы решили, что «низкая самооценка» не дает вам добиваться чего-то в жизни: высокой зарплаты, отношений с противоположным полом, успехов в творчестве и работе и т.д.

    И вы считаете, что для того, чтобы этого добиваться, вам необходима высокая самооценка, так?

    Спешу вам сказать, что вы ошибаетесь. Убеждение в том, что для совершения каких-то действий нам нужны какие-то определенные мысли в голове (например, вам кажется, что для того, чтобы подойти и завести знакомство с девушкой, вы непременно в этот момент должны думать о себе хорошо) является ложным. Вот простое упражнение, которое позволит это проверить.

    Закройте глаза. И начните думать про себя: «я не могу встать», «я не могу встать», «я не встану» , а теперь, прямо с этими мыслями вставайте! Ведь получилось, несмотря на мысли? Да!

    • Точно также вы сможете заводить знакомства с интересными людьми, даже когда думаете: «я никому не интересен».
    • Вы сможете просить высокую зарплату, одновременно думая: «я не достоин этих денег».
    • Вы сможете делать многое, при этом думая «я не смогу» и «у меня не получится».

    Наши мысли – это некие ментальные конструкты, фрагменты информации, иногда они отражают действительность, но иногда они выражают просто абстрактные ожидания и представления о будущем, часто весьма фантастические.

    Наши мысли – это просто как бегущая строка в голове.

    Мы не всегда можем ее остановить. Часто наши попытки это осуществить оборачиваются плачевно: мы еще больше начинаем волноваться и нервничать, а мысли вовсе и не спешат покидать нашу голову.

    Поэтому правильным советом будет позволить этой «бегущей строке» мелькать в голове, но при этом действовать. Конечно, когда мы чувствуем уверенность в себе, наши действия выглядят естественнее и увереннее. Но штука в том, что не только наши мысли и эмоции влияют на наше поведение, но наше поведение влияет на мысли и эмоции.

    То есть, пока мы не научимся вести себя так, как будто у нас есть высокая самооценка, эта «высокая самооценка» не появится! Сами посудите, что даст больший прилив уверенности в себе: действие, реализованное без всякого внутреннего сопротивления или действие в условиях, когда вам пришлось преодолевать себя и свои эмоции? Конечно, последнее!

    Техника 2. Позволяйте быть периоду «я дерьмо»

    Я часто даю этот совет в своих статьях, так как этот принцип служит мне очень хорошую службу почти каждый день. Наши эмоции, наши идеи – вещь непостоянная, зависящая от многих факторов: от нашего настроения, состояния организма и т.д.

    Человек такое существо, что даже его самые глобальные идеи могут измениться после сытного обеда. Это нормально и естественно. Это нужно иметь в виду.

    Например, когда я утомлен, то мне приходят в голову самые негативные мысли о себе самом. Я называю это «период «я дерьмо», имея в виду время, когда во мне почему-то обостряется склонность думать о себе плохо. Моя самооценка резко падает на много пунктов. Самокритика становится особенно едкой, я начинаю сомневаться в себе и собственных действиях.

    Я знаю эту свою особенность и отмечаю ее, когда она проявляется: «а, опять эти мысли пришли, ну привет».

    Если я начну с собой спорить в эти моменты, убеждая себя, что эти мысли неправильные или нерациональные, то я приду к тому, что еще глубже в них увязну. Если я буду пытаться их силой воли выбросить из головы, то потрачу кучу энергии и ни к чему не приду.

    Поэтому, зная, что это просто временный период, я не обращаю на эти мысли никакого внимания. Я позволяю им появляться и исчезать, сам, при этом, спокойно занимаясь своими делами.

    Я не хочу сказать, что я к этим фразам совсем никогда не прислушиваюсь, просто я делаю большую поправку на то, что сейчас я нахожусь в утомленном состоянии и мой ум хочет думать негативно вот именно сейчас. Если он так хочет, то, пожалуйста, пусть думает. Но без меня: я с ним беседовать не буду.

    Критиковать себя, сомневаться в себе – это нормально, так устроен наш ум. Он всегда занимается поиском ошибок, несоответствия действительности желаемому.

    Внутри каждого из нас сидит въедливый критик , «работа» которого просто критиковать. Или же внутренний перфекционист, который пилит нас за все то, что мы делаем не идеально. Эти «ребята» не будут слушать ваших доводы. Им не получиться просто заткнуть рот. Их можно просто не слушать.

    «А, критик! Привет! Ты говори, сколько тебе влезет». «Ну, здравствуй, перфекционист! Спасибо, что напомнил, что я не идеальное создание! Но пока мне не до тебя, ты уж извини!»

    Вы можете общаться со своим умом в такой манере, вместо того, чтобы спорить или соглашаться с этими мыслями. Просто не слушайте своего критика!

    Техника 3. Не оценивайте суждения о себе по признаку «правда» и «ложь»

    Возможно, вы дочитали до этого места и задумались: «Николай предлагает просто позволять этим мыслям приходить, не обращать внимания на них, но что, если они выражают правду обо мне?»

    Что я хочу сказать на это. Как я писал выше, наше мнение о самом себе – весьма динамичная и изменчивая вещь. Оно подвержено не только сиюминутному эмоциональному состоянию, но и общественным установкам, стереотипам, стандартам и не всегда является «адекватным».

    Например, если все люди в вашем окружении упорно трудятся по 10 часов в день, то вам может на их фоне казаться, что вы недостаточно трудолюбивый. Хотя это не обязательно так.

    Оценка – это всегда только «оценка», принятая на основе множества факторов, поэтому она всегда относительна, абстрактна, является грубым обобщением и не учитывает изменчивых, динамических факторов. Вечером вам кажется, что вы вообще никуда не годитесь, а с утра чувствуете себя королем мира! Что же из этого правда?

    Здесь я хочу представить сугубо практический взгляд на проблему. Не имеет большого значения являются ли ваши суждения о самом себе «истинными» мысль или «ложными». Важно только то, помогают она вам или нет. Скажем, кто-то может думать «я толстый, это же правда!» Но давайте рассмотрим то, как одна и та же установка может по-разному влиять на разных людей.

    Например, одному человеку мысль «я толстый» помогает поддерживать здоровый образ жизни, сжигать холестерин и лишние калории, отказываться от фаст фуда и, в общем, жить более здоровой и энергичной жизнью.

    Другого человека такая мысль вводит в уныние и тревогу. Чтобы заглушить эти чувства, он начинает есть еще больше и от этого еще сильнее страдает. Эти мысли никак ему не помогают, а служат только постоянным неприятным фоном в голове.

    Третий человек вообще стал относиться к себе жестоко из-за такой оценки, ограничил себя в еде, приобрел пищевое расстройство, стал страдать анорексией.

    Но, а четвертый человек решил, что быть толстым ему приятно, что он нравится таким самому себе и принимает себя.

    Мы видим, что для первого и четвертого человека такая самооценка «работает», а для второго и третьего – нет.

    Вот что важно. Не то, что у вас «плохая» самооценка или «хорошая», «истинная» она или «ложная». А то, работает она или нет. Помогает вам жить, добиваться своего или только мешает. Кстати говоря, «высокая» самооценка далеко не всегда оказывается работоспособной. Если кто-то считает себя непревзойдённым в чем-то, то он испытывает острую фрустрацию, когда кто-то его в чем-то опережает и всю свою энергию вкладывает в поддержание в себе самооценки «непревзойденного мастера».

    А работает ли ваша самооценка для вас? Помогает ли она вам развиваться, становиться лучше и счастливее или она лишь вас деморализует, высасывает из вас силы и при этом не способствует никакому развитию?

    Если нет, то может пора ее отпустить?

    Я это пишу, потому что людям порой бывает трудно отпустить негативные мысли о себе самих, потому что они считают: «ну ведь это правда». Им становится намного легче это сделать, когда они поймут, что это не имеет большого значения.

    Техника 4. Принимайте себя! Как бы это банально ни звучало

    «Принимайте себя» — звучит то ли очень банально, то ли очень абстрактно. Тем не менее, это утверждение относится ко вполне реальной проблеме. Многие люди доживают до старости, но так и не учатся относится к себе с пониманием и принятием.

    В результате имеют неудовлетворенные амбиции, нереалистичные ожидания, фрустрацию, душевную боль и низкую самооценку.

    Как я уже говорил, наша система собственной оценки формируется в том числе в силу давления общества, ожиданий окружающих. Многих из нас с детства бомбардируют нормами: «ты должен быть сильным», «ты должен быть лучшим», «ты должен быть успешным» .

    Или же мы сами смотрим на других людей, начинаем себя сравнивать с ними и думаем, что не сможем уважать себя и быть счастливыми, пока не станем такими же! «Я недостаточно хорош», «Я мог бы стать лучше», «Я не достиг к своему возрасту того, чего достигли окружающие».

    Принять себя – значит перестать оценивать себя по чужим стандартам, вообще в принципе отказаться от всяких стандартов . Это значит стремиться к тому, чтобы наша самооценка перестала зависеть от того, сколько мы зарабатываем, как выглядим, насколько мы популярны и т.д.

    Принятие – это состояние, при котором для самоуважения уже достаточно лишь того факта, что вы являетесь живым, чувствующим существом! И все!

    Представьте, что больше никакое чужое мнение не способно поколебать вашу уверенность в себе, никакие стандартны, идеалы и ожидания не могут ввергнуть вас в пучину самокритики, потому что вы научились принимать себя таким, какой вы есть.

    Это отличный навык, который очень нужен в жизни, но он требует развития. Принятие – это не просто голый принцип или абстрактная идея, а навык, который необходимо наращивать в себе день за днем.

    Эти практики не являются религиозными, они широко применяются в самых передовых психотерапевтических направлениях, уже долгое время помогая людям избавиться от тревоги, панических атак, депрессии и чрезмерной самокритики.

    Еще важно понимать, что принятие себя – это не отговорка, не повод опустить руки: «мол, я принимаю себя таким, какой я есть, поэтому не буду никак меняться!»

    Принятие не исключает изменения себя, движения в сторону своих целей. Принятие – это просто попытка отказаться от тактики самоедства и самокритики как не эффективной!

    Задумайтесь на минуту, помогало ли вам когда-нибудь самоедство добиваться своих целей? Скорее всего нет, вы просто себя ругали, думали о том, какой вы плохой, но это только вас деморализовало еще сильнее и никак не способствовало вашим положительным изменениям.

    Даже если в результате самокритики вы все-таки заставляли себя меняться, искоренять свои недостатки и слабости, то на это могло уходить много сил и времени. Подумайте, сколько бы вы всего могли сделать, вместо того, чтобы постоянно ругать и оценивать себя? Разве это продуктивно?

    К сожалению, не все в себе мы можем изменить. И поэтому правильно принимать такой порядок вещей, чем сетовать по этому поводу. А если положительные изменения возможны, то мы двигаемся к ним. Но двигаться, менять самих себя тоже можно с принятием!

    Как же это возможно?

    В нашей культуре принято, что если мы к чему-то стремимся, то должны делать это с нечеловеческим напряжением, постоянным беспокойством за результат, паникой из-за ошибок. Но это не самый эффективный способ достижения результата.

    Двигаться к своей цели с принятием – это делать это без нажима, без лишнего напряжения, прощая себе ошибки, но при этом, следуя намеченной траектории со здоровым упрямством. Это значит избавиться от иллюзии, что вы сможете любить себя только тогда, когда достигните этого результата, приблизитесь к своему идеалу.

    Если вы не можете любить и ценить себя сейчас, то ваш въедливый внутренний критик всегда найдет за что вас ругать!

    Можно поставить перед собой цель стать более организованным и дисциплинированным. И выбрать один из вариантов двигаться к ней.

    Первый вариант – это начать усиленно заниматься, не щадя себя, ругая и критикуя за каждый недочет, разочаровываясь тем, что результат не достигается моментально и в конце концов истощить себя, чтобы опять скатиться в пучину лени и безволия.

    Другой вариант – это стремиться к цели легко, свободно и без напряжения. Без лишнего самоедства подниматься после падения и двигаться дальше. Не позволять собственным ошибкам деморализовать себя, а делать из них выводы, учиться на них. Проспали тренировку? Ничего страшного, позанимаетесь в другой день. Устали? Отдохнули, чтобы завтра начать действовать с новыми силами, а не стали доводить себя до истощения. Пропустили практику, заленились? Ничего! Сделали из этого выводы и наметили себе новый план занятий, подумали над тем, как на будущее улучшить свой график и свою дисциплину, чтобы возникало меньше поводов для лени.

    Зачем себя ругать, когда это не эффективно и не служит результату?

    Техника 5. Хвалите себя

    Важно понимать, что самокритика – это привычка. И от нее мы можем избавиться. Мы привыкаем замечать недостатки, но упускаем из вида достоинства, это перерастает в устоявшийся паттерн мышления. Наше представление о самих себе искажается, становится отрицательным.

    Поэтому Замечайте свои локальные победы, самые маленькие успехи. И отмечайте это про себя, хвалите себя: «я молодец!» Ранее я писал, что лучше не спорить со своим внутренним критиком. Но это не значит, что вы не можете попробовать перенаправить свое внимание на свои положительные стороны, если вам это помогает.

    Этот метод и следующие несколько техник лежат в рамках немножко другой парадигмы работы с самооценкой, чем способы рассмотренные ранее. Тем не менее, все это может быть одинаково эффективным. Эспериментируйте и берите из этого то, что лучше работает для вас.

    Лично я стал использовать этот способ, когда понял, что привык постоянно себя критиковать, перестав замечать то, сколько я всего успеваю делать, как часто мне приходится преодолевать самого себя не без успеха.

    Техника 6. Составьте список своих сильных и слабых сторон

    Возьмите лист бумаги. И напишите свои сильные стороны и слабые стороны. Это способствует более реалистичной самооценке и вообще помогает начать лучше разбираться в себе, взглянуть на себя более трезвым взглядом.

    Техника 7. Избавьтесь от нереалистичных ожиданий

    Старайтесь не ставить перед собой нереалистичные цели и ожидания: «Я должен быть лучшим во всем!», «Все должны меня любить!», «Я всегда все делаю хорошо», «Я способен овладеть любым умением быстро, потому что я талантлив», «Я не должен ошибаться» и т.д.

    Все мы люди: никто из нас не идеален и мы делаем ошибки. Очень часто получается так, что проблема не в людях, а в их собственных ожиданиях. Они постоянно сравнивают себя в уме с некой абстрактной картиной, недостижимым идеальном и, подмечая все несоответствия с ней, ругают себя и критикуют. И этому нет конца, потому что таких идеалов невозможно достичь никому из нас.

    Вы можете составить список своих негативных установок и ожиданий. Если вы о них знаете, то с ними легче будет работать.

    Есть два способа работы с ними.

    Первый способ — это просто отмечать появление этих установок в уме и никак на них не реагировать, не вовлекаться, не обращать внимания (так же как мы учились не обращать внимания на внутреннего критика).

    Второй способ – это заменять в уме негативные установки на более реалистичные: «Все делают ошибки», «Невозможно всем нравится, всегда будут люди, которые меня не любят», «Я хорошо делаю многие вещи, но овладение новыми навыками всегда требует времени и усилий», «Я не должен все делать идеально», «Мне не обязательно сравнивать себя во всем с окружающими».

    Просто проговаривайте про себя эти установки, когда замечаете, что опять стали себя ругать.

    И смотрите, какой из этих способов больше вам подходит. Если вы замечаете, что реалистичные установки только усугубляют тревожный внутренний диалог, способствует тому, что вы в него еще сильнее вовлекаетесь, тогда просто не слушайте эти мысли и не пытайтесь спорить с ними.

    Техника 8. Относитесь к ошибкам как к урокам

    Воспринимайте собственные ошибки не как доказательства вашей несостоятельности, а как ценные жизненные уроки. Спрашивайте себя: «Что я могу из этого вывести?», «Какие еще возможности есть в этой ситуации?» , вместо того, чтобы зацикливаться на самом факте ошибки. Относитесь к себе с терпением и любовью так, как к вам бы относился ваш лучший друг или любящий родитель.

    Кому-то может испытывать убеждение в том, что ругать себя за ошибки и промахи — это очень продуктивно и помогает их не допускать. Но это чаще всего приводит к обратному результату: мы ругаем себя, испытываем стресс и в таком состоянии допускаем новые ошибки.

    Техника 9. Учитесь говорить «нет»

    Полная безотказность, неумение стоять на собственных интересах идет рука об руку с низкой самооценкой. Говоря людям «нет» в тех ситуациях, когда затрагиваются ваши интересы вовсе не сделает вас «врагом людей».

    Наоборот, уверенность в себе, умение быть твердым и напористым там, где это нужно, вызывает уважение. Подробнее об этом я писал в статье «как научиться говорить нет».

    Техника 10. Не стройте из себя…

    Люди пытаются казаться теми, кем они не являются, когда находятся в обществе (например, демонстрируя всем: «я идеальный отец», «я лучший работник»), в основном, с одной целью. Они формируют ложное мнение о себе в умах других людей, чтобы потом самим поверить в это мнение!

    А это они делают, потому что они себя стыдятся. Такой стыд и самообман не совместимы с реалистичной, адекватной самооценкой. Поэтому, когда находитесь в обществе:

    Будьте самими собой

    Учитесь говорить прямо о своих успехах и неудачах. Будьте чуть более откровенны, там где это уместно. Рассказывая о себе честно и без преувеличения вы учитесь преодолевать вашего главного внутреннего врага — стыд!

    Если кто-то в рамках дружеской беседы «подкалывает» вас, не необязательно сразу же сокрушенно признавать свои слабости и недостатки, но в то же время, не следует тут же оправдываться. Некоторые дружеские «подколки» (если они приняты в компании), принимайте легко с улыбкой. Не боритесь за то, чтобы создать какое-то особое мнение о себе самом.

    Не натягивайте каждый раз серьезную мину при этом, перестаньте к себе слишком серьезно относиться и не требуйте этого от своих друзей.

    Ваши друзья примут вас таким, какой вы есть, на то они и друзья, а не коллеги и не бизнес-партнеры.

    Техника 11. Признавайте своего внутреннего ребенка

    Часто жизнь демонстрирует несоответствие наших представлений о самих себе нашим ожиданиям. Может выяснится, что вы вовсе не такие умные, как думали о себе ранее или не настолько харизматичные. Что ж, будьте готовы принять новую информацию о себе самих и гибко менять свои убеждения.

    Лично я заметил, что самые ценные плоды для моего развития вырастали из дискомфорта, диссонанса, когда почва рушилась под ногами, и менялось мое представление о себе. Когда я наиболее остро осознавал собственные недостатки и понимал, что я не такой, каким я себя всегда представлял. И это может быть больно поначалу.

    Старайтесь принять это с любовью, с чувством заботы о самих себе. Никто из нас не идеален. В каждом из нас сидит капризное дитя, объединяющее в себе все наши качества, которые мы боимся или стесняемся в себе признать. Некоторые психологи называют это тенью. Другие «внутренним ребенком». Этот ребенок требует нашего внимания, нашей заботы. Но этот ребенок — часть нас самих, сколько бы мы ее ни отрицали!

    Порой, мы так сильно напрягаемся для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, что забываем об этом ребенке. И это рождает глубокие, скрытые неудовлетворенность, напряжением и фрустрацию. Есть много способов уделить внимание этому капризному, игривому существу, которое сидит в каждом из нас. Американский психолог Эдмунд Борн говорит о следующих методах работы с «внутренним ребенком». Приведу некоторые из них и сам к этому кое-что добавлю:

  7. Проведите целый день или хотя бы часть дня, ничего не делая, без забот
  8. Посмотрите глупую, но смешную комедию
  9. Съездите в увлекательное путешествие в одиночку, поспите под звездами, искупайтесь
  10. Купите новую одежду, которая вам нравится
  11. Пойте! Танцуйте под музыку
  12. Медитируйте
  13. Совершайте длительные прогулки наедине с собой
  14. Примите длительную ванну со свечами под музыку, которую вы любите
  15. Встретьтесь с друзьями и просто проведите время
  16. В середине рабочего дня отпроситесь с работы и съездите… на пляж!
  17. и т.д и т.п.
  18. Я привел эти действия в качестве примера. Вы можете составить собственный список действий для заботы о вашем внутреннем ребенке, если уясните принцип. Тень или внутренний ребенок — это те качества или состояния, которые мы в себе не признаем. Например, мы постоянно в делах и не даем себе право на отдых.

    Или нас сковывает роль серьезного, делового человека, поэтому мы чрезмерно сдержаны в развлечениях, так как боимся выглядеть «глупо». Или же мы лелеем в себе образ «сильной» и «независимой» личности и никогда не позволяем себе маленьких слабостей.

    Но, принимая внутреннего ребенка, мы выходим на время за рамки своей привычной роли, даем себе небольшую, но позволительную разрядку. И самое главное, таким образом мы учимся избавляться от «прожектора общественного мнения!» Мы на время перестаем думать «что о нас подумают окружающие». Мы пускаем это время на то, чтобы побыть самими собой. Нет ничего более полезного для вашей самооценки!

    Уделите вашему внутреннему дитя немного внимания. Если вы перестанете прятать его за ширмой идеалов, также как иные люди, стыдясь, прячут от гостей неприглядную часть собственного жилища. Если откроетесь на встречу ему и сможете полюбить этого ребенка, признать его право на существование, то научитесь принимать себя с большей любовью, с большей теплотой и с большим вниманием.

    nperov.ru

    Самооценка младших школьников

    Самооценкой принято считать комплекс чувств и убеждений человека о самом себе. Роль самооценки школьников состоит не только в отличной учебе, ребенок с чувством собственного достоинства нацелен на успех и в жизни. Здоровая адекватная самооценка — это залог гармоничного развития личности. Неуверенный в себе ученик и во взрослой жизни будет нерешительным.

    Что влияет на становление самооценки младшего школьника?

    Формирование самооценки младшего школьника происходит еще в детсадовском возрасте и завершается к 6-8 годам. В нее можно включить оценку самого себя, своего положения в школьном коллективе, своей деятельности, успеваемость. Исследование самооценки младших школьников показало, что у детей этого возраста слабо развита самокритичность. Это значит, что в любом споре ребенок будет утверждать неправоту только своего оппонента. На становление самооценки влияет хорошая успеваемость в учебе, что помогает завоевать авторитет в классе. Важно умение общаться в коллективе. Стиль воспитания родителей так же влияет на развитие самооценки младших школьников. В семье, где ребенка унижают, обижают, не хвалят, вырастают неуверенные в себе люди.

    Провести диагностику самооценки младших школьников не сложно. Нарисуйте на листе бумаги лестницу из 7 ступеней, пронумеруйте их и попросите ребенка расположить одноклассников таким образом: на 1-3 ступеньках — хорошие ребята, на 4 – ни хорошие, ни плохие ребята, на 5-7 ступенях – плохие. И в конце попросите отметить в этой символической иерархии себя. Если ребенок выберет 1 ступень, то это говорит о завышенной самооценке, 2-3 – об адекватной, 4-6 низкой самооценке.

    Как повысить самооценку школьника?

    Ребенку важно ощущать поддержку в первую очередь от самых родных людей — родителей. Именно взрослые могут улучшить мнение малыша о себе. Итак, несколько советов:

  19. Старайтесь чаще хвалить любимое чадо за малейшие достижения, а также демонстрируйте свою любовь и гордость за него.
  20. Найдите деятельность, в которой ребенок будет успешен – вышивание, рисование, иностранный язык и т.д.
  21. Будьте для ребенка защитой, поддержкой, опорой. Старайтесь всегда быть на его стороне. Зная, что у него имеется надежный «тыл», кроха будет чувствовать себя увереннее.
  22. Расширяйте круг общения вашего ребенка, знакомьте его с детьми ваших знакомых и друзей.
  23. Отдайте его в спортивную секцию или кружок: совместные интересы, борьба за первенство, командный дух способствуют повышению самооценки младших школьников.
  24. Научите малыша говорить «Нет!».

И, самое главное, стараясь повысить самооценку ребенка младшего школьного возраста, родителям необходимо быть хорошим образцом для подражания.

womanadvice.ru

Низкая самооценка: как ее повысить?

Низкая самооценка — как слабый иммунитет: она делает нас незащищенными от ежедневных мелких неудач. Что делать?

Низкая самооценка делает нас более уязвимыми к самым незначительным психологическим уколам, так что даже мелкие неудачи и разочарования могут пробить стены, прорваться через психологические укрепления и глубоко проникнуть в нашу душу. Если наша самооценка невысока, то такие мелочи, как критика начальства или отмена встречи с другом, ухудшают наше настроение гораздо больше, чем должны. Мы начинаем обвинять в происшедшем себя, принимая события слишком близко к сердцу и чересчур медленно приходя после этого в себя. Действительно, низкая самооценка превращает обычный психологический обстрел, которому периодически подвергается каждый из нас, в настоящую осаду. Есть ли способы как-то повысить самооценку?

Но и высокая самооценка влечет за собой свои трудности. У нарциссов колоссальная самооценка и исключительно высокое самомнение. Вместе с тем они легко обижаются и выходят из себя, когда их критикуют, даже если критика незначительная (для таких людей не бывает небольших оскорблений). Раз они так остро реагируют даже на маленькие замечания, немудрено, что им свойственна мстительность: они во что бы то ни стало хотят проучить тех, кто уязвил их раздутое эго. Завышенная самооценка заставляет обвинять других в наших собственных ошибках, игнорировать негативные отзывы окружающих, а также осложняет принятие ответственности за то, что мы сделали. А коль так, то мы рискуем снова и снова совершать одни и те же ошибки, что неминуемо приведет к проблемам на работе и в личной жизни.

Однако при сравнении с другими людьми все мы, независимо от того, высокая у нас самооценка или низкая, считаем себя выше среднего уровня! В то же время по статистике две трети из нас относятся к разряду средних в каждой отдельно взятой сфере (только один человек из шести демонстрирует показатели выше среднего уровня и один человек из шести — ниже среднего). И хотя мы ни за что не желаем быть средними, психологи собрали немало доказательств того, что именно средний уровень самооценки (не слишком высокий и не слишком низкий) — наиболее оптимальный.

Люди с низкой самооценкой часто охотнее слушают отрицательные отзывы, чем комплименты, потому что это больше соответствует их мнению о самих себе. Низкая самооценка наделяет нас поразительной сопротивляемостью положительному опыту и информации. А ведь именно такая обратная связь может восстановить наше чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Но хотя мы нуждаемся в этой информации больше всего на свете, низкая самооценка не дает нам ее принять, а, наоборот, заставляет закрывать уши и даже спасаться бегством. Почему же так происходит? При хронически низкой самооценке чувство собственной никчемности становится частью нашей личности. Мы привыкаем к нему и ощущаем себя с ним вполне комфортно.

Психологам уже давно известно, что информация, которая укладывается в рамки существующего у нас мировоззрения, воспринимается как убедительная, а сведения, значительно расходящиеся с нашими убеждениями, обычно отвергаются. Если мы считаем себя непривлекательными, нам гораздо проще принять комплимент «Сегодня ты неплохо выглядишь», чем «От твоей красоты дух захватывает». Когда люди с низкой самооценкой прослушивают на тренингах позитивные утверждения (или произносят аффирмации), которые сильно расходятся с существующими у них убеждениями, содержащаяся в них информация воспринимается как ложная и отвергается целиком и полностью. Тем самым наша вера в истинность противоположного только крепнет.

Случай 1: Бо и его друзья

Друзья забывали пригласить его на вечеринки, безжалостно критиковали его и при этом имели наглость занимать крупные суммы денег и не возвращать. Бо отчаянно стремился найти женщину, которая стала бы его женой, но и здесь друзья больше мешали ему, чем помогали. Он пытался заговаривать с девушками на вечеринках, но приятели все портили своими шутками о его никчемности.

Когда Бо пришел на сеанс, он рассказал, что находится в сильной зависимости от всевозможных тренингов личностного роста. Дошло до того, что он даже приобрел специальное приспособление, которое корректировало его «мозговые волны» во сне (но единственное, что было скорректировано, — это его банковский счет). Он прослушал огромное количество сообщений, нацеленных на подсознание, таких как «Я достоин только лучшего, и для меня нет ничего невозможного». Но когда женщины опрометчиво делали ему комплименты, считая его милым, добрым и заботливым, он сразу же уходил в себя. «Она ведь совершенно меня не знает! — возмущался он. — Она даже не представляет, какие у меня проблемы!» Затем Бо неосознанно прилагал максимум усилий, чтобы продемонстрировать, каков он «на самом деле», после чего женщины, естественно, уходили.

Почему же он позволял своим друзьям так с ним обращаться? Люди с низкой самооценкой редко идут на конфронтацию и с большим трудом принимают решение о прекращении деструктивных отношений, которые, естественно, приносят им больше вреда, чем пользы. Позиция, которая выражается словами «не до жиру, быть бы живу» или «бери, что дают», не позволяет предпринимать никаких активных действий. Мы убеждены, что установка границ, предъявление требований или заявление о своих ожиданиях — пусть даже вполне разумных и нисколько не завышенных — повлекут за собой немедленное отвержение. Само собой, другие быстро замечают, что мы редко берем на себя инициативу, не любим возражать и протестовать, что в их глазах делает нас менее ценными. Со временем они и вовсе перестают думать о наших чувствах и потребностях.

Проблема Бо заключалась в том, что некоторые друзья действительно могли его бросить, если бы он потребовал уважения к своей личности. Некоторые, но не все. Я постарался объяснить ему, что разговор начистоту станет лакмусовой бумажкой, которая проверит качество его дружеских отношений. Те, кому он не безразличен, согласятся с возражениями Бо и начнут относиться к нему с бо?льшим вниманием и заботой. Те же, кто не готов его понять, не заслуживают звания друзей.

Я сильно сомневаюсь, что все друзья Бо были эгоистами и манипуляторами, хотя, конечно, они вряд ли заслуживали вручения Нобелевской премии мира. Большинство из нас прикладывают ровно столько усилий, сколько требует ситуация. Если небольшой порции заботы и внимания вполне хватает и нам позволено брать, не давая почти ничего взамен, то мы и будем так поступать. Дело не в том, что мы плохие. Просто мы не привыкли делать больше, чем нужно. Если бы от нас требовалось больше, мы старались бы лучше. Это справедливо почти для всех отношений.

Случай 2: Глэдис и ее муж

Глэдис, 40-летняя женщина, пережившая рак груди, также была очень невысокого мнения о себе. Впрочем, в отличие от Бо, она страдала от низкой самооценки не всю жизнь, а только несколько последних лет. Виной всему были тяжелейшие эмоциональные удары, нанесенные ей после постановки страшного диагноза. Когда она проходила курс химиотерапии, от нее ушел муж, причем без всякого предупреждения. Демонстрируя вопиющую жестокость, он вручил ей документы о разводе через посредника, который встретил ее у выхода из больницы в день выписки после двойной мастэктомии.

Когда я встретил Глэдис, она не была похожа ни на героиню, победившую смертельную болезнь, ни на спортсменку, которая в студенческие годы выиграла несметное количество медалей и кубков, ни на веб-дизайнера, создавшего успешный бизнес после развода. Робость, неуверенность в себе и застенчивость — вот что бросалось в глаза в первую очередь.

Она рассказывала: «Сейчас я терплю лишения, потому что мне не платят столько, сколько я заслуживаю. От меня требуют, чтобы я бесплатно делала вещи, о которых изначально речь не шла. К сожалению, обычно я поддаюсь уговорам настойчивых людей. Они давят на меня, и я в конце концов уступаю».

Как лечить психологические раны?

1. Определите свои сильные стороны и настройтесь отстаивать свою ценность

Вопреки тому, что нам часто предлагают произносить позитивные аффирмации о том, чего мы желаем, их польза вызывает сомнения. Наш герой Бо так пристрастился к этому подходу, что ему было сложно его оставить. Но он согласился включить в свои «мантры» активные действия. Например: «Когда я одалживаю кому-то денег, я говорю о том, что их нужно вернуть в срок» и «Если друг расстраивает меня, я имею право выразить недовольство».

Самыми эффективными установками для нас будут те, которые подчеркивают совершенно реальные и наиболее ценные качества нашей личности: нашу надежность, преданность, тактичность и так далее (в противовес позитивным установкам, перечисляющим желанные качества, которыми мы не обладаем). Напоминание себе о собственной ценности, которую не способны перечеркнуть никакие реальные и воображаемые недостатки, немедленно повышает нашу самооценку и сопротивляемость неудачам и отвержение. Есть несколько советов, как повысить самооценку.

Выделите время, чтобы вспомнить и записать свои сильные стороны.

2. Уймите критические голоса в своей голове

1. Все мы переживали неудачи, стыд, унижение и отвержение и ругали себя за это. Выберите одно такое событие и детально опишите, что приключилось и как вы себя чувствовали. Как всякий человек с заниженной самооценкой, вы наверняка при этом сгустите краски.

2. Теперь вообразите, что все это случилось не с вами, а с близким вам человеком. Вам больно наблюдать за его страданиями, поэтому вы решаете написать ему письмо, чтобы он почувствовал себя лучше. Постарайтесь выразить в нем всю свою доброту, понимание и заботу, напишите, что разделяете его чувства, и не забудьте упомянуть, что он заслуживает сопереживания и поддержки.

3. Еще раз опишите то же событие, но теперь только факты, максимально объективно. Скажем, расскажите, как совершили несколько ошибок во время презентации, но не пишите, что коллеги из-за этого потеряли к вам уважение. Как бы они ни отреагировали, надо помнить, что низкая самооценка заставляет нас истолковывать выражения лиц и жесты других людей чересчур негативно.

3. Начните действовать

Подавляющее большинство статей, книг и тренингов, которые обещают избавить нас от ощущения беспомощности и неуверенности в себе, упускают из виду одну вещь: уверенность в себе — это не чувство, а качество. И сформировать его возможно не визуализацией или аффирмациями, а только действием. Необходимо начинать с задачи, решение которой нам не кажется самым сложным. При этом, если мы все-таки потерпим неудачу, ее последствия не должны быть тяжелыми. Нужно сначала собрать как можно больше информации о способах достижения поставленной цели и разработать план, которого мы будем придерживаться.

Расположите все моменты, когда ваша низкая самооценка не позволяет вам отстоять себя, по порядку. Оцените ваши шансы на успех и степень тяжести последствий в случае неудачи. Например, Бо решил напомнить своему другу Тимоти про взятые в долг 2000 долларов. Тимоти обещал вернуть их в течение трех месяцев, но с тех пор прошел уже год. Бо называл его своим «наименее близким другом», поэтому имело смысл рискнуть отношениями и попросить о возврате долга. А Глэдис решила обсудить пару «доработок сайта», которые клиент попросил ее сделать «в нагрузку» без взимания платы. Эти доработки казались ей недостаточно существенными, чтобы клиент отказался от ее услуг, если бы она попросила оплату. Итак, они рискнули действовать. И что же?

Терпение и настойчивость

Следует помнить, что приобретение уверенности в себе — это процесс, а не одномоментное действие. Нам нужно быть готовыми к тому, что не все наши усилия принесут быстрые плоды и что необходимо проявлять настойчивость. Первоначальный план Бо провалился, потому что его приятель перенес беседу на вечер, а потом и вовсе отменил, сославшись на усталость. Когда Глэдис позвонила своим клиентам насчет дополнительной работы, они даже не захотели ее слушать.

Каждая неудача будет учить нас тому, как разрабатывать более эффективный план действий. Бо составил удобный график выплат и направил его Тимоти по почте, приложив чистые конверты со своим обратным адресом. Он старался излагать только факты и ни в чем не обвинял своего друга. В ответ Тимоти извинился и прислал чек на первую часть суммы. Глэдис продолжала электронную переписку с клиентами до тех пор, пока они не согласились заплатить ей за дополнительную работу.

Справившись с первым пунктом из списка, следует использовать прилив сил для решения следующей задачи. Нужно действовать, пока воспоминания об успехе еще свежи! Конечно, должно пройти время, прежде чем наш эмоциональный иммунитет окрепнет, и тогда мы начнем действовать более эффективно. Однако с каждым маленьким триумфом мы становимся все сильнее и сильнее.

Подробнее см. Г. Винч «Первая психологическая помощь» (Попурри, 2014).

Низкая самооценка? Будьте внимательнее к себе

Человек с заниженной самооценкой воспринимает себя как недостойного, некомпетентного, всеми нелюбимого. Как выбраться из омута самокритичных мыслей? Психотерапевт Дебора Уорд предлагает десять решений.

Любовь в социальных сетях: низкая самооценка или большое счастье?

По интернету с завидной периодичностью гуляют забавные рейтинги самых ненавистных пользователей социальных сетей. В топе — пылкие влюбленные, бомбардирующие друзей своими фотографиями поцелуев и объятий по десять раз на дню. Почему нам так необходимо сообщать всему свету о своих чувствах?

www.psychologies.ru

Рекомендации родителям. Как повысить самооценку подростка.

Как повысить самооценку подростка?

Быть родителями – не только почетно, но и хлопотно и ответственно. А быть родителями подростка и вовсе – тяжелое испытание. Еще бы, ведь не зря народная мудрость гласит о том, что маленькие детки-маленькие бедки, а детки – большие бедки. У подростков то со сверстниками проблемы, то любовь первая несчастная, то еще какая беда приключится. И именно родители должны быть рядом, помочь и поддержать свое повзрослевшее чадо.

3324860578485Самооценка подростка – самое уязвимое место. Для подростка типичен углубленный самоанализ, причем, всегда субъективный – он умудряется найти 333 недостатка, причем в большинстве случаев — совершенно вымышленных.

А уж в том случае, если есть реальные недостатки – например, лишний вес, очки или плохая успеваемость в школе – это уже глобальная проблема.

Там где низкая самооценка, всегда различные комплексы. А что может быть хуже для формирующейся личности, чем комплекс неполноценности? Поэтому главная задача родителей – поднять эту самую оценку, оградив тем самым его хрупкую психику от ненужных потрясений.

Как понять, занижена ли самооценка?

К сожалению, далеко не всегда родители понимают, что самооценка их сына или дочки занижена – очень часто подростки все свои переживания тщательно скрывают. А ведь для того чтобы помочь ребенку, необходимо сначала понять, существует ли сама проблема. Внимательным родителям и говорить ничего не нужно – они сами обо всем догадаются. Чтобы облегчить задачу, Вы можете использовать ряд вопросов, которые помогут прояснить ситуацию. Чем на большее количество вопросов вы дадите положительный ответ, тем острее проблема.

Ваш ребенок крайне неохотно идет на контакт со сверстниками, опасаясь быть высмеянным?

Подросток достаточно тревожный и часто поддается панике?

Ребенок отказывается пробовать что-то новое для себя, потому что заранее уверен в неудаче?

Если у него получилось что-то сделать хорошо, ребенок считает, что это случайная удача?

Ваш ребенок зависит от мнения окружающих?

Есть у вашего ребенка пример для подражания среди сверстников?

Ребенок избегает пристального внимания на семейных праздниках?

Подросток отказывается участвовать в школьных мероприятиях?

Прогулке с друзьями ребенок предпочтет вечер в своей комнате?

4188460263525Ребенок никогда или крайне редко и неохотно делится с вами своими успехами, мыслями, тревогами и переживаниями?

Один – два положительных ответа могут быть случайным совпадением, поэтому тревогу поднимать рано – просто понаблюдайте. А вот если положительных ответов три и более – подростку требуется помощь взрослых.

Что делать если самооценка занижена! или

Чего делать ни в коем случае нельзя?

Очень часто, обнаружив низкую самооценку, родители пытаются найти ответ на два известных вопроса – кто виноват и что делать? И мало кому в голову приходит, что в первую очередь в заниженной самооценке ребенка виноваты в первую очередь родители. Необдуманное слово, необоснованное наказание, невинная на ваш взгляд шутка – все это может стать началом серьезных проблем.

Поэтому внимательно изучите то, чего делать ни в коем случае нельзя:

434086031750Не критикуйте ребенка

Критика, конечно, необходима. Но критика исключительно конструктивная! Ни в коем случае не переходите на личность ребенка, даже если он очень сильно вас разозлил. Например, подросток в очередной раз вас ослушался. Чаще все он слышит высказывание ” ты невыносим!”. Замените это высказывание на иное – “твое поведение стало невыносимо”. То есть критика должна быть направлена на нежелательные действия подростка, но не на его личность!

Не скупитесь на похвалу

К сожалению, все мы скоры на расправу, особенно если речь идет о ребенка. А вот похвалы от родителей дождаться не так уж и просто. И очень зря – если вы не будете регулярно хвалить своего ребенка, его самооценка вряд ли будет достаточно высокой. Конечно же, за вымытую за собой тарелку хвалить каждый раз – это перебор. А вот если вы хотя бы раз в неделю отметите, какой у вас помощник, ребенок это обязательно оценит.

Не акцентируйте внимание на недостатках внешности

В подростковом возрасте отношение к своей внешности наиболее критическое. Родители должны быть особо тактичными, когда дело касается внешнего вида подростка. Никакой критики и даже замечаний в шутливой форме – даже если повод имеется. Максимум – очень тактичное замечание, а еще лучше совет.

Не сравнивайте своего ребенка

Очень большая ошибка, которую часто допускают родители – это сравнение своего ребенка с его сверстниками. Особенно если это сравнение далеко не в пользу ребенка. Например, неправильно ребенку, который принес очередную тройку, приводить в пример его одноклассника, который получает одни отличные отметки.

381014605Как помочь ребенку?

Очень часто папа с мамой сетуют, что их подросшее чадо очень отдалилось и замкнулось в себе. Взрослым кажется, что они для подростка теряют былой авторитет. Однако на самом деле это не так! Ребенок все еще очень сильно зависит от вашего мнения, поэтому все в ваших руках.

Следите за внешним видом ребенка

Безупречный внешний вид подростка – это очень важный вопрос, который родители должны держать под контролем. Своевременная стрижка, для девушек – маникюр, модная одежда – да, все это требует немало затрат, но экономить на этом не стоит. Дети – существа жестокие, особенно в подростковом возрасте. Поэтому сэкономленные на джинсах или кофте деньги могут оказаться ценой за душевное спокойствие сына и дочери. Хотя, разумеется, это не значит, что вы должны потакать абсолютно всем капризам.

О стиле одежды – обязательно прислушивайтесь к своему ребенку! Ваши представления о подростковой моде могут очень сильно отличаться от действительности. Позвольте подростку самостоятельно делать выбор вещей. В крайнем случае, слегка подкорректируйте этот выбор – аккуратно и ненавязчиво. Поверьте – если вы сделаете все правильно, повышение самооценки ребенка не заставит себя ждать.

Помогите подростку добиться чего-либо

Помогите найти подростку повод для гордости, ведь он наверняка есть, просто подросток его не видит. В любом ребенке есть искра, главное – разглядеть ее.

Если вам это удастся, очень скоро ребенок заслужит признание и среди сверстников. А вряд ли что-то сможет повысить самооценку лучше, чем это.

Учите ребенка говорить “нет”

410591038100Очень многие люди даже и не догадываются, что самооценку можно повысить сразу на несколько пунктов, если научиться говорить “нет”. Это справедливо и в отношении подростка – если он не может никому ни в чем отказать, он будет чувствовать себя ведомым, что никак не способствует высокому мнению о себе.

Никто из людей, у которых занижена самооценка, не умеет отказывать. Они полагают, что помогая окружающим, он становится более значимым для них. На самом же деле люди просто используют такого “друга-товарища”. Но уважения у них не добавляется. Более того – очень скоро люди начинают воспринимать эту помощь как должное и попросту наглеют. В результате самооценка подростка падает еще ниже. Поэтому необходимо научить ребёнка уважать себя и отказывать, если их пытаются эксплуатировать.

Материальная сторона вопроса

Современная реальность диктует свои правила и помимо одежды у современного ребенка есть и другие потребности. Например, мобильный телефон, плеер, компьютер. Все эти вещи необходимы для нормальной жизни подростка. Так же это еще и вопрос престижа. Но всё в разумных пределах!

Сами уважайте ребенка

Ваш вчерашний малыш сегодня уже вполне взрослый человек. Взрослая личность, со своими желаниями, мнениями и потенциалом, пусть еще и не до конца реализовавшаяся.

И эту личность вы должны уважать, принимать всерьез и считаться с ее мнением.

Ни при каких обстоятельства нельзя позволять себе унижать ребенка.

Важно дать понять ребенку, что вы считаете его взрослым.

-21590186055На семейных советах всегда учитывайте мнение ребенка, периодически интересуйтесь его мнением по поводу того или иного вопроса.

Конечно же, повысить самооценку ребёнка за один день не возможно, но это должен быть не долгий и кропотливый труд, а образ и стиль жизни Вашей семьи.

schoolfiles.net