Самооценка психических состояний айзенка для чего

Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных качеств личности в процессе профессионального отбора

Тема работы: Исследование психологических качеств личности в процессе профессионального отбора.

Цель работы: Проведение процедуры профессионального отбора на основе использования диагностики индивидуально-психологических показателей личности.

Задачи и порядок проведения работы:

Определение психологических профессионально важных качеств личности для выбранной профессии (профессия выбирается студентом самостоятельно).

Диагностика по всем методикам, рекомендуемым в работе.

Обработка результатов, вывод данных, построение графика личностных показателей.

Определение профессиональной пригодности на основе анализа результатов тестирования, используя двухэтапную стратегию отбора персонала В. Авдеева.

Вывод о степени пригодности испытуемого к выбранной профессии.

Многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI), бланк протокола;

Тест для измерения психических состояний Г. Айзенка, бланк протокола;

Тест для измерения ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, бланк протокола.

Вводные замечания. Ключевую роль в процессе определения профессиональной пригодности играют индивидуально-психологические качества человека. Двухэтапная стратегия отбора персонала предполагает два уровня отбора. Целью отбора первого уровня является определение противопоказаний к отдельным видам профессиональной деятельности, для чего применяются такие тесты, как многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI), имеющий 12 шкал (невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, эмоциональная лабильность и др.); тест для измерения психических состояний Г. Айзенка, имеющий 4 шкалы (личностная тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность), тест для измерения ситуативной тревожности Ч. Спилбергера, Целью отбора второго уровня является определение показаний к определенным видам деятельности, для чего применяются следующие тесты: тест для измерения решительности и самостоятельности (методики США) и многофакторный личностный тест – Фрайбургский личностный опросник (FPI).

Все методики представлены в приложении.

Порядок определения профессиональной пригодности

1-й этап.На этом этапе определяются две группы противопоказаний, характерных для большого числа различных направлений профессий.

Первую группу составляют противопоказания для значительного числа видов деятельности, содержащих комплекс параметров, указывающих на значительную психическую неуравновешенность тестируемого.

В этот комплект входят соответствующие показатели по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения ситуативной тревожности – показатели от 13 до 20 баллов;

По тесту для измерения личностных свойств (шкалы 1, 3, 4, 8, 11) – показатели от 7 до 9

По тесту для измерения психических состояний – показатели от 15 до 20 баллов (по каждой шкале).

В наибольшей степени указанные противопоказания действуют для профессий, предъявляющих требования к эмоциональной устойчивости индивида, его чувствительности к стрессогенным факторам, в том числе и при работе в особо конкурентных условиях.

Вторую группу составляют противопоказания для профессий, связанных с общением (организация совместной работы, проведение переговоров, тесное взаимодействие и т.д.). Значимые противопоказания содержатся в комплексе показателей, указывающих на различного рода нарушения в общении. К ним относятся соответствующие оценки по следующим тестовым методикам:

По тесту для измерения личностных свойств – (шкалы 2, 7, 8, 10) – показатели от 7 до 9 баллов;

2-й этап.Выделение групп прогностических показателей успешности для предполагаемых профессий.

А.Сочетание показателей, которые указывают на инициативность испытуемого (профессии управленческого и административного характера).

Низкие (от 1 до 3 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 2, 7, 8; высокие показатели (от 7 до 9 баллов) – по шкалам 5, 10, 11, 12.

Высокий (от 28 до 36 баллов) показатель теста для измерения решительности и самостоятельности.

Б.Сочетание показателей, указывающих на умение завязывать многообразные и разносторонние контакты с людьми и эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Высокие (от 7 до 9 баллов) показатели по тесту для измерения личностных свойств по шкалам 5, 10; низкие (от 1 до3) – по шкале 11.

В.Сочетание показателей, указывающих на исполнительность (профессии секретарского типа).

Высокие показатели (от 7 до 9 баллов) показатели теста для измерения личностных свойств по шкалам 5, 6, 10 и низкие (от 1 до 3 баллов) по шкалам 11 и 12.

Г.Сочетание показателей, указывающих на продуцирование нетривиальных идей и творческого подхода к решению задач (см. 1, с. 308).

Д.Сочетание показателей, указывающих на умение эффективно взаимодействовать со средой обитания (см. 1, с. 308)..

Оформление отчета. Работа оформляется в форме отчета на листах формата А 4 с титульным листом. Содержание отчета — согласно требованиям к форме отчета по выполнению практических работ.

Что такое профессиональная пригодность?

Какую роль играет психодиагностика в целостной структуре профотбора?

В чем суть двухэтапной стратегии отбора профессионала и как она влияет на подбор диагностических методик?

Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2 т. — М., Т. 2. С. 307-309.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. С. 12-28.

studfiles.net

1. Закрепление и углубление знаний по теме.

2. Изучение индивидуальных особенностей темперамента.

Формы работы на занятии

1. Ответы на вопросы, обсуждение основных терминов и понятий по теме.

2. Работа с личностным опросником Г. Айзенка.

1.Что такое темперамент?

2. Какие типы темперамента вам известны?

3. Какие качества личности можно отнести к темпераменту?

4. Чем обусловлен темперамент?

Обсудите и запомните основные термины и понятия по теме

Темперамент – динамические характеристики психической деятельности: темп, ритм, скорость психической жизни. Темперамент проявляется в общей активности, в моторной и эмоциональной сферах личности.

Темперамент – совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающиеся в каждом индивиде.

Генотип – прирожденный тип нервной системы.

Фенотип – склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания.

Выполните диагностическую методику

Личностный опросник Г. Айзенка (форма «А» — взрослый вариант).

Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма

Вводные замечания. Английский исследователь Г. Айзенк – автор двухфакторной модели личности. Его исследования личности хорошо согласуются с исследованиями темперамента в отечественной психологии. Предлагаемый опросник является широко распространенным инструментом диагностики особенностей темперамента личности.

В качестве основных свойств личности Г. Айзенк использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Айзенку и его последователям удалось установить различия между экстравертами и интровертами более чем по пятидесяти физиологическим показателям. Айзенк полагал, что эти свойства, составляющие основную структуру личности, генетически детерминированы.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладает следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумываться над тем что, и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системой. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс нейротизма (низкие оценки) — это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Предлагаемый опросник поможет Вам разобраться в особенностях Вашего темперамента, который влияет на успешность в разных видах деятельности, так как является почвой для развития способностей.

Инструкция. Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения. Прочитайте внимательно суждение, оцените себя мысленно – согласны Вы или не согласны с данным суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте. Ответ «да» или «нет» запишите в тетрадь.

1.Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?

2.Часто ли Вы нуждаетесь в том, чтобы Вас ободрили или утешили?

3.Легко ли Вы обычно отвлекаетесь от своих забот?

4.Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, отвечая другим «нет»?

5.Долго ли Вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?

6.Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (не зависимо от того, удобно Вам это или нет)?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения без особой причины?

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Бываете ли Вы печальны без достаточных на то причин?

10. Любите ли Вы рискованные поступки? 11.Возникает ли у Вас внезапно чувство робости и смущения, когда Вы хотите вступить в разговор?

12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

13. Обычно Вы действуете мгновенно, под влиянием момента?

Часто ли Вы волнуетесь, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

В свободное время предпочитаете ли Вы обычно чтение книг общению с людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

19. Бывает ли у Вас иногда так, что избыток энергии внезапно сменяется полной вялостью?

Предпочитаете ли Вы обычно общаться с узким кругом хорошо известных Вам людей?

Часто ли Вы мечтаете о несбыточных, нереальных вещах?

Если на Вас накричат. Вы отвечаете мгновенно?

Испытываете ли Вы иногда вину без какой-либо причины?

Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли Вы себя человеком ранимым и чувствительным?

Вы человек очень живой и подвижный?

После того, как Вы сделали какое-нибудь важное дело, часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что сделали его хуже, чем могли бы?

Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

Вы иногда сплетничаете?

Часто ли Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите что-то узнать. Вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?

33. Случаются ли у Вас внезапно сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас длительного внимания и большой сосредоточенности?

Бывают ли у Вас от волнения приступы дрожи в руках или ногах?

Всегда бы Вы платили за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Приятно ли Вам находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Легко ли Вам обычно выполнять дела, требующие мгновенной активности?

Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти?

Ваши движения обычно медленны и неторопливы?

Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

Часто ли Вам снятся тяжелые кошмары?

Вы так любите поговорить с людьми, что постараетесь не упустить случая побеседовать с новым человеком?

Часто ли Вас беспокоят боли?

Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вы вступаете в общение с людьми?

50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши личные недостатки и недостатки в Вашей работе?

Вам мало доставляет настоящего удовольствия участие в вечеринке?

Часто ли Вас беспокоит чувство собственной неполноценности?

Способны ли Вы легко внести оживление в довольно скучную компанию?

Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

Испытываете ли Вы чувство тревоги за свое здоровье?

Любите ли Вы подшучивать над другими?

Часто ли у Вас бывает длительная бессонница?

Данный опросник состоит из трех шкал.

1. Шкала объективности, искренности ответов (L-шкала). Включает 9 вопросов.

2. Шкала экстраверсии ? интроверсии (Е-шкала) ? направлена на изучение степени общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, способности приспособления к новым условиям. Включает 24 вопроса.

3. Шкала нейротизма – эмоциональной устойчивости (N-шкала) направлена на изучение степени эмоциональной чувствительности, возбудимости. Включает 24 вопроса.

По каждой шкале подсчитывается количество баллов, для чего необходимо соотнести свои ответы с «ключом». При совпадении ответа с ключом насчитывается 1 балл.

Ключ к L-шкале: да; № 6, 24, 36;

нет; № 12, 18,30,42,48,54.

Ключ к E-шкале: да ;№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

нет ; № 5,15,20, 29, 32, 34, 37, 41,51.

Ключ к N-шкале: да ; № 2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35, 38,40,43,45, 47, 50,52, 55, 57.

L-шкала. Если сумма баллов более 4, то Вы были недостаточно искренни. Просим Вас быть более откровенным. Это в Ваших интересах, так как только в этом случае можно интерпретировать Ваши особенности и склонности.

E-шкала. Количество баллов в пределах от 0 до 8 свидетельствует о ярко выраженном проявлении интроверсии.

Количество баллов в пределах от 16 до 24 свидетельствует о ярко выраженном проявлении экстраверсии.

N-шкала. Количество баллов от 0 до 8 свидетельствует о ярко выраженной эмоциональной стабильности.

Количество баллов в пределах от 8 до 16 характеризует средний уровень проявления данного свойства, когда нет преобладания какого-либо полюса свойства.

Количество баллов от 16 до 24 свидетельствует о ярко выраженном проявлении нейротизма (эмоциональная ранимость, чувствительность).

Рис. 2. Квадрат Г. Айзенка

Графическая интерпретация результатов. Индивидуальное сочетание показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма-эмоциональной устойчивости может свидетельствовать о том или ином типе темперамента. Это лучше проследить на рисунке 2, с помощью построения двух осей координат.

На данный рисунок наносятся по координатам точки, соответствующие показателям Е и N шкал, затем находится точка пересечения перпендикуляров, опущенных из точек на координатах.

Например, показатель Е – шкалы = 18, а N – шкалы = 21, точка пересечения будет находиться за пределами заштрихованного квадрата в центре рисунка в зоне верхнего правого угла – это свидетельствует о проявлении холерического темперамента.

Если показатели свойств находятся на среднем уровне, то у человека не будет ярко проявляться тип темперамента, т. е. можно говорить, что у человека смешанный тип темперамента на рисунке зона заштрихованного квадрата.

Вербальная интерпретация результатов

Вы импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и Вы бываете излишне резки и прямолинейны. Можете увлекаться делом, но при неудаче – быстрая смена настроения, потеря интереса. Люди Вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной периодичностью, требующую напряжения сил, но не длительную. Им больше по душе работа, связанная с высоким темпом движений, разнообразная по содержанию, требующая смекалки и сообразительности.

Общаясь с людьми, такой человек резко реагирует на мелкие незначительные обстоятельства. В споре старается переговорить других, раздражается и легко выходит из себя.

Вы человек уравновешенный, умеете сдерживать себя. В сложных жизненных ситуациях можете иногда «потерять голову», но волевым усилием способны восстановить равновесие. Легко переносите смену обстановки, схватываете новое, энергичны и работоспособны. Человек этого типа готов все время действовать, что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности. Он достаточно гибок в общении с людьми, но предпочитает самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Работая, он может легко сосредоточиться и также легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Вы человек достаточно живой, подвижный и общительный, когда видите перед собой ясную цель и конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, достаточно сдержанны, отзывчивы, любопытны.

Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны в проявлении чувств, рассудительны, но медлительны. Такой человек проявляет упорство и старательность, но все усваивает постепенно. Ему с трудом дается переключение внимания, переход к новым методам работы, к новой обстановке. Ему не подходит работа, которая отличается разнообразием, зато монотонная деятельность трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуманной организации своего труда. Знакомится и вступает в контакт далеко не сразу, но, как товарищ и член коллектива, всегда готов помочь и на него вполне можно положиться. Среди своих товарищей и сотрудников по работе неохотно берет на себя обязанности лидера.

Вы человек впечатлительный, с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, беспокойный, тревожный, стеснительный, легко ранимый. Такой человек трудно входит в новый коллектив, чувствует себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых действий и частой смены заданий; предпочитает работать в одиночку. Благодаря высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а также искусстве, литературе, музыке. Такому человеку подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали.

Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанны в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках ориентируетесь в основном на свои чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуется усидчивость, пунктуальность, внимательность к работе.

Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши отношения с людьми и Ваши поступки часто зависят от Вашего настроения: то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. Люди Вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но не продолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую. Хорошо развита интуиция.

Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. В делах преобладают деловитость и практичность. Люди этого типа могут добиться успехов в разнообразных видах деятельности, особенно, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.

Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, но очень тревожный, неплохо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди данного типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии интереса, осознании важности, необходимости данной работы, наличия перспективы продвижения по службе.

По окончании работы над опросником необходимо выполнить два задания.

1. Сравнить представления о своем темпераменте с результатами теста.

2. Проанализировать, как тип темперамента может повлиять на стиль деятельности сказать, в чем могут быть плюсы и минусы этого влияния.

studfiles.net

Самооценка психических состояний айзенка для чего

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА

Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»). Задача обследуемого – поставить карандашом как можно больше точек в квадрате. Если обследование групповое, карандаши должны быть одинаково мягкими.

С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.

Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Обработка включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.

Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС= ( (х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1) ) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

? R — общая сумма точек, поставленных правой рукой

? L — общая сумма точек, поставленных правой левой

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;

вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений

А — выпуклого типа;·

Б — ровного типа,

В — промежуточного и вогнутого типов,

Г — нисходящего типа.

·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет

20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.

26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

25-30 точек — нормальный средний темп работы

30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Чем выше КСНС ( коэффициент силы нервной системы ), тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице

Примечание: Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система — со знаком «?»

Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.

Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.

Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+», это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак «», это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.

Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]

Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.

Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.

Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

psihologn.org

Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

Кто такой Холерик?! Кто такой Сангвиник?!

Кто такой Флегматик?! Кто такой Меланхолик?!

Или подробнее о темпераментах

Тренинг «Мастер общения» Подробнее

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

Варианты ответов на вопросы: «да», «нет». Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы — «да» — плюс, «нет» — минус — фиксируйте на листке бумаги.

  1. 1)Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
  2. 2)Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
  3. 3)Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
  4. 4)Правда ли, что Вам очень трудно отвечать «нет»?
  5. 5)Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. 6)Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
  7. 7)Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. 8)Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
  9. 9)Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. 10)Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  11. 11)Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  12. 12)Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. 13)Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. 14)Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
  15. 15)Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
  16. 16)Вас легко обидеть?
  17. 17)Любите ли Вы часто бывать в компании?
  18. 18)Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
  19. 19)Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  20. 20)Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
  21. 21)Часто ли Вы мечтаете?
  22. 22)Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
  23. 23)Часто ли Вас тревожит чувство вины?
  24. 24)Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. 25)Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. 26)Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. 27)Считают ли Вас человеком живым и веселым?
  28. 28)После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
  29. 29)Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
  30. 30)Вы иногда сплетничаете?
  31. 31)Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
  32. 32)Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
  33. 33)Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. 34)Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
  35. 35)Бывает ли, что Вас «бросает в дрожь»?
  36. 36)Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  37. 37)Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  38. 38)Вы раздражительны?
  39. 39)Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
  40. 40)Верно ли, что Вам не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. 41)Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. 42)Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
  43. 43)Часто ли Вам снятся кошмары?
  44. 44)Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. 45)Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  46. 46)Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  47. 47)Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. 48)Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. 49)Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  50. 50)Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  51. 51)Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. 52)Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. 53)Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  54. 54)Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. 55)Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  56. 56)Любите ли Вы подшутить над другими?
  57. 57)Страдает ли Вы от бессонницы?

Приглашаем на Международный Бизнес-конгресс на Красном море

Великолепная возможность для личностного и профессионального роста!

Для всех желающих отдохнуть в компании или всей семьей и посетить тренинги разных направлений. В программе: бизнес-тренинги и тренинги личностного и духовного роста.

Более 600 бизнесменов станут участниками Международного Бизнес-конгресса в этом году. Присоединяйтесь! Подробнее:

Если ответ «ключа» совпадает с Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, — ноль баллов.

1. Шкала достоверности.

Ответ «да» на вопросы: 6, 24, 36.

Ответ «нет» на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Сосчитайте сумму. Если результат от 5 и больше баллов, это значит, Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вам хотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы не достоверны.

2. Шкала экстраверсии.

Ответ «да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответ «нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

3. Шкала эмоциональной устойчивости.

Ответ «да» на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Получив суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отметьте их, соответственно, на горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» и вертикальной оси «Эмоциональная устойчивость». Точка пересечения покажет ваш тип темперамента.

Начертите оси координат: горизонтальная ось — «шкала экстраверсии», вертикальная ось — «шкала эмоциональной устойчивости». Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12.

Результат, который Вы получили, — Ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

Четыре типа меланхоликов

Чистый, ярковыраженный меланхолик: интроверсия (интр.) — от 1 до 9, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 16 до 24 баллов.

Меланхолик флегматичный: интр. — от 1 до 9, эм. уст. — 12 до 16 баллов.

Меланхолик слабовыраженный: интр. — 9 до 12, эм. уст. — 12 до 16 б.

Мелахолик холерический: интр. — от 9 до 12, эм. уст — 16 до 24 б.

Четыре типа флегматиков

Чистый, ярковыраженный флегматик: интроверсия (интр.) — от 1 до 9, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 1 до 9 баллов.

Флегматик сангвинический: интр. — от 9 до 12, эм. уст. — 1 до 9 баллов.

Флегматик слабовыраженный: интр. — 9 до 12, эм. уст. — 9 до 12 б.

Флегматик меланхоличный: интр. — от 1 до 9, эм. уст — 9 до 12 б.

Четыре типа холериков

Чистый, ярковыраженный холерик: интроверсия (интр.) — от 16 до 24, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 16 до 24 баллов.

Холерик меланхоличный: интр. — от 12 до 16, эм. уст. — 16 до 24 баллов.

Холерик слабовыраженный: интр. — 12 до 16, эм. уст. — 12 до 16 б.

Холерик сангвинический: интр. — от 16 до 24, эм. уст — 12 до 16 б.

Четыре типа сангвиников

Чистый, ярковыраженный сангвиник: интроверсия (интр.) — от 16 до 24, эмоц. устойчивость (эм. уст.) — 1 до 9 баллов.

Сангвиник холерический: интр. — от 16 до 24, эм. уст. — 9 до 12 баллов.

Сангвиник слабовыраженный: интр. — 12 до 16, эм. уст. — 9 до 12 б.

Сангвиник флегматичный: интр. — от 12 до 16, эм. уст — 1 до 9 б.

Общие понятия о темпераменте

У каждого человека есть свои особенности психической деятельности.

Темперамент — это характеристика человека, а именно:

  • темп,
  • интенсивность этих психических процессов и состояний.

    Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения.

    В то же время темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества — здесь мы в состоянии самостоятельно развить наши задатки, превратить их в способности или забыть о них.

    Способность делать выбор и брать на себя ответственность за него — это показатели развитой личности, а не проявления характеристик темперамента. Знание же собственного типа темперамента во многом упрощает процесс познания себя, принятия своих проявлений и, как следствие, выбора собственного стиля жизни.

    Темперамент человека — качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция — наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…). Для чего? С целью более эффективного и успешного существования.

    В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.

    Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером.

    все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.

  • Умным или глупым,
  • честным или лживым,
  • талантливым или бездарным

    может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.

    Основные компоненты темперамента

    Анализ внутренней структуры темперамента приводят к выделению трех главных, ведущих компонентов. Каждый из этих компонентов имеет сложное многомерное строение и разные формы психологических проявлений.

  • быстрота,
  • сила,
  • резкость,
  • ритм,
  • амплитуда и
  • ряд других признаков мышечного движения.
  • Особенности мышечной и речевой моторики легче других можно наблюдать у человека. Поэтому зачастую только по этому компоненту судят о темпераменте человека

    Этот компонент наиболее сложен. У него разветвленная собственная структура:

  • Впечатлительность — восприимчивость человека, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует.
  • Импульсивность — быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.
  • Эмоциональную лабильность — скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
  • Из истории учений о типах темперамента

    Впервые о темпераментах сказал Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков» жизни, входящих в его состав:

  • крови,
  • флегмы,
  • желтой желчи и
  • черной желчи

  • холерика (от греч. chole — «желчь»),
  • сангвиника (от лат. sanguis — «кровь»),
  • флегматика (от греч. — phlegma — «флегма»),
  • меланхолика (от греч. melas chole — «черная желчь»)

    И.П. Павлов выдвинул гипотезу о том, что в основе различий поведения лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся:

  • сила возбуждения

    отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения

    понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения. Проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка

    равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого

    проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому

    Выделенные И.П.Павловым 4 типа нервной системы по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

  • сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;
  • сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
  • слабый тип- меланхолик

    Описание типов темперамента.

    Типы темперамента по И.П. Павлову

    И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению Ивана Петровича свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы.

    Следует отметит две вещи:

  • Слабость нервной системы не является отрицательным свойством.

    Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами (например, в работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками).

    Слабая нервная система более успешно справляется с другими (например, в условиях монотонной работы). Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.

  • Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы. Чистые темпераменты встречаются относительно редко.

    Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:

    характеризует эмоциональную устойчивость/неустойчивость (стабильность/нестабильность).

    Высокие показатели по нейротизму выражается в нервозности, неустойчивости, слабой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

    Низкие показатели по нейротизму выражается в сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства.

    Экстраверт — человек, обращенный во вне, общительный, оптимистичный, с широким кругом знакомств, импульсивный, действующий под влиянием момента. Ему, как воздух, необходимы контакты. Он предпочитает действовать, двигаться вперед, а не рассуждать.

    Экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает.

    Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (например, торговля, социальные службы).

    Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; зато экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрасте, более часто и с большим числом партнеров, чем интроверты.

    В учебе интроверты достигают более заметных успехов, чем экстраверты. Также студенты, оставляющие колледж по психиатрическим причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты, которые уходят по академическим причинам, чаще оказываются экстравертами.

    Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты — по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстраверты — во второй половине дня. В кризисных ситуациях экстраверты предпочитают искать помощи и поддержки у людей, в общении с близкими и друзьями, в компаниях. Интроверты же залезают в свою каморку, и прячутся от людей.

    показатель склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоцентричности.

    Люди с высокой степенью выраженности психотизма эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности.

    Результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма — стали четыре категории людей, описанные Айзенком. Высокий уровень нейротизма (эмоциональная неустойчивость/нестабильность) свойственен меланхоликам и холерикам. Низкий уровень — сангвиникам и флегматикам. А вот интроверсия свойственна меланхоликам и флегматикам, тогда как экстраверсия — холерикам и сангвиникам.

    Описание типов темперамента.

    Типы темперамента по Г. Айзенку

    Например, если вы получили результат: нейротизм 13, экстраверсия 17 — то вы Холерик сангвинический. Тогда у вас наблюдаются характеристики и холерика и сангвиника, но не так ярко выражено, как у чистых Холериков, Сангвиников. В разных условиях, в разных ситуациях вы можете проявлять и те и другие характеристики.

    Помните, что в литературе зачастую приводятся характеристики «чистых» типов темпераментов.

    Чистые типы темперамента

    Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Обладает логичностью суждений. Он обладает сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой, упорный, настойчивый труженик, дела доводит до конца. Чаще всего спокоен, сдержан и постоянен в чувствах, настроение ровное, редко выходит из себя.

    Способен на глубокие, стабильные и постоянные чувства. Флегматик миролюбивый, внимательный, заботливый. В меру разговорчив, не любит болтать по пустякам. Экономит энергию, не тратит ее попусту. Мимика, речь, жесты и действия медлительны и спокойны, сдержанны, эмоционально невыразительны. Основателен, надежен, отличается глубиной и постоянством мыслей.

    Но флегматик с трудом переключается с одной работы на другую, долго «раскачивается», плохо адаптируется в новой обстановке, пассивен (низкий уровень активности), сложно вырабатывает новые привычки и модели поведения, но они при этом становятся стойкими. Ему свойственны вялость, лень, равнодушие к окружающим, безволие. Склонен выполнять привычную работу в привычной, знакомой обстановке.

    Быстрый, страстный, порывистый, открытый, с быстрыми сменами настроения. Холерик активен, подвижен, оптимистичен, импульсивен, но при этом легко возбудим и беспокойный. У холерика тоже сильная нервная система, но он неуравновешен, всплыльчив, раздражителен, нетерпелив, обидчив, раним.

    У него возможны эмоциональные срывы. Из-за конфликтности плохо уживается с другими людьми. Холерик легко переключается с одного дела/темы разговора на другое дело/тему, ему свойственны резкие перемены настроения. Он повышенно возбудим, у него ярко выражены эмоциональные переживания, он не способен контролировать свои эмоции.

    Движения и речь у холерика быстрые, прерывистые, резкие, стремительные, импульсивные. Склонен к истощению, так как при увлеченности делом действует из всех сил. В интересах общества инициативен, принципиален, активен, энергичен.

    При отсутствии духовного и личностного роста аффективен, раздражителен, вспыльчив, агрессивен, несдержан, конфликтный.

    Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник веселый, дружелюбный, разговорчивый, покладистый, отзывчивый.

    У него сильная, уравновешенная нервная система, высокая работоспособность, при этом он активен и подвижен, легко переживает неудачи. Он легко общается с людьми, быстро сходится с людьми, легко переключается, легко и быстро реагирует на то, что происходит вокруг. При этом он стремится к новизне, смене впечатлений, непоседлив, недостаточно регулирует свои импульсы. У него богатая, подвижная мимика, быстрая, выразительная речь.

    Сангвиник не может выполнять дела, требующие сосредоточенности, внимания, усидчивости, терпения. У него проиcходит быстрая смена чувств, но чувства неглубоки, склонен к непостоянству, поверхностности.

    Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Меланхолик повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним, обидчив, но при этом чувствителен и чуток, легко уживается с разными людьми, неконфликтен.

    У него слабая нервная система, повышенная утомляемость, низкая психическая активность, медлительность. Он высоко эмоционален, но склонен переживать проблемы внутри себя, что приводит к саморазрушению. Его чувства глубоки, постоянны, устойчивы, но при этом слабо выражены. Ему трудно сосредотачиваться на чем-то в течение долгого времени.

    Меланхолик тяжело и остро переживает неудачи (часто опускаются руки), он робок, застенчив, тревожен, нерешителен, неустойчив к стрессам, речь тихая, медлительная. Он замкнутый, необщительный, тихий, пессимистичный, у него легко меняется настроение, но при этом меланхолик рассудительный.

    В здоровой обстановке работоспособен, может выполнять монотонную работу, требующую внимания, усидчивости, терпения, сосредоточенности. Человек глубокий, содержательный. А вот при неблагоприятных обстоятельствах становится тревожным, замкнутым, боязливым, ранимым.

    www.5da.ru