Что дает высокая самооценка

Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свой­ству — 80. (Приложение 1)

Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивиду­альных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности пси­хологическому стрессу есть состояние переживания человеком объек­тивно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает от­рицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до лич­ностной.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питае­мая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессив­ность как готовность к агрессивному поведению, в частности направ­ленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного по­ведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационцой толерантности) личности к неблаго­приятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и воспри­ятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособ­ность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки:

· до 30 баллов – низкий показатель;

· 31 – 45 – умеренный показатель;

· 46 и более баллов – высокий.

2.2. Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной. Методика позволяет соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. В методике предложена шкала личной тревожности, состоящий из двадцати утверждений, при ответе на которые, респонденту предлагается оценить утверждения по 3-х бальной шкале. (приложение № 2).

При интерпретации показателей использовались следующие оценки тревожности:

· до 30 баллов – низкая тревожность;

· 31 – 45 – умеренная тревожность;

· 46 и более баллов – высокая.

Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов.

2.3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса — Дарки)

В исследовании нас интересовала мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Опросник Басса – Дарка позволяет определить уровень таких деструктивных тенденции, что дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявление открытой мотивационной агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (приложение № 3).

Агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно — потребностной сферы личности. Поэтому опросник Басса – Дарка используется, в данном исследовании, в совокупности с личностным тестом психических состояний Спилберга.

В предложенных шкалах:

· физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

· косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная;

· раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

· негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

· обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

· подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

· вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия угрозы);

· чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, ощущаемые им угрызения совести.

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Нормой агрессивности является величина ее суммарного индекса, равная 21 +/- 4 баллов.

Нормой враждебности – 7 +/- 3 баллов.

2.4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

Характерные симптомы изменений самочувствие отчетливо проявляется при разных состояниях индивида – например, утомлении, напряженности, стрессе. Активность проявляется в творчестве, волевых актах и общении. А в зависимости от степени осознанности причин, вызвавших конкретное настроение, оно переживается либо как нерасчлененный общий эмоциональный фон, либо как четко идентифицированное состояние. Опираясь именно на вышеизложенные факты мы посчитали необходимым включит в исследование тест «САН».

Данный опросник основывается на самооценке своего состояния по предлагаемым 30 парам противоположных характеристик на которые предлагается ответить респонденту (приложение № 4).

При подсчет крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом учитывается, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории (самочувствие, активность, настроение), и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Средний балл шкалы равен – 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 – свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов.

Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 146 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Что дает высокая самооценка

В некоторых случаях человек не видит своих достоинств и циклится на пороках. Тогда ему точно необходим тренинг повышения самооценки. Но бывает несколько иначе, когда самооценка занижается по вполне объективным причинам…

Самооценка – это область расчетов, а не эмоциональное состояние. Расчет может быть или правильным, или неправильным. Низкая самооценка – это следствие неправильных расчетов, а высокая самооценка – следствие правильных расчетов.

Вокруг сейчас только и слышишь: низкая самооценка, высокая самооценка, завышенная самооценка и заниженная самооценка. Такое ощущение, что люди только и заняты тем, что с утра до вечера себя «самооценивают» и «самоуверяются» в собственных силах. А самое интересное, что мало кто может дать простой и понятный ответ на вопрос: а зачем она вообще нужна, эта самооценка? Измерить, или же, правильнее сказать, оценить вашу самооценку, – это пожалуйста, уж извините за тавтологию. У вас низкая. А у вас — повыше. А вот у вас, батенька, чрезмерно завышенная! А теперь все бегом на тренинг по улучшению самооценки!

Тренинг — дело хорошее, но прежде чем что-то улучшать, не плохо бы понять, а что именно улучшать будем?

— Доктор, меня все называют козлом, и поэтому у меня низкая самооценка, что мне делать.

— Конечно, идти на тренинг по улучшению своей самооценки! Там вам сто раз скажут, какой вы хороший и замечательный человек, и ваша самооценка возрастет со страшной силой.

Самооценка помогает достичь цели

Есть три вида оценочного суждения, два из которых мы уже затронули. Перечислим их все: это смотреть на мир (оценка и реакции), это смотреть на себя самого (самооценка и перераспределение ресурсов), и, наконец, смотреть на себя и ситуацию в целом глазами третьего (прогноз и действие).

Это наша способность видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, и выстраивать свои реакции в зависимости от того, что воспринимают органы чувств. Так как в первооснове оценки лежит выживание, то первейшая ее задача – видеть опасность и угрозу, и реагировать на нее тем или иным образом.

Самооценка: что такое и зачем?

Два оппозиционно настроенных козлика столкнулись на узкой тропке, чтобы раз и навсегда разрешить весенний вопрос о любовном интересе к козочке. Так как козочка просто подчинится выбору более сильного, то козлики решают выяснить, кто из них сильнее, в честной козлиной схватке. Они угрожающе направляют рога, бьют землю копытцами и всячески дают понять друг другу, что сейчас они как следует покажут друг дружке козью морду.

Иногда бывает так, что они бьются долго и упрямо, а иногда и так, что стоит лишь одному с кличем, – мочить козлов! – бросится в атаку, как его противник перепугается и сбежит с поля боя. Может быть, бывает и еще как-нибудь, но в нашем рассказе это совершенно не важно.

А важно, например, то, что козлики хорошо видят рога друг у друга, но совершенно при этом не знают, какие рога есть у них самих. И, может быть, там совсем не рога воина, а маленькие и чахлые рожки? А мужики и не знают, как говорится! Зеркала нет, посмотреть и прикинуть, – а хватит ли рогов для честного боя? Да и ума нет, чтобы приобрести какое-то понимание собственной силы и значимости.

umapalata.ru

Самооценка младшего школьника, формирование самооценки ребенка

Самооценка играет основную роль в мотивации ребенка и достижении успехов в школе, спорте и социальных отношениях, а также его устойчивости (способности быстро восстанавливать физические и душевные силы).

Самооценка влияет на то, начнет ли ребенок злоупотреблять алкоголем или наркотиками, рано ли начнет вести половую жизнь, а также на его восприимчивость к болезненному или негативному давлению со стороны сверстников.

Самооценка и чувство собственного достоинства появляются у детей еще в раннем детстве. Практически с самого начала некоторые дети узнают о себе много хорошего, испытывая при этом положительные эмоции, обретая тем самым чувство собственной важности и достоинства. Они способны признавать и ценить собственные таланты, достижения и свой внешний вид. Они также способны адекватно оценивать свои недостатки и ошибки, понимая, что случайная неудача — это неотъемлемая часть жизни и процесса обучения.

Но другие дети испытывают совсем иные чувства. Им внушили чувство несоответствия ожиданиям и собственной неполноценности, после чего они поверили в то, что не способны чего-либо достичь либо изменить в своей жизни. Такие дети могут быть замкнутыми и недоверчивыми, они отрицательно относятся к пристальному публичному вниманию, опасаются того, что не смогут справиться с ситуацией.

Что такое самооценка ребенка школьного возраста?

По определению, самооценка — это то, как человек ощущает себя; иными словами, собственные мысли и чувства в отношении себя самого и своей способности достичь чего-либо очень важного для себя в жизни. Самооценка не ограничивается лишь собственным восприятием и надеждами ребенка — немаловажное значение имеют также и восприятие и надежды важных для ребенка людей, то есть то, какое мнение и отношение к нему существуют со стороны родителей, учителей и друзей. Чем ближе самовосприятие (то, каким он сам себя ощущает) ребенка к идеалу, который он для себя имеет (то, каким ему хотелось бы быть), тем выше его чувство собственного достоинства или самооценка.

Самооценка развивается вследствие взаимодействия биологических, врожденных особенностей ребенка (таких как темперамент, умственные способности, физические характеристики) с оказывающими влияние факторами окружающей среды и обстановки (такими как стиль воспитания родителей и их финансовое положение, а также его взаимоотношения с другими взрослыми и сверстниками). Уже в первые месяцы жизни у ребенка начинает проявляться чувство собственного «я», концепция собственной личности, а также чувство уверенности в овладении определенными аспектами окружающей его среды. К примеру, младенец очень быстро начинает понимать, что плач или улыбка вызывает незамедлительную и, будем надеяться, положительную реакцию одного из родителей, которая помогает укрепить его чувство доверия, защищенности, контроля над ситуацией и собственной важности. По мере того как ребенок проходит стадии раннего детства и дошкольного возраста, его самооценка продолжает формироваться в большинстве своем под влиянием вербальной и невербальной реакции родителей на ребенка: их похвалы и критики, улыбок и других проявлений эмоций, взаимных объятий. Другими важными факторами влияния служат уровень независимости и чувство собственной уверенности в своей способности достигать поставленные цели. В более зрелом возрасте подростку необходимо испытывать положительные эмоции по отношению к самому себе для того, чтобы самостоятельно устроиться в жизни за пределами семьи. Сюда относятся определенные успехи в школе и успешное взаимодействие со сверстниками. В этом возрасте самооценка ребенка оказывает основное влияние на его достижения, социальное взаимодействие и эмоциональное состояние как в детстве, так и во взрослой жизни.

Самооценка ребенка может меняться день ото дня либо от ситуации к ситуации, хотя по прошествии многих лет самооценка становится более устойчивой. В целом ребенок будет искать такие занятия и взаимосвязи, в которых он чувствует себя успешным, которые могут выступать в роли амортизатора против стресса и помогут ему обрести положительное чувство благополучия, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо. Подросток с высокой самооценкой ощущает себя талантливой личностью, которая способна ставить реальные цели и достигать их. Ребенок с низкой самооценкой зачастую будет останавливаться на удовлетворительных результатах и достижениях в классе и в дальнейшей жизни. Такие дети могут испытывать чувство стыда, угнетенности и несостоятельности, поскольку им не хватает каких-то удовлетворительных достижений в жизни и они не могут заслужить признания и уважения окружающих. В то же время дети с низкой самооценкой чаще пытаются соответствовать своим сверстникам и стремятся добиться их одобрения, повторяй их модели поведения и принимая их ценности для того, чтобы получить признание, почувствовать себя одним из них и обрести чувство собственного достоинства. Поведение и ценности, которым следует ребенок, могут быть как положительными и разумными, так и прямо противоположными.

У некоторых детей имеются особые проблемы, которые еще сильнее затрудняют развитие у них достаточно высокой самооценки. У ребенка могут быть физические недостатки, хронические заболевания, неспособность к обучению либо сложности с концентрацией внимания. Также дети могут страдать от дискриминации из-за национальности либо религиозной веры. Такие стрессовые воздействия сложившейся окружающей и социальной среды, как бедность, невнимание родителей, алкоголизм либо нездоровое соперничество между детьми могут подорвать самооценку ребенка. Но и в этом случае у таких подростков может развиться положительная самооценка, разве что необходимость достижения поставленных целей и получение одобрения и положительной оценки родителей и других окружающих людей играет намного более важную роль, чем для ребенка, не имеющего подобных проблем.

Кроме того, некоторые дети кажутся очень жизнерадостными, у них более позитивный взгляд на окружающий мир, чем у их сверстников. Это дети, которым пришлось столкнуться и пройти через тяжелые испытания, справиться с неудачами и сложными задачами и которые стремятся заслужить положительную реакцию (любовь, восхищение, уважение) со стороны взрослых. Впоследствии они с готовностью будут исследовать новые ситуации и показывать способность гораздо легче адаптироваться к возникающим изменениям. Если взаимодействие темпераментов ребенка и его родителей достаточно положительное и если родители возлагают на детей ожидания, с которыми они в состоянии справиться, их самооценка при этом только повышается. Даже столкнувшись с испытаниями, такие дети справляются с ними, а их самооценка не становится ниже. Такие дети кажутся неуязвимыми.

Вы знаете собственного ребенка лучше, чем кто-либо, и должны заметить у него симптомы проявления — в поведении и словах — проблем, связанных с низкой самооценкой. Тем не менее в некоторых случаях вы можете быть чересчур близки к ребенку либо у вас^могут возникнуть сложности с тем, чтобы увидеть мир глазами ребенка. В таких случаях помощь могут оказать учителя, репетиторы, родственники и друзья.

Основные составляющие высокой самооценки ребенка

Уделите некоторое время обдумыванию того, как ваш ребенок справляется со своими успехами и неудачами. Многие дети с низкой самооценкой могут объяснять свой успех в жизни простой удачей, судьбой либо другими обстоятельствами, которые неподвластны их собственному контролю, тем самым разрушая чувство уверенности в себе и снижая шансы достижения успеха в будущем. В случае, если такие подростки совершают ошибку либо терпят неудачу, они также могут искать причину этого где-то на стороне, но не в самом себе (к примеру, они могут объяснять это следующим образом: «Сегодня просто неблагоприятный день» или «Я просто не нравлюсь учителю»). Вследствие этого таким детям сложнее создавать новые и более успешные стратегии своих действий либо обращаться за помощью или советом.

Что можно сказать о ребенке с высокой самооценкой? Такие дети, вероятно, рассматривают свои успехи в основном как результат собственных достижений и способностей. У ребенка развито чувство самообладания, и в случае, когда ребенок сталкивается с трудностями, у него появляется мотивация добиваться лучших результатов. Ребенок принимает свои ошибки, осознавая при этом, что ему необходимо что-то изменить и приложить большие усилия. Такие дети не обвиняют в своих неудачах окружающих.

Для здоровой самооценки детям необходимо развить в себе некоторые или лучше все перечисленные качества.

  • Защищенность. Ваш ребенок должен чувствовать себя защищенным как в настоящий момент, так и в будущем («Кем я стану в будущем?»).
  • Привязанность. Подросток должен чувствовать, что его принимают и любят окружающие его люди — в первую очередь члены семьи, а также друзья, одноклассники, ребята из спортивной секции, служители церкви и даже соседи и другие члены общества. Без одобрения или отождествления с этими группами ребенок может чувствовать себя отвергнутым, одиноким и брошенным на произвол судьбы без «дома», «семьи» или «общества по интересам».
  • Целеустремленность. У ребенка должны быть цели, благодаря которым у него появляется целеустремленность и он обретает направление для дальнейшей деятельности, а также правильный путь для направления своей энергии на новые достижения. Если у ребенка недостаточно развито чувство целеустремленности, он может испытывать скуку, бессмысленность существования и даже возмущение от того, что его насильно пытаются подтолкнуть в определенном направлении — вы либо кто-то другой.
  • Компетентность и гордость. Ваш ребенок должен испытывать уверенность в своей способности справляться с жизненными трудностями. Это ощущение собственной силы развивается после успешного опыта в ситуациях, где ребенок смог самостоятельно справиться с возникшими сложностями, проявив при этом незаурядное творчество и получив определенные результаты. При развитии у ребенка таких качеств, как компетентность и уверенность в себе, критическим моментом является возложение на него соответствующих ожиданий — не слишком высоких, но ц- не низких. Если вы чересчур оберегаете своего ребенка, если он слишком сильно зависит от вас либо же если вы возлагаете на ребенка ожидания, с которыми он не в состоянии справиться, он мо^ет испытывать беспомощность и неспособность контролировать жизненные обстоятельства.
  • Вера. Вашему ребенку необходимо испытывать чувство веры в вас и себя самого. Для того чтобы помочь ребенку обрести это чувство, вам необходимо выполнять обещания, оказывать поддержку и помочь ребенку стать человеком, заслуживающим доверия. Это значит, что вы должны верить в своего ребенка и относиться к нему как к человеку, заслуживающему уважения.
  • Ответственность. Дайте ребенку возможность показать, что он способен сделать. Позвольте ему браться за выполнение различных заданий без постоянного контроля с вашей стороны. Это послужит выражением вашего доверия: вы тем самым позволяете ему самостоятельно справиться с заданием, демонстрируя свою веру в его силы.
  • Соучастие. У вашего ребенка будет развиваться чувство собственной значимости и обязательности, если вы предоставите ему возможность принимать участие и вносить свой вклад в тот или иной вид деятельности. Дайте ребенку понять, что его мнение и вклад учитываются окружающими.
  • Принятие реальных решений и совершение выбора. У вашего ребенка возникнет чувство того, что он способен разрешать и контролировать события, если он сможет выносить либо влиять на вынесение решений, которые кажутся ему важными. Совершение подобного выбора и принятие решений должны соответствовать его возрасту и способностям, а также семейным ценностям.
  • Самодисциплина и самообладание. По мере того как ребенок старается добиться и получить большую независимость, ему необходимо чувствовать, что он может добиться этого самостоятельно. Если вы будете давать ему перспективные оценки, руководства к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок начнет вдумываться, рассуждать, находить решения проблем и обдумывать последствия поступков, которые он может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста ребенка.
  • Ободрение, поддержка й вознаграждение. Ребенку необходимо не только достигать результатов, но и получать положительную ответную реакцию и чувство признания — донесение до него того, что он все делает правильно, 9 окружающие им довольны и он Достигает поставленных целей. Поддержите и похвалите ребенка не только за то, что он достиг цели, но и за приложенные усилия и даже за едва заметные изменения в лучшую сторону («Мне понравилось то, как ты спокойно ждал своей очереди», «Хорошая попытка! Ты не перестаешь стараться!», «Молодец!»). Выразите свою реакцию ребенку как можно скорее, чтобы укрепить его самооценку и помочь ему связать ваши комментарии с тем, в чем именно он достиг успеха.
  • Признание ошибок и неудач. Ребенок не должен испытывать чувство Поражения, если он совершает ошибки либо терпит неудачу. Объясните ему, что такие затруднения и неудачи являются неотъемлемой частью его жизни и процесса обучения, дайте ему понять, что столкнувшись с такими трудностями, он может научиться чему-то новому или извлечь определенную пользу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши поддержка и положительная реакция, а также признание приложенных ребенком усилий пересилили чувства неудачи, вины либо стыда, которые может испытывать ребенок; он по-прежнему должен иметь мотивацию и надежду. Кроме того, постарайтесь проявить реакцию («Если ты бросишь мяч вот таким образом, то все получится»), которая не будет иметь негативной окраски или выражать ваше недовольство («Ты такой неуклюжий!», «Так у тебя никогда не получится»).
  • Чувство собственного достоинства внутри семьи. Самооценка ребенка изначально формируется внутри семьи, и поэтому огромное влияние оказывает на нее отношение и восприятие самой семьей. Некоторые из приведенных ранее комментариев в процессе формирования самооценки ребенка относятся именно к семье. Помимо этого помните: чувство гордости семьей является неотъемлемой частью самооценки, которую можно поддерживать и сохранять различными способами, включая принятие участия либо вступление в деятельность общества, отслеживание семейного наследия и генеалогического древа либо уход за престарелыми членами семьи. Семья дружна, когда ее члены сосредоточивают внимание на сильных сторонах каждого из членов, избегают излишней критики в адрес друг друга и выступают в защиту друг друга за пределами семьи. Члены одной семьи верят в свои силы и доверяют другим членам, с уважением относятся к индивидуальности каждого и проявляют заботу друг о друге. Они всегда находят время, чтобы провести его в кругу семьи, будь то праздничные дни, особые события либо же просто совместное времяпрепровождение.
  • Что касается вашего ребенка, то получив однажды определенный опыт, он выработает собственную реакцию на последующие события, что либо повысит, либо разрушит его самооценку. К примеру, если у ребенка плохая успеваемость в школе, это может стать причиной разочарования и неуверенности в себе. А чтобы предупредить возникновение дальнейших неудач и огорчений, ребенок может прилагать меньшие усилия и не выполнять домашних заданий, что в свою очередь приведет к непониманию следующих тем предмета и повлечет за собой большие сложности с самооценкой. Если это оставить без внимания, то ситуация может превратиться в повторяющийся цикл, который заставит ребенка чувствовать, думать и вести себя как человек, ничего не добившийся в жизни, и в дальнейшем придерживаться этого сложившегося представления о самом себе.

    Но этот цикл может действовать и положительным образом. Если ребенок хорошо справляется с заданиями и его успех признан окружающими, его вера в собственные силы возрастает, у него появляется мотивация для того, чтобы прилагать еще большие усилия и достигать большиих успехов по мере того, как он получает удовлетворение и заслуженное вознаграждение за свои достижения. После этого успехи ребенка лишь возрастут, вселяя в него еще большую уверенность в том, что он способен контролировать собственную жизнью. По мере того как ребенок будет продолжать свой .путь, а собственное стремление улучшить свои результаты будет ему в этом помогать, он продолжит стараться и достигать успехов, а его чувство уверенности в себе от этого только вырастет. Вскоре он начнет чувствовать, думать и вести себя именно так, как требует того его самооценка.

    Помните: на протяжении всего детства ваш подросток и его отношение к самому себе будут формироваться исходя из ваших собственных надежд и ожиданий, а также реакции на его поступки. Если ребенок принесет домой дневник, в котором будут только четверки, и вы при этом похвалите его за старания и усердие, он, вероятно, будет чувствовать удовлетворенность самим собой и теми успехами, которых он смог достичь. Тем не менее, если вы при этом выразите свое разочарование такими комментариями, как: «А почему у тебя не пятерки по математике и правописанию?», самооценка ребенка от этого пострадает, даже несмотря на то, что оценки в дневнике не изменятся. Ваша реакция и сказанные вами слова имеют определенную силу.

    Признаки низкой самооценки школьника

    Приведенные ниже признаки помогут вам выявить наличие у ребенка низкой самооценки. Они могут служить повседневной реакцией на то, как ребенок взаимодействует с окружающим его миром, либо же они могут проявляться лишь в определенных ситуациях. Если эти признаки превратятся в постоянно повторяющуюся модель поведения, вам следует начать серьезнее относиться к этой проблеме.

  • Ваш ребенок избегает выполнения задания либо решения проблемы, даже не попробовав справиться с ней. Зачастую это сигнализирует о его боязни неудачи либо наличии у него чувства беспомощности.
  • Вскоре после начала выполнения задания или игры ребенок выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи.
  • Если ребенок чувствует, что может проиграть либо же проявить себя как слабый игрок, он начинает жульничать или привирать.
  • У ребенка проявляются признаки регресса: он начинает вести себя как маленький ребенок либо дурачиться. Такое поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком — тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления.
  • Ребенок начинает руководить, выдавать распоряжения либо же, напротив, проявляет упрямство — все это способы скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами.
  • Ребенок находит себе оправдания («Учитель глупый») либо преуменьшает важность событий («Мне все равно не очень понравилась эта игра») — эти объяснения он использует для того, чтобы переложить вину либо на других людей, либо же на внешние силы.
  • Оценки в школе стали хуже либо ребенок потерял интерес к прежним увлечениям.
  • Ребенок избегает общения с людьми, меньше общается с друзьями или не общается совсем.
  • У ребенка случаются частые смены настроения: он демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий.
  • Ребенок отпускает в свой адрес критические замечания типа: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Все это моя вина» либо «Все умнее, чем я».
  • Ребенок не способен принять ни критику, ни похвалу.
  • Ребенка начинает слишком сильно беспокоить мнение о нем других людей либо он становится слишком ранимым.
  • Ребенок легко поддается негативному влиянию сверстников: он принимает и повторяет их поведение и пренебрежительное отношение к школе, прогуливает уроки, ведет себя дерзко, начинает воровать в магазинах либо пробует курить, употреблять алкоголь, наркотики.
  • Ребенок либо всегда готов помочь с домашними делами, либо же, напротив, помощи от него не дождешься.
  • Если ребенок нуждается в помощи

    Наиболее значимая составляющая самооценки формируется благодаря успеху в выполнении задач, решении проблем и достижению поставленных целей. Детям необходимы пристальное наблюдение и предоставление возможностей для того, чтобы оправдать надежды окружающих его взрослых. Поскольку период среднего подросткового возраста — это время усиленных стараний, способности и уверенность ребенка в себе растут по мере достижения успехов при решении проблем и овладении новыми видами деятельности. Наградой за достижение раннего успеха и уверенности в своих способностях являются высокая самооценка и обретение чувства собственного достоинства.

    Если вы и/или ваш педиатр либо другие специалисты приходите к выводу, что вашему ребенку требуется помощь в отношении его самооценки, начните с некоторых шагов с вашей стороны. Вы можете стать наиболее влиятельным человеком, который сумеет вновь направить формирование самооценки ребенка в правильное русло.

    Прежде всего составьте краткий обзор различных составляющих самооценки, описанных в данной главе, которые помогут вам определить и лучше понять особые нужды вашего ребенка, после чего вы сможете разработать некоторые методики и найти необходимые решения. Если проблемы подростка не слишком серьезны и у вас с ним сложились хорошие взаимоотношения, вы сможете вступаться за него при различных обстоятельствах. Не пытайтесь оградить ребенка от сложных ситуаций — вместо этого помогите ему справиться с ними так, чтобы на этот раз был достигнут больший успех, чем раньше. Помогите ребенку справиться с имеющимися проблемами (например сложностями с чтением либо той или иной наукой в школе). Помогите ребенку определить, что»ему хотелось бы изменить либо какие способности развить, после этого вместе с ним ставьте достаточно высокие, но реальные цели, составьте график того, что необходимо сделать, чтобы их достичь.

    Для достижения этих целей разработайте с ребенком план его действий. К примеру, если цель состоит #том, чтобы улучшить технику чтения, ребенку необходимо будет принять на себя обязательство проводить дополнительное время за чтением книг, начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая это время. Учителя, члены семьи и, возможно, репетитор должны оказать подростку помощь и поддержку. Но в то же время не пытайтесь сами всем руководить, внося в этот процесс собственные директивы — вместо этого постарайтесь предоставить ребенку возможность самостоятельно контролировать и отвечать за ситуацию. Это поможет ему почувствовать уверенность в своих силах, укрепит его веру в себя и позволит вам показать свое уважение к нему.

    В то же время постарайтесь найти другие сильные стороны ребенка и опираться на них. К примеру, убедитесь в том, что у ребенка есть возможность для того, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности, который у него хорошо получается. Выделите то, что дает ребенку ощущение гордости и удовлетворения, взращивайте его умения, помогите ребенку развиваться в данном направлении, позвольте ему-оценить свои достижения. Такая практика лучше, чем любые слова, докажет ребенку то, что он способен достигать поставленных целей.

    Помимо этого постарайтесь расширить интересы и способности ребенка. Если ему станет скучно, его настроение может перейти в апатию и безразличие, у него появится склонность жаловаться на судьбу. А новые познания, напротив, могут лишь усилить его мотивацию.

    Самооценка ребенка может укрепиться благодаря поддержке и получению одобрения со стороны других членов семьи.

    В последующие недели время от времени оценивайте чувства ребенка по отношению к самому себе. Если вы по-прежнему отметите проблемы с его уверенностью в себе либо самооценкой, попробуйте повторить некоторые виды вмешательства в его жизнь, о которых говорилось ранее, если они покажутся вам подходящими, либо немного измените их. Если же ребенок не достигает никаких результатов, постарайтесь найти альтернативные методики и при этом постоянно давайте ребенку понять, что вы по-прежнему верите в его возможности достичь желаемых результатов. Если возложенные на ребенка надежды и поставленные вами цели слишком сложны для него, попробуйте несколько изменить их. Когда ребенок в конечном счете достигает поставленной цели, обязательно похвалите его, и если ситуация позволяет, поощрите его: это может быть денежное вознаграждение, подарок либо особые привилегии. Убедите ребенка в том, что вы верите в него и не сомневаетесь в его способности достигать поставленных целей. По мере того как будут накапливаться его старания и достижения, ребенок начнет чувствовать стимул и мотивацию для дальнейших достижений, а его чувство уверенности в себе будет лишь расти.

    Вот некоторые дополнительные рекомендации.

  • Проводите с ребенком время. Найдите занятия, которыми вы сможете заниматься вместе и благодаря которым он сможет достичь успеха. Это должно быть интересно ребенку, и в таких играх не должно быть победителей и проигравших. Посещайте футбольные матчи и музыкальные концерты, в которых принимает участие ваш ребенок. Дайте ребенку понять, что он вам небезразличен, а также небезразличны и достигнутые им результаты. Проводя время с ребенком и отдавая ему свою энергию, вы тем самым проявляете свою любовь и одобрение.
  • Относитесь к ребенку как к личности. Поспособствуйте его самовыражению, выслушивайте его, не критикуя, принимайте его чувства, относитесь к нему с уважением.
  • По возможности позволяйте ребенку принимать решения и брать на себя обязательства. Покажите, что вы верите в него.
  • Создайте близкие родственные отношения внутри семьи и дайте ребенку почувствовать, что он является ее частью и вносит свой вклад.
  • Не пытайтесь перетянуть ребенка на свою сторону и не втягивайте его во взрослые разговоры или семейные/супружеские конфликты, которые могут вызвать у него стресс. Постарайтесь свести к минимуму беспокойство ребенка, связанное с критическими моментами или изменениями в его жизни, по возможности стараясь обеспечить ему состояние постоянства и стабильности.
  • Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок помогал окружающим его людям: он может стать скаутом или участником подобной программы, что несомненно усилит его чувство общности, причастности к окружающему его миру, а также чувство собственной значимости и важности.
  • Научите ребенка хвалить себя самого. Он должен испытывать чувство гордости за свои достижения.
  • Расскажите ребенку о том, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный, не ставя ему при этом каких-либо условий или проводя какие-либо связи. Хотя ваши Действия как родителей косвенно передают вашу любовь к ребенку, им все-таки необходимо слышать такие слова, как «я тебя люблю».
  • Повышение самооценки ребенка происходит не сразу: это длительный процесс, на который могут потребоваться месяцы и годы. Тем не менее, если ребенок не реагирует на ваши попытки помочь ему, и серьезные проблемы, вызывающие беспокойство, по-прежнему остаются, поговорите с педиатром о получении необходимой помощи специалистов.

    Вне зависимости от степени самооценки ребенка ваша цель заключается в том, чтобы помочь ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе. Уделяйте внимание чувствам и ощущениям ребенка, замечайте и оценивайте его старания и достижения, уступайте в мелочах и оказывайте поддержку в сложных ситуациях. Принимайте ребенка таким, какой он есть, помогите ему испытывать только положительные чувства по отношению к самому себе и к личности, которая из него вырастает. Помните: самым важным фактором в формировании самооценки ребенка служит присутствие в его жизни взрослого, который способен показать свое уважение и одобрение, который оказывает ребенку поддержку, этим самым утверждая: «Я верю в тебя».

    www.sweli.ru

    Здоровый образ жизни

    • Светлана к записи Монодиеты: польза или вред
    • Ксения Струк к записи Повышение самооценки ребенка (часть 1)
    • Ирина Ксён к записи Обзор диет
    • Мясные рецепты к записи Здоровое питание
    • Мясистая Светлана к записи Повышение самооценки ребенка (часть 2)
  • Адекватная самооценка является одной из составляющих здорового образа жизни , об этом мы говорили в одной из статей. Давайте теперь посмотрим какая может быть самооценка?

    Как ни странно у большинства людей самооценка сильно занижена. Многие недооценивают свои реальные возможности и думают о себе хуже, чем они есть на самом деле.

    Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

    В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

    Что дает адекватная самооценка?

    Люди с высокой самооценкой ценят свою индивидуальность, развиваются во всех сферах своей деятельности, радуются достигнутым успехам, поражения же воспринимают как ценный опыт. Такие люди уверенны в себе и своих силах, они без особого труда принимают решения, не боятся перемен. Человек с адекватной самооценкой ставит себе цели в жизни, и уверенно идет к ним.

    Высокая самооценка – это качество успешных людей, счастливых людей живущих в гармонии с собой.

    Низкая самооценка, откуда она?

    При низкой самооценке человек не уверен в себе , он робок, застенчив, стеснителен, боится высказать свое мнение, часто испытывает необоснованное чувство вины. Такой человек легко внушаем, всегда прислушивается мнению со стороны, боится критики. Боится осуждения и неодобрения со стороны окружающих, боится принять «неправильное» решение, поэтому зачастую не принимает никаких решений. Человек считает себя неудачником, не видит и не ценит свои хорошие качества.

    Чаще всего низкая самооценка формируется в детстве , благодаря особенностям воспитания , при котором ребенка постоянно упрекали, обвиняли, всячески показывали свою неуверенность в его успехе, преувеличивали недостатки и преуменьшали или полностью игнорировали его достоинства.

    Самооценка может снизиться и во взрослой жизни, и произойти это может из-за негативного окружения, различного рода стрессовых ситуаций, личных потерь. Когда человек воспринимает неудачи и поражения не как полученный опыт, а как свои личные отрицательные качества.

    На снижение самооценки может повлиять сравнение себя с другими людьми, стремление быть совершенным во всем.

    Завышенная самооценка

    Если родители всегда восхищаются ребенком, переоценивают его способности, то ребенок может вырасти с завышенной самооценкой, которая может сохраняться на протяжении всей жизни, но может и резко перейти в заниженную самооценку, под влиянием внешних факторов.

    Люди с завышенной самооценкой переоценивают свои реальные возможности. Считают, что окружающие их необоснованно недооценивают, из-за этого и относятся к окружающим недружелюбно, высокомерно, надменно, а порой и агрессивно. Такие люди пытаются доказать всем вокруг, что они самые лучшие, а другие – плохие. Считают, что превосходят во всем остальных людей, и требуют постоянного признания своего превосходства.

    С такими людьми неприятно иметь дело.

    Как начать оценивать себя адекватно мы рассмотрим в следующей статье .

    kolentionok.ru

    Влияет ли самооценка на поведение человека? Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей

    Каждый человек в определенный период своей жизни начинает оценивать себя. Самооценка может меняться в зависимости от жизненных обстоятельств либо в положительную сторону, либо в отрицательную. Говоря о самооценке, все понимают, что имеется в виду, но объяснить это словами не всегда возможно. Она имеет довольно много сторон и оттенков: представление о себе, отношение к себе, чувства и прочее. Психологов всегда интересовало, влияет ли самооценка на поведение человека, поэтому они досконально разбирались в этом вопросе.

    Почему нужно верить в себя?

    Отношение людей к человеку в немалой степени зависит от того, как он сам воспринимает себя. Если он уверен в своих силах и испытывает уважение к себе, окружающие будут относиться к нему аналогично. Когда человек не любит себя, глупо и неразумно ждать любви от посторонних людей.

    Как показывает жизнь, человек с низкой самооценкой старается общаться с такими же людьми. Это дает ему иллюзию самоутверждения, но на самом деле внутренняя неуверенность и неудовлетворенность только увеличивается.

    Психологи уверены, что человек с устойчивой и положительной самооценкой может многого добиться в жизни и достичь гармонии.

    Чем опасна низкая самооценка?

    Ответ на вопрос: «Влияет ли самооценка на поведение человека?» — однозначно положительный. Между тем, как человек относится к себе, и качеством его жизни есть прямая связь. Люди, которые относятся к себе без должного уважения и считают себя ничтожествами, уверены, что их жизнь также не достойна того, чтобы делать ее лучше. Иногда ситуация меняется, если человек начинает прикладывать усилия и менять привычный уклад. Психика устроена таким образом, что, чем больше человек делает, тем сильнее он это ценит.

    Что дает внутренняя уверенность в себе?

    Человек, который уверен в себе, имеет свою позицию и умеет ее отстаивать. Он полагается только на себя, хотя и не боится доверить определенное дело окружающим. Уверенный в себе человек не боится перемен и всегда старается улучшать свою жизнь. В отличие от недовольных собой людей, он берет на себя ответственность за все свои слова и поступки.

    Люди с положительной самооценкой, как правило, достаточно четко понимают, чего они хотят. Цели и планы четко очерчены, и человек уверенно идет к их осуществлению. Неуверенные в себе люди редко могут конкретно описать, что бы они хотели поменять, а их цели зачастую невероятно завышены. У них не получается их достичь, и самооценка падает еще ниже.

    Естественно, высокая самооценка не спасет от жизненных трудностей и невзгод, но преодолевать их будет намного легче. Уверенный в своих силах человек находит новые методы их решения и воспринимает сложности как рутину. Люди с низкой самооценкой предпочитают прятаться от горестей. Для них любое переживание неуспеха очень болезненно и надолго выбивает их из колеи. Поэтому они делают вид, что у них все хорошо, и избегают принятия решения.

    Гармония и психическое здоровье

    Изучая, как самооценка влияет на здоровье, необходимо понимать, что для того чтобы человек достиг психологического комфорта, он должен доверять сам себе. Сформировать это ощущение не получится, если самооценка очень низкая и отсутствует самоуважение. Тогда человек будет вести себя непоследовательно и нарушать те обещания, которые давал сам себе.

    Люди с низкой самооценкой зачастую впадают в крайности: они или полностью игнорируют собственные переживания и поддаются влиянию окружающих, или отдаются своим эмоциям всецело, не обращая внимания на сигналы разума.

    Как влияет самооценка на отношения с людьми?

    Влияние самооценки на поведение человека в социуме недооценивать не стоит. Отношение к себе отображается и на взаимоотношениях с окружающими. Человек, который ценит себя и уважает, не связывает свои действия и поступки с мнением других людей. Он спокойно воспринимает возникающие разногласия и не боится неодобрения. В конфликтных ситуациях он не теряет уважения ни к себе, ни к тем, чье мнение отличается от его собственного.

    Влияет ли самооценка на поведение человека? Психологи настаивают, что независимость и внутренняя свобода дают возможность самостоятельно ориентироваться в своем поведении, принимать решения и нести за них ответственность. Такой человек не старается создать вымышленный образ только для того, чтобы заслужить одобрение.

    Неуверенность в себе заставляет людей искать одобрение у окружающих. Им кажется, что так они станут востребованы, и их оценят по достоинству. Но выработать уважение к себе за счет других невозможно. Это достигается внутренней работой, которая не связана с действиями и мнением окружающих.

    Размышляя о том, влияет ли самооценка на поведение человека, стоит отметить, что люди с низкой самооценкой очень болезненно реагируют на любую критику и неодобрение. Они стараются всячески оградить себя от осуждения. Специалисты выделяют четыре основных метода отстранения.

  • Обвинение. Если используется этот способ, человек постоянно ищет виноватых и, естественно, находит. Он придирается по мелочам и всегда всем недоволен.
  • Заискивание. В этом случае неуверенный в себе человек готов сделать для других буквально все только для того, чтобы им остались довольны. Он никогда не спорит и всегда ждет указаний.
  • Расчет. Выбирая этот путь, люди полностью блокируют свои эмоции и никогда не показывают то, что чувствуют. Они говорят монотонным голосом, а слова зачастую носят абстрактный характер.
  • Отстранение. Человек никогда не реагирует на то, что делают окружающие. Он беседует на нейтральные темы и не отвечает на вопросы. Всем своим видом человек демонстрирует, что он ничего не слышит, и вообще его здесь нет.
  • Все эти типы могут иметь различные вариации, но цель преследуется одна: защитить себя от нападок и критики.

    Что поможет повысить самооценку?

    Уровень самооценки влияет на все поступки человека, но поднять его можно благодаря внутренней работе. Самоуважение не должно зависеть от мнения других. Чем больше человек заботится о себе и своей жизни, тем выше его самооценка. Забота может иметь разные направления.

    Нужно трепетно относиться к собственным эмоциям, нельзя их полностью игнорировать. Тогда внутренний дискомфорт увеличивается, и достичь гармонии будет очень сложно. Полезно задавать себе вопросы о том, какие чувства испытываются в данный момент, какая реакция на происходящее, и какова оценка собственной реакции. Они помогут разобраться и понять, что вызывает внутреннее чувство гордости, а что, наоборот, неуверенность и самоосуждение.

    Факторы, влияющие на развитие самооценки, заключаются и в собственном отношении к другим людям. Когда человек принимает окружающих такими, какие они есть, и ведет себя по отношению к ним честно и искренне, он начинает больше уважать себя и гордиться собой.

    Что понижает самооценку?

    Психологи выделяют основные ошибки, которые снижают самооценку и не дают человеку по достоинству оценить себя.

  • Жалость к себе. Человек, который постоянно вспоминает свои неудачи, чувствует себя несчастным и ощущает беспомощность, потому что уже не может ничего изменить. Люди, которые неспособны самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, зачастую жалеют себя. Они отдаются на милость окружающих и со стороны наблюдают за тем, как сами «плывут» по течению. Человек, который привык испытывать к себе жалость, позволяет критиковать себя, обижать и ранить.
  • Обвинения и жалобы. Неуверенному в себе человеку сложно взять ответственность на себя. Ему намного удобнее винить в собственных неудачах кого-то другого. Принижая других, он в собственных глазах возвышается и реабилитируется. Зачастую человек обвиняет других в своих слабостях и наделяет их теми качествами, которые не любит в себе.
  • Привычка считать себя безнадежным человеком. Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей, заключаются в анализе собственных изъянов. Отрицательное отношение к себе проявляется и внешне: скованные движения, опущенная голова, потухшие глаза. Человек с высокой самооценкой физически расслаблен и спокоен.
  • Проявление неуверенности

    Определить людей с низкой самооценкой помогут два главных критерия их поведения.

  • Реакция на критику. Неуверенные в себе люди очень болезненно воспринимают даже конструктивную критику, и все замечания принимают на свой счет. Низкая самооценка не позволяет человеку адекватно оценить ситуацию, признать и исправить собственные ошибки.
  • Использование масок. Люди, которые надевают различные маски, считают себя хуже всех и пытаются играть чужую роль. Задумываясь над вопросом: «Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека», — они стараются скрыть свои истинные чувства и демонстрировать уверенность в себе. Это может выражаться хвастовством, громким смехом или фамильярностью.
  • fb.ru